Педагогическое мастерство воспитателя. (из опыта работы семинар-практикум)
методическая разработка по теме

Лейман Юлия Александровна

 
Одна из главных задач современной системы дошкольного образования – повышение качества воспитательно-образовательной работы, создание условий для творческой самореализации личности каждого ребёнка. Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров. К работе дошкольных учреждений сегодня предъявляются всё более высокие требования. Эти требования преломляются в систему задач, стоящих перед педагогами ДОУ, так как уровень и характер достижений ребёнка зависят, прежде всего, от профессиональной компетентности педагога, его умения работать над собой, постоянно совершенствоваться профессионально. Сегодня обществу нужен педагог компетентный, всесторонне подготовленный, являющийся примером человеколюбия,порядочности,педагог, владеющий педагогическим мастерством.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodist.doc143.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическое мастерство воспитателя.

 Одна из главных задач современной системы дошкольного образования – повышение качества воспитательно-образовательной работы, создание условий для творческой самореализации личности каждого ребёнка. Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров. К работе дошкольных учреждений сегодня предъявляются всё более высокие требования. Эти требования преломляются в систему задач, стоящих перед педагогами ДОУ, так как уровень и характер достижений ребёнка зависят, прежде всего, от профессиональной компетентности педагога, его умения работать над собой, постоянно совершенствоваться профессионально. Сегодня обществу нужен педагог компетентный, всесторонне подготовленный, являющийся примером человеколюбия, порядочности, педагог, владеющий педагогическим мастерством.

Объединяя формы и методы работы с кадрами в единую систему, старший воспитатель должен учитывать их оптимальное сочетание между собой. Хочется напомнить, что структура системы для каждого дошкольного учреждения будет разной, неповторимой. Эта неповторимость объясняется конкретными для данного учреждения как организационно-педагогическими, так и морально-психологическими условиями в коллективе.

В нашем детском саду продумана система всесторонней методической работы по совершенствованию мастерства воспитателей. Она направлена на профессиональное адаптирование, становление, развитие и саморазвитие воспитателей. Система методической работы детского сада включает разные виды деятельности, ориентированные на осознание, апробацию и творческую интерпретацию инновационных программ и технологий.

Одним из видов деятельности мы рассматриваем проведение педагогических совещаний, на которых воспитатели и специалисты имеют возможность не только узнать о деятельности коллег, но и систематизировать знания, осмыслить собственные подходы к работе.

В нашем ДОУ проводятся разные виды педсоветов: инструктивные, проблемные, оперативные, тематические, итоговые.

Опыт показывает  целесообразность традиционных педсоветов, на которых обычно решаются текущие вопросы, подводятся итоги, обсуждается состояние работы с детьми и т.д. Но в то же время интересны и новые формы проведения педагогических советов.

Удачно, с нашей точки зрения, проходят педсоветы в формах:

  • Деловой игры
  • Аукционов
  • Обмена мнениями
  • Экскурсий, путешествий
  • Мозговой атаки
  • Семинара - практикума

        

Совет педагогов - семинар-практикум

(сценарий)

Тема: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО ВОСПИТАТЕЛЯ.

Цель: выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов, развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Длительность проведения данного Совета педагогов от 2 часов до 2 часов 20 минут. В случае необходимости отдельные задания могут быть заменены на дополнительные. Все зависит от предварительной подготовки ведущего и членов жюри (карточки с заданиями разложить последовательно, задания должны быть четкими, сетки кроссворда рисуются заранее и т.п.).

Предварительная работа:

- знакомство с литературой по теме Совета педагогов.

Методические рекомендации: Совет педагогов такой формы целесообразно проводить в начале учебного года c целью корректировки работы дошкольного учреждения. Помимо этого методическая и психологическая служба увидят проблемы отдельных педагогов, над которыми необходимо работать индивидуально. В некоторых случаях может быть выявлена тема обобщения передового педагогического опыта или необходимость работы над интегрированной программой.

Необходимо обратить внимание на то, что члены команды совместно должны выбирать педагога для выполнения заданий. Это важно еще и потому, что в данном случае коллеги ближе узнают не только внутренний потенциал, но и духовные качества друг друга.

