Тенденции развития организационно-правовых форм деятельности учреждения образования
статья на тему
Переход дошкольного образовательного учреждения в новую организационно-правовую форму - близок по своим последствиям вхождению в бизнес.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тенденции развития организационно-правовых форм деятельности учреждения образования | 35.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Тенденции развития организационно-правовых форм деятельности учреждения образования
Рост интереса к дошкольному детству относится к числу общемировых общественных тенденций. Ряд исследований западных ученых свидетельствует о том, что в наиболее развитых странах раннее и дошкольное детство рассматриваются как особый национальный ресурс, позволяющий решать сложные проблемы социального и экономического развития.
Потребности в дошкольных образовательных учреждениях и образовательных услугах периода детства детерминированы социально-демографическими показателями. У нас в России сейчас особую актуальность приобрела проблема создания равных условий для образования максимально возможного числа детей старшего дошкольного возраста.
Задача государства - обеспечить разнообразие форм дошкольного об-разования, полностью удовлетворяющее потребности семей, а также регу-лирование многоканальной системы финансирования услуг дошкольного образовательного учреждения.
Дошкольное образование обладает рядом специфических характеристик:
- несамостоятельность потребителя услуг (выбор осуществляет не сам
индивид, а его родители, родственники);
- необязательность ступени дошкольного образования;
- возможность выбора различных форм обучения;
- низкая мобильность контингента;
- преобладание значимости процесса над конечным результатом в
виде уровня обученности и полученного диплома/сертификата (в
отличие от других ступеней образования).
К факторам, дестабилизирующим работу дошкольного образователь-ного учреждения, можно, в первую очередь отнести социальную и эко-номическую нестабильность в стране и регионах. Финансирование дошколь-ных образовательных учреждений является актуальной и самой «больной» проблемой для системы дошкольного образования. Условия содержания де-тей в детском саду нуждаются в улучшении по многим направлениям (мате-риально-техническая база, медицинское и физкультурное оборудование, игрушки, дидактические пособия, организация питания).
В качестве основных финансово-экономических методов государ-ственного регулирования сферы дошкольного образования можно выделить следующие формы:
- бюджетное финансирование образования;
- альтернативные формы финансирования образования;
- налоговое регулирование сферы образования;
- регулирование ценообразования на рынке товаров и услуг образо-
вательных учреждений.
Финансирование образования по своему характеру становится многоуровневым и многоканальным. Многоуровневое финансирование означает, что перечисление средств образовательным учреждениям или на образовательные программы, проекты и мероприятия осуществляется из бюджетов разных уровней (федеральных, региональных и местных). Многоканальное финансирование отличается тем, что источником поступления финансовых ресурсов являются не только ассигнования из бюджетов разных уровней, но и различные виды внебюджетных средств, включая и оплату за образовательные и иные услуги учебных заведений.
В зависимости от сформировавшейся доходной базы субъекта федерации, муниципалитетов и, исходя из доходов семьи, финансово-хозяйственные соотношения могут носить различный характер. Финансирование социальных услуг является совместной задачей муниципальных органов власти, реализующих социальные программы на своей территории, и родителей, чьи дети получают эти услуги.
По форме собственности все дошкольные образовательные учреждения подразделяются на:
- муниципальные, учредителем которых является муниципальный орган
управления образованием;
- муниципальные, находящиеся на балансе предприятий – акционерных
обществ;
- государственные, находящиеся на балансе государственных предприятий;
- являющиеся собственностью акционерных обществ, так как при акциони-
ровании они были включены в уставной капитал.
Содержание и укрепление материальной базы является задачей собственника данного учреждения, по данным Росстата (рис. 1)
Рисунок 1- Сеть учреждений, предоставляющих услуги дошкольного
образования
на 1января 2012 года функционирует 49 329 детских сада, в том числе: 82% (40480) – составляют муниципальные, 16% (7893) –ведомственные и 2% (986) составляют частные детские сады, как ни парадоксально, но в условиях тотального дефицита мест в детских дошкольных учреждениях количество негосударственных образовательных учреждений дошкольного образования не растет, но меняются виды образовательных учреждений, с целью удовлетворения социального заказа (рис. 2).
Рисунок 2- Распределение дошкольных учреждений по видам.
По данным Рособрнадзора на 1 января 2012 года охват детей услугами дошкольного образования составляет 63.3% от общего количества детей дошкольного возраста, по данным Росстата, показатели очередности в дошкольные образовательные учреждения составляет на сегодня около 1 миллиона детей. Не смотря на такие показатели до 2010 года не проис-ходило и развития сети муниципальных дошкольных образовательных учреждений. Если же учреждение находится в муниципальном ведении, то финансирование содержания и укрепления его материальной базы является обязанностью муниципалитета.
Образовательная услуга является конституционно гарантированной, и поэтому ее обеспечение - задача субъекта Российской Федерации, как госу-дарственного уровня власти, несущего ответственность за реализацию конституционных гарантий.
