Программа спецкурс "Предшкольная подготовка"
рабочая программа (подготовительная группа) по теме
Необходимость выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения перед началом систематического обучения в школе свидетельствует о целесообразности особого внимания к работе с детьми старшего дошкольного (предшкольного) возраста, создания условий для формирования успешности ребенка, развития его индивидуальных способностей. В связи с этим возникла необходимость в программе подготовке детей к школе создать спекурс по обучению грамоте с углубленным изучением детской художественной литературы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Занимательная математика
Целью курса «Занимательная математика» является:
- формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии);
- развитие мышления, фантазии, воображения, творческих способностей детей 5 – 6 лет.
1.Счёт предметов (реальных предметов и их изображений). Формирование элементарных знаний: счёт в пределах первого десятка.
2. Число и цифра. Формирование понятий о натуральном числе, нумерации чисел: название, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10, их чтение и запись.
3.Сравнение чисел. Формирование понятий «больше», «меньше», «столько же» или «равно».
4. Знаки: +, -, =. Действия «сложение» и « вычитание». Формирование понятий о натуральном числе и арифметических действиях проводится на основе практических действий с различными группами предметов.
5. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему, вычитанием 1 из последующего. Формируется обобщение об образовании следующего числа натурального ряда.
6. Знакомство с составом чисел первого десятка (на счетном материале). Устанавливается соотношение между любым числом ряда и всеми ему предшествующими или последующими.
7. Решение простых задач на сложение и вычитание на основе счета предметов. Дети учатся находить разность и сумму двух чисел (с помощью счёта предметов).
8.Знакомство с геометрическими фигурами: круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат (как особый прямоугольник). Формирование представлений и форме, объеме и размере фигур.
Содержание изучаемого курса «Занимательная математика».
- Вводное занятие. Выявление подготовленности детей.
- Ориентирование во времени и пространстве.
Формирование понятий справа, слева, вверху, внизу, вчера, сегодня,завтра, день-ночь, неделя-месяц-год.
- Геометрические понятия.
Знакомство с геометрическими фигурами: круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат (как особый прямоугольник). Формирование представлений и форме, объеме и размере фигур.
- Величины. Количество и счёт.
Сравнение чисел. Формирование понятий «больше», «меньше», «столько же» или «равно».Счёт предметов (реальных предметов и их изображений). Формирование элементарных знаний: счёт в пределах первого десятка.
- Числа от 0 до 10.
Число и цифра. Формирование понятий о натуральном числе, нумерации чисел: название, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10, их чтение и запись.
6. Решение примеров на сложение и вычитание.
Знаки: +, -, =. Действия «сложение» и « вычитание». Формирование понятий о натуральном числе и арифметических действиях проводится на основе практических действий с различными группами предметов. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему, вычитанием 1 из последующего. Формируется обобщение об образовании следующего числа натурального ряда.
- Знакомство с задачами.
Решение простых задач на сложение и вычитание на основе счета предметов. Дети учатся находить разность и сумму двух чисел (с помощью счёта предметов).
8. Закрепление изученного материала.
Тестовые задания на закрепление пройденного материала.
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации и условия реализации программы.
Данная программа опирается на план - программу предшкольного образования детей, разработанную Краснодарским краевым институтом дополнительного профессионального педагогического образования.
Цель программы – обеспечить каждому ребенку дошкольного возраста тот уровень развития, который позволит ему быть успешным при обучении в школе.
Основное внимание необходимо уделять дифференцированному подходу и индивидуализации обучения. Учебный материал должен быть доступен и посилен, что создает благоприятные условия для осознанности изучаемого. Учитывая возрастные особенности, занятия строятся в игровой форме. В условиях игры совершенствуется умение детей общаться, выражать отношение к поступкам других, отстаивать свою точку зрения. В ходе занятий используются различные виды игр: сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, музыкально-дидактические. Применение игровых технологий, дидактических, сюжетно - ролевых, подвижных игр) способствует развитию всех психофизических функций, снимают эмоциональное напряжение, создают благоприятную атмосферу на занятиях.
Использование на занятиях наглядного и занимательного материала, многократное переключение внимания дошкольников с одного вида деятельности на другой и их разнообразие, направлены на то, чтобы снять напряжение, предотвратить утомляемость и повысить познавательный интерес к обучению. Достичь поставленных целей позволяют методы:
- Словесные и наглядные методы: беседа, рассказ, упражнения, практические и творческие задания;
- Репродуктивный (метод образца, демонстрации);
- Частично – поисковый (эвристический метод);
- Объяснительно – иллюстративный.
- Метод графического моделирования с элементами лепки и конструирования позволяет реализовать наглядно – действенный и наглядно – образный характер обучения и активизировать зрительно - моторную память.
Использование здоровье сберегающих технологий (психокоррекционные игры, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика) направлены на укрепление опорно – двигательного здоровья детей и на развитие мелкой моторики рук.
Во избежание перегрузок, на каждом занятии проводятся минутки психологической разгрузки, физминутки, которые дают возможность детям переключить внимание и отдохнуть.
В совокупности с соблюдение гигиенических требований к помещению и мебели студия создает благоприятные возможности для всестороннего развития способностей и личности детей 5 - 6 летнего возраста, обеспечивает каждому ребенку дошкольного возраста тот уровень развития, который позволит ему быть успешным при обучении в школе.
Предварительный просмотр:
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
- Наглядное пособие для педагогов , логопедов, воспитателей и родителей. Серия «Знакомство с окружающим миров и развитие речи». ООО «Издательство ГНОМ «Д». Москва: 2008 г.:
- Инструменты в картинках;
- Головные уборы;
- Профессии;
- Обитатели океана;
- Зима;
- Весна;
- Лето;
- Осень;
- Дикие животные;
- Цветы;
- Транспорт;
- Птицы;
- Грибы;
- Фрукты;
- Обувь;
- Серия «Умные игры». Развивающая игра для детей дошкольного возраста «Часть и целое». ООО Русский стиль Подмосковья», г. Хотьково, 2006 г.
- Читалочка: Хрестоматия для детей от 6 до 7 лет. – М: «ОЛМА – ПРЕСС Экслибрис», 2010 г – 239 с.: ил. – (Ступеньки. Вып .4)
- Демонстрационные таблицы по развитию речи
- Кубики «Азбука в картинках». ООО «Игрушечный рай». Москва, 2006 г.
- Демонстрационный раздаточный материал «Знаки на дорогах». ОАО «Радуга», 2008 г.
- Ежемесячный развивающий детский журнал для дошкольников и младших школьников «Умняша».
- Тематические демонстрационные таблицы по обучению грамоте, математике, окружающему миру, подготовке руки к письму.
- Безруких М.М., Ефимова СП. Демонстрационные таблицы « Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму» - Тула, 1997.
- Венгер Л.А., Дьяченко М.О. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М., 1989.
- Демонстрационные таблицы на темы: « Сложение и вычитание чисел», «Геометрические фигуры».
