Гендерный подход в дошкольном образовательном учреждении
презентация к уроку по теме
Современные программы системы дошкольного образования не учитывают в полной мере специфики гендерного подхода. При этом гендерный подход в дошкольном образовании рассматривается как составляющая личностно ориентированного образования, носящая инновационный характер, учитывающая индивидуальные особенности ребенка в соответствии с его полом и предполагающая на основании этого определение содержания, форм и методов воспитания, создания гендерокомфортной образовательной среды, направленной на развитие личности в соответствии с ее природным потенциалом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gender.docx | 17.64 КБ |
gender.zip | 2.99 МБ |
Предварительный просмотр:
Процесс реализации федеральных государственных требований сопровождается определенными трудностями, связанных с несоответствием, традиционно реализуемых педагогами форм, методов, приемов педагогической деятельности и современными требованиями к ним; состоянием предметно-развивающей среды ДОУ и необходимым набором игрового, дидактического оборудования; способностью педагогов к инновационной деятельности и значительной потребностью внедрения инновационных подходов в систему дошкольного образования. Инновационный подход в рамках личностно ориентированного образования является двигателем педагогики в целом.
Однако современные программы системы дошкольного образования не учитывают в полной мере специфики гендерного подхода. При этом гендерный подход в дошкольном образовании рассматривается как составляющая личностно ориентированного образования, носящая инновационный характер, учитывающая индивидуальные особенности ребенка в соответствии с его полом и предполагающая на основании этого определение содержания, форм и методов воспитания, создания гендерокомфортной образовательной среды, направленной на развитие личности в соответствии с ее природным потенциалом.
Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.
Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста.
Инновационный подход в образовании решает ряд задач. С Таким образом, педагогическая деятельности с позиции инновационного подхода есть целенаправленное изменение вносящее в образовательную среду стабильные элементы, улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом.
В свете ФГТ требования к реализации гендерного подхода в дошкольном образовательном учреждении представляются в следующих изменениях образовательного процесса:
Создание условий для полноценного физиологического развития разнополых детей (организация питания, удовлетворение физиологических потребностей) с учетом половых различий;
Гендерный подход при организации приема детей:
90 % педагогов полагают, что девочки легче адаптируются к условиям детского сада, другие (35 %) отмечают, что адаптация и прием проходят легче, если детей - мальчиков и девочек приводят папы, а не мамы.
Гендерный подход при организации питания:
Гендерный подход находит своё отражение и при воспитании культурно- гигиенических навыков. В старших группах на дверях туалетной комнаты имеются таблички с условными знаками, которые позволяют определить, кому в данный момент можно войти: мальчикам или девочкам.
Дети будут кушать с большим аппетитом, если девочкам говорить, что нужно есть чтобы:
«Глазки блестели»;
«Кожа и ногти были красивыми»;
«Что бы выглядеть как принцесса»;
«Щечки были румяными» и т.д.
Замечено, что мальчики едят быстро, торопятся, поэтому можно поступить по принципу противопоставления: «Девочки, покажите пример мальчикам, как нужно правильно держать ложку», «Девочки держите осанку – вы же дамы!», «Чей стол чище…» и т.д. Но если, же воспитатель замечает, что эти сравнения увеличивают количество негативных межличностных реакций, их применение в детском коллективе недопустимо!
Гендерный подход при организации сна:
Это не только «гендерная маркировка» постельных принадлежностей и одежды, а так же окраска стен и т.д. Можно украсить постели девочек бантами, принцессами, а постели мальчиков машинами и т.д.
Необходимо помнить, что мальчики больше потеют, поэтому для них необходима облегченная одежда для сна. Им нужно больше времени для засыпания (15-20 минут). Зато девочкам требуется больше времени для приведения себя в порядок, поэтому их нужно поднимать чуть раньше, заплести косички, сделать бантики – красота требует жертв!
В оформлении помещений детского сада с учётом используем простейшие маркеры гендерных различий:
Дифференцируем на шкафах для одежды метки для девочек и мальчиков; (для девочек – цветы, куклы; для мальчиков – машинки, самолёты и т.п);
Подбираем полотенца для вытирания рук двух разных цветов; разное постельное бельё, покрывала;
Различная форма для физкультурных занятий;
Стаканчики для полоскания рта для девочек и мальчиков;
Для постоянного пополнения предметно-игровой среды необходимым игровым материалом с целью обогащения игровой атрибутики детей можно в совместной деятельности педагогов и детей организовать изготовление игрушек. Педагог может украсить этими самодельными игрушками развивающую среду, применять их как атрибут для самостоятельной деятельности детей, использовать в организованной сюжетно – ролевой игре. В совместной деятельности педагога с детьми сегодня преобладает групповая форма взаимодействия. В работе с группой разнополых детей среднего и старшего дошкольного возраста можно реализовать гендерный подход, используя дидактические игры, которые помогут в поведенческих стилях и ролях.
