Игра-семинар "Знатоки природы"
методическая разработка по теме
Игра-семинар
«Знатоки природы»
Цель: Развитие творческого потенциала и компетентности педагогов по вопросам
Начиная с раннего детства через игру и эмоциональное воздействие надо вызывать у детей интерес к познанию окружающего мира, в том числе и природы. Знакомить детей с игрушками изображающими животных. Использовать разные дидактические игры «Кто в домике живёт», «А у нас на дворе», «Где чья мама» и т. д. Кругозор детей должен расширяться постоянным наблюдением за животными, явлениями природы, за растениями, за поведением старших, наконец привлечением самих детей к посильному труду. Утром полить цветы, при этом рассматривать и сравнивать. Покормить рыбок, на улице наблюдать за птицами, покормить их.
Малыши всегда радуются этому. Всё, что связано с живым объектом, даёт быстрый положительный результат, как в познавательном так и эмоциональном смысле.
Горе нам, если мы не научим детей любить природу, щадить её и любоваться ею. А для этого надо подавать пример доброго отношения ко всему живому
Маленький человек должен постепенно готовиться к решению различного рода экологических задач, которые поставит перед ними жизнь, полная противоречий и проблем. Что бы научить решать их, требуется сформировать определённый образ мышления, роль педагога экологического воспитания детей, в этом заключается.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
irina_seminar.docx | 19.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 3 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей»
Игра-семинар
«Знатоки природы»
Старший воспитатель – Кондратьева И. Г.
Кемерово январь 2013
Цель: Развитие творческого потенциала и компетентности педагогов по вопросам экологии.
План:
1. Вступительное слово старшего воспитателя «Мы друзья природы»
2. Вопросы ответы:
Что такое экология?
Что такое экологическая культура?
Проблемы экологии в нашей стране.
Что вы знаете о красной книге? (Как объяснить детям)
Роль педагога в экологическом воспитании детей.
Почему экологическим воспитанием нужно заниматься с дошкольного возраста?
3. Игры задания экологического характера.
4. Блиц- турнир.
5. Домашнее задание:
Модель экологического воспитания детей в детском саду.
Модель экологического воспитания детей вне детского сада.
Звучит песня Ю. Антонова «Первые цветы»
Мы друзья природы
Животные умеют лечиться сами, они лечатся травами Люди тоже научились лечиться, но очень важно идти в ногу с природой и употреблять больше природные дары.
Для здоровья людей, особенно детей нужно употреблять здоровую пищу, - каши, овощи, фрукты, орехи и т. д.
Плохая пища, загрязнённый воздух, некачественная вода, отрицательные эмоции (курение, наркотики, алкоголь и пр.) - факторы подрывающие здоровье. Нужно употреблять здоровую полезную пищу. Продукты синтетические (искусственного происхождения, очень сладкая и жирная пища вредны для здоровья.
Природа заботится о том, чтобы обитатели Земли имели всё, что нужно для полноценной жизни, могли заботиться о своём здоровье.
Легче с детства охранять и укреплять здоровье, чем потом лечить заболевания. Чтобы беречь свое здоровье нужно беречь «здоровье» окружающей природы.
Начиная с раннего детства через игру и эмоциональное воздействие надо вызывать у детей интерес к познанию окружающего мира, в том числе и природы. Знакомить детей с игрушками изображающими животных. Использовать разные дидактические игры «Кто в домике живёт», «А у нас на дворе», «Где чья мама» и т. д. Кругозор детей должен расширяться постоянным наблюдением за животными, явлениями природы, за растениями, за поведением старших, наконец привлечением самих детей к посильному труду. Утром полить цветы, при этом рассматривать и сравнивать. Покормить рыбок, на улице наблюдать за птицами, покормить их.
Малыши всегда радуются этому. Всё, что связано с живым объектом, даёт быстрый положительный результат, как в познавательном так и эмоциональном смысле.
Горе нам, если мы не научим детей любить природу, щадить её и любоваться ею. А для этого надо подавать пример доброго отношения ко всему живому.
Вопросы ответы
1. Что такое экология?
(Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и с окружающей средой)
2. Что такое экологическая культура?
(Экологическая культура – это не только эмоциональное восприятие-умение увидеть сломанную ветку дерева, разорить муравейник, желание помочь живому существу, но и конкретные действия «Никогда не поздно посадить дерево: пусть плоды тебе не достанутся, но радость начинается с раскрытием первой почки посаженного растения»
3. Проблемы экологии в нашей стране.
В настоящее время уровень загрязнения атмосферы в городах России очень высок. Некоторые из химических соединений, в том числе и канцерогенные углеводы, могут поглощаться из почвы растениями, а затем через молоко и мясо попадать в организм человека, вызывая изменения в состоянии здоровья.Анализ качества поверхностных вод на территории Российской Федерации показал, что в основном они загрязняются нефтепродуктами, фенолами, легкоокисляемыми органическими окислениями, соединениями тяжёлых металлов азота, а также специфическими загрязняющими веществами-лигнином, ксантогенатами, формальдегидом и другими которые поступают со сточными водами предприятий промышленности, сельского и коммунального хозяйства, а также с поверхностным стоком с водосбросов и с городской дорожной сети.
4. Что вы знаете о красной книге? (Как объяснить детям)
Красная книга - аннотированный список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов. Красные книги бывают различного уровня - международные, национальные и региональные.
Первая организационная задача охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов – их инвентаризация и учёт как в глобальном масштабе, так и в отдельных странах.
5. Роль педагога в экологическом воспитании детей.
Маленький человек должен постепенно готовиться к решению различного рода экологических задач, которые поставит перед ним жизнь, полная противоречий и проблем. Что бы научить решать их, требуется сформировать определённый образ мышления, роль педагога экологического воспитания детей, в этом заключается:
• Осознать себя как часть природы.
• Воспитание уважительного отношения ко всем объектам природы.
• Понимание взаимосвязей и взаимозависимости в природе.
• Воспитание активной жизненной позиции.
• Обучение азам экологической безопасности.
• Формирования умения рационально использовать природные богатства.
• Формирование эмоционально – положительного отношения к окружающему миру.
• Подведение и понимание неповторимости и красоты окружающего мира.
6. Почему экологическим воспитанием нужно заниматься с дошкольного возраста?
Необходимо с детства вызывать у детей интерес к окружающему и воспитывать бережное отношение к природе, обогащать их новыми знаниями и формировать ценностное отношение ко всему живому.
Очень эффективным, с точки зрения экологического развития дошкольников, комплексные развивающие занятия, построенные в виде игр (путешествие, приключения, научные конференции, викторины, «Поле чудес» и т. д.
Формируя у детей систему знаний об особенностях приспособления разных видов к среде обитания, приобщая их к природоохранной деятельности,
Проводя праздники, игры, экологической направленности и привлекая к этой работе родителей, воспитатель способствует экологическому воспитанию ребёнка, развитию активного и ответственного отношения к природе.
Игры задания экологического характера.
1. Задание «Лечим раны и латаем дыры»
-Лесные медикаменты – листья подорожника.
-Лесное ателье – лён, конопля, подорожник.
-Иголки –сосна, ель.
2. Задание «Лесной компас»
-С какой стороны на деревьях растут мхи и лишайники (с северной)
-С какой стороны на елях и соснах выступает смола (с южной)
-Бабочки -тоже компас почему (их крылышки утром «смотрят» на восток, а в полдень – на юг, вечером – на запад.
3. Задание
-Назовите животных, которые так или иначе связаны с производством лекарства (марал-панты; барсук-жир; медведь-желчь, жир; пчёлы-мёд, прополис; змея-яд; коза-молоко и т. д.)
4. Задание
-Назовите исчезающих и уже исчезнувших с лица земли животных, птиц.
(красный волк, выхухоль, камчатский бобр, тигр, снежный барс, или ирбис, леопард, гепард, морж, тюлень-монах, синий или голубой кит, финвал (сельдяной кит, горбач (длиннорукий кит, джейран, винторогий козёл (манхур, кавказский баран. Зубр-(в красной книге, морская или стеллерова корова, странствующий голубь (полностью истреблены)
5. Задание «Белый конверт»
20 птиц -найти соловья
20 животных- найти горностая.
6. Задание «Книга рекордов природы»-продолжить фразы:
-самый длинный язык, у –хамелеона
-самое сильное обоняние, у бабочки
-лучше всего слышит-сова
-быстрее всех летает-стриж
-самый зоркий-беркут
-самые зубастые-акулы
-самый сильный яд у –тигровой змеи
-самая доверчивая птица-дикуша
-самые умные животные-дельфины
-больше всего глаз у –стрекозы и мухи
-мощная природная электростанция-скат электрический
-самая крупная лягушка-голиаф
-чемпион по долгожительству-черепаха
-чемпион по глотанию-удав
-чемпион по нырянию-кит, черепаха
-самые дальние перелёты совершают-крачки
7. Задание.Как бы вы сформулировали пять законов охраны природы:
-Нельзя жить на земле не брать, но брать рационально.
-Всё, что есть на Земле, необходимо для её развития и развития человека.
-Человек не властелин природы: губя её, он губит самого себя.
-Охраняя природу, мы охраняем численность населения Земли.
-Охрана природы-часть борьбы за мир. Природа и война не совместимы
Блиц -турнир
-Почему Красную книгу называют красной, а не зелёной?
(красный цвет сигнал опасности)
-Чем лягушка отличается от жабы?
(Л. -дневное животное, Ж. -ночное)
-Можно ли пингвина назвать птицей, а дельфина рыбкой?
(пингвин-птица, а дельфин- млекопитающий)
-Какая птица лает?
(самец куропатки)
-Какая рыба вьёт гнездо?
(корюшка)
-Есть ли у комара зубы?
(и не мало -22)
-У кого уши на ногах?
(у кузнечика)
-Кто пьёт ногой?
(лягушка)
-Кто плуг на голове носит?
(лось)
-Какое животное с игрушкой не расстаётся?
(гремучая змея)
-Какая птица зимой потомство выводит?
(клёст, зимородок, снегирь)
-Что используют пчёлы, осы кА закрепитель для строительных сот?
(слюну)
-Какую птицу называют кошкой?
(сову)
-Почему белые медведи не могут жить в лесу?
(они питаются рыбой)
-Чем ёж на медведя похож?
(спит зимой)
-Кто всю жизнь проводит в движении?
(акула)
-Сколько крыльев у жука?
(две пары)
-У кого язык длиннее туловища?
(у хамелеона)
-Какая рыба сама рыбак?
(удильщик)
-У кого мальки прозрачные?
(у угря)
-Кто на спине носит колыбель?
(жаба-пика)
-Что у лягушки с языком не так?
(он прикреплён задом наперёд)
-Каких насекомых зовут как животных?
(жуки: олень, носорог, коровка)
-Зачем кашляет рыба?
(она очищает жабры) .
Модель экологического воспитания детей в детском саду.
Модель экологического воспитания детей вне детского сада.
Литература:
Интерактивные методы воспитания (с. -119)
Дошкольное воспитание( №7 1997г. с. -20)
Ребёнок в детском саду (№3 2009г. с. 58)
К. Ю. Белая (с. 21)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Человек – частица природы. Природа – наш дом!»
Образовательная область "Познание". Старший дошкольный возраст. Цель: Показать детям связь человека с природой, её компонентами. Помочь понять, что человек является представителем живой природы, он ...
У природы нет плохой погоды «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышные природы увяданья, В багрец и в золото одетые леса…» А. С. Пушкин
Рекомендация для родителей...
Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой
Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...
Значение экскурсий в природу для формирования у детей представлений и понятий о природе, структура экскурсии в природу.
Во время проведения экскурсии одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсии проводятся вне дошкольного учреждения. Дети в естественной об...
Знакомим ребенка с природой. Природа – источник познания. Сбережем родную природу!
Знакомим ребенка с природой.Природа – источник познания. Сбережем родную природу! Мир окружающий ребенка, - это прежде всего...
Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм
Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...