Анализ деятельности муниципального автономного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 49»
материал по теме
Анализ деятельности муниципального автономного
образовательного учреждения
«Детский сад комбинированного вида № 49»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_.docx | 89.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ деятельности муниципального автономного
образовательного учреждения
«Детский сад комбинированного вида № 49»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 49» с 12-часовым пребыванием детей. Плановая мощность — 226 ребенка (13 групп). Фактическая мощность — 283 ребенка (13 групп). Комплектование групп осуществляется по смешанно-возрастному принципу.
По составу: мальчики —148, девочки — 135 (организация детской жизнедеятельности осуществляется с учетом возраста и пола).
Педагогическими, медицинскими кадрами и узкими специалистами учреждение укомплектовано полностью. В ДОУ имеются 2 группы раннего возраста, где работают 4 педагога, 9 дошкольных групп, где работают 18 педагогов и 2 спецгруппы детей с ДЦП, на которых работают 4 педагога, учитель-логопед и учитель-дефектолог, врач невролог, массажист и инструктор ЛФК. Кроме этого в ДОУ работает с массовыми группами инструктор физкультуры, 2 музыкальных руководителя, педагог – психолог, старший воспитатель и заведующая. Итого в детском саду работают 34 педагога, в том числе административный персонал. Из них:
с высшим образованием - 12 педагогов
обучаются в ДГГУ - 2 педагога
со средним специальным -19 педагогов
высшая категория – 1 человек, Зав.ДОУ
I кв. категория - 12 педагогов
II кв. категория - 20 педагогов
Для сравнения в 2008 году с 1 квалификационной категорией было 5 человек,
2009 году - 8 человек, в 2010 году – 12 человек. Прослеживается стабильный рост профессиональной компетентности педагогов.
По стажу работы педагоги распределились следующим образом:
до 5 лет - 5 педагогов
5-10 лет - 4 педагога
10-15 лет - 10 педагогов
15 и более лет - 14 педагогов
Через курсовую переподготовку за 3 последних года прошли 20 педагогов при Хабаровском краевом центре развития. Из них:
по раннему возрасту - 1 педагог
для педагогов дошкольных групп - 13 педагогов
инструкторов физкультуры - 1 педагог
коррекционные - 2 педагога
старших воспитателей - 1 педагог
музыкальных руководителей - 2 педагога
В ДОУ имеется просторный эстетический оформленный музыкальный зал, физкультурный зал, экологическая комната, комната краеведения, групповые игровые комнаты распределены на зоны для самостоятельной деятельности детей по образовательным областям «Художественное творчество», «Познание», театрализованная деятельность, «Физкультура, «Музыка», «Социализация», «Труд», «Чтение художественной литературы», оснащены телевизорами и дивидипроигрывателями. Специализированные группы для детей с ДЦП оснащены специальным оборудованием для занятий ЛФК, массажа, кабинетами учителя логопеда и дефектолога. Кабинет педагога – психолога.
ДОУ в своей деятельности руководствуется Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Содержание основной образовательной программы ДОУ включает вариативную программу Т.Н Дороновой «Радуга» и дополнительные парциальные программы и технологии:
- «Экологическое воспитание дошкольников» С.Н. Николаевой;
- «Приобщение детей к истокам русской культуры» М.Д. Маханевой;
- «Хочу быть здоровым» Т.П. Миненко;
- «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой;
- «Ритмическая мозаика» А.И. Буренина;
- «Ладушки» И.А. Новоскольцева;
- «Воспитание здорового ребенка» М.Д. Маханева
—«Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушением движений» И. А. Смирнова;
- «Технология обучения и воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата» И.Ю. Левченко;
- «Программа воспитания и обучения дошкольника с интеллектуальной недостаточностью» Л. Буреева.
Работа с педагогическими кадрами строится на диагностической основе анализа деятельности педагогического коллектива.
Цель методической работы направлена на:
- повышение профессионального уровня педагогов
- углубление теоретических знаний и совершенствование практических навыков.
- развитие творческих способностей педагогов.
Определенны уровни педагогического мастерства.
Результаты анализа профессионального уровня педагогов за 3 года
( по Ю.К Белой)
Профессиональный уровень | 2008 | 2009 | 2010 | ||||
Репродуктивный | 22 | 67% | 21 | 64% | 19 | 58 | |
Частично - поисковый | 9 | 27% | 11 | 33% | 13 | 39% | |
Требуют внимания со стороны администрации | 2 | 6% | 1 | 3% | 1 | 3% |
По уровню организации учебной деятельности из 33 педагогов (методика оценки результативности педагогических умений воспитателя по Ю.К. Белой)
Уровни | 2008 | 2009 | 2010 | |||
Оптимальный | 9 | 27% | 11 | 33% | 13 | 39% |
Достаточны | 22 | 67% | 21 | 64% | 19 | 58 |
Низкий | 2 | 6% | 1 | 3% | 1 | 3% |
низкий уровень - педагоги со слабой педагогической подготовкой;
достаточный уровень - педагоги, дающие стабильный результаты при использовании комплексной программы, парциальных программ и технологий;
высокий уровень - творчески работающие педагоги, которые ищут пути решения проблемы, преследуя цель - поднять воспитание на качественный уровень. Анализ показал, что уровень педагогического мастерства по сравнению с предыдущими годами вырос.
Для каждой группы педагогов организуются определенные формы работы с учетом дифференцированного подхода: повышение квалификации при институте развития образования, посещение методических объединений. Педагоги, работающие на творческом уровне, принимают активное участие в подготовке и проведении педсоветов, семинаров-практикумов, консультаций, деловых игр, показе открытых занятий для ДОУ, для воспитателей города, участие в ГМО, обмене опытом.
Педагоги, работающие на репродуктивном уровне, привлекаются к участию в семинарах-практикумах, педсоветах.
Педагогам, требующим внимания со стороны администрации, даются индивидуальные консультации, рекомендации, оказывается всесторонняя методическая помощь по учебно-воспитательной работе, за каждым закреплен педагог – наставник.
