Классификация форм культур управленческого труда
статья по теме

Классификация форм культур управленческого труда

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassifikaciya_form_kultur_upravlencheskogo_truda.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

 «Классификация форм культур управленческого труда»

Москва 2012г.

Успех в работе любой организации (рост уровня и качественных показателей производства, его конкурентоспособности в современных условиях) зависит не только от технических и технологических процессов производственной деятельности. Большая роль в этом отводится совершенствованию уровня руководства предприятия и управленческой деятельности.

Управленческая деятельность – это, прежде всего, осмысленная деятельность, цель которой поднять эффективность организации производства. Отсюда и высокая требовательность к руководящему составу любого ранга, будь это директор, сельский бригадир, губернатор или министр, руководитель фирмы или дирижер симфонического оркестра. В их руках находится успех дела, благополучие людей, от их профессиональной подготовки, творческой инициативы, от умения строить взаимоотношения с людьми в решающей степени зависит успех любого дела или провалы в работе. Новые условия хозяйствования, повышение образовательного уровня и зрелости менеджеров дали мощный толчок развитию управленческой культуры. Управленческие службы не только коренным образом изменили отношение к управленческой культуре, но и заняли активную позицию в формировании, изменении и использовании ее как фактора повышения конкурентоспособности, эффективности производства и управления организацией.

Управленческий труд возник с развитием совместной деятельности человека. Он обеспечивает согласованность и координацию участников трудового процесса.

Емкое и образное определение сущности и специфики управленческого труда дано К. Марксом: «Всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения всего производственного организма, в отличие от движения его самостоятельных органов. Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере»

Сегодня труд руководителя в сфере образования рассматривается как особый вид профессионального труда.

Управленческий труд — сознательная деятельность человека по целенаправленному согласованию совместной деятельности других людей, трудовых подразделений.

Специфичность профессиональной деятельности труда руководителя определяется предметом и продуктом труда, его многофункциональностью и диапазоном.

Сам термин «культура» (от лат. cultura) буквально означает воспитание, образование и развитие. В широком смысле, термин «управленческая культура» употребляется для характеристики организационно-технических условий и традиций управления, профессионального и нравственного развития руководителя. В узком значении культура управленческого труда может трактоваться как служебная этика руководителя.

Осмысливая изложенное, управленческую культуру можно представить как совокупность типичных для менеджера ценностей, норм, точек зрения и идей, которые сознательно формируют образец его поведения.

Культуру управленческого труда принято подразделять на:

1. Личную культуру руководителя, включающую в себя: уровень квалификации, этическое воспитание, личную гигиену и внешний вид, форму обращения к подчиненным.

2. Рациональное распределение рабочего времени. Рациональная организация труда руководителя немыслима без четкого представления о том, что он делает, когда он это делает, сколько времени затрачивает на различные виды работ. Речь идет о строгом планировании личной работы по следующим направлениям:

а) работа с документами. Как правило, руководители перегружены работой с документами и из-за неупорядоченности маршрутов движения документов, длительной их обработки и плохо организованной доставки до 40% директивных, учётных и других документов могут доходить до исполнителей с опозданием или вообще не доходить;

б) работа с кадрами и решение социально – экономических вопросов;

в) решение коммерческих вопросов;

г) совещания, переговоры;

д) непроизводительные затраты времени, не уточненное время.

Руководителю в то же время следует иметь в виду, что он должен учитывать и планировать не только рабочее, но и свободное время.

3. Культуру содержания рабочего места. Отдельные руководители считают, что в процессе работы необходимо, чтобы все находилось «под рукой», и с этой целью на рабочий стол выкладывают всю имеющуюся документацию. Однако при таком подходе трудовой процесс сильно затрудняется: уменьшается рабочая площадь стола; трудно сосредоточиться на каком-либо одном деле; ухудшаются санитарно-гигиенические условия; легко потерять нужные в данный момент документы и т.п.

4. Культуру проведения массовых мероприятий. Речь идет, прежде всего, о культуре проведения различного рода совещаний, переговоров и бесед, на которые тратится значительное количество рабочего времени.

Поэтому, для экономии времени и повышении результативности совещаний в любой организации руководителем должны использоваться такие правила их подготовки, как: чёткое определение темы совещания, разработка повестки дня, своевременное оповещение участников совещания, решение организационных вопросов (вентиляция помещения, размещение участников), решение всех вопросов только через председательствующего (во избежание конфликтных ситуаций) и др.

5. Культуру приема посетителей. Она предполагает соблюдение правил и требований при приёме работников, как по личным, так и по служебным вопросам.

6. Культуру в работе с письмами. Сюда входит обязательная регистрация писем, определение сроков их рассмотрения, персональная ответственность руководителя за своевременное и правильное реагирование на них, обязательный ответ на каждое письмо. Так, например, в авиакомпании Continental Airlines любой сотрудник может оставить сообщение (голосовое или письменное) генеральному директору, который обязан ответить на него в течение нескольких дней.

