Система работы по внедрению технологии здровьесбережения в образовательный процесс ДОУ "Территория здоровья"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Представленная система работы содержит конкретный материал по реализации программы ДОУ "Здоровье".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_territoriya_zdorovya.docx | 76.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Колокольчик» п. Голынки
Система работы
по внедрению технологии здоровьесбережения в образовательный процесс
в рамках программы ДОУ «Здоровье»
Автор-составитель:
Глыздова Наталья Леонидовна,
воспитатель ДОО
Паспорт.
Название: Система работы по внедрению технологии здоровьесбережения в образовательный процесс детского сада «Территория здоровья».
Приоритетная образовательная область: физическое развитие
Возраст детей: дети дошкольного возраста 5-7 лет
Ожидаемые результаты:
- Сформированность у детей дошкольного возраста убеждений и привычек здорового образа жизни.
- Повышение уровня знаний родителей по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей.
Творческая направленность реализации Системы работы:
- Выставка детского творчества на тему: «Витаминный калейдоскоп»;
- Картотека «Сборник полезных советов ребятам»;
- Книга «Здоровое блюдо моей семьи»
- Викторина «В путешествие за здоровьем»
- Создание картотек: подвижные игры; пальчиковая гимнастика; дыхательная гимнастика; гимнастика после сна; гимнастика для глаз; динамические паузы, самомассажа.
- Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды в группе: «Уголок здоровья», «Нетрадиционное физкультурно-оздоровительное оборудование».
Пояснительная записка
Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать взрослым, которые его окружают. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.
Высокая заболеваемость детей в среднем дошкольном возрасте, а также низкая активность родителей в вопросах здоровьесбережения, воспитания и обучения детей. Дошкольники наиболее подвержены риску развития респираторных заболеваний. Физически ослабленные дети подвергаются быстрому утомлению, у них снижены эмоциональный тонус и настроение, что в свою очередь отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности.
Система работы ориентирована в конечном итоге на решение одной главной проблемы: становление у дошкольников ценностей здорового образа жизни.
Актуальность
Современные исследования взрослых и детей показывают, что уровень здоровья человека в наши дни значительно снижен, уменьшилась продолжительность жизни, увеличилась склонность к заболеваемости, особенно в периоды эпидемий. Успешность в работе и в личной жизни во многом зависит от состояния здоровья, как физического, так и психологического. В основном состояние тела и духа человека зависит на 50% от образа его жизни. Поэтому одной из важных задач перед родителями и педагогами стоит сохранение здоровья в процессе обучения, воспитания и игры. А поскольку закладка основ личности происходит еще в дошкольном возрасте, искусством укрепления и сохранения здоровья необходимо заниматься с детского сада. Именно в этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. В дошкольном возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и педагогом, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на членов его семьи.
Большую часть своего времени ребенок находится в дошкольном учреждении, поэтому от того насколько грамотно будет построена деятельность педагогов по организации условий здоровьесбережения детей, зависит сохранение и укрепление их здоровья.
Только совместными усилиями детского сада и семьи можно сформировать привычку ведения здорового образа жизни у воспитанников.
Цель: сохранение и укрепление здоровья детей через систему комплексной физкультурно-оздоровительной работы, формирование сознательного отношения к здоровью.
Задачи:
- Дать представление о ценности здоровья, формировать желание вести здоровый образ жизни.
- Сформировать представление о влиянии на здоровье соблюдения правил гигиены, правильного режима дня, двигательной активности, закаливания, свежего воздуха, правильного питания и хорошего настроения.
- Продолжать знакомить детей с особенностями строения организма человека.
- Повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу
сохранения и укрепления здоровья ребенка.
Принципы реализации:
1. Принцип научности – использование научно – обоснованных и апробированных программ технологий и методик.
2. Принцип доступности – использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей.
3. Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.
4. Принцип систематичности - реализация лечебно– оздоровительных, профилактических мероприятий постоянно, систематично, а не от случая к случаю.
Содержание системы работы
Система работы представлена следующими направлениями:
I раздел: «Я – человек. Что я знаю о себе?»
Цель: сформировать представления о строении тела человека, о значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности;
II раздел «Чистота – залог здоровья»
Цель: сформировать привычки, связанными с выполнением гигиенических процессов: умывание, уход за телом, за зубами, внешним видом. Дать знания о пользе витаминов, вредная и полезная еда.
III раздел «Здоровый дух. Образ жизни и здоровье»
Цель: сформировать у детей представления о зависимости здоровья от образа жизни. Воспитывать привычку заботиться о своем здоровье.
Направления деятельности:
Профилактическое:
- выполнение санитарно-гигиенического режима;
- решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры;
- проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике инфекционных заболеваний.
Организационное:
- Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
- Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности.
- Изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик.
