ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.
методическая разработка на тему
Проблема развития профессионализма воспитателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
professionalizm_vospitateley.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема развития профессионализма воспитателей дошкольных учреждений.
В современном быстроразвивающемся и постоянно меняющемся обществе предъявляются особые требования к современному воспитанию детей, а в частности дошкольников. Именно в этом возрасте у ребенка закладываются основы мировоззрения, социального поведения, этических норм и моральных качеств. К концу дошкольного возраста у детей формируется самосознания и самооценка, которые будут играть решающую роль на всем жизненном пути человека.
Ответственность за развитие этих качеств ложится, в первую очередь, на воспитателей. Обязанность воспитателя за несколько лет пребывания ребенка в дошкольном учреждении положить основу психо – эмоционального, морального, социального, творческого и интеллектуального развития ребенка, исходя из его врожденных особенностей, способностей и задатков. Это развитие может обеспечиться профессионализмом воспитателя ДОУ, который сводится не только к знаниям и умениям педагогов, но и совокупностью профессионально важных качеств личности и ее направленности, удовлетворенности трудом и смысложизненными ориентациями.
На данный момент на службе у педагогов стоит целый ряд методик, рекомендаций, стратегий и средств воспитания, позволяющий эффективно выполнять социальный заказ общества на воспитание подрастающего поколения. Очень важно для педагога грамотно использовать эти средства. Но выбор не только методики и стратегии, но и профессиональной позиции. Размытость, неопределенной собственной позиции как воспитателя действует разрушительно, как в профессиональном, так и личном плане. Профессионализм воспитателей дошкольных учреждений может рассматриваться через структуру профессиональной компетентности.
Современный педагог дошкольного учреждения должен обладать особыми профессиональными и личными качествами, которые позволят ему, как можно лучше справляться с поставленными задачами, чутко реагировать на изменения в обществе и максимально оптимизировать переход ребенка в сложный мир взрослых.
Во многом специфику и эффективность работы педагога с детьми, отношения с коллегами, администрацией, родителями определяют содержательные уровни развитости профессионально важных качеств воспитателя дошкольного образовательного учреждения, входящий в состав профессионализма. (Е.А.Климов, Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Н.В.Кузьмина и др.).
Но исследования показали, что воспитатели с высоким уровнем профессионализма отмечают нехватку теоретических и практических знаний и умений. А также многие испытывают неудовлетворенность своими достижениями и трудом. Проблема усугубляется тем, что большой процент работающих воспитателей – пенсионеры.
На базе одного из дошкольных учреждений, было проведено исследование удовлетворенности трудом работающих пенсионеров. В результате исследования выявлено, что уровень удовлетворенности различными составляющими труда неодинаков. По большинству параметров работающие пенсионеры имеют высокий уровень удовлетворенности трудом. Так по параметрам интерес к работе, удовлетворенность достижениями, уровень взаимоотношения с сотрудниками и руководством, уровень притязаний, удовлетворенность условиями труда, профессиональная ответственность и общая удовлетворенность трудом варьируется от 56 до 87.
Примечание: ИНТ- интерес к работе, УДОВ – удовлетворенность достижениями, УДОВВ3 –удовлетворенность во взаимоотношениях с сотрудниками, УДОВВ2 – удовлетворенность во взаимоотношениями с руководством, УР – уровень притязаний, ПРЕД – предпочтение выполняемой работы высокому заработку, УДОВУС – удовлетворенность условиями труда, ПРоФ – профессиональная ответственность, ОБУТ – общая удовлетворенность трудом.
Установлено, что возраст, трудовой стаж и должностной статус выступают значимыми показателями уровня выраженности профессиональных качеств. Самым продуктивным в развитии профессионального мастерства и результативности проведения инновационной педагогической деятельности, ее эффективности является для воспитателей ДОУ период 30 – 45 при педагогическом стаже 10 – 21 год.
На фоне достаточно большого количества научных трудов и исследований по этой тематике, но в них недостаточно разработаны пути повышения и развития профессионализма воспитателей в зависимости от стажа и квалификации. Это подтверждает, что существует проблема развития профессионализма педагогов дошкольного образовательного учреждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблема профессионализма воспитателей дошкольных образовательных учреждений
Современный педагог дошкольного учреждения должен обладать особыми профессиональными и личными качествами, которые позволят ему, как можно лучше справляться с поставленными задачами, чутко реаги...
Методическая разработка для воспитателей дошкольных учреждений. Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми
Пояснительная записка: Мною представлен опыт работы по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми Дьенеша...
Выступление на муниципальном методическом объединении для воспитателей дошкольных учреждений «Речевое развитие детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО» на тему: «Интерактивные игры на развитие фонематического восприятия в старшем дошкольном возрасте
Выступление на тему "Интерактивные игры на развитие фонематического восприятия в старшем дошкольном возрасте"...
Возможности воспитателя дошкольного учреждения в развитии воли у детей дошкольного возраста
Один из основных факторов воспитания воли – режим, определенный порядок жизни ребенка. Точное выполнение режима приучает ребенка к порядку, организованности, дисциплине. Одним из приемов может с...
Мастер - класс для воспитателей и помощников воспитателей дошкольных учреждений на тему: «Пластилинография, как средство развития творческих способностей дошкольников»
Дошкольники – маленькие фантазеры и открыватели. Именно у дошкольников вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. Не получив должного развития в этот период, творческий потенциал далеко не все...
Статья в соавторстве "Некоторые проблемы в работе воспитателя дошкольного образовательного учреждения"
В статье "Некоторые проблемы в работе воспитателя дошкольного образовательного учреждения" рассмотрены трудности, сопровождающие работу воспитателя дошкольного образовательного учрежде...
Консультация для родителей и воспитателей дошкольных учреждений. Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения
Консультация для родителей и воспитателей дошкольных учреждений.Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения...