возможности оригами
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Черкасова Татьяна Леонеровна

 

Одним из средств активизации творческого потенциала личности является оригами - японское искусство складывания из бумаги фигурок людей, животных, геометрических тел, игровая технология, бумажный конструктор, способствующий формированию устойчивого интереса к учебной деятельности, обеспечивающий преемственность между учебой и игрой.

Новизна. Изучение теоретический литературы и анализ накопленного практического опыта заключался в выявлении существенных особенностей и возможностей оригами при интеграции различных образовательных областей. Считаю, что оригами может являться тем самым стержнем, вокруг которого будут объединены разные виды образовательных областей: коммуникация, художественное творчество, физическая культура, социализация, познание, здоровье.

Значимость. Утвержденные федеральные государственные требования к структуре программы дошкольного учреждения требуют соблюдения принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. Использование оригами способствует оптимизации воспитательного и образовательного процесса дошкольников.

Цель: рассмотреть возможности использования в воспитательно-образовательном процессе  дошкольного учреждения оригами в качестве средства для интеграции различных образовательных областей.

Задачи:

  1. На основе сделанных выводов разработать модель организации воспитательно-образовательного процесса с использованием оригами.
  2. Проверить эффективность разработанной модели путем внедрения в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения.
  3.  

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

оригами как возможность для интеграции различных образовательных областей воспитатель Черкасова Т.Л. г. Усть-Илимск

Слайд 2

Целью занятий оригами является не запоминание как можно большего числа разнообразных фигурок из бумаги, а развитие общих способностей ребенка, которые пригодятся ему в жизни, потому что оригами: развивает способность работать руками, точность движений пальцев, улучшает восприятие информации; развивает пространственное воображение, зрительное восприятие информации; учит следовать устным инструкциям и последовательности действий; стимулирует развитие памяти, в том числе мышечной; учит концентрации внимания; развивает уверенность в собственных силах; развивает коммуникативные способности; развивает творческие способности и исследовательские навыки; знакомит на практике с основными геометрическими понятиями.

Слайд 3

Интеграция оригами в различные образовательные области Образовательная область Возможности оригами Познание Оригами развивает конструктивное мышление, способность комбинировать, пространственное мышление, чувство формы. Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.) Коммуникация При помощи оригами можно отрабатывать различные поведенческие модели. Социализация Одним из направлений культурного наследия народа является труд: оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда. Здоровье Специалисты-медики считают, что оно позволяет полнее использовать ресурсы психики, гармонично развивая оба полушария головного мозга. Физическая культура Развитие мелкой моторики. Совершенствуются и координируются движения пальцев и кистей рук. Художественное творчество Оригами развивает чувство формы, творческое воображение, художественный вкус, а также изобразительные, творческие и театральные способности у детей.

Слайд 4

Чтобы оценить эффективность внедрения технологии “ Оригами ” в воспитательно-образовательный процесс, провожу диагностику Задание Оценка Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Общие знания об оригами Знание истории. Знание международных условных знаков, принятых в оригами Легко ориентируется в истории оригами, знает обозначения. Ориентируется с небольшой помощью в истории и обозначениях. Не знает. Умение сделать базовые формы Квадрат, треугольник, конверт, дом. Делает самостоятельно Делает с помощью педагога или товарищей Не может сделать. Развитие мелкой моторики рук и глазомера Кузнечик. Цветок. Рыбка. Складывает фигурки самостоятельно Складывает фигурки с незначительной помощью Требуется помощь педагога. Коммуникативные способности Умение рассказать другому о процессе складывания фигурки Рассказать про сделанную игрушку Речь последовательная, эмоциональная, описательного характера Не все требования соблюдены Речь сбивчива, не носит описательный характер. Творческие способности Умение “ обыграть ” поделку Создание “ своей ” поделки Легко справляется со всеми заданиями Выполняет задания с помощью Не может справиться самостоятельно ни с одним заданием

Слайд 5

Модель организации воспитательно-образовательного процесса Оригами 1 этап Ознакомительный 2 этап Основной 3 этап Презентационный Создание мотивации Базовые формы Техника складывания Условные знаки Выпускной Акция «Оригами» Ознакомление детей Сказка Демонстрационная игра Иллюстрирование Праздник Оригамная елка Ожерелье для именинника Гирлянда памяти Познание : Экспериментирование ФЭМП Архитектура Природа Растения Животные Птицы Рыбы Насекомые Театр: Настольный Маски Пальчиковый Этюды Мир общения: Я – мастер Семья Парная работа Коллектив Мультимедиа Видеофильм Презентация Буклет

Слайд 6

I . Театр Вначале работы дети изучают различные виды оригамных традиционных кукол. Знакомятся с куклами-масками.

Слайд 7

“ Театр на столе ” – это спектакль-оригами Дети складывают фигурки, изображающие героев истории Можно предложить детям разыграть небольшой спектакль с этими фигурками прямо на столе

Слайд 8

Особая разновидность оригамной игры – “ пальчиковый театр ” Надевая на пальчики свои игрушки, ребята получают возможность сочинять и разыгрывать небольшие сценки, любимые сказки. Рассказать потешку или загадать загадку, спеть песенку от имени героя

Слайд 9

II. Сказка «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». А. С. Пушкин Сказка - это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Основной принцип сказочного метода –духовное, целостное развитие личности ребенка, забота о его детской душе .

Слайд 10

III. Мир общения Творчество объединяет не только детей, но и всю семью вместе. Модульное оригами требует участия нескольких человек, коллектива. Каждый из участников складывания должен выполнить один или несколько элементов будущего орнамента. Я - мастер! У каждого моего воспитанника есть набор любимых игрушек – оригами, секретами изготовления которых он делится с детьми из соседних групп.

Слайд 11

IV. Оригами - познание Дети с удовольствием экспериментируют со своими игрушками, придумывают сами новые игры, активно делают выводы и предположения

Слайд 12

V. Природа Прыгающие кузнечики У детей появилась мотивация получить больше информации о растениях, животных и насекомых

Слайд 13

VI. Праздник Елка наряжается только фигурками оригами, сделанными нами в совместной деятельности Поздравительная открытка Красивые цветы для любимой мамы

Слайд 14

Игра – акция “ О р и г а м и ” Акция стала средством организации и активизации самостоятельной деятельности детей. В игру я включила семь купонов – заданий по числу букв “ О ригами ” . « О » – оформитель, открытка. « Р » – радость. « И » – именинник. « Г » – гость. « А » – автор. « М » – мастер. « И » – интервью.

Слайд 15

Результаты диагностики показали эффективность внедрения оригами как средства для интеграции различных образовательных областей в единое целое этап начальный промежуточный заключительный Уровень % выс ср низ выс ср низ выс ср низ Общие знания об оригами - 5 95 75 20 5 90 10 - Умение сделать базовые формы - - 100 25 55 20 100 - - Развитие мелкой моторики рук и глазомера - 10 90 20 40 40 80 20 - коммуникативные способности 10 50 40 20 75 5 85 15 - творческие способности 5 55 40 30 60 10 90 10 -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульное оригами - средство развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями

Статья знакомит с основными приемами складывания бумаги (модульного треугольника), обучает различным приемам работы с бумагой, при работе с которой формируется мелкая моторика рук, точные движения пал...

Мастер -класс для воспитателей.Искусство оригами как возможность развития математических способностей ребенка.

Цель обучения оригами как всестороннее развитие дошкольников,в процессе обучения ребенок знакомится с геометрическими фигурами,а также учатся легко ориентироватся в пространстве и на листке бумаги....

Развивающие возможности оригами

«Развивающие возможности оригами»Оригами («ори» - сгибать, «гами» - бумага) японское искусство складывания из бумаги, пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным и развивающи...

Мастер – класс для педагогов «Возможности использования элементов проблемного обучения в занятиях по оригами»

Мастер – класс для педагогов«Возможности использования элементов проблемного обучения в занятиях по оригами»....

Крупные возможности мелкой моторики у дошкольников. Польза от занятий по оригами

Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений руки, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Развитие и обучение детей возможно через работу с самыми разнообразными матер...

Мастер – класс для педагогов «Возможности использования элементов проблемного обучения в занятиях по оригами»

Цель: Способствовать повышению уровня профессиональных знаний у педагогов по использованию   проблемных ситуаций в организации непосредственно образовательной деятельности....