По данной теме могут быть проведены два совета педагогов - основной и внеочередной. В этом случае на очередном Совете проходит теоретические знакомство с проблемами педагогического мастерства, а на внеочередном - практические выполнение заданий.

ЛИТЕРАТУРА :

•  Программа развития и воспитания детей в детском саду "Детство".С.Птб.Акцидент. 1997

•  Шулешко Е.Е., Ершова А.П., Букатов В.М. Социо-игровые подходы к педагогике. Красноярск.1990.

•  Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. Учебное пособие. М. Academia .1996.

•  Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах.М.Сфера.2001

•  Стрельченко Г. О нетрадиционных формах методической работы в ДОУ.//Дошкольное воспитание.2003.N11.С.66-68

Ход проведения Совета педагогов.

Игра "Аббревиатуры" ( 5-6 минут ).

Ведущий (это может быть председатель Совета) предлагает всем участникам прочесть полностью ряд аббревиатур: РФ, ООН, МДОУ, УО, СССР, ЮАР, ФСБ: После того, как распространенные аббревиатуры расшифрованы участниками,  предлагается составить (и расшифровать) свои аббревиатуры, тематика которых должна относиться к образованию.

Данная игра помогает педагогам не только настроиться на работу, но и в игровой ситуации упражняет их воображение, демонстрирует знание окружающей реальности и свое интеллектуальное развитие.

  1 задание (6-7 минут).

Каждый педагог вытаскивает из пачки билетов с вопросами один, на который отвечает письменно. Ответы сдаются в жюри (администрация ДОУ).

Вопросы следующего содержания:

•  Напишите имена и отчества родителей детей, посещающих Вашу группу (сколько помните).

•  Напишите структуру занятия по математике в подготовительной группе детского сада.

•  Напишите имена и отчества всех педагогов, работающих в нашем детском саду.

•  Напишите программное содержание физкультурного занятия в подготовительной группе детского сада.

•  Напишите названия и авторов книг, которыми Вы пользовались в этом учебном году при подготовке к занятиям.

•  Напишите расписание занятий группы, в которой Вы работаете.

•  Перечислите художественные произведения и стихотворения об осени, которые Вы изучали с детьми своей группы в этом учебном году.

•  Напишите имена и отчества технического персонала нашего детского сада.

•  Перечислите задачи годового плана ДОУ, над которыми работает коллектив.

•  Напишите все учреждения науки и образования (не только Магадана), с которыми сотрудничает наше дошкольное учреждение.

•  Напишите название эксперимента, который проходит в нашем ДОУ и его основные цели и задачи.

и т.п.

После этого педагоги делятся на команды путем собирания разрезной картинки. В процессе работы за каждый правильный ответ команда получает фишку.

2 задание. Психологический ринг.( 7-8 минут ). 

Ведущий задает вопросы поочередно каждой команде и та, которая дала правильный ответ, получает фишку.

•  устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида со стороны его включенности в социальные отношения - ЛИЧНОСТЬ.

•  систематическое, целенаправленное и планомерное восприятие объектов - НАБЛЮДЕНИЕ.

•  психический познавательный процесс, состоящий в отражении прошлого опыта - ПАМЯТЬ.

•  у этих детей преобладает хорошее настроение. Они жизнерадостны. На положительные стимулы реагируют громким смехом, на отрицательные - громким плачем. Все внутренние переживания проявляются внешне. Эти дети с удовольствием берутся за новое дело, испытывая и проявляя при этом яркие положительные эмоции. Чувства и интересы этих детей неустойчивы. Эти дети любят шумные игры, легко переходят от сна к бодрствованию. Их легко дисциплинировать. В большей степени они отвлекаются на внешние стимулы, чем на внутренние. Поскольку чувствительность к раздражителю у них понижена, они не реагируют на замечания, сделанные тихим голосом. Речь этих детей громкая, энергичная, ее темп быстрый. Определите тип темперамента. ДЕТИ-САНГВИНИКИ.

•  у этих детей часто меняется настроение. Эмоции имеют крайние проявления: они не плачут, а рыдают, не улыбаются, а хохочут. Очень бурно дети реагируют на внешние раздражители, они несдержанны, нетерпеливы, вспыльчивы. Дети с данным типом темперамента предпочитают подвижные игры, игры с элементами спорта, а нередко просто бегают по группе или игровой комнате. Навыки формируются у них долго и с трудом перестраиваются. Эти дети испытывают трудности в переключении и концентрации внимания, их трудно дисциплинировать. На запреты взрослых они выражают бурный протест. Определите тип темперамента . ДЕТИ-ХОЛЕРИКИ.