Предварительный просмотр:
№ п/п | Дата проведения | Дата по факту | Тема занятия | Кол – во часов | Методическое обеспечение | Примечание |
1. | Вводное занятие: «Как хорошо уметь читать!» Знакомство с детской литературой. Чтение стихов В. Берестова «Читалочка», «Что милее всего». И. Мазнин « Сентябрь» Знакомство с детьми. | 1 | Р. Хамидулина «Обучение грамоте» Сказка «Волшебная школа» с. 27 -28 Читалочка: Хрестоматия для детей от 6 до7 лет с.158 -161, 157 | |||
2. | Мир звуков, окружающий нас. Пение птиц. Звук [ а ]. Буква А а. Игра «Над землей, на воде, на суше». Стихотворение А.А.Фет «Ласточки пропали…» Г. Ладонщиков «Скворец на чужбине» | 1 | Р. Хамидулина «Обучение грамоте» Фонематическая игра «Назовите предметы, названия которых начинаются с гласной А» (с. 39) Читалочка: Хрестоматия для детей от 6 до7 лет с.179, 25 | |||
3. | Звуки насекомых. Звук [ у ]. Буква Уу. Загадки. В. Бианки « Кто чем поет» | 1 | Викторина «Отгадайте букву» (с. 40 – 41) Читалочка: Хрестоматия для детей от 6 до7 лет с.166 – 168, с.41 | |||
4. | Беседа о временах года. Приметы осени. Как вести себя осенью. Звук [ о ]. Буква О о. Стихотворение К. Бальмонт «Осень» («Уроки волшебного слова» ч.1 ,с. 243). А.Н. Майков «Осень» Знакомство с шарадами. | 1 | «Осенние» игры Деда Буквоеда (с.83 – 84) Шарада – загадка (олень – осень) Г.П. Шалаева «Самые новые правила для воспитанных детей» (с.183- ,202,205) Читалочка: Хрестоматия для детей от 6 до7 лет с.178 | |||
5. | Беседа о милосердии и добре. Чтение русской народной сказки «Кот и лиса» Звуки [ м] и [ м' ]. Буква М м. | 1 | Читалочка: Хрестоматия для детей от 6 до7 лет с.187 - 193 | |||
6. | Читаем скороговорки, стихи и загадки (Солнышко, самолет…) Звуки [с] и [ с’]. Буква С с | 1 | Большая Детская Энциклопедия с. 22 – 23 «Горячо ли на Солнце?» «Моя самая первая энциклопедия» с. 20 – 21) – «Светило, дающее жизнь» Читалочка: Хрестоматия для детей от 6 до7 лет с.134, | |||
7. | Лепим из пластилина выученные буквы. Соединяем буквы, читаем слоги. Звуковой анализ слогов ма, ам, ау, уа, му, ум. Печатаем слово «МА – МА». Э. Машковская «Обида» | 1 | Н. С. Жукова (с. 11 – 17 ) Читалочка: Хрестоматия для детей от 6 до7 лет с.72 - 73 | |||
8. | Слоги открытые и закрытые. Звуки [х] и [ х’]. Буква Х х. Воспитательная беседа «Как хлеб растет». Чтение сказки «Легкий хлеб». Игра: «Найдите место буквы в каждом слове (в начале слова, в середине, в конце – хлеб, дух, уха)» | 1 | Р.М. Хамидулина «Обучение грамоте» (с. 44 – 46, с. 17 Н.С. Жукова (с.18 -19) | |||
9. | Звуки [р] и [ р’]. Буква Р р. Чтение чистоговорок и скороговорок: «На дворе трава…». Чтение стихотворения А. Барто «Буква Р». Игра: «Определи на слух место звука[ р ] в словах» Беседа о грибах: «Съедобные и ядовитые». | 1 | Н.С. Жукова (С. 20) Читалочка: Хрестоматия для детей от 6 до7 лет с.134,168 | |||
10. | Звук [ ш ]. Буква Ш ш. Игры: «Найдите место буквы в каждом слове», «Доскажи словечко». Составление и звуко – буквенный анализ слогов из трех букв: шма, шмо, шму, шру, шра, шро, шар, шум. Загадки. Рисуем и печатаем слово «ШАР» Н.Носов «Живая шляпа» | 1 | Р.М. Хамидулина «Обучение грамоте» (с. 25 – 26) Н.С.Жукова (с. 22) Читалочка: Хрестоматия для детей от 6 до7 лет с.56 - 60 | |||
11. | Звук [ ы ].Буква ы. Чтение предложений состоящих из трех слов. Лепим из пластилина букву ы. Звуковая игра «Поймайте звук ы». Составление и звуко – буквенный анализ слогов из трех – четырех букв: шар – шары, рама – рамы. Г. Ладонщиков « У васи в запасе» | 1 | Н.С.Жукова (с. 24) Читалочка: Хрестоматия для детей от 6 до7 лет с.70 -72 | |||
12. | Звуки [л] и [ л’]. Буква Л л. Чтение М.Пришвин «Лисичкин хлеб» Игра: «Доскажи словечко», Чтение предложений из трех слов. | 1 | Н.С. Жукова (с. 25) Читалочка: Хрестоматия для детей от 6 до7 лет с.39 - 41 | |||
13. | Звуки [н] и [ н’]. Буква Н н. Конструирование из палочек буквы «Н». Развитие речи, нравственное воспитание. Беседа по картинке: «Дети играют». Стихи Э. успенский «Все в порядке», Яков Аким «Жадина» | 1 | Н.С. Жукова (с.28 - 29) Читалочка: Хрестоматия для детей от 6 до7 лет с.76 - 80 | |||
14. | Звуки [к] и [ к’]. Буква К к. Беседа: «Как заботиться о животных». Рисуем и печатаем слово «КОТ». Игра: «Дикие и домашние животные». Разучивание скороговорки: «Кошка». Рус. нар.сказка « Кот и лиса» | 1 | Н.С. Жукова (с. 32) Читалочка: Хрестоматия для детей от 6 до7 лет с.185 - 187 | |||
15. | Звуки [т] и [ т’]. Буква Т т. Чтение рассказа «Наш хор». Количество слов в предложении. Составление и звуко – буквенный анализ слогов из трех букв: тру, тра, тро. Чтение Ф.И.Тютчев «Чародейкою Зимой околдован, лес стоит…» | 1 | Н.С. Жукова (С.33) Читалочка: Хрестоматия для детей от 6 до7 лет с.185 | |||
16. | Звук [ и ]. Буквы ы - и. Чтение рассказа «Ира и Ната». Игра: «Доскажи словечко», «Какие буквы испортил жук Буквоед?». | 1 | Н.С.Жукова (с. 34 ) | |||
17. | Звуки [п] и [ п’]. Буква П п. Загадки и скороговорки. Игра: «Поймайте звук [п]». | 1 | Н.С.Жукова (с. 37) | |||
18. | Звуки [з] и [ з’]. Буква З з. Сезонные изменения в природе. Зима. Зимние забавы.Чтение предложений на тему: «Зима». Количество слов в предложении. Русская народная сказка «Зимовье» | 1 | Серия картинок по развитию речи «Зима». Н.С. Жукова (с.39) Ребус ЗИМА Р.М. Хамидулина «Обучение грамоте» (с. 89) Читалочка: Хрестоматия для детей от 6 до7 лет с.194 | |||
19. | Звуки [ й’]. Буква Й й. Рисуем и печатаем слово «ЗАЙКА». Игра по картинке «Что забыл нарисовать художник?» Д.Н.Мамин –Сибиряк «Сказка про храброго зайца» | 1 | Н.С. Жукова (с. 42 – 43) Читалочка: Хрестоматия для детей от 6 до7 лет с.202 - 206 | |||
20. | Звуки [г] и [ г’]. Буква Г г. Игры: «Доскажи словечко», «Угадай букву». Чтение рассказа «Гуси». М Зощенко « Умный гусь» | 1 | Н.С. Жукова (с. 45) Читалочка: Хрестоматия для детей от 6 до7 лет с.54 | |||
21. | Звуки [в] и [ в’]. Буква В в. Учимся составлять восклицательные предложения. Э. Успенский «Все в порядке» | 1 | Н. С. Жукова (с.47) Читалочка: Хрестоматия для детей от 6 до7 лет с.76 - 78 | |||
22. | Звуки [д] и [ д’]. Буква Д д. Рисуем и печатаем слово «ДОМ». Чтение рассказа «В саду». Беседа по вопросам. Ю. Коваль «Муравьиный царь» | 1 | Н. С. Жукова (с. 51) Читалочка: Хрестоматия для детей от 6 до7 лет с.179 | |||
23. | Звуки [б] и [ б’]. Буква Б б. С. Маршак « Багаж» Игры: «Доскажи словечко», «Что лишнее?». | 1 | Читалочка: Хрестоматия для детей от 6 до7 лет с.97 - 106 | |||
24. | Звук [ж] . Буква Ж ж. Беседа о насекомых. Чтение сказки К. Чуковского «Муха – Цокотуха». Конструирование Буквы Ж. | 1 | Н.С.Жукова (с. 58) К.И. Чуковский «Муха – Цокотуха». Значение слова: базар | |||
25. | Звук [йэ]. Буква Е е. Беседа о бережном отношении к природе: «Дети, берегите лес!» Б. Житков «Пожар» Чтение рассказа «В лесу». Количество слов в предложении | 1 | Н.С. Жукова (С. 59) Серия картинок по развитию речи «Лес». «Уроки волшебного слова» ч.1, с. 139 | |||
26. | Знакомимся с беззвучной буквой. Буква ь. «Сказка про мягкий знак». Чтение рассказа «Рыбаки», «Будем обедать». Беседа «Руки мой перед едой» | 1 | Н.С. Жукова (С. 64 – 68) | |||
27. | Звук [йа]. Буква Я я. Лепка буквы Я. Л. Пантелеев «Буква «ТЫ».Чтение и обсуждение рассказа. Игра «Какие буквы играют в прятки?». | 1 | Н.С.Жукова (с. 68 – 69) | |||
