Формы организации обучения. Классификации форм обучения.
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Формы организации обучения. Классификации форм обучения.
Форма организации обучения – это способ организации целенаправленной учебно-познавательной деятельности участников обучения, которую педагог может использовать для оказания образовательно-воспитательного воздействия. Фактически, это внешняя, процессуальная сторона обучения.
Эмпирическая типологизация форм обучения:
индивидуальная – предполагает, что воздействие будет оказано на одного индивидуума;
Групповая - учащиеся работают в группах, в которые объединяются на основе различных критериев;
Фронтальная - педагог взаимодействует со всеми учащимися в классе.
Выделяют две основные формы организации обучения в педагогике. Это:
- классно-урочная система;
- внеурочная работа.
Урок – это главный компонент классно-урочной системы, форма организации обучения, который позволяет проводить учебные занятия педагога с группой постоянного состава, учащимися одного уровня подготовки и возраста по заранее составленному расписанию.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
Классно-урочная система включает различные типы уроков:
- собственно урок;
- лабораторная работа;
- лекция;
- мастерская;
- семинар;
- экскурсия.
Классно-урочную систему обучения отличают следующие особенности:
- постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);
- каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения);
- учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков);
- каждый урок посвящается только одному предмету (монизм);
- постоянное чередование уроков (расписание);
- руководящая роль учителя (педагогическое управление);
- применение различных видов и форм познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности).
Урок как основная форма органически дополняется другими формами организации учебно-воспитательного процесса:
1. Домашняя работа учащихся. Необходимость домашней работы учащихся обусловлена не столько решением дидактических задач (закрепления знаний, совершенствование умений и навыков), сколько задачами формирования навыков самостоятельной работы и подготовки школьников к самообразованию.
2. Экскурсия. Наряду с уроками учебная работа в школе проводится в форме экскурсий. Экскурсии обеспечивают реализацию дидактического принципа связи теории с практикой. Экскурсии являются весьма эффективной формой организации учебной работы и в этом отношении выполняют ряд существенных дидактических функций: • с помощью экскурсий реализуется принцип наглядности обучения; • экскурсии позволяют повышать научность обучения и укреплять его связь с жизнью, с практикой; • экскурсии способствуют политехническому обучению, так как дают возможность знакомить учащихся с производством; • экскурсии играют важную роль в профессиональной ориентации учащихся на производственную деятельность и ознакомлении их с трудом и делами работников промышленности и сельского хозяйства.
3.Дополнительные занятия. Дополнительные занятия проводятся с отдельными учащимися или группой учащихся с целью восполнения пробелов в знаниях, выработки умений и навыков, удовлетворения повышенного интереса к учебному предмету. Дополнительные занятия не должны превышать более чем 2 раза в неделю по полчаса. Перед экзаменами дополнительные занятия дают мало эффекта, а эффективно проводить консультацию.
4. Консультации. С дополнительными занятиями тесно связаны консультации. В отличие от первых они, как правило, эпизодические, поскольку организуются по мере необходимости.
5. Факультативы. Эффективной формой дифференцированного обучения и воспитания являются факультативы. Их основная задача - углубление и расширение знаний, развитие способностей и интересов учащихся, проведение планомерной профориентационной работы.
6. Занятия в кружках и клубах по интересам, так же как и факультативные занятия, предполагают определенную программу деятельности. Однако она менее строгая и допускает внесение существенных коррективов в зависимости от пожеланий детей, изменяющихся обстоятельств деятельности и других факторов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.formy_organizatsii_obucheniya._klassifikatsii_form_obucheniya.docx | 14.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы организации обучения. Классификации форм обучения.
Форма организации обучения – это способ организации целенаправленной учебно-познавательной деятельности участников обучения, которую педагог может использовать для оказания образовательно-воспитательного воздействия. Фактически, это внешняя, процессуальная сторона обучения.
