Консультация "Создание предметно-пространственной среды в контексте ФГТ"
методическая разработка по теме
Создание единой предметно-пространственной среды, обеспечивающее индивидуальную траекторию развития ребенка - показатель профессиональной компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predmetno-prostranstvennaya_sreda.doc | 934 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральные государственные требования к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы
дошкольного образования
Настоящие федеральные государственные требования к созданию предметно-развивающей среды обеспечивают реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Основные понятия
«Предметно – развивающая среда» — система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
«Безопасность материалов и оборудования» — обеспечение ребенка такими материалами и оборудованием, при использовании которых его физическому и психическому здоровью не угрожает опасность.
«Детская игра» — вид непродуктивной деятельности ребенка, где основной мотив находится непосредственно в процессе самой деятельности. В соответствии с их специфическими характеристиками выделяются два основных вида игры – сюжетная и игра с правилами
«Сюжетная игра» – выполнение условных действий связанных с обозначением и реализацией условной ролевой позиции и подчиняющее себе предметно-игровые действия, смысл которых определяется ролью, непосредственно выполняемой или присваиваемой игрушке-персонажу. Различается ролевая и режиссерская сюжетные игры.
«Игра с правилами» – тип детской игры, характеризующийся наличием состязательных отношений, критериев установления выигрыша, неизменной повторяемостью, цикличностью завершаемого процесса деятельности. Для детей дошкольного возраста выделяются следующие культурные формы: игры на физическую или умственную компетенцию и шансовые (на удачу).
«Игрушка» — предмет, используемый или специально изготовленный для игры, средство игры, ее объект. Классифицируются как в соответствии с сюжетообразующей функцией: атрибуты, обозначающие игровую роль (или фигурки-персонажи), предметы оперирования (обозначающие события-действия персонажа), маркеры пространства (обозначающие игровое пространство), так и с мерой условности (реалистические, прототипические и условные).
«Образно-символический материал» — так называемые "наглядные пособия", репрезентирующие мир вещей и событий, расширяющие круг представлений ребенка, способствующие поиску сходства и различия, классификационных признаков, установлению временных последовательностей, пространственных отношений.
«Нормативно-знаковый материал» - материал языковых и числовых знаков, вводящий детей в новую форму репрезентации мира. Это разнообразные наборы букв и цифр, приспособления для работы с ними, алфавитные таблицы и т.п.
Функции требований
Основными функциями федеральных государственных требований к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, являются:
• Функция гуманизации дошкольного образования, ориентирующая на приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития его личности в современном обществе и государстве.
• Функция защиты ребенка от некомпетентных педагогических воздействий в условиях вариативности дошкольного образования.
• Функция повышения эффективности и качества дошкольного образования.
Психолого – педагогические требования к созданию
предметно-развивающей среды, обеспечивающей
реализацию основной общеобразовательной программы
дошкольного образования.
1. Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивать реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
2. Традиционные материалы и материалы нового поколения должны подбираться сбалансировано, сообразно педагогической ценности (среда не должна быть архаичной, она должна быть созвучна времени, но и традиционные материалы, показавшие свою развивающую ценность, не должны полностью вытесняться в угоду «новому» как ценному самому по себе).
3. При создании предметно – развивающей среды необходимо руководствоваться следующими принципами:
• полифункциональности среды: предметно-пространственная среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной.
• трансформируемости среды, который связан с ее полифункциональностью – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством).
• вариативности, сообразно которому характеру современного образовательного процесса должен быть представлен рамочный (стержневой) проект предметно-пространственной среды, конкретизирующие его модельные варианты для разных видов дошкольных образовательных учреждений как прототипы для конкретных вариантов среды, разрабатываемых уже самими педагогами-практиками.
4. При создании предметно-развивающей среды необходимо учитывать полоролевую специфику и обеспечивать среду как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.
5. Предметно – развивающая среда должна подбираться с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.
6. В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования должны выступать общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе.
7. Подбор материалов и оборудования должен осуществляться для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельности), а также с целью активизации двигательной активности ребенка.
8. Материалы и оборудование должны иметь сертификат качества и отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
9. Наиболее педагогически ценными являются игрушки, обладающие следующими качествами:
• Полифункциональностью. Игрушки могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях. Тем самым игрушка способствует развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления и др.;
• Возможностью применения игрушки в совместной деятельности. Игрушка должна быть пригодна к использованию одновременно группой детей ( в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и инициировать совместные действия – коллективные постройки, совместные игры и др.;
• Дидактическими свойствами. Такого рода игрушки несут в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с цветом и формой и пр., могут содержать механизмы программированного контроля, например некоторые электрифицированные и электронные игры и игрушки;
• Принадлежностью к изделиям художественных промыслов. Эти игрушки являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщают его к миру искусства и знакомят его с народным художественным творчеством[1].
10. При подборе материалов и определении их количества педагоги должны учитывать условия каждого детского сада: количество детей в группах, площадь групповых и подсобных помещений.
11. Подбор материалов и оборудования должен осуществляется исходя из того, что при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования основной формой работы с детьми является игра, которая в образовательном процессе задается взрослым в двух видах: сюжетная игра и игра с правилами (Приложение 1).
12. Материал для сюжетной игры классифицируется исходя из его сюжетообразующей функции, и должен включать предметы оперирования, игрушки – персонажи и маркеры (знаки) игрового пространства.
13. Материал для игры с правилами должен включать материал для игр на физическую компетенцию, для игр на удачу (шансовых) и игр на умственную компетенцию.
5.13. Материалы и оборудование для продуктивной деятельности должны быть представлены двумя видами: материалами для изобразительной деятельности и конструирования, а также включать оборудование общего назначения (Приложение 2).
14. Набор материалов и оборудования для изобразительной деятельности включает материалы для рисования, лепки и аппликации.
15. Материалы для конструирования включают строительный материал, детали конструкторов, бумагу разных цветов и фактуры, а также природные и бросовые материалы.
16. Наличие оборудования общего назначения (доска для рисования мелом и маркером, фланелеграф, доска для размещения работ по лепке и др.) являются обязательными и используются при реализации основной общеобразовательной программы.
17. Материалы и оборудование для познавательно - исследовательской деятельности должны включать материалы трех типов: объекты для исследования в реальном действии, образно-символический материал и нормативно-знаковый материал ( Приложение 3).
18. Материалы, относящиеся к объектам для исследования в реальном времени должны включать различные искусственно созданные материалы для сенсорного развития (вкладыши – формы, объекты для сериации и т.п.). Данная группа материалов должна включать и природные объекты, в процессе действий с которыми дети могут познакомиться с их свойства и научиться различным способом упорядочивания их (коллекции минералов, плодов и семян растений и т.п.).
19. Группа нормативно-знакового материала должна включать разнообразные наборы цифр, приспособления для работы с ними, таблицы и т.п.
20.Материалы и оборудование для двигательной активности должны включать следующие типы оборудования: для ходьбы, бега и равновесия; для прыжков; для катания, бросания и ловли; для ползания и лазания; для общеразвивающих упражнений (Приложение 4).
21. При создании предметно-развивающей среды педагоги должны руководствоваться принципом информативности, предусматривающем разнообразие тематики материалов и оборудования и активности детей во взаимодействии с предметным окружением.
22. Предметно-развивающая среда группового помещения должна отвечать принципу вариативности, определяющейся типом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностям.
23. Соблюдение принципа комплексирования и гибкого зонирования предполагает при создании предметно-развивающей среды легкость трансформирования оборудования, полифункциональность его использования.
Центр сюжетно ролевой игры. Центр книги, куда включается книжный уголок и все игры, и оборудование для развития речи и подготовки ребенка к освоению чтения и письма. Сюда же включены и театрализованные игры. Центр науки, куда входит уголок природы и место для детского экспериментирования и опытов с соответствующим оборудованием и материалами. Центр строительно-конструктивных игр, в котором размещены альбомы со схемами, картинки, строительный материал, конструкторы. Центр математики (игротека), куда входит занимательный математический материал (задачи на смекалку, головоломки, и др.). Центр искусства, где размещаются материалы по ознакомлению с искусством, предметы искусства, материалы и оборудование для детской изобразительной деятельности. Центр музыкально-театрализованной деятельности. Центр двигательной активности. Центр безопасности. Центр нравственно-патриотического воспитания. Центр трудовой деятельности. |
24. Систематически проводить анализ состояния предметно-развивающей среды с целью приведения ее в соответствие с гигиеническими, педагогическими и эстетическими требованиями (единство стиля, гармония цвета, использование при оформлении произведений искусства, комнатных растений, детских работ, гармоничность, соразмерность и пропорциональность мебели и т.п.)
25. При проектировании предметно – развивающей среды необходимо учитывать следующие факторы.
25.1. Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые:
• провоцируют ребенка на агрессивные действия;
• вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игры - людям и животным), роли которых исполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый);
• вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игр, в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, мишки, зайчики и др.);
• провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
• вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста.
25.2. Антропометрические факторы, обеспечивающие соответствие росто-возрастных характеристик параметрам предметно-развивающей среды. Мебель должна находится в соответствии с ГОСТ 19301.2-94.
25.3. Психологические факторы, определяющие соответствие параметров предметно – развивающей среды возможностям и особенностям восприятия, памяти, мышления, психомоторики ребенка.
25.4. Психофизиологические факторы обусловливают соответствие объектов предметно – развивающей среды зрительным, слуховым и другим возможностям ребенка, условиям комфорта и ориентирования. При проектировании предметно-развивающей среды необходимо учитывать контактные и дистантные ощущения, формирующиеся при взаимодействии ребенка с объектами предметно-развивающей среды.
25.4.1 Зрительные ощущения. Учитывать освещение и цвет объектов как факторы эмоционально-эстетического воздействия, психофизиологического комфорта и информационного источника. При выборе и расположении источников света должны учитываться следующие параметры: уровень освещенности, отсутствие бликов на рабочих поверхностях, цвет света (длина волны)
25.4.2 Слуховые ощущения. Учитывать совокупность звучания звукопроизводящих игрушек.
25.4.3 Тактильные ощущения. Материалы, используемые для изготовления объектов предметно – развивающей среды не должны вызывать отрицательные ощущения при контакте с кожей ребенка
25.5. Физиологические факторы призваны обеспечить соответствие объектов предметно – развивающей среды силовым, скоростным и биомеханическим возможностям ребенка.
26. Наполняемость предметно – развивающей среды должна обеспечивать разностороннее развитие детей, отвечать принципу целостности образовательного процесса (если предметно – развивающая среда одной из образовательных областей выпадает, то данная среда не отвечает настоящим федеральным требованиям), так как не соответствует основным направлениям развития ребенка: физическому, социально-личностному;- познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию.
27 Предметно – развивающая среда должна способствовать реализации образовательных областей в двух основных моделях организации образовательного процесса, включающих: 1) совместную партнерскую деятельность взрослого и детей; 2) свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально и учебную модель, которая реализуется только в работе с детьми от 6 до 7 лет.
28. Предметно – развивающая среда должна быть направлена на реализацию образовательного модуля «коммуникация» и включать материалы и оборудование для совместной деятельности детей.
29. С целью полифункциональности использования пространства группового помещения, оно должно быть разделено на 3 части:
• зону для спокойной деятельности;
• зону для деятельности, связанной с экстенсивным использованием пространства (активным движением, возведением крупных игровых построек и т.п.);
• рабочую зону.
Все части пространства, в зависимости от конкретных задач момента, должны обладать возможностью изменяться по объему – сжиматься и расширяться, то есть иметь подвижные, трансформируемые границы. Для детей все зоны должны быть семантически обозначены. Семантическими (смысловыми) маркерами –метками могут быть хранящиеся на границах зон материалы для разного рода подходящих активностей.
Организационные требования к созданию предметно-развивающей в различных моделях и формах дошкольного образования.
1. Предметно-развивающая среда должна полностью соответствовать настоящим требованиям.
2. В соответствии с Федеральными государственными предметно-развивающая среда должна в количественном и качественном отношении отражать видовое разнообразие учреждений (групп) дошкольного образования, наличие приоритетных направлений деятельности, специфику социально-экономических, национально-культурных, демографических, климатических и других условий осуществления образовательного процесса.
3. Предметно-развивающая среда должна отвечать:
• критериям оценки материально-технических и медико-социальных условий пребывания детей в ДОУ, в которых определено наличие специально выделенных помещений для работы с детьми и определены требования к условиям для развития детей в соответствии с видовым разнообразием;
• санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и режиму воспитания и обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии количественными и качественными требованиями к оборудованию и инвентарю для игр и физкультурных занятий на открытом воздухе, при проведении физкультурных занятий,
Игра в дошкольном возрасте влияет на развитие всех сторон личности ребенка.
Организация пространства должна предоставить возможность для многовариантных игр. Игровое пространство должно иметь свободно определяемые элементы — своеобразные пространственные переменные в рамках игровой площади, которые давали бы простор изобретательству, открытиям.
Многие теоретики считают, что игра для ребенка — это его работа. Поддерживая игру детей, воспитатель помогает естественному развитию их навыков и способностей. Дети многому учатся друг у друга. Игра также предоставляет им возможность решать проблемы, принимать решения, учиться выражать свои мысли и чувства, узнавать о существующих различиях, приобретать самостоятельность и учиться у сверстников.
И в этой связи следует помнить, что в каждой возрастной группе должны быть созданы условия для всех видов игр, которые целесообразно размещаются по групповой комнате и создают возможность детям играть, не мешая друг другу. Планируя и создавая игровые пространства, воспитатель продумывает их сочетание. Например, место для строительства должно быть достаточно просторным, чтобы там могли одновременно заниматься несколько человек, все вместе или каждый самостоятельно создавать свои сооружения. Пол необходимо застелить ковром, что создаст удобство и уменьшит шум. Все необходимое для сюжетно-ролевых игр размещается вблизи со строительным материалом, т. к. создание построек обеспечивает материальную сторону данных игр.
Таким образом, предметно-игровая среда является частью развивающей предметной среды.
Место педагога в развивающей среде
Предметная среда, окружающая детей, даже организованная наилучшим образом, не может сама собой, без руководства взрослого воздействовать на их развитие. Только взрослый, целенаправленно организуя предметный мир, раскрывает в своих действиях и отношениях с детьми его сущность: он «одушествляет» окружающую среду, делает ее понятной и доступной для ребенка.
Воспитатель, с одной стороны, является автором среды, с другой стороны - ее компонентом.
Педагог потому, что, зная особенности развития каждого ребенка, творит, проектирует и создает среду. Создавая «среду обитания» ребенка, воспитатель решает много творческих задач. Он становится дизайнером, декоратором, кукольником, портным, художником, конструктором, психологом, мастеровым и т.д.
Приложение 1
Материалы и оборудование для игровой деятельности
Примерный набор игровых материалов для второй младшей группы
Материалы для сюжетной игры
Тип материала | Наименование | Количество на группу |
Игрушки-персонажи и ролевые атрибуты | Куклы крупные (35-50 см.) | 3 разные |
Куклы средние (20-30 см.) | 7 разные |
Мягкие антропоморфные животные, крупные | 3 разные |
Мягкие антропоморфные животные, средние | 7 разные |
Звери и птицы объемные и плоскостные на подставках (мягкие, ПВХ, деревянные, 10-15 см.) | 15-20 разные |
Набор наручных кукол би-ба-бо: семья | 1 |
Набор наручных кукол би-ба-бо: сказочные персонажи | 2 |
Набор плоскостных фигурок (среднего размера) на подставках: сказочные персонажи | 2-3 |
Набор солдатиков (среднего размера) | 1 |
Фигурки-человечки (объемные, 10-15 см.) | 10 разные |
Белая шапочка | 3 |
Плащ-накидка | 3 |
Фуражка/бескозырка | 3 |
Каска | 2 |
Набор масок сказочных животных | 1 |
Игрушки-предметы опериро-вания | Набор чайной посуды (крупной и средней) | 3 |
Набор кухонной посуды (крупной и средней) | 3 |
Миски (тазики) | 2 |
Ведерки | 5 |
Молоток (пластмассовый) | 1 |
Набор овощей и фруктов (объемные - муляжи) | 1 |
Комплект кукольных постельных принадлежностей | 3 |
Утюг | 2 |
Гладильная доска | 1 |
Грузовик (крупный, деревянный или пластмассовый) | 3 разные |
Тележка-ящик (крупная) | 1 |
