Гражданско - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Данный материал освещает работу МДОУ по вопросам гражданско - патриотического воспитания с детьми старшего дошкольного возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД К ВЫСТУПЛЕНИЮ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ СТАРШИХ ГРУПП
Тема: «Гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, в рамках месячника военно – патриотической и оборонно-массовой работы»
Во все времена любовь к Родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. К сожалению, в последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста очевидна.
Патриотизм – сложное и высокое человеческое чувство. Его содержание так многогранно, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким, и к малой Родине, и гордость за свой народ. Нравственно – патриотическое воспитание тесно связано с ознакомлением детей с окружающим миром. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. У В.П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине...»
Важным условием успешной работы в данном направлении является взаимодействие с родителями воспитанников ДОУ, проведение экскурсий, совместная деятельность с детьми.
Принимая во внимание актуальность данного вопроса, коллектив МДОУ ДСКВ №30 г. Ейска на протяжении ряда лет реализуют задачи патриотического воспитания подрастающего поколения. Происходит это как в ходе непосредственной образовательной деятельности, так и в других видах детской деятельности (чтение художественной литературы, просмотр видеоматериалов, встречи с интересными людьми, экскурсии в городской краеведческий музей, библиотеку, гимназию №14 (школьный музей боевой славы), поход к памятнику воинов – интернационалистов, а так же проведение дидактических и сюжетно-ролевых игр, викторин, конкурсов рисунков, уголков патриотического воспитания и др.). Используются при этом различные формы, методы и приемы.
Педагогическим коллективом нашего ДОУ был определен план военно – патриотической работы, определены основные мероприятия, сроки, место проведения мероприятий и ответственные за реализацию запланированных мероприятий. Кроме того, были подобраны художественная литература, музыкальное сопровождение, материальное оснащение; разработаны необходимые материалы: конспекты непосредственно образовательной деятельности, (в дальнейшем был проведен конкурс на лучший конспект). Победителем конкурса «Лучший конспект по теме «Защитники Отечества»», стали воспитатели Состина Н.А., Борисенко Л.Б, Бондарева Я.С., Котлярова И.В. С ребятами подготовительных к школе групп были проведены экскурсии в гимназию №14, где дошкольники познакомились с музейной выставкой к приближающемуся празднику, послушали репетицию конкурсной программы учащихся гимназии, посетили детскую библиотеку во втором микрорайоне. Ребята узнали много интересного об истории Российской армии, поупражнялись в ловкости и эрудиции. Так, библиотекарь Попова Галина Михайловна, не просто провела с ребятами беседу о знаменитых русских полководцах, и предоставила видеоматериал, а организовала выставку предметов и личных вещей солдат Великой Отечественной войны. Дошкольники смогли самостоятельно потрогать солдатскую ложку – вилку, сумку – планшетку, котелок, каску. А заключительным этапом экскурсии было проведение игр – соревнований «Кто быстрее доставит донесение в штаб», «Меткий стрелок», «Кто быстрее протянет линию связи», «Найди секретный пакет», «Военная тревога». Вместе с педагогами в соответствии с планом мероприятий дошкольники побывали на познавательных экскурсиях в Ейском краеведческом музее, возложили цветы к мемориалу памятнику Воинов интернационалистов.
В процессе специально организованной образовательной деятельности со старшими дошкольниками была проведена образовательная деятельность с использованием ИКТ: «Наша армия», «Сильны и могучи богатыри славной Руси», «Рода войск». Воспитанники ДОУ проявляют большой интерес к произведениям художественной литературы, поэтому в течение месяца педагоги знакомили их с рассказами о военной службе, Российской армии, русских богатырях, с произведениями «На век запомни» М. Исаковского, «Баллада о черном куске» В. Лифшица, «Последний выстрел» Е. Воробьева, «Баллада о добром свете» Е. Благининой, «Песня смелых» А Сурикова, рассказ «Посылка» С. Михалкова. С удовольствием заучивали и читали стихотворения «Мой дедушка» Л. Татьяничевой, «Будущий мужчина» В Косовицкого и др.
