"Тест на толерантность"
методическая разработка по теме
Современный мир жесток, жестокими становятся и дети. Именно поэтому мировая общественность выбрала толерантность основополагающим принципом морали.
Что же такое толерантность? Это слово вобрало в себя несколько понятий: отношение к себе, людям, миру, общение с людьми и миром. И все это с добротой, любовью, терпением. Вечное противопоставление добра и зла заставляет совершать поступки, определяющие наши качества. Мы педагоги, а это значит, что мы несем ответственность не только за себя, но и за детей. Добро воспитывается добром, а зло порождает зло. Это непреложная истина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_test_na_tolerantnost.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА-ДЕТСКИЙ САД № 27 «ЧЕБУРАШКА»
АДМИНИСТРАЦИИ ЕГОРЬЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
140300, Московская область, г. Егорьевск, 1 микрорайон, д. 63, тел/факс: 3-69-55
ДЕЛОВАЯ ИГРА
«ТЕСТ НА ТОЛЕРАНТНОСТЬ»
(педагогический совет)
1. Организационный этап
Современный мир жесток, жестокими становятся и дети. Именно поэтому мировая общественность выбрала толерантность основополагающим принципом морали.
Что же такое толерантность? Это слово вобрало в себя несколько понятий: отношение к себе, людям, миру, общение с людьми и миром. И все это с добротой, любовью, терпением. Вечное противопоставление добра и зла заставляет совершать поступки, определяющие наши качества.
Мы педагоги, а это значит, что мы несем ответственность не только за себя, но и за детей. Добро воспитывается добром, а зло порождает зло. Это непреложная истина.
Можно продолжить перечень высказываний высказываний о роли, о душевной взаимосвязи взрослого и ребенка: «Что посеешь, то и пожнешь», «Яблоко от яблони недалеко падает», «От плохого семени не жди доброго племени» и т.д. Поэтому нам, взрослым, нужно научиться взвешивать каждое слово, нести ответственность за каждый свой поступок, прежде чем принять участие в воспитании детей.
Сегодня мы собрались, чтобы понять, каковы мы сами, на каком языке говорим с окружающими людьми и миром. Нашу взрослую игру мы так и назвали «Тест на толерантность».
2. Содержательный этап
Каждый человек проживает свою жизнь по-разному, но каждый из нас проходит одни и те же этапы жизненного пути. Мы словно поднимаемся по лестнице. Вначале какое-то время мы стоим на ступеньке, называемой «Я», пытаемся понять — «кто такой «Я». Затем осторожно поднимаемся на другую ступеньку, которая вводит нас в «мир людей». Именно здесь каждый осознает, что он не один, завязывает отношения, проявляет эмоции, характер. Переходя на ступеньку, именуемую «окружающий мир», мы видим жизнь ещё в большем многообразии. Этот мир имеет политический фон, социальную окраску: светлые моменты справедливости соседствуют с мрачными проявлениями жестокости и обмана. Вот здесь наше «Я» подвергается настоящему испытанию: «Как выжить и не сломаться?», «Как найти свое место в мире?» Самая высокая ступенька жизненного пути — творческая, она олицетворяет высшую степень человеческих умений. Я предлагаю вам пройти по этим ступенькам.
МОДЕЛЬ-СХЕМА
«Лестница духовного роста»
творческая мастерская
окружающий мир
мир людей
Я
- Ступенька «Я». Игровое проектирование «Самопрезентация». Размышление на тему «Со мною вот что происходит»
- Ступенька «Мир людей». Мотивационно-побудительная игра «Солнышко». Разыгрывание ролей «Пойми меня»
- Ступенька «Окружающий мир». Диагностическая игра «Найди плюсы и минусы».
- Ступенька «Творческая мастерская». Решение ситуативных задач «В картинной галерее». Итоговый результат «Выведи формулу толерантности»
1. Ступенька «Я».
На листочках указаны человеческие качества, как толерантные, так и те, которые таковыми не являются. Вам необходимо выбрать качества, которыми вы обладаете (положительные и отрицательные)
Игровое проектирование «Самопрезентация» ( приложение 2)
Итак, каждый из вас открыто и честно взглянул на себя, потому что признание своих слабых качеств есть не что иное, как возможность духовного роста. А чтобы лучше понять себя, мы поиграем в игру «продолжи фразу».
Размышление на тему «Со мною вот что происходит»
Я начинаю фразу, а вы её заканчиваете
- мне весело, когда... мне обидно, когда...
- я грущу, когда... я радуюсь, если мне...
- я обижаюсь, когда... я боюсь, когда...
- мне не нравится, когда... я смеюсь, когда...
- я теряюсь, если... мне интересно, если...