Профессиональное развитие педагога дошкольного учреждения - это длительный процесс, целью которого является формирование человека как мастера своего дела, настоящего профессионала. У каждого педагога нашего ДОУ оформлено «Портфолио» с подборкой материалов, характеризующих уровень его квалификации и содержащие основные направления профессионального роста.
Внимание к личности каждого ребенка – главный приоритет современного дошкольного образования.
Цель нашей работы: создание условий каждому ребенку для эффективного развития его личностных качеств и творческих способностей.
Главный принцип в работе педагогов нашего ДОУ помочь каждому ребенку самовыразиться, стать неповторимой личностью с собственными интересами, вкусами, способностями.
Деятельность коллектива детского сада направлена на заботу о психическом и физическом здоровье ребенка, защите его прав; на постоянный творческий поиск форм и методов воспитания, направленных на формирование интеллектуально развитой личности.
Здоровые дети – это основа жизни нации, Забота о здоровье подрастающего поколения – одно из приоритетных направлений государственной политики в области образования.
Одним из приоритетов в работе ДОУ является задача по охране и укреплению здоровья детей, формирование двигательных навыков и привычки к здоровому образу жизни.
С целью эффективного решения задачи по охране и укреплению здоровья детей в ДОУ с 2008 года успешно реализуется программа «Здоровье», в которой осуществляется система индивидуальных и общественных мероприятий направленных на совершенствование здорового образа жизни ребенка дошкольника и формирование у родителей, педагогов и воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
В 2009 году на городском конкурсе на лучшую программу «Здоровья» ДОУ заняло 2 место.
В ДОУ ведется целенаправленная, систематическая работа по физическому развитию детей. Коллектив работает по программе «Радуга» Т.Н. Дороновой, практическим разработкам Л.Д Глазыриной, М.Д. Маханёвой, С.Я. Лайзане, А.И.Фоминой, используются элементы парциальной программы «Са-фи-дансе» Ж.Е Фирилевой, а так же по региональной программе П.П. Миненко «Хочу быть здоровым», коррекционной программе для работы с детьми с ДЦП. Инструктором по физической культуре разработаны свои перспективные планы. Совместно с педагогами ДОУ они находятся в постоянном поиске эффективных форм и методов совершенствования двигательной сферы детей на основе формирования у них потребности в движении, чтобы нормой стала постоянная двигательная активность. В ДОУ оборудован спортивный зал, имеется в достаточном количестве спортивное оборудование, созданы физкультурные уголки в группах, обеспечены методической литературой по физическому воспитанию, приобретено и изготовлено своими руками нетрадиционное оборудование для физкультурных занятий. С детьми работает инструктор физкультуры, прошедший специальные курсы, и воспитатели. Перед сотрудниками поставлены конкретные задачи: научить детей физическим упражнениям и подвижным играм, вызвать интерес к спортивным играм, спортивной деятельности, адаптировать детей с ДЦП к социальным условиям, развивать и нормализовать их движения, приучать детей заботиться о своем здоровье.
Все перечисленные задачи в детском саду решаются в комплексе, воспитатели добиваются, чтобы занятия физической культурой доставляли детям радость, поддерживали хорошее настроение, побуждали к самостоятельности. Система планирования работы по физическому воспитанию и связанный с ней медико-педагогический контроль позволяют организовывать физкультурные занятия так, чтобы они способствовали усвоению программы, а так же обеспечивали оптимальный объем физической нагрузки и высокий уровень двигательной активности детей, вызывали интерес к занятиям. В режим детского сада введены ежедневные занятия физической культурой, игры и развлечения на воздухе. Изменено само содержание физкультурных занятий и формы их проведения. Кроме стандартных обучающих занятий мы часто используем сюжетно-игровые занятия, на основе подвижных игр, на тренажерах, на основе упражнений и игр с пособиями одного вида, на танцевально-ритмических движениях. Занятия проводятся как с группой детей, так и по подгруппам. Во время занятий в группах обязательно проводятся физкультминутки, гимнастика для глаз.
В организации физических занятий и в подвижных играх педагоги индивидуально подходят к каждому ребенку, учитывая группы здоровья. За годы работы добились повышения двигательной активности детей на физкультурных занятиях. Если раньше средняя моторная плотность составляла 60-70%, то в настоящее время - 85 - 90%.
В ДОУ налажен медико-педагогический контроль. Составлен «План работы медицинского персонала», в который входят лечебно-профилактические мероприятия, санитарно-противоэпидемиологические, «План по снижению гриппа и ОРВИ», «Оздоровительный план», «План физкультурно-оздоровительной работы», «План по снижению травматизма», «Оздоровительный план для частоболеющих детей».
Ежегодно врачом ДОУ Сергиевской М.А. проводится глубокий анализ состояния здоровья детей и их физического развития, который доводится для сведения родителей и всего коллектива.
Анализ выполнения детодней за 2008 - 2010 уч.годы
годы | Количество детей | детодни | Перевыполнили | |
план | факт | |||
2008 | 281 | 41580 | 47886 | На 6306 |
2009 | 279 | 40680 | 44374 | На 3694 |
2010 | 283 | 40680 | 47283 | На 6073 |
Так по группам здоровья дети распределены:
2008 | 2009 | 2010 | ||||
Общее кол-во детей | 213 | 217 | 250 | |||
Ясли | Сад | Ясли | Сад | Ясли | Сад | |
1 ГРУППА | 1 | 42 | 7 | 51 | 3 | 75 |
2 ГРУППА | 46 | 168 | 32 | 170 | 37 | 148 |
3 ГРУППА | 1 | 3 | - | 4 | - | 5 |
4 ГРУППА (инвалиды) | - | 21 | - | 18 | - | 17 |
ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ГРУППА
ГРУППА | 2008 | 2009 | 2010 |
ОСНОВНАЯ | 209 | 221 | 226 |
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ | 4 | 2 | 3 |
СПЕЦИАЛЬНАЯ | — | 1 | 1 |
ЛФК | 21 | 18 | 17 |
Снижение уровня по группам здоровья и детей в физкультурных группах происходит, в основном, за счет вновь прибывших детей.