•  дети данного типа темперамента отличаются низкой эмоциональностью, невыразительной, бедной мимикой. Эмоции проявляют неявно: тихо смеются, негромко плачут. Для них характерна высокая работоспособность, умение делать все тщательно, кропотливо, длительно концентрироваться на выполнении задания. Любую деятельность дошкольники выполняют медленно, им необходимо некоторое время, чтобы освоить и понять, что от них требуется. Эти дети легко дисциплинируются в привычной обстановке, болезненно переживают ее нарушение и устоявшихся стереотипов. Для детей этого типа характерна медленная, негромкая, с длительными паузами речь. Определите тип темперамента. ДЕТИ-ФЛЕГМАТИКИ.

3 задание. ( 5-6 минут ).

От каждой команды приглашается по одному педагогу, которые получают карточки со следующими заданиями:

- закончите стихотворение, которое написано в карточке (предлагаются отрывки из стихотворений, изучаемых в детском саду, например, С.Есенин "Береза" и т.п.).

За правильный ответ - фишка.

4 задание. "Проверь себя" (4-5 минут). 

От каждой команды приглашаются по одному педагогу. На доске для каждого написано по одному математическому примеру.

Педагоги должны самостоятельно решить пример, в то время как ведущий читает какое-либо произведение или звучит детская песня (магнитофон) - отвлекающий момент. Побеждает та команда, чей представитель решит пример первым.

Игра-упражнение "Одновременность" (5 минут).

Всем участникам Совета педагогов дается время, за которое они должны собраться и без всяких команд с чьей-либо стороны одновременно хлопнуть в ладоши, а через какую-то паузу (например, 3 секунды - это определяется в момент обсуждения и подготовки) снова хлопнуть и т.д. Игра считается хорошо выполненной, когда ее условия выполняются всеми участниками одновременно (нет рикошета в хлопках или разнобоя в движениях).

В дальнейшем эту игру педагоги могут использовать в работе с детьми 4-7 лет. Одновременноть - высокий показатель согласованности действий в группе, коллективе. Упражнение "Одновременность" тренирует подчинение общему ритму, т.к. научиться действовать одновременно с другими - важный навык для ребенка предшкольного возраста. Работая в данном направлении, педагог постепенно сможет добиться того, что к моменту поступления в школу в группе не будет (или останется малое количество детей) тех, кто выполняет любое учебное задание быстрее или медленнее других (единый темпоритм детского коллектива).

5 задание. Определить в какой возрастной группе изучаются названные произведения (7 минут).

Каждая команда получает по одной карточке, в которой написаны 3-4 названия произведений и их авторы. За 1 минуту члены команд должны решить в какой возрастной группе они изучаются. За каждый правильный ответ - фишка.

6 задание. Дружеский шарж (9-10 минут ). 

Каждой команде предлагается придумать и изобразить с помощью мимики и жестов одного из педагогов другой команды (не более 1 минуты). В случае, если педагоги узнали коллегу (на обсуждение дается не более 2 минут) - они получают фишку.

7 задание. Решение кроссворда по изобразительному искусству ( 8-9 минут ).

Схема кроссворда заранее нарисована на доске. Ведущий задает вопросы, на которые необходимо ответить и сам вписывает их в клетки кроссворда.

•  Узор, построенный на чередовании в определенном порядке каких-нибудь рисунков или линий - ОРНАМЕНТ.

•  Произведения искусства, выполненные любыми красками - ЖИВОПИСЬ .

•  Рисунки, иллюстрировавшие страницы старинных рукописных книг - МИНИАТЮРА.

•  Белорусский художник, иллюстратор детских книг САВИЧ.

•  Вид народного орнамента, древнейший способ художественного оформления изделий из войлока, кожи, меха, бумаги, сукна - АППЛИКАЦИЯ.

•  Линия, передающая внешние очертания человека, животного, предмета - КОНТУР.

•  Изображение людей по грудь в мраморе, бронзе, дереве - БЮСТ.

