Индивидуальные образовательные траектории развития детей раннего – среднего возраста» В образовательном процессе»
статья (средняя группа) по теме
Образование в Росиии претерпело много существенных изсменений.
Это обосновано условиями и социальной политикой государства, где каждый человек воспитывался по определенным канонам общества.
Во времена Cоветского Cоюза наше государство было социалистическим, человек в нем занимал позицию общества. Сейчас в России существует демократическое общество, в котором каждый человек не только «частица» общества, но и «генератор идей» , для которого предоставлена свобода слова и выбора. Однако, не всегда мнение одного члена общества может быть значимым. Главное, сейчас публичность и положение в обществе.
Чем оригинальней и креативней представишь «себя» , тем заметнее будешь в социуме.
Таким образом, мы предоставляем условия, в которых сами живем и учим своих детей, как жить в гражанском обществе, да и в стране в целом
Дошкольное образование в Советском Союзе получали все дети без исключения.
Роль воспитателя была особенной, потому что воспитатель:
- Осуществлял строгий контроль за действиями и поступками детей.
- Следовал критериям образовательной программы.т.е. все дети должны одинаково развиваться. Например, если нужно в 3,5 года проговаривать звук «Р» , значит все , без исключения тренируем язычек. Что – то не получается , воспитатели начинают дополнительно заниматься с ним.
В итоге, обьектом нашей образовательной программы будет усвоенная деятельность, ребенок, как личность здесь всего лишь «воспитанник»в группе детей.
Педагог – воспитатель научил, обучил и воспитал. Педагог молодец!!
Самое интересное, что при социалистическом строе не было хамства и воровства,каждый человек воспитывался на общих условиях и в жесткой системе.(труды Макаренко)
Сейчас, произошло в образовании переосмысление многих вещей, например, ведущие методисты из разных регионов страны стали по-тихоньку перенимать опыт зарубежных педагогов (теория воспитания и обучения Эйнштейна) и создавать условия для реализации этого опыта в российском обществе.
В 2010 году в дошкольном образовании произошло переосмысление ролей. Обьектом образовательной программы стал ребенок, а субьектом – его окружение (родители, бабушки, дедушки, тети, дяди , педагоги, воспитатели, музыкальные руководители. и др.)
В методических разработках ведущих специалистов отдела дошкольного образования стали появлятся следующие термины:
Комплексно –тематический подход - смысл его заключается в том, что теперь окржающая среда ребенка стала поддерживать его самостоятельность, чтобы сохранить устойчивый интерес к жизни и право творить и ошибаться.
Таким образом, через наблюдение можно проследить сензитивные периоды индивидуализации ребенка. Теперь ребенок учится у каждого взрослого по-немногу, выбирая себе ответ на пути решения той или иной проблемы. Самое главное, чтобы процесс обучения для ребенка не был тяжелым и грустным., а приносил радость и формировал познавательный интерес и любознательность.
Пример моих наблюдений.
После занятия в группе.
Все та же тема : «Звуки. Детские звучащие муз. инструменты»
Вова увидел коробку, взял карандаши и стал по ней стучать.
Я подхожу и спрашиваю, Вова для чего тебе коробка?
Вова: Она будет у меня барабаном.
Катя, ходила, ходила, нашла музыкальный молоточек - дудку.
Действия : постучала по ладошке, по столу, по «своей» головке, потом заметила отверстие для выдувания и стала дуть-появился звук!
Подбегает ко мне и говорит :
Я звуком паравоза буду гудеть!
В последнем примере мы видим, что дети проявляют познавательный интерес к звучащим предметам, начинают ассоциативно сравнивать их с другими. (барабан-коробка) ,(гудок паравоза и звучание дудочки) и непроизвольно искать в них практическое применения, осуществяя игровую деятельность.
Вывод: Процесс обучения дошкольника должен проходить в игровой обстановке, в предметно - развивающей среде и иметь многофункциональный подход к изучаемому материалу.
«Сам попробую!» «Сам сделаю!» «Сам поиграю!» - проявления самостоятельности, когда взрослый создает условия предметно-развивающей среды и направляет ребенка в исследование той темы, которую нужно рассмотреть на данном возрастном этапе.
Таким образом, индивидуализация процесса обучения начинает прогрессировать тогда, когда появляется самостоятельность и любознательность у ребенка, желание с легкостью воспринемать мир таким, какой он есть на самом деле.