ПРОПУСКИ ДЕТЬМИ ПО БОЛЕЗНИ
2008 | 2009 | 2010 | |
Всего заболеваний | 378 | 307 | 241 |
Всего пропущено дней | 1820 | 1648 | 848 |
На одного ребенка | 6.5 | 6,0 | 5,0 |
За три года прослеживается стойкое снижение пропущенных дней по заболеваемости.
ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Показатели физического развития | 2008 год | 2009 год | 2010 год | |||
Ясли | Сад | Ясли | Сад | Ясли | Сад | |
Мезосомия (среднее развития) | 45 | 207 | 32 | 216 | 37 | 213 |
Микросомия (низкое развитие) | - | - | - | 3 | - | 2 |
Макросомия (высокое развитие) | 3 | 27 | 8 | 23 | 3 | 30 |
Показатели физического развития детей свидетельствуют о том, что основная часть детей имеют высокий и средний уровень развития.
Следует обратить особое внимание на то, что физическая подготовленность детей из года в год плавно улучшается, что мы не можем сказать о здоровье детей. Причиной является, с одной стороны - вновь поступившие дети (до 85% поступают с ослабленным здоровьем), ухудшение экологической обстановки,
Состояние здоровья детей, как в городе, так и в целом по всей стране, вызывает тревогу и опасения. Из года в год уменьшается количество детей, поступающих в детский сад с первой группой здоровья. Увеличивается число детей, состоящих на диспансерном учете, увеличивается количество туб инфицированных детей, детей с иммунодефицитным состоянием, с анемией, дизбактериозом, перинатальной энцефолопатией и др.
Здоровье детей укрепляется полноценным питанием, проведением лечебно-профилактических мероприятий, Проводятся: закаливание, гимнастика для глаз, коррекция осанки и плоскостопия, дыхательная гимнастика, точечный массаж, психопрофилактика, диагностика физической подготовленности, рациональная двигательная активность в течение дня, усиленное внимание к ребенку в период адаптации к ДОУ, физкультурные занятия, прогулки на свежем воздухе, создание санитарно - гигиенического режима. В летний период практикуются хождение босиком по земле, траве, камушкам, игры с водой.
Планируются и проводятся дополнительные занятия по образовательной области «Здоровье» валеологии, формирующие у детей осознанное отношение к своему здоровью. На этих занятиях дети знакомятся со строением организма человека, его органами, учатся бережному отношению к своему здоровью
Важное значение придается дозированной физической нагрузке и индивидуальному подходу к каждому ребенку, которая адекватна состоянию здоровья каждого ребенка и его психомоторному развитию. В осенний и весенний период дети получают фиточай, поливитамины. В дни вспышки вирусных инфекций в группах проводится кварцевание, точечный массаж, дыхательная и зрительная гимнастика. В ДОУ имеется 3 ионизатора воздуха (люстра Чижевского), кварцевые, бактерицидные лампы, лампа соллюкс, ингаляторы, пантограф, таблица для проверки зрения. Организован углубленный медицинский осмотр детей, поступающих в первый класс. Ежегодно проводится санация полости рта.
В повседневной работе с детьми педагоги используют нетрадиционные методы оздоровления детей: точечный самомассаж (по А.А Уманской), пальчиковые и артикуляционные гимнастики, элементы упражнений хатха – йога, игровые массажи, остеопатическую гимнастику, психогимнастику по методике Е.Алябьевой , дыхательную гимнастику по Стрельниковой. и т.д.
Два раза, в год педагоги при участии врача проводят диагностику физического развития детей по методике, разработанной Дальневосточной государственной академией физкультуры, городским научно-методическим центром и Хабаровским краевым Институтом повышения и переподготовки педагогических кадров (авторы-составители Решетнева Г.А., Шнайдер О.С., Доршенко А.С., Кокоткина, Н.К., Шатанкова Л.Н.). Результаты диагностики помогают определить уровни физической подготовленности детей. Так, из сводного протокола диагностики физической подготовленности детей в 2009-2010 гг. видно, что в среднем по ДОУ 22% детей имеют высокий уровень подготовленности, 74% -средний и 4% - низкий уровень физической подготовленности. Во всех группах ведутся тетради здоровья, в которых можно проследить здоровье, физическое развитие детей, начиная с 3-х лет и до выпуска в школу, тетради индивидуальной работы с детьми. На каждого ребенка заполняются листы здоровья. Данные результатов диагностики, осмотров врачей регулярно доводят до сведения родителей.
ПОКАЗАТЕЛИ ДИАГНОСТИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ.
уровни | кол – во | % |
2009 (сентябрь) | 208 | |
средний | 154 | 74 |
высокий | 44 | 22 |
низкий | 9 | 4 |
2010 (май) | 210 | |
средний | 153 | 72 |
высокий | 50 | 25 |
низкий | 7 | 3 |
По сравнению с прошлым годом уровень овладения двигательными навыками возрос. За счет того, что низкий уровень стал ниже на 1%, высокий вырос на 3%. средний снизился на 2 %.
Проанализировав динамику усвоения детьми движений и развития физических качеств, их соответствия возрастным особенностям и данным физического развития, мы пришли к выводам, что в сравнении с прошлым годом возросли показатели в таких видах, как челночный бег, динамометрии, скоростном беге. Но необходимо уделить особое внимание развитию гибкости у детей. Показатели физического развития детей свидетельствуют, что основная часть детей имеют высокий и средний уровень развития.
Осуществляется в ДОУ контроль за закаливанием детей. Предпочтение отдается воздушному закаливанию, босохождению с использованием «дорожки здоровья». Стараемся, чтобы дети больше получали овощей, фруктов, соков, творога.
Создавая в ДОУ атмосферу психологического комфорта, педагоги стараются беречь нервную систему ребенка от стрессов, перегрузок, как в детском саду, так и в семье. С этой целью силами медперсонала, педагогического коллектива, организуются беседы, консультации, родительские собрания с участием врача, педагога - психолога, где выносятся вопросы по заболеваемости, травматизму, питанию. Проводятся дни здоровья, спортивные развлечения и досуги с привлечением родителей. Закаливанию детского организма, его физическому развитию способствует и мероприятия, проводимые в ДОУ в зимний период на воздухе: на участках заливаются ледяные дорожки, строятся горки и другие снежные постройки для метания, прыжков, ходьбы, катания. Прокладывается лыжня, обязательно организуется зимний спортивный праздник.