•  Произведение монументальной живописи, украшающее внутренние и внешние стены здания - ПАННО.

•  Вид краски для рисования - ГУАШЬ.

За правильные ответы команда получает фишки.

8 задание. Деловая игра ( 8-10 минут ) .

Назвать как можно больше параметров содержания педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста в разделе "Приобщение к труду" программы "Детство". Команды поочередно называют по одному пункту.

Каждый правильный ответ поощряется фишкой.

9 задание. Развитие выразительной речи воспитателя (4-5 минут ).

Командам дается задание:

•  произнесите слово "МОЛОДЕЦ!" :

тихо

1 команда

громко

нежно

 

удивленно

2 команда

иронично

восторженно

 

ласково

3 команда

требовательно

таинственно

10 задание. В начале Совета педагогов каждой команде дается задание, результаты которого подводятся жюри в конце заседания:

•  письменно составить краткий перспективный план раздела "Развитие речи детей" (подготовительная группа) программы "Детство";

•  письменно составить краткий перспективный план раздела "Первые шаги в математику" (старшая группа) программы "Детство";

•  письменно составить краткий перспективный план раздела "Первые шаги в математику" (средняя группа) программы "Детство".

Члены команды выбирают педагога, который сможет справиться с данным заданием. В случае необходимости он может обратиться за советом к коллегам. Команда, наиболее правильно выполнившая задание, поощряется фишкой.

Дополнительные задания:

Педагог-художник (4 - 5 минут ).

Ведущий показывает репродукции картин известных художников, которые используются в учебном процессе детского сада, за 30 секунд команде необходимо определить автора и название картины. За каждый правильный ответ команда получает фишку.

Художественное чтение (12-14 минут).

От каждой команды приглашается по одному участнику, которым предлагается следующее задание:

- используя выразительные средства речи, прочитать предложенный отрывок (например: Н.Носов. "Живая шляпа").

Желательно, чтобы в данном конкурсе принимали участие те педагоги, которые не слишком эмоциональны или говорят очень тихо.

В завершении Совета педагогов жюри подсчитывает фишки и оглашает результат. Все члены команды-победителя получают какие-либо сувениры: ручки, тетради и т.д. Помимо этого совместно определяются педагоги, принимавшие наиболее активное участие в проведении Совета, для того, чтобы отразить это в экране творческой активности (находится в методическом кабинете) и на основе данных которого в конце учебного года проводится поощрение сотрудников.

ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ

•  Разработать карты-диагностики для взаимодействия с педагогами, испытывающими трудности в работе по программе "Детство".

•  Создать временные творческие коллективы для корректировки перспективных планов по всем разделам программы "Детство".

•  Оборудовать во всех возрастных группах стенды "Давайте познакомимся!" (на стенде помещаются имена и отчества родителей детей, посещающих группу, воспитателей группы и всех специалистов, работающих с детьми данной группы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА "О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ МАСТЕРСТВЕ ВОСПИТАТЕЛЯ "

Тема: «Поделимся опытом» (сценарий )   Цель: выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов, развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать ...

«Уровень педагогического мастерства воспитателей и организация работы по речевому развитию с детьми дошкольного возраста» /Сценарий педагогического совета ДОУ в формате деловой игры/

В данном материале акцентируется внимание на пополнение знаний педагогов в области теоретических основ развития речи дошкольников; культуры устной речи воспитателей ; уточнение знаний важнейших правил...

Семинар-практикум "Педагогическое мастерство воспитателя"

В этом материале представлены конкурсы для воспитателей...

Доклад: «Самообразование - эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов (Из опыта работы)»

Доклад на педсовете  "Самообразование - эффективный способ педагогическогомастерства педагога"....

план семинара-практикума о педагогическом мастерстве воспитателя

ПЛАН СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМАО ПЕДАГОГИЧЕСКОМ МАСТЕРСТВЕ ВОСПИТАТЕЛЯТема: «Поделимся опытом» (сценарий)    Цель: выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов, раз...

Семинар-практикум "Педагогическое мастерство воспитателя"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ на тему «Педагогическое мастерство воспитателя» 1. Актуальность, цели, задачи семинара Одна из главных задач современной си...

Семинар-практикум ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО ВОСПИТАТЕЛЯ.

Цель: выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов, развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения....