Планирование образовательного процесса в ДОУ с учетом ФГТ
рабочая программа по теме

Марамыгина Елена Александровна

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Каракулинский детский сад №2»

ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ

С УЧЕТОМ  ФГТ

Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы – отражает различные формы организации деятельности взрослых и детей. Введение Федеральных государственных требований внесло в действующую структуру планирования значительные изменения.

Обязательной педагогической документацией воспитателя является план работы с детьми. Единых правил ведения этого документа нет, поэтому он может быть составлен в любой удобной для педагога форме. Однако существует несколько важных условий, которые педагогу необходимо соблюдать при планировании.

Важным условием планирования работы является учет специфических особенностей возрастной группы, конкретного педагогического коллектива, реальной обстановки и условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также профессиональной компетентности педагогов.

План воспитательно-образовательной работы с детьми –  документ, по которому работают два сменных воспитателя. Следовательно, это модель совместной деятельности и планирование должно быть совместным. Планирование предполагает не только процесс составления плана, но и мыслительную деятельность, обсуждение двумя педагогами того, что предстоит сделать для достижения целей и задач.

План может корректироваться и уточняться в процессе его реализации. Однако число поправок можно свести к минимуму, если соблюдать принцип перспективного и календарного планирования.

Как бы ни был оформлен план воспитательно-образовательной работы с детьми, он должен отвечать определенным требованиям:

- основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;

- комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

- принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;

- обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

- планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики.

В ходе реализации плана программные образовательные задачи решаются в процессе совместной деятельности ребенка со взрослым, самостоятельной деятельности детей как в ходе непосредственно образовательной деятельности, так и при проведении режимных моментов.

Остановимся подробнее на нескольких вариантах плана работы воспитателя.

В книгах Н.С.Голицыной «Перспективное планирование воспитательно–образовательного процесса в детском саду» представлен практический материал  планирования   образовательного процесса, составленный на основе федеральных государственных требований. Пособия включают перспективное планирование по реализации образовательных областей «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Познание», «Труд», предлагает систему работы по развитию сюжетно-ролевых игр, воспитанию культуры поведения и положительных моральных качеств, формированию у детей гендерной, семейной и гражданской принадлежности, ознакомлению с окружающим миром и природой.

Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под ред Вераксы предлагает комплексно-тематическое планирование, в основу которого положен примерный календарь праздников (Новый год, День Защитника Отечества, Международный женский день, День Победы, Проводы в школу, Осень, Весна, Лето, праздники народного календаря).

Еще одно тематическое планирование воспитательно - образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях предлагает Скоролупова О.А. В сборник вошли рекомендации по тематическому планированию воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Темы, выбранные для тематического планирования, ориентированы на показатели развития детей старшей и подготовительной групп, сформулированные в «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой (2005).

Материалы, предлагаемые в книге, составлены с учетом тех изменений, которые происходят в дошкольном образовании сегодня. Они с успехом могут применяться как в группах полного дня, так и в группах кратковременного пребывания. Кроме того, в книге даны примеры планирования для разновозрастных групп детей в возрасте от 4 до 7 лет.

Кафедра педагогики и методики дошкольного образования
Московского института открытого образования под руководством профессора К.Ю. Белой  предлагает свой вариант комплексно-тематического планирования с использованием разнообразных форм и с учетом возрастных психофизиологических возможностей детей. А также перспективное планирование  каждой образовательной области через формы образовательной деятельности (режим, совместная деятельность, самостоятельная деятельность, совместная деятельность с семьей).

Выбирается тема недели, которая первоначально рассматривается в ходе непосредственно организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим  миром, все остальные формы работы продолжают предложенную тему в процессе непосредственно организованной образовательной деятельности, в ходе совместной деятельности педагога с детьми, в ходе самостоятельной деятельности, и так или иначе связаны с ней.

Представленное разнообразие вариантов перспективного планирования  воспитательно-образовательного процесса позволяет каждому конкретному дошкольному образовательному учреждению избрать оптимальный  вариант.