- Комплексная физкультурно-оздоровительная работа: все виды и типы занятий, проводимых в ДОУ, формы организации закаливания дошкольников, способы повышения двигательного режима детей в течение дня, профилактические мероприятия в период повышения ОРВИ и гриппа.
- Работа по организации и формированию у детей привычки к здоровому образу жизни.
- Пропаганда здорового образа жизни и методов оздоровления в коллективе детей, родителей.
Используемые образовательные технологии
не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.
Динамические паузы
– во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
Подвижные и спортивные игры
– как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.
Релаксация
– в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.
Гимнастика пальчиковая
– с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
Гимнастика для глаз
– ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
Динамическая гимнастика
– ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.
Гимнастика корригирующая
– в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.
Кинезиологические упражнения
- в различных формах физкультурно-оздоровительной работы: как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате
Физкультурно-оздоровительная работа
Особенности организации
Утренняя гимнастика.
Ежедневно на открытом воздухе или в спортивном зале.
Длительность в соответствии с возрастом.
Физкультминутка
Ежедневно, на занятиях статического характера.
Длительность 3-5 мин.
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.
Ежедневно во время утренней прогулки, подгруппами. Игры подобранны с учетом возрастных особенностей детей
Оздоровительный бег.
2 раза в неделю, подгруппами по 5-7 человек, во время утренней прогулки. Длительность 3-7 мин.
Гимнастика после дневного сна
Ежедневно, по мере пробуждения и подъема детей. Длительность не более 10 мин.
Физическая культура
Три раза в неделю; проводятся в первой половине дня (одно на воздухе). Длительность 15-30 мин
Самостоятельная двигательная деятельность
Ежедневно, под руководством воспитателя, в помещении и на открытом воздухе. Продолжительность зависит от возрастных особенностей детей.
Неделя здоровья
2 раза в год
Спортивные развлечения
1раз в неделю на улице или в спортивном зале. Длительность как на занятии.
Физкультурно – спортивные праздники на воздухе.
2 раза в год (зимний и летний). Длительность 25-40 минут
Совместные физкультурные занятия родителей и детей
1 раз в квартал
Участие родителей в физкультурно – оздоровительных праздниках и развлечениях
В течение года
Перспективное планирование
Виды деятельности | Название | Содержание обучения |
Образовательная деятельность: | Занятие «Вот я какой». | Ознакомление детей со строением тела человека, о значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности |
Занятие «В гостях у Айболита». | Расширение представлений у дошкольников о здоровом образе жизни. О факторах, влияющих на сохранение и укрепление здоровья человека | |
Занятие «Лук от семи недуг». | Ознакомление дошкольников с с природными витаминами | |
Занятие «Я здоровье берегу». | Расширение знаний детей о пользе витаминов, о вредной и полезной еде | |
Занятие «Кто такие микробы?» | Ознакомление детей с понятием режим дня, гигиена, формирование привычки ухаживать за телом и внешним видом | |
Викторина для детей «В путешествие за здоровьем» | Становление у детей ценностей ЗОЖ. | |
Рисование «Вот я какой!» | Учить рисовать части тела человека | |
Аппликация «Мыло пенится в корыте, мы стираем посмотрите» | Учить детей вырезать и аккуратно наклеивать предметы прямоугольной формы | |
Рисование «Витаминный калейдоскоп» | Учить детей рисовать полезные продукты (овощи, фрукты) | |
Беседы с детьми: | «Вот я какой!»
