Проект "Оптимизация здоровьесберегающей деятельности ДОУ".
методическая разработка по теме

Нагина Любовь Ивановна

Цель проекта: создание единой комплексной системы здоровьесберегающей деятельности ДОУ, направленной на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование основы культуры здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 116 г. Томска.

Проект

 «Оптимизация здоровьесберегающей деятельности ДОУ».

                                                Срок реализации:01.09.2011-31.05.2012.

Участники проекта: педагоги МБДОУ №116.

                                      Автор: Нагина Любовь Ивановна,

                                          старший воспитатель МБДОУ №116.

Тема: «Оптимизация здоровьесберегающей деятельности ДОУ».

        Проблема: Дети отличаются слабым здоровьем, несмотря на то, что в ДОУ проводится комплекс мер для охраны и укрепления организма воспитанников. Отсутствует единая комплексная система здоровьесберегающей деятельности, направленной на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование основы культуры здоровья.

       Актуальность. Ухудшение здоровья детей обусловлено многими причинами:

- наследственность;

- неблагоприятная экологическая обстановка (в черте города находится СХК, промышленные предприятия, отсутствие очистных сооружений и др.);

- постоянные температурные перепады (в западной Сибири преобладает резко-континентальный климат);

- рост объема познавательной информации и умственной нагрузки;

- снижение двигательной активности (дети много времени проводят за компьютером и у экрана телевизора);

- посещение детьми учреждений дополнительного образования в вечернее время и по выходным дням.

         Вследствие этого наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их развития. В связи с этим возникла необходимость оптимизации здоровьесберегающей деятельности ДОУ.

         В ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования выделено физическое направление развития детей в качестве одного из важнейших направлений реализации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, которому соответствуют две образовательные области «Здоровье» и «Физическая культура».
         Именно содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение цели охраны здоровья (сохранения и укрепления физического и психического здоровья) детей и формирования основы культуры здоровья.

       
Цель проекта. Создание единой комплексной системы здоровьесберегающей деятельности ДОУ, направленной на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование основы культуры здоровья.

       Объект проекта: здоровьесберегающая деятельность ДОУ.

       Предмет проекта: оптимизация здоровьесберегающей деятельности ДОУ.

       Гипотеза: создание единой комплексной системы оздоровительной и профилактической работы, направленной на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование основы культуры здоровья позволит оптимизировать здоровьесберегающую деятельность ДОУ.

       Задачи проекта:

1.Изучить состояние проблемы в научно-методической литературе и передовой педагогический опыт, применяемый при оздоровлении детей в других ДОУ. 2.Систематизировать методические материалы по использованию технологий сохранения и стимулирования здоровья (медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка) для дошкольников.

3.Представить систему здоровьесберегающей деятельности ДОУ  с использованием комплекса здоровьесберегающих технологий (Программа «Здоровье»).

4.Улучшить медико-социальные условия, совершенствовать развивающую среду в ДОУ.

      Ресурсы проекта:

1. Нормативно-правовые:

- устав, зарегистрированный 20.12.2011г., ГРН- 2117017259060;

- лицензия на право ведения образовательной деятельности, серия А  № 0001467, регистрационный № 866 от 09.04.2012г. (срок действия лицензии-бессрочный);

- свидетельство о государственной аккредитации, серия70 АБ  № 000032, регистрационный №109 от 26.03.2010г. (срок действия свидетельства до 26.03.2015г.);

- закон РФ «Об образовании»;

- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (СанПиН 2.4.266-10);

- изменения №1 к СанПин 2.4.1.266-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».

2. Кадровые. ДОУ полностью укомплектовано педагогическими кадрами. Педагогический коллектив ДОУ:

- сплоченный, квалифицированный, имеет высокий уровень педагогической культуры (54% имеет высшее образование, 39%- среднее специальное; 57% имеет квалификационную категорию);

- работоспособный, т.е. опытный– 9 из 14 педагогов (т.е. 64 %) работают в ДОУ более 10 лет;

- перспективный (5 педагогов, стаж которых до 10 лет).

2 педагога награждены нагрудным знаком «Почетный работник образования», 2 педагога награждены Почетной грамотой Министерства образования РФ, 2 педагога награждены Почетной грамотой общего образования Томской области, 4 – Почетной грамотой департамента образования администрации г. Томска.

3. Социальные. ДОУ взаимодействует с библиотекой «Истоки», СОШ № 10, ЦТК, МО ИМЦ, детской поликлиникой № 3, кукольными театрами «Карусель», «Акцент», «Зазеркалье», медико-педагогическим театром «Ритмы года», Томской государственной филармонией.

4. Материально-технические. Наличие в ДОУ:

- методического кабинета;

- кабинетов учителей-логопедов;

- спортивного зала с необходимым спортивным оборудованием;

- три компьютера, три ксерокса;

- музыкальный центр;

- подключение Интернета в ДОУ, создание сайта ДОУ.

      Этапы проекта.

1.Подготовительный (мотивационно-организационный).

2.Основной (внедренческий).

3.Заключительный (обобщающий).

1. Подготовительный.

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

Ответственныые

1.Изучить состояние проблемы в научно-методической литературе и передовой педагогический опыт других ДОУ.

2.Проанализировать особенности организации двигательного режима,

здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

Создание творческой группы.

Заседание творческой группы.

Сентябрь 2011г.

Положение о работе творческой группы.

План работы творческой группы.

Старший воспитатель, педагоги ДОУ.

Анкетирование педагогов с целью выявления трудностей в  работе по оздоровлению; использовании здоровьесберегающих технологий, в разных возрастных группах ДОУ.

---/---

Результаты анкетирования.

Старший воспитатель.

Круглый стол «Анализ имеющихся материалов по использованию здоровьесберегающих технологий в  ДОУ».

Октябрь 2011г.

Отбор материала по группам, анализ литературы.

Старший воспитатель, педагоги ДОУ.

Семинар «Виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ».

Октябрь 2011г.

Теоретический материал.

Старший воспитатель, педагоги ДОУ.

Консультация «Использование метода проектов при реализации образовательной области «Здоровье».

Ноябрь 2011г.

Теоретический материал.

Старший воспитатель.

2.Основной.

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

Ответственныые

Разработать методические материалы.

Составление картотеки здоровьесберегающих технологий.

Январь 2012г.

Картотека здоровьесберегающих технологий.

Старший воспитатель, педагоги ДОУ.

Составление циклограммы

двигательной активности в режиме дня.

Январь 2012г

Циклограмма двигательной активности в режиме дня.

Старший воспитатель, педагоги ДОУ.

Составление перспективного плана по образовательной области «Здоровье».

Февраль-март 2012г.

Перспективный план.

Воспитатели, руководитель физвоспитания.

Разработка  педагогических проектов по теме.

Январь-апрель 2012г.

Реализация проектов: «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу», «В здоровом теле -здоровый дух!», «Солнце, воздух и вода-наши верные друзья», «Спортивные надежды», «Малые олимпийские игры».

Воспитатели, музыкальный руководитель, руководитель физвоспитания.

Разработка  диагностического материала.

Март 2012г.

Диагностический материал физического развития.

Члены ТГ,воспитатели, руководитель физвоспитания.

Коррекция программы «Здоровье».

Апрель-май 2012г.

Утверждение новой редакции программы «Здоровье».

Педагоги ДОУ.

3. Заключительный.

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

Ответственныые

Проанализировать и представить результаты реализации проекта.

Итоговый педсовет.

Май 2012г.

Использование программы «Здоровье».

Старший воспитатель, педагоги ДОУ.

Мультимедийная презентация педагогических проектов.

Май 2012г.

Старший воспитатель, педагоги ДОУ.

Участие педагогов в профессиональных конкурсах.

В течение года.

2 диплома за первое место в региональном  конкурсе «Педагогический марафон-2012». Диплом победителя в областном конкурсе «Грани профессионализма».

Педагоги ДОУ.

Итоговая диагностика физического развития и здоровья детей.

Май 2012г.

Снижение заболеваемости на 20%.

Старший воспитатель, педагоги ДОУ, руководитель физвоспитания.

Анализ реализации педагогических проектов и проекта в целом.

Август 2012г.

Члены ТГ, педагоги ДОУ.

        Конечный продукт. Программа «Здоровье» в новой редакции, картотека здоровьесберегающих технологий, циклограмма двигательной активности в режиме дня, перспективный план реализации образовательной области «Здоровье», диагностические материалы, реализация педагогических проектов «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу», «В здоровом теле - здоровый дух!», «Солнце, воздух и вода - наши верные друзья», «Спортивные надежды», «Малые олимпийские игры».

       Литература.

1. Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ. –АРКТИ, 2004.

2. Солодянкина О.В. Система проектирования в дошкольном учреждении: методическое пособие.- АРКТИ, 2010.

3. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике.- М.: ТЦ Сфера, 2010.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальные и психолого-педагогические аспекты здоровьесберегающей деятельности субъектов образовательного процесса в ДОУ

В статье представлены материалы по организации системы работы по здоровьесберегающим технологиям....

Здоровьесберегающая деятельность воспитателя с детьми с ОНР

В статье описаны здоровьесберегающие технологии, применяемые на практике, воспитателем логопедической группы....

Сообщение на тему: "Преемственность в здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений".

Здоровьесберегающая деятельность в ОУ – системная комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья детей....

«Здоровьесберегающая деятельность как средство развития представлений об окружающем мире и о себе у детей с нарушениями речи»

Мини-программа по внедрению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушениями речи....

ИННОВАЦИОННЫЕ РАБОТЫ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГТ.

Понятие «здоровье» имеет множество определений.Самое популярное определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье — это состояние полного физического, психического и социальн...

Здоровьесберегающая деятельность в ДОУ

Данная работа состоит из трёх блоков: первый блок- развивающая среда, как система здоровьесберегающих обектов деятельности ребёнка; второй блок- целенаправленная систематически спланированная работа с...