Из всех предложенных вариантов планирования воспитательно-образовательной работы мы, коллективом педагогов ДОУ, приняли решение объединить всю групповую документацию по планированию и создать единый журнал группы.

Данная модель плана состоит из 2 разделов:

Первый раздел «Общие сведения» представлен в виде таблиц, которые оформляются двумя воспитателями группы в начале учебного года. Данный раздел включает:

- список детей

- сведения о детях и родителях

- рейтинг участия родителей в групповых мероприятиях

- план работы с родителями

- листок здоровья

- двигательный режим

- режим дня в холодный и теплый период года

- комплексы утренней гимнастики.

Второй раздел «Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы с детьми» отражены следующие пункты:

-задачи воспитания и обучения детей

Указывается образовательная область, задачи и формы образовательной деятельности. Например: образовательная область «Физическая культура» (показ в журнале)

- перечень основных видов непосредственно-образовательной деятельности. (или как мы раньше называли циклограмма занятий)

- методическое обеспечение. Включает перечень методической литературы.

- расписание НОД педагога с детьми. С указанием времени, вида занятий и образовательной области.

- перспективное планирование НОД. Указывается тема занятия, источник.

- тематическое планирование. Нами была выбрана следующая форма тематического планирования (одна тема на две недели). Темы разработаны единые для всех возрастных групп детского сада, но отличаются по содержанию с учетом возрастных особенностей. Указывается срок, тема, цель, итоговое мероприятие.

Например: 17-28 сентября тема «Осень в гости приходи» (показ в журнале)

- комплексно-тематическое планирование.

Отражает: тема недели, период, Совместная образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов,  Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей, Взаимодействие с родителями. Например: «Осень в гости приходи»…

- календарное планирование – где планируем ежедневно утренний отрезок, НОД, прогулку, вечерний отрезок.

Для удобства в написании планов в группах созданы картотеки прогулок, подвижных игр, пальчиковых игр, физминуток, комплексов оздоровительной гимнастики после сна, картотека словесных игр, комплексов утренней гимнастики.

Данная картотека позволяет облегчить, разнообразить написание планов работы с детьми, сделать их более содержательными, продуманными.

Данная форма планирования выбрана в нашем детском саду. Но педагоги вправе самостоятельно выбирать форму написания плана своей работы с воспитанниками. При этом не рекомендуется копирование готовых планов работы. Педагогический коллектив каждого конкретного учреждения составляет свой план с учетом ФГТ, специфики деятельности, особенностей воспитанников и запросов родителей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Планирование образовательного процесса в ДОУ с учетом ФГТ

Слайд 2

- основываться на принципе развивающего образования - комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; - принципе интеграции образовательных областей - обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач - соответствие возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики

Слайд 3

Н.С.Голицына «Перспективное планирование воспитательно –образовательного процесса в детском саду»

Слайд 4

«От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы

Слайд 5

О.А.Скоролупова «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса»

Слайд 6

Московский Институт Открытого Образования

Слайд 7

МБДОУ « Каракулинский детский сад №2» РАБОЧИЙ ЖУРНАЛ II младшей группы 1-й воспитатель: __________________________________ __________________________________ 2-й воспитатель: __________________________________ _________________________________ 2012-2013 уч год

Слайд 8

Список детей № Фамилия, имя, отчество ребенка 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Слайд 9

Сведения о родителях № Ф. И. О. ребенка Дата рождения Родители мать отец Имя, отчество Место работы Контактный телефон Имя, отчество Место работы Контактный телефон 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Слайд 10

Посещение родительских собраний и мероприятий № Ф. И. О. Название мероприятия сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Слайд 11

План работы с родителями СЕНТЯБРЬ 1.Конкурс поделок «Дары осени» 2.Оформление стендов: «Визитная карточка», «День по минуткам», «Занимательная неделька» и др. 3. Консультация «Какие игрушки нужны детям». 4.Советы: «В какие игры играть дома» 5.Консультация «Развиваем у детей умение наблюдать за изменениями в природе» ОКТЯБРЬ 1.Консультация «Музыка в развитии ребенка» 2.Консультация «Наши бабушки и дедушки» 3.Папка-передвижка «Телевидение в жизни семьи и ребенка», «Играют дети - играем вместе». 4.Родительское собрание «Задачи воспитания и обучения». НОЯБРЬ 1.Консультация «Учим детей заботиться о животных», «Учим детей кушать аккуратно». 2.Организация фотовыставки «Я и мой друг» 3.Оформление стенда «Мамочка любимая моя» 4. Консультация «Чем занять ребенка в выходные дни»

Слайд 12

ЛИСТОК ЗДОРОВЬЯ № Ф. И РЕБЕНКА ВЕС РОСТ ОКРУЖ ГРУДИ МЕБЕЛЬ ГРУППА ЗДОРО ВЬЯ УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОСНОВ НОЙ ДИАГНОЗ СТОЛ СТУЛ

Слайд 13

Двигательный режим Утренняя гимнастика, двигательные разминки, физминутки , подвижные игры, гимнастика после сна, физкультура, самостоятельная двигательная активность, физкультурные досуги и праздники

Слайд 14

Режим дня на холодный период года Режимные моменты Холодный период года Приём детей, игры, дежурство, утренняя гимнастика 7.30 – 8.20 Подготовка к завтраку, завтрак 8.20 – 8.55 Подготовка к непосредственно образовательной деятельности 8.55 - 9.00 Непосредственно образовательная деятельность 9.00 – 9.40 Игровая деятельность 9.40 – 10.00 Второй завтрак 10 .30 Прогулка (игры, наблюдения, труд) 10.00 – 11.35 Возвращение с прогулки, гигиенические процедуры 11.35 - 11.55 Подготовка к обеду, обед 11.55 – 12.30 Подготовка ко сну, дневной сон 12.30 – 15.00 Постепенный подъём, оздоровительные и гигиенические процедуры 15.00 – 15.40 Полдник 15.40 – 16.00 Игры, совместная и самостоятельная деятельность 16.00 – 16.30 Подготовка к прогулке, прогулка, уход домой 16.30 – 18.00

Слайд 15

Режим дня на тёплый период года Режимные моменты Теплый период года Приём детей, игры, дежурство, утренняя гимнастика 7.30 – 8.30 Подготовка к завтраку, завтрак 8.30 – 9.00 Игровая деятельность, подготовка к прогулке, выход на прогулку 9.00 – 9.20 Второй завтрак 10.30 Специально организованная деятельность (занятие) 9.20 – 9.40 Прогулка (игры, наблюдения, труд, воздушные, солнечные процедуры ) 9.40 – 11.15 Возвращение с прогулки, водные процедуры 11.15 – 11.40 Подготовка к обеду, обед 11.40 – 12.20 Подготовка ко сну, дневной сон 12.20 – 15.10 Постепенный подъём, оздоровительные и гигиенические процедуры 15.10 – 15. 40 Полдник 15.40 – 16.00 Игры, совместная и самостоятельная деятельность 16.00 – 16.30 Подготовка к прогулке, прогулка, уход домой 16.30 – 18.00

Слайд 16

Комплексы утренней гимнастики Сентябрь 3.09 – 15.09 № 1 17.09 – 29.09 № 2 Октябрь 1.10 – 13.10 № 3 15.10 – 27.10 № 4 Ноябрь 29.10– 10.11 № 5 12.10 – 23.11 № 6 Декабрь 26.11 – 8.12 №7 10.12 – 22.12 № 8 Январь 8.01 -18.01 № 10 21.01 – 1.02 № 11 Февраль 4.02 – 15.02 № 12 18.02 - 1.03 № 13 Март 4.03 – 11.03 №14 18.03 -29.03 №15 Апрель 1.04-12.04 №16 15.04-30.04 № 17 Май 6.05-17.05 № 18 20. 05-31.05 №19

Слайд 17

Задачи воспитания и обучения детей во II младшей группе Образовательная область Задачи Формы образовательной деятельности Физическая культура Здоровье Чтение художественной литературы Коммуникация Познание Музыка Художественное творчество Социализация Труд Безопасность

Слайд 18

Перечень основных видов НОД Виды образовательной деятельности Количество Познание 3 Коммуникация. Чтение художественной литературы 1 Художественное творчество 2 Физическое развитие 3 Музыка 2 Общее количество: 11

Слайд 19

Методическое обеспечение 1.Комплексное перспективное планирование. Вторая младшая группа. Под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2011. 2. О.В.Дыбина . Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2009. 3. О.А.Соломенникова . Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2008. 4. В.В.Гербова . Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2008. 5. Т.С.Комарова. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2007. 6. Л.И.Пензулаева . Физкультурные занятия с детьми 3-4 лет. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2009. 7. Л.Г.Петерсон Учебно-методический комплект « Игралочка » I часть. 8. Р.Стеркина , Н.Авдеева, О.Князева «Основы безопасности детей дошкольного возраста». 9. И.С.Голицына «Перспективное планирование в детском саду». 10.К.С.Бабина «Комплексы утренней гимнастики в детском саду».

Слайд 20

Расписание непосредственной образовательной деятельности День Блок Время Непосредственно образовательная деятельность Образовательная область Понедельник 1 9.00-9.15 Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей Познание 2 9.25-9.40 Физическая культура Физическая культура Вторник 1 9.00-9.15 ФЭМП Познание 2 9.25-9.40 Лепка Художественное творчество Среда 1 9.00-9.15 Музыкальное Музыка 2 9.25-9.40 Рисование Художественное творчество 3 Физическая культура (на прогулке) Физическая культура Четверг 1 9.00-9.15 Развитие речи / Чтение художественной литературы Коммуникация, Чтение художественной литературы 2 9.25-9.40 Физическая культура Физическая культура Пятница 1 9.00-9.15 Музыкальное Музыка 2 9.25-9.40 Аппликация / конструирование Художественное творчество

Слайд 21

Перспективный план понедельник вторник среда четверг пятница I 1.Ребенок и окружающий мир 2. Физкультурное 1. ФЭМП 2. Лепка 1.Музыкальное 2.Рисование 3.Физкультурное (на прогулке) 1.Развитие речи/ Художественная литература 2.Физкультурное 1.Музыкальное 2.Аппликация/ Конструирование II III IV

Слайд 22

Тематическое планирование Временной период Тема Цель Итоговое мероприятие 1-14 сентября До свиданья лето. Детский сад Знакомить с именами, отчествами работников детского сада, учить здороваться с педагогами и детьми, прощаться с ними. Совершенствовать умение ориентироваться в помещении и на участке детского сада. Развлечение «Мой любимый детский сад» 17-28 сентября Осень в гости приходи Учить замечать изменения в природе. Расширять представления детей о том, что осенью убирают урожай овощей и фруктов. Учить различать по внешнему виду, вкусу, форме наиболее распространенные овощи и фрукты и называть их. Осенний праздник 1-12 октября День музыки Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку. Различать и называть детские музыкальные инструменты: металлофон, барабан, дудочка, погремушка и др. Музыкальная игра-забава 15-26 октября Я, мой дом, моя семья Формировать первоначальные представления о семье, подчеркивать их заботу друг о друге. Знакомить с названием своего села. Оформление альбома «Моя семья» 29октября - 9 ноября Домашние животные Знакомить с домашними животными и их детенышами, особенностями их поведения и питания. Вечер загадок