При организации педагогического процесса с учётом половой идентичности так же необходимо:
Проведение дифференциации видов деятельности разнополых детей (создание условий для занятий мальчиков «мужским» ремеслом, для занятий девочек рукоделием);
Учет гендерной составляющей игр и игрушек разнополых детей (полноценный набор игрового материала в соответствии с возрастными особенностями.
Для детей младшего дошкольного возраста иметь в наличии игрушки животных мужского и женского пола, весь набор одежды для кукол (не только платья, но и обувь, носки, перчатки, головные уборы). Для детей среднего возраста пополнить уголок ряженья, чтобы дети могли легко перевоплощаться в любых сказочных и реальных героев. Для детей старшего возраста обеспечить каждому мальчику набор слесарных инструментов, конструкторы; девочкам – весь спектр оборудования для сюжетно – ролевых игр);
Для успешного воспитания разнополых детей, осуществления гендерного подхода так же необходимо:
Предоставление детям возможности для постоянной позитивной трансляции собственного опыта;
Выявление и контроль принципов и качества усвоения знаний разнополыми детьми;
Обеспечение оптимального выбора форм, методов, средств обучения разнополых детей;
Создание условий для позитивной трансляции гендерного опыта педагога в ДОУ;
Учет педагогом гендерной составляющей во взаимоотношениях с ребенком.
Модель педагогического процесса должна быть выстроена таким образом что бы при обучении и воспитании мальчиков и девочек в разных видах деятельности педагоги использовали дифференцированный подход. При организации и проведении занятий педагогами учитывались психологические особенности мальчиков и девочек: девочкам давались типовые и шаблонные задания, мальчикам – ориентированные на поисковую деятельность, при анализе занятий оценивались их знания, а не поведение.
Решением задач гендерного воспитания необходимо заниматься не только воспитателям, но и другим специалистам, это педагог- психолог, инструктор по физической культуре, музыкальные руководители, учитель- логопед, хореограф, педагог по изодеятельности. Каждый решает свою часть задач, использует свои методы.
Благодарю за внимание!
Подписи к слайдам:
подход в организации питания детей
Условия
гендерного
развития
Формирование
гендерной
идентичности
Родители
Воспитатели
Ребёнок
Предметно развивающая среда
Педагогические инновации охватывают педагогические технологии и методики, содержания образования, образовательные программы, воспитательные процессы, организацию педагогической среды
создание условий для полноценного физиологического развития разнополых детей (организация питания, удовлетворение физиологических потребностей) с учетом половых различий
Гендерный
подход в организации приема детей
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад
общеразвивающего
вида №108»
муниципального образования г. Братска
Применение
гендерного
подхода в
доу
ФГТ к реализации
гендерного
подхода
в дошкольном учреждении:
создание условий для полноценного физиологического развития разнополых детей (организация питания, удовлетворение физиологических потребностей) с учетом половых различий;
Проведение дифференциации видов деятельности разнополых детей ;
Учет
гендерной
составляющей игр и игрушек разнополых детей;
Предоставление детям возможности для постоянной позитивной трансляции собственного опыта;
Выявление и контроль принципов и качества усвоения знаний разнополыми детьми;
Обеспечение оптимального выбора форм, методов, средств обучения разнополых детей;
Создание условий для позитивной трансляции опыта педагога в ДОУ;
Учет педагогом
гендерной
составляющей во взаимоотношениях с ребенком.
Спасибо за внимание!