7. Культуру речи. Около 80% рабочего времени руководителя связано с контактами с людьми. Поэтому умение говорить (общаться) является важной составной частью культуры труда руководителя.

8. Организационную культуру, к числу процедур которой можно отнести:

а) подбор и расстановку кадров: – прежде всего, производится анализ предполагаемой работы, общие к ней требования и обязанности работника, а также место работника и должностное ограничение в структуре организации.

б) продолжением процесса подбора является спецификация кадров, то есть детализация требуемых признаков и качеств работников (квалификация, навыки, темперамент и т.

в) далее следует процесс отбора кадров, включающий тесты, собеседования, опросные листы и т. д.

На сегодняшний день собеседование является особо важным и распространённым элементом отбора, так как здесь кандидатам даётся возможность наиболее полно себя проявить. В свою очередь, опытные интервьюирующие, зная как себя вести и какие вопросы задать, отбирают именно тех кандидатов, которые наиболее соответствуют их требованиям; – последним этапом является процесс введения или адаптации нового работника.

Стиль работы руководителя представляет собой совокупность приёмов и способов управленческого воздействия на персонал. Именно в стиле руководства находят своё отражение внутренняя культура, знания и опыт руководителя и именно стиль оказывает существенное влияние на климат в коллективе и культуру организации. Несомненно, с помощью стиля руководства можно значительно улучшить работу организации, подразделения, аппарата управления, но можно и существенно ухудшить. Следует помнить, что не существует универсального стиля управления, одинаково подходящего для осуществления руководства разными людьми. Хороший руководитель – это хороший психолог, который в нужный момент выбирает тот стиль управления, который в наибольшей мере отвечает требованиям конкретной управленческой ситуации.

Теория стилей руководства или лидерского поведения до недавнего времени была наиболее распространенной.

Существует множество классификаций стилей.

Наиболее распространенной стала классификация стилей в зависимости от ориентиров на единоначалие, либо па коллегиальность, либо на методы побуждения или принуждения. В данной классификации выделяют авторитарный, демократический и либеральный стили.

Другая классификация основана на критерии степени сближения руководителя и подчиненных и включает контактный, дистанционный, целеполагающий и проблемно-организующий стили.

Основной недостаток данного подхода — условность разграничения стилей, их абстрактность. В чистом виде ни один из стилей не обеспечивает эффективность управления.

В реальной практической управленческой деятельности в зависимости от сферы деятельности, задач организации, уровня развития производственного коллектива, индивидуальных особенностей подчиненных каждый руководитель сочетает все стили руководства (организует смешанный стиль, наиболее подходящий для управления).

Влияние культуры управленческого труда на трудовые процессы в организации является одним из самых важных моментов, который должен учитываться любым руководителем, как начинающим, так и имеющим опыт. Знание и правильное использование всех элементов культуры труда управленцем, будь то культура проведения совещаний или же организационная культура по подбору персонала, не может не привести к положительным результатам повышения производительности на предприятии, а значит, не может игнорироваться на любом этапе управленческой деятельности.

Литература

1. Вудкок М., Франсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика. М., 1991.

2. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М., 1990.

3. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. М, 1991.

4. Основы управления персоналом / Под ред. Б.М. Генкина. М, 1996.

5. Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием. М., 1999.

6. Чернышев В.В., Двинин А.П. Человек и персонал в управлении. СПб., 1997.

7. Шакуров Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. М., 1990.

8. Троян А.Н. Управление дошкольным образованием. М., 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

поручения как одна из форм организации посильного труда с дошкольниками

СОДЕРЖАНИЕ          Введение ………………………………………………………            3...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ "КУЛЬТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТРУДА"

    Цель - создание благоприятных условий для работы, осознание участниками некоторых своих личных особенностей, оптимизация отношений к себе и своей личности....

Всемирный День охраны труда под девизом «Культура безопасности труда как ключевой элемент корпоративной культуры»

Детский сад №5 п.Первомайский, поддержал призыв Коркинской районной организации профсоюза работников образования, организовать мероприятие, посвященные Всемирному Дню охраны труда под девизом «К...

консультация для воспитателей "Классификация форм и методов экологического образования дошкольников"

Экологического  воспитания  дошкольников  заключается в становлении экологической культуры, уровень которой проявляется в экологической образованности и экологической воспитанности...

Формы организации обучения. Классификации форм обучения.

Формы организации обучения. Классификации форм обучения.Форма организации обучения – это способ организации целенаправленной учебно-познавательной деятельности участников обучения, которую педаг...

Консультация " Классификация форм и методов экологического образования дошкольников"

Актуальность экологического образования детей дошкольного возрастаКачественное экологическое образование детей в настоящее время очень актуально. Это связано с тем, что экологическая обстановка на пла...

Классификация форм дизартрии (по Винарской Е. Н.)

Классификация форм дизартрии (по Винарской Е. Н.)...