"Педагогическое мастерство воспитателя"
методическая разработка по теме

Семинар-практикум в виде викторины для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ в виде ВИКТОРИНЫ

Тема “Педагогическое мастерство воспитателя”

Дата проведения: 15 февраля 2011 года в 13.00

Цель: выявить уровень профессиональной подготовленности воспитателей; в нетрадиционной форме показать свои знания в области дошкольной педагогики, психологии, методиках дошкольного образования и воспитания; развивать творческое воображение, сплоченность; формировать способность быстро и логически мыслить, культурно общаться, умение работать в коллективе с коллегами, объединенными одной задачей; вызвать интерес к здоровому соперничеству.

Ответственный за проведение:

заместитель директора по УВР

Ильясова Р.Р.

ВЕД.: Одна из главных задач современной системы дошкольного образования - повышение качества воспитательно-образовательной работы, создание условий для творческой самореализации личности каждого ребенка. Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров. К работе дошкольных учреждений сегодня предъявляются все более высокие требования. Эти требования преломляются в систему задач, стоящих перед педагогами ДОУ, так как уровень и характер достижений ребенка зависят, прежде всего, от профессиональной компетентности педагога, его умения работать над собой, постоянно совершенствоваться профессионально. Воспитатель - не только профессия. Это высокая миссия, предназначение которой - формирование личности маленького человека. Ведь именно воспитатель детского сада изо дня в день раскрывает дошкольникам секреты окружающего мира, учит любить и беречь свою семью, близких людей, Родину, вместе с воспитанниками переживает их неудачи и радуется новым открытиям. Сегодня обществу нужен педагог компетентный, всесторонне подготовленный, являющийся примером человеколюбия, порядочности, педагог, владеющий педагогическим мастерством. И вот, в связи с решением одной из задач нашего годового плана (которая звучит так: способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов) сегодня на базе нашего учреждения проводится СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ в виде ВИКТОРИНЫ на тему “Педагогическое мастерство воспитателя”.

     Уважаемые коллеги я представляю вам жюри, которое будет по достоинству оценивать мастерство наших воспитателей:

  1. председатель жюри - директор Хисамутдинова А.Х.,
  2. заместитель директора по УВР Абдуллаева Р.К.,
  3. учитель начальных классов Караулова Т.П.,  
  4. учитель-логопед Абдуллаева З.Р., 
  5. инструктор по физическому воспитанию Абдрахимова Г.К.,
  6. музыкальный руководитель Ильясова М.М.
  7. член первичной профсоюзной организации Абазова В.Р.

      Соревноваться будут две команды воспитателей. Каждое задание оценивается по 3-х балльной системе. Наши участники получили домашнее задание: придумать название команды, эмблему и девиз. Итак, я предлагаю просмотреть и оценить результаты. Уважаемые коллеги поприветствуем команду “Дружба” и ее участников: Ефимова Альбина Газинуровна, Зульбухарова Люция Флюровна, Мусаева Гюзаль Флюровна, Яхьяева Гузалия Гумарбековна, Ускова Асия Асхаровна, Курманова Венера Искаховна и капитан команды - Закирова Луиза Камильевна. Ну и команда - соперница “Улыбка” и ее участники: Якупова Гузалия Мудировна, Курманова Догера Каримовна, Юсупалиева Диляра Назымбековна, Уразмамбетова Ралина Рубиновна, Айбулатова Адэля Рафхатовна, Джумагалиева Муслима Тлепкалиевна и капитан команды - Абжалиева Зульфия Рамильевна. Команда “Дружба” - ваш девиз (участники проговаривают свой девиз). Команда “Улыбка” представят нам свой девиз. Благодарю команды. Жюри оценивает название команды, девиз, эмблемы.

    После просмотра слово предоставляется жюри.

  Следующее задание: игра “Аббревиатуры”. Данная игра поможет вам не только настроиться на работу, но и в игровой ситуации упражняет ваше воображение, демонстрирует знание окружающей реалности и  интеллектуальное развитие (предлагаю участникам расшифровать ряд распространенных аббревиатур):

I-ая команда

II-ая команда

РФ - Российская Федерация

СНГ - Союз независимых государств

МЧС - Министерство чрезвычайных ситуаций

МВД - Министерство внутренних дел

КЗОТ - кодекс законов о труде

ГОСТ - государственный общесоюзный стандарт

МХАТ - Московский художественный академический театр (им. М.Горького)

НИИ - Научный институт исследования

ДДВ - детский дошкольный возраст

ДДМШВ - дети дошкольного и младшего школьного возраста

УВР - учебно-воспитательная работа

ДОУ - Дошкольное образовательное учреждение

ООН - Организация объединенных наций

АН - академия наук

ЛОР - Отоларингология

ОРЗ - острое респираторное заболевание

КГБ - Комитет государственной безопасности

НЛО - неопознанный летающий объект

Слово жюри.

3-е задание: предлагаю воспитателям названия образовательных программ, они должны определить комплексные и парциальные программы и направление работы по ним:

Название программы, автор

Направление

“От звука к букве” Е.В. Колесникова

Парциальная - подготовка к обучению грамоте

“Я, ты, мы”

Парциальная - социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет

Программа обучения и развития детей 5 лет “Предшкольная пора” Н.Ф. Виноградова

Комплексная

“Конструирование и художественный труд в детском саду” Л.В. Куцакова

Парциальная

“Кроха” Г.Г. Григорьева

Комплексная программа воспитания и развития детей раннего возраста

“Математические ступеньки”

Е.В. Колесникова

Парциальная - формирование математических представлений у детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет

Программа развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе “Школа 2100” (“Детский сад 2100”)

Комплексная

“Истоки” Л.А. Парамонова

Комплексная

“Цветные ладошки” И.А. Лыкова

Парциальная - художественно-творческое развитие

“Гармония” К.В. Тарасова

Парциальная - музыкальное развитие ребенка в дошкольном детстве

“Детство” В.И. Логинова

Комплексная

“Музыкальные шедевры О.П. Радынова

Парциальная - ормирование основ музыкальной культуры

“Одаренный ребенок” Л.А. Венгер

Комплексная

“Ладушки” И.М. Каплунова

Парциальная - музыкальное воспитание

“Развитие” Л.А. Венгер

Комплексная

“Мы” Н.Н. Кондратьева

Парциальная - экологическое образование

“Радуга” Т.Н. Доронова

Комплексная

“Программа воспитания и обучения в детском саду” М.А. Васильевой

Комплексная

“Планета - наш дом” И.Г. Белавина

Парциальная - экологическое образование

Слово жюри.

4-е задание “Гонка за лидером”. Задаю вопросы поочередно каждой команде  из области дошкольной педагогики, психологии и методик (за каждый правильный ответ команда получает фишку):

  1. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста включает в себя такие направления, как: (физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое, работа с семьей);
  2. Объясните понятие “сенсорное воспитание”. Что в него входит? Сенсорное воспитание - целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Цвет, форма, величина, пространственные представления, ориентировка во времени, развитие речевого и музыкального слуха, тактильной чувствительности, обоняния.
  3. Какие вы знаете методы и приемы обучения? Наглядные (наблюдение, показ предметов, образца, использование ТСО, дидактических пособий), словесные (пояснение, рассказ, чтение, беседа), практические (упражнения), игровые, поисково-исследовательские.
  4. Назовите основной вид деятельности детей дошкольного возраста и его структурные элементы. ИГРА. Игровой замысел, сюжет, игровые действия, роли, правила.
  5. Какие виды игрушек вы знаете? (сюжетно-образные, технические,игрушки-забавы; маскарадно-елочные; спортивно-моторные, музыкальные и озвученные, театральные, дидактические, строительные, игрушки-самоделки).
  6. Какие виды народных росписей изучаются в детском саду? (хохлома, городец, гжель, дымково,жостово).
  7. Что такое “педагогическая деятельность”? Педагогическая деятельность - это целенаправленное, мотивированное воздействие педагога, ориентированное на всестороннее развитие личности ребенка и подготовку его к жизни в современных социокультурных условиях.
  8. Какие детские болезни вы знаете? (коклюш, скарлатина, эпидемиологический паротит, краснуха, корь, ветряная оспа).
  9. Что такое здоровьесберегающая среда? Комплекс средств и мероприятий, направленных на укрепление психофизического и психологического здоровья детей.
  10.  Какие методики дошкольного образования вы знаете? (развитие речи, обучение грамоте, развитие элементарных математических представлений, физическое воспитание, развитие экологических представлений, музыкальное воспитание).
  11. Что такое “инновация”. Внедрение новых идей, технологий в педагогическую практику.
  12. Какие формы работы с родителями вы знаете? (папки-передвижки, консультации, индивидуальные беседы, стендовая информация, круглый стол, деловая игра, родительское собрание, день открытых дверей и т.д.)

Слово жюри.

5-е задание: угадать из какого произведения строки и кто является автором, в какой возрастной группе используется.

Для команды “Дружба”:

1.  Зима недаром злиться,

     Прошла ее пора,

     Весна в окно стучиться

  И гонит со двора... (Федор Иванович Тютчев “Зима недаром злится...”, старшая группа)

2. ... Побежала мышка- мать,

        Стала утку в няньки звать:

        - Приходи к нам тетя утка,

    Нашу детку покачать... (Самуил Яковлевич Маршак “Сказка о глупом мышонке” I-ая младшая група)

3.  У старой медведицы было два сына... Решили они пойти по белу свету счастья искать... Наконец все припасы у них кончились... Набрели на большую круглую головку сыра... (“Два жадных медвежонка” венгерская сказка, II-ая младшая группа).

Для команды “Улыбка”:

1.  Поет зима - аукает,

     Мохнатый лес баюкает

    Стозвоном сосняка ... (Сергей Есенин “Поет зима - аукает...”, средняя группа)

2. Свинки замяукали:

    Мяу, мяу!

    Кошечки захрюкали:

  Хрю, хрю, хрю! (Корней Иванович Чуковский “Путаница”, I-ая младшая группа)

3. Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка. Каждый раз они ходили за водой... Прыгнул зайка, да прямо нашим водоносам под ноги... Бабка охает... Внучка плачет... Курочка на печке кудахчет... Мышка из под печки пищит... Верно говорят: “... чего нет, и то видят” (“У страха глаза велики” русская народная сказка, II-ая младшая группа)

Слово жюри.

6-е задание: Уважаемые игроки, сейчас я попршу вас изобразить с помощью мимики и жестов педагога из другой команды, которого они должны угадать.

Слово жюри.

7-е задание: Для выполнения следующего задания я приглашаю по одному участнику с каждой команды. Задание на развитие выразительной речи воспитателя. Вам необходимо произнести слово “ОГУРЕЦ” и “ПОМИДОР” с разными интонациями: тихо, громко, нежно, удивленно, иронично, восторженно, ласково, требовательно, таинственно.

Жюри оценивает результаты.

8-е задание: Педагог-искусствовед. Поочередно каждой команде показываю репродукции картин известных художников, которые используются в учебном процессе детского сада. Необходимо назвать автора и название картины. За каждый правильный ответ кманда получает фишку.

И.И. Шишкин “Утро в сосновом лесу”

В.М. Васнецов “Аленушка”

В.М. Васнецов “Три богатыря”

А.К. Саврасов “Грачи прилетели”

И.И. Левитан “Золотая осень”

В.М. Васнецов “Иван-царевич на сером волке”

Слово жюри.

9-е задание: “Угадай мелодию” Предлагаю командам прослушать отрывки музыкальных произведений, определить название, автора, в какой возрастной группе используется.

Для команды “Дружба”:

  1. “Собачка Жучка” муз. Раухвергера, I-ая младшая группа (проигрывается на фортепиано);
  2. “Песенка зайчиков” муз. М.Красева, средняя группа (проигрывается на фортепиано).

Для команды “Улыбка”:

  1. “Санки” муз. М.Красева, II-ая младшая группа (проигрывается на фортепиано);
  2. “Турецкий марш” муз. Моцарта, старшая группа (проигрывается на диске).

Слово жюри

11-ое задание “Снимаем фильм”. Каждой команде предлагается “снять и показать” короткометражный фильм (продолжительностью не более 7-8 минут) из жизни детского сада. Педагоги сами выбирают сюжет

Слово жюри

12-е задание “Конкурс капитанов” (“Дальше... дальше...) Приглашаются капитаны команд. Вопросы капитану команды “Дружба”:

  1. Средство общения. (Язык).
  2. Что такое ТРИЗ. (Теория развития изобразительных задач).
  3. Признак, присущий от рождения. (Врожденный).
  4. Растительный мир. (Флора).
  5. Восхваление лучших черт человека. (Комплимент).
  6. Свободное от работы время. (Досуг).
  7. Неприязнь к другому, вызванная его преимуществом. (Зависть).
  8. Партнер в диалоге. (Собеседник).
  9. Стремление сознательно искажать истину. (Лживость).
  10.  Речь одного человека. (Монолог).
  11.  Какой воспитатель может развивать творчество у ребенка? (Творческий).
  12.  Человек, не верящий в светлое будущее. (Пессимист).
  13.  Способность мыслить и действовать без посторонней помощи. (Самостоятельность).
  14.  Человек, трезво смотрящий на жизнь. (Реалист).
  15.  Места для редких животных, птиц. (Заповедник).
  16.  Игра с одиннадцатиметровыми. (Футбол).
  17.  Пушкинское дубовое украшение. (Цепь).
  18.  Самая колючая жена. (Ежиха).
  19.  Наука, изучающая птиц. (Орнитология).
  20.  Английский писатель-анималист, создавший книгу о человеческом детеныше, вскормленном волчицей. (Редьярд Киплинг).

Вопросы капитану команды “Улыбка”:

  1. Что такое психология? (Наука о душа).
  2. Привыкание организма к новым условиям. (Адаптация).
  3. Разговор двух лиц. (Диалог).
  4. Человек не унывающий всегда верит в хороший исход. (Оптимист).
  5. Врожденная форма поведения. (Инстинкт).
  6. Человек, который может свернуть горы ради достижения своей цели. (Одержимый).
  7. Следование поведению другого. (Подражание).
  8. Культурная потребность, свойственная человеку. (Духовная).
  9. Чувство и сознательная моральная ответственность за себя и других людей перед самим собой. (Совесть).
  10.  Заимствованный образец, которому слепо подражают. (Шаблон).
  11. Средство вскрутить голову. (Бигуди, щипцы).
  12.  Любимое блюдо доверчивых женщин. (Лапша).
  13. Самая тонкая часть женского гардероба. (Колготки, чулки).
  14.  Как выбрать водящего в игре. (Считалкой).
  15.  Откуда берется речевой материал для народных игр? (Из народного фольклора).
  16.  Книга-каталог охраняемых растений и животных (Красная книга).
  17.  Наглядное восприятие детьми объектов и явлений природы. (Наблюдение).
  18.  Наука, изучающая все  о собаках. (Кинология).
  19.  Подземная часть растения. (Корень).
  20.  Группа рыб. (Косяк).

Пока жюри подводит итоги, наши воспитатели исполнят танец “Кадриль”

Подводятся общие итоги викторины. Слово предоставляется жюри.

Предлагаю всем присутствующим исполнить песню воспитателей на мотив “От улыбки”:

1. От улыбки краше наша жизнь.

Пусть на нервах наша держится работа

Если вдруг назрел конфликт – держись.

Улыбнись, когда тебе кричать охота.

Припев:

И тогда наверняка

Ты в глазах дошкольника

Уваженье прочитаешь без ошибки.

С голубого ручейка

Начинается река,

Воспитанье начинается с улыбки

2. Для порядка каждый очень строг.

Только в строгости рискуешь задохнуться.

