Современные технологии в ДОУ.
методическая разработка по теме
Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога.. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость) и включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач; наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, критериальной оценки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_tehnologii_v_dou.doc | 124.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные технологии в ДОУ
Технология происходит от греческого слова «мастерство, искусство» и «закон, наука» - это наука о мастерстве.
Ядро любой технологии: цель - средства - правила их использования - результат.
Педагогическая технология - функционирует и в качестве науки, исследующей и проектирующей наиболее рациональный путь обучения, и в качестве системы алгоритмов, способов и результатов деятельности и в качестве реального процесса обучения и воспитания.
Педагогическая технология - это целостный научно обоснованный проект определённой педагогической системы от её теоретического замысла до реализации в образовательной практике, отражающей процессуальную сторону обучения и воспитания и охватывающей их цели, содержание. Формы, методы, средства, результаты и условия их организации.
Структура педагогической технологии:
-концептуальная основа (научная база)
-содержательная часть (цели и содержание обучения и воспитания)
-процессуальная часть (формы, методы, средства, условия организации учебно-воспитательного процесса, результаты).
- Существует несколько подходов к классификации технологий:- технологии воспитания и обучения, системно – деятельностный подход.
Наиболее полная классификация принадлежит Г.К. Селевко. Она объединяет технологии по сущностным и инструментально значимым свойствам. В целом наблюдается тенденция развития технологий - от технологий обучения к технологиям развития. Педагогические технологии используются как в работе с детьми, так и в работе с педагогическим коллективом и родителями воспитанников. Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей! В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.
Технологии, используемые в работе с детьми:
1. Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду
– это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
2. Технология развивающего обучения (образовательная программа ДОУ).
Развивающее обучение - направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей воспитанников, обучающихся путём использования их потенциальных возможностей. Это мотивация на конкретное действие, на познание, на новое. (Развивающая среда ДОУ, программы ДОУ)
3. Метод проектов. 4. Развитие исследовательских умений
В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Так, в работе с детьми младшего дошкольного возраста педагог может использовать подсказку, наводящие вопросы? А детям старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности
1. Выбор темы – это первый шаг воспитателя в работе над проектом.
2.Второй шаг – это тематическое планирование по выбранной проблеме на неделю, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т.д. На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в группах, в дошкольном учреждении в целом. Среда должна являться фоном к эвристической, поисковой деятельности, развивать у дошкольника любознательность. Когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда), начинается совместная работа воспитателя и детей
I этап разработки проекта – целеполагание: воспитатель выносит проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.
II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели (а гипотеза – это и есть цель проекта). Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Воспитатель фиксирует ответы на большом листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Для фиксации ответов лучше использовать условные схематические символы, знакомые и доступные детям. Затем воспитатель задает второй вопрос: «Что мы хотим узнать?» Ответы снова фиксируются, причём независимо от того, что они могут показаться глупыми или нелогичными. Здесь важно, чтобы педагог проявил терпение, уважение к точке зрения каждого ребенка, тактичность по отношению к нелепым высказываниям малышей. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на вопросы?» Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт. Необходимо учитывать и возрастные особенности воспитанников. Для детей младшего дошкольного возраста воспитатель может использовать подсказку, наводящие вопросы; для детей старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности. Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий. Поступившие предложения являются дополнениями и изменениями к уже готовому тематическому плану воспитателя. Важно, чтобы педагог проявил гибкость в планировании, сумел подчинить свой план интересам и мнениям детей, включая детские мероприятия в учебный план, пожертвовав некоторыми запланированными формами работы. Это умение является показателем высокого профессионального мастерства воспитателя, его готовности отступить от уже имеющихся стереотипов, ставя на первое место самоценность дошкольного детства как период жизни и только затем – как подготовительный этап к будущему.
III этап работы над проектом – его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления воспитатель предлагает решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Необходимо, чтобы педагог умел создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой. Особую роль в данном случае играют Центры по познавательно-практической деятельности. Заключительным, IV этапом работы над проектом является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет. Проекты, вне зависимости от вида, творческие, исследовательские, информационные, открытые, игровые, практико-ориентированные и др., нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей.
5. Технология проблемного обучения в детском саду
Существуют четыре уровня проблемности в обучении:
1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.
2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).
3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод)
В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.
Первым этапом процесса решения проблемы считается поиск средств анализа условий проблемы с актуализации прежних знаний и способов действия: «Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?», «Что мы можем использовать из известного нам для нахождения неизвестного?».
На втором этапе происходит процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т.е. выдвижение гипотез, поиск «ключа», идеи решения. На втором этапе решения ребенок ищет «во внешних условиях», в различных источниках знаний.
Третий этап решения проблемы – доказательство и проверка гипотезы, реализация найденного решения. Практически это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью, с выполнением вычислений, с построением системы доказательств, обосновывающих решение. Стремясь поддержать у детей интерес к новой теме, мы создаем новую проблемную ситуацию. Создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаем не бояться допускать ошибки. Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.
5.ТРИЗ в ДОУ
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)
ТРИЗ не является строгой научной теорией. ТРИЗ представляет собой обобщённый опыт изобретательства и изучения законов развития науки и техники. В результате своего развития ТРИЗ вышла за рамки решения изобретательских задач в технической области, и сегодня используется также в нетехнических областях (бизнес, искусство, литература, педагогика, политика и др.). Проблема всех занятых воспитанием – новое поколение людей, обладающих высоким творческим потенциалом. Если раньше, чтобы стать социально успешным человеком, достаточно было быть хорошим исполнителем, обладать определенными знаниями и умениями, то сейчас необходимо быть творческой личностью, способной самостоятельно ставить и творчески решать проблемы. На сегодняшний день существует много курсов, на которых взрослые учатся играть, для того чтобы научиться выходить за рамки традиционности в бизнесе. Ведь оригинальное мышление – это ключ выживания в борьбе за конкуренцию. Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Но проблема не в поиске одаренных гениев, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления. Именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает его самостоятельность и познавательный интерес.
Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Ум детей не ограничен «глубоким опытом жизни» и традиционными представлениями о том, как все должно быть, что позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.
Практика показала с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Сегодня это делает возможным ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, первоначально адресованная инженерно – техническим работникам, в последние десятилетия вызвала пристальный интерес в среде педагогов - практиков. Система ТРИЗ – педагогика развивается с начала 80 – х. годов, в ответ на требование времени по подготовке инновационно - мыслящих личностей, умеющих решать проблемы. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом « Творчество во всем».
В центре внимания ТРИЗ – педагогики – человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение. Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения. ТРИЗ, как универсальный инструментарий используется на всех занятиях. Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка. Создается ситуация успеха, идет взаимообмен результатами решения, решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. ТРИЗ дает возможность проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить. ТРИЗ развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения. ТРИЗ позволяет получать знания без перегрузок, без зубрежки. Именно поэтому мы применяем на занятиях и в свободной деятельности ТРИЗ – технологии. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить.
Программа ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр и занятий. Они учат детей выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению. На первом этапе занятия даются не как форма, а как поиск истины и сути. Ребенка подводят к проблеме многофункционального использования объекта. Следующий этап – это « тайна «двойного», или выявление противоречий в объекте, явлении. Когда что–то в нем хорошо, а что-то плохо, что–то вредное, что–то мешает, а что–то нужно. Следующий этап - разрешение противоречий. Для разрешения противоречий существует целая система игровых и сказочных задач. Например, задача: «Как можно перенести воду в решете?». Воспитатель формирует противоречие; вода должна быть в решете, чтобы ее перенести и воды не должно быть, так как в решете ее не перенести – вытечет. Разрешается противоречие изменением агрегатного состояния вещества – воды. Вода будет в решете в измененном виде (лед) и ее не будет, т. к. лед это не вода. Решение задачи – перенести в решете воду в виде льда.