Эмпирическая типологизация форм обучения:
индивидуальная – предполагает, что воздействие будет оказано на одного индивидуума;
Групповая - учащиеся работают в группах, в которые объединяются на основе различных критериев;
Фронтальная - педагог взаимодействует со всеми учащимися в классе.
Выделяют две основные формы организации обучения в педагогике. Это:
- классно-урочная система;
- внеурочная работа.
Урок – это главный компонент классно-урочной системы, форма организации обучения, который позволяет проводить учебные занятия педагога с группой постоянного состава, учащимися одного уровня подготовки и возраста по заранее составленному расписанию.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
Классно-урочная система включает различные типы уроков:
- собственно урок;
- лабораторная работа;
- лекция;
- мастерская;
- семинар;
- экскурсия.
Классно-урочную систему обучения отличают следующие особенности:
- постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);
- каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения);
- учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков);
- каждый урок посвящается только одному предмету (монизм);
- постоянное чередование уроков (расписание);
- руководящая роль учителя (педагогическое управление);
- применение различных видов и форм познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности).
Урок как основная форма органически дополняется другими формами организации учебно-воспитательного процесса:
1. Домашняя работа учащихся. Необходимость домашней работы учащихся обусловлена не столько решением дидактических задач (закрепления знаний, совершенствование умений и навыков), сколько задачами формирования навыков самостоятельной работы и подготовки школьников к самообразованию.
2. Экскурсия. Наряду с уроками учебная работа в школе проводится в форме экскурсий. Экскурсии обеспечивают реализацию дидактического принципа связи теории с практикой. Экскурсии являются весьма эффективной формой организации учебной работы и в этом отношении выполняют ряд существенных дидактических функций: • с помощью экскурсий реализуется принцип наглядности обучения; • экскурсии позволяют повышать научность обучения и укреплять его связь с жизнью, с практикой; • экскурсии способствуют политехническому обучению, так как дают возможность знакомить учащихся с производством; • экскурсии играют важную роль в профессиональной ориентации учащихся на производственную деятельность и ознакомлении их с трудом и делами работников промышленности и сельского хозяйства.
3.Дополнительные занятия. Дополнительные занятия проводятся с отдельными учащимися или группой учащихся с целью восполнения пробелов в знаниях, выработки умений и навыков, удовлетворения повышенного интереса к учебному предмету. Дополнительные занятия не должны превышать более чем 2 раза в неделю по полчаса. Перед экзаменами дополнительные занятия дают мало эффекта, а эффективно проводить консультацию.
4. Консультации. С дополнительными занятиями тесно связаны консультации. В отличие от первых они, как правило, эпизодические, поскольку организуются по мере необходимости.
5. Факультативы. Эффективной формой дифференцированного обучения и воспитания являются факультативы. Их основная задача - углубление и расширение знаний, развитие способностей и интересов учащихся, проведение планомерной профориентационной работы.
6. Занятия в кружках и клубах по интересам, так же как и факультативные занятия, предполагают определенную программу деятельности. Однако она менее строгая и допускает внесение существенных коррективов в зависимости от пожеланий детей, изменяющихся обстоятельств деятельности и других факторов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Игра это – форма организации обучения и воспитания»
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Ведущее...
Презентация для педсовета на тему: "Формы организации обучения конструированию".
В данном материале раскрываются основные формы организации обучения конструированию: по образцу, по условию, по схемам и чертежам, по теме, по замыслу....
Формы организации обучения конструированию
В консультации рассказаны виды и формы конструирования....
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭЛЕМЕНТАРНЫМ МАТЕМАТИЧЕСКИМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ
в статье подробно описаны формы организации обучения детей дошкольного возраста элементарным математическим представлениям...
Формы организации обучения в ДОУ
Формы организации обучения в ДОУ...
Консультация ""Занятия - форма организации обучения. Методические приемы"
Консультация для педагогов...
Статья «Классификации групповых форм организации обучения в дошкольном возрасте»
laquo;Классификации групповых форм организации обучения в дошкольном возрасте»...