Проект "Оптимизация здоровьесберегающей деятельности ДОУ".
методическая разработка по теме
Цель проекта: создание единой комплексной системы здоровьесберегающей деятельности ДОУ, направленной на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование основы культуры здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_optimizaciya_zdorovesberegayushchey_deyatelnosti_dou.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 116 г. Томска.
Проект
«Оптимизация здоровьесберегающей деятельности ДОУ».
Срок реализации:01.09.2011-31.05.2012.
Участники проекта: педагоги МБДОУ №116.
Автор: Нагина Любовь Ивановна,
старший воспитатель МБДОУ №116.
Тема: «Оптимизация здоровьесберегающей деятельности ДОУ».
Проблема: Дети отличаются слабым здоровьем, несмотря на то, что в ДОУ проводится комплекс мер для охраны и укрепления организма воспитанников. Отсутствует единая комплексная система здоровьесберегающей деятельности, направленной на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование основы культуры здоровья.
Актуальность. Ухудшение здоровья детей обусловлено многими причинами:
- наследственность;
- неблагоприятная экологическая обстановка (в черте города находится СХК, промышленные предприятия, отсутствие очистных сооружений и др.);
- постоянные температурные перепады (в западной Сибири преобладает резко-континентальный климат);
- рост объема познавательной информации и умственной нагрузки;
- снижение двигательной активности (дети много времени проводят за компьютером и у экрана телевизора);
- посещение детьми учреждений дополнительного образования в вечернее время и по выходным дням.
Вследствие этого наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их развития. В связи с этим возникла необходимость оптимизации здоровьесберегающей деятельности ДОУ.
В ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования выделено физическое направление развития детей в качестве одного из важнейших направлений реализации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, которому соответствуют две образовательные области «Здоровье» и «Физическая культура».
Именно содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение цели охраны здоровья (сохранения и укрепления физического и психического здоровья) детей и формирования основы культуры здоровья.
Цель проекта. Создание единой комплексной системы здоровьесберегающей деятельности ДОУ, направленной на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование основы культуры здоровья.
Объект проекта: здоровьесберегающая деятельность ДОУ.
Предмет проекта: оптимизация здоровьесберегающей деятельности ДОУ.
Гипотеза: создание единой комплексной системы оздоровительной и профилактической работы, направленной на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование основы культуры здоровья позволит оптимизировать здоровьесберегающую деятельность ДОУ.
Задачи проекта:
1.Изучить состояние проблемы в научно-методической литературе и передовой педагогический опыт, применяемый при оздоровлении детей в других ДОУ. 2.Систематизировать методические материалы по использованию технологий сохранения и стимулирования здоровья (медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка) для дошкольников.
3.Представить систему здоровьесберегающей деятельности ДОУ с использованием комплекса здоровьесберегающих технологий (Программа «Здоровье»).
4.Улучшить медико-социальные условия, совершенствовать развивающую среду в ДОУ.
Ресурсы проекта:
1. Нормативно-правовые:
- устав, зарегистрированный 20.12.2011г., ГРН- 2117017259060;
- лицензия на право ведения образовательной деятельности, серия А № 0001467, регистрационный № 866 от 09.04.2012г. (срок действия лицензии-бессрочный);
- свидетельство о государственной аккредитации, серия70 АБ № 000032, регистрационный №109 от 26.03.2010г. (срок действия свидетельства до 26.03.2015г.);
- закон РФ «Об образовании»;
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (СанПиН 2.4.266-10);
- изменения №1 к СанПин 2.4.1.266-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».
2. Кадровые. ДОУ полностью укомплектовано педагогическими кадрами. Педагогический коллектив ДОУ:
- сплоченный, квалифицированный, имеет высокий уровень педагогической культуры (54% имеет высшее образование, 39%- среднее специальное; 57% имеет квалификационную категорию);
- работоспособный, т.е. опытный– 9 из 14 педагогов (т.е. 64 %) работают в ДОУ более 10 лет;
- перспективный (5 педагогов, стаж которых до 10 лет).
2 педагога награждены нагрудным знаком «Почетный работник образования», 2 педагога награждены Почетной грамотой Министерства образования РФ, 2 педагога награждены Почетной грамотой общего образования Томской области, 4 – Почетной грамотой департамента образования администрации г. Томска.
3. Социальные. ДОУ взаимодействует с библиотекой «Истоки», СОШ № 10, ЦТК, МО ИМЦ, детской поликлиникой № 3, кукольными театрами «Карусель», «Акцент», «Зазеркалье», медико-педагогическим театром «Ритмы года», Томской государственной филармонией.
4. Материально-технические. Наличие в ДОУ:
- методического кабинета;
- кабинетов учителей-логопедов;
- спортивного зала с необходимым спортивным оборудованием;
- три компьютера, три ксерокса;
- музыкальный центр;
- подключение Интернета в ДОУ, создание сайта ДОУ.
Этапы проекта.
1.Подготовительный (мотивационно-организационный).
2.Основной (внедренческий).
3.Заключительный (обобщающий).
1. Подготовительный.
