"Педагогическое мастерство воспитателя"
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ в виде ВИКТОРИНЫ
Тема “Педагогическое мастерство воспитателя”
Дата проведения: 15 февраля 2011 года в 13.00
Цель: выявить уровень профессиональной подготовленности воспитателей; в нетрадиционной форме показать свои знания в области дошкольной педагогики, психологии, методиках дошкольного образования и воспитания; развивать творческое воображение, сплоченность; формировать способность быстро и логически мыслить, культурно общаться, умение работать в коллективе с коллегами, объединенными одной задачей; вызвать интерес к здоровому соперничеству.
Ответственный за проведение:
заместитель директора по УВР
Ильясова Р.Р.
ВЕД.: Одна из главных задач современной системы дошкольного образования - повышение качества воспитательно-образовательной работы, создание условий для творческой самореализации личности каждого ребенка. Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров. К работе дошкольных учреждений сегодня предъявляются все более высокие требования. Эти требования преломляются в систему задач, стоящих перед педагогами ДОУ, так как уровень и характер достижений ребенка зависят, прежде всего, от профессиональной компетентности педагога, его умения работать над собой, постоянно совершенствоваться профессионально. Воспитатель - не только профессия. Это высокая миссия, предназначение которой - формирование личности маленького человека. Ведь именно воспитатель детского сада изо дня в день раскрывает дошкольникам секреты окружающего мира, учит любить и беречь свою семью, близких людей, Родину, вместе с воспитанниками переживает их неудачи и радуется новым открытиям. Сегодня обществу нужен педагог компетентный, всесторонне подготовленный, являющийся примером человеколюбия, порядочности, педагог, владеющий педагогическим мастерством. И вот, в связи с решением одной из задач нашего годового плана (которая звучит так: способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов) сегодня на базе нашего учреждения проводится СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ в виде ВИКТОРИНЫ на тему “Педагогическое мастерство воспитателя”.
Уважаемые коллеги я представляю вам жюри, которое будет по достоинству оценивать мастерство наших воспитателей:
- председатель жюри - директор Хисамутдинова А.Х.,
- заместитель директора по УВР Абдуллаева Р.К.,
- учитель начальных классов Караулова Т.П.,
- учитель-логопед Абдуллаева З.Р.,
- инструктор по физическому воспитанию Абдрахимова Г.К.,
- музыкальный руководитель Ильясова М.М.
- член первичной профсоюзной организации Абазова В.Р.
Соревноваться будут две команды воспитателей. Каждое задание оценивается по 3-х балльной системе. Наши участники получили домашнее задание: придумать название команды, эмблему и девиз. Итак, я предлагаю просмотреть и оценить результаты. Уважаемые коллеги поприветствуем команду “Дружба” и ее участников: Ефимова Альбина Газинуровна, Зульбухарова Люция Флюровна, Мусаева Гюзаль Флюровна, Яхьяева Гузалия Гумарбековна, Ускова Асия Асхаровна, Курманова Венера Искаховна и капитан команды - Закирова Луиза Камильевна. Ну и команда - соперница “Улыбка” и ее участники: Якупова Гузалия Мудировна, Курманова Догера Каримовна, Юсупалиева Диляра Назымбековна, Уразмамбетова Ралина Рубиновна, Айбулатова Адэля Рафхатовна, Джумагалиева Муслима Тлепкалиевна и капитан команды - Абжалиева Зульфия Рамильевна. Команда “Дружба” - ваш девиз (участники проговаривают свой девиз). Команда “Улыбка” представят нам свой девиз. Благодарю команды. Жюри оценивает название команды, девиз, эмблемы.
После просмотра слово предоставляется жюри.
