Система методической поддержки дошкольных образовательных учреждений Южного округа
методическая разработка на тему

Минина Анна Владимировна

Курсовая работа на тему "Система методической поддержки педагогов дошкольных образовательных учреждений"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Факультет повышения квалификации педагогических кадров

Кафедра педагогики и методики дошкольного образования

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: «Система методической поддержки дошкольных образовательных учреждений Южного округа»

слушателей:

Богородской Веры Петровны,

Апалуп Светланы Анатольевны,

Выскуб Елены Владимировны,

Исса Ольги Феликсовны,

Кокиной Натальи Александровны,

Машковой Маргариты Валентиновны,

Мининой Анны Владимировны,

Ровновой Марины Викторовны,

методистов  ЛДО ОМЦ  Южного округа.

Группа ДОУ 62

Москва, 2009-2011 г.

Содержание

  1. Миссия окружной методической службы……………………………….3
  2. Направления ………………………………………………………………………………5
  3. Организационно-методическая деятельность…………..……… …….....6
  4. Организация инновационной и экспериментальной деятельности…. …8
  5. Система организации методического сопровождения дошкольных образовательных учреждений …………………………………………...14
  6. Анализ работы лаборатории дошкольного образования за 2009-2011 гг. ……………………………………………………………………………...16
  7. Деятельность методической службы по внедрению ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования……………………………………………………………… 24
  8. Перспективы работы лаборатории дошкольного образования ………26

МИССИЯ

ОКРУЖНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

     В Южном округе функционируют 298 дошкольных учреждений. Из них: ЦРР – д/с – 36; 56 – с приоритетным направлением в развитии; 73 – комбинированного и компенсирующего видов, в которых воспитываются свыше 50 тысяч детей. Это определяет специфику деятельности окружной методической службы: она ориентирована на научно-методическую поддержку формирования адаптивного воспитательно-образовательного пространства семьи и детского сада, развитие их совместных социально-педагогических инициатив в целях повышения эффективности и качества дошкольных образовательных услуг и стабильного развития системы дошкольного образования и включает в себя:

- осуществление многофакторного анализа  воспитательно-образовательной ситуации в каждом детском саду, учитывая запросы и потребности семей воспитанников и перспективы профессионального роста педагогов,

- изучение  и обобщение положительного опыта взаимодействия семьи и детского сада и формирования системы качества условий, процесса и результатов воспитательно-образовательной работы с детьми и методической работы с персоналом ДОУ,

- выявление «точек роста» и оптимизацию на данной основе сети дошкольных учреждений округа через внедрение инновационных направлений  и форм работы.

Это находит свое отражение в постановке целей и задач лаборатории дошкольного образования окружной методической службы, в формулировке стратегии нашей работы.  Она заключается в следующем:

  • приоритет ценностей педагогики сотрудничества, ориентированной на ребенка;
  • создание возможностей для раскрытия способностей и саморазвития личности всех участников воспитательно-образовательного и научно-методического пространства;
  • поддержка социально-педагогических инициатив, направленных на развитие системы дошкольного образования в округе и городе.

  Кредо сотрудников нашего коллектива: «Педагогические ценности и принципы, профессиональные и жизненные правила необходимо всегда пропускать через себя», «Требовать от педагогов хороших результатов можно, только вооружив их прочными знаниями», «Открытость, искренность, творческий поиск – залог успеха на профессиональном пути»,  «Уча других – учимся сами».

 Благодаря этому наш творческий коллектив создает прекрасный союз мудрости с молодостью и  стабильности с активностью, что обеспечивает высокий профессионализм в работе.


НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

Роль методической службы в развитии многофункциональной окружной системы дошкольного образования представлена следующими направлениями работы:

  • образовательная и консультационная практико-ориентированная деятельность;
  • аналитическая деятельность;
  • информационная деятельность;
  • дифференцированная организационно-методическая деятельность.

Каждое из  направлений включает в себя следующее содержание:

Лаборатория дошкольного образования ОМЦ работает в тесном контакте с Управлением образования, согласовывая управленческие и методические мероприятия; планирует и анализирует работу за учебный год, отмечает успехи, перспективы и проблемы по различным вопросам организации методической и воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях, которые направлены, прежде всего, на повышение качества дошкольного воспитания и образования.

Вопросы обеспечения качества дошкольного образования встают на первый план и при подборе кадров ЛДО. В лаборатории дошкольного образования ОМЦ оказывают научно-методическую помощь дошкольным учреждениям и педагогам 9 методистов. Из них:

  • Заслуженный учитель РФ – 1,
  • Отличник народного просвещения РФ – 5,
  • Почетный работник общего и среднего образования РФ – 1
  • Кандидат педагогических наук - 1
  • Аспиранты МПГУ – 2.

Каждый методист курирует не менее 2 районов и дополнительно отвечает за деятельность ресурсных центров, а также – за один или несколько разделов научно-методической и организационно-методической работы.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Следуя своей миссии, ОМЦ  адаптировало к запросам педагогического и родительского сообщества традиционную модель организационно-методической деятельности.

