Здоровьесберегающая деятельность в ДОУ
занимательные факты (старшая группа) по теме
Данная работа состоит из трёх блоков: первый блок- развивающая среда, как система здоровьесберегающих обектов деятельности ребёнка; второй блок- целенаправленная систематически спланированная работа с родителями; третий блок- оздоровительная работа по авторской программе "Здоровый малыш" разработаной творческой группой детского сада "Алёнушка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aptrashitova.docx | 25.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского района – детский сад «Алёнушка»
Здоровьесберегающая деятельность в ДОУ.
Аптрашитова Вера Сергеевна
Воспитатель, второй квалификационной категории
Разнообразные медицинские, социологические, демографические и другие данные свидетельствует о том, что только 14% детей России можно считать практически здоровым.
Рост количества детских заболеваний связан не только с социально экологической обстановкой, но и с самим образом жизни семьи ребенка, во многом зависящим от семейных традиций и характера двигательного режима. При недостаточной двигательной активности ребенка происходит ухудшение развития двигательной функции и снижение физической работоспособности ребенка. Решающая роль по формированию личностного потенциала и пропаганде здорового образа жизни принадлежит семье. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте» (п. 1ст.18 Закона РФ «Об образовании»). К сожалению, в силу недостаточно развитого культурного уровня нашего общества здоровье еще не стоит на первом месте среди потребностей человека. Поэтому многие родители не могут служить для ребенка положительным примером здорового образа жизни, так как часто злоупотребляют курением и алкоголем, предпочитают много часовые просмотры телепередач и видеофильмов закаливанию, занятиям физкультурой, прогулкам на свежем воздухе. Зачастую родители плохо представляют, как же необходимо приобщать ребенка к здоровому образу жизни.
ДОУ должно оказать существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и психологического здоровья ребенка.
Поэтому забота о воспитании здорового ребёнка занимает приоритетную позицию в моей работе. Для достижения положительных результатов провожу с воспитаниками работу по трём блокам:
1.блок-развивающая среда, как система здоровьесберегающих объектов деятельности ребёнка.
2.блок- целенаправленная систематически спланированная работа с родителями.
3.блок- оздоровительная работа по авторской программе «Здоровый малыш» разработанной творческой группой детского сада «Алёнушка».
Изучила специальную литературу, через различные информационные ресурсы, в том числе и интернет («Экологическое воспитание в детском саду» О.А.Соломенникова, «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»С.Н.Николаева, научно- популярные журналы «Домашние цветы» и выяснила, что бороться с заболеваниями верхних дыхательных путей в группе часто болеющих детей, можно с помощью фитонцидных растений, летучие выделения которых способны расправиться с их возбудителями не хуже антибиотиков. Научно обоснованный подход к озеленению позволяет одновременно решать эстетические, профилактические, лечебные и воспитательные задачи.
С целью совершенствования работы с семьями воспитанников по формированию здорового образа жизни у всех участников педагогического процесса, разработала систему работы, которая включает:
-анкетирование родителей с целью выявления знаний и умений в области здорового образа жизни;
-организация консультативного пункта по физкультурно-оздоровительной работе с детьми;
-определение приоритетных направлений по оздоровлению детей, в которых заинтересованы родители;
-обучение родителей приёмам и методам оздоровления детей;
-проведение целенаправленной работы среди родителей по пропаганде здорового образа жизни;
-изучение опыта семейного воспитания детей по физической культуре;
-организация мероприятий по обмену опытом среди родителей.
Используя современные формы работы с семьёй (анкетирование, «Круглый стол», «День семьи и детства», совместные праздники, творческие выставки, мультимедиапрезентации), продолжаю завоёвывать авторитет у родителей, устанавливать деловое сотрудничество. Считаю, что залогом успеха является систематичность, планомерность, согласованность в действиях воспитателей группы и родителей. Взаимодействие с семьёй, выработка индивидуальной тактики взаимодействие с конкретными родителями в образовательном процессе, является одним из важных факторов создания здоровьсберегшающей среды.
Исходя из вышеизложенного, в нашем детском саду осуществляется работа по созданию условий для реализации образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура» через интеграцию деятельности дошкольников в здоровьесберегающей среде ДОУ.