Автор статьи : Яковлева Любовь Алексеевна. Музыкальный руководитель детского сада комбинированного вида № 14 д. Подберезье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_pro_individualizaciyu.docx | 20.56 КБ |
Предварительный просмотр:
ОАОУ «Новгородский Институт развития образования»
Кафедра педагогики и психологии
Самостоятельная работа слушателя курсов по проблеме
«Качество дошкольного образования»
Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ
На тему « Индивидуальные образовательные траектории
развития детей раннего – среднего возраста»
В образовательном процессе»
Выполнила
Музыкальный руководитель
МАДОУ «Детский сад комбинированного
вида» № 14 д. Подберезье
Яковлева Любовь Алексеевна
Проверила :
Заведующая кафедры педагогики и
психологии
Никитина Светлана Владимировна
Великий Новгород, 2013 г.
Образование в Росиии претерпело много существенных изсменений. Это обосновано условиями и социальной политикой государства, где каждый человек воспитывался по определенным канонам общества.
Во времена Советского Союза наше государство было социалистическим, человек в нем занимал позицию общества. Сейчас в России существует демократическое общество, в котором каждый человек не только «частица» общества, но и «генератор идей» , для которого предоставлена свобода слова и выбора. Однако, не всегда мнение одного члена общества может быть значимым.
Таким образом, мы предоставляем условия, в которых сами живем и учим своих детей, как жить в гражанском обществе, да и в стране в целом.
Дошкольное образование в Советском Союзе получали все дети без исключения.
Роль воспитателя была значимой в воспитании малыша, потому что воспитателя учили следовать критериям образовательной программы.т.е. все дети должны одинаково развиваться. Например, если нужно в 3,5 года проговаривать звук «Р» , значит все , без исключения тренируем язычек. Что – то не получается , воспитатели начинают дополнительно заниматься с ним. В итоге, обьектом нашей образовательной программы будет усвоенная деятельность, ребенок, как личность здесь всего лишь «воспитанник»в группе детей. Педагог –воспитатель научил, обучил и воспитал. Педагог молодец!! Самое интересное, что при социалистическом строе не было хамства и воровства,каждый человек воспитывался на общих условиях и в жесткой системе.(труды Макаренко)
Сейчас, произошло в образовании переосмысление многих вещей, например, ведущие методисты из разных регионов страны стали по-тихоньку перенимать опыт зарубежных педагогов (теория воспитания и обучения Эйнштейна) и создавать условия для реализации этого опыта в российском обществе.
В 2010 году в дошкольном образовании произошло переосмысление ролей. Обьектом образовательной программы стал ребенок, а субьектом – его окружение (родители, бабушки, дедушки, тети, дяди , педагоги, воспитатели, музыкальные руководители. и др.)
В методических разработках ведущих специалистов отдела дошкольного образования стали появлятся следующие термины:
Комплексно –тематический подход - смысл его заключается в том, что теперь окржающая среда ребенка стала поддерживать его самостоятельность, чтобы сохранить устойчивый интерес к жизни и право творить и ошибаться.
Таким образом, через наблюдение можно проследить сензитивные периоды индивидуализации ребенка. Теперь ребенок учится у каждого взрослого по-немногу, выбирая себе ответ на пути решения той или иной проблемы. Самое главное, чтобы процесс обучения для ребенка не был тяжелым и грустным. А приносил радость и формировал познавательный интерес и любознательность.
Примеры из моих наблюдений.
Алиса, 1,7 месяцев. Дома с мамой. Приехали гости.
Цель : Познакомить ребенка с новой игрушкой, заинтересовать новыми звуками.
Цель: Развитие наглядно-действенного мышления.
Алиса встретила меня улыбкой!
-«уу»- (показала на меня пальцем,всё, зрительный контакт налажен!)
Мама Алисе дала погремушку.
Алиса интенсивно стала её трести, по –видимому ей этот процесс очень нравился.
Дальше последовали мои действия. Я показала Алисе новую погремушку . Ею оказалась кукла –неваляшка. Алиса увидела и стало ожидать, что же произойдет дальше. Я поставила игрушку на пол, слегка пальчиком качнула неваляшку и она зазвучала!!
Алиса была в восторге от новой игрушки, а еще от необычного звука, который раньше она никогда не слышала, поэтому ей захотелось поближе ее потрогать. Она попросилась у мамы на пол и на четвереньках подползла к неваляшке. Я еще раз показала пальчиком, как неваляшка звучит. Алиса повторила тоже самое. Потом еще несколько раз. Визгу было много! Но на этом все не закончилось. Алиса стала исследовать территорию комнаты –все трогать , стучать по столу рукой, когда поднялась с коленочек, и теребить остальные игрушки .