При этом все формы организации методического взаимодействия осуществляются в тесном контакте с окружным управлением образования, согласуются управленческие и методические мероприятия.

На ежемесячных совещаниях заведующих рассматриваются методические вопросы, касающиеся воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста, на ежеквартальных – особенности решения данных и других проблем с учетом видового разнообразия руководимых ими учреждений. Так определяются учреждения – «центры роста» или стажировочные  площадки, на базе которых проводится учеба начинающих руководителей с помощью методистов ОМЦ и специалистов управления, с привлечением юристов, работников отдела кадров и сотрудников бухгалтерии. Это дает возможность сделать ближе и понятнее, адаптировать к условиям работы ДОУ практически все направления, обозначенные в Программе «Развитие системы дошкольного образования на 2008-2017 г.г. в г. Москве». Такое  понимание сущности организационно – методической деятельности привело нас к поиску путей ее совершенствования. Одним из самых перспективных путей, на наш взгляд, стал путь использования интерактивных методов взаимодействия и обучения педагогов и руководителей ДОУ.

        Интерактивные методы и методики обучения - это специальная форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, в которой педагоги и руководители оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Они включают:

  • Творческие задания;
  • Работу в малых группах;
  • Обучающие игры (ролевые игры, деловые игры и образовательные игры);
  • Использование общественных ресурсов (приглашение специалистов);
  • Работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами;
  • Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем;

 На наш взгляд, именно такая профессиональная позиция позволяет нам эффективно реализовывать стратегические и тактические цели методической службы округа, выполняя нашу миссию.

 Большую роль в организационно-методической деятельности играет внедрение современных ИКТ в методическую работу округа.

Методическую службу нашего времени трудно представить без современных информационных технологий. Методический центр и каждое дошкольное учреждение Южного округа оснащены компьютерной техникой, 100% ДОУ имеют электронную почту и выход в Internet, собственный сайт, которые помогают в работе и сетевом взаимодействии.

Формы применения ИКТ в практике методической работы

  1. Активное применение готовых информационных продуктов: электронных пособий, обучающих и развивающих программ.
  2. Использование информационно-поисковых и информационно-справочных систем.
  3. Создание и использование методистами и педагогами собственных информационных продуктов.
  4. Создание электронного банка данных, касающихся методической работы в округе.
  5. Постоянное развитие сайта ОМЦ, ставшего необходимым информационным инструментом.
  6. Введение компонента дистанционного обучения.
  7. Пользование  электронными библиотеками.
  8. Развитие глобальных и локальных образовательных сетей.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Модернизация российского образования сегодня предполагает не его трансформацию и резкое изменение, а его развитие в результате инновационных процессов. К таким  «точкам роста» в дошкольном образовании Южного округа можно отнести, прежде всего, ресурсные центры, экспериментальные и стажировочные  площадки, т.к. во многих из них заложены механизмы дальнейшего развития и совершенствования уже созданной системы. Это соответствует  приоритетным направлениям «Государственной программы  развития Московского образования на период 2012-2016 гг.» и программы «Развитие системы дошкольного образования на 2008-2017 г.г. в г. Москве» и является возможностью показать, какими должны стать дошкольные учреждения в условиях модернизации образования: открытые для сотрудничества, раскрытия потенциалов личностного и профессионального роста, сотворчества детей, педагогов и родителей, доступные каждому и дающие качественное образование.

Целью и задачами экспериментальной и инновационной деятельности ЮОУО являются:

    - разработка, апробирование и внедрение нового содержания образования, технологий общения, обучения и воспитания;

    - внедрение положительных результатов экспериментальной работы в другие образовательные учреждения, освоение педагогами образцов новой воспитательно-образовательной практики;

    -  формирование культуры инноваций педагогических коллективов детских садов округа, способствующих созданию единого инновационного пространства на муниципальном, окружном и городском уровнях.

         Поэтому консолидирующими принципами для экспериментальных и стажировочных площадок являются:

  • деятельностный подход к проектированию и организации, корректирующему контролю результатов их деятельности;
  • принцип расширения дошкольного пространства;
  • апробация и распространение эффективных форм и методов работы с различным контингентом воспитанников и их родителями.

         Это находит свой отклик в количестве и разнообразии площадок округа.

Динамичность роста экспериментальной сети ЮОУО объясняется мониторингом потребностей населения и родителей воспитанников, появлением новых социально-педагогических инициатив и развитием системы вариативного дошкольного образования, основана на реальных условиях и потенциальных возможностях округа. В 2009-2011 учебных годах в округе продолжали работу экспериментальные площадки 1-го уровня (35 учреждений), в которых рассматриваются вопросы физического развития и формирования основ здорового образа жизни, развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста, коррекционной педагогики, разработки и обеспечения современных инклюзивных и интегративных технологий в образовании детей, имеющих отклонения в здоровье.

Основными направлениями методической поддержки экспериментальной и инновационной деятельности детских садов округа являются:

  • нормативно-правовое,
  • организационное и информационное,
  • научно-методическое сопровождение.