Следующее задание: игра “Аббревиатуры”. Данная игра поможет вам не только настроиться на работу, но и в игровой ситуации упражняет ваше воображение, демонстрирует знание окружающей реалности и интеллектуальное развитие (предлагаю участникам расшифровать ряд распространенных аббревиатур):
I-ая команда | II-ая команда |
РФ - Российская Федерация | СНГ - Союз независимых государств |
МЧС - Министерство чрезвычайных ситуаций | МВД - Министерство внутренних дел |
КЗОТ - кодекс законов о труде | ГОСТ - государственный общесоюзный стандарт |
МХАТ - Московский художественный академический театр (им. М.Горького) | НИИ - Научный институт исследования |
ДДВ - детский дошкольный возраст | ДДМШВ - дети дошкольного и младшего школьного возраста |
УВР - учебно-воспитательная работа | ДОУ - Дошкольное образовательное учреждение |
ООН - Организация объединенных наций | АН - академия наук |
ЛОР - Отоларингология | ОРЗ - острое респираторное заболевание |
КГБ - Комитет государственной безопасности | НЛО - неопознанный летающий объект |
Слово жюри.
3-е задание: предлагаю воспитателям названия образовательных программ, они должны определить комплексные и парциальные программы и направление работы по ним:
Название программы, автор | Направление |
“От звука к букве” Е.В. Колесникова | Парциальная - подготовка к обучению грамоте |
“Я, ты, мы” | Парциальная - социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет |
Программа обучения и развития детей 5 лет “Предшкольная пора” Н.Ф. Виноградова | Комплексная |
“Конструирование и художественный труд в детском саду” Л.В. Куцакова | Парциальная |
“Кроха” Г.Г. Григорьева | Комплексная программа воспитания и развития детей раннего возраста |
“Математические ступеньки” Е.В. Колесникова | Парциальная - формирование математических представлений у детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет |
Программа развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе “Школа 2100” (“Детский сад 2100”) | Комплексная |
“Истоки” Л.А. Парамонова | Комплексная |
“Цветные ладошки” И.А. Лыкова | Парциальная - художественно-творческое развитие |
“Гармония” К.В. Тарасова | Парциальная - музыкальное развитие ребенка в дошкольном детстве |
“Детство” В.И. Логинова | Комплексная |
“Музыкальные шедевры О.П. Радынова | Парциальная - ормирование основ музыкальной культуры |
“Одаренный ребенок” Л.А. Венгер | Комплексная |
“Ладушки” И.М. Каплунова | Парциальная - музыкальное воспитание |
“Развитие” Л.А. Венгер | Комплексная |
“Мы” Н.Н. Кондратьева | Парциальная - экологическое образование |
“Радуга” Т.Н. Доронова | Комплексная |
“Программа воспитания и обучения в детском саду” М.А. Васильевой | Комплексная |
“Планета - наш дом” И.Г. Белавина | Парциальная - экологическое образование |
Слово жюри.
4-е задание “Гонка за лидером”. Задаю вопросы поочередно каждой команде из области дошкольной педагогики, психологии и методик (за каждый правильный ответ команда получает фишку):
- Воспитание и обучение детей дошкольного возраста включает в себя такие направления, как: (физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое, работа с семьей);
- Объясните понятие “сенсорное воспитание”. Что в него входит? Сенсорное воспитание - целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Цвет, форма, величина, пространственные представления, ориентировка во времени, развитие речевого и музыкального слуха, тактильной чувствительности, обоняния.
- Какие вы знаете методы и приемы обучения? Наглядные (наблюдение, показ предметов, образца, использование ТСО, дидактических пособий), словесные (пояснение, рассказ, чтение, беседа), практические (упражнения), игровые, поисково-исследовательские.
- Назовите основной вид деятельности детей дошкольного возраста и его структурные элементы. ИГРА. Игровой замысел, сюжет, игровые действия, роли, правила.
- Какие виды игрушек вы знаете? (сюжетно-образные, технические,игрушки-забавы; маскарадно-елочные; спортивно-моторные, музыкальные и озвученные, театральные, дидактические, строительные, игрушки-самоделки).
- Какие виды народных росписей изучаются в детском саду? (хохлома, городец, гжель, дымково,жостово).