В результате этой 15 - ти минутки ею было проведено знакомство с новой игрушкой, которая при толкании издает необычные звуки и все время качается в разные стороны, стоило только посмотреть, подглянуть у меня, как я играю с неваляшкой и мой «образ» был забыт.
Этот пример показал, что любознательность, любопытство, стремление научится всегда являлись помощниками самостоятельного образовательного процесса в любом возрасте.
Катя и Вова, 3,5 года. «Знакомство с погремушкой»
(на 2 –е музыкальном занятии)
Цель: Сформировать позанавательный интерес детей к музыкальным инструментам.
Цель: Развивать креативную деятельность.
Ребята, кто мне напомнит, как играют на погремушках?
Вова: Я покажу. (игрушка звенит, игрушка хлопает в ладоши, игрушка прыгает по коленочкам.)
Муз.рук. : Спасибо Вова! Ребята, давайте рассмотрим погремушку. Что она имеет?
Катя: палочку и колесико.
Муз.рук.: Погремушка наша имеет колесо! Ребята, а где вы еще видели колеса?
Вова: на машинах, они ездят на них.
Муз.рук.: Интересно, машины ездят, а погремушка?....
Катя: у меня погремушка-машинка!
Муз. Рук. : Катя , покажи!
Спасибо!
(дальше, все дети покатали погремушку на ковре)
Вот вам еще один предмет барабан! (дети не играли на нем)
Муз. Рук: Вова, попробуй голос барабана найти, куда он его спрятал?
Вова : по нему надо стучать рукой , а еще можно ногой, вот так ( ставит барабан на пол и стучит ногой)
После занятия в группе.
Цель: Развитие ассоциативно – образного мышления.
Все та же тема : «Звуки. Детские звучащие муз. Инструменты»
Вова увидел коробку, взял карандаши и стал по ней стучать.
Я подхожу и спрашиваю, Вова для чего тебе коробка?
Вова: Она будет у меня барабаном.
Катя, ходила, ходила, нашла музыкальный молоточек - дудку.
Действия : постучала по ладошке, по столу, по «своей» головке, потом заметила отверстие для выдувания и стала дуть-появился звук!
Подбегает ко мне и говорит :
Я звуком паровоза буду гудеть!
В последнем примере мы видим, что дети проявляют познавательный интерес к звучащим предметам, начинают ассоциативно сравнивать их с другими. (барабан-коробка) ,(гудок паровоза и звучание дудочки) и непроизвольно искать в них практическое применения, осуществяя игровую деятельность.
Вывод: Процесс обучения дошкольника должен проходить в игровой обстановке, в предметно - развивающей среде и иметь многофункциональный подход к изучаемому материалу.
«Сам попробую!» «Сам сделаю!» «Сам поиграю!» - проявления самостоятельности, когда взрослый создает условия предметно-развивающей среды и направляет ребенка в исследование той темы, которую нужно рассмотреть на данном возрастном этапе.
Таким образом, индивидуализация процесса обучения начинает прогрессировать тогда, когда появляется самостоятельность и любознательность у ребенка, желание с легкостью воспринемать мир таким, какой он есть на самом деле.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект как форма планирования образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по познавательному развитию "Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста"
Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной (чувствующей), а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание....
дипломная работа на тему:Формирование социального опыта детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе детского сада
Формирование социального опыта детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе детского сада...
ПРОГРАММА дополнительной образовательной услуги по сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста «Пирамидка»
ПРОГРАММА дополнительной образовательной услугипо сенсорному развитию детей раннегодошкольного возраста«Пирамидка»...
Из опыта работы «Развитие социально-коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе через квест-технологию».
В данном опыте предлагается система работы по развитию социально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста через квест технологию. Применение данного опыта возможно в условиях ДОУ ...
Методическая разработка на тему: «Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе»
ОглавлениеВведение...................................................................................................................3-4Анализ теоретических аспектов развития мелкой моторики в работах...
Педагогический проект для детей раннего возраста “Художественно – эстетическое развитие детей раннего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционного вида рисования пальчиками и ладошками «Волшебные ручки”
Цель проекта:Формирование у детей раннего дошкольного возраста интереса к изобразительной деятельности, развитие художественно-творческих способностей....
Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста в процессе дидактической игры
Дидактические игры являются ценным средством воспитания сенсорной культуры детей. Дети охотно учатся сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Важным фактором в планировании проведения дидак...