Бюджетное финансирование в настоящее время не позволяет покрыть расходы по затратам на текущее содержание и капитальные расходы. Не все положения действующего Законодательства РФ по обеспечению системы образования находят свое отражение в соответствующих нормативных актах министерств и ведомств субъектов Федерации, что создает сложности в их исполнении. Например, в Конституции РФ даются гарантии каждому ребенку на получение бесплатного дошкольного образования. На деле бюджеты муниципальных образований, формируемые в соответствии с областными нормативами, позволяют предоставлять финансовую поддержку не более чем 40% детей в возрасте от 1,5 до 7 лет.
Радикальные изменения социально-экономического устройства общества неизбежно ведут к смене требований к образованию, их дифференциации, к необходимости удовлетворения этих новых требований. В таких условиях невозможно сохраниться, не развиваясь, не совершенствуясь и не изменяясь. Развитие становится единственным способом выживания, назрела необходимость новых преобразований.
Цитируя выдающего ученого . «Коренная перестройка управления экономикой нашей страны, требует революционных перемен во всех аспектах хозяйственного механизма. Необходим отвечающий современным требованиям решительный и последовательный переход от административно-командной модели управления социалистическим народным хозяйством к модели экономической, основанной на реальных экономических интересах участников социалистического производства».
Можно сделать вывод, идеи развития становятся одной из наиболее мощных движущих сил в системе образования. И те, кто осознаёт это, получает больше возможности для эффективного вхождения в новую систему общественных отношений.
Законодательство Российской Федерации регламентирует переход на новые организационно-правовые формы. Реализация законодательства позволит создать базовые условия для повышения эффективности и прозрачности финансирования сферы образования.
Осуществление масштабных преобразований требует больших усилий и согласованных действий многих людей. От замысла до его осуществления сложный путь, и на этом пути встречается много препятствий.
Переход дошкольного образовательного учреждения в новую организационно-правовую форму - близок по своим последствиям вхож-дению в бизнес. Успешное становление образовательного учреждения на рынке образовательных услуг его организационно-правовая форма.
Прежде чем принять решение о трансформации муниципального об-разовательного учреждения в новую организационно-правовую форму необходимо четко и ясно сформулировать суть бизнес - идеи; попытаться понять, что может явиться подтверждением (или гарантом) реальности, верности самой идеи; разработать и реализовать комплекс мероприятий, которые бы позволили этот переход совершить с наименьшими потерями. И, конечно, надо оценить эффект от реализации бизнес - идеи, а также определить будущих надежных партнеров и инвесторов, заинтересованных в успехе. Необходимо оценить состояние рынка образовательных услуг и свою конкурентоспособность, определить программу-минимум, программу-максимум и наиболее вероятную для реализации программу, связанные с этим затраты, риски и гарантии, то есть провести маркетинговое исследование региональной рыночной среды.
Успех перехода дошкольного образовательного учреждения в новую организационно-правовую форму и последующая эффективная деятельность в новом статусе - это результат правильного анализа и прогнозирования процессов его функционирования на подготовительном этапе к переходу.
Г.А.Жукова
Заведующая
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности консультационной деятельности руководителя по выбору и переходу образовательного учреждения в новую организационно-правовую форму
Особенность консультативной деятельности руководителя по выбору и переходу образовательного учреждения в новую организационно-правовую форму, заключается в том, чтобы оказать методич...
Деятельность руководителя по выбору и переходу образоваельного учреждения в другую организационно-правовую форму
Тезисы на научно-исследовательскую работу по теме " Деятельность руководителя по выбору и переходу образовательного учреждения в другую организационно-правовую форму"...
Организационно-правовое обеспечение деятельности дошкольной образовательной организации
В данной статье описано организационно-правовое обеспечение деятельности дошкольной образовательной организации на современном этапе. Дается понятие организционно-правового документа, раскрываются упр...
«Современные тенденции развития системы образования в г. Одинцово»
Актуальность темы обусловлена высокой значимость грамотно построенной системы образования, без изучения современных тенденций которой невозможно определить положительные и отрицательные моменты с цель...
Определение основных тенденций развития дошкольного образования за рубежом
Определение основных тенденций развития дошкольного образования за рубежомСравнительный анализ общественного дошкольного воспитания в разных странах: Америка, Япония, Китай, Германия, Финляндия ...
Статья на тему: Современные тенденции развития дошкольного образования
Статья посвящена тенденциям развития дошкольного образования, в ней говорится о государственном стандарте ДО, его периодах идеях, основных задачах и принципах построенных на их основе....
Экологическое воспитание и развитие в игровой форме деятельности младших дошкольников
Экологические проблемы являются всеобщими проблемами населения Земли. Не понаслышке знают россияне о прогрессирующем ухудшении здоровья взрослых и детей. Этому способствуют различные загрязнения почвы...