- Что такое “педагогическая деятельность”? Педагогическая деятельность - это целенаправленное, мотивированное воздействие педагога, ориентированное на всестороннее развитие личности ребенка и подготовку его к жизни в современных социокультурных условиях.
- Какие детские болезни вы знаете? (коклюш, скарлатина, эпидемиологический паротит, краснуха, корь, ветряная оспа).
- Что такое здоровьесберегающая среда? Комплекс средств и мероприятий, направленных на укрепление психофизического и психологического здоровья детей.
- Какие методики дошкольного образования вы знаете? (развитие речи, обучение грамоте, развитие элементарных математических представлений, физическое воспитание, развитие экологических представлений, музыкальное воспитание).
- Что такое “инновация”. Внедрение новых идей, технологий в педагогическую практику.
- Какие формы работы с родителями вы знаете? (папки-передвижки, консультации, индивидуальные беседы, стендовая информация, круглый стол, деловая игра, родительское собрание, день открытых дверей и т.д.)
Слово жюри.
5-е задание: угадать из какого произведения строки и кто является автором, в какой возрастной группе используется.
Для команды “Дружба”:
1. Зима недаром злиться,
Прошла ее пора,
Весна в окно стучиться
И гонит со двора... (Федор Иванович Тютчев “Зима недаром злится...”, старшая группа)
2. ... Побежала мышка- мать,
Стала утку в няньки звать:
- Приходи к нам тетя утка,
Нашу детку покачать... (Самуил Яковлевич Маршак “Сказка о глупом мышонке” I-ая младшая група)
3. У старой медведицы было два сына... Решили они пойти по белу свету счастья искать... Наконец все припасы у них кончились... Набрели на большую круглую головку сыра... (“Два жадных медвежонка” венгерская сказка, II-ая младшая группа).
Для команды “Улыбка”:
1. Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка ... (Сергей Есенин “Поет зима - аукает...”, средняя группа)
2. Свинки замяукали:
Мяу, мяу!
Кошечки захрюкали:
Хрю, хрю, хрю! (Корней Иванович Чуковский “Путаница”, I-ая младшая группа)
3. Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка. Каждый раз они ходили за водой... Прыгнул зайка, да прямо нашим водоносам под ноги... Бабка охает... Внучка плачет... Курочка на печке кудахчет... Мышка из под печки пищит... Верно говорят: “... чего нет, и то видят” (“У страха глаза велики” русская народная сказка, II-ая младшая группа)
Слово жюри.
6-е задание: Уважаемые игроки, сейчас я попршу вас изобразить с помощью мимики и жестов педагога из другой команды, которого они должны угадать.
Слово жюри.
7-е задание: Для выполнения следующего задания я приглашаю по одному участнику с каждой команды. Задание на развитие выразительной речи воспитателя. Вам необходимо произнести слово “ОГУРЕЦ” и “ПОМИДОР” с разными интонациями: тихо, громко, нежно, удивленно, иронично, восторженно, ласково, требовательно, таинственно.
Жюри оценивает результаты.
8-е задание: Педагог-искусствовед. Поочередно каждой команде показываю репродукции картин известных художников, которые используются в учебном процессе детского сада. Необходимо назвать автора и название картины. За каждый правильный ответ кманда получает фишку.
И.И. Шишкин “Утро в сосновом лесу”
В.М. Васнецов “Аленушка”
В.М. Васнецов “Три богатыря”
А.К. Саврасов “Грачи прилетели”
И.И. Левитан “Золотая осень”
В.М. Васнецов “Иван-царевич на сером волке”
Слово жюри.
9-е задание: “Угадай мелодию” Предлагаю командам прослушать отрывки музыкальных произведений, определить название, автора, в какой возрастной группе используется.
Для команды “Дружба”:
- “Собачка Жучка” муз. Раухвергера, I-ая младшая группа (проигрывается на фортепиано);
- “Песенка зайчиков” муз. М.Красева, средняя группа (проигрывается на фортепиано).