28. | Звук [йу]. Буква Ю ю. Печатаем и рисуем слово «ЮЛА». Чтение слов и предложений. С. Маршак «Жил – был зверь на букву Ю» Игра «Угадай, кто где?» | 1 | Н.С. Жукова (с. 72 – 73) | |||
29. | Звук [йо]. Буква Ё ё. Учимся свободно противопоставлять слоги с твердыми и мягкими согласными (са – ся,, лу – лю и т.п.) Нравственное воспитание. Беседа: «Забота о братьях наших меньших». М.Пришвин « Еж» | 1 | Н.С. Жукова (с. 76) Читалочка: Хрестоматия для детей от 6 до7 лет с.36 - 39 | |||
30. | Звук [ч’] . Буква Ч ч. Соединяем в предложения отдельные слова. Беседа о часах. Рисуем и печатаем слово ЧАСЫ. И. Мазнин «Одно из добрых дел» | 1 | Н.С. Жукова (с. 82) Читалочка: Хрестоматия для детей от 6 до7 лет с.156 | |||
31. | Звук [э] . Буква Э э. Загадки. Рифма. Игра «Эхо». Беседа о планете Земля, о космосе и космонавтах. «Звездные» игры Деда Буквоеда. Солнечные загадки. | 1 | Р.М. Хамидулина «Обучение грамоте» (с.115 - 118) Значение слова :Чайнворд. | |||
32. | Звук [ц] . Буква Ц ц. Н.Токмакова «Весна» И.С.Никитин «Полюбуйся, весна наступает…»Чтение расказа «Весеннее солнце». | 1 | Н.С. Жукова (с .86) Н.С. Жукова (с.87) «Родная природа» загадки ( папка «Малышок») Читалочка: Хрестоматия для детей от 6 до7 лет с.5,171 | |||
33. | Звуки [ф] и [ ф’]. Буква Ф ф. Беседа о правилах дорожного движения: « Наш приятель – СВЕТОФОР». Чтение рассказа «Светофор». | 1 | ||||
34. | Звуки [ щ’]. Буква Щ щ. Учимся читать слова и тексты, не разбивая их на слоги. Чтение рассказа: «Про маленького щенка». Загадка «Как называются эти щетки?» | 1 | «Веселый этикет», сказка «Жадность» (папка «Малышок») «Сказка про Витю» (папка «Малышок») Н. С. Жукова (с.90 -92) | |||
35. | Буква Ъ. Игра «Сравни». Учимся читать слова, не разбивая их на слоги. Чтение рассказа «Смелая Вера». Ф.П.Савинов «Родина» | 1 | Н.С. Жукова ( с.93) Читалочка: Хрестоматия для детей от 6 до7 лет с.176 | |||
36. | Итоговое занятие : «Конец – всему делу венец!» Игры Деда Буквоеда. Л.Н .Маздалевский «Приглашение в школу» | 1 | Н.С. Жукова ( с.94 -95) Читалочка: Хрестоматия для детей от 6 до7 лет с.180 | |||
Занимательное чтение. С.Михалков «Фома», «Прививка» | 1 | Р.М. Хамидулина «Обучение грамоте» (с.189 -192) Читалочка: Хрестоматия для детей от 6 до7 лет с.65 - 69 |
Предварительный просмотр:
№ п/п | Дата проведения | Тема занятия | Количество часов | Оборудование | Примечание | |
1. | Вводное занятие. Ознакомительная экскурсия по ДХТД. Выявление уровня математических представлений у детей. | 1 | ||||
2. | Урок – игра: «Мой приятель – СВЕТОФОР». | 1 | Макет светофора, набор светофоров для раскрашивания | |||
3. | Ориентирование во времени Времена года. Месяцы. Дни недели. Урок – путешествие сказочных героев. Части суток | 1 | Рабочая тетрадь для дошкольника, набор физминуток для расслабления кистей рук, спины, глаз. | |||
4. | Ориентирование в пространстве Понятия : «Слева, справа, внизу, сверху, сзади, рядом, между, перед, за». | 1 | Тетрадь - пропись для дошкольников, цветные карандаши | |||
5. | Геометрические понятия Круг, треугольник, квадрат. Игра «Раскрась нужную фигуру». Сравнение фигур по цвету, форме и размеру. Моделирование геометрического клоуна. | 1 | плакат «Геометрические фигуры», индивидуальные наборы геометрических фигур. Тетрадь - пропись для дошкольников, цветные карандаши | |||
6. | Числа от 0до 10. Число 0. Цифра 0.Место числа 0 в числовом ряду. Сказка про цифру 0. | 1 | плакат «Сиди правильно при письме» Веер цифр от 0 до 10 | |||
7. | Величина (1ч.) Различие предметов по их свойствам: «Длинный – короткий», «широкий – узкий», «высокий – низкий». | 1 | Тетрадь - пропись для дошкольников цветные карандаши., предметы разного размера, сюжетные картинки. | |||
8. | Число1. Цифра 1. Письмо цифры 1. Место числа 1 в числовом ряду. | 1 | Тетрадь - пропись для дошкольников, цветные карандаши, демонстрационные карточки, веер цифр от0 до10. | |||
9. | Количество и счет Порядковое значение предметов: «первый…последний». Игра – раскрашивание «Дома для сказочных героев». | 1 | Сюжетный рисунок «Лесная школа». | |||
10. | Число2. Цифра2. Состав числа 2. Место числа в числовом ряду. Письмо цифры 2. Соотнесение числа с количеством предметов. Лепка цифры 2 из пластилина. Игра – раскрашивание «Овощи и фрукты». | 1 | Тетрадь - пропись для дошкольников, цветные карандаши демонстрационные карточки. | |||
11. | Количество и счет (1ч.,продолжение) Сравнение двух групп предметов. Знакомство со знаками «Больше, меньше, равно». | 1 | Тетрадь - пропись для дошкольников, цветные карандаши | |||
12. | Число 3. Цифра3. Состав числа 3. Место числа 3 в ряду натуральных чисел. Решение задач в стихах. | 1 | Веер цифр от 0до 10. | |||
13. | Число и цифра 3. Исценирование сказки «Репка» | 1 | Тетрадь - пропись для дошкольников, цветные карандаши, рус. нар. сказка «Три медведя» | |||
14. | Число 4 . Цифра 4 . Состав числа4 , место в ряду натуральных чисел. Конструирование из палочек . | 1 | Тетрадь - пропись для дошкольников, цветные карандаши, сказка «Репка». | |||
15. | Число и цифра 4. Сравнение чисел. Сказка «Зимовье зверей». | 1 | плакат «Сиди правильно при письме» | |||
16. | Число 5. Цифра 5. Состав числа 5. Место числа в числовом ряду. С. Михалков «Котята». Письмо цифры 5 . Соотнесение числа и его количества. Разучивание физминутки «Пальчики». | 1 | Тетрадь - пропись для дошкольников, цветные карандаши | |||
17. | Число и цифра 5. Сравнение чисел. Лепка цифры 5 . Задачи в стихах. | 1 | плакат «Сиди правильно при письме» | |||
18. | Число 6 и цифра 6. Состав числа и порядковое значение. Задачи в стихах. | 1 | Тетрадь - пропись для дошкольников, цветные карандаши | |||
19. | Письмо цифры 6. Сравнение чисел. Соотнесение числа и его количества. Счет прямой и обратный. Загадки в стихах. | 1 | плакат «Сиди правильно при письме» Тетрадь - пропись для дошкольников. цветные карандаши | |||
20. | Количество и счет предметов (1ч.) Сравнение чисел. Числа от 0 до6. Знаки «больше, меньше, равно». | 1 | Тетрадь - пропись для дошкольников, цветные карандаши, веер цифр от 0 до 10. | |||
21. | Число 7. Цифра 7. Состав числа 7. Порядковое значение числа. Загадки (радуга, дни недели). | 1 | плакат «Задачи», пластилин. Тетрадь - пропись для дошкольников. цветные карандаши | |||
22. | Число и цифра 7. Письмо цифры 7 . Сравнение чисел .Сказка «Волк и семеро козлят». | 1 | Тетрадь - пропись для дошкольников, цветные карандаши | |||
23. | Число 8. Цифра 8. Состав числа 8. Лепка цифры из пластилина. Загадки (осьминог, паук). | 1 | Сказка «Теремок» | |||
24. | Число8. Цифра 8. Порядковое значение числа 8. Составление числового ряда. | 1 | плакат «Сиди правильно при письме», веер цифр от 0 до 10. Тетрадь - пропись для дошкольников, цветные карандаши | |||
25. | Число 9. Цифра 9. Лепка цифры 9. Состав числа 9. | 1 | Тетрадь - пропись для дошкольников, предметные картинки. цветные карандаши | |||
26. | Письмо цифры 9. Порядковое значение числа 9. Сравнение чисел. Счет прямой и обратный. | 1 | Тетрадь - пропись для дошкольников, цветные карандаши | |||
27. | Число10. Цифра 10 . Порядковое значение числа 10. Составление числового ряда. | 1 | Тетрадь - пропись для дошкольников. цветные карандаши | |||
28. | Числа от 0 до 10. Состав числа 10. Сравнение чисел .Игра «Сбежавшие числа». «Веселый счет». | 1 | Тетрадь - пропись для дошкольников. цветные карандаши. Демонстрационные карточки. | |||