Автомобили с открытым верхом, крупные | 2 разные |
Автомобили с открытым верхом, средних размеров | 5 разные |
Пожарная машина, средних размеров | 1 |
Машина "скорой помощи", средних размеров | 1 |
Паровоз и вагончики с открытым верхом, средних размеров | 1 |
Лодка, средних размеров | 2 |
Самолет, средних размеров | 2 |
Кукольные коляски (складные) | 3 |
Конь или другие животные на колесах/качалка | 1 |
Конь на палочке | 3 |
Набор медицинских принадлежностей (фонендоскоп, градусник, шпатель) | 3 |
Полосатый жезл | 1 |
Бинокль (подзорная труба) | 1 |
Телефон | 3 |
Руль | 2 |
Весы | 1 |
Сумки, корзинки, рюкзачки | 7 разные |
Маркеры игрового пространства | Кукольный стол (крупный) | 1 |
Кукольный стул (крупный) | 4 |
Кукольная кровать | 2 |
Кукольный диванчик | 1 |
Шкафчик для кукольного белья | 1 |
Кухонная плита/шкафчик (соразмерная ребенку) | 1 |
Ширма-остов домика | 1 |
Ширма-остов автобуса (вагончика) с рулем | 1 |
Ширма-прилавок | 1 |
Набор мебели для кукол среднего размера | 1 |
Бензоколонка (крупная) | 1 |
Поли-функцио-нальные материа-лы | Объемные модули (набивные и надувные: кубы, валики, параллепипеды) | 6 |
Крупный строительный набор | 1 |
Ящик с мелкими предметами-заместителями | 1 |
Куски ткани (полотняной, разного цвета, 1х1 м.) | 3 |
Материалы для игры с правилами
Тип материала | Наименование | Количество на группу |
Для игр на ловкость | Шар и воротца (набор) | 2 |
Желоб для прокатывания шаров и тележек | 1 |
Мячи (разного размера) | 7 |
Кегли (набор) | 1 |
Настольные игры: |
"Поймай рыбку" | 1 |
"Прокати шарик через воротца" | 1 |
"Загони шарик в лунку" | 1 |
Примерный набор игровых материалов для средней группы
Материалы для сюжетной игры
Тип материала | Наименование | Количество на группу |
Игрушки-персонажи и ролевые атрибуты | Куклы крупные | 2 разные |
Куклы средние | 6 разные |
Мягкие антропоморфные животные, крупные | 2 разные |
Мягкие антропоморфные животные, средние | 6 разные |
Звери и птицы объемные и плоскостные на подставках (из разного материала, мелкие, 7-10 см.) | 20 разные |
Набор наручных кукол би-ба-бо: семья | 1 |
Набор наручных кукол би-ба-бо: сказочные персонажи | 2 разные |
Фигурки-человечки, объемные, мелкие (7-10 см.) | 10 разные |
Фигурки сказочных персонажей, плоскостные на подставках (мелкие) | 10 разные |
Набор солдатиков (средние и мелкие, 7-15 см.) | 2 разные |
Тематический набор сказочных персонажей (объемные, средние и мелкие, 7-15 см.) | 2-3 разные |
Набор фигурок: семья (7-15 см.) | 2 |
Белая шапочка | 3 |
Плащ-накидка | 3 разные |
Фуражка/бескозырка | 3 |
Каска | 2 |
Набор масок (животные; сказочные персонажи) | 2-3 разные |
Игрушки-предметы оперирования | Набор чайной посуды, крупный | 1 |
Набор чайной посуды, средний | 2 |
Набор кухонной посуды | 2 |
Молоток | 1 |
Комплект кукольных постельных принадлежностей | 3 |
Грузовик, крупный | 1 |
Тележка-ящик, крупная | 1 |
Автомобили, автобусы с открытым верхом, съемными крышами, средних размеров | 5-7 разные |
Пожарная машина, средних размеров | 1 |
Машина "скорой помощи", средних размеров | 1 |
Подъемный кран, крупный | 1 |
Набор: железная дорога (средних размеров) | 1 |
Кораблики, лодки, самолеты, средних размеров | по 1 каждого наимен. |
Ракета-робот (трансформер), средних размеров | 1 |
Автомобили мелкие | 10 разные |
Кукольная коляска, средних размеров (складная) | 2 |
Набор медицинских принадлежностей | 2 |
Полосатый жезл | 1 |
Весы | 1 |
Часы | 2 разные |
Телефон | 3 |
Подзорная труба, бинокль | 2 |
Сумки, корзинки, рюкзачки | 5 разные |
Маркеры игрового пространства | Кукольный стол, крупный | 1 |
Кукольная кровать или диванчик (крупный) | 1 |
Кухонная плита/шкафчик (на колесах, крупная) | 1 |
Набор мебели для кукол среднего размера | 2 |
Скамеечка на колесах со съемным рулем | 1 |
Руль на подставке | 1 |
Штурвал на подставке | 1 |
Универсальная складная рама/ширма - пятистворчатая (30-50 см. высотой) | 1 |
Трехстворчатая ширма/театр (70 см.) | 1 |
Кукольный дом (для кукол среднего размера) | 1 |
Бензозаправочная станция -гараж (для мелких автомобилей) | 1 |
Макет "скотный двор" (для фигурок животных средней величины) | 1 |
Ландшафтный макет | 1 |
Светофор | 1 |
Тематические строительные наборы: |
город | 1 |
замок (крепость) | 1 |
ферма (зоопарк) | 1 |
Поли-функциональныематериалы | Объемные модули, крупные, разных форм | 10 |
Крупный строительный набор | 1 |
Крупный кнопочный конструктор | 1 |
Ящик с мелкими предметами-заместителями | 1 |
Крупные куски ткани (полотнo, разного цвета, 1х1 м.) | 5 |
Емкость с лоскутами, мелкими и средними, разного цвета и фактуры | 1 |
Материалы для игры с правилами
Тип материала | Наименование | Количество на группу |
Для игр на ловкость | Настольная игра "Поймай рыбку" | 1 |
Настольный бильярд, средний ("закати шарик в лунку") | 1 |
Настольный кегельбан | 1 |
Бирюльки | 2 |
Кегли (набор) | 1 |
Кольцеброс (напольный) | 1 |
Мячи разного размера | 7 |
Для игр "на удачу" | Настольная игра "лото" (с картами из 6-8 частей) | 6-8 разные |
Настольная игра "гусек" (с маршрутом до 20-25 остановок, игральным кубиком 1-3 очка) | 3 разные |
Примерный набор игровых материалов для старшей
и подготовительной групп
Материалы для сюжетной игры
Тип материала | Наименование | Количество на группу |
Игрушки-персонажи и ролевые атрибуты | Куклы (средние) | 5 разные |
Мягкие антропоморфные животные ( средние и мелкие) | 8-10 разные |
Набор кукол: семья (средние) | 2 |
Наручные куклы би-ба-бо | 10 разные |
Набор персонажей для плоскостного театра | 3-4 разные |
Наборы мелких фигурок (5-7 см.): |
домашние животные | 1 |
дикие животные | 1 |
динозавры | 1 |
сказочные персонажи | 3-4 разные |
фантастические персонажи | 2 разные |
солдатики (рыцари, богатыри) | 3-4 разные |
семья | 2 |
Условные фигурки человечков, мелкие (5-7 см.) | 10 разные |
Белая шапочка | 2 |
Плащ-накидка | 5 разные |
Фуражка/бескозырка | 3 |
Каска/шлем | 2 |
Корона, кокошник | 2-4 |
Ремень ковбоя | 3 |
Наборы масок (сказочные, фантастические персонажи) | 3-4 |
Игрушки-предметы оперирования | Набор чайной посуды (средний) | 2 |
Набор кухонной посуды (средний) | 2 |
Набор чайной посуды (мелкий) | 2 |
"Приклад" к куклам среднего размера | 2 |
"Приклад" к мелким куклам | 2 |
Набор медицинских принадлежностей | 2 |
Весы | 2 |
Чековая касса | 1 |
Коляска для средних кукол, складная | 2 |
Телефон | 3 |
Часы | 2 |
Бинокль/подзорная труба | 2 |
Грузовик средних размеров | 2 |
Автомобили разного назначения (средних размеров) | 5 |
Корабль, лодка (средних размеров) | 2 |
Самолет, вертолет (средних размеров) | 2 |
Ракета-трансформер (средних размеров) | 1 |
Автомобили мелкие (легковые, гоночные, грузовички и др.) | 10 разные |
Набор: военная техника | 2-3 |
Набор: самолеты (мелкие) | 1 |
Набор: корабли (мелкие) | 1 |
Ракета-робот (трансформер), мелкая | 3 |
Подъемный кран (сборно-разборный, средний) | 1 |
Набор: железная дорога (мелкая, сборно-разборная, механическая или электрифицированная) | 1 |
Сборно-разборные автомобиль, самолет, вертолет, ракета, корабль | по 1 каждого наимен. |
Луноход (автомобиль) с дистанционным управлением | 1 |
Маркеры игрового пространства | Универсальная складная ширма/рама | 1 |
Стойка с рулем/штурвалом (съемным) | 1 |
Стойка-флагшток | 1 |
Трехстворчатая ширма/театр (или настольная ширма-театр) | 1 |
Ландшафтный макет | 1 |
Кукольный дом (макет) для средних кукол | 1 |
Кукольный дом (макет, сборно-разборный, для мелких персонажей) | 1 |
Макет: замок/крепость | 1 |
Тематические строительные наборы (для мелких персонажей): |
город | 1 |
крестьянское подворье (ферма) | 1 |
зоопарк | 1 |
крепость | 1 |
домик (мелкий, сборно-разборный) | 3 |
гараж/бензозаправка (сборно-разборная) | 1 |
маяк | 1 |
Набор дорожных знаков и светофор, для мелкого транспорта | 1 |
Набор мебели для средних кукол | 1 |
Набор мебели для мелких персонажей | 2 |
Набор мебели "школа" (для мелких персонажей) | 1 |
Объемные или силуэтные деревья на подставках, мелкие (для ландшафтных макетов) | 10-20 разные |
Поли-функциональные материалы | Объемные модули, крупные, разных форм | 10 |
Крупный строительный набор | 1 |
Ящик с мелкими предметами-заместителями | 1 |