Совместно с родителями были проведены спортивные досуги «Нашей Родины сыны нынче прославляются». Активное участие родителей в мероприятиях очень нравится детям. Ведь для ребенка нет ничего лучше, чем поиграть вместе с папой и мамой, продемонстрировать свою ловкость и умения. Такие мероприятия оставляют яркие впечатления не только у детей, но и у родителей.
Особенно запоминающимся событием для дошкольников стала встреча с подхорунжим Николаем Николаевичем Глиняным. Его красочное, захватывающее выступление, как всегда, заворожило ребят, произвело такое впечатление на воспитанников, что почти все мальчики и даже девочки решили, что после детского сада пойдут учиться в казачью кадетскую школу, чтобы стать такими же, как Николай Николаевич.
Формированию у детей любви к Родине, уважения к Российской армии и солдату способствовала также художественная деятельность. В ДОУ была организована выставка детского творчества «От защитников - богатырей до защитников наших дней», выставка книг, оформлены стенгазеты, уголки патриотического воспитания.
Таким образом, несмотря на существующие перед проведением месячника военно – патриотической и оборонно – массовой работы риски, а именно: страх перед большим объемом работы, отсутствие мотивации, коллективу МДОУ ДСКВ №30 удалось получить положительные результаты. Повысилось качество и уровень подготовленности педагогов в различных видах педагогической деятельности, налажено эффективное сотрудничество ДОУ с родителями воспитанников, сотрудниками библиотеки, гимназии №14, музея города, кадетской казачьей школой. А самое главное, в душах детей возродились первые ростки патриотического сознания.
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД К ВЫСТУПЛЕНИЮ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ СТАРШИХ ГРУПП
Тема: «Гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, в рамках месячника военно – патриотической и оборонно-массовой работы»
Во все времена любовь к Родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. К сожалению, в последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста очевидна.
Патриотизм – сложное и высокое человеческое чувство. Его содержание так многогранно, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким, и к малой Родине, и гордость за свой народ. Нравственно – патриотическое воспитание тесно связано с ознакомлением детей с окружающим миром. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. У В.П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине...»
Важным условием успешной работы в данном направлении является взаимодействие с родителями воспитанников ДОУ, проведение экскурсий, совместная деятельность с детьми.
Принимая во внимание актуальность данного вопроса, коллектив МДОУ ДСКВ №30 г. Ейска на протяжении ряда лет реализуют задачи патриотического воспитания подрастающего поколения. Происходит это как в ходе непосредственной образовательной деятельности, так и в других видах детской деятельности (чтение художественной литературы, просмотр видеоматериалов, встречи с интересными людьми, экскурсии в городской краеведческий музей, библиотеку, гимназию №14 (школьный музей боевой славы), поход к памятнику воинов – интернационалистов, а так же проведение дидактических и сюжетно-ролевых игр, викторин, конкурсов рисунков, уголков патриотического воспитания и др.). Используются при этом различные формы, методы и приемы.
Педагогическим коллективом нашего ДОУ был определен план военно – патриотической работы, определены основные мероприятия, сроки, место проведения мероприятий и ответственные за реализацию запланированных мероприятий. Кроме того, были подобраны художественная литература, музыкальное сопровождение, материальное оснащение; разработаны необходимые материалы: конспекты непосредственно образовательной деятельности, (в дальнейшем был проведен конкурс на лучший конспект). Победителем конкурса «Лучший конспект по теме «Защитники Отечества»», стали воспитатели Состина Н.А., Борисенко Л.Б, Бондарева Я.С., Котлярова И.В. С ребятами подготовительных к школе групп были проведены экскурсии в гимназию №14, где дошкольники познакомились с музейной выставкой к приближающемуся празднику, послушали репетицию конкурсной программы учащихся гимназии, посетили детскую библиотеку во втором микрорайоне. Ребята узнали много интересного об истории Российской армии, поупражнялись в ловкости и эрудиции. Так, библиотекарь Попова Галина Михайловна, не просто провела с ребятами беседу о знаменитых русских полководцах, и предоставила видеоматериал, а организовала выставку предметов и личных вещей солдат Великой Отечественной войны. Дошкольники смогли самостоятельно потрогать солдатскую ложку – вилку, сумку – планшетку, котелок, каску. А заключительным этапом экскурсии было проведение игр – соревнований «Кто быстрее доставит донесение в штаб», «Меткий стрелок», «Кто быстрее протянет линию связи», «Найди секретный пакет», «Военная тревога». Вместе с педагогами в соответствии с планом мероприятий дошкольники побывали на познавательных экскурсиях в Ейском краеведческом музее, возложили цветы к мемориалу памятнику Воинов интернационалистов.
В процессе специально организованной образовательной деятельности со старшими дошкольниками была проведена образовательная деятельность с использованием ИКТ: «Наша армия», «Сильны и могучи богатыри славной Руси», «Рода войск». Воспитанники ДОУ проявляют большой интерес к произведениям художественной литературы, поэтому в течение месяца педагоги знакомили их с рассказами о военной службе, Российской армии, русских богатырях, с произведениями «На век запомни» М. Исаковского, «Баллада о черном куске» В. Лифшица, «Последний выстрел» Е. Воробьева, «Баллада о добром свете» Е. Благининой, «Песня смелых» А Сурикова, рассказ «Посылка» С. Михалкова. С удовольствием заучивали и читали стихотворения «Мой дедушка» Л. Татьяничевой, «Будущий мужчина» В Косовицкого и др.
Совместно с родителями были проведены спортивные досуги «Нашей Родины сыны нынче прославляются». Активное участие родителей в мероприятиях очень нравится детям. Ведь для ребенка нет ничего лучше, чем поиграть вместе с папой и мамой, продемонстрировать свою ловкость и умения. Такие мероприятия оставляют яркие впечатления не только у детей, но и у родителей.
Особенно запоминающимся событием для дошкольников стала встреча с подхорунжим Николаем Николаевичем Глиняным. Его красочное, захватывающее выступление, как всегда, заворожило ребят, произвело такое впечатление на воспитанников, что почти все мальчики и даже девочки решили, что после детского сада пойдут учиться в казачью кадетскую школу, чтобы стать такими же, как Николай Николаевич.
Формированию у детей любви к Родине, уважения к Российской армии и солдату способствовала также художественная деятельность. В ДОУ была организована выставка детского творчества «От защитников - богатырей до защитников наших дней», выставка книг, оформлены стенгазеты, уголки патриотического воспитания.
Таким образом, несмотря на существующие перед проведением месячника военно – патриотической и оборонно – массовой работы риски, а именно: страх перед большим объемом работы, отсутствие мотивации, коллективу МДОУ ДСКВ №30 удалось получить положительные результаты. Повысилось качество и уровень подготовленности педагогов в различных видах педагогической деятельности, налажено эффективное сотрудничество ДОУ с родителями воспитанников, сотрудниками библиотеки, гимназии №14, музея города, кадетской казачьей школой. А самое главное, в душах детей возродились первые ростки патриотического сознания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гражданско - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
данный материал раскрывает систему работы ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста в формировании гражданско - патриотических чувств...
Материалы по гражданско-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17447740","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"307","width":"480"}}]]Материалы по гражданско-патриотическому воспитанию детей старш...
Проект по гражданско – патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ....
Гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
ФГОС ДО обозначили среди основных приоритетов организацию эффективного гражданского и патриотического воспитания. представляем вашему вниманию опыт гражданско-патриотического воспитания детей ст...
Гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
Актуальность занятия обусловлена: 1. Необходимостью в современном обществе формированию личности ребёнка, его воспитание чувств через мир положительных эмоций, через обязательн...
Доклад на родительском собрании Организация гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Объединяет э...
Музыкально-литературная гостиная, как эффективная форма гражданского патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Гражданского патриотическое выоспитанме детей и музыка...