29. | Решение примеров на сложение и вычитание Составление примеров на сложение по картинке. Знакомство с понятиями «прибавить», «сложить». | 1 | Тетрадь - пропись для дошкольников, счетные палочки, веер цифр, цветные карандаши. | |||
30. | Решение примеров на сложение по картинкам. Раскрашивание. | 1 | Тетрадь - пропись для дошкольников, цветные карандаши | |||
31. | Составление и решение примеров на сложение. Игра «Цепочка сложения и вычитания». | 1 | Тетрадь - пропись для дошкольников, карточки, цветные карандаши | |||
32. | Знакомство с задачами. Знакомство с задачей. Понятия: «Условие задачи, вопрос, решение, ответ». | 1 | Тетрадь - пропись для дошкольников. цветные карандаши | |||
33. | Решение задач на сложение и вычитание.. Рисование геометрических фигур. Решение математических цепочек. | 1 | Тетрадь - пропись для дошкольников, цветные карандаши. | |||
34. | Решение задач на сложение и вычитание.. Рисование геометрических фигур. Решение математических цепочек. | 1 | Тетрадь - пропись для дошкольников, цветные карандаши. | |||
35. | Решение задач на развитие логического мышления. Рисование геометрических фигур. | 1 | плакат «Сиди правильно при письме», наборы геометрических фигур | |||
36. | Решение задач повышенной сложности. Игра: «Молчанка». | 1 | Тетрадь - пропись для дошкольников, цветные карандаши. | |||
Утренник «Необычные приключения в «Малышке». Заключительное занятие. Математические эстафеты. | 1 | Тетрадь - пропись для дошкольников, цветные карандаши |
Предварительный просмотр:
№ п/п | Дата проведения | Дата по факту | Тема занятия | Цели и задачи | Количество часов | Оборудование | Примечание |
1. | Вводное занятие. Организационная беседа. Знакомство с правилами письма. | Основные темы дошкольной программы | 1 | ||||
2. | Работа на листе в клетку: разлиновка, ориентировка на листе бумаги в клетку. | Инструктаж по технике безопасности при работе с карандашом. Ориентировка на листе бумаги в клетку. | 1 | Тетрадь в клетку, плакат «Сиди правильно при письме» | Беседа «Правильная осанка» | ||
3. | Упражнения в строке. Наклонные линии большие и маленькие. Игра «Падение снежинок». | Учить ориентироваться на листе бумаги в линейку. Учить прописывать элементы по предложенному образцу. Развивать мелкую моторику руки, внимание , глазомер . | 1 | плакат «Сиди правильно при письме» Тетрадь - пропись для дошкольни - ков цветные карандаши загадки, стихи о снеге и снежинках | |||
4. | Работа на листе в клетку. Ломаные линии. Обведение по пунктирным линиям «Солнышко». | Учить уверенно ориентироваться на листе бумаги в клетку. Развивать мелкую моторику руки, внимание , глазомер . | 1 | Тетрадь - пропись для дошкольни - ков цветные карандаши | |||
5. | Упражнения в строке. Наклонное написание прямых линий с закруглением внизу. Обведение по пунктиру «Забор» | Учить прописывать элементы по предложенному образцу, не выходя за пределы строчек и соблюдая наклон элементов. Развивать мелкую моторику руки, внимание , глазомер . | 1 | Тетрадь - пропись для дошкольни - ков цветные карандаши | |||
6. | Работа на листе в клетку. Безотрывное обведение узоров по линиям клеток. Игра «Натягивание струн на гитару». | Развивать мелкую моторику и координацию руки. Воспитывать усидчивость, прилежание. | 1 | плакат «Сиди правильно при письме» Тетрадь - пропись для дошкольни - ков цветные карандаши | Струнные музыкальные инструменты | ||
7. | Упражнения в строке. Наклонное написание линий с закруглением вверху. Игра «Струны арфы». | Учить уверенно ориентироваться на листе бумаги в клетку. Развивать мелкую моторику руки, внимание , глазомер . Развитие кругозора детей. | 1 | Тетрадь - пропись для дошкольни - ков цветные карандаши | Беседа «Что такое арфа». Струнные музыкальные инструменты. | ||
8. | Работа на листе в клетку. Круги большие и маленькие. Раскрашивание «Осенний лист». | Учить выполнять штриховку в разных направлениях и различными способами, стараясь не отрывать карандаш от бумаги. Учить проводить линии и выполнять штриховку в разных направлениях и различными способами Развивать мелкую моторику руки, внимание , глазомер . | 1 | Тетрадь - пропись для дошкольни - ков цветные карандаши | Беседа «Раскрасила осень природу» | ||
9. | Упражнения в строке. Наклонное написание прямых линий с закруглением внизу и вверху. Раскрашивание «Гриб». | Учить проводить линии и выполнять штриховку в разных направлениях и различными способами Развивать мелкую моторику руки, внимание , глазомер . Воспитывать усидчивость, прилежание. | 1 | плакат «Сиди правильно при письме» Тетрадь - пропись для дошкольни - ков цветные карандаши | Альбом, Беседа «Съедобные и несъедобные грибы» | ||
10. | Работа на листе в клетку. Безотрывное написание волнистых линий. Раскрашивание «Груша». | Учить выполнять штриховку в разных направлениях и различными способами, стараясь не отрывать карандаш от бумаги | 1 | Загадки картинка «груша» | Альбом «Фрукты» | ||
11. | Упражнения в строке. Безотрывное написание наклонных линий с закруглением внизу. Раскрашивание «Яблоко». | Учить выполнять штриховку в разных направлениях и различными способами, стараясь не отрывать карандаш от бумаги Развивать мелкую моторику руки, внимание , глазомер . | 1 | плакат «Сиди правильно при письме» Тетрадь - пропись для дошкольни - ков цветные карандаши | Альбом «Фрукты» | ||
12. | Работа на листе в клетку. Безотрывное обведение узоров по линиям клеток. Обведение контура по спирали: «Снеговик». | Учить выполнять штриховку в разных направлениях и различными способами, стараясь не отрывать карандаш от бумаги Развивать мелкую моторику руки, внимание , глазомер . | 1 | Тетрадь - пропись для дошкольни - ков цветные карандаши. Загадка «Снеговик» | Альбом «Времена года. Зима. Сюжетные картинки.» | ||
13. | Упражнения в строке. Безотрывное написание наклонных линий с закруглением вверху. Обведение пунктира по спирали «Котенок и клубки» | Учить выполнять штриховку в разных направлениях и различными способами, стараясь не отрывать карандаш от бумаги. Развивать речь детей. | 1 | Тетрадь - пропись для дошкольни - ков цветные карандаши | Альбом «Домашние животные», беседа «Мой маленький друг» | ||
14. | Работа на листе в клетку. Безотрывное написание волнистых линий с петлей вверху и внизу. Обведение по контуру «Утенок». | Учить выполнять штриховку в разных направлениях и различными способами, стараясь не отрывать карандаш от бумаги Развивать мелкую моторику руки, внимание , глазомер . | 1 | плакат «Сиди правильно при письме» Тетрадь - пропись для дошкольни - ков цветные карандаши | |||
15. | Упражнения в строке. Безотрывное написание волнистых наклонных линий. Обведение по контуру: «Пчела на цветке». | Учить выполнять штриховку в разных направлениях и различными способами, стараясь не отрывать карандаш от бумаги Развивать мелкую моторику руки, внимание , глазомер . | 1 | Тетрадь - пропись для дошкольни - ков цветные карандаши | Беседа «Какую пользу приносят пчелы». | ||
16. | Работа на листе в клетку. Выполнение по образцу: «Месяцы», «Пирамида». Обведение по контуру «Зайка». | Развивать мелкую моторику и координацию движений руки, зрительное восприятие, произвольное внимание. Развивать мелкую моторику руки, внимание , глазомер . | 1 | Тетрадь - пропись для дошкольни - ков цветные карандаши | Беседа «Что такое пирамида» | ||
17. | Упражнения в строке. Наклонное написание прямых линий с петлей внизу. Обведение и раскрашивание «Цветы». | Учить прописывать элементы по предложенному образцу, не выходя за пределы строчек и соблюдая наклон элементов. Учить проводить линии и выполнять штриховку в разных направлениях и различными способами Развивать мелкую моторику руки, внимание , глазомер . | 1 | плакат «Сиди правильно при письме» Тетрадь - пропись для дошкольни - ков цветные карандаши | Альбом «Цветы» - полевые, культурные. | ||
18. | Работа на листе в клетку. Безотрывное построение узоров по линиям клеток. Обведение по контуру и раскрашивание «Елочка». | Развивать мелкую моторику руки, внимание , глазомер . Воспитывать усидчивость, прилежание. | 1 | Тетрадь - пропись для дошкольни - ков цветные карандаши | Альбом «Времена года. Зима» | ||
19. | Упражнения в строке. Написание наклонных прямых линий с петлей вверху. Безотрывное обведение по контуру силуэтного рисунка «Зонтик». | Учить прописывать элементы по предложенному образцу, не выходя за пределы строчек и соблюдая наклон элементов. Развивать мелкую моторику руки, внимание , глазомер . | 1 | Тетрадь - пропись для дошкольни - ков цветные карандаши | |||
20. | Работа на листе в клетку. Выполнение по образцу «Цветы ». «Конфеты». Обведение по контуру сюжетного рисунка. | Учить прописывать элементы по предложенному образцу, не выходя за пределы строчек и соблюдая наклон элементов. Развивать мелкую моторику руки, внимание , глазомер . Обогатить словарный запас детей. | 1 | плакат «Сиди правильно при письме» Тетрадь - пропись для дошкольни - ков цветные карандаши. Пословица «При солнышке тепло. При матушке добро» | Беседа «Звезда». Многознач - ность слова. | ||
21. | Упражнения в строке. Безотрывное написание прямых линий с петлей вверху и закруглением внизу. Обведение по пунктиру «Звезда». | Учить прописывать элементы по предложенному образцу, не выходя за пределы строчек и соблюдая наклон элементов. Развивать мелкую моторику руки, внимание , глазомер . | 1 | Тетрадь - пропись для дошкольни - ков цветные карандаши | |||
22. | Работа на листе в клетку. Штриховка «Цветы». Обведение по контуру. Повтор по образцу: «Солнышко», «Яблоко». | Учить проводить линии и выполнять штриховку в разных направлениях и различными способами Развивать мелкую моторику руки, внимание , глазомер . | 1 | Тетрадь - пропись для дошкольни - ков цветные карандаши | |||
23. | Упражнения в строке. Безотрывное написание наклонных прямых линий с петлей внизу и закруглением вверху. Штриховка «Шапочка и шарф». | Учить прописывать элементы по предложенному образцу, не выходя за пределы строчек и соблюдая наклон элементов. Развивать мелкую моторику руки, внимание , глазомер . | 1 | плакат «Сиди правильно при письме» Тетрадь - пропись для дошкольни - ков цветные карандаши | |||
24. | Работа на листе в клетку. Безотрывное написание узоров по линиям клеток. Штриховка «Бабочки». | Учить прописывать элементы по предложенному образцу, не выходя за пределы строчек и соблюдая наклон элементов. | 1 | Тетрадь - пропись для дошкольни - ков цветные карандаши | Альбом «Головные уборы» | ||
25. | Работа в строке. Наклонное написание больших и маленьких полуовалов. Штриховка «Зайчик». | Развивать мелкую моторику руки, внимание , глазомер . Воспитывать усидчивость, прилежание. | 1 | Тетрадь - пропись для дошкольни - ков цветные карандаши | |||
26. | Работа на листе в клетку. Рисование по образцу «Машина». Штриховка «Дерево». | Учить прописывать элементы по предложенному образцу, не выходя за пределы строчек и соблюдая наклон элементов. | 1 | Тетрадь - пропись для дошкольни - ков цветные карандаши | |||
27. | Упражнения в строке. Безотрывное написание полуовалов. Штриховка «Самолеты». | Учить проводить линии и выполнять штриховку в разных направлениях и различными способами Развивать мелкую моторику руки, внимание , глазомер . Обогащать словарный запас детей. | 1 | плакат «Сиди правильно при письме» Тетрадь - пропись для дошкольни - ков цветные карандаши | Беседа «Речные, морские, декоратив ные рыбы». | ||
28. | Работа на листе в клетку. Рисование по образцу, штриховка «Замки». | Учить прописывать элементы по предложенному образцу, не выходя за пределы строчек и соблюдая наклон элементов. Развивать мелкую моторику руки, внимание , глазомер . | 1 | плакат «Сиди правильно при письме» Тетрадь - пропись для дошкольни - ков цветные карандаши | |||
29. | Упражнения в строке . Написание по образцу. Штриховка «Кораблики». | Учить проводить линии и выполнять штриховку в разных направлениях и различными способами | 1 | Тетрадь - пропись для дошкольни - ков цветные карандаши. Настольная игра «Чей домик?» | Многознач - ность слова замки | ||
30. | Упражнения в строке. Рисование в строке «Вагончики». Украшение кувшина. | Развивать мелкую моторику руки, внимание , глазомер . | 1 | плакат «Сиди правильно при письме» Тетрадь - пропись для дошкольни - ков цветные карандаши | |||
31. | Упражнения в строке. Безотрывное наклонное написание элементов петля – овал. Рисование по образцу «Лесные звери». Раскрашивание | Развивать мелкую моторику руки, внимание , глазомер . Воспитывать усидчивость, прилежание. | 1 | Тетрадь - пропись для дошкольни - ков цветные карандаши | Альбом «Лесные звери» | ||
32. | Работа на листе в клетку. Рисование по образцу и раскрашивание «Ракеты». | Учить прописывать элементы по предложенному образцу, не выходя за пределы строчек и соблюдая наклон элементов. | 1 | Тетрадь - пропись для дошкольни - ков цветные карандаши. Портрет Ю. Гагарина, космических кораблей, планет. | |||
33. | Упражнения в строке. Наклонное написание элементов Раскрашивание «Матрешка». | Учить проводить линии и выполнять штриховку в разных направлениях и различными способами Развивать мелкую моторику руки, внимание , глазомер . | 1 | плакат «Сиди правильно при письме» | Беседа «Первый полет в космос. Юрий Гагарин». | ||
34. | Работа на листе в клетку. Орнаменты по линиям клеток. Игра «Лабиринт». | Развивать мелкую моторику руки, внимание , глазомер . Воспитывать усидчивость, прилежание. | 1 | плакат «Сиди правильно при письме» Тетрадь - пропись для дошкольни - ков цветные карандаши | Беседа «как появилась матрешка?» | ||
35. | Упражнения в строке. Наклонное написание элементов без отрыва руки. Рисование, штриховка, раскрашивание «Цветы». | Развивать мелкую моторику руки, внимание , глазомер . | 1 | Тетрадь - пропись для дошкольни - ков цветные карандаши | Энциклопе - дия «Лабиринт» | ||
36. | Утренник «Необычные приключения в «Малышке»». | 1 | Беседа «Мой любимый «Малышок»» |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Необходимость выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения перед началом систематического обучения в школе свидетельствует о целесообразности особого внимания к работе с детьми старшего дошкольного (предшкольного) возраста, создания условий для формирования успешности ребенка, развития его индивидуальных способностей. В связи с этим возникла необходимость в «Специальном курсе» по подготовке детей к школе создать курс по обучению грамоте с углубленным изучением детской художественной литературы.