Крупные куски ткани (полотняной, разного цвета, 1х1 м.) | 5 |
Емкость с лоскутами, мелкими и средними, разного цвета и фактуры | 1 |
Материалы для игры с правилами
Тип материала | Наименование | Количество на группу |
Для игр на ловкость | Летающие колпачки | 1 |
Настольный кегельбан | 1 |
Настольный футбол или хоккей | 1 |
Детский биллиард | 1 |
Бирюльки (набор) | 2 |
Блошки (набор) | 2 |
Кольцеброс настольный | 1 |
Кольцеброс напольный | 1 |
Городки (набор) | 1 |
Кегли (набор) | 1 |
Серсо | 1 |
Мишень с дротиками (набор) | 1 |
Коврик с разметкой для игры в "классики" | 1 |
Мячи, разные | 5-7 |
Для игр на "удачу" | Гусек (с маршрутом до 50 ходов и игральным кубиком на 6 очков) | 5 разные |
Лото (картиночное, поле до 8-12 частей) | 8-10 разные |
Лото цифровое | 1 |
Для игр на умственную компетенцию | Домино (с картинками) | 2 |
Домино точечное | 1 |
Шашки | 2 |
Шахматы | 1 |
Приложение 2
Материалы и оборудование для продуктивной деятельности
Примерный набор материалов и оборудования для второй младшей группы
Материалы для изобразительной деятельности
Тип материала | Наименование | Количество на группу |
Для рисования | Набор цветных карандашей (12 цветов) | На каждого ребенка |
Набор фломастеров (12 цветов) | На каждого ребенка |
Гуашь (12 цветов) | Набор из 12 цветов на каждого ребенка и дополнительно 2 банки белого и 2 банки желтого цветов |
Круглые кисти (беличьи, колонковые №№ 10 – 14) | На каждого ребенка |
Емкость для промывания ворса кисти от краски (0,5 л) | По одной на двоих детей |
Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти после промывания и при наклеивании готовых форм (15´15) | На каждого ребенка |
Подставки для кистей | На каждого ребенка |
Бумага различной плотности, цвета и размера, которая подбирается педагогом в зависимости от задач обучения |
Для лепки | Глина – подготовленная для лепки | 0,5 кг на каждого ребенка |
Пластилин | 3 коробки на одного ребенка |
Доски, 20´20 см | На каждого ребенка |
Печатки для нанесения узора на вылепленное изделие | 1 – 2 шт. на каждого ребенка |
Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду (30´30), для вытирания рук во время лепки | На каждого ребенка |
Для аппликации | Готовые формы для выкладывания и наклеивания в зависимости от программных задач | На каждого ребенка |
Щетинные кисти для клея | На каждого ребенка |
Пластины, на которые дети кладут фигуры для намаз ывания клеем | На каждого ребенка |
Розетки для клея | На каждого ребенка |
Подносы для форм и обрезков бумаги | На каждого ребенка |
Материалы для конструирования
Тип материала | Наименование | Количество на группу |
Строительный материал | Крупногабаритные деревянные напольные конструкторы | 1 – 2 набора на группу |
Комплект больших мягких модулей (22 – 52 элемента) | Один на группу |
Набор мелкого строительного материала, имеющего основные детали (кубики, кирпичики, призмы, короткие и длинные пластины, от 62 до 83 элементов) | На каждого ребенка |
Наборы игрушек (транспорт и строительные машины, фигурки животных, людей и т.п.) | см. "Материалы для игровой деятельности" |
Конструкторы | Конструкторы, позволяющие детям без особых трудностей и помощи взрослых справиться с ними и проявить свое творчество и мальчикам, и девочкам ("Лидер", "Элтик-АВТО", "Кроха" и др.) | 4 –6 на группу |
Плоскостные конструкторы | Наборы из мягкого пластика для плоскостного конструирования | 5 – 6 на группу |
Примерный набор материалов и оборудования
для средней группы
Материалы для изобразительной деятельности
Тип материала | Наименование | Количество на группу |
Для рисования | Набор цветных карандашей (24 цвета) | На каждого ребенка |
Набор фломастеров (12 цветов) | На каждого ребенка |
Набор шариковых ручек (6 цветов). | На каждого ребенка |
Цветные восковые мелки (12 цветов) | На каждого ребенка |
Гуашь (12 цветов) | 1 набор на каждого ребенка. |
Гуашь (белила) | 3 – 5 банок на каждого ребенка |
Палитры | На каждого ребенка |
Губки для смывания краски с палитры | На каждого ребенка |
Круглые кисти (беличьи, колонковые №№ 10 – 14) | На каждого ребенка |
Банки для промывания ворса кисти от краски (0,25 и 0,5 л) | Две банки (0,25 и 0,5 л) на каждого ребенка |
Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти после промывания и при наклеивании готовых форм (15´15) | На каждого ребенка |
Для лепки | Глина – подготовленная для лепки | 0,5 кг на каждого ребенка |
Пластилин | 3 коробки на одного ребенка |
Доски, 20´20 см | На каждого ребенка |
Печатки для нанесения узора на вылепленное изделие | 2 – 3 шт. на каждого ребенка |
Стеки разной формы | 3 – 5 наборов на группу |
Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду (30´30), для вытирания рук во время лепки | На каждого ребенка |
Для аппликации | Ножницы с тупыми концами | На каждого ребенка |
Наборы из разных сортов цветной бумаги для занятий аппликацией | На каждого ребенка |
Наборы бумаги одинакового цвета, но разной формы (10 – 12 цветов, размером 10´12см или 6´7см) | На каждого ребенка |
Файлы из прозрачной синтетической пленки для хранения обрезков бумаги | На каждого ребенка |
Щетинные кисти для клея | На каждого ребенка |
Подставки для кистей | На каждого ребенка |
Розетки для клея | На каждого ребенка |
Подносы для форм и обрезков бумаги | На каждого ребенка |
Пластины, на которые дети кладут фигуры для намазывания клеем | На каждого ребенка |
Материалы для конструирования
Тип материала | Основной набор материалов и оборудования | Количество на группу |
Строительный материал | Крупногабаритные деревянные напольные конструкторы | 1 – 2 на группу |
Комплект больших мягких модулей | Один на группу |
Наборы игрушек (транспорт и строительные машины, фигурки животных, людей и т.п.) | см. "Материалы для игровой деятельности" |
Конструкторы | Конструкторы, позволяющие детям без особых трудностей и помощи взрослых справиться с ними и проявить свое творчество и мальчикам, и девочкам ("Лидер", "Элтик-АВТО", "Кроха" и др.) | 4 –6 на группу |
Конструкторы из серии "LEGO- DACTA" ("Город", Железная дорога") | 3 набора |
Конструкторы для игр с песком и водой | 2 |
Детали конструктора | Набор мелкого строительного материала, имеющего основные детали (кубики, кирпичики, призмы, короткие и длинные пластины) (от 62 до 83 элементов) | На каждого ребенка |
Плоскостные конструкторы | Наборы из мягкого пластика для плоскостного конструирования | 5 – 6 на группу |
Коврики - трансформеры (мягкий пластик) "Животные" и др. | 2 – 3 на группу |
Бумага, природные и бросовые материалы | Наборы цветных бумаг и тонкого картона с разной фактурой поверхности (глянцевая, матовая, с тиснением, гофрированная, прозрачная, шероховатая, блестящая и т.п.) Подборка из бросового материала: бумажные коробки, цилиндры, катушки, конусы, пластиковые бутылки, пробки и т.п. Подборка из фантиков от конфет и других кондитерских изделий и упаковочных материалов (фольга, бантики, ленты и т.п.) Подборка из природного материала (шишки, мох, желуди, морские камешки, пенька, мочало, семена подсолнечника, арбуза, дыни, остатки цветных ниток, кусочки меха, ткани, пробки, сухоцветы, орехи |
Примерный набор материалов и оборудования
для старшей и подготовительной групп
Материалы для изобразительной деятельности
Тип материала | Наименование | Количество на группу |
Для рисования | Набор цветных карандашей (24 цвета) | На каждого ребенка |
Графитные карандаши (2М-3М) | По одному на каждого ребенка |
Набор фломастеров (12 цветов) | На каждого ребенка |
Набор шариковых ручек (6 цветов) | На каждого ребенка |
Угольный карандаш "Ретушь" | По одному на каждого ребенка |
Сангина, пастель (24 цвета) | 5 – 8 наборов на группу |
Гуашь (12 цветов) | 1 набор на каждого ребенка. |
Белила цинковые | 3 – 5 банок на каждого ребенка |
Краска фиолетовая, лазурь, охра, оранжевая светлая, кармин, краплак, разные оттенки зеленого цвета | По одной банке каждого цвета на каждого ребенка |
Палитры[2] | На каждого ребенка |
Круглые кисти (беличьи, колонковые №№ 10 – 14) | На каждого ребенка |
Банки[3] для промывания ворса кисти от краски (0,25 и 0,5 л) | Две банки (0,25 и 0,5 л) на каждого ребенка |
Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти после промывания и при наклеивании в аппликации (15´15) | На каждого ребенка |
Подставки для кистей | На каждого ребенка |
Бумага различной плотности, цвета и размера, которая подбирается педагогом в зависимости от задач обучения |
Для лепки | Глина – подготовленная для лепки | 0,5 кг на каждого ребенка |
Пластилин (12 цветов) | 3 коробки на одного ребенка |
Стеки разной формы | Набор из 3 – 4 стек на каждого ребенка |
Доски, 20´20 см | На каждого ребенка |
Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду (30´30), для вытирания рук во время лепки | На каждого ребенка |
Для аппликации | Ножницы с тупыми концами | На каждого ребенка |
Наборы бумаги одинакового цвета, но разной формы (10 – 12 цветов, размером 10´12см или 6´7см) | На каждого ребенка |
Файлы из прозрачной синтетической пленки для хранения обрезков бумаги. | На каждого ребенка |
Подносы для форм и обрезков бумаги | На каждого ребенка |
Щетинные кисти для клея | На каждого ребенка |
Пластины, на которые дети кладут фигуры для намазывания клеем | На каждого ребенка |
Розетки для клея | На каждого ребенка |
Материалы для конструирования
Тип материала | Наименование | Количество на группу |
Строительный материал | Крупногабаритные деревянные напольные конструкторы | 1 – 2 на группу |
Комплект больших мягких модулей (22 – 52 элемента) | Один на группу |
Наборы игрушек (транспорт и строительные машины, фигурки животных, людей и т.п.) | см."Материалы для игровой деятельности" |
Конструкторы | Конструкторы, позволяющие детям без особых трудностей и помощи взрослых справиться с ними и проявить свое творчество и мальчикам, и девочкам ("Лидер", "Элтик-АВТО", "Кроха" и др.) | 4 –6 на группу |
Детали конструктора | Набор мелкого строительного материала, имеющего основные детали (кубики, кирпичики, призмы, короткие и длинные пластины) (от 62 до 83 элементов) | На каждого ребенка |
Плоскостные конструкторы | Коврик-трансформер (мягкий пластик) "Животные" | 2 – 3 на группу |
Наборы из мягкого пластика для плоскостного конструирования | 6 – 10 на группу |
Бумага, природный и бросовый материал | Наборы цветных бумаг и тонкого картона с разной фактурой поверхности (глянцевая, матовая, с тиснением, гофрированная, прозрачная, шероховатая, блестящая и т.п.) |
Подборка из бросового материала: бумажные коробки, цилиндры, катушки, конусы, пластиковые бутылки, пробки и т.п. |
Подборка из фантиков от конфет и других кондитерских изделий и упаковочных материалов (фольга, бантики, ленты и т.п.) |
Подборка из природного материала (шишки, мох, желуди, морские камешки, пенька, мочало, семена подсолнечника, арбуза, дыни, остатки цветных ниток, кусочки меха, ткани, пробки, сухоцветы, орехи, соломенные обрезки, желуди, ягоды рябины и др., бечевка, шпагат, тесьма, рогожка |
Бумага, тонкий картон Ткань, кожа, тесьма, пуговицы, нитки Проволока в полихлорвиниловой оболочке, фольга, поролон, пенопласт |
Приложение 3
Материалы и оборудование для познавательно-исследовательской деятельности
Примерный набор материалов для второй младшей группы
Тип материала | Наименование | Количество на группу |
Объекты для исследования в действии | Пирамидки (из 6-10 элементов), окрашенные в основные цвета | 6-8 разные |
Стержни для нанизывания с цветными кольцами, шарами и т.п. (из 5-7 элементов) | 6-8 |
Объемные вкладыши из 5-10 элементов (миски, конусы, коробки с крышками разной формы) | 4-6 |
Матрешки (из 5-7 элементов) | 3 разные |
Доски-вкладыши (с основными формами, разделенными на 2-3 части) | 6-8 разные |
Рамки-вкладыши с цветными (6 цветов) монолитными и составными формами, разными по величине | 10 разные |
Набор цветных палочек (по 5-7 каждого цвета) | 2-3 |
Набор кубиков с цветными гранями (7 цветов) | 1 |
Набор объемных геометрических тел | 1 |
Наборы объемных тел для сериации по величине из 3-5 элементов (цилиндры, бруски и т.п.) | 2-3 |
Сортировочный ящик с прорезями разной формы (Сегена, Венгера, дом-сортировщик) | 1 |
Набор плоскостных геометрических форм | 1 |
Мозаика разных форм и цвета, крупная | 3 |
Набор для забивания: молоточек с втулками (пластмассовые) | 1 |
Набор для завинчивания (верстак с отверстиями и набором винтов, пластмассовые) | 1 |
Рамки с 2-3 видами застежек (шнуровка, пуговицы, крючки, кнопки) | 2-3 |
Панно с разнообразными застежками и съемными элементами | 1 |
Чудесный мешочек с набором объемных геометрических форм (5-7 элементов) | 1 |
Красочное панно (коврик) или крупная мягконабивная игрушка из тканей различной фактуры | 1 |
Игрушки-головоломки (сборно-разборные из 2-3 элементов) | 10 разные |
Игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия (народные игрушки, механические заводные) | 10-15 разные |
"Проблемный" ящик со звуковым, световым, механич. эффектами | 1 |
Разноцветная юла (волчок) | 1 |
Вертушки (ветряные) | 4-6 разные |
Музыкальная шкатулка | 1 |
Звучащие инструменты (колокольчики, барабаны, резиновые пищалки, молоточки, трещотки и др.) | по 1 каждого наимен. |
Набор шумовых коробочек (по Монтессори) | 1 |
Набор для экспериментирования с водой: стол-поддон, емкости одинакового и разного объема (4-5) и разной формы, предметы-орудия для переливания и вылавливания — черпачки, сачки | 1 |
Набор для экспериментирования с песком: стол-песочница, формочки разной конфигурации и размера, емкости, предметы-орудия — совочки, лопатки | 1 |
Образно-символический материал | Наборы картинок для группировки (реалистические изображения), до 4-6 в каждой группе: домашние животные, дикие животные, животные с детенышами, птицы, рыбы, деревья, цветы,овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода | по 1 набору каждой тематики |
Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению предметов, цвету, величине) | 3-4 разные |
Наборы парных картинок (та же тематика) | 10 разные |
Наборы парных картинок типа лото (из 3-4 частей), та же тематика | 5-6 разные |
Набор парных картинок типа "лото" с геометрическими формами | 1 |
Разрезные (складные) кубики с предметными картинками (4-6 частей) | 4 разные |
Разрезные предметные картинки, разделенные на 2-4 части (по вертикали и горизонтали) | 15-20 разные |
Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации) | 10 разных |
Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения) | 2-3 разные |
Серии из 4-х картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей) | 2-3 разные |
Сюжетные картинки, крупного формата (с различной тематикой, близкой ребенку - сказочной, социобытовой) | 20-30 разные |
Примерный набор материалов для средней группы
Тип материала | Наименование | Количество на группу |
Объекты для исследования в действии | Набор геометрических фигур для группировки по цвету, форме, величине (7 форм разных цветов и размеров) | 1 |
Набор объемных геометрических тел (разного цвета и величины) | 1 |
Доски-вкладыши (с основными формами, составными из 4-5 частей) | 6-8 разные |
Рамки-вкладыши с цветными (7 и более цветов с оттенками) составными формами (4-5 частей) | 6-8 разные |
Набор разноцветных палочек с оттенками (по 5-7 палочек каждого цвета) | 1 |
Набор кубиков с цветными гранями (7 цветов с оттенками) | 1 |
Наборы для сериации по величине - бруски, цилиндры и т.п. (6-8 элементов каждого признака) | 3-4 разные |
Набор плоскостных геометрических фигур для составления изображений по графическим образцам (из 4-6 элементов) | 2-3 |
Платформа с колышками и шнуром для воспроизведения форм | 1 |
Мозаика разных форм и цвета (мелкая) с графическими образцами | 2-3 |
Набор пластин из разных пород дерева или разных материалов | 1 |
Чудесный мешочек с набором объемных тел (6-8 элементов) | 1 |
Горки (наклонные плоскости) для шариков (комплект) | 1 |
Стойка-равновеска (балансир) | 1 |
Часы с круглым циферблатом и стрелками | 1 |
Счеты напольные | 1 |
Набор волчков (мелкие, разной формы) | 1 |
Вертушки разного размера | 4-5 |
Игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия (механические заводные и электрифицированные) | 10 разные |
Игрушки-головоломки (сборно-разборные из 4-5 элементов) | 6-8 разные |
Объемные головоломки (сборные шары, кубы и т.п., из 4-5 элементов) | 3-4 разные |
Головоломки-лабиринты (прозрачные, с шариком) | 3-4 разные |
"Проблемный ящик" со звуковым, световым, механическим эффектами | 1 |