Задачи инновационного подхода в образовании:
Совершенствование воспитания;
Участие педагога в деятельности по разработке нового содержания, новых педагогических технологий и новых организационных форм образования;
Поиск и поддержка творческих педагогов -исследователей, а так же содействие внедрению их разработок;
Создание
ииновационного
пространства, объединяющего педагога и специалистов по близким к педагогике проблемам для аккумуляции идей и объединения возможностей;
Распространение лучшего педагогического опыта;
Привлечение ученных ведущих научно-исследовательских центров России к проблемам образования
Игрушка
Используемые материалы
1 Фотоаппарат
Плоская коробка из-под таблеток (корпус), крышка от шарикового дезодоранта (объектив), черная и блестящая
самоклейка
2 Пульт управления
Коробка из-под конфет (основание), пробки от бутылок из-под лимонада, зубной пасты, крема (кнопки),
самоклейка
3 Автомобильный пылесос
Пластиковая бутылка с ручкой (корпус), щетка с ручкой, высокая крышка от шампуня (держатель для щетки)
4 Дрель
Пластиковая бутылка с ручкой (корпус),пластмассовый шуруп от детского конструктора (сверло), разноцветная
самоклейка
5 Фонарик
Ведерко из-под майонеза с вырезанными «окошками» (корпус фонарика), баночка из-под бальзама для волос (приклеивается на крышку от ведерка, это внутренняя часть фонарика, раскрашивается по желанию ребенка); красная
самоклейка
, тесьма (ручка), гуашь
6 Фонарик на голову
Широкая резинка (по объему головы ребенка), крышка от дезодоранта (лампочка), втулка от
бабины
с нитками (внутренний держатель для резинки)
7 чемоданчик для хранения инструментов
Коробка из-под конфет с откидным верхом, толстая веревка (ручка), бельевая резинка (внутренние держатели для инструментов),
самоклейка
8 Логотипы машин
Цветной картон (сложить треугольниками), цветная бумага или
самоклейка
(обозначения: красный крест, шашечки), скотч
9 Спецсигналы
Банки из-под влажных салфеток (обклеить: одну
половину-красным
,
другую-синим
цветом), крепить к машине двухсторонним скотчем по длине
10 Фары для машин
Прозрачные пластиковые коробки (круглые и плоские) и крышки разных размеров. Обклеивается
самоклейкой
коробка изнутри или крышка
Игрушка
Используемые материалы
1 Пылесос
Пластиковая бутылка с ручкой(корпус), 2 колеса от машины на спице, большая пуговица(переключатель),щетка для хозяйственных нужд, цветная
самоклейка
2 Электрическая плита
Коробка плоская из-под конфет (основание), 2 крышки
отведер
из-под майонеза (конфорки), крышки от бутылочек йогурта «
Растишка
» (ручки)
3 Кофеварка
Коробка из-под вина с краном и ручкой,
самоклейка
4 Сотовый телефон
Плоские коробки из-под таблеток, картон, цветная бумага
5 Ноутбук
Каробка
из-под конфет с откидным верхом, светлая бумага для экрана,
самоклейка
черного цвета, обрезки потолочной плитки или деревянные бруски (клавиши)
6 Массажер косметический
Баночка из-под крема (основа), широкая резинка (ручка), 4 пробки от пластмассовых контейнеров из-под лекарств (движущая часть)
самоклейка
7 Зеркало для отоларинголога
Пластмассовый ободок для волос, маленький диск для компьютера,
блестящаясамоклейка
8 Фонендоскоп
Часть большого футляра от «киндер-сюрприза», крышка баночки из-под крема по диаметру футляра, оплетка от проволоки, 2 мозаики (наушники)
9 Ювелирные украшения
Пряжки, детали пластмассового конструктора,
детели
от бижутерии, пряжа, ленты, нитки или леска, гуашь, лак
10 Упаковка для ювелирных украшений
Коробочки из-под косметики,
блестящаясамоклейка
, ленты, бархат, скотч
Изготовление самодельных игрушек
для девочек
Изготовление самодельных игрушек
для мальчиков
Г
ЕНДЕР
–
социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками).
ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ-
это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности,
особенностей развития детей в ходе
полоролевой
социализации.
Гендерный
подход в организации сна детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование профессиональной готовности воспитателей к реализации личностно — ориентированного подхода в дошкольном образовательном учреждении»
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Радикальные преобразования последних лет, происходящие в современной России, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. Основным приоритетом сегодня выступает ли...
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
В статье раскрываются основные положения компетентностного подхода применительно к дошкольному образованию....
Проект по теме "Формирование профессиональной готовности воспитателей к реализации личностно — ориентированного подхода в дошкольном образовательном учреждении»
Один из наиболее важных направлений в работе современного руководителя - это работа по реализации личностно-ориентированного подхода к профессиональной подготовке воспитателей....
ЭССЕ НА ТЕМУ: «ЕДИНСТВО В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И СЕМЬЕ»
«Человек рождается не для того, чтобы бесследно исчезнуть никому неизвестной пылинкой…. Человек оставляет себя, прежде всего в человеке. В этом высшее счастье и смысл жизниЕсли ты хочешь остаться в се...
Гендерный подход в воспитании дошкольников в условиях дошкольных образовательных учреждениях.
Сегодня активно обсуждаются возможности применения гендерного подхода для решения теоретических и практических задач воспитания дошкольников, рассматриваются модели гендерного воспитания мальчиков и д...
Методический материал, отражающий принципы реализации системно-деятельностного подхода в дошкольных образовательных учреждениях в форме НОД.
Представлен практический материал для воспитателей детских садов по реализации принципов системно-деятельностного подхода в дошкольных образовательных учреждениях. Материал прдставлен в форме непосред...
Тема: «Реализация компетентностного подхода в дошкольном образовательном учреждении».
Наше современное общество развивается, изменяется стремительно и динамично. Меняются приоритеты в дошкольном образовании, происходит переоценка традиционных взглядов на природу детского развития...