Цель программы – обеспечить каждому ребенку дошкольного возраста тот уровень развития, который позволит ему быть успешным при обучении в школе.
Задачи:
- Научить детей элементарным нормам общения.
- Расширить представление детей об окружающей действительности.
- Научить учиться, удовлетворять тягу ребенка к знаниям и стимулировать его.
- Развивать устную речь.
- Обогатить словарный запас у детей.
- Обучить первоначальному чтению.
- Воспитание интереса и любви к книге.
Основные положения программы:
Дошкольный возраст – замечательный период, когда развивается мотивация, желание что-то делать, выразить себя, творить, изобретать. Все это развивается в собственной активности ребенка – в игре, рисовании, конструировании, музицировании. Есть целый список видов деятельности, в которых развивается маленький по возрасту человек. Учение в этот список не входит.
Готовность ребенка к школе определяется всегда факторами его развития, или набором ключевых компетентностей.
Поэтому нам представляется работа по предшкольной подготовке детей, в следующем ракурсе: развитие начальных ключевых и начальных специальных компетентностей через свойственные ребенку-дошкольнику виды деятельности.
Учитывая все это, мы ставим основной целью нашей студии пробуждение живой мысли ребенка, интереса и желания познавать, умение получать и анализировать информацию. Определяя важность и значимость , мы выделяем следующие задачи:
- создание атмосферы психологической комфортности;
- увеличение объема внимания и памяти;
- развитие любознательности и стремление к расширению знаний;
- развитие коммуникативных умений, произвольности поведения, доброжелательности, умения взаимодействовать со сверстниками и педагогом;
- развитие инициативности, самостоятельности, активности;
- формирование отдельных приемов учебно-познавательной деятельности.
При организации учебных занятий мы учитываем:
- возрастные физиологические возможности детей;
- постепенность подачи материала (от простого к сложному);
- чередование видов деятельности и своевременное переключение с одного вида на другой;
- наличие динамических пауз между занятиями и частями занятий;
- гигиенические требования к помещению и материалам.
Учебный план дошкольного образования студии гуманитарного и эстетического развития «Малышок» устанавливает 9-месячный срок обучения. Обучение продолжается с сентября по май. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия 30 минут.
Задачи студии «Малышок»
Исходя из задач студии «Малышок» в учебный план были включены следующие курсы:
1. Обучение грамоте «АБВГДейка». Знакомство с детской художественной литературой.
2. Начальные представления по математике «Занимательная математика».
3. Подготовка руки к письму.
Основной целью курса Обучение грамоте «АБВГДейка».
Знакомство с детской художественной литературой» является
- формирование элементарных знаний о звуке, слоге, слове, предложении; развитие умения слогового чтения ,
- формирование отношения к литературе, как к самоценному виду искусства, воспитание в дошкольнике грамотного читателя.
ОБУЧЕНИЕ СЛОГОВОМУ ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Для решения вышеуказанных целей, основными задачами для педагога являются:
- развитие фонематического слуха детей (умение различать и выделять отдельные звуки в слове и слоге, устанавливать их последовательность) вырабатывать отчетливое, правильное и громкое произношение слов, слогов и звуков речи;
- обучение плавному слоговому чтению, умению печатать односложные, двусложные слова самостоятельно, трехсложные - по образцу, простые предложения, состоящие из 2 — 3 односложных слов;
- обучение чтению открытых и закрытых слогов, со стечением согласных, с твердыми и мягкими согласными, с Ъ и Ь знаками;
- учить отвечать на вопросы учителя, спрашивать, выражать свои впечатления и мысли, рассказывать о результатах своих наблюдений;
- выразительно читать стихотворения, рассказывать сказки, составлять короткие paccкaзы по сюжетным картинкам, логическим заданиям.
- Знакомство с написанием 6ольшой буквы в начале предложения, имени человека, кличке животного;
- обучение объединять предметы по существенным признакам (в связи с чтением или наблюдением),
- создание условий для привлечения внимания детей к книге, как источнику познания и эмоционального развития детей;
- ознакомление детей с разными жанрами художественных произведений, расширение детского кругозора, формирование нравственных понятий.
Для реализации поставленных задач в программе предложена Хрестоматия для детей от 6 до 7 лет «Ступеньки», 4 выпуск, «Читалочка»,составителем которой является Е. Кожедуб. Знакомство детей с детской литературой по свободной форме предлагается через организацию специально-организованного чтения один раз в неделю.
Ознакомление детей с художественной литературой осуществляется на занятиях разного вида:
- Тематические (чтение, в процессе которого дети приобщаются к ведущим темам детской литературы, наиболее близким и понятным детям, взятым из их детской жизни);
- Теоретические (чтение, в процессе которого дети знакомятся с доступными их возрасту теоретическими понятиями, необходимыми для выявления худ. особенностей текста);
- Творческие (чтение, в процессе которого развивается творческий потенциал дошкольников);
- Аналитические (чтение, в процессе которого дети учатся анализировать текст с целью глубокого проникновения его смысла и худ. особенностей).
При проведении тематических занятий мы решаем прежде всего задачу закрепления умения слушать чтение книги, умения правильно обращаться с ней. На данных занятиях даем детям представления о том, как создается книга: знакомим с понятиями «автор», «писатель», «иллюстрация», «художник детской книги». При этом знакомство с данными понятиями осуществляется на примере знакомых для детей произведений с яркими иллюстрациями – К.Чуковский «Мойдодыр», детские буквари, детский любимые книги детей, принесенных из дома.
На тематических занятиях детей знакомим с поэтическими произведениями, в которых изображается красота природы, при этом детям предлагаются стихи разных авторов и предлагается сравнить, как поэты по – своему описывают красоту природы.
Детям дошкольного возраста близки и понятны стихи, связанные с играми и игрушками. Поэтому на тематических занятиях широко используются стихи известных авторов. Например, С.Маршак «Мяч», А.Барто «Гуси - лебеди» и др. При этом чтение сопровождается обыгрыванием стихов.
Воспитание у детей уважения к семье, дому, родной земле осуществляется через ознакомление детей с произведениями на общую тему «С чего начинается Родина…».
На тематических занятиях детей также знакомят с произведениями, которые способствуют воспитанию уважения к труду, к человеку – мастеру. Например, А.Барто «Маляр», Б.Заходер «Скрипач», Н.Носов «Мишкина каша» и др.
На теоретических и аналитических занятиях возраста на доступном для детей уровне знакомим с такими понятиями, как – сравнение (сопоставление одного предмета или явления с другим), которое способствует образному видению мира, развитию художественных представлений о нем. Оно делает язык человека богаче, ярче, образнее.
При знакомстве с художественными произведениями детей учим выделять сравнение, как художественный прием. Например:
У совы у старой, не глаза, а фары
Круглые, большие, страшные такие.
А у птички, у синички, у синички – невелички,
Глазки, словно бусинки, малюсенькие. (В.Берестов)
Знакомим детей с эпитетами - красочными определениями, придающими повествованию живость, эмоциональность, выразительность. В речь ребенка этого возраста активно входят прилагательные, поэтому обращение к эпитету, выделение его в тексте, умение полюбоваться точным, удачно найденным словом со стороны взрослого не только уместно, но и необыкновенно значимо в развитии эмоционально-речевой сферы ребенка. Как виртуозно пользуется сравнениями и эпитетами поэт Саша Черный, создавая поэтический образ жеребенка:
Хвост — косичкой. Весь пушистый,
Ножки — спички. Золотистый.
Оттопырил вниз губу... С белой звездочкой на лбу...
На теоретических занятиях в подготовительной к школе группе
начинаем знакомить с художественными особенностями жанра сказок, как фольклорном жанре устного народного творчества: в сказке происходят волшебные превращения, которые не бывают в жизни, определенное начало сказок, действия в сказке происходят несколько раз, чаще всего три раза; в сказке есть герои – добрые, есть злые; многие сказки имеют одинаковое начало и конец.
При проведении творческих занятий используем задания для развития образного мышления детей, их творческого развития:
- Нарисовать иллюстрации к прочитанному произведению.
- Составить рассказ по заданной ситуации с определенным
началом или концом, определенной системой образов. Темы и ситуации, предлагаемые для сочинения рассказа, берутся из детской жизни, должны быть близкими, понятными, интересными детям. - Организуем игры с подбором рифм к названным словам.
В соответствии с новыми федеральными государственными требованиями дополнительное образование состоит из образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах, самостоятельной деятельности и работе с семьей.
Таким образом, художественная литература, входя в жизнь человека с раннего возраста постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений, не давая воспитанию исчезнуть из системы развития личности.
Курс «Занимательная математика»
Цели: формирование элементарных знаний: счёт в пределах десятка, сложение и вычитание, знание арифметических действий.
Математика способствует развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности, строгой последовательности рассуждения и его доказательности; даёт реальные предпосылки для развития логического мышления детей, обучения их умению кратко, точно, ясно и правильно излагать свои мысли. Формирование понятий о натуральном числе и арифметических действиях начинается с первых уроков и проводится на основе практических действий с различными группами предметов. У детей формируется обобщение об образовании следующего числа натурального ряда, устанавливается соотношение между любым числом ряда и всеми ему предшествующими или последующими, дети учатся находить разность и сумму двух чисел (с помощью счёта предметов),
ДЕСЯТОК
1. Счёт предметов (реальных предметов и их изображений)
2. Число и цифра. Нумерация чисел: название, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. их чтение и запись.
3. Сравнение чисел. Понятия «больше», «меньше», «столько же» или «равно»
4. Знаки: +, -, =. Действия сложение и вычитание. 5. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему, вычитанием 1 из последующего.
6. Знакомство с составом чисел первого десятка (на счетном материале).
7. Решение простых задач на сложение и вычитание на основе счета предметов.
8. Знакомство с геометрическими фигурами: круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат (как особый прямоугольник).
РАБОТЫ ПО УКРЕПЛЕНИЮ МУСКУЛЬНОЙ СИЛЫ РУКИ И ПАЛЬЦЕВ
1. Штриховка (тетрадь в линию, в клетку).
2. Работа по разлиновке в тетради с направляющей: предметы, элементы букв, узоры, прямые и наклонные.
3. Лепка, конструирование.
4. Рисование.
5. Практическое выполнение рисунков, узоров и т.д. в тетради в клетку на уроках математики.
Основной формой обучения является игра. Дидактические игры проводятся в движении, физминутки снимают утомление детей. Учитывая возрастные особенности, занятия строятся в игровой форме. В условиях игры совершенствуется умение детей общаться, выражать отношение к поступкам других, отстаивать свою точку зрения. В ходе занятий используются различные виды игр: сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, музыкально-дидактические.
Требования к знаниям, умениям и навыкам детей к концу года:
- Знать все звуки и буквы русского языка, осознавать их основное отличие, усвоить правила общения.
- Уметь связно говорить, выразительно читать наизусть, пересказывать небольшие тексты после прослушивания, сочинять самостоятельно или по заданию, читать по слогам.
- Иметь навыки нравственного отношения к среде обитания и правильного поведения.
Предварительный просмотр:
Список рекомендуемой литературы для педагога
- 1.Т.П. Хлопова, Н.П. Легких, С.К.Фоменко, И.Н. Гусарова «Организация работы по предшкольной подготовке в ДОУ Краснодарского края», Краснодар, 2006 г.
- О. В. Узорова, Е. А. Нефедова, «Пальчиковая гимнастика». М.: ООО Издательство Астраль», 2001г.
- В. Волина «Занимательное Азбуковедение». Стихи, поговорки, пословицы. М.: Просвещение, 1991 г.
- З.А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников». М.: Просвещение, 1990 г.
- Т.Д. Рихтерман «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста».М.: Просвещение,1991 г.
- В.Волина «Праздник Букваря». Игры с буквами и словами. М.: Просвещение, 1991г.
- Л. Маврина «Рисуем по клеточкам. Я учу цифры».
- С. Федин, Ю. Болотина «Игры нашего детства». М. : Айрис- -пресс, 2005 г.
- «Умные игры» - М.: ЗАО «Росмен – пресс»,2007 г.
- «Игры с карандашом». М.: ЗАО «Росмен – пресс», 2007г.
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. «Ребусы и головоломки». ООО «Альт – Канц» г. Чебоксары, 2008 г.
- Н.Чивикова «Как подготовить ребенка к школе» М.: Рольф, 1999 г.
- Тесты. Вся дошкольная программа. М.:ЗАО «Росмен – пресс», 2008 г.
- Речь. Вся дошкольная программа. . М.:ЗАО «Росмен – пресс», 2008 г.
- «Все для счета». Демонстрационный материал по математике. ОАО «Радуга», 2008 г., г. Киров.
- Н. Максимук «Игры по обучению грамоте и чтению». М. : ВАКО ,2006 г.
- О .Петракова «Уроки обучения грамоте». Воронеж – Курск: ТЦ «Учитель» - 2002 г.
- Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. - СПб., 1996.
- Доронова, Т.Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие детей от5 до 6 лет», М.: 1991г.
- Е.А.Короткова «Рисование, аппликация, конструирование». Ярославль, Академия развития, 2009 г.
- О.В. Недорезова Педагогика нового времени «Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада. ИЗО», Воронеж, 2006 г.
- Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова. По дороге к Азбуке: пособие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте для детей 5-6 лет (ч. 3,4).
- А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова, Ю.А. Акимова. Здравствуй, мир! Методические рекомендации
Предварительный просмотр:
Учебно -тематический план занятий «АБВГДейка»
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол -во часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие. Знакомство с детьми: «Здравствуй, «Малышок»!». | 1 | 0,5 | 0,5 |
2. | Занятия этического направления. | 2 | 1 | 1 |
3. | Занятия эстетического направления. | 3 | 1 | 2 |
4. | Занятия нравственного воспитания и культуры общения. | 6 | 3 | 3 |
5. | Знакомство с гласными звуками и буквами. | 16 | 8 | 8 |
6. | Знакомство с согласными звуками и буквами. | 16 | 8 | 8 |
Итого | 36 |
Предварительный просмотр:
Учебно -тематический план занятий «Занимательная математика»
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол -во часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие. Выявление подготовленности детей. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2. | Ориентирование во времени. | 1 | 0,5 | 0,5 |
3. | Ориентирование в пространстве. | 1 | 0,5 | 0,5 |
4. | Геометрические понятия. | 2 | 1 | 1 |
5. | Величины. | 1 | 0,5 | 0,5 |
6. | Количество и счет. | 2 | 1 | 1 |
7. | Числа от 0 до 10. | 10 | 5 | 5 |
8. | Решение примеров на сложение и вычитание. | 4 | 2 | 2 |
9. | Знакомство с задачами. | 4 | 2 | 2 |
10. | Закрепление изученного материала. | 10 | 5 | 5 |
Итого | 36 |
Предварительный просмотр:
Этапы педагогического контроля занятий
«Занимательная математика».
