Комплексный подход в руководстве заведующей ДОУ компенсирующего вида.
статья по теме
Предварительный просмотр:
Комплексный подход в руководстве заведующей ДОУ компенсирующего вида.
Актуальная потребность и задача дошкольного образования на современном этапе – всесторонняя проработка организационно-содержательных аспектов логопедии, дефектологии, психологии, медицинской помощи. Алгоритм коррекционно-развивающей деятельности основывается на интегративном плане взаимодействия субъектов.
Постоянный рост числа детей с отклонениями в развитии выдвигает коррекционно – развивающие и профилактические направления деятельности дошкольного образовательного учреждения в ряд наиболее значимых и приоритетных.
Объединение усилий всех специалистов и родителей в совместной деятельности по коррекции, развитию и воспитанию ребенка дошкольного возраста через организацию в детском саду интегрированного подхода к полиморфным проблемам дошкольников.
Основными задачами являются:
- воспитание, обучение и развитие детей в соответствии с их индивидуальными особенностями;
-осуществление лечебно-коррекционной работы, направленной на компенсацию недостатков физического и психического развития воспитанников, предупреждение вторичных и последующих дефектов развития;
-осуществление комплекса санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур.
Содержание формирования интегрированного подхода к коррекционно-развивающей деятельности специалистов ДОУ определяет:
-совместное обследование детей всеми специалистами ДОУ;
-планирование и проведение занятий различными специалистами в соответствии с единым интегративным календарно-тематическим планом;
-психолого-медико-педагогический консилиум ДОУ;
-тематические мини – педсоветы;
-проведение круглого стола работающих на группе педагогов и специалистов;
-консультации специалистов;
-проведение интегрированных занятий, совместных праздников и театрализованных представлений (в ДОУ работает театр «Непоседы»);
-неотъемлемой частью успешной работы с родителями является клуб «Мой чудесный ребенок».
В нем находят отражение такие вопросы:
-организация индивидуальной работы с детьми при подготовке к школе;
-возрастные особенности функционального и психического развития дошкольников;
-методы и приемы формирования связной речи и логического мышления;
-профилактика соматических и неврологических заболеваний детей с ограниченными возможностями;
-психологические проблемы дошкольника.
Требования к организации интегрированного подхода к коррекционно-развивающей деятельности специалистов ДОУ включает в себя:
-соблюдение охраны жизни и укрепления здоровья детей;
-обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития каждого ребенка;
-обеспечение общей психологической готовности ребенка к школе.
Результатом всей деятельности ДОУ является:
-соответствие достигнутых результатов ожидаемым;
-эффективность и действенность мероприятий по осуществлению интегрированного подхода;
-расширение практико-ориентированных знаний участников;
-воспитательная, коррекционная, социальная активность родителей и специалистов ДОУ.
Продуктом интегрированного подхода является
-систематизация методических материалов по коррекционно-развивающему взаимодействию специалистов, педагогов, родителей;
-издание методических пособий с конспектами интегрированных занятий в ДОУ, рекомендациями по организации и проведению;
-создание презентаций по организации и проведению мероприятий ДОУ.
Эффекты (медико-социальные) интегрированного подхода включают в себя:
-взаимодействие с разнообразными структурами: ЛОР НИИ, АППО, РГПУ им. А.И.Герцена, ТПМПК района, ГПМПК, ГБДОУ и школами;
-отзывы от педагогов ДОУ и школ.
Эффектами (коррекционно-образовательными) интегрированного подхода являются:
-повышение коррекционно-образовательной культуры родителей и педагогов;
-эффективное взаимодействие образовательного учреждения и семьи в вопросах коррекции, воспитания и образования детей;
-создание модели коррекционно-педагогического партнерства ОУ и семьи.
В ДОУ поступают дети с тяжёлыми нарушениями речи и с задержкой психического здоровья, 89% из них имеют сочетанные диагнозы (соматические и неврологические находятся на учете у психиатра).
В ГБДОУ №25 поступают дети с тяжелыми нарушениями речи и с задержкой психического развития, 89% из них имеют сочетанные диагнозы (соматические, неврологические, находятся на учете у психиатра).
В ГБДОУ функционируют 11 групп:
-группа раннего возраста для детей с тяжелыми нарушениями речи;
-группы для детей с тяжелыми нарушениями речи в возрасте от 3до7 лет (6групп);
-группы для детей с задержкой психического развития в возрасте от 3до 7 лет (3 группы);
-группа для часто болеющих детей в возрасте от 3до7 лет (1группа).
Все группы набираются постоянно действующей ТПМПК района.
Продолжительность и сроки пребывания на каждом этапе обучения определяются заключением ТПМПК, возрастом воспитанника, состоянием его здоровья. Перевод воспитанника из группы в группу осуществляется по решению психолого-медико-педагогического консилиума ОУ и ТПМПК района.
Полноценное развитие всех сторон речи, ее основных функций в дошкольном возрасте служит залогом сохранения нервно-психического здоровья и социализации детей, успешного становления учебной деятельности и адаптации к школьному обучению.
У нашего ОУ налажена тесная многолетняя взаимосвязь со школами района. Учителя школ из года в год отмечают, что 91% наших выпускников имеют хорошую подготовку к школе и социально адаптированы.
Задачи коррекционно-развивающей деятельности:
-совместное обследование детей всеми специалистами ДОУ;
-планирование и проведение занятий специалистами в соответствии с единым интегративным календарно-тематическим планом;
-психолого-медико-педагогический консилиум ДОУ (ПМПК);
-тематические мини-педсоветы;
-проведение круглого стола работающих на группе педагогов и специалистов;
-консультации специалистов;
-проведение интегрированных занятий, совместных праздников и театрализованных представлений. В ДОУ работает театр «Непоседы»;
-неотъемлемой частью успешной работы является клуб «Мой чудесный ребенок».
В клубе обсуждаются такие насущные вопросы как:
-организация индивидуальной работы с детьми;
-возрастные особенности функционального и психического развития дошкольников;
-методы и приемы формирования связной речи и логического мышления;
-профилактика соматических, неврологических заболеваний у детей с ограниченными возможностями;
-психологические проблемы дошкольников.
Специфика проблем воспитанников ДОУ предполагает необходимость большой медико-профилактической работы с ними.
В ДОУ на протяжении многих лет в физкультурно-медицинском блоке работают: инструктор по лечебной физкультуре, медсестра по массажу, медсестра по физиотерапии. Инструктор по лечебной физкультуре осуществляет развитие оптико-пространственных умений и навыков, зрительной ориентировки, координации движений, мелкой моторики пальцев рук.
В нашем ДОУ работают врачи: педиатр, невролог. Они проводят мониторинг состояния здоровья (соматический, неврологический статусы), лечебно-профилактические мероприятия, дают рекомендации воспитателям, специалистам и родителям.
В 2009 году была получена лицензия Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития на право ведения медицинской деятельности.
Педагогический коллектив совместно с родителями и медицинским персоналом объединил свои знания, умения, многолетний опыт в процессе образовательной и коррекционно-развивающей деятельности. Комплексный интегрированный подход, гибкое применение здоровьесберегающих, игровых и инновационных психолого-педагогических технологий обеспечивают высокие результаты в коррекции проблем дошкольников ДОУ.
Взаимодействие всех специалистов и педагогов на основе единого интегративного плана, обогащенная речевая среда, психолого-медико педагогическое сопровождение детей обеспечивают качественную подготовку к школе в речевом, медицинском, социальном, интеллектуальном и психологическом аспектах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые подходы к оздоровительной работе в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида.
В ГБДОУ №13 базовой является программа " От рождения до школы". Программа нацеливает на последовательное обучение детей двигательным умениям и навыкам, воспитание физических качеств (ловк...
Конспект комплексной коррекционной совместной деятельности родителей с детьми в разновозрастной группе компенсирующего вида для детей с умственной отсталостью "День рождения куклы Маши"
Занятие построено в виде увлекательных игр, в ходе которых все задания родители выполняют вместе со своими детьми....
Конспект интегрированной комплексной НОД логопедической направленности «Мой весёлый звонкий мяч» в старшей группе компенсирующего вида
Цели: Активизировать словарь по теме «Спорт».Задачи: 1. Обогатить словарь прилагательными.2. Упражнять в образовании относительных прилагательных.3. Упражнять в определении количества слогов в слове.4...
Комплексный подход к руководству сюжетно-ролевой игрой детей старшего дошкольного возраста. На примере игры "Театр"
План и система работы с детьми старшего дошкольного возраста по сюжетно-ролевой игре "Театр"...
Опыт работы «Современные подходы в повышении профессиональной компетентности педагогов учреждений компенсирующего вида»
Раскрыты особенности работы в ДОУ по развитию профессиональных компетенций у педагогов....
Комплексный подход при организации различных видов деятельности по теме "Рыбка"
Конспект занятия для детей раннего дошкольного возраста. Окружающий мир. Развитие моторики, развитие органов чувств и зрительного восприятия. Формирование социально-коммуникативного взаимодействия....
Реализация комплексного подхода в условиях ДОУ группы компенсирующей направленности для детей, имеющих тяжелые нарушения речи.
Коррекция речи у детей дошкольного возраста осуществляется при воздействии на все компоненты речевой функциональной системы. Правильная речь – важнейшая основа для полноценного развития ребёнка,...