Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста
статья по теме
Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста
Важнейшая задача эстетического воспитания – научить ребенка видеть в красоте окружающего мира духовное благородство, доброту, сердечность и на основе этого утверждать прекрасное в самом себе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста | 17.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста
В кратком словаре по эстетике, эстетическое воспитание определяется как "система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве".
В основе методики эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной, предметной среде.
Методы эстетического воспитания очень разнообразны. Они зависят от многих условий: объема и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка. Немалую роль играют уровень подготовки, мастерство и способности педагога.
Каждой группе задач эстетического воспитания соответствуют свои методы.
Первая группа задач направлена на приобщение детей к искусству, на развитие эстетического вкуса, понимание прекрасного.
По тому, как дети получают эстетическую информацию (знакомятся непосредственно с произведением искусства, слушая музыкальную пьесу, песню, сказку, рассматривая картины, или через воспитателя, который рассказывает, объясняет, задает вопросы), ведущими методами становятся показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого. К ним предъявляются определенные требования.
Исполнение литературных и музыкальных произведений должно быть художественно-выразительным, эмоциональным, иначе встреча с искусством не окажет своего влияния.
Также необходимо добиваться яркой образности, чтобы дети поняли не только содержание картины, стихотворения, песни или смысл задания, но и пережили настроение, соответствующее настроению персонажей.
Выразительность интонации и искренний восторг по поводу красивой вещи, неподдельное огорчение при встрече с небрежностью в одежде, неряшливостью служит активным методом воздействия на ребенка, так как опирается на особенность детства – подражательность.
Вторая группа задач связана с формированием навыков художественной деятельности. Для решения этих задач требуются практические методы: показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций.
Одна из форм организации - занятия, на которых педагог дает точные указания, показывает или предлагает детям самим найти приемы исполнения и т. д.
Например, разучивание стихов или песен потребует предварительного исполнения их взрослым, беседы о художественных качествах, выражающих содержание и настроение произведения, применения наглядных пособий (по мере необходимости), повторного неоднократного исполнения детьми текста и т. д. На занятиях художественной лепкой детей обучают приемам, позволяющим им самим составить предмет из отдельных частей или из целого материала (глина, пластилин) вылепить отдельные детали. Творческие задания и всякое проявление творчества обязательно должны сочетаться с обучением навыкам художественной выразительности.
Если ребенок не владеет навыками рисования, он не сможет создать что-то творческое при всей условности понимания данного термина применительно к дошкольникам.
Такие задания можно использовать и при обучении детей танцевальным движениям, в театрализованных играх, при создании музыкально – игровых образов и др.
Другая форма деятельности - самостоятельная, где дети по своей инициативе могут проявлять себя в различных видах художественной деятельности: музыкальной, художественно- речевой, изобразительной, театрально игровой. Если на занятиях воспитатель целенаправленно осуществляет выполнение программы по тому или иному разделу художественной деятельности (пение, слушание музыки, рисование, лепка, рассказывание и т. д.), то вне занятий ребенок сам определяет цели, задачи, находит средства для передачи своего замысла. В связи с этим самостоятельная художественная деятельность обладает большими возможностями для осуществления многих воспитательных задач, развития таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность. При этом существенное значение приобретают разнообразные жизненные впечатления. Прогулка в лес, посещение театра, цирка, рассматривание иллюстраций, картин, игрушек, оставляют след в памяти ребенка, вызывают у него, как правило, положительные эмоции. Образы из любимых сказок, рассказов, мультфильмов находят отражение в детских играх, художественной деятельности. Опираясь на эти впечатления, дети сами создают какую-либо похожую жизненную ситуацию. В таких случаях они выступают и как авторы замысла и как исполнители. Задача педагога – не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникает такая необходимость.
Одна из форм детской деятельности, способствующих эстетическому воспитанию, - театрализованные игры и игры- драматизации.
Значительное место в педагогическом процессе дошкольного учреждения и в жизни детей занимают праздники и развлечения.
Развлечения как форма работы с детьми проводиться один раз в две недели. Это могут быть тематические литературные и музыкальные вечера. Для эстетического развития полезны развлечения, сочетающие разные виды искусств. Подбирается разнообразный материал – и литературный, и музыкальный, и изобразительный на одну тему.
Праздники в дошкольном учреждении соответствуют принятым в нашей стране. При проведении праздников решается комплекс воспитательных задач – нравственных, интеллектуальных, а также задач физического и эстетического воспитания.
В дошкольном детстве широко применяются игровые методические приемы. Ребенок успешнее усваивает разнообразную деятельность, если воспитатель создает игровые ситуации, если художественный материал представлен в увлекательной форме, если между детьми возникают игровые соревнования.
Использование методов и приемов в обучении зависит от того, какие качества, способности взрослый хочет развить у ребенка.
В одном случае необходимо развить инициативу и самостоятельность, которые нужны при выполнении любой деятельности, в другом — специальные способности, связанные с музыкальной, изобразительной, словесно-художественной практикой.
Методические приемы должны предусматривать сочетание эмоционального начала, осознания учебной цели, упражнений тренировочного характера и самостоятельных действий.
В целом лишь комплекс всевозможных методов может обеспечить полноценное эстетическое развитие ребенка.
Важнейшая задача эстетического воспитания – научить ребенка видеть в красоте окружающего мира духовное благородство, доброту, сердечность и на основе этого утверждать прекрасное в самом себе.
(В.А. Сухомлинский).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста через традиции, обычаи и культуру татарского народа
ГЛАВА I. Теоретические основы приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре. Сущность понятий «культура» (народная, этническая, национальная), субкультура, детская субкультура. ...
Презентация: «Место изобразительного искусства в содержании работы по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста»
Формирование духовного мира ребёнка путем приобщения к различным видам искусства...
«Коллективное прикладное творчество детей как средство художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста»
Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении ...
Здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных учреждениях на основе эстетического воспитания детей дошкольного возраста
Презентация на тему: «Коррекция психоэмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством музыкотерапии»...
Статья Процесс организации художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста через рисование нетрадиционными техниками в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Статья Процесс организации художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста через рисование нетрадиционными техниками в условиях введения федерального государственного образовательног...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня по теме «Нравственно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального воспитания в контексте ФГОС дошкольного образования".
Тема самообразования: «Нравственно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального воспитания в контексте ФГОС дошкольного образования". Цели повышения...
Газета о детях для родителей «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»
Эстетическое воспитание в детском саду – это ежедневная работа во всех видах деятельности ребенка. Никакая самая прогрессивная методика не в силах сделать человека, умеющего видеть и чувствовать...