Задачи | Мероприятия | Сроки | Ожидаемый результат | Ответственныые |
1.Изучить состояние проблемы в научно-методической литературе и передовой педагогический опыт других ДОУ. 2.Проанализировать особенности организации двигательного режима, здоровьесберегающих технологий в ДОУ. | Создание творческой группы. Заседание творческой группы. | Сентябрь 2011г. | Положение о работе творческой группы. План работы творческой группы. | Старший воспитатель, педагоги ДОУ. |
Анкетирование педагогов с целью выявления трудностей в работе по оздоровлению; использовании здоровьесберегающих технологий, в разных возрастных группах ДОУ. | ---/--- | Результаты анкетирования. | Старший воспитатель. | |
Круглый стол «Анализ имеющихся материалов по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУ». | Октябрь 2011г. | Отбор материала по группам, анализ литературы. | Старший воспитатель, педагоги ДОУ. | |
Семинар «Виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ». | Октябрь 2011г. | Теоретический материал. | Старший воспитатель, педагоги ДОУ. | |
Консультация «Использование метода проектов при реализации образовательной области «Здоровье». | Ноябрь 2011г. | Теоретический материал. | Старший воспитатель. |
2.Основной.
Задачи | Мероприятия | Сроки | Ожидаемый результат | Ответственныые |
Разработать методические материалы. | Составление картотеки здоровьесберегающих технологий. | Январь 2012г. | Картотека здоровьесберегающих технологий. | Старший воспитатель, педагоги ДОУ. |
Составление циклограммы двигательной активности в режиме дня. | Январь 2012г | Циклограмма двигательной активности в режиме дня. | Старший воспитатель, педагоги ДОУ. | |
Составление перспективного плана по образовательной области «Здоровье». | Февраль-март 2012г. | Перспективный план. | Воспитатели, руководитель физвоспитания. | |
Разработка педагогических проектов по теме. | Январь-апрель 2012г. | Реализация проектов: «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу», «В здоровом теле -здоровый дух!», «Солнце, воздух и вода-наши верные друзья», «Спортивные надежды», «Малые олимпийские игры». | Воспитатели, музыкальный руководитель, руководитель физвоспитания. | |
Разработка диагностического материала. | Март 2012г. | Диагностический материал физического развития. | Члены ТГ,воспитатели, руководитель физвоспитания. | |
Коррекция программы «Здоровье». | Апрель-май 2012г. | Утверждение новой редакции программы «Здоровье». | Педагоги ДОУ. |
3. Заключительный.
Задачи | Мероприятия | Сроки | Ожидаемый результат | Ответственныые |
Проанализировать и представить результаты реализации проекта. | Итоговый педсовет. | Май 2012г. | Использование программы «Здоровье». | Старший воспитатель, педагоги ДОУ. |
Мультимедийная презентация педагогических проектов. | Май 2012г. | Старший воспитатель, педагоги ДОУ. | ||
Участие педагогов в профессиональных конкурсах. | В течение года. | 2 диплома за первое место в региональном конкурсе «Педагогический марафон-2012». Диплом победителя в областном конкурсе «Грани профессионализма». | Педагоги ДОУ. | |
Итоговая диагностика физического развития и здоровья детей. | Май 2012г. | Снижение заболеваемости на 20%. | Старший воспитатель, педагоги ДОУ, руководитель физвоспитания. | |
Анализ реализации педагогических проектов и проекта в целом. | Август 2012г. | Члены ТГ, педагоги ДОУ. |
Конечный продукт. Программа «Здоровье» в новой редакции, картотека здоровьесберегающих технологий, циклограмма двигательной активности в режиме дня, перспективный план реализации образовательной области «Здоровье», диагностические материалы, реализация педагогических проектов «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу», «В здоровом теле - здоровый дух!», «Солнце, воздух и вода - наши верные друзья», «Спортивные надежды», «Малые олимпийские игры».
Литература.
1. Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ. –АРКТИ, 2004.
2. Солодянкина О.В. Система проектирования в дошкольном учреждении: методическое пособие.- АРКТИ, 2010.
3. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике.- М.: ТЦ Сфера, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающая деятельность в ДОУ
в помощь педагогам...
Социальные и психолого-педагогические аспекты здоровьесберегающей деятельности субъектов образовательного процесса в ДОУ
В статье представлены материалы по организации системы работы по здоровьесберегающим технологиям....
Здоровьесберегающая деятельность воспитателя с детьми с ОНР
В статье описаны здоровьесберегающие технологии, применяемые на практике, воспитателем логопедической группы....
Сообщение на тему: "Преемственность в здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений".
Здоровьесберегающая деятельность в ОУ – системная комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья детей....
«Здоровьесберегающая деятельность как средство развития представлений об окружающем мире и о себе у детей с нарушениями речи»
Мини-программа по внедрению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушениями речи....
ИННОВАЦИОННЫЕ РАБОТЫ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГТ.
Понятие «здоровье» имеет множество определений.Самое популярное определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье — это состояние полного физического, психического и социальн...
Здоровьесберегающая деятельность в ДОУ
Данная работа состоит из трёх блоков: первый блок- развивающая среда, как система здоровьесберегающих обектов деятельности ребёнка; второй блок- целенаправленная систематически спланированная работа с...