Следующий этап по программе ТРИЗ – это решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов. Этот метод заключается в том, что привычные объекты начинают обладать необычными свойствами. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности – игровую, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование. Тематика игр, творческих заданий на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи зависит от темы изучаемого материала. Цель игр – поисковая, исследовательская, изобретательская деятельность. Развитое мышление предполагает видение противоречия, его формирование и решение. Результатом решения противоречия является изобретение. Этому дети учатся в играх «Наоборот», «Хорошо - плохо», «Письмо SOS», с которыми детей знакомит Гном из волшебной страны ТРИЗ. На занятиях по ознакомлению с художественной литературой дети сочиняют сказки с помощью схем. Эту работу я начала со знакомых сказок, пословиц, поговорок. Затем попробовали придумывать сказки сами и схематично выкладывать их с помощью счетных палочек.
6. Технология разноуровневого обучения
- это педагогическая технология организации процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А,Б,C, что дает возможность каждому воспитаннику овладевать учебным материалом на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого воспитанника.;
это технология, при которой за критерий оценки деятельности ребёнка принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению. Основу технологии разноуровневого обучения составляют: психолого-педагогическая диагностика воспитанника; сетевое планирование; разноуровневый дидактический материал.
7.Технология коллективного способа обучения. Все формы организации процесса обучения делятся на общие и конкретные. Общие формы не зависят от конкретных дидактических задач и определяются только структурой общения между обучающимися и обучаемыми.
Таких форм 4: индивидуальная, парная, групповая, коллективная. Обучение - это общение между обучающимися и обучаемыми, т. е. общение между теми, кто имеет знания и опыт, и теми, кто их приобретает. Общение, в процессе которого и посредством которого происходит воспроизведение и усвоение всех видов человеческой деятельности. Обучения вне общения не существует. Общение может происходить непосредственно (через устную речь, люди слышат и видят друг друга) и опосредовано (через письменную речь (газеты, журналы и т. д.), когда люди не видят и не слышат друг друга).
Опосредованное обучение между обучающимися и обучаемыми в учебном процессе дает нам индивидуальную форму организации работы. Ребёнок выполняет учебные задания (пишет, читает, решает задачи, ставит опыты), и при этом ни с кем не вступает в прямое общение, никто с ним не сотрудничает.
Непосредственное общение между людьми имеет различное построение: может происходить в паре (парная форма организации обучения, например, 2 ребёнка совместно прорабатывают статью, решают задачи, разучивают стихотворения), со многими людьми (групповая форма организации учебного процесса, если один учит нескольких человек). Индивидуальная, парная, групповая формы организации учебных занятий являются традиционными. Ни одно из этих форм не является коллективной. Коллективной формой организации процесса обучения является только работа учащихся в парах сменного состава (общение либо с каждым отдельно, либо по очереди). Основные признаки КСО (преимущественно перед традиционным образованием): ориентация на индивидуальные способности, обучение происходит в соответствии со способностями детей (индивидуальный темп обучения); осмысленность процесса познания; все обучают каждого и каждый всех; при коллективных учебных занятиях (КУЗ) знания - хорошие, умения - уверенные, навыки – надежные; обучение ведется на основе и в атмосфере взаимопонимания и сотрудничества педагога и ребёнка; активизируются межличностные отношения (ребёнок - ребёнок), которые способствуют реализации в обучении принципов непрерывной и безотлагательной передачи знаний. Ведущей организационной формой обучения является коллективная, т.е. работа детей в парах сменного состава. По Дьяченко, обучение - это особым образом организованное общение, т.е. деятельность между носителями знаний и теми, кто их приобретает. Коллективная форма обучения означает такую организацию обучения, при которой все участники работают друг с другом в парах и состав пар периодически меняется. В итоге получается, что каждый член коллектива работает по очереди с каждым, при этом некоторые из них могут работать индивидуально. Технология коллективного взаимообучения позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения. Можно выделить следующие виды работы в отдельно взятой паре: обсуждение чего-либо, совместное изучение нового материала, обучение друг друга, тренировка, проверка. На коллективных учебных занятиях в разновозрастных и разноуровневых группах у воспитанников развиваются навыки самоорганизации, самоуправления, самоконтроля, самооценки и взаимооценки. При коллективных способах (КСО) у каждого ребенка появляется возможность осуществить индивидуальную траекторию развития: Разные дети осваивают одну и ту же программу по разным образовательным маршрутам; Одновременно сочетаются все четыре организационные формы обучения: индивидуальная, парная, групповая и коллективная. В организации коллективного труда детей выделяются три последовательных этапа: распределение предстоящей работы между участниками, процесс выполнения задания детьми, обсуждение результатов трудовой деятельности. Каждый из этих этапов имеет свои задачи, решение которых требует своеобразных методов руководства детьми.
8. Интерактивная технология в ДОУ, технология ИКТ.
Использование ИАТ является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. А также позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Это способствует осознанному усвоению новых знаний. Обучение для детей становится более привлекательным и захватывающим. В работе с интерактивной доской у детей развиваются все психические процессы: внимание, мышление, память; речь, а также мелкая моторика. У старшего дошкольника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится более концентрированным, когда ему интересно, изучающий материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у ребенка положительные эмоции.
В рамках реализации программы развития детей с использованием интерактивных технологий мы поставили перед собой цель: Повышение эффективности образовательного уровня детей дошкольного возраста методом приобретения ими навыков использования информационных технологий; создание стимулирующей среды обучения, способствующей социальному и когнитивному развитию детей.
9.Игровая технология. Имитационного моделирования Характерной чертой этой технологии является моделирование жизненно важных, профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.
Педагогическая технология организации режиссёрских игр детей: Для развития игровых умений создаётся полифункционаольный игровой материал. Целесообразно использовать сказочные сюжеты, длительность организации игры может длиться 2-3 месяца.
Этапы технологии:
1 этап: обогащение игрового опыта содержанием на основе организации художественного восприятия сказки.
2 этап: развитие сюжетосложения на основе использования полифункционального игрового материала по сюжетам новой или знакомых сказок. Полифункциональный материал представляет собой «смысловое поле», на котором разворачиваются игровые события.
3 этап: развитие сюжетосложения на основе самостоятельного создания полифункционального игрового материала и придумывания новых приключений героев сказки.
Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр.
Тематика сюжетно-ролевых игр связана с социальной действительностью.
Этапы технологии:
1 этап: Обогащение представлений о той сфере действительности, которую ребёнок будет отражать в игре (наблюдения, рассказы, беседы о впечатлениях). Важно знакомить ребёнка с людьми, их деятельностью, отношениями.
2 этап: Организация сюжетно-ролевой игры ( «игра в подготовку к игре»).
Определение ситуации взаимодействия людей, придумывание и сочинение событий, хода их развития в соответствии с темой игры; Создание предметно-игровой среды на основе организации продуктивной и художественной деятельности детей, сотворчества с воспитателями, детского коллекционирования, совместная игровая деятельность воспитателя с детьми;
3 этап: Самостоятельная игровая деятельность детей; организация сюжетно-ролевой игры с воображаемым партнёром, за которого ребёнок разговаривает
10. Технология интегрированного занятия
Интегрированное занятие отличается от традиционного использованием межпредметных связей, предусматривающих лишь эпизодическое включение материала других предметов.
Интегрирование - соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом решается несколько задач развития. В форме интегрированных занятий лучше проводить обобщающие занятия, презентации тем, итоговые занятия.
Наиболее эффективные методы и приёмы на интегрированном занятии
-сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность.
-проблемные вопросы, стимулирование, проявление открытий, задания типа «докажи», «Объясни».
Примерная структура:
- вводная часть: создаётся проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску её решения (н-р, что произойдёт, если на планете не будет воды?)
Основная часть: новые задания на основе содержания различных областей с опорой на наглядность; обогащение и активизация словаря.
3 заключительная часть: детям предлагается любая практическая работа (дидактическая игра, рисование)
Каждое занятие ведёт 2 или более педагогов.
Методика подготовки и проведение:
- выбор областей;
-учёт программных требований;
-базовое направление;
-выявить основной принцип построения системы занятия;
-продумать развивающие задачи;
-использовать разнообразные виды деятельности;
-учитывать особенности формирования развития различных видов мышления4
-использование большего количества атрибутов и наглядного материала;
-использовать методы и приёмы продуктивного характера;
-учитывать личностно-ориентированный подход;
Боле целесообразная интеграция областей « Познание и физическая культура»; «Познани: математика и художественное творчество»; музыка и познание», «Художественное творчество и музыка»; «Коммуникация и худ. Творчество»
1.1. Нетрадиционные техники рисования.
12. Педагогическая технология развития эмоциональной отзывчивости к музыке в процессе её слушания.
Технологии, используемые в работе с педагогическим коллективом.
- Технология формирования индивидуального стиля управленческой деятельности заведующего
Руководитель ДОУ воздействует на мотивационную сферу, используя поощрения и наказания, моральные и материальные стимулы, создаёт психологический климат, вызывает стремление работать лучше, подбирает задания с учётом интересов и способностей работников. Главным слагаемым черт является умение поддержать доброе имя педагога в глазах коллектива путём доброжелательной оценки его работы, опираться на коллектив при стимулировании активности личности. Развитию индивидуального стиля управленческой деятельности способствуют технологии:
-деловой игры, психолого-педагогические аутотренинги с сотрудниками, семинары- практикумы, семинары- брифинги, мозговые штурмы, устные журналы, интеллектуальное казино, тестовое задание, тренинги.
1.2.Технология самовоспитания и самообразования педагога в системе дошкольного воспитания. Самовоспитание и саморазвитие - высшие формы саморазвития сознательная работа по совершенствованию своей личности как профессионала.
Технология самовоспитания-
-Самодиагностика
-самоанализ деятельности воспитателя
-анализ состояния по проблеме
-осознание необходимости самовоспитания
-определение целей и задач
-определение основных направлений
-изучение литературы по проблеме
-создание программы по самовоспитанию
-разработка критериев качественных изменений
-выбор форм и методов самосовершенствования
-стимулирование
-деятельность воспитателя по выполнению воспитательно-образовательных программ
-подведение итогов самовоспитания и самосовершенствования.
Технология самообразования педагогов:
-самодиагностика педагога
анализ деятельности по проблеме
-разработка программ самообразования
-корректировка плана
-итоговая диагностика
- закрепление достигнутых результатов
-определение более сложных задач на будущее.
1.3. Педагогический совет
-постоянно действующий орган коллегиального рассмотрения деятельности ДОУ, трибуна передового педагогического опыта.
Алгоритм подготовки и проведения педагогических советов:
-работа творческой группы педагогов по подготовке к педсовету
-анализ и самоанализ деятельности педагогического коллектива
-анкетирование детей и родителей по теме педсовета
-подготовка технологической карты проведения педсовета
-демонстрация детских видов деятельности, мероприятий по теме педсовета
-работа совместных творческих групп и родителей воспитанников для решения поставленных задач.
1.4. Дискуссия.
-это обсуждение какого-либо спорного вопроса, характеризующееся различием позиции в объединении с попыткой поиска позиции, которую могли бы принять все участники.
Стадия ориентации- ведущий оглашает цель дискуссии, объясняет актуальность дискуссионной проблемы и что дать обсуждение.
Стадия оценки –на данной стадии происходит сопоставление, конфронтация, конфликт мнений, идей , информации.
Стадия консолидации- выработка общих мнений, позиций
1.5 .Мозговой штурм.
Метод обучения, основанный на групповом формировании проблемно-познавательной ситуации, представляющей собой единство двух элементов – выдвижения идей и их развития.
Подготовительный этап- формирование проблемы. Проблема должна иметь теоретическую и практическую актуальность и вызывать активный интерес участников мозгового штурма.
Отбор у частников -7-12 чел,( дилетанты и специалисты).
Формулирование правил ведения мозгового штурма (запрет критики, шутливые идеи, каждый участник высказывает своё мнение).
Этап генерирования идей - ставится проблема, выдвигаются идеи(20мин)
Этап анализа и оценки идей – обсуждение, отбор и оценка лучших идей. Ведущий подводит итоги, называется общее число идей, даётся общая оценка работе.
Преимущества технологии - проблема всегда перед глазами, работник придумывает что-то своё., если идей нет, значит надо найти способы побудить сотрудников участвовать в мозговом штурме.
1.6 Проектная деятельность педагога.
Проектирование - это создание конструирование замысла и предварительная разработка основных деталей деятельности в конкретных условиях
Педагогическое проектирование - это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности педагогов и детей.
Деятельность проектирования всегда имеет цель создание нового объекта или процесса.. Это продуктивная деятельность, её продуктом выступает проект. Педагогический проект- это система планируемых и реализуемых действий, необходимых условий и средств для достижения определённых целей, которые в свою очередь зависят от приоритетных педагогических ценностей.
Необходимость проектов возникает - в проблемных ситуациях, когда перед людьми, вовлечёнными в них стоит значимая проблема,- при изменении такого масштаба при осуществлении текущей деятельности, -когда сложно оценить все последствия от внедрения новшеств.
1 этап: подготовительная работа: анализ объекта проектирования, -выбор формы проектирования,-теоретическое обеспечение проектирования, методическое обеспечение проектирования, -пространственно-временное обеспечение проектирования,-материально-техническое обеспечение проектирования,-правовое обеспечение проектирования.
2 этап: Разработка проекта:-выбор системообразующего фактора,-установление связей и зависимостей компонента,-написание документа.
3 этап: проверка качества объекта,-мысленное экспериментирование применения проекта,-экспертиза оценки проекта,-корректировка проекта,-принятие решения об использовании проекта.
1.7 Анализ конкретных ситуаций
Ситуация - это сочетание условий и обязательств, создающих определённую обстановку, положение. Под конкретной ситуацией понимается реальное событие, происшедшее под влиянием некоторых факторов.
Технология анализа:
1 этап: первоначальное знакомство с материалом. Каждый педагог или группа получает описание ситуации и самостоятельно изучает материал
2 этап: предварительное обсуждение ситуации в аудитории. Ведущий отвечает на вопросы, возникающие у участников проблемы.
3 этап: анализ практической ситуации в подгруппе. Необходимо подготовиться к формулировке своих выводов и заключений пред межгрупповым обсуждением.
4. Межгрупповая дискуссия Представитель от группы высказывает мнение.
5этап: подведение итогов. Ведущий даёт оценку
1.8. Портфолио.
Портфолио-технология и портфолио - продукт.
Портфолио – технология, в основе которой используется метод аутентичного оценивания результатов образовательной и профессиональной деятельности.
Этапы:
1. Мотивация и целеполагание по созданию портфолио.
2. разработка структуры материалов портфолио.
3. Планирование деятельности по сбору, оформлению и подготовке материалов к презентации.
Выработка критериев оценивания материалов к портфолио.
4. Сбор и оформление материалов. Рефлексия деятельности на этапе.
5. Пробы в презентации портфолио.
6. Презентация в рамках цели создания и использования
7.Оценка результатов деятельности. Итоговая рефлексия. Как только заканчивается процедура аттестации, сразу же начинается подготовка следующей, и цикличность повторяется. Портфолио - это отчёт по процессу деятельности, основанный на принципе » добровольности».
1.9. Мастер-класс
Мастер-класс - ярко выраженная форма ученичества именно у мастера, т.е. передача мастером ученикам опыта. Это средство передачи педагогом - мастером концептуальной и практической сторон только своей педагогической системы.
Технология подготовки и проведения:
1. цель - создать условия для профессионального самосовершенствования участников -мастер-класса.
1 этап: презентация педагогического опыта мастера.
2. представление системы педагогической деятельности
3. Имитационная игра.
4. моделирование
5. рефлексия.
1.10. Деловая игра
Деловая игра - это имитация жизненной ситуации, процессов производств и профессиональной деятельности, занятой в ней людей.
Технология деловой игры:
1. Определение назначения игры. Для кого игра, сколько человек примет участие в игре.
2. Определение цели игры. Существуют педагогические и игровые цели.
3. определение содержания игры.
4. определение комплекса ролей и инструкции по их выполнению
5. определение правил игры
6. Выбор системы оценивания
7. Составление комплекта игровой документации
8. Текстовое и графическое оформление деловой игры.
Проведение деловой игры имеет 4 последовательных этапа:
1. Информационно-теоретический.
2. организационный
3. Игровой
4. Подведение итогов.
1.11. Педагогическая студия.
Педагогическая студия –рассматривается как адекватная для обучения профессиональному ремеслу форма.
Технология:
- Этюд, экспликация, коррекция.
- пролог
- рефлексия.
Рефлексия семинара. Вопросы:
Какие технологии вы сегодня узнали?
Можно провести в виде технологии – упражнения « Шесть шляп». Ведущий предлагает у участникам высказать своё мнение о работе:
Красная шляпа - эмоции, интуиция, чувства человека. Когда участник надевает эту шляпу, то отвечает: «Какие у меня по этому поводу возникли чувства»
Чёрная - критика, недоверие, осторожность. Какие препятствия, недостатки, сработает ли это?
Жёлтая шляпа - поиск положительных сторон, преимуществ, почему это стоит сделать.
Зелёная шляпа - различные новые идеи, предложения, творчество.
Белая шляпа - чистый лист – поиск информации, ответ на вопрос »Какой информацией обладаем?»
Синяя шляпа - организация мышления - чего мы достигли, что будем делать дальше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности с использованием современных технологий: элементы моделирования, игровая технология, здоровьесберегающая технология. Познание. Формирование целостной картины мира. «Весна» (для детей 2-3 лет)
Конспект на тему: "Весенние изменения в природе"....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе с использованием современных технологий Игровая технология Тема: «Овощи»
Цель: Активизация словаря у детей младшего дошкольного возраста.Задачи:- Закрепить у детей представления об овощах.- Учить детей...
Конспект НОД с использованием современных технологий: элементы моделирования, игровая технология, здоровье сберегающая технология. Познание. Формирование целостной картины мира в первой младшей группе Тема: «Песок. Свойства песка»
Конспект НОД с использованием современных технологий: элементы моделирования, игровая технология, здоровье сберегающая технология. Познание. Формирование целостной картины мира во второй младшей групп...
Конспект НОД с использованием современных технологий: элементы моделирования, игровая технология, здоровье сберегающая технология. Познание. Формирование целостной картины мира в первой младшей группе Тема: «Песок. Свойства песка»
Конспект НОД с использованием современных технологий: элементы моделирования, игровая технология, здоровье сберегающая технология. Познание. Формирование целостной картины мира во второй младшей групп...
Современные технологии в современном образовании.
Проведение технологии утреннего сбора в ДОУ...
Цифровой детский сад. Современным детям - современные технологии
В данной статье рассматривается система цифрового детского сада как эффективный вектор развития имиджа современной образовательной организации.Применение современных средств представления образователь...
« Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни и основах безопасности жизнедеятельности в Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей
laquo; Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни и основах безопасности жизнедеятельности в Использование современных...