Для команды “Улыбка”:
- “Санки” муз. М.Красева, II-ая младшая группа (проигрывается на фортепиано);
- “Турецкий марш” муз. Моцарта, старшая группа (проигрывается на диске).
Слово жюри
11-ое задание “Снимаем фильм”. Каждой команде предлагается “снять и показать” короткометражный фильм (продолжительностью не более 7-8 минут) из жизни детского сада. Педагоги сами выбирают сюжет
Слово жюри
12-е задание “Конкурс капитанов” (“Дальше... дальше...) Приглашаются капитаны команд. Вопросы капитану команды “Дружба”:
- Средство общения. (Язык).
- Что такое ТРИЗ. (Теория развития изобразительных задач).
- Признак, присущий от рождения. (Врожденный).
- Растительный мир. (Флора).
- Восхваление лучших черт человека. (Комплимент).
- Свободное от работы время. (Досуг).
- Неприязнь к другому, вызванная его преимуществом. (Зависть).
- Партнер в диалоге. (Собеседник).
- Стремление сознательно искажать истину. (Лживость).
- Речь одного человека. (Монолог).
- Какой воспитатель может развивать творчество у ребенка? (Творческий).
- Человек, не верящий в светлое будущее. (Пессимист).
- Способность мыслить и действовать без посторонней помощи. (Самостоятельность).
- Человек, трезво смотрящий на жизнь. (Реалист).
- Места для редких животных, птиц. (Заповедник).
- Игра с одиннадцатиметровыми. (Футбол).
- Пушкинское дубовое украшение. (Цепь).
- Самая колючая жена. (Ежиха).
- Наука, изучающая птиц. (Орнитология).
- Английский писатель-анималист, создавший книгу о человеческом детеныше, вскормленном волчицей. (Редьярд Киплинг).
Вопросы капитану команды “Улыбка”:
- Что такое психология? (Наука о душа).
- Привыкание организма к новым условиям. (Адаптация).
- Разговор двух лиц. (Диалог).
- Человек не унывающий всегда верит в хороший исход. (Оптимист).
- Врожденная форма поведения. (Инстинкт).
- Человек, который может свернуть горы ради достижения своей цели. (Одержимый).
- Следование поведению другого. (Подражание).
- Культурная потребность, свойственная человеку. (Духовная).
- Чувство и сознательная моральная ответственность за себя и других людей перед самим собой. (Совесть).
- Заимствованный образец, которому слепо подражают. (Шаблон).
- Средство вскрутить голову. (Бигуди, щипцы).
- Любимое блюдо доверчивых женщин. (Лапша).
- Самая тонкая часть женского гардероба. (Колготки, чулки).
- Как выбрать водящего в игре. (Считалкой).
- Откуда берется речевой материал для народных игр? (Из народного фольклора).
- Книга-каталог охраняемых растений и животных (Красная книга).
- Наглядное восприятие детьми объектов и явлений природы. (Наблюдение).
- Наука, изучающая все о собаках. (Кинология).
- Подземная часть растения. (Корень).
- Группа рыб. (Косяк).
Пока жюри подводит итоги, наши воспитатели исполнят танец “Кадриль”
Подводятся общие итоги викторины. Слово предоставляется жюри.
Предлагаю всем присутствующим исполнить песню воспитателей на мотив “От улыбки”:
1. От улыбки краше наша жизнь.
Пусть на нервах наша держится работа
Если вдруг назрел конфликт – держись.
Улыбнись, когда тебе кричать охота.
Припев:
И тогда наверняка
Ты в глазах дошкольника
Уваженье прочитаешь без ошибки.
С голубого ручейка
Начинается река,
Воспитанье начинается с улыбки
2. Для порядка каждый очень строг.
Только в строгости рискуешь задохнуться.
Улыбнись, ведь это не порок,
Если очень захотелось улыбнуться.
Припев: тот же.
3. Никогда, нигде не забывай,
Что улыбка украшает наше детство
И почаще щедро применяй.
Это главное техническое средство.
Припев: тот же.
