Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста в процессе дидактической игры
картотека (младшая группа)
Дидактические игры являются ценным средством воспитания сенсорной культуры детей. Дети охотно учатся сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Важным фактором в планировании проведения дидактических игр по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_razrabotka_2.docx | 48.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста в процессе дидактической игры
Представлены разработанные дидактические игры, направленные на сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста в совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми.
Дидактические игры, способствующие развитию восприятию
формы
Дидактические игры, способствующие развитию восприятия
величины
Дидактические игры, направленные на развитие слухового
восприятия
«Громко, тихо»
«Внимание!»
Дидактические игры, направленные на развитие сенсорных
способностей с предметами
«Разноцветные клубочки и прищепки»
Дидактические игры, направленные на развитие мелкой моторики
Цель: Способствовать развитию и обеспечить накопление представлений у детей раннего дошкольного возраста о сенсорных эталонах (величины, цвета, формы, свойствах предметов) в процессе проведения дидактических игр.
Задачи:
- формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;
- знакомство с дидактическими играми и правилами к ним;
- воспитывать познавательный интерес, любознательность;
- упражнять в установлении сходства и различия между предметами;
- развивать мелкую моторику рук;
- формировать умения применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.
Дидактические игры, способствующие развитию восприятия цвета.
Дидактические игры, способствующие развитию восприятия формы.
«Разноцветные прищепки»
Основная цель дидактических игр с бельевыми прищепками — развитие у детей мелкой моторики. Также эти игры направлены на формирование умения объединять предметы по признаку, цвету, форме. Способствуют развитию ощущений собственных движений и формированию положительного настроя. Они стимулируют речевую активность детей.
Оборудование: круг с деления разных цветов и геометрических фигур, прищепки с картинками разных цветов и геометрических фигур. Картинки с недостающими деталями, прищепки.
Ход игры: учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета и с изображением геометрических фигур, дополнять предметы недостающими деталями, подбирать по форме и цвету.
Блок Дидактические игры, способствующие развитию восприятия величины.
«Собери бусы»
Цели: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации; формирование умения сочетать по цвету и величине; развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности, детского творчества, чувства прекрасного в своей работе и работе других детей.
Оборудование: деревянные бусы разного цвета и величины.
Ход игры: воспитатель показывает детям куклу и читает стихотворение Григория Бойко «Кукла».
Этой куклы кто не знает? Лучше куклы не найдешь. Я надену кукле бусы, Платье новое сошью.
Не вести же мне к бабусе в старом куколку мою.
Воспитатель: «Ребята, посмотрите, на стульчике сидит кукла Катя и плачет. Она собралась пойти в гости к своей бабушке на день рождения, решила надеть свои бусы. Но они вдруг порвались и все бусинки рассыпались. Мы с куклой Катей собрали их, но не успели надеть их на веревочку. Поможете кукле собрать бусы? Посмотрите, у нас есть шнурки и разноцветные бусины разной величины, большие и маленькие»
Воспитатель показывает детям, как нужно нанизывать бусины на шнурки и предлагает детям сделать это самостоятельно, либо использовать схемы.
«Большие и маленькие мячики»
Цель: учить различать предметы по величине (большой – маленький). Оборудование: мячики разных цветов (синие, зеленые, красные) и разной величины (большие и маленькие), большая и маленькая куклы.
Ход игры: воспитатель дает рассмотреть мячики разных цветов (синие, зеленые, красные) и разной величины (большие и маленькие). Показывает, как они ритмично подпрыгивают, и приговаривает:
«Прыг да прыг, Все прыг да прыг, Спать наш мячик Не привык».
Воспитатель выносит две куклы – большую и маленькую – и говорит:
«Большая кукла Оля ищет для себя мячик. Маленькая кукла Ира тоже хочет поиграть с мячом». Предлагает детям подобрать куклам мячи. Дети отбирают мячи нужной величины (большой кукле – большой мячик, маленькой кукле – маленький мяч). « Кукла Оля капризничает, ей нужен мяч красного цвета, как ее юбочка. Кукла Ира тоже сердится, ей нужен мяч зеленого цвета, такой, как ее бантик». Воспитатель предлагает ребятам успокоить кукол: подобрать им нужные мячи.
Дидактические игры, направленные на развитие слухового восприятия.
Дидактич «Что звучит?»
Цель: формировать умение на слух называть звучащий предмет.
Оборудование: колокольчик, бубен, емкости с разными предметами издающие звук.
Ход игры: воспитатель сначала знакомит детей со звучанием каждой игрушки, затем предлагает каждому по очереди отвернуться и отгадать, что за предмет звучит.
«Громко, тихо» Цель: формирование слуха, развитие тембра голоса. Оборудование: большой и маленький слоник.
Ход игры: в гости к ребятам пришли два слоника: один маленький, другой большой. Воспитатель рассказывает, что слоник большой свистит громко, а слоник маленький - тихо, потому что сил у него меньше. Показывает и ребенок отгадывает, который из слоников издает звуки. Затем предлагает сделать ребенку.
«Где звенит?»
Цель: развитие слухового внимания и ориентации в пространстве. Оборудование: колокольчик или погремушка.
Ход игры: воспитатель дает одному ребенку колокольчик или погремушку, а остальным детям предлагает отвернуться и не смотреть, куда спрячется их товарищ. Получивший колокольчик прячется где-либо в комнате или выходит за дверь и звонит. Дети по направлению звука отыскивают товарища.
