Консультация для воспитателей:"Эффективное взаимодействие с родителями при проведении родительских собраний и встреч с родителями
учебно-методический материал по теме
Консультация для воспитателей " Эффективное взаимодействие с родителями при проведении родительских собраний и встреч с родителями: формы работы с семьей, 10 правил проведения родительского собрания, как сделать родительское собрание запоминающимся, признаки успешного проведения собрания, встречи с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultaciya_rabota_s_roditelyami.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей :
«Эффективное взаимодействие с родителями
при проведении родительских собраний и встреч с родителями».
Уважаемые педагоги, сегодня на нашей консультации мы поговорим о том, как успешно провести родительское собрание и встречу с родителями.
Современные родители – это родители, воспитанные поколением, когда отечественная педагогика делала ставку на познавательное, а не эмоциональное развитие, не на развитие внутреннего мира чувств, переживаний. Педагоги сейчас сталкиваются с низкой компетентностью родительского поведения. Если у ребёнка мать не понимает нужд ребёнка, сосредоточена на том, как должно быть, то ребёнок «трудный», в первую очередь потому, что она глуха к его возрастным и специфическим потребностям. Между ребёнком и родителями складываются непродуктивные типы привязанностей (сверхзависимые отношения, эмоционально отвергающие, жёстко- агрессивные).
Проблема неполных семей может быть связана с трудностями решения жизненных задач. Родитель один воспитывающий ребёнка (чаще мать) может быть очень тревожным, беспокойным, неровным и непоследовательным в воспитании ребёнка, а также в общении с окружающими
Другая особенность - попустительство и безразличие к малышу из- за полной занятости экономическими и бытовыми, личными проблемами. Сокращение свободного времени у родителей, перегрузка на работе, приводит к ухудшению физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои эмоции родители переносят на детей. Ребёнок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что сказывается на его психическом здоровье.
Перед нами в настоящее время остро стоит вопрос о проблемах родителей и детей. Одной из таких проблем является кризис семьи.
Поэтому необходимо «вернуть» родителей в семью, помочь им осознать свой родительский долг перед детьми, преодолеть родительскую лень; неуверенность, увидеть свои родительские возможности.
С каждым годом у нас становиться всё больше «проблемных детей», семей «группы риска». Педагогам трудно общаться и взаимодействовать с родителями. Традиционные формы работы – родительские собрания и т. д., не оправдали себя. Посещаемость стала всё меньше и меньше. Поэтому надо искать новые формы, наполнять их педагогически-эффективным содержанием. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.
Деятельность педагога строиться на гуманистических принципах, которые утверждают:
- Все люди разные
- Каждая личность неповторима и уникальна
- Каждый человек прекрасен в своих потенциальных возможностях и способностях
- Жизнь создаётся любовью
- Любить человека- значит утверждать его неповторимое существование
- Необходимо отделять поведение от сущности человека.
Понимание родителями объективного отношения педагогов группы к их ребёнку и к ним самим, создаёт наилучшие условия для развития эмоций, интеллекта, закладывает основы свободной личности ребёнка, поддерживая в нём индивидуальность.
Демократическое общение исключает нарушение прав ребёнка и создаёт у него чувство личной защищённости.
На основе формирования чувства доверия родителей к воспитателям расширяются возможности в работе с семьёй. При этом необходимо учитывать: чувства мысли, поступки и интересы родителей и строить на этом фундаменте обсуждение или обучение, конструктивное взаимодействие. Информация должна передаваться без ущемления родительского чувства уверенности в себе, чтобы не нарушалась доверительность взаимоотношений с педагогом.
Характер педагогической деятельности постоянно ставит педагогов в коммуникативные ситуации, требуя от воспитателей проявления качеств, способствующих эффективному межличностному взаимодействию с детьми и их родителями. Именно способность к рефлексии, эмпатия, гибкость, общительность, способность к сотрудничеству стимулируют состояние эмоционального комфорта, интеллектуальной активности, творческого поиска.
Напомню вам формы работы с семьей:
Формы работы с семьей
Презентация дошкольного учреждения
Цели: познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка.
В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми
Открытые занятия с детьми для родителей
Цель: познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.
Воспитатель при проведении занятия может включить в него элемент беседы с родителями (ребенок может рассказать что-то новое гостю, ввести его в круг своих интересов).
Посещение семьи
Цель первого посещения семьи — выяснить общие условия семейного воспитания. Повторные посещения планируются по мере необходимости и предусматривают более частные задачи, например проверку выполнения рекомендаций, которые были ранее даны воспитателем; знакомство с положительным опытом семейного воспитания и т.д.
Педагогические беседы с родителями
Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации.
Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.
Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы.
Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать ее с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главным темам.
Тематические консультации
Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию, стремится дать родителям квалифицированный совет.
.Групповые собрания родителей
На групповых собраниях родителей знакомят с содержанием, задачами и методами воспитания детей в условиях детского сада и семьи.
"Круглый стол" с родителями
Цель: в нетрадиционной обстановке обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания.
Конференция с родителями
На конференции в занимательной форме педагоги и родители моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами
Наглядная пропаганда
В работе рекомендуется использовать разные средства наглядной пропаганды. Одно из таких средств — привлечение «проблемных» родителей к посещению детского сада с постановкой перед ними конкретных педагогических задач: наблюдение за деятельностью воспитателя группы, отношениями между сверстниками, а также взрослыми и детьми, за играми, занятиями дошкольников, за поведением своего собственного ребенка; ознакомление с бытовыми условиями в детском саду.
Наглядное знакомство родителей с жизнью детей в детском саду. Деятельность родителей включает наблюдение за проведением занятий, играми детей, режимными моментами.
Традиционные средства наглядной педагогической пропаганды — разнообразные стенды, уголок для родителей
Тематические выставки создаются для родительского коллектива группы. К их оформлению можно привлекать «проблемных» родителей.
Остановимся теперь на правилах проведения родительских собраний и встреч.
Десять правил проведения родительских собраний.
1.Собрание должно запомниться.
2.Собрание должно заставить задуматься.
3. Собрание должно настроить родителей на позитивный ,конструктивный лад.
4.Информационный блок должен быть хорошо подготовлен.
5. В присутствии других родителей следует хвалить детей, отмечая их достижения, высказывать критику в адрес ребенка следует только в разговоре наедине с родителем.
6. На каждого родителя должно хватить времени.
7. Собрание – не лекция и не урок, привлекайте родителей к диалогу.
8 . Уважайте свое время и время родителей- собрание не должно длиться более 1ч 20 мин.(20 мин.-донести новую информацию,15-20 мин –выслушать вопросы и ответить на них, 20 мин –индивидуальные вопросы).Индивидуальные беседы с родителями могут занять несколько больше времени. Если родителям понадобится время на организационные вопросы , учтите это и предоставьте возможность для их обсуждения.
9.Каждое собрание должно содержать краткий отчет о самых интересных делах группы ,достижениях детей. Анонсируйте будущие мероприятия, приглашайте родителей к сотрудничеству.
10.Будьте изобретательны- проводите каждое собрание по-новому.
Чего не стоит делать на собрании?
- Осуждать отсутствующих родителей за их неявку на собрание.
- Сравнивать успехи отдельных детей с упоминанием их фамилий.
- Давать негативную оценку всей группе.
- Использовать для общения с родителями назидательный тон.
Как сделать собрание запоминающимся?
Для этого надо:
-приводить интересные факты .Например: «Леонардо да Винчи, Мирей Матье –это далеко не полный перечень знаменитых левшей, возможно, ваш ребенок пополнит их ряды»;
- спрашивать мнение родителей по тому или иному вопросу;
-рекомендовать упражнения, книги, пособия;
-менять формы собраний.
Как настроить родителей на позитивный , конструктивный лад?
Это значит :
- Сообщать положительную информацию о группе в целом, хвалить детей за достижения, поведение, поступки;
-Приглашать на ближайшие мероприятия и просить помощи и участия;
-Всегда поощрять наиболее активных родителей.
Чаще смотреть на аудиторию, обращаться к родителям жестом, взглядом.
Готовясь к собранию, необходимо постараться предугадать, кто из родителей захочет пообщаться индивидуально , учесть это и уделить каждому желающему немного времени и внимания.
Воспитатель или специалист, организующий собрание, должен быть компетентным в разных вопросах семейной педагогики и психологии, образования взрослых.
Признаки успешного проведения собраний-встреч:
-направленность встреч на поддержку и помощь родителям в воспитании детей;
-искреннее выражение педагогами своих чувств, умение управлять ими, внимательность и чуткость к эмоциональному состоянию родителей и других членов семьи , участвующих в собрании;
-способность педагогов ставить перед участниками собрания открытые и закрытые вопросы, фиксировать внимание на главных мыслях, чувствах , предъявляемых участниками ; умение перефразировать (проясняя смысл) и обобщать важнейшие высказывания родителей; держать паузу.
-умение педагогов подвести собрание к принятию совместного решения.
Ведущему собрание-встречу педагогу важно научиться:
-уважать права родителей, соблюдать меру, дистанцию и границы диалога;
- верить в уникальность родителей и их способность найти (при незначительной поддержке со стороны ) способы решения проблемы;
-эмоционально , словами и жестами , мимикой поддерживать родителей;
-активно слушать родителей, предоставляя им возможность рассказать о трудностях в воспитании ребенка;
- определяя проблему ,находиться в контексте рассказа родителей о ребенке; не торопиться с выводами и рекомендациями , а создавать условия для инсайда (показать ситуацию в зеркале своего восприятия , прояснять смысл высказываний , говорить о своих чувствах );
-стремиться к пониманию и совместному решению проблемы.
Рекомендации
по успешному проведению родительского собрания в ДОУ.
1.Активизировать обсуждение с помощью вопросов.
2.Проводить собрание в спокойной форме и дружеской обстановке.
3.Обеспечить присмотр за детьми.
4.Использовать наглядные средства: магнитофонные записи, выставки , фотографии детей , видео и т.д.
5. Сделать красивые персональные приглашения.
6. Всегда оставлять время для общения родителей между собой.
7.Сообщения должны быть короткими.
8.Оживить собрание шуткой- посмеяться всегда хорошо.
9.Провести собрание как встречу с друзьями.
10. Если кто-то не смог посетить собрание , выразить родителям надежду, что следующая встреча состоится обязательно.
11. Оценить родительское собрание можно с помощью опросного листа или анкеты.
Родительские собрания в детском саду. Осипова Л.Е.
Родительские собрания в детском саду. С.В.Чиркова.
Взаимодействие с родителями в детском саду. Г.А. Прохорова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нестандартные формы проведения родительских собраний и работа с родителями.
Родительское собрание и 100% посещаемости. Возможно такое? Да, если подойти к этому мероприятию с выдумкой, компьютером и интернетом....
Пятишаговая модель консультации для воспитателей по взаимодействию с родителями
I этап – взаимопонимание, структуирование (1, 2 минуты) Цель: Наладить контакт с собеседникомОсновные моменты техники: отзеркаливание ...
Конспект родительского собрания «Весенние встречи» для родителей подготовительной к школе группы.
Тема: «Психологическая готовность ребёнка к школе».Форма проведения: групповая дискуссия с игровыми элементами.Цель собрания: Актуализация знаний родителей по проблеме психологической готовности к шко...
Анкета для родителей"для проведения родительского собрания на тему "Семь шагов к здоровью" на тему:"Здоровый образ жизни"
перед проведением за неделю до родительского собрания родителям была предложена Анкета на тему "Здоровый образ жизни"...
Консультация для молодых педагогов на тему: «Секреты успешного проведения родительского собрания»
Работа с родителями всегда считалось одной из самых трудных работ в педагогической деятельности воспитателя. С первого дня, как ребенок переступил порог детского образовательного учреждения, педагоги ...
План подготовки и проведения родительского собрания На тему: «Авторитет родителей и его влияние на Развитие личности ребенка»
laquo;Что такое авторитет?» - этот вопрос волнует многих из вас. Авторитет родителей заключается в их умении растить и воспитывать детей, не принижая их человеческого достоинства и не превознос...
Консультация для педагогов. «Эффективное взаимодействие с родителями»
Воспитатель в ОУ должен работать таким образом, чтобы родитель смог:• Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка;• Достичь понимания того, что нельзя ребёнка сравнив...
Комментарии
Очень понравилась ваша
Очень понравилась ваша консультация!