Ведущий: Воспитатель – профессия наша,
И порою без званий, наград
Все равно свою любим работу
И торопимся все в детский сад.
Год за годом проходит в заботах.
Все для них – для родных малышей
Изучаем, внедряем в работу
Инновации нынешних дней.
И в потоке жизни текущей
Не забыть нам о мире души,
Чтобы чуткими, добрыми, смелыми
Выходили в свет малыши.
ИТОГОВЫЙ ЛИСТ
Задание | “Дружба” | “Улыбка” |
Средний балл |
Домашнее задание (название команды, девиз, эмблема) | 2; 2; 2; 2; 3; 2; 2 = 15 | 2; 3; 3; 3; 3; 3; 3 = 20 |
Задание-игра “Аббревиатуры” | 6; 6; 6; 6; 6; 6; 6 = 42 | 6; 6; 6; 6; 6; 6; 6 = 42 |
Образовательные программы | 10,5; 13; 13; 12; 12; 12; 11 = 83,5 | 16; 17; 16; 17; 17; 17; 17 = 117 |
“Гонка за лидером” | 5; 5; 4; 4; 4; 4; 3 =25 | 3; 3,5; 3,5; 3; 3; 3; 3 = 22 |
Угадать отрывок из произведения | 3; 3; 3; 3; 3; 3; 3 = 21 | 3; 3; 3; 3; 3; 3; 3 = 21 |
“Мимика и жесты” | 6; 6; 6; 6; 3; 6; 6 = 39 | 6; 6; 6; 5; 3; 6; 6 = 38 |
Выразительность речи | 3; 3; 3; 3; 3; 3; 3 = 21 | 3; 3; 3; 3; 3; 3; 3 = 21 |
Педагог-искусствовед | 2; 2; 2; 1,5; 1,5; 1; 2 = 12 | 0,5; 0; 0,5; 0,5; 0; 0; 0,5 = 2 |
“Угадай мелодию” | 2; 2; 2; 2; 2; 2; 2 = 14 | 0; 0; 0; 0; 0; 0; 0 = 0 |
“Снимаем фильм” | 3; 3; 3; 3; 3; 3; 3 = 21 | 3; 3; 3; 3; 3; 3; 3 = 21 |
“Конкурс капитанов” | 11; 11; 11; 11; 11; 11; 11 = 77 | 7; 7; 7; 7; 7; 7; 7 = 49 |
ИТОГО: | 370,5 | 353 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА "О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ МАСТЕРСТВЕ ВОСПИТАТЕЛЯ "
Тема: «Поделимся опытом» (сценарий ) Цель: выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов, развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать ...
Педагогическое мастерство воспитателя. (из опыта работы семинар-практикум)
Одна из главных задач современной системы дошкольного образования – повышение качества воспитательно-образовательной работы, создание условий для творческой самореализации личности каждого реб...
Педагогический совет "Педагогическое мастерство воспитателя"
выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов........
«Уровень педагогического мастерства воспитателей и организация работы по речевому развитию с детьми дошкольного возраста» /Сценарий педагогического совета ДОУ в формате деловой игры/
В данном материале акцентируется внимание на пополнение знаний педагогов в области теоретических основ развития речи дошкольников; культуры устной речи воспитателей ; уточнение знаний важнейших правил...
«Педагогическое мастерство воспитателя. Обучение русских воспитателей татарскому языку в целях успешного внедрения УМК по обучению двум государственным языкам»
Семинар -практикум для русскоязычных воспитателей: знакомство с татарским алфавитом, с новыми словами на тему: "Знакомство", "Семья", "Продукты", "Школа" и т.д. прослушивание аудиозаписей....
Педагогический совет на тему: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО ВОСПИТАТЕЛЯ.
Педагогический совет на тему: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО ВОСПИТАТЕЛЯ....
"Педагогическая находка" участницы конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года Республики Тыва - 2019"
Конспект НОД в подготовительной к школе группе по художественно-эстетическому развитию "Подснежник"...