Анализируя результаты диагностики педагогических кадров, мы пришли к выводу, что у некоторых воспитателей все-таки еще недостаточная методическая подготовка к современным подходам физического развития и оздоровления детей. Они не всегда четко представляют для чего и как нужно обучать детей осознанному выполнению основных движений, прививать навыки гигиенической и двигательной культуры; недостаточна работа с родителями в этом направлении. С целью повышения теоретических и практических знаний у педагогов и родителей по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни, о внедрении новых здоровьесберегающих технологий, в ДОУ был подготовлен и проведен педагогический совет с элементами деловой игры «Здоровье наших детей», семинар – практикум «Здоровье дошкольника». На семинаре практически отрабатывались разнообразные дыхательные гимнастики, игровые упражнения с носом, массаж волшебных точек ушей, гимнастика для глаз, проводился блиц – опрос, консультация инструктора по физической культуре «Восточная гимнастика в ДОУ». По теме здоровьесбережения проведены консультации для родителей и воспитателей, родительское собрание, собрание коллектива, открытые просмотры занятий в группе №7 , № 10, 11 из серии «В городе здоровячков», «Познай себя», занятие по физической культуре инструктором по физической культуре с использованием восточной гимнастики.
Проанализировав результаты оперативного контроля по темам «Оценка организации разнообразной детской деятельности на прогулке» и «Содержание работы по укреплению здоровья детей», были даны рекомендации. Педагогам больше уделять внимание организации и проведению подвижных игр, физкультурным упражнениям, спортивным играм на прогулке, планированию и проведению индивидуальной работы с детьми в физкультурных уголках, системе работы по закаливающим мероприятиям, проведению утренней зарядки. Отмечаются недостатки по формированию у детей культурно - гигиенических навыков. Поэтому работу по этому направлению следует продолжать и дальше.
В детском саду обобщен опыт работы инструктора физкультуры Войлошниковой Г.И. «Формирование у детей двигательных навыков и умений, способствующих укреплению здоровья», с которым знакомятся педагоги детского сада. В детском саду стало традицией проводить недели здоровья. Проводим их в виде викторин, соревнований.
Инструктор по физической культуре помимо основных занятий проводит кружок «Здоровей-ка», дополнительные, направленные на физическую коррекцию детей с нарушением осанки, с низкой двигательной активностью, ослабленных, часто болеющих.
В дошкольном учреждении имеются две группы детей с ДЦП, где работают невропатолог, инструктор ЛФК, учитель - логопед, учитель - дефектолог. Все специалисты имеют высшее педагогическое или медицинское образование, все прошли курсовую подготовку. Они работают в тесном контакте с воспитателями и родителями под четким руководством врача-невропатолога и педиатра. Здесь исключаются перегрузки детей, созданы прекрасные условия для психо-эмоционального комфорта, для проведения коррекции отклонений в физическом и психическом развитии детей, проводится медикаментозное лечение, большая коррекционная работа. В результате этого дети, не умеющие самостоятельно сидеть, ходить, держать ложку, разговаривать, сравнительно быстро адаптируются к социальным условиям, становятся на ноги, самостоятельно обслуживают себя. За последние 3 года стали самостоятельно ходить 6 детей.
Обобщены опыты работы воспитателей специальных групп детей с ДЦП:
Данилкиной О.В. по теме «Формирование привычки к здоровому образу жизни детей с ДЦП»,
Даниловой В.С. «Формирование навыков самообслуживания у детей с ДЦП»,
Снигиревой С.И. «Развитие мелкой моторики у детей с ДЦП». Педагоги спец. группы используют в работе опыт инструктора по физической культуре ДОУ №106 Колоцук Т.А. «Использование нетрадиционных методов и форм работы в физическом развитии ребенка» и инструктора по физической культуре ДОУ №34 Цыганенко И.Г. «Развитие двигательных способностей детей с использованием нестандартного оборудования».
В работе с такими детьми существует проблема в том, что навыки которые приобретают в течение недели дети в детском саду, в выходные дни дома не закрепляются с родителями. Зачастую родители не являются помощниками специалистам. Необходимо настойчивее привлекать их к сотрудничеству, чаще организовывать для них открытые мероприятия, устраивая Дни открытых дверей, убеждать их в важности закрепления полученных детьми навыков дома.
В ДОУ создана психолого – медико – педагогическая служба призванная обеспечить единое информационное пространство на основе диагностики и заполнения индивидуальной карты развития воспитанников, взаимодействие специалистов, ведущих коррекционную, развивающую и образовательную работу, с детьми с учетом вариативных и индивидуальных образовательных маршрутов.
Систематическая углубленная работа по данному направлению дала положительные результаты: из 63 выпускников дошкольных групп (выпускалось 3 группы) в 2010 г. высокий уровень физической подготовленности детей имели 24, 6 % детей, средний – 73, 1,%, низкий - 2,3%; заболеваемость соответствует городским показателям и держится практически на одном уровне Функциональная готовность детей к школе – 100 %.
Все перечисленные мероприятия позволяют педагогическому коллективу обеспечить высокий уровень охраны и укрепления здоровья дошкольников, добиваться физического совершенства.
Следующее приоритетное направление работы нашего ДОУ диктуется требованием времени – это развитие творческих способностей детей через художественно-эстетическую деятельность, по которому мы работаем с 1998 года.
Для нас ребенок - это самое главное. И всю работу мы строим с учетом индивидуальности, подбирая оптимальные формы развития его способностей. По своему желанию и в соответствии с природными наклонностями дети продолжают развивать свои способности, как через основные виды деятельности, так и через дополнительные услуги; в театральной студии «Оле-Лукойе», изостудии «Цветные ладошки». А также через кружковую работу с наиболее способными детьми музыкальными работниками в кружке «Ритмическая мозаика» и воспитателями в группах в кружках «Рукодельнички», «Семицветики».