         Большую роль в этом играет ЛДО, которая решает следующие задачи методического сопровождения:

  • участие в развертывании сетей экспериментальных, инновационных, стажировочных площадок, ресурсных центров и др.;
  • поддержка в постановке тактических целей;
  • информационная поддержка и сопровождение, повышение квалификации;
  • вовлечение в конкурсное движение, в обобщение и распространение инновационного опыта, организацию сетевого взаимодействия;
  • разработка алгоритмов контроля  экспериментально - инновационной деятельности;
  • поддержка в констатации, установлении, формулировании и мониторинга образовательного и научного результата;
  • участие в работе Экспертного совета.

 

         ОМЦ, ЛДО, экспериментальные и стажировочные площадки ЮОУО в процессе реализации экспериментально-инновационной деятельности осуществляют взаимодействие с различными научными организациями, которое позволяет обеспечивать развитие, широкое использование и внедрение полученных результатов в массовую практику воспитания и образования детей дошкольного возраста.

Итогом работы за истекшие три учебных года явились следующие информационно-методические материалы: отчетные творческие папки, фото и видеоотчеты, сборники, брошюры и др. Ряд практических материалов размещались на сайте лаборатории дошкольного образования окружного методического центра, а также на страницах электронной библиотеки «От младенчества до школы». Представленные результаты имеют теоретическую и практическую значимость.  

Для повышения качества дошкольного образования, широкой популяризации передовых педагогических технологий, внедрения новых проектов, форм работы среди педагогического сообщества в округе были созданы ресурсные центры по наиболее актуальным проблемам воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. В настоящее время  работают 14 ресурсных центров,  в сетевое взаимодействие с которыми вошли более 50% дошкольных образовательных учреждений округа, которым интересна данная проблема и созданы условия для реализации в практическую деятельность проектов, предлагаемых городскими и окружными ресурсными центрами. Это дошкольные учреждения, которые на протяжении ряда лет ведут углубленную работу, связанную с тематикой ресурсных центров, а также к  ним присоединяются дошкольные учреждения, имеющие низкий рейтинг у населения с целью активизации работы педагогического коллектива и определения направлений для их роста и повышения качества работы.

В содержание работы ресурсных центров  под руководством ведущих ученых и специалистов в  области дошкольного образования входит апробация и внедрение инновационных технологий,  накопление, систематизация  и трансляция передового педагогического опыта.   Это  происходит в разных формах: публикация материалов в электронной библиотеке Департамента образования, на сайте методической службы и дошкольного учреждения, через организацию круглых столов, мастер-классов, семинаров, научно-практических конференций. На данных мероприятиях обсуждались самые разнообразные направления дошкольного образования: психолого-педагогическая поддержка воспитания детей раннего возраста; экологическое, патриотическое и нравственное воспитание детей; раннее интеллектуальное, физическое развитие; воспитание в условиях двуязычия, народных традиций; поликультурное развитие и полиязыковое образование детей; всестороннее творческое развитие, инклюзивное образование;  воспитание мальчиков и девочек с учетом гендерного подхода; ранняя социализация ребенка; преемственность дошкольного и начального школьного образования.

Критерием эффективности экспериментально-инновационной деятельности системы дошкольного образования Южного округа следует считать повышение уровня образовательной практики и качества дошкольных образовательных услуг, создание новых возможностей для раскрытия способностей и саморазвития личности участников воспитательно-образовательного пространства. Как следствие, анализ результатов и динамика развития экспериментально-инновационной деятельности ЮОУО показывает, что они способствуют обновлению и развитию системы дошкольного образования, повышению профессиональной компетентности педагогов и руководителей, обеспечивают становление педагогики сотрудничества, ориентированной на ребенка, во взаимодействии детского сада и семьи.

         При этом трансляция результатов экспериментально-инновационной  деятельности ЮОУО происходит на разных уровнях: на уровне обобщения опыта практической  деятельности ДОУ, в рамках распространения и внедрения инноваций на уровне сети одновидовых и разновидовых детских садов, на уровне научно-методических объединений педагогов и методистов ЮОУО и на уровне ДО г. Москвы.

     Опыт работы транслируется в виде статей в различных печатных изданиях, в рамках выступлений с докладами и презентациями на семинарах различного уровня, окружных и городских выставках, конференциях и конкурсах. Все это позволяет реализовать миссию ОМЦ на уровне города.

Информационно-образовательная  поддержка педагогов дошкольного образования округа посредством ИКТ

С 2009 года  функционируют сайты лаборатории дошкольного образования ОМЦ Южного округа http://ldv.metodcenter.edusite.ru/ и http://ldv1.metodcenter.edusite.ru/ (для воспитателей по физической культуре), целями которых являются:

  • Создание единого информационно-образовательного пространства Южного округа и города
  • Оказание методической и практической помощи руководителям и педагогам дошкольных образовательных учреждений
  • Формирование единого педагогического сообщества округа
  • Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей.

Исходя из актуальных направлений работы лаборатории и  потребностей  педагогов, на сайте размещаются материалы для руководителей, старших воспитателей, воспитателей, музыкальных руководителей, учителей-логопедов, воспитателей по физической культуре и других специалистов дошкольных учреждений.

Создание на сайте календарного сервиса дает возможность педагогам просматривать наступающие события, получать уведомления о мероприятиях по e-mail и приучает использовать календарный сервис в своем рабочем пространстве.

Содержание портала пополняется методическими рекомендациями, разработками  окружных методистов, презентациями и практическими материалами из опыта работы педагогов ДОУ, отчетами и фоторепортажами прошедших мероприятий.

Для обсуждения проблем и обмена педагогическим опытом в сфере дошкольного образования на сайте действует форум  «Поговорим о дошкольном образовании»  http://ldv.forumbb.ru/ .  

Анализ опросов, наблюдений показывает, что компьютерная грамотность, этикет интернет-общения, оперативность снятия  электронных материалов отдельных руководителей и педагогов ДОУ недостаточно развиты. Поэтому одним  из актуальных  направлений методической поддержки  ДОУ остается  повышение информационной компетентности педагогов и включение ДОУ в единое информационно-коммуникационное образовательное пространство.

Вместе с тем, мы считаем целесообразным создание  единого информационно-образовательного пространства методических служб на окружном и городском уровнях, что будет способствовать быстрому и эффективному взаимодействию лабораторий ОМЦ, дошкольных и других образовательных учреждений округа, научных и деловых организаций, развитию межрегиональных и международных связей в сфере интеграции науки, образования и культуры.

СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

       В основе системы организации методического сопровождения педагогов и руководителей ДОУ Южного округа лежит дифференцированный подход  к постановке целей и задач методической службы:

  • Соответствие целей и задач методической службы конечным результатам деятельности педагогического коллектива;
  • Взаимосвязь содержания, форм, технологий и методов работы с педагогами различных ДОУ в условиях модернизации образования;
  • Взаимосвязь основных направлений деятельности ЛДО с содержанием методической работы дошкольных образовательных учреждений по развитию педагогического творчества и повышению квалификации в новых социально-педагогических условиях;
  • Учет особенностей организации педагогического  процесса в конкретных дошкольных образовательных учреждениях: национальных особенностей, традиций, профессиональной квалификации и подготовленности педагогических кадров.

Алгоритм отбора содержания деятельности ЛДО с дошкольными образовательными учреждениями, в том числе имеющими низкий рейтинг у населения представляет собой:

  • анализ затруднений в работе педагогов и руководителей;
  • фиксация и систематизация потребностей педагогов и руководителей в методическом сопровождении их деятельности;
  • постановка целей методической службы на основе потребностей педагогов;
  • определение основных направлений в содержании деятельности лаборатории дошкольного образования.

При этом данная система не является постоянной: она совершенствуется и адаптируется к запросам педагогов и руководителей, родительской общественности (через работу web-сайтов ЛДО и образовательных учреждений). Ежегодно обновляется база данных о педагогических работниках ДОУ округа, что позволяет качественно организовать работу по повышению квалификации работников образовательных учреждений. Организуются модульные курсы по отдельным проблемам в соответствии с потребностями педагогов, проводятся  семинары с приглашением преподавателей ВУЗов, создаются творческие группы по различным актуальным темам дошкольного образования.

В повышении профессионального уровня педагогов ДОУ широко используется консультативная помощь, тематика которой определяется в результате анализа посещений детских садов, мониторинга педагогической деятельности, результатов тематического контроля и аттестации педагогических кадров. При этом мы преследуем 2 основные задачи: выявляем передовой опыт работы, который потом представляется на различных организационно-методических мероприятиях, и изучаем «точки роста» молодых специалистов – педагогов, старших воспитателей и руководителей ДОУ, с которыми используются следующие формы работы:

- творческие объединения;

- мастер-классы;

- консультации;

- семинары;

- школы передового опыта и др.

Следствием этой работы является совершенствование профессиональной компетентности педагогов, улучшение педагогических условий  в соответствии с современными требованиями и  повышение рейтинга ДОУ.

АНАЛИЗ РАБОТЫ ЛАБОРАТОРИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОМЦ ЮОУО ЗА 2009-2011 ГГ.

Образовательная политика г. Москвы в сфере дошкольного образования реализует права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей, в том числе с особыми образовательными потребностями.

Это касается не только детей, посещающих детские сады, но и тех, кто по каким-либо причинам воспитывается в домашних условиях. В последние годы быстро развивающаяся система дошкольного образования в Москве создает все условия для вовлечения детей, воспитывающихся в семье, включая детей с особыми потребностями, в систему общественного дошкольного воспитания.

Для реализации права каждого ребенка на качественное, доступное образование в Южном округе открыты новые (вариативные) формы дошкольного образования: службы ранней помощи, лекотеки, группы для детей со сложной структурой дефекта, группы кратковременного пребывания,  консультативные пункты, центры игровой поддержки ребенка, семейные детские сады. Динамика роста количества вариативных форм дошкольного образования и охвата ими детей представлена в таблице № 1.

    Таблица № 1

Вариативные формы

2008-2009 уч.г.

Кол-во групп/Кол-во мест

2009-2010 уч.г.

Кол-во групп/Кол-во мест

2010-2011 уч.г.

Кол-во групп/Кол-во мест

Лекотека

10/120

12/144

13/156

Службы ранней помощи

1/12

2/24

4/48

ГКП

96/960

125/1250

157/1570

ГКП со сложной структурой дефекта

3/20

3/22

3/24

Консультативные пункты

ЦИПР

36/864

45/1080

51/1224

Семейные детские сады

13/ 48

36/115

40/ 130

В 2009-2011 годы в Южном округе была реализована окружная целевая программа  «Столичное образование - 5». Итоги выполнения задач представлены в таблице № 2

Таблица № 2

№№

пп

Задачи

Итоги выполнения задач

Обеспечение здоровья детей

Внедрение «Паспорта здоровья» в ДОУ округа

Выполняется

Внедрение  мониторинга в ДОУ «Состояние здоровья детей в возрасте от 0 до 7 лет»

Постепенное внедрение в ДОУ округа

Внедрение в практику работы ДОУ эффективных технологий воспитания и обучения детей дошкольного возраста с учетом их развития и состояния здоровья

Выполнено.

Отслеживается внедрение его в ДОУ округа

Работают два ресурсных центра ДОУ №953 «Дети и здоровье» и ДОУ №1780 «Здоровый ребенок – физкультура и спорт в детском саду», в сетевом взаимодействии с которыми состоит 50 ДОУ. Опыт работы транслируется  в печатные издания, другие ДОУ округа

Внедрение моделей организации режима дня в ДОУ с включением игровой и физкультурно-досуговой деятельности

Выполнено.

В каждом ДОУ имеется режим двигательной активности детей по всем возрастным группам в соответствии с СанПин.

Учебно-методическое обеспечение программы развития инклюзивного, интегративного и специального дошкольного образования

Внедрение методических пособий по инклюзивному дошкольному образованию.

Нарабатывается и внедряется опыт работы по инклюзивному образованию в дошкольных учреждениях округа, в которых открываются группы по инклюзивному образованию.

Физическая культура и спорт

Оснащение физкультурных залов, спортивных площадок, бассейнов дошкольных образовательных учреждений современным спортивным оборудованием

Постепенное обновление  предметно-развивающей среды в ДОУ округа до 2011 года

Внедрение методических рекомендаций для групп кратковременного пребывания «Учусь плавать»

Выполнено.

Во всех ДОУ, имеющих данные группы.

Проведение спортивных соревнований  по плаванию для детей дошкольного возраста «Дельфиненок» «Умею плавать»

Выполнено.

Ежегодное участие в апреле-мае

Проведение фестиваля по ритмической гимнастике для детей дошкольного возраста «Красота в движении – здоровье с детства»

Выполнено.

Ежегодное участие в феврале-марте

Проведение предметной олимпиады по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста «Я готов учиться в школе»

Выполнено.

Ежегодное участие в марте-апреле

Проведение спортивных соревнований для детей старшего дошкольного возраста «Юный шашист»

Выполнено.

Ежегодное участие в

Октябре-ноябре

Проведение спортивных соревнований «Веселые старты»

Выполнено.

Ежегодное участие в

Ноябре-декабре

Проведение спортивных соревнований «Школа мяча»

Выполнено.

Ежегодное участие в

декабре- апреле

Обеспечение качества дошкольного образования

Изучить и внедрить в практику работы методические рекомендации для структурных подразделений дошкольных образовательных учреждений:

- лекотека

- центр игровой поддержки ребенка

- консультативный пункт

- служба ранней помощи

- семейный детский сад и пр.

Выполнено.  Опубликованы материалы по работе структурных подразделений:

- лекотека (опыт ЦРР № 26)

- внедряются в практику работы методические рекомендации для  специалистов службы ранней помощи, нарабатывается и обобщается опыт работы службы ранней помощи на базе Детских садов № 1742 и 1767.

- обобщен опыт работы консультативных пунктов на базе ЦРР № 1619 и 621.

- обобщен опыт работы в центре игровой поддержки ребенка дошкольных образовательных учреждений №№ 163, 1441, 1768, 2262.

- Работает Ресурсный центр «Детский сад - открытая система» ГОУ ЦРР д/с № 2626 по отработке новых форм дошкольного образования. Разработаны и внедряются методические рекомендации по работе семейных детских садов, работает информационный сайт для педагогов семейных детских садов. Разработана Программа воспитания и обучения воспитанников семейных детских садов «Семь-Я» и началась ее апробация.

Обобщить опыт работы дошкольных образовательных учреждений по теме: «Безопасность ребенка в городе»

Выполнено. Обобщен опыт работы дошкольных образовательных учреждений №№ 1407, 1415, 953, 1363, 621, 2649 в материалах мастер-классов и методических объединений в ОМЦ.

Ввести в практику работы дошкольных образовательных учреждений методические рекомендации по реализации программы по нравственно-патриотическому воспитанию

Выполнено. Опубликованы материалы и пособия для практических работников системы дошкольного образования и использования в практике семейного воспитания дошкольников по проекту «Растим патриотов России» в рамках инновационного движения «Детский сад будущего» (ДОУ №№ 2374, 1662, 1502). Размещение  практических материалов реализации проекта «Дошкольное образование: от младенчества до школы в Электронной библиотеке  (ДОУ № 1787, 1745,2374).

Опубликован практический материал для педагогов ДОУ по теме «Поклонимся великим тем годам» (ДОУ №1043).

 Создана программа нравственно-патриотического воспитания детского сада  совместно с родителями  «Содружество» и методическое обеспечение к ней на базе ГОУ ЦРР-д/с №2374

Ввести в практику работы использование методических рекомендаций по созданию экологических тропинок на территории участков дошкольных образовательных учреждений

Выполнено.

Внедрены в  90% ДОУ, используются в практической работе.

Повышение эффективности кадрового обеспечения

Обеспечение выполнения единой системы обучения, повышения квалификации, переподготовки специалистов на базе среднего и высшего образования.

Выполнено

Курсы повышения квалификации – 900 чел., переподготовка – 5  чел.

Обеспечить выполнения программ модульного повышения квалификации специалистов инклюзивных, интегративных и специальных дошкольных учреждений, имеющих новые формы дошкольного образования, разработанных МИОО, МГППУ, ЦДДЗ и ДО города Москвы

Выполнено

Прошли  обучение на модульных курсах специалисты инклюзивных, интегративных и специальных дошкольных учреждений, имеющих новые формы дошкольного образования в соответствии с заявками.

Реализация программы «Московская семья – компетентные родители»

Реализация программы психолого-педагогического просвещения родителей «Московская семья – компетентные родители».

Выполнено

Успешно реализуется во всех ДОУ округа.

Организация мероприятий по пропаганде семейных ценностей

Выполнено

На базе ДОУ регулярно проводятся Дни матери и отца, День пожилого человека, работают семейные клубы, организуются выставки и конкурсы семейных творческих работ. Для родителей созданы информационные сайты ОМЦ и ДОУ.

Организация методической поддержки работы консультативных пунктов, лекотек, ЦИПР, семейных детских садов и других новых форм дошкольного образования.

Выполнено

Методистами ОМЦ систематически осуществляется методическое сопровождение работы новых форм дошкольного образования: организуются различные методические мероприятия (плановые  и по запросу), работает информационный сайт ОМЦ, разработаны методические рекомендации по организации новых форм дошкольного образования.

Реализация программы взаимодействия ДОУ с семьей по направлениям

- физического;

- художественно-эстетического;

- интеллектуального;

- нравственного;

- эмоционального развития ребенка.

Выполняется.

Взаимодействие ДОУ с семьей предусматривает работу во всех направлениях развития ребенка. В рамках проекта «Московское образование: от младенчества до школы» в округе работает проектно-творческая группа «Детский сад и семья» по разработке эффективных форм и содержания взаимодействия с семьями воспитанников по данным направлениям.

Основным результатом работы методической службы округа является качественная реализация каждым дошкольным образовательным учреждением основных направлений, намеченных в программе «Столичное образование -5», «Программе развития дошкольного образования в городе Москве на 2008-2017 гг.»:

  • Развитие новых форм дошкольного образования
  • Реализация в практике работы ДОУ здоровьеформирующих технологий
  • Обеспечение доступности дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
  • Обеспечение качества работы ДОУ, имеющих низкий рейтинг у населения
  • Внедрение эффективных технологий сотрудничества с родителями
  • Обеспечение сетевого взаимодействия ДОУ
  • Разработка программ, методических пособий и рекомендаций по направлениям реализации совместного пилотного проекта ДО г. Москвы и ЮНЕСКО и др.

        О повышении качества образования  в детских садах  округа говорят результаты конкурсного движения, представленные в таблице № 3

Таблица № 3

Учебный год

№ ДОУ

Название конкурса

итог

2008-2009

1787

«Воспитатель года», номинация «Опытный воспитатель»

1 место

2356

«Детский сад года», номинация «Компенсирующий детский сад»

2 место

2593

«Детский сад года», номинация «Детский сад»

1 место

1768

«Детский сад года», номинация «Центр развития ребенка»

1 место

698

«Детский сад года», номинация «Детский сад с приоритетом»

2 место

2502

«Детский сад года», номинация «Детский сад комбинированного вида»

3 место

1787

«Детский сад будущего», модуль «Ребенок в многонациональном мегаполисе»

1 место

69

«Детский сад будущего», модуль «Ребенок и взрослый: педагогика сотрудничества, диалог с ребенком и его родителями»

1 место

1780

«Детский сад будущего», модуль «Здоровый ребенок. Физкультура и спорт в детском саду»