«Внимание!»
Цель: развивать слуховое восприятие, внимание. Оборудование: мяч или игрушка знакомая ребенку.
Ход игры: воспитатель предлагает ребенку поиграть в мяч. Ребенок совершает то или иное действие с мячом, после того как воспитатель скажет: «Внимание!». Например: «Внимание! Кати мяч!», «Внимание! Кидай мяч!», «Внимание! Подбрось мяч вверх» и т. д.
Дидактические игры, направленные на развитие сенсорных способностей с предметами.
«Разноцветные клубочки и прищепки»
Цель: продолжать развивать мелкую мускулатуру кисти рук, закреплять знание цвета, развивать внимание, воображение.
Оборудование: корзинки и клубочки вязальных нитей разных цветов.
Ход игры: Приходит «бабушка» и жалуется, что котята размотали все клубочки и она предлагает малышам смотать каждому по клубочку, а затем каждому клубочку найти свою корзинку по цвету.
«Чудо коробочка»
Цель: совершенствовать тактильные ощущения и восприятия; формирование умения узнавать и называть предметы, развивать общую моторику.
Оборудование: непрозрачная коробочка с тканевыми вставками для рук и предметами знакомые детям: кубики, пуговицы, маленькие машинки, крышечки, прищепки, фигурки любимых героев и другие предметы которые дети могут узнать на ощупь.
Ход игры: игрушки складываются в короб, и детям предлагается, не глядя, взять рукой один из предметов и определить, что это за предмет. Если ребенок правильно определил предмет, он берет его себе. Если неправильно, убирает его обратно. К «Чудо коробочке» подходят дети по очереди. Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся все игрушки и предметы.
«Запомни порядок кружков»
Цель: развивать внимание, умение работать по образцу, закрепить основные цвета.
Оборудование: фишки (крышечки) разных цветов, схемы.
Ход игры: ребенок выкладывает фишки по образцу, на которых цветные круги гусеницы расположены в определенном порядке.
«Озорные ладошки»
Цель: обогащать сенсорные ощущения детей, упражнять в различении характера поверхности «ладошек».
Оборудование: ладошки из разного материала: бархатная, гофрированная, глянцевая и наждачная бумага, фольга.
Ход игры: воспитатель предлагает погладить ладошки, упражняет в различении гладкой и шероховатой поверхности.
Дидактические игры, направленные на развитие мелкой моторики.
Блок № 7: Дидакт «Зайчики»
Цель: развивать мелкую моторику рук, внимание, мышление, умение различать цвет предметов, развивать первые математические способности.
Оборудование: корзинки с изображением зайчат разных цветов (красный, зеленый, синий, желтый), макароны, покрашенные пищевым красителем в разные цвета (красный, зеленый, синий, желтый).
Ход игры: воспитатель предлагает детям раздать макароны зайчатам подбирая цвет макарон к цвету зайчика.
«Кактус»
Цель: развитие мелкой моторики руки, утончения движений пальцев, концентрации внимания. Способствовать развитию точности глазомера, координации и последовательности действий. Тренировать усидчивость, часто такая игра успокаивает ребенка.
Оборудование: кактус из картона с отверстиями для палочек, пинцет.
Ход игры: воспитатель предлагает ребенку вставить палочки в отверстия кактуса сначала пальчиками, затем на усложнение вставить палочки пинцетом.
Заключение
Дидактические игры являются ценным средством воспитания сенсорной культуры детей. Дети охотно учатся сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Важным фактором в планировании проведения дидактических игр по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий.
Важным принципом организации совместной деятельности воспитателя с детьми является систематичность проведения дидактических игр, закрепление полученных знаний, умений в самостоятельной деятельности, направленных на овладение действиями с предметами. Систематическое проведение дидактических игр позволяет более качественное и полноценное восприятие детьми окружающей действительности.
Проведение дидактических игр включает:
- Ознакомление с содержанием игры и с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления о них);
- Объяснение хода и правил игры;
- Показ игровых действий.
Именно использование дидактической игры помогло нам повысить у дошкольников уровень сенсорного воспитания, сформировать знания по сенсорному развитию. Через дидактическую игру дети познакомились с сенсорными эталонами, со способами обследования предметов. У детей сформировалось умение точно и полно воспринимать свойства предметов, научились сравнивать предметы. Ребята стали уделять больше внимания дидактическим играм, у них появилось желание играть в дидактические игры и использовать игру в повседневной жизни. Дошкольники стали более внимательными, усидчивыми, во время игр поддерживают дружеские отношения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект как форма планирования образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по познавательному развитию "Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста"
Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной (чувствующей), а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание....
"Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста посредством дидактической игры"
Сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его дальнейшего успешного обучения....
" Игра - спутник детства".( Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста)
Сенсорное развитие детей - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме,цвете,величине,положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Через...
«Игры для сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста»
Значение игры для детей раннего возраста...
Копилка дидактических игр для сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста.
дидактические игры для детей...
Из опыта работы «Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста через дидактическую игру».
Из опыта работы по реализации образовательной области познавательного развития.«Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста через дидактическую игру»....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В СЕНСОРНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В СЕНСОРНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Процесс познания маленького человека отличается от процесса позн...