Набор для экспериментирования с водой: стол-поддон, емкости одинакового и разного размеров (5-6) различной формы, мерные стаканчики, предметы из разных материалов (тонет — не тонет), черпачки, сачки, воронки | 1 |
Набор для экспериментирования с песком: стол-песочница, емкости разного размера и формы (4-5), предметы-орудия разных размеров, форм, конструкций | 1 |
Образно- символический материал | Наборы картинок для группировки и обобщения (до 8-10 в каждой группе): животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, продукты питания, одежда, мебель, здания, транспорт, профессии, предметы обихода и др. | по 1 наб. каждой тематики |
Наборы парных картинок типа "лото" из 6-8 частей (той же тематики, в том числе с сопоставлением реалистических и условно-схематических изображений) | 6-8 |
Наборы парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия (по внешнему виду), ошибки (по смыслу) | 10-15 разные |
Наборы табличек и карточек для сравнения по 1-2 признакам (логические таблицы) | 2-3 разные |
Наборы предметных картинок для группировки по разным признакам (2-3) последовательно или одновременно (назначение, цвет, величина) | 2-3 разные |
Серии картинок (по 4-6) для установления последовательности событий (сказки, литературные сюжеты, социобытовые ситуации) | 10-15 разные |
Серии картинок "Времена года" (сезонные явления и деятельность людей) | 2-3 разные |
Сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата | 20-30 |
Разрезные (складные) кубики с сюжетными картинками (6-8 частей) | 4-5 разные |
Разрезные сюжетные картинки (6-8 частей) | 8-10 разные |
Разрезные контурные картинки (4-6 частей) | 8-10 разные |
Графические "головоломки" (лабиринты, схемы маршрутов персонажей и т.п.) в виде отдельных бланков, буклетов, настольно-печатных игр | 20-30 разных видов |
Иллюстрированные книги, альбомы плакаты, планшеты познавательного характера | По возможностям детского сада |
Нормативно-знаковый материал | Набор кубиков с буквами и цифрами | 1 |
Набор карточек с изображением предмета и названием | 1 |
Набор карточек с изображением количества предметов (от 1 до 5) и цифр | 1 |
Набор кубиков с цифрами и числовыми фигурами | 1 |
Набор карточек-цифр (от 1 до 10) с замковыми креплениями | 1 |
Наборы моделей: деление на части (2-4) | 2 |
Кассы настольные | 4-5 |
Магнитная доска настенная | 1 |
Примерный набор материалов
для старшей и подготовительной групп
Тип материала | Наименование | Количество на группу |
Объекты для исследования в действии | Доски-вкладыши и рамки-вкладыши со сложными составными формами (4-8 частей) | 8-10 разные |
Набор геометрических фигур с графическими образцами (расчлененными на элементы и нерасчлененными) для составления плоскостных изображений (геометрическая мозаика) | 2-3 |
Танграм | 1 |
Набор объемных тел для группировки и сериации (цвет, форма, величина) | 1 |
Наборы брусков, цилиндров и пр. для сериации по величине (по 1-2 признакам - длине, ширине, высоте, толщине) из 7-10 элементов | 3-4 разные |
Набор разноцветных палочек с оттенками (8-10 палочек каждого цвета) | 1 |
Набор: счетные палочки Кюизинера | 1 |
Набор пластин из разных материалов | 1 |
Мозаика (цветная, мелкая) с графическими образцами разной степени сложности (расчлененные на элементы, сплошные, чертежи-схемы) | 3-4 разные |
Головоломки плоскостные (геометрические) | 5-6 разные |
Набор проволочных головоломок | 2-3 |
Головоломки объемные (собери бочонок, робота и т.п.), в том числе со схемами последовательных преобразований | 5-6 разные |
Игры-головоломки на комбинаторику (кубик Рубика, игра "15" , "Уникуб" и т.п.) | 5-6 разные |
Головоломки-лабиринты (прозрачные, с шариком) | 3-4 |
Игра "Волшебный экран" (на координацию вертикальных и горизонтальных линий) | 1 |
Набор волчков (мелкие, разной формы и окраски) | 1 |
Действующие модели транспортных средств, подъемных механизмов и т.п. (механические, заводные, электрифицированные, с дистанционным управлением) | не менее 10 разные |
Система наклонных плоскостей для шариков | 1 |
Весы рычажные равноплечие (балансир)с набором разновесок | 1 |
Термометр спиртовой | 1 |
Часы песочные (на разные отрезки времени) | 2 |
Часы механические с прозрачными стенками (с зубчатой передачей) | 1 |
Циркуль | 4-5 |
Набор лекал | 4-5 |
Линейки | 10 |
Набор мерных стаканов | 2-3 |
Набор прозрачных сосудов разных форм и объемов | 2-3 |
Счеты напольные | 1 |
Счеты настольные | 4-5 |
Набор увеличительных стекол (линз) | 3-4 |
Микроскоп | 1 |
Набор цветных (светозащитных) стекол | 3-4 |
Набор стеклянных призм (для эффекта радуги) | 1 |
Набор зеркал для опытов с симметрией, для исследования отражательного эффекта | 2-3 |
Набор для опытов с магнитом | 2-3 |
Компас | 1 |
Вертушки разных размеров и конструкций (для опытов с воздушными потоками) | 4-5 |
Флюгер | 1 |
Воздушный змей | 1 |
Ветряная мельница (модель) | 1 |
Набор печаток | 1 |
Набор копировальной бумаги разного цвета | 1 |
Коллекция минералов | 1 |
Коллекция тканей | 1 |
Коллекция бумаги | 1 |
Коллекция семян и плодов | 1 |
Коллекция растений (гербарий) | 1 |
Набор для экспериментирования с водой: стол-поддон, емкости и мерные сосуды разной конфигурации и объемов, кратные друг другу, действующие модели водяных мельниц, шлюзов, насосов | 1 |
Набор для экспериментирования с песком: стол-песочница, орудия для пересыпания и транспортировки разных размеров, форм и конструкций с использованием простейших механизмов | 1 |
Образно-символический материал | Наборы картинок для иерархической классификации (установления родо-видовых отношений): виды животных; виды растений; виды ландшафтов; виды транспорта; виды строительных сооружений; виды профессий; виды спорта и т.п. | по 1 набору каждой тематики |
Наборы "лото" (8-12 частей), в том числе с соотнесением реалистических и условно-схематических изображений | до 10 разные |
Наборы таблиц и карточек с предметными и условно-схематическими изображениями для классификации по 2-3 признакам одновременно (логические таблицы) | 2-3 разные |
Серии картинок (до 6-9) для установления последовательности событий (сказочные и реалистические истории, юмористические ситуации) | 15-20 разные |
Наборы картинок по исторической тематике для выстраивания временных рядов: раньше — сейчас(история транспорта, история жилища, история коммуникации и т.п.) | 7-9 разные |
Серии картинок: времена года (пейзажи, жизнь животных, характерные виды работ и отдыха людей) | 3-4 разные |
Наборы парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия, ошибки (смысловые) | 15-20 разные |
Разрезные сюжетные картинки (8-16 частей), разделенные прямыми и изогнутыми линиями | 8-10 разные |
Графические головоломки (лабиринты, схемы пути и т.п.) в виде отдельных бланков, буклетов, настольно-печатных игр | 20-30 разных видов |
Набор карточек с изображением знаков дорожного движения (5-7) | 1 |
Набор карточек с символами погодных явлений (ветер, осадки, освещенность - облачность) | 1 |
Календарь настольный иллюстрированный | 1 |
Календарь погоды настенный | 1 |
Физическая карта мира (полушарий) | 1 |
Глобус | 1 |
Детский атлас (крупного формата) | 1 |
Иллюстрированные книги, альбомы, плакаты, планшеты, аудио- и видеоматериалы Коллекция марок Коллекция монет | по возможностям д/с |
Нормативно-знаковый материал | Разрезная азбука и касса | 4-5 |
Магнитная доска настенная | 1 |
Наборы карточек с цифрами | 4-5 |
Отрывной календарь | 1 |
Наборы карточек с изображением количества предметов (от 1 до 10) и соответствующих цифр | 4-5 |
Набор кубиков с цифрами, с числовыми фигурами | 1 |
Стержни с насадками (для построения числового ряда) | 4-5 |
Набор карточек с гнездами для составления простых арифметических задач | 4-5 |
Набор карточек-цифр (от 1 до 100) с замковыми креплениями | 1 |
Числовой балансир (на состав числа из двух меньших чисел) | 1 |
Линейка с движком (числовая прямая) | 2 |
Абак | 4 |
Набор "лото": последовательные числа | 1 |
Кассы настольные | 4-5 |
Набор: доска магнитная настольная с комплектом цифр, знаков, букв и геометрических фигур | 3-4 |
Наборы моделей: деление на части (2-16) | 6 |
Приложение 4
Материалы и оборудование для двигательной активности.
Примерный набор физкультурного оборудования
для второй младшей группы
Тип оборудования | Наименование | Размеры, масса | Кол-во на группу |
Для ходьбы, бега и равновесия | Валик мягкий | Длина 150 см Диаметр 20 см | 1 |
Доска с ребристой поверхностью | Длина 200 см Ширина 20 см Высота 4 см | 1 |
Модуль "Змейка" | Длина 100 см Высота 15 см | 2 |
Коврик, дорожка массажные, со следочками | 4 |
Кольцо мягкое | Диаметр 120 см Высота 30 см Диаметр отверстия 60 см | 1 |
Куб деревянный | Ребро 20 см | 5 |
Обруч большой | Диаметр 95-100 см | 1 |
Для прыжков | Куб деревянный | Ребро 20 см | 5 |
Мяч-попрыгунчик | Диаметр 50 см | 2 |
Обруч малый | Диаметр 50-55 см | 5 |
Шнур короткий | Длина 75 см | 5 |
Для катания, бросания, ловли | Кегли (набор) | 1 |
Мешочек с грузом малый | Масса 150-200 г | 2 |
Мяч резиновый | Диаметр 10 см | 5 |
Шар цветной (фибро-пластиковый) | Диаметр 20-25 см | 2 |
Для ползанья и лазанья | Лабиринт игровой | 1 |
Полукольцо мягкое | Диаметр 120 см Высота 30 см Диаметр 5-6 см | 1 |
Для общеразвивающих упражнений | Колечко резиновое | Диаметр 5-6 см | 10 |
Лента цветная (короткая) | Длина 50 см | 10 |
Мяч массажный | Диаметр 8-10 см | 10 |
Обруч плоский | Диаметр 40 см | 10 |
Палка гимнастическая короткая | Длина 75-80 см | 10 |
Флажок | 10 |
Примерный набор физкультурного оборудования
для средней группы
Тип оборудования | Наименование | Размеры, масса | Кол-во |
Для ходьбы, бега, равновесия | Коврик массажный | Длина 75 см, Ширина 70 см | 10 |
Шнур длинный | Длина 150-см,Диаметр 2 см | 1 |
Для прыжков | Куб деревянный | Ребро 20 см | 5 |
Мяч-попрыгунчик | Диаметр 50 см | 2 |
Обруч плоский | Диаметр 40 см | 3 |
Палка гимнастическая короткая | Длина 75-80 см | 10 |
Скакалка короткая | Длина 120-150 см | 3 |
Для катания, бросания, ловли | Кегли | 5 |
Кольцеброс (набор) | 2 |
Мешочек с грузом большой | Масса 400 г | 2 |
Обруч большой | Диаметр 100 см | 2 |
Серсо (набор) | 1 |
Шар цветной (фибро-пластиковый) | Диаметр 20-25 см | 4 |
Для ползания и лазанья | Полукольцо мягкое | Диаметр 120 см,Высота 30 см, Диаметр 5-6 см | 1 |
Для общеразвивающих упраж нений | Колечко резиновое | Диаметр 5-6 см | 10 |
Мешочек с грузом малый | Масса 150-200 г | 10 |
Мяч-шар (цветной, прозрачный) | Диаметр 10-12 см | 5 |
Обруч малый | Диаметр 55-65 см | 10 |
Шнур короткий | Длина 75 см | 10 |
Примерный набор физкультурного оборудования
для старшей и подготовительной групп
Тип оборудования | Наименование | Размеры, масса | Кол-во на группу |
Для ходьбы, бега, равновесия | Балансир-волчок | 1 |
Коврик массажный со следочками | 10 |
Шнур короткий (плетеный) | Длина 75 см | 5 |
Для прыжков | Обруч малый | Диаметр 55-65 см | 5 |
Скакалка короткая | Длина 100-120 см | 5 |
Для катания, бросания, ловли | Кегли (набор) | 3 |
Кольцеброс (набор) | 2 |
Мешочек малый с грузом | Масса 150-200 г | 5 |
Мяч большой | Диаметр 18-20 см | 5 |
Мешочек с грузом большой | Масса 400 г | 2 |
Мяч для мини-баскетбола | Масса 0,5 кг | 2 |
Мяч утяжеленный (набивной) | Масса 350 г, 500 г, 1 кг | 1 |
Мяч-массажер | 2 |
Обруч большой | Диаметр 100 см | 2 |
Серсо (набор) | 2 |
Для ползания и лазанья | Комплект мягких модулей (6-8 сегментов) | 1 |
Для общеразвивающих упражнений | Гантели детские | 10 |
Кольцо малое | Диаметр 13 см | 10 |
Лента короткая | Длина 50-60 см | 10 |
Мяч средний | Диаметр 10-12 см | 10 |
Палка гимнастическая короткая | Длина 80 см | 10 |
Центры развития активности детей в групповых помещениях
* Образовательная область
* Центры активности
* Интегративная направленность деятельности центра
Познавательно-речевое направление развития детей
Познание
Интегрируется с образовательными областями:
Чтение художественной литературы.
Коммуникация.
Социализация.
Безопасность.
Музыка.
- Центр сенсорного развития
- Центр «Мы познаем мир»
- Центр конструктивной деятельности
- Центр математического развития
Развитие и обучение детей средствами игровой предметности.
Стимулирование и развитие познавательной активности ребенка.
Развитие системы элементарных математических, экологических, естественно - научных представлений, физических, коммуникативных, художественно-эстетических навыков.
Формирование элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка – дошкольника.
Развитие чувства прекрасного к природным объектам и явлениям через восприятие музыки, произведений художественно-литературного творчества.
Приобщение к чтению познавательной и художественной литературы.
Развитие умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении.
Формирование трудовых и безопасных навыков по уходу за растительными и животными объектами.
Формирование у детей представлений о сенсорных эталонах объектов природного и социального окружения.
Формирование стремления к освоению нового (получение информации из энциклопедий, справочной литературы).
Воспитание стремления к соучастию в деятельности взрослых по защите природных объектов и сохранению качества окружающей среды, заботе о ближайшем природном окружении.
Чтение художественной литературы
Интегрируется с образовательными областями:
Познание
Социализация
Музыка
Здоровье
- Центр «Здравствуй, книжка»
Формирование потребности рассматривать книгу, беседовать по поводу ее содержания.
Развитие литературной речи, художественно-творческого потенциала.
Развитие интереса к художественной литературе.
Воспитание привычки к аккуратному обращению с книгой.
Воспитание эмоционального отношения к героям художественно-литературных произведений средствами музыкальных произведений разных жанров, желание создавать яркие выразительно-изобразительные образы литературных героев.
Приобщение к миру уральской художественной культуры через сказки, сказы, легенды, мифы народов России, Среднего Урала, творчество известных писателей литературных произведений для детей.
Развитие понимания нравственно-этических отношений героев художественных произведений.
Коммуникация
Интегрируется с образовательными областями:
Социализация
Безопасность
Чтение художественной литературы
Познание
Труд
Физическая культура
Здоровье
- Центр речевого развития
- Центр «Будем говорить правильно»
Стимулирование и развитие речевой активности ребенка.
Развитие всех компонентов речевой системы.
Формирование коммуникативных навыков.
Развитие мелкой и крупной моторики. Умение манипулировать с предметами.
Развитие эмоционально-чувственной сферы на примерах литературных произведений.
Ознакомление с грамматическими конструкциями связной речи через восприятие народного произведения в любой форме (сказка, миф, легенда, сказ).
Развитие представлений о нравственных качествах: об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о щедрости и жадности, определяющие нормы поведения детей после прочтения литературных произведений.
Воспитание культуры речи, речевого поведения, чтения.
Физическое направление развития детей
Физическое развитие
Интегрируется с образовательными областями:
Коммуникация
Познание
Музыка
Здоровье
Социализация
Безопасность
- Центр физического развития
Удовлетворение потребности детей в двигательной активности.
Организация самостоятельной двигательной активности на основе использования накопленных знаний, средств и методов в области физической культуры.
Профилактика негативных эмоций. Формирование способности контролировать свои эмоции в движении. Формирование умений передавать ощущения, эмоции в речи.
Ознакомление с нормами и правилами безопасности в двигательной деятельности
Развитие самооценки собственных достижений в области физической культуры.
Формирование навыка выполнения правил безопасного использования физкультурного оборудования.
Формирование необходимых культурно-гигиенических навыков: умение самостоятельно и правильно мыть руки после занятий физическими упражнениями и играми. Формирование умения самостоятельно устранять беспорядок в одежде, прическе, после занятий физическими упражнениями и после игр.
Развитие потребности в творческом самовыражении через физическую активность.
Развитие умения налаживать отношения со сверстниками в совместных видах физической деятельности в соответствии с принятыми правилами и нормами.
Развитие способности после рассматривания книжных иллюстраций, схем воспроизводить по ним основные движения, комплексы упражнений.
Ознакомление детей со знаменитыми спортсменами, видами спорта, спортивными сооружениями, оборудованием, великими достижениями российских, уральских спортсменов в области спорта.
Развитие представлений детей об основных способах обеспечения и укрепления доступными средствами физического и психического здоровья
Безопасность
Интегрируется с образовательными областями:
Познание
Здоровье
Чтение художественной литературы
- Центр «ПДД»
- Центр «Пожарная безопасность»
Здоровье
Интегрируется с образовательными областями:
Познание
Социализация
Безопасность
- Центр сохранения здоровья ребенка
Формирование валеологических основ и основ ОБЖ.
Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для здоровья; что безопасность зависит и от самого ребенка, от соблюдения гигиенических правил, от умения предвидеть и избежать возможную опасность.
Формирование представлений о культуре здоровья и путях его сохранения, развития;
Художественно-эстетическое направление развития детей
Художественное творчество
Интегрируется с образовательными областями:
Познание
Чтение художественной литературы
Коммуникации
Ручной труд
- Центр изобразительной деятельности
Поддержание и развитие у ребенка интереса к изобразительной деятельности.
Формирование навыков изобразительной деятельности.
Воспитание эстетических чувств.
Формирование индивидуального и коллективного творчества и возможности самореализоваться.
Формирование умения определять жанры живописи: натюрморт, портрет, пейзаж
Формирование умений использовать различные материалы (природный, бросовый) с учетом присущих им художественных свойств, выбирать средства, соответствующие замыслу, экспериментировать с материалами и средствами изображения;
Формирование интереса и способность проникаться теми чувствами, переживаниями и отношениями, которые несет в себе произведение искусства.
Приобщение детей к театральному искусству через знакомство детей с историей театра, его жанрами, устройством и профессиями;
Музыка
Интегрируется с образовательными областями:
Познание
Чтение художественной литературы
Социализация
Физическая культура
- Центр музыкально-театрализованной деятельности
Поддержание и развитие у ребенка интереса к музыкальной и театрализованной деятельности.
Воспитание эстетических чувств.
Формирование индивидуального и коллективного творчества и возможности самореализоваться.
Воспитание у детей основы музыкально-эмоциональной культуры.
Формирование легкость и ловкость исполнения основных естественных движений (различных видов шага, бега, прыжков).
Развитие музыкального интонационно-речевого опыта, умение пользоваться эмоционально-образным словарем.
Социально-личностное направление развития детей
Социализация
Интегрируется с образовательными областями:
Познание
Чтение художественной литературы
Труд
Коммуникации
Безопасность
- Центр сюжетно-ролевых игр
- Центр социализации
- Мини-музей «Изба»
- Мини-музей кукол
Обеспечение активизации всего чувственного аппарата ребенка для познания окружающего мира и успешной социализации в нем, через игровые виды деятельности.
Стимулирование коммуникативно–речевой, познавательной, эстетической деятельности детей.
Обеспечение комфорта и эмоционального благополучия детей.
Формирование представлений о важности безопасного поведения, соблюдения необходимых норм и правил в общественных местах, на улице и в транспорте, при действиях с травмоопасными предметами;
Развитие представления о поступках, людей (великих, известных) как примерах возможностей человека.
Развитие этически ценных форм, способов поведения и отношений с людьми: коммуникативных навыков, умения устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать, избегать конфликтов.
Труд
Интегрируется с образовательными областями:
Познание
Чтение художественной литературы
Социализация
Физическая культура
Художественное творчество
- Центр труда
Формирование трудовых навыков по уходу за растительным и животным миром.
Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности.
Развивать осознание своих физических возможностей на основе представлений о своем теле;
Формирование трудовых умений и навыков, основ безопасности в разных видах труда.
Формирование умения осуществлять коллективную деятельность, способность радоваться достижениям в трудовой деятельности других детей.
Формирование представлений о трудовой деятельности людей (в первую очередь с деятельностью членов семьи и близких): о профессиональной деятельности (кто и где работал и работает); о бытовой деятельности (домашние дела и их распределение между членами семьи); об увлечениях и хобби.
Оборудование для физкультурного зала
Примерный набор оборудования
для физкультурного зала
Тип оборудования | Наименование | Размеры, масса | Кол-во на группу |
Для ходьбы, бега, равновесия | Балансиры разного типа | 2 |
Бревно гимнастическое напольное | Длина 240 см Ширина верхней поверхности 10 см Высота 15 см | 2 |
Доска гладкая с зацепами | Длина 250 см Ширина 20см Высота 3 см | 2 |
Доска с ребристой поверхностью | Длина 150 см Ширина 20 см Высота 3 см | 2 |
Дорожка-балансир (лестница веревочная напольная) | Длина 23 см Ширина 33 см Диаметр реек 5 см | 1 |
Дорожка-змейка (канат) | Длина 200 см Диаметр 6 см | 2 |
Коврик массажный | 75 х 70 см | 5 |
Куб деревянный малый | Ребро 20 см | 5 |
Модуль мягкий (комплект из 6-8 сегментов) | 3 |
Скамейка гимнастическая | Длина 200-300 см Ширина 24 см Высота 25, 30, 40 см | 3 |
Для прыжков | Батут детский | Диаметр 100-120 см | 2 |
Гимнастический набор: обручи, рейки, палки, подставки, зажимы | 2 |
Диск плоский | Диаметр 23 см Высота 3 см | 10 |
Дорожка-мат | Длина 180 см | 1 |
Козел гимнастический | Высота 65 см Длина 40 см Ширина 30 см | 1 |
Конус с отверстиями | 10 |
Мат гимнастический складной | Длина 200 см Ширина 100 см Высота 7 см | 1 |
Мат с разметками | Длина 190 см Ширина 138 см Высота 10 м | 2 |
Скакалка короткая | Длина 120-150 см | 5 |
Для катания, бросания, ловли | Кегли (набор) | 2 |
Кольцеброс (набор) | 2 |
Мешочек с грузом малый | Масса 150-200 г | 5 |
Мишень навесная | Длина 60 см Ширина 60 см Толщина 1,5 см | 2 |
Мяч средний | 10-12 см | 10 |
Мяч утяжеленный (набивной) | Масса 0,5 кг, 1,0 кг | по 10 |
Мяч для мини-баскетбола | 18-20 см | 5 |
Мяч для массажа | Диаметр 6-7 см, 10 см | по 5 |
Комплект для детских спортивных игр (сумка) | 1 |
Для ползания и лазанья | Дуга большая | Высота 50 см, Ширина 50 см | 5 |
Дуга малая | Высота 30-40 см, Ширина 50 см | 5 |
Канат с узлами | Длина 230 см Диаметр 2,6 см Расст. между узлами 38 см | 1 |
Канат гладкий | 270-300 см | 2 |
Лестница деревянная с зацепами | Длина 240 см, Ширина 40 см Диаметр перекладин 3 см Расст. между перекл. 22-25 см | 1 |
Лабиринт игровой (6 секций) | 1 |
Лестница веревочная | Длина 270-300 см Ширина 40 см Диаметр перекладин 3 см | 2 |
Стенка гимнастическая деревянная | Высота 270 см Ширина пролета 75, 80, 90 см | 1 |
Для общеразвивающих упражнений | Тренажеры простейшего типа: детские эспандеры, диск "Здоровье", гантели, гири | По 10 |
Кольцо плоское | Диаметр 18 см | 10 |
Кольцо мягкое | Диаметр 13 см | 10 |
Лента короткая | Длина 50-60 см | 20 |
Массажеры разные: "Колибри", мяч-массажер, "Кольцо" | По 5 |
Мяч малый | 6-8 см | 10 |
Мяч утяжеленный (набивной) | Масса 0,3 кг, | 10 |
Обруч малый | Диаметр 54-60 см | 10 |
Палка гимнастическая короткая | Длина 75-80 см | 10 |
Ролик гимнастический | 10 |
Слайд 2
Слайд 1
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
[2] Для рисования гуашью могут использоваться палитры разной конструкции (подставки, в которые вставляются 8 – 10 розеток для краски, и др.), но опыт показывает, что для работы с детьми дошкольного возраста в качестве идеальной палитры может использоваться белая керамическая плитка.
[3] Использование для промывания кистей сразу двух банок разного размера (0,5л – для промывания кисти "по черному", а 0,25л – для ополаскивания) позволяет детям в процессе рисования не менять воду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "Организация предметно-пространственной развивающей среды ДОУ"
Данные методические рекомендации разработаны для использования специалистами системы дошкольного образования в практической деятельности...
Предметно – пространственная развивающая среда как аспект образовательной среды для дошкольников.
Как известно, развитие ребёнка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребёнка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Для удовлетворения своих по...
Консультация «Предметно – пространственная развивающая среда как аспект образовательной среды для дошкольников, отвечающая требованиям ФГОС ДО»
Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она должна объективно - через свое со...
Развивающая среда. Предметно-пространственная, образовательная среда в группе
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его способностей, интересов и у...
Гендерный аспект в проектировании предметно-пространственной развивающей среды в контексте ФГОС ДО
В данной статье представлены практические материалы по использованию предметно-пространственной развивающей среды с учетом гендерного аспекта...
Предметно – пространственная развивающая среда как аспект образовательной среды для дошкольников.
Как известно, развитие ребёнка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребёнка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Для удовлетворения своих по...
Организация музыкальной предметно-пространственной развивающей среды в контексте ФГОС ДО
Консультация для педагогов...