№ п/п | Какие ЗУН контролируются | Виды и формы контроля | Сроки контроля |
1. | Проверка умения различать и сравнивать предметы по цвету, размеру и форме. | Игра – путешествие «В гости к Незнайке и жителям Цветочного города». | октябрь |
2. | Проверка умения ориентироваться в пространстве. | Инсценирование русских народных сказок «Репка», «Теремок». | ноябрь |
3. | Проверка знания геометрических фигур. | Аппликация «Клоун из геометрических фигур». | декабрь |
4. | Проверка знаний о количестве и счете. | Сюжетно – ролевая игра «В магазине». | январь |
5. | Проверка умения в счете в пределах первого десятка в прямом и обратном порядке. | Игры «Угадай число», «Веселый счет», «Сбежавшие числа». | февраль |
6. | Проверка умения складывать числа вида О + 1, О + 2. | Игры «Круговые примеры», « Молчанка», «Сбежавшие числа». | март |
7. | Проверка умения решать простые задачи на сложение и вычитание. | Решение веселых задач в стихотворной форме, задачи – загадки. | май |
Ожидаемые результаты.
Перед поступлением в школу у детей должны быть сформированы элементарные математические представления и навыки.
Счет. Дети должны считать до 10 единицами, называть числа в прямом (от1 до 10 ) и обратном порядке (от10 до 1) ; соотносить заданное количество предметов с цифрой; Определять в числовой цепочке пропущенное число.
Состав чисел и сравнение чисел. В старшем дошкольном возрасте дети должны уметь составлять на наглядной основе числа в пределах 10 из единиц или двух меньших чисел, уметь определять недостающее число, сравнивать рядом стоящие числа, постепенно осваивать разностное сравнение чисел и пользоваться знаками «больше», «меньше», «равно».
Решение примеров. Дети должны уметь решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10, записывать примеры с помощью математических знаков «плюс», «минус», «равно»; различать и называть арифметические действия – «сложение» и «вычитание»; самостоятельно составлять примеры по картинкам и решать их.
Решение задач. Дети должны уметь составлять и решать математические задачи на сложение и вычитание в пределах 10, а также записывать их решение с помощью математических знаков «плюс», «минус». «равно».
Геометрия. К моменту поступления в школу у детей должны быть сформированы элементарные геометрические представления - о линиях, углах, геометрических фигурах и телах.
Ориентировка в пространстве и во времени. Дошкольники должны уметь ориентироваться в пространстве и во времени – уметь определять направление движения и положение различных предметов в пространстве; ориентироваться во времени суток, знать очередность дней недели, месяцев. Времен года
Предварительный просмотр:
Этапы педагогического контроля занятий АБВГДейка.
№ п/п | Какие ЗУН контролируются | Виды и формы контроля | Сроки контроля |
1. | Знакомство с детьми, умение представиться, назвать свой домашний адрес. | Путешествие со сказочными героями. | сентябрь |
2. | Проверка памяти, внимания, наблюдательности. | Игра «Что изменилось?» | октябрь |
3. | Проверка умения отвечать на вопросы и общаться друг с другом. | Ролевая игра «Магазин игрушек». | Ноябрь |
4. | Проверка знания и умения отличать гласные звуки от согласных. | Игра «Парад звуков» | декабрь |
5. | Проверка навыков чтения слогов. | Игра «В зоопарке» | январь |
6. | Проверка умения составлять слова и читать полученное слово. | Конкурс загадок «Отгадай -ка!» (составление слов - отгадок) | февраль |
7. | Проверка умения классифицировать слова по понятиям «овощи», «звери», «птицы», «фрукты». | Ролевые игры «Садовники», «Грибники» | март |
8. | Проверка знания русских народных сказок, их героев. | Викторина «Мои любимые сказки» | апрель |
9. | Проверка умения читать, составлять предложения, понимать их смысл. | Заключительный утренник «Как хорошо уметь читать!» | май |
Ожидаемые результаты.
Знакомство детей со звуками и буквами должно сформировать активный интерес к чтению. Желание научиться хорошо читать и владеть родным языком должно прийти с помощью развивающих игр, образцового чтения стихов и сказок и учителем, конкурсов загадок, стихов.
Звуковой анализ слова. Дети должны иметь представление о гласных и согласных звуках, различать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки. Будущие первоклассники должны знать, что буква – это письменное обозначение звука и что в русском алфавите 33 буквы, среди которых Ъ и Ь знак звуков не обозначают.
Чтение слогов. Следующий этап обучения чтению – формирование базового навыка – умения читать слоги. Важно, чтобы дети называли буквы не по отдельности, а читали слог сразу, плавно «пропевая» его, как песенку.
Чтение слов. При чтении слов необходимо все звуки читать слитно, на начальном этапе «пропевая» слова. Одновременно с освоением навыка чтения ребята учатся определять количество слогов в лосе, обозначать ударный слог.
Чтение предложений. Дети должны знать, что предложение может состоять из одного или нескольких слов, а первое слово всегда пишется с большой буквы, что предложения различаются по интонации (повествовательные, вопросительные, восклицательные).
Чтение текстов. Хорошо сформированный навык чтения слов и предложений позволяет перейти к чтению небольших текстов. При этом дети должны уметь пересказать прочитанный текст своими словами.
А также, должны получить элементарные знания об окружающем мире, актуальные для данного возраста, уметь воспринимать речь окружающих, отвечать на вопросы и спрашивать.
Предварительный просмотр:
Этапы педагогического контроля занятий по подготовке руки к письму.
№ п/п | Какие ЗУН контролируются | Виды и формы контроля | Сроки контроля |
1. | Проверка правила гигиены письма. | Ролевая игр «Школа зверей» | октябрь |
2. | Проверка развития зрительной памяти. | Игра «У веселого карандаша».Задания Самоделкина. | ноябрь |
3. | Проверка глазомера и координации движения руки и развития мелкой моторики | Оформление новогодней игрушки. | декабрь |
4. | Проверка знания изученных букв. | Игра «Какие буквы испортил жук Буквоед?» | январь |
5. | Проверка умения печатания короткого предложения. | Оформление поздравления к 8 Марта «Мамин день» | март |
6. | Проверка письменных навыков. | Путешествие в страну слов. | май |
Ожидаемые результаты.
Перед поступлением в школу дети должны уметь правильно сидеть за столом во время письма и располагать рабочую тетрадь, правильно держать карандаш и ручку. У детей должна быть хорошо развита мелкая моторика и координация рук, сформированы элементарные навыки письма. Ребята должны уметь проводить различные линии (прямые, ломаные, изогнутые), проводить линии в разных направлениях, обводить рисунки по контуру, стараясь не отрывать карандаш от бумаги.
Ребята должны уверенно ориентироваться на листе бумаги в клетку и в линейку, прописывать элементы букв по предложенному образцу, не выходя за пределы строчек и соблюдать заданный наклон элементов., научиться печатать любую букву алфавита, слоги и слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа предшкольной подготовки "Хочу в школу!"
Среди дошкольников, поступающих в первый класс, есть дети с нарушением фонематического слуха, с общим недоразвитием речи, с нарушениями в развитии восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, ...
ПРОГРАММА ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ «ТРОПИНКА К ШКОЛЕ»
Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути детей: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. Готовность ребе...
ПРОГРАММА ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ГРУППЕ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ «ОТ ДОШКОЛЬНИКА К ШКОЛЬНИКУ»
Вопрос психологической готовности дошкольников к обучению в школе в настоящее время продолжает оставаться одной из наиболее значимых проблем, привлекающих внимание ученых-исследователей, психоло...
Коррекционно-развивающая программа по подготовке детей к школе.
В программе дано определение психологической готовности детей к школе и очерчены основные пути этой подготовки в условиях детского сада....
Программа при подготовке детей к школе "Развивай - ка"
В процессе жизни у ребенка меняются взгляды на мир и отношения с окружающими. Постепенно возрастает способность сознавать и контролировать свои эмоции, а также идет усвоение способов общения. Однако,...
Программа по подготовке к школе
Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ...
Примерная программа по подготовке к школе детей 5-7 лет на основе программы "Детский сад 2100".
Предлагаемая программа рассматривает психолого-педагогические и методические аспекты развития и воспитания детей дошкольного возраста и является одним из структурных компонентов комплекта програ...