2 место

621

«Детский сад будущего», модуль «Открытые возможности: поддержка детской инициативы (проекты и исследования)»

2 место

2374

1662

1754

«Детский сад будущего», модуль «Растим патриотов  России»

«Детский сад будущего», модуль «Растим патриотов  России»

«Детский сад будущего», модуль «Растим интеллектуальный потенциал   России» - развитие способностей и талантов, работа с одаренными детьми

1 место

2 место

2009-2010

1603

«Детский сад года», номинация «Детский сад с приоритетом»

1 место

1767

«Детский сад года», номинация «Детский сад компенсирующего вида»

1 место

1743

«Детский сад года», номинация «Центр развития ребенка»

1 место

858

«Малыши столицы», «лучшая группа»

3 место

2010-2011

1363

«Детский сад года», номинация «Компенсирующий детский сад»

1 место

1277

«Детский сад года», номинация «Центр развития ребенка»

3 место

2501

«Детский сад года», номинация «детский сад»

3 место

1129

621

«Воспитатель года», номинация «Опытный воспитатель»,

номинация «Молодой специалист»

3 место

лауреат

1787

Региональный этап Всероссийского конкурса «Детские сады – детям» в г.Москве в номинации «Лучший муниципальный детский сад»

1 место

1603, 163, 1441

Региональный этап Всероссийского конкурса «Детские сады – детям» в г.Москве в номинации «Лучший муниципальный детский сад»

лауреаты

2356

Региональный этап Всероссийского конкурса «Детские сады – детям» в г.Москве в номинации «Лучший муниципальный детский сад компенсирующего вида»

лауреат

957, 1423

Региональный этап Всероссийского конкурса «Детские сады – детям» в г.Москве в номинации «Лучший воспитатель детского сада»

лауреат

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ПО ВНЕДРЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

        

В Законе Российской Федерации «Об образовании» установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно (пункт 5 статьи 14).

Роль методической службы округа при внедрении ФГТ в планирование, проектирование и реализацию воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях состояла в следующем:

на основе рекомендаций МИОО и в соответствии с планом поэтапного введения ФГТ обеспечивать консультативно-методическое сопровождение разработки основных общеобразовательных программ дошкольного образования во всех государственных дошкольных образовательных учреждениях и иных образовательных учреждениях, в которых организованы группы детей дошкольного возраста.

С этой целью каждым методистом были проведены собеседования, групповые и индивидуальные консультации для старших воспитателей, руководителей ДОУ и других категорий педагогов по планированию, составлению и написанию образовательной программы и годовых планов ДОУ в соответствии ФГТ. В результате в  октябре 2010 года 11 дошкольных учреждений успешно прошли камеральную проверку в Департаменте образования.

На совещаниях для руководителей ДОУ  рассматривались вопросы, связанные с рекомендациями по реализации ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы.

В окружном методическом кабинете организована выставка методической, научной  практической литературы по внедрению ФГТ (рекомендации, статьи, раскрывающие проблемы общения педагога с детьми, организации совместной деятельности, интеграции, развития личности, проектной деятельности  и др.)

На базе ОМЦ  были проведены семинары для руководителей и старших воспитателей ДОУ с приглашением представителей науки,  разработчиков новых программ.

Проведение и анализ практических мероприятий в системе курсов повышения квалификации для воспитателей детских садов осуществлялись с учетом ФГТ.


ПЕРСПЕКТИВЫ РАБОТЫ

ЛАБОРАТОРИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  

Основные направления по реализации Государственной программы  «Развитие образования города Москвы («Столичное образование») на 2012-2016 годы»

Содержание работы

Планируемый

результат

В области дошкольного образования

Развитие сети инновационных,  стажировочных площадок и проектно-творческих групп по основным направлениям Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы

дошкольного образования.

Разработка и реализация образовательных программ

дошкольных образовательных учреждений в соответствии с ФГТ.

Накопление, обобщение и распространение  передового опыта работы дошкольных образовательных учреждений.

В области образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов детей с ОВЗ

Повышение качества коррекционно-образовательного процесса в ДОУ

Создание и организация работы стажировочной площадки в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Распространение лучших практик дошкольного образования и социализации детей с ОВЗ.

В области сохранения и укрепления здоровья детей

Внедрение здоровьеформирующих технологий в практику работы дошкольного образовательного учреждения

Укрепление здоровья детей, снижение заболеваемости, увеличение  дней функционирования дошкольного образовательного учреждения

Создание и организация работы  инновационной площадки по  укреплению и сохранению здоровья детей, приобщению их к физической культуре и спорту.

Обобщение и распространение лучшего опыта работы ДОУ

В области развития кадрового потенциала системы образования

Организация различных форм методической работы: курсов повышения квалификации, семинаров, мастер-классов, творческих групп, школ передового опыта и др.

Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений

В области создания условий для использования в образовании и социализации учащихся потенциала столицы, воспитательного ресурса  семей

Развитие интернет-сайтов дошкольных образовательных учреждений

Обеспечение информационной прозрачности и механизмов обратной связи для семей

Совершенствование работы проектно-творческих групп  «Детский сад и семья», «Семейный детский сад»

Накопление опыта и популяризация  передовых  практик

вовлечения родителей в образовательный процесс.

Совершенствование системы психолого-педагогического сопровождения семей в вариативных формах дошкольного образования (семейный детский сад, центр игровой поддержки развития ребенка, лекотека, служба ранней помощи, консультативный пункт и др.)

Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста, в том числе с ОВЗ


В соответствии с определенными на ближайшую перспективу приоритетами в области развития дошкольного образования в округе, деятельность методической службы в 2011-2012 учебном году будет направлена на решение следующих задач:

Задачи

Содержание деятельности

Прогнозируемые результаты

Внедрение современных моделей обеспечения доступности качественного дошкольного образования:

–обеспечение методического сопровождения вариативных форм дошкольного образования (центров игровой поддержки, групп кратковременного пребывания, семейных детских садов, лекотек, служб ранней помощи, консультативных пунктов);

Организация и проведение индивидуальных и групповых консультаций, семинаров, открытых показов и других форм методической работы с целью обмена опытом

Повышение компетентности педагогов и родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста, в том числе с ОВЗ

– совершенствование системы работы по сохранению и укреплению здоровья детей

Создание и организация работы  инновационной площадки по  укреплению и сохранению здоровья детей, приобщению их к физической культуре и спорту.

Укрепление здоровья детей, снижение заболеваемости, увеличение  дней функционирования дошкольного образовательного учреждения;

Обобщение и распространение лучшего опыта работы ДОУ

– повышение качества воспитания и образования детей дошкольного возраста

Организация различных форм методической работы: курсов повышения квалификации, семинаров, мастер-классов, творческих групп, школ передового опыта, ярмарок педагогических идей  и др.

Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений;

Накопление опыта и популяризация  передовых  практик

вовлечения родителей в образовательный процесс.

  1. -методическое сопровождение психолого-педагогического процесса в ДОУ в соответствии с ФГТ

Организация совещаний, семинаров, недели обмена опытом, консультаций по внедрению ФГТ

Разработка и реализация образовательных программ

дошкольных образовательных учреждений в соответствии с ФГТ.

Накопление, обобщение и распространение  передового опыта работы дошкольных образовательных учреждений.

  1. - повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания детей раннего и дошкольного возраста

Совершенствование работы проектно-творческих групп  «Детский сад и семья», «Семейный детский сад», «Наши дочки и сыночки» .

Проведение в ДОУ Дней открытых дверей для родителей.  

Вовлечение родителей  в психолого-педагогический процесс ДОУ

- использование социокультурных ресурсов города для духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников в детском саду и семье;

Участие в городской научно-практической конференции.  Организация окружных открытых мероприятий по проблемам духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников

Распространение передового опыта, внедрение в практику работы ДОУ округа  

- обеспечение преемственности  в работе дошкольных образовательных учреждений и начальной школы в соответствии с ФГТ и ФГОС НОО;

Проведение Дней открытых дверей для педагогов ДОУ и школ, родителей будущих первоклассников

Повышение педагогической  компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей  в вопросах подготовки детей к школе

- повышение качества коррекционно-образовательного процесса

Разработка  и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов детей с ОВЗ;

Создание и организация работы стажировочной площадки в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Повышение качества коррекционно-образовательного процесса в ДОУ;

Распространение лучших практик дошкольного образования и социализации детей с ОВЗ.

- включение ДОУ в единое информаци-онно-коммуникационное образовательное пространство;

Развитие интернет-сайтов дошкольных образовательных учреждений

Обеспечение информационной прозрачности и механизмов обратной связи для родителей и  различных структур системы дошкольного образования.

Таким образом, методистам лаборатории дошкольного образования предстоит дальнейшая работа по научно-методической поддержке формирования воспитательно-образовательного пространства семьи и детского сада, повышению эффективности и качества дошкольных образовательных услуг в каждом детском саду и стабильного развития системы дошкольного образования в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация системы мониторинга в дошкольном образовательном учреждении по физическому развитию, ст. воспитатель Е.А.Никулина

Основной целью психолого-педагогического мониторинга является своевременность коррекции образовательной и оздоровительной деятельности, а также условий среды дошкольного образовательного учрежде...

Статья ФИТНЕС В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

"Внедрение технологий фитнеса в детские дошкольные образовательные учреждения"...

Информационная поддержка дошкольного образовательного учреждения

В данной статье рассматривается само понятие "информационной поддержки", его трактовка в контексте различных исследований и теорий....

Смотр- конкурс «Зимняя площадка в ДОУ» в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях городского округа Саранск

С целью выявления и распространения лучшего опыта работы по созданию спортивно-оздоровительной среды в решении задач физического воспитания в зимний период, формирования культуры здорового образа жизн...

Педагогический проект «Система работы в дошкольном образовательном учреждении по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

laquo;Система работы в дошкольном образовательном учреждении по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»...