Для более успешного решения задач художественно-эстетического воспитания в группах, создана соответствующая творческая среда, которая побуждает каждого ребенка взаимодействовать с различными ее элементами в соответствии возраста, интересов и способностей в естественной для детей обстановке. В результате смотра-конкурса «На лучший уголок творчества» отмечены группы №11,13, 10, 6, 7, 3, 5.
Комплексная реализация задач художественно-эстетического воспитания позволила нам повысить уровень художественных способностей детей через изобразительную, театрально-игровую и музыкальную деятельность.
Вся работа по реализации поставленной задачи проводится в форме интегрированных занятий, развивающих игр занятий по интересам, играм-драмматизациям, в самостоятельной деятельности детей.
Обучение осуществляется в соответствии контекста игровой деятельности.
Особое внимание продолжаем уделять развитию у детей эстетического отношения к окружающему миру, искусству, обеспечиваем условия для творческой самореализации детей с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей. Дети с большим желанием импровизируют в различных жанрах, пении, игре на инструментах; наиболее полно раскрывают свой творческий потенциал в драматизации и театрализации сказок, сюжетно-ролевых играх, играх-драмматизациях, на занятиях художественно-эстетической направленности.
Для того чтобы заинтересовать детей, вовлечь их в процесс воспитания и продуктивной деятельности, педагоги используют разнообразные способы: сказочные повествования, игровые ситуации, ролевые игры, игры импровизации, погружения ребенка то в ситуации зрителей, то в ситуацию слушателя или актера. Все это создает предпосылки для самостоятельного поиска и решения поставленных задач. В распоряжении детей в течение дня находятся краски, кисти, бумага разного формата и текстуры, восковые мелки, фломастеры, уголь для изобразительной деятельности, игрушечные музыкальные инструменты, различные атрибуты для театральных игр. Дети учатся совершать разные превращения с красками, удивляются своим маленьким открытиям в области цвета, учатся различать мелодии, ритмы, у них развивается поэтический слух, выразительность интонации, мимики, движения. Этому способствуют уроки любования природными явлениями, живыми картинками природы, знакомства с произведениями искусства, которые часто используют педагоги на занятиях (репродукции картин Шишкина И.И., Репина Е.И., Левитана И.И., Юона К.Ф. и др.) и ежегодное посещение старшими детьми Дальневосточного художественного музея.
Много внимания в ДОУ уделяется народным праздникам: Осенины, Рождество, Колядки, Масленица, Пасха, фольклорные праздники - стали традиционными.
Детскими работами постоянно украшен интерьер группы, детского сада. Ежегодно обновляется новыми экспозициями галерея совместного творчества педагогов, детей и родителей. В ДОУ имеется своя картинная галерея, персональные выставки, где демонстрируются работы детей, выпускников ДОУ, занимающихся в художественных школах, сотрудников ДОУ, родителей. Все направлено на развитие художественного вкуса и эстетического восприятия дошкольников.
Приобщение дошкольников к музыкальному и театральному искусству способствуют встречи с профессиональными артистами в стенах ДОУ (различные группы краевой филармонии, ансамбль «Глория», группа театра Музыкальной комедии, артисты циркового жанра). Развитие художественно-творческих способностей детей происходит и в результате творческих выставок, ежегодно проводимых в ДОУ осенью («Природа и фантазия», «Дары осени») и весной («Волшебный мир искусства»). Традиционными стали творческие выставки родителей и детей в дни весенних каникул. Весною проходит «Театральная неделя», где широко раскрывается творческий потенциал детей и педагогов. Благодаря творческому союзу воспитателей, детей, музыкальных руководителей, руководителя театральной студии, появились замечательные постановки в исполнении детей: "Как Маша водицу полюбила", «Муха и Федора», «Кошкин дом», «Кот и семеро мышат», «Золушка» и т.д., которые получили прекрасные отзывы зрителей (дети, родители).
Такая плодотворная работа возможна при постоянном повышении педагогами своего профессионализма, которое проходит через различные формы методической работы: педсоветы, консультации, семинары-практикумы, деловые игры, игры – викторины, открытые просмотры. Так, в 2008 году с большим творческим энтузиазмом прошел педсовет «Воспитание культурой и красотой» с игрой викториной «Кладовая мудрости, россыпь радости». В 2009 году прошел педсовет с элементами деловой игры по теме «Искусство в жизни человека». В 2010 году педсовет по теме «Растим творческую личность» в форме выпуска журнала, с применением новых информационных технологий – мультемедиапрезентацией. На педсоветах педагоги делились опытом работы в этом направлении, активно участвовали в дискуссии, решали кроссворды, проявляли творчество и фантазию в подготовке и выполнении заданий. Активное участие в подготовке и проведении педсоветов приняли педагоги: Громик М.., Родина М.П., Поданева Л.Н., Бардюкова Н.М., Тарасова Л.Е, музыкальный руководитель Рябова Л. А., Воронкова Г.В предварительно показавшие нам очень интересные, на высоком методическом уровне, открытые занятия по изодеятельности, художественному труду, художественно-речевой и музыкальной деятельности. Дети получили огромное удовольствие от проделанной работы, показали умение различать основные цвета и их оттенки, получать новые путем смешения красок, различать теплые и холодные цвета; проявили творчество в изготовлении поделок способом «оригами», поделок с использованием природного материала. Интересно прошли открытые занятия для ДОУ из серии « Играя, творим» по изодеятельности «Путешествие в Дымково» в старшей группе №6 у Поданевой Л.Н, в средней группе №5 Тарасовой Л.Е. занятие по теме «Звукоподражание и пластика» на основе театрализованных игровых упражнений на развитие у детей творческого воображения, жестов, мимики. На музыкально-ритмическом занятии дети подготовительной группы №9 знакомились с понятием- народные танцы, песни, хороводы и т.д, играли на народных инструментах и называли их. На занятии дети импровизировали, выразительно пели и двигались, подражали, изображая героев в инсценировке сказки «Теремок». В группе № 12 хорошо различали музыку грустную и веселую, быструю и медленную, ее характер. Они не только слушали музыку, но и слышали ее, прекрасно исполняли вальс, отличали его от польки, марша, мазурки.
Открытые занятия по воспитанию сенсорной культуры у самых маленьких детей и детей с нарушением интеллекта в спецгруппах показали, что у детей хорошо развито чувственное восприятие, они различают предметы по цвету, величине, форме, определяют вкус запах. Дети проявляли большой интерес к занятиям, были активны, жизнерадостны. Все это достигнуто благодаря тому, что в группах созданы хорошие условия для воспитания сенсорной культуры и дети очень часто действуют с предметами во время самостоятельной и совместной деятельности.
В ДОУ прошли практикумы, подготовленные творческими педагогами Поданевой Л.Н., Палтусовой В.В «Нетрадиционное рисование», «Декоративное рисование русских узоров».
В процессе тематической проверки были даны рекомендации педагогам: постоянно пополнять фонотеку, музыкальные уголки не озвученными и нетрадиционными музыкальными инструментами, планировать музыкальные дидактические игры, игры развивающие ритм, хороводы. Обновлять уголки ряженья народными костюмами, театральные уголки разнообразными видами театров. В художественной деятельности применять нетрадиционные материалы, планировать индивидуальную работу с детьми.
В коллективе работают талантливые педагоги, способные решать задачи художественно-эстетического воспитания. Один педагог прошел специальные курсы по художественному творчеству и бумагопластике. Педагоги дополнительного образования имеют соответствующие дипломы. Поэтому педагогический коллектив смело участвует в методической работе района, города, края. Педагоги делятся опытом работы по развитию художественно-эстетических способностей у детей, участвуя в городских методических объединениях и конкурсе «Учитель года».
В 2010 году на конкурсе «Педагогический звездопад « 2010» в номинации «Педагог – лидер» наш воспитатель Тарасова Лина Евгеньевна заняла 1 место.
В коллективе разработаны обобщенные опыты работы педагогов:
1.Воронкова Г.В. «Восприятие классической музыки через музыкально – ритмические движения»
2.Тарасова Л.Е. «Развитие творческой личности через театрализованную деятельность»
3.Голуб А.Ю. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников средствами народного творчества и искусства»
4.Рябова Л.А. «Народные праздники и развлечения в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»
На стадии изучения и обобщения опыты работ Поданевой Л.Н « Развитие творчества и фантазии средствами изобразительной деятельности».
В своей работе педагоги кроме программы «Радуга» используют новые технологии и современные методики Л.В. Артемова «Театрализованные игры дошкольников»
Н, Сорокиной «Театр и дети», «Методика и организация и театрализованной деятельности дошкольников» Чурилова Э.Г. , «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой., «Ритмическая мозаика» А.И. Буренина, «Ладушки» И.А. Новоскольцевой, И.А. Лыкова «Цветные ладошки», Т.Н Доронова «Нетрадиционное рисование»
В МДОУ оформлен опыт работы по художественно – эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста. В основе опыта лежит система работы по художественно – эстетическому воспитанию с использованием интегративного подхода.
Педагогическая диагностика проводилась по следующим критериям:
Изобразительная деятельность
- Различает и использует цвета и оттенки
- Умеет изображать предметы по представлению , с натуры.
- Создает сюжетные изображения на разнообразные темы.
- Выполняет узоры по мотивам декоративно – прикладного искусства, используя разнообразные приемы.
- Лепит предметы, сюжетные композиции, используя разные приемы
Музыкальное развитие
- Ладовое чувство
- Музыкальный слух
- Чувство ритма
Анализ выполнения программы по художественно-эстетическому воспитанию показал следующие результаты:
Изобразительная и музыкально – художественная деятельность детей
2009 г. 2010 г.
Анализ детских работ, беседы с воспитателями и родителями, учителями школ свидетельствуют о том, что постановка художественно-эстетического воспитания в ДОУ соответствует современным требованиям государственного стандарта.
В результате такой работы дети могут импровизировать, передавать свои чувства: любовь, радость, гнев и т.д. В детских работах чувствуется эмоциональное восприятие цвета, смелый поиск цветосочетаний, простой фантазии и главное - получение от этого радости.
Интеграция образовательных областей «Художественное творчество» и «Музыка» проходит через образовательные области «Коммуникация, «Труд», «Познание», «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура».
Многие дети из числа наших выпускников занимаются в лицее искусств, театральной студии «Бенефис», в центрах внешкольной работы района и города,
ДК «Судостроитель». Выпускница Клименко Алина является стипендиатом для одаренных детей, свидетельство подписано бывшим губернатором Хабаровского края В.И Ишаевым. С лицеем у нас налажен тесный контакт, и его работники с удовольствием принимают наших выпускников.
Впереди у коллектива ДОУ много планов и замыслов, но главное, что художественно-эстетическое развитие, которое органично вплетается в процесс приобщения ребенка к лучшим образцам большого искусства, имеет решающее значение в развитии личности в целом, уверенности в себе, любви к искусству, гордости за родную культуру.
Следующей проблемой, над которой коллектив работал в течение трех лет, является формирование у детей дошкольного возраста правильной, грамотной, выразительной и образной речи средствами обучения рассказыванию. В 2008 году педсовет «Речевое развитие детей» прошел в форме деловой игры, которая состояла из практической и теоретической части. Педагоги раскрыли методы и приемы работы по развитию речи. Проявили творчество и фантазию в практической части, активно высказывали свои мысли, решая педагогические ситуации. В 2009 году прошел педсовет по теме «Речевое развитие детей через приобщение к художественной литературе». Своим опытом работы в этом направлении на открытом занятии «В сказочном лесу» поделилась Родина М.П., во 2 младшей группе Севастьянова М.Г «Что выросло в огороде», в старшей группе «Литературный калейдоскоп» Севастьянова Е.П. На занятиях воспитатели добивались от детей четких, выразительных и связных ответов. Активизировали речь детей игровыми упражнениями, введением сказочных персонажей, вопросами, загадками и т.д.
В результате тематических проверок были даны рекомендации. Планировать дидактические игры по развитию речи, усилить индивидуальную работу с детьми. Планировать занятия обучающие детей творческому рассказыванию, по картинам, из личного опыта. Пополнить микрокабинеты в группах дидактическими играми по развитию речи, соответствующие возрасту детей. Усилить работу по звуковой культуре речи. Уделить особое внимание наглядной информации для родителей по развитию речи у детей. Разнообразить формы работы по приобщению детей к художественной литературе.
Однако проблема по формированию речи у дошкольников является очень важной. Есть необходимость в продолжении и усилении работы по развитию речи детей в следующем учебном году.
По результатам проводимой диагностики, было выявлено, что уровень речевого развития детей незначительно, но повысился в результате целенаправленного, системного подхода, к организации учебного процесса.
Однако проблема по формированию речи у дошкольников через разные виды деятельности является очень важной. Есть необходимость в продолжении и усилении работы по развитию речи детей в следующем учебном году, особенно над выразительной стороной речи у детей. Педагогической диагностикой дошкольников были обследованы следующие стороны речи - формирование словаря, звуковая культура речи, развитие грамматического строя речи, связная речь, грамматический строй.
Уровни речевого развития детей
год | уровни | ||
высокий | средний | низкий | |
2008 -2009 | 48 % | 53% | 9% |
2009 - 2010 | 52% | 46% | 2% |
В ДОУ эффективно ведется работа педагогом-психологом. Одной из важнейших задач психолога является деятельность по созданию психологических условий для эмоционального комфорта ребенка и развития его личности, что важно для последующего обучения в школе.
Качественная подготовка детей к школе - это то, к чему мы стремимся в конечном итоге. Готовность ребенка к обучению к школе определяется наличием у ребенка знаний, умений, способностей необходимых для усвоения школьной программы. Школьная зрелость отождествляется с умственными способностями ребенка. Перед педагогами ДОУ стояла задача комплексной подготовки детей к школе: интеллектуальное развитие, развитие эмоционально - личностной сферы, достижение определенного уровня физической зрелости. В ДОУ функционировало три подготовительные группы Фронтальные проверки, педагогическая диагностика показали, что выпускники наши хорошо подготовлены к школе.
Так, из 63 выпускников:
32 - школьно-зрелые
31 - средне-зрелые
Низкого уровня нет.
По психолого-педагогической диагностике (методика Семаго Н «Психолого педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения», методика Керна-Йерасика) проведенной педагогом – психологом высокий уровень подготовленности детей к школе имею 30 человек, средний 35, ближе к среднему 4 ребенка. До конца 2010 учебного года с детьми, требующими внимания, проводилась соответствующая коррекция.
Анализ физической подготовленности показал: у 47 детей средний уровень, у 14 высокий уровень подготовленности детей, 2 ребенка - ниже среднего.
Большинство детей в группах читают, много детей с высоким уровнем по математике.
Фиксация индивидуальных достижений, позволяющие отразить все интересное, что произошло в жизни ребенка в стенах ДОУ: положительные эмоции, творческие успехи, мониторинг здоровья, психофизического развития, личностного становления и социализации, впечатления от прогулок, конкурсов, награды, забавные высказывания происходит в папке личных достижений – в портфолио дошкольника. Портфолио оказывает неоценимую заслугу нашим педагогам и родителям, стремящимся сделать образовательный процесс эффективным, помогает при необходимости провести коррекцию развития. Но главное, что все достижения видны самому воспитаннику, они становятся предметом его гордости, служат средством, повышающим мотивацию познавательной и творческой деятельности.
Успехи своих выпускников мы внимательно отслеживаем.
Анализ результатов успеваемости выпускников.
год | количество детей | учатся отлично | учатся на хорошо и отлично | учатся на 3 и 4 | учатся на 3 |
2007 -2008 | 41 | 12 – 28% | 17 – 41% | 4 -11% | 2 -5 % |
2008 -2009 | 44 | 14 – 33% | 15 – 38% | 4 – 11% | 2 -5% |
2009-2010 | 63 | 31 – 47% | 20 -30% | 8 – 14% | 4 - 8% |
Уровень готовности детей к школе, адаптация наших выпускников к школе и анализ результатов успеваемости за несколько лет показывает стабильность и хорошее качество усвоения программного материала, эффективность и творческий подход к воспитательно – образовательному процессу педагогов ДОУ.
Сравнительный анализ качества подготовленности выпускников ДОУ за последние 3 года свидетельствует о том, что примерно 70% детей, обучающихся в разных учебных заведениях микрорайона учатся на хорошо и отлично.
Положительных результатов в воспитании и развитии всесторонне развитой личности ребенка можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи. Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности; в которой родители не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса. В работе с родителями традиционными стали организация разнообразных выставок совместных работ педагогов и детей, родителей и детей: «Дары осени», «Природа и фантазия», «Умелые ручки», Конкурсы рисунков «Мой любимый город Хабаровск», «Счастье быть семьей». В связи с тем, что многие родители испытывают дефицит времени, мы широко используем дистанционные формы работы: выставки, фотогалереи, стенды, ширмы, буклеты, папки – передвижки. Активно функционирует» Почтовый ящик» для вопросов специалистам детского сада. В приемных групповых комнат воспитатели устраивают фотовыставки, направленные на то, чтобы ознакомить родителей поближе с деятельностью их детей, организуют выставки новых книг по вопросам воспитания и т.д. В группах родительские собрания проходят в непринужденной обстановке – за чаепитием. В течение учебного года подготовлены для родителей консультации «Каждый ребенок личность», «Скоро в школу», «Вредные привычки малышей», «От чего зависит авторитет родителей» и т.д. - педагогом – психологом Беловой А.А. и другими узкими специалистами.
Ежегодно проводятся Дни открытых дверей, совместные спортивные праздники с участием родителей «Мамы и дочки, папы и сыночки».
К участию в жизни детского сада привлекаем родительский комитет, попечительский совет.
Два года в ДОУ функционирует такая форма работы для родителей детей раннего возраста как клуб «Молодая семья», в котором оказываются медико – психолого – педагогическая помощь родителям специалистами ДОУ, происходит повышение педагогических знаний родителей. Мы стараемся идти в ногу со временем, в работе с родителями используем новые информационные технологии. На общем родительском собрании с привлечением специалистов по теме « МДОУ и семья: воспитание здорового поколения» использовали просмотр родителями фрагментов различных видов деятельности детей, направленных на их оздоровление. Планируем более активно использовать мультимедиапрезентации по основным направлениям развития ребенка дошкольного возраста. По итогам анкетирования родителей 90% полностью удовлетворены работой ДОУ.
Помогают нам в работе и социальные связи:
- Сотрудничество с Центром развития образования.
- Хабаровским краевым институтом развития образования.
- С педагогическим университетом.
- С лицеем искусств.
- Школой № 52.
- С детским юношеским центром «Поиск».
- Детской поликлиникой № 2
- Краевым психосоматическим центром.
- Краеведческим музеем
- Художественным музеем.
- С санаторием «Амурский», где проходят реабилитацию наши дети – инвалиды.
За последние годы проведена большая работа по укреплению материально технической базы. Основную материальную поддержку оказывают родители. 2008 г. – 1412639, 89 рублей, 2009 – 1255853, 60 рублей, 2010 год – 1049407, 91 рублей. В среднем собираем 1 милл. 200 тыс. рублей в год.
- Заменена во всех группах мебель, линолеум, светильники. Пополнились мягким инвентарем, посудой, приобретены 3компьютера, музыкальный центр, очиситель воздуха «Биотрон».
- Приобретено оборудование на кухню.
- Проведены капитальные ремонты в группах №11, № 12, № 13, музыкального зала, прачечной.
- Приобретены игрушки, спортивное оборудование.
В целом педагогический коллектив творчески поработал над решением поставленных задач. За последние 3 года были обобщены опыты работы 6-ти педагогов по различным проблемам: художественно-эстетическому воспитанию, познавательному развитию, воспитанию экологической культуры, развитию речи.
Педагоги принимают активное участие в городских методических объединениях, городских семинарах и городских конкурсах.
Анализ детских работ, беседы с воспитателями и родителями, учителями школ
свидетельствуют о том, что постановка художественно-эстетического воспитания в ДОУ не только соответствует современным требованиям государственного стандарта, но и превышает их.
Исходя из реальности сегодняшних дней, возросших требований в образовании и воспитании дошкольников, учитывая приоритетность направления в работе ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию и достаточно высокий кадровый потенциал, обладающий необходимым уровнем знаний, определенный уже на сегодняшний день контингент детей и своеобразный престиж ДОУ, куда хотят водить своих детей родители. Мы пришли к выводу, что необходимо продолжать работу по приоритетному направлению. Это дает возможность педагогам работать творчески. Интересные традиции, новые творческие дела делают жизнь педагогов запоминающейся и радостной.
Педагогический коллектив решение проблемы на перспективу видит в продолжении своей работы по развитию духовно – культурной, творчески свободной, активной, самостоятельной личности дошкольника. Основной задачей которой предполагается более глубокое развитие художественно-творческих способностей детей, формирование у дошкольников способность воспринимать, чувствовать, понимать красоту в жизни и в искусстве, оценивать и эмоционально откликаться на неё.
В ПЕРСПЕКТИВЕ ПЛАНИРУЕМ:
- Изучение и внедрение новых программ и технологий.
- Углубить работу с одаренными детьми через дополнительные образовательные услуги: театральную студию, изо – студию.
- Открыть студию по хореографии.
- Создать индивидуальный маршрут сопровождения каждого ребенка.
ДОУ определяет для себя требования к тому образованию, которое оно должно давать детям, и требования к условиям работы.
Образование ребенка в ДОУ должно быть:
- системным и комплексным,
- образование должно обеспечивать высокий уровень развития ребенка,
- образование должно носить гуманистический характер, способствовать формированию базиса личностной культуры ребенка,
- образование должно обеспечивать развитие творческого потенциала личности; художественно-эстетическое развитие,
- образование должно включать в себя требования социального заказа
- возрождение народных традиций в социальном воспитании,
- уважение личности ребенка.
- развивающее индивидуально-ориентированное обучение дошкольников:
Впереди у коллектива ДОУ много планов и замыслов, но главное,
что художественно - эстетическое развитие, которое органично вплетается в процесс приобщения ребенка к лучшим образцам большого искусства, имеет решающее значение в развитии личности в целом: уверенности в себе, любви к искусству, гордости за родную культуру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 49» за 2009-2012 учебный год
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬН...
ПЛАН – график внутрисадовского контроля в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида №1 «Сказка»
ПЛАН – графиквнутрисадовского контроляв муниципальном дошкольном образовательном учреждении...
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №5 «ДУБОК» СТАНИЦЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН Тема НОД : «Путешествие по улицам города Безпожария» (Подготовительная гр
Тема НОД : «Путешествие по улицам города Безпожария» (Подготовительная группа) Составитель: Тихонова Юлия Анатольевна 1 квалификационная категория ...
План экспериментальной деятельности муниципального дошкольного образовательного учреждения – детский сад общеразвивающего вида №7 «Вишенка» на 2014-2015 учебный год
В данном материале помещен план ЭП на учебный год...
Рабочая программа воспитателей в общеобразовательной группе младшего дошкольного возраста муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №103» Заводского района г. Саратова на 2014-2015 учебный год.
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДЕНА:Решением педагогического совета Заведующим МДОУ «Детский садМДОУ «Детский сад комбинированного вида №103»комбинированного вида №103» Заводского района г. СаратоваЗаводского района ...
Рабочая программа воспитателей в общеобразовательной группе младшего дошкольного возраста муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №103» Заводского района г. Саратова на 2017-2018 учебный год
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1. 1. Пояснительная записка Рабочая программа общеобразовательной группы младшего дошкольного возраста «Капитошка» МДОУ «Детский сад комбинированного вида...
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида №103" Заводского района г. Саратова Конспект Непосредственно образовательной деятельности Тема: "Моя семья" в общеобразовательной группе младшего дошкольного воз
Цель: создать условия для развития у детей представлений о семье, семейной принадлежности.Задачи:Образовательные:1. Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе. 2. Закреплять ...