«Условия для духовно-нравственного развития дошкольников через построение целостного педагогического процесса»
материал

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была  актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx23.02 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ “Новохоперский детский сад общеразвивающего вида  «Ласточка»

Доклад

«Условия для духовно-нравственного развития дошкольников через построение целостного педагогического процесса»

Воспитатель: Клочкова Е.В.

2021

Условия для духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста через построение целостного педагогического процесса

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была  актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

          Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.

       Вопросы  духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования.

         В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное   построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на культурных ценностях родного края. Мы сейчас все перешли на новую ступень образования. И одной из задач стандарта является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Цель:

Целостное духовно-нравственное и социальное  развитие личности ребенка- дошкольника, посредством его приобщения к ценностям православной культуры, и освоения духовно-нравственных традиций русского народа.

Развитие его духовного, психического и физического здоровья.

В условиях перехода на ФГОС ДО, определены основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста:

• формирование начал патриотизма и гражданственности;

• формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;

• формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

• уважение к своей нации и понимание своих национальных особенностей;

• формирование чувства собственного достоинства, как представителя своего народа и уважения к представителям других национальностей;

 • формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений и эмпатийных чувств (сочувствия, сопереживания, коммуникативных способностей (дружелюбие в общении с окружающими, взаимопонимание и искренность, уважение к личности, эмоциональный контакт)

 • воспитание уважительного отношения к труду. Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создал вокруг себя. Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную  и душевную утонченность и творческую активность. Культура человека есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры человека играет этнокультурное развитие. В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на этнокультурных ценностях родного края.

Наша практика показала, что именно изучение традиционной отечественной культуры в дошкольном учреждении позволяет естественно сочетать обучение и воспитание без резких границ между ними. Потому что весь процесс освоения родной культуры есть не что иное, как воспитывающее обучение. Системное включение материала этнокультурного развития в привычные для детского сада программы расширяет возможности индивидуального развития ребенка; не только воспитывает, но и открывает нравственный и эстетический потенциалы. В настоящее время практическим работникам дошкольных учреждений предлагается обширный выбор различных программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Для успешной работы по духовно - нравственному воспитанию дошкольников на основе этнокультурного развития в детском саду последовательно выполнялись несколько принципиально важных условий. Эти условия таковы: - непосредственное участие в названном процессе и взрослых и детей (пример: мы не просто смотрим на концертное исполнение календарных и семейных обрядов - мы стремимся реализовать те из них, что могут естественно войти в нашу жизнь; мы все вместе участвуем в игровом исполнении старинных обрядов, о которых хотим помнить как о прошлом опыте наших предков); - продвижение от опыта к знанию (пример: мы не объясняем детям, как раньше колядовали, дети понимают это, участвуя в ритме культурной жизни всего детского сада); - использование народного опыта непосредственно в жизни детей; - усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родителями, сотрудниками детского сада.

Освоение культурного наследия родного края в нашем детском саду - это не проведение отдельных праздников, стилизованных "под фольклор" - это образ жизни, который включает в себя постепенную и целенаправленную организацию предметно - развивающей среды; внутреннее изменение каждого в процессе свободного принятия нравственных и эстетических ценностей народа; развитие дружеских отношений, душевного и духовного обогащения. Поэтому, приступая к работе по данному направлению, мы ясно представляли себе, что она будет успешна только тогда, когда в этом участвуют все: и педагогический коллектив, и дети, и их родители.

Планирование воспитательно-образовательной работы. Заведующей ДОУ совместно со старшим воспитателем был составлен план воспитательно-образовательной работы, в котором выделили общую задачу года: "Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе патриотического развития". Это позволило спланировать дальнейшую организационно - педагогическую работу. Например: оснащение групповых помещений предметами, выполненными в национальных традициях родного края. Создание в группах уголка старинного русского быта; открытие в детском саду музей «Русская изба», центр «Социальной интеграции», центр «Художественная мастерская» ведется с детьми работа по  дополнительному  образованию по программе «Наследие», во 2ю половину дня 1 раз в неделю проводятся занятия по программе «Истоки». В планировании воспитательно-образовательной работы уделено внимание разделу по организации выставок народного творчества характерного для нашего региона, организации и проведения экскурсий в краеведческий музей. Эти мероприятия являются интересным дополнением к плану развлечений.

 Работа с детьми.

 Наряду с обычными занятиями в разных разделах необходимо при перспективном планировании учесть темы по этнокультурному развитию детей:- цикл занятий познавательного характера: два занятия в месяц непосредственно посвящаются традиционной культуре родного края, при этом конкретный выбор ведущей темы месяца определяется ритмом народного календаря; - эти два занятия проблемно связываются с изобразительной деятельностью, лепкой, ручным трудом; - на занятиях по ознакомлению с художественной литературой предусматривается специальная работа с родным словом в связи с текущей темой по русской культуре; - музыкальный руководитель планирует свою работу с народными песнями и традиционной пластикой характерной нашему региону; - занятия по народному земледельческому календарю входят в раздел "Ознакомление с природой". Это могут быть как самостоятельные занятия, так и составные части занятий по природоведению и экологии; - завершают изучение каждой темы комплексные занятия, вечера развлечений, народные гулянья, праздники. Праздник даст положительные результаты и подведет итог всей предшествующей работе и детей и взрослых только в том случае, когда дети в разных видах деятельности сами подготовят праздник вместе с вами и родителями. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Насыщенность народного праздника или игры  творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.

Основным видом деятельности дошкольника является игра. В игровой форме можно знакомить детей с различными бытовыми ситуациями в традиционной русской семье. Так, вместе с ребятами можно изготовить кукол и построить сюжетные игры: "Дочки - матери", "Хозяюшки" и т. д. В дидактических играх с детьми продолжается работа по закреплению тем связанных с малой родиной и « Моя Родина – Россия» . Они являются существенным дополнением к познавательным занятиям. Дидактические игры также планируются как дополнительная работа по освоению ведущей темы. Именно от неё зависит выбор конкретных сюжетов. Подвижные народные игры должны проводиться чаще, чем обычно. Перечень игр для удобства "разбивают" поквартально соответственно возрастным особенностям детей, сезону. Особое внимание следует уделить играм- драматизациям. Нужно планировать не только драматизацию по сказкам, но и учить детей обыгрывать потешки, небылицы, разыгрывать сценки с куклами. В уголках ряженья присутствует русская народная одежда  (сарафан, косоворотка, ушанка, кушак…) В режимные моменты активизируется работа по привитию навыков традиционной культуры поведения. Огромную роль в нравственно — патриотическом воспитании имеет доступная предметно — развивающая среда в группе, это центр патриотического воспитания. 

Средствами нравственного и патриотического воспитания являются детская литература – красочные книги, изобразительное искусство, музыка.

Часто мы говорим«Книга — это открытие мира»

Работа с родителями. Особое внимание в деятельности  ДОУ  уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях  помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием.  Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует  единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение  друг к другу. Прежде чем начать знакомить дошкольников с традиционной культурой родного края нами был проведен опрос среди родителей, хотят ли они, чтобы их ребенок изучал традиционную культуру родного края в дошкольном учреждении. Результаты этого опроса были положительны. Был составлен план работы с родителями по ознакомлению их с культурой нашего региона. Организация совместно с родителями выставок, экскурсий. Совместное проведение праздников. Содержание духовно-нравственного воспитания детей и родителей ориентируется на сферу православной культуры. Поэтому нужно постоянно помнить о той личной и профессиональной ответственности, которая ложится на педагогов, инициирующих процессы духовно-нравственного воспитания детей и родителей. Педагог, имея дело с детскими душами, должен постоянно совершенствовать собственный духовный мир, чтобы всегда и во всем быть идеалом "человечности" для своих воспитанников, созидателем важнейших ценностей жизни: Истины, Добра, Красоты. Один из талантливых и глубоких педагогов, представителей педагогики Русского Зарубежья священник Александр Ельчанинов писал: "Нельзя врачевать чужие души ("помогать людям", не излечив себя, приводить в порядок чужое душевное хозяйство с хаосом в собственной душе, нести мир другим, не имея его в себе".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям как основа духовно- нравственного воспитания, через построение целостного педагогического процесса»

Цель: Систематизировать знания педагогов об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по вопросам  духовно- нравственного воспитания,  средствами народной культу...

Справка ( выступление на педагогическом совете) "Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям как основа духовно-нравственного воспитания через построения целостного педагогического процесса"

Справка ( выступление на педагогическом совете) "Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям как основа духовно-нравственного воспитания через постр...

Деловая игра «Слабое звено» на педагогическом совете «Создание условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала детей дошкольного возраста, воспитания гражданственности через построение целостного педагогического процесса»

Деловая игра «Слабое звено» на педагогическом совете «Создание условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала детей дошкольного возраста, воспитания г...

План-конспект проведения педагогического совета в форме деловой игры «Создание условий для воспитания гражданственности и развития патриотического потенциала детей дошкольного возраста через построение целостного педагогического процесса»

Цель педсовета: закрепление, уточнение и совершенствование знаний педагогов о воспитании патриотических и нравственных качеств дошкольников в процессе повседневной деятельности.Форма проведения: делов...