Слайд 23

Комплексно – тематическое планирование Тема недели, период Совместная образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей Взаимодействие с родителями До свидания лето. Детский сад. 1-14 сентября 2012г 1. Д.и. «Напоим куклу чаем». Предшествующая работа к с/ р игре. 2. Д.и. Уложим куклу спать». Предшествующая работа к с/ р игре. 3. Беседа «Как и с кем мы занимаемся физкультурой». 4. Беседа «Как я провел лето». Развивать связную речь. 5. С/ р и. «Детский сад» Ц.: Формировать дружеские отношения между детьми при обыгрывании навыков: дети приходят в д /с, их кормят завтраком, обедом, укладывают спать. 6. Беседа «Как мы убирали участок». Ц.: Формировать чувство общности и значимости каждого ребенка для детского сада 7. Беседа «Кто работает в детском саду». Знакомить с д / с . 8. Д.и. «Кому что нужно для работы в д /с?» Знакомить с предметами. 9. Д.и. «Научим Мишку правильно вести себя в детском саду». 10. Чтение З. Александрова «Катя в яслях». 11. Чтение Е. Янковская «Я хожу в детский сад». 12. Наблюдение за трудом помощника воспитателя. 1.С/ р игра «Детский сад» Ц.: Формировать дружеские отношения между детьми в игровых навыках и умениях: дети занимаются музыкой и физкультурой. 2.Настольно–печатная игра «Кукла Наташа» 3.С/ р игра «Детский сад» Ц.: Формировать дружеские отношения между детьми при обыгрывании навыков и умений: субботник в детском саду (подметаем дорожки, собираем мусор, относим его в ведерках). 4. Рисование, лепка по замыслу 5. Дидактическая игра: «Разрезные картинки». 1.Оформление стендов: «Визитная карточка», «День по минуткам», «Занимательная неделька» и др. 2.Оформление фотовыставки «Как мы лето провели» 3. Консультация «Какие игрушки нужны детям».

Слайд 24

Календарный план № недели День недели, дата Утро (форма образовательной деятельности, № источника - карточка или литература) НОД (название, номер источника) Прогулка№1 (форма ОД, № источника - карточка или литература) Вечер (форма ОД, № источника - карточка или литература) 1 Пн. Вт. Ср. Чт. Пт.

Слайд 25

Картотеки Прогулок Подвижных игр Пальчиковых игр Физминуток Комплексов оздоровительной гимнастики после сна Словесных игр Комплексов утренней гимнастики

Слайд 26

Спасибо за внимание! Творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по теме: Комплексно - тематическое планирование воспитатльно - образовательного процесса в ДОУ с учетом ФГТ

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (пункт 6.2 статьи 9) комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса: темы, в рамках которых будут решаться образ...

Презентация "Анализ современных моделей перспективного и календарного планирования образовательного процесса с учетом требований ФГТ"

Представленная презентация "Анализ современных моделей перспективного и календарного планирования образовательного процесса с учетом ФГТ" раскрывает различные точки зрения специалистов на проблему пла...

Семинар «Особенности планирования образовательного процесса с учетом ФГТ»

 Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме разработки и реализации комплексно-тематического планирования образовательного процесса в соответствии с ФГТ....

Консультация «Учет индивидуальных особенностей детей в планировании образовательного процесса»

Данная консультация может быть использована в методической работе по обучению педагогов планированию в контексте ФГОС ДО....

Организация образовательного процесса в ДОУ с учетом интеграции образовательных областей.

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме необходимости перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе интеграции образовательных областей, обеспечивающих форми...

Учет индивидуальных особенностей детей в планировании образовательного процесса.

Проблема индивидуализации обучения много аспектная как в теоретическом, так и в практическом планах и крайне противоречива в попытках ее разрешения. Известно, что эффективным является то обучение, при...

Консультация для педагогов "Планирование образовательного процесса в соответствии ФГОС ДО с учетом методических рекомендаций«

Цель: Организация целостного, непрерывного, содержательного педагогического процесса черезпланирование.Итак, что такое план или планирование?План – это рабочий документ, назначение которого &nda...