Улыбнись, ведь это не порок,

Если очень захотелось улыбнуться.

Припев: тот же.

3. Никогда, нигде не забывай,

Что улыбка украшает наше детство

И почаще щедро применяй.

Это главное техническое средство.

Припев: тот же.

Ведущий: Воспитатель – профессия наша,

И порою без званий, наград

Все равно свою любим работу

И торопимся все в детский сад.

Год за годом проходит в заботах.

Все для них – для родных малышей

Изучаем, внедряем в работу

Инновации нынешних дней.

И в потоке жизни текущей

Не забыть нам о мире души,

Чтобы чуткими, добрыми, смелыми

Выходили в свет малыши.

ИТОГОВЫЙ ЛИСТ

Задание

“Дружба”

“Улыбка”

Средний балл

Домашнее задание (название команды, девиз, эмблема)

2; 2; 2; 2; 3; 2; 2 = 15

2; 3; 3; 3; 3; 3; 3 = 20

Задание-игра “Аббревиатуры”

6; 6; 6; 6; 6; 6; 6 = 42

6; 6; 6; 6; 6; 6; 6 = 42

Образовательные программы

10,5; 13; 13; 12; 12; 12; 11 = 83,5

16; 17; 16; 17; 17; 17; 17 = 117

“Гонка за лидером”

5; 5; 4; 4; 4; 4; 3 =25

3; 3,5; 3,5; 3; 3; 3; 3 = 22

Угадать отрывок из произведения

3; 3; 3; 3; 3; 3; 3 = 21

3; 3; 3; 3; 3; 3; 3 = 21

“Мимика и жесты”

6; 6; 6; 6; 3; 6; 6 = 39

6; 6; 6; 5; 3; 6; 6 = 38

Выразительность речи

3; 3; 3; 3; 3; 3; 3 = 21

3; 3; 3; 3; 3; 3; 3 = 21

Педагог-искусствовед

2; 2; 2; 1,5; 1,5; 1; 2 = 12

0,5; 0; 0,5; 0,5; 0; 0; 0,5 = 2

“Угадай мелодию”

2; 2; 2; 2; 2; 2; 2 = 14

0; 0; 0; 0; 0; 0; 0 = 0

“Снимаем фильм”

3; 3; 3; 3; 3; 3; 3 = 21

3; 3; 3; 3; 3; 3; 3 = 21

“Конкурс капитанов”

11; 11; 11; 11; 11; 11; 11 = 77

7; 7; 7; 7; 7; 7; 7 = 49

ИТОГО:

370,5

353


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА "О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ МАСТЕРСТВЕ ВОСПИТАТЕЛЯ "

Тема: «Поделимся опытом» (сценарий )   Цель: выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов, развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать ...

Педагогическое мастерство воспитателя. (из опыта работы семинар-практикум)

Одна из главных задач современной системы дошкольного образования – повышение качества воспитательно-образовательной работы, создание условий для творческой самореализации личности каждого реб...

Педагогический совет "Педагогическое мастерство воспитателя"

выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов........

«Уровень педагогического мастерства воспитателей и организация работы по речевому развитию с детьми дошкольного возраста» /Сценарий педагогического совета ДОУ в формате деловой игры/

В данном материале акцентируется внимание на пополнение знаний педагогов в области теоретических основ развития речи дошкольников; культуры устной речи воспитателей ; уточнение знаний важнейших правил...

«Педагогическое мастерство воспитателя. Обучение русских воспитателей татарскому языку в целях успешного внедрения УМК по обучению двум государственным языкам»

Семинар -практикум для русскоязычных воспитателей: знакомство с татарским алфавитом, с новыми словами на тему: "Знакомство", "Семья", "Продукты", "Школа" и т.д.  прослушивание аудиозаписей....

Педагогический совет на тему: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО ВОСПИТАТЕЛЯ.

Педагогический совет на тему: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО ВОСПИТАТЕЛЯ....

"Педагогическая находка" участницы конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года Республики Тыва - 2019"

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по художественно-эстетическому развитию "Подснежник"...