В соответствии с ФГТ и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей». Поэтому необходим активный курс на создание условий для реализации образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура» через интеграцию деятельности дошкольников в здоровьесберегающей среде ДОУ.
Интеграция это более глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей. Она, с нашей точки зрения, должна охватывать все виды здоровьесохранной деятельности ДОУ. Интеграция основывается, с одной стороны, на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления любой детской деятельности. С другой — основой интеграции применительно к предметам и содержанию здоровьесохранной деятельности являются движения, которые используются в разных видах детской деятельности.
С этой целью коллективом разработана программа «Здоровый малыш».
Цели программы:
- проектирование содержания здоровьесохранной деятельности ДОУ в рамках интеграции образовательных областей;
- сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственных взглядов и убеждений в деле сохранения собственного здоровья.
Программа реализуется с детьми, родителями и педагогами по следующим направлениям:
- Сохраняем и укрепляем здоровье детей, совершенствуя их физическое развитие, повышаем свойства организма, улучшаем физическую и умственную работоспособность.
- Формируем у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью.
- Воспитываем в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни как показатель общечеловеческой культуры.
- Развиваем основные физические способности (силу, быстроту, ловкость, выносливость и др.) и умение рационально использовать их в различных условиях.
- Способствуем усвоению правил соблюдения гигиенических норм и культуры быта, связывая воедино элементы анатомических, физиологических и гигиенических знаний.
-Формируем и совершенствуем двигательные умения и навыки, обучаем новым видам движений, основанных на приобретенных знаниях и мотивациях физических упражнениях.
-Способствуем усвоению правил соблюдения гигиенических норм и культуры быта, связывая воедино элементы анатомических, физиологических и гигиенических знаний.
-Помогаем педагогам и родителям организовать с детьми оздоровительную работу, направленную на формирование у них мотивации к здоровому образу жизни, поведенческих навыков здорового образа жизни.
-Создаем оптимальный режим дня, обеспечивающий гигиену нервной системы ребенка, комфортное самочувствие, нервно-психическое и физическое развитие.
Работа с детьми осуществляется воспитателями, младшими воспитателями, медицинским работником, инструктором по физическому воспитанию, музыкальным руководителем. Она включает в себя: диагностику, полноценное питание, систему эффективного закаливания, организацию рациональной двигательной активности, создание условий организации оздоровительных режимов для детей, формирования представления о здоровом образе жизни, лечебно- профилактическую работу, летнеоздоровительные мероприятия.
Результатом реализации программы стало снижения уровня простудных заболеваний детей и сокращения числа пропусков по болезни. За 2009 год в городе пропущено по болезни одним ребенком 20,4дней, а в детском саду17,7дней. За 2010 год 20,4дней, а в детском саду 14,3дней.
Нам представляется перспективным дальнейшее изучение вопросов здоровьесбережения. Ведь главное условие эффективности программы - это четко отлаженное взаимодействие между всеми участниками воспитательного процесса, которое позволит решить любую сложную задачу, даже такую как воспитание здорового человека, добиться более высоких результатов в физическом развитии наших детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающая деятельность в ДОУ
в помощь педагогам...
Социальные и психолого-педагогические аспекты здоровьесберегающей деятельности субъектов образовательного процесса в ДОУ
В статье представлены материалы по организации системы работы по здоровьесберегающим технологиям....
Здоровьесберегающая деятельность воспитателя с детьми с ОНР
В статье описаны здоровьесберегающие технологии, применяемые на практике, воспитателем логопедической группы....
Сообщение на тему: "Преемственность в здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений".
Здоровьесберегающая деятельность в ОУ – системная комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья детей....
«Здоровьесберегающая деятельность как средство развития представлений об окружающем мире и о себе у детей с нарушениями речи»
Мини-программа по внедрению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушениями речи....
ИННОВАЦИОННЫЕ РАБОТЫ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГТ.
Понятие «здоровье» имеет множество определений.Самое популярное определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье — это состояние полного физического, психического и социальн...
Семинар - практикум «Проектная деятельность в здоровьесберегающей деятельности ДОУ»
Методическая разработка семинара по представлению проектов по здоровьесбережению в детском саду компенсирующего вида....