- я не люблю, когда... я злюсь, когда...
- мне хорошо, если... я страдаю, когда...
- я плачу, когда... я люблю, когда...
- терпеть не могу, когда... мне скучно, если...
Если мы с вами сейчас были искренними, то можем двигаться дальше, на следующую ступеньку.
2. Ступенька «Мир людей».
Здесь происходит общение, живой контакт между людьми. И очень важно, чтобы это общение было радостным. Возьмем самый простой пример: встречу со знакомым человеком. В средние века от вас бы потребовались реверансы, в наше время требуется всего лишь сказать «здравствуй» и, может быть, спросить «как дела?» Очень часто мы это говорим так, что и душа не дрогнет: приветствие было, а встречи не произошло. Если бы мы к общению подключали душу, как бы мы изменились сами, как бы изменили жизнь в себе и вокруг себя.
Я даю вам вот это солнышко, которое мы будем передавать по кругу, приветствуя друг друга словами «здравствуй, .... (первое слово обязательно, следующую фразу вы добавляете по своему желанию)».
Мотивационно-побудительная игра «Солнышко»
Дорогие коллеги, а вы помните фильм «Доживем до понедельника». Там десятиклассник написал «Счастье — это когда тебя понимают». А ведь он прав: большинство человеческих бед происходит от непонимания. И примеров тому более чем достаточно: не поняли друг друга и разошлись; не нашлись слова для объяснения и дело закончилось ссорой и т.п. Сейчас мы с вами попробуем понять друг друга.
Количество участников — 4 человека. Участники встают в одну шеренгу в затылок друг другу. Крайнему из участников показывается задуманное слово. Крайний из участников подходит и поворачивает к себе лицом 2-го участника своей команды. 1-й должен жестами и мимикой изобразить этот предмет (только без звуков). 2-й участник поворачивает к себе 3-го и показывает то, что он понял. 3-ий показывает 4-му и т.д. Последний участник должен назвать тот предмет, который, как ему кажется, загадали 1-му участнику.
(Используемые толерантные слова, написанные на карточке: сочувствие, утешение, внимательность, улыбка, нежность и т. п. ). Игра повторяется 2-3 раза.
Разыгрывание ролей «Пойми меня»
Итак, мы выбрали для объяснений толерантные слова, попытались их объяснить, и главное — понять друг друга.
3. Ступенька «Окружающий мир»
Окружающий мир — это пространство, в котором мы существуем. Иногда оно расширяется до размеров государства, а иногда сжимается до пределов нашей комнаты. Мы зависим от чужих оценок и поступков других людей, эмоции поглощают вас. Внутри назревает конфликт и мы выплескиваем его на других. Часто задаем себе вопрос: «Как жить спокойно? - и порой затрудняемся найти ответ.
Как часто мы смотрим на мир грустными глазами. Серые обстоятельства делают утро хмурым, настроение — унылым, глаза мокрыми, дела — заброшенными. Но какой бы ни была жизнь, надо всегда искать повод для радости. И даже в жирном минусе надо обязательно отыскать плюс.
Диагностическая игра «Найди плюсы и минусы»
- вы потеряли кошелек с крупной суммой денег...
- вы поругались с любимым человеком...
- вы опоздали на автобус...
- вы сегодня ещё не ели, и обед не предвидится...
- вы сломали ногу...
- вас вызвали в школу...
Важно уметь отличать действительные ценности от мнимых. Есть только три горя: болезнь, смерть и плохие дети. Все остальное — неприятности. Цените жизнь, здоровье, семью, дружбу. Радость начинается только с вас, а не с кого-то и не с чего-то.
4. Ступенька «Творческая мастерская»
Самая высокая ступень — творческая мастерская. Поднявшись на неё, мы преображаем не только свою душу, но и все, что нас окружает. Задание, которое я хочу вам предложить называется «В картинной галерее».
Вам необходимо внимательно посмотреть на картину, проникнуться жизнью героя, войти в его образ, понять его состояние, эмоции и, наконец, озвучить его мысли.
Решение ситуативных задач «В картинной галерее»
Если мы чаще будем понимать состояние других, мир от этого только выиграет. И пусть сердечная недостаточность будет уделом равнодушных и нерадостных людей.
Итоговый результат «Выведи формулу толерантности»
Толерантность = ... (от каждого педагога принимается по одному определению)
Уважаемые участники, мы сегодня проверили себя на толерантность: проверили наши сердца и души на доброту, радость, понимание и неравнодушие. И у нас ещё много времени впереди, мы можем «творить» добро, если к этому стремиться.
АНКЕТА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «РАССКАЖИ О СЕБЕ»
1. ФИО _____________________________ 2.Возраст ___________________
3. Должность ____________________________________________________
4.Чем для вас является работа (способ зарабатывания денег; условия творческого роста; возможность общения с людьми; удовлетворение своих амбиций; возможность карьерного роста; другое) _________________________________
5.Ваша отличительная черта _________________________________________
6.Черта характера, которая привлекает вас в людях________________________ ______________________________________________________________
7.Что вы не любите в людях _________________________________________
8.Что вы любите читать (исторические романы, любовные романы, детективы, стихи, другое) ___________________________________________________
9.Ваш любимый литературный герой __________________________________
10.Какую программу по ТV вы смотрите чаще всего_______________________ ______________________________________________________________
11.Ваше любимое направление в музыке (ретро, поп, рок, джаз, бардовские песни, другое) ________________________________________________________
12.Ваш любимый цвет _____________________________________________
13.Ваши предпочтения в еде _________________________________________
______________________________________________________________
14.Эмоциональное состояние, которое вам наиболее присуще _________________
15. Ваш жизненный девиз ___________________________________________
приложение 2
Игровое проектирование «Самопрезентация»
Инструкция: выберите качества, присущие вам
АККУРАТНОСТЬ | ЗАВИСТЛИВОСТЬ | МНИТЕЛЬНОСТЬ | ОБИДЧИВОСТЬ | РЕШИТЕЛЬНОСТЬ |
БЕСПЕЧНОСТЬ | ЗАСТЕНЧИВОСТЬ | МСТИТЕЛЬНОСТЬ | ОСТОРОЖНОСТЬ | СДЕРЖАННОСТЬ |
ВДУМЧИВОСТЬ | ЗЛОПАМЯТНОСТЬ | НАСТОЙЧИВОСТЬ | ОТЗЫВЧИВОСТЬ | СОСТРАДАНИЕ |
ГОРДОСТЬ | ИСКРЕННОСТЬ | НЕЖНОСТЬ | ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТЬ | СТЫДЛИВОСТЬ |
ГРУБОСТЬ | КАПРИЗНОСТЬ | НЕРВОЗНОСТЬ | ПРИНЦИПИАЛЬНОСТЬ | ТЕРПЕЛИВОСТЬ |
ЗАБОТЛИВОСТЬ | ЛЕГКОВЕРИЕ | НЕРЕШИТЕЛЬНОСТЬ | ПОЭТИЧНОСТЬ | ТРУСОСТЬ |
ЖИЗНЕРАДОСТНОСТЬ | МЕДЛИТЕЛЬНОСТЬ | НЕСДЕРЖАННОСТЬ | РАССУДИТЕЛЬНОСТЬ | УВЛЕКАЕМОСТЬ |
ХОЛОДНОСТЬ | ЭГОИЗМ | ОБАЯНИЕ | РАДУШИЕ | УПОРСТВО |
ЭНТУЗИАЗМ | УСТУПЧИВОСТЬ |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Методы активного обучения:
- неимитационные (дискуссия);
- имитационные;
- игровые методы (игровое проектирование, разыгрывание ролей, психодрама);
- неигровые методы (анализ конкретных ситуаций, действие по инструкции, решение ситуативных задач)
Оборудование и материалы:
- модель-схема «Лестница духовного роста»;
- выставка литературы;
- анкета «Расскажи о себе»;
- репродукции картин («Аленушка» В. Васнецов, «Неизвестная» И. Крамской; «Портрет О. А. Рюминой» О. Кипренский);
- бумага, мольберт, маркеры
Предварительная работа:
- анкетирование педагогов;
- рассматривание картин и вживание в образ;
- подбор соответствующей литературы (статьи, брошюры, журналы, книги)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест для родителей "Толерантность"
Тест поможет ходя бы приблизительно определить степень терпимости, уважения к чужому мнению. Условия определения: отвечайте быстро, не задумываясь....
Деловая игра для педагогов "Тест на толерантность"
Актуализировать и развивать толерантное самосознание педагогов дошкольного учреждения. Дополнить теоретическую информацию по проблеме толерантности; предложить педагогам практические материалы, способ...
Толерантность. Основы воспитания толерантности учащихся.
Воспитание гумманых чувств к людм другой национальности...
О Толерантности. Час общения в 7 классе на тему: "Толерантность и мы"
О толерантности. Час общения в 7 классе на тему: ...
«Развитие коммуникативных навыков и толерантности через реализацию проекта «Дружба и толерантность»
Основная цель проекта - рививать зачатки толерантности, вызывать желание дружить с детьми с разными физическими возможностями...
Деловая игра "Тест на толерантность"
Деловая игра для педагогов дошкольного образовательного учреждения «Тест на толерантность»...
Тест коммуникативной толерантности В.В. Бойко
Проверь себя!...