| Уточнение знаний детей о строении тела человека |
«В здоровом теле - здоровый дух» | Начальные представления о ЗОЖ | |
«Для чего нужны глаза, зубы, язык, нос, уши?» | Ознакомление с частями тела человека | |
«Правила на всю жизнь» | Формирование представлений о ЗОЖ | |
Сюжетно-ролевые игры: | «На приеме у доктора» | Расширение у детей представления о труде работников больницы; формирование умения применять в игре полученные ранее знания об окружающей жизни. |
«Аптека» | Расширение знаний детей о труде работников аптеки, о том, как вести себя, чтобы лекарства не понадобились | |
Дидактические игры: | «Умею-не умею» | Акцентирование внимание детей на своих умениях и физических возможностях своего организма; воспитание чувство собственного достоинства. |
«Угадай, кто позвал?» | Тренировка органов слуха и активизация внимания и слуховой памяти детей. | |
«Найди пару» | Подбирать пару к предмету по тактильным ощущениям (с завязанными глазами). | |
«Найди опасные предметы» | Помочь детям запомнить предметы, опасные для жизни и здоровья; помочь самостоятельно сделать выводы о последствиях не острожного обращения с ними. | |
«Мой день» | Дать понятие режим дня; учить объяснять и доказывать свою точку зрения; учит находить нарушения закономерностей в последовательном ряду. | |
«Наши помощники растения» | Закрепить представления о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровыми | |
«Полезная и вредная еда» | Закрепить представление детей о том, какая еда полезна, какая вредна для организма | |
Просмотр мультфильмов | Фиксики «Кто такие микробы» | |
Работа с родителями | Консультация для родителей «Здоровый образ семьи». | Дать знания родителям по формированию основ ЗОЖ |
Анкетирование по проблеме здорового образа жизни | Уточнить знания родителей о приобщении детей к ЗОЖ | |
Конкурс для родителей по изготовлению нетрадиционного оборудования по здоровьесбережению. | Приобщение родителей к работе по оздоровлению детей в ДОУ | |
Участие родителей в создании картотеки «Здоровые рецепты моей семьи». | Ознакомление детей с рациональным питанием | |
Ознакомление с художественной литературой. | Чтение рассказов, стихов: К. Чуковского «Мойдодыр», «Айболтит»; | |
А. Волков «Азбука здоровья»; И. Токмакова «Мне грустно – я лежу больной»; Михалков С. «Про девочку, которая плохо кушала»; А. Барто «Девочка чумазая» | ||
А. Крылышкина «Мышка Аришка в цветных штанишках»; «Необычный огород»; «О зайке, мишке и больном зубе»; «Твой носовой платок»; «Как Миша и Маша учились мыть руки» | ||
Физкультурно-оздоровительная работа: | Физкультурные занятия по перспективному плану | по перспективному плану |
Утренняя гимнастика | по перспективному плану | |
Подвижные игры | по перспективному плану | |
Динамические паузы | По картотеке | |
Гимнастика для глаз | По картотеке | |
Дыхательная гимнастика | По картотеке | |
Бодрящая гимнастика после сна | По картотеке | |
Пальчиковая гимнастика | По картотеке | |
Самомассаж | По картотеке |
Особые условия реализации Системы работы:
Здоровьесберегающая инфраструктура, поддерживается благодаря постоянной связи с врачами узкой специализации детской поликлиники. По результатам мониторинга, по назначению участковых педиатров и врачей узкой специализации, планируются и осуществляются оздоровительно-профилактические и лечебные мероприятия. Отследить результаты физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном отделении помогает медико-педагогический контроль, в который входят:
- Динамическое наблюдение за состоянием здоровья и физическим развитием детей;
- Обследование физического развития детей;
- Медико-педагогическое наблюдение за проведением физкультурных занятий;
- Медико-педагогическое наблюдение за осуществлением системы закаливания;
- Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест проведения занятий (спортивный зал, участок), оборудования, спортивной одежды , обуви и т.д.
В период подъема ОРВИ и гриппа, в группах проводятся профилактические мероприятия:
- Своевременное выявление и изоляция детей с первыми признаками заболевания;
- Контроль за качеством проведения утреннего приема детей в группах (измерение t0 тела, осмотр кожных покровов);
- Максимальное пребывание детей на свежем воздухе;
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л. Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста». М.,2000.
- Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М.,1993. – 132с.
- Береснева, З.И. Здоровый малыш: программа оздоровления детей в ДОУ/ под ред. З.И. Бересневой.- М.: Сфера, 2005 – 31 с.
- Васильева М.А. «Программа воспитание и обучения ребенка в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой. М., 2003.
- Волошина, Л.Н. Играйте на здоровье / Л.Н.Волошина – М: 2003 – 87 с.
- Кочеткова Л.В.. Оздоровление детей в условиях детского сада./ М.: ТЦ Сфера,2007
- Крылова И.И.. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия / Волгоград: Учитель, 2009
- Сивачева, Л.Н. Физкультура-это радость!/ Спортивные игры с использованием нестандартного оборудования С-П. Детство-Пресс. - 2002г.
- Утробина, К.К. Занимательная физкультура для дошкольников./ М.: Изд-во Гном и Д., 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация системы работы по внедрению метода проектов в образовательный процесс ДОУ»
проектная работа...
Система работы по внедрению метода проектов в образовательный процесс ДОУ.
Представлена система работы старшего воспитателя с педагогами ДОУ по внедрению проектного метода в образовательный процесс в 2009-2010 году, а также достигнутые результаты....
Выступление из опыта работы: "Организация системы работы по внедрению проектного метода в образовательный процесс ДОУ"
Выступление из опыта работы: "Организация системы работы по внедрению проектного метода в образовательный процесс ДОУ"...
Внедрения технологии ТРИЗ в образовательной процесс с воспитанниками.
На основании утвержденного Плана работы МАДОУ г. Нижневартовска ДС №40"Золотая рыбка" на 2015-2016 учебный год, целью внедрения технологии ТРИЗ в образовательной процесс с воспитанниками и повышения к...
Консультация для педагогов "Внедрение технологии лэпбук в образовательный процесс"
Консультация для педагогов...
Организация системы работы по внедрению проектного метода в образовательный процесс
Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое ...