Учебный план на 2012-2013 год
календарно-тематическое планирование (младшая группа) на тему


Предварительный просмотр:

Согласовано 03.09.2012

Зав. РМК

                 «Утверждаю»

Заведующий МБДОУ «Детский сад №1» Пышкова С.С.

Приказ  01-18/173 от 06.09.2012                  

Принят на заседании педагогического совета протокол №02-04/1 от 06.09.2012


Учебный план

Муниципального бюджетное дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 1» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно- эстетическому направлению развития детей

муниципального  образования «Город Покров»

  на 2012-2013 год.


Пояснительная записка к учебному плану.

               Учебный план является нормативно-правовой основой, раскрывающей специфику деятельности ДОУ в содержательном и процессуальном направлениях. Учебный план МБДОУ «Детский сад №1» на 2012-2013 учебный год  составлен в соответствии

закон РФ от 10.07.1992 №3266 – I «Об образовании»;

инструктивно-методическое письмо Министерства образования РФ № 65/23-16 от 14.03.00г.  «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;

постановлением  Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 666  "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении",

 приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации  от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования", приказом Министерства образования и науки Мурманской области от 30.04.2010 № 905,

СанПиН 2.4.1. 2660-10, изменение №1 к СанПиН 2.4.1.2660-10

           

        В структуре учебного плана выделяется инвариантная и вариативная  часть. Инвариантная часть обеспечивает выполнение обязательной части основной общеобразовательной программы МДОУ  - примерной основной общеобразовательной программы    дошкольного образования «Детство». Вариативная часть - через кружки по выбору. Продолжительность учебного года: 32 учебные недели. Продолжительность НОД в соответствии с возрастом  от 10 до 30 минут, перерыв между НОД не менее 10 минут. Максимальная нагрузка воспитанников  соответствует нормативам, обозначенным в СанПин 2.4.1. 2660-10.

     Инвариантная часть реализуется через обязательные НОД, отводимые на усвоение основной программы.

     В инвариантной части учебного плана

для детей раннего возраста – 10 НОД (100 мин =1 час 40 мин) в неделю

для детей младшего возраста –  10 НОД  ( 150 мин = 2часа 30 мин) в неделю,

для детей среднего возраста – 12 НОД (240мин = 4 часа) в неделю,

для детей старшего возраста – 13 НОД (325 мин= 5часов 25 мин) в неделю,

для детей подготовительной группы –  15НОД (450 мин=6 часов 30 мин  ) в неделю.

               Согласно плану, в вариативную часть  включены детские объединения по интересам

- старшая группа: 2 НОД 

- подготовительная группа: 2 НОД.

       Таким образом, общее астрономическое время НОД в неделю по возрастным группам:

 Базовая часть:

1 младшая группа – 100 мин. (10 НОД)

2 младшая группа – 150 мин. (10 НОД)

средняя группа – 220 мин. (11 НОД)

старшая группа – 325 мин. (13 НОД)

подготовительная группа – 450 мин. (15 НОД)

         Вариативная часть: 

1 младшая группа – 0

2 младшая группа – 0

средняя группа – 0  

старшая группа – 50 мин. (2 НОД)

подготовительная группа – 60 мин. (2 НОД)

          Содержание учебного плана  обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных особенностей по основным направлениям: физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно - эстетическое развитие.    

          В целях сохранения единого образовательного пространства и единых требований к уровню подготовки выпускников содержание образования представлено образовательными  областями:

Физическая культура

Здоровье

Познание (сенсорное развитие,  математика, экология, конструирование)

Коммуникация (развитие речи, обучение грамоте)

Чтение художественной литературы

Безопасность

Социализация (игровая деятельность, формирование элементарных норм и правил взаимодействия со взрослыми и  сверстникам и, элементарные представления о себе, семье, государстве, мире.)

Труд

Музыка

Художественное творчество (лепка, рисование, аппликация)

Для детей второй младшей, средней, старшей и подготовительной групп введены НОД по образовательным областям «Социализация» и «Безопасность» в целях устранения определенной «размытости» направления социально-личностного развития и его вторичности по отношению к познавательно-речевому развитию. Реализация содержания образовательной области «Безопасность» представляет определенную сложность в силу возрастных особенностей детей дошкольного возраста, поэтому  педагоги в своей работе используют программу «Светофор» Даниловой Т.И., которой представлена технология работы по обучению ПДД детей от 3 до 7 лет.

            Программный материал по образовательной области «Здоровье» реализуется через режимные моменты и в самостоятельной деятельности детей, как интегративная часть через все виды образовательной деятельности.

          На реализацию программного материала образовательной  области «Познание» отведены следующие виды НОД:

Познавательное (формирование кругозора)

Познавательное

(развитие сенсорной культуры)

Математика

Чтение художественной литературы

Коммуникация

в разных группах время затраченное  от  3,5 до 6

        Интеграция областей «Коммуникация»  и   «Чтение художественной литературы»   во  всех группах ДОУ содействует лучшему усвоению содержания общеобразовательной программы.

        Программный материал по образовательной области «Социализация» реализуется через режимные моменты и в самостоятельной деятельности детей, как интегративная часть через все виды образовательной деятельности.

         Содержание образовательной области «Труд» представлено двумя взаимосвязанными  разделами «Труд взрослых и рукотворный мир» и «Самообслуживание и детский труд». Программный материал по образовательной области «Труд» реализуется через режимные моменты и в самостоятельной деятельности детей,  интегрируется с образовательными областями»Познание», «Социализация», «Коммуникация».  

         Программный материал по образовательной области «Безопасность» реализуется через режимные моменты и в самостоятельной деятельности детей, как интегративная часть через все виды образовательной деятельности.  

         Игра как часть образовательной области «Социализация» интегрируется со всеми образовательными областями, так как является основной формой осуществления разных видов детской деятельности и будет содействовать лучшему усвоению содержания, установлению более прочных связей с повседневной жизнью воспитанника и его семьи и всем контекстом окружающего ребёнка мира большого города.

         В  целях снятия перегрузки, предупреждения утомления при реализации образовательной области «Художественное творчество» предусмотрено: 1 образовательная деятельность по  рисованию, 0,25 – лепка, 0,5 – аппликация, 0,25 –конструирование, в старших группах предусмотрено 0,25 – ручного труда. Программный материал по разделу «мир искусства» реализуется  в соответствии с циклограммой работы педагогов: через интеграцию с областью «Познание», в свободной деятельности детей.  

       Во всех группах ДОУ, в  целях снятия перегрузки, предупреждения утомления и оптимизации двигательного режима со 2 младшей группы   между НОД динамическая пауза не менее 10 минут, в  группах раннего возраста в ходе режимных моментов предусмотрено время на игры с водой.

        В 2012 -2013 учебном году  вариативная часть учебного плана ДОУ представлена следующими компонентами:

         Развитие художественно – эстетических способностей (Кружки

«Волшебная кисточка» и «Петелька») – 1раз в 2 недели в старшей  и подготовительной  группах.

         Развитие  познавательных способностей «Приобщение к истокам  русской культуры» -1 раз в неделю в старшей и  подготовительной группах.

         Развитие  познавательных способностей (кружок «Читай-ка»)   -  1  раз в 2 недели в старшей   группе (подгруппа).

         Развитие музыкально-ритмических способностей  кружок «Ритмическая мозаика» - 1  раз в 2 недели в подготовительной группе.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

Учебный план МБДОУ «Детский сад№1», реализующего примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования, на основе содержания примерной основной общеобразовательной программы «Детство».

Направление

Образовательные области

Виды НОД

Количество НОД

 1-2

2-3

3-4

4-5

5-6

6-7

Художественно-эстетическое развитие

Музыка

музыкальное

2

2

2

2

2

2

Художественное творчество

рисование

-

1

1

1

1

2

лепка

-

0,5

0,25

0,25

0,25

0,25

аппликация

-

0,5

0,5

0,5

0,25

0,25

конструирование

1

0,5

0,25

0,25

0,25

0,25

ручной труд

-

-

-

-

0,25

0,25

Итого:

3

4,5

4

4

4

5

Познавательно-речевое развитие

Познание

Познавательное (формирование кругозора)

1

1

0,5

1

1

1

Познавательное

(развитие сенсорной культуры)

2

-

-

-

-

-

Математика

-

0,5

1

1

1

2

Чтение художественной литературы

Чтение художественной литературы

1

1

1

1

1

1

Коммуникация

Коммуникация

1

1

1

1

2

2

Итого:

5

3,5

3,5

4

5

6

Социально-личностное развитие

Социализация

Познавательное

-

-

0,25

0,75

0,5

0,5

Безопасность

-

-

0,25

0,25

0,25

0,25

Труд

-

-

-

-

0,25

0,25

Итого:

-

-

0,5

1

1

1

Физическое развитие

Физическая культура

Физкультурное

2

2

3

3

3

3

Итого:

2

2

3

3

3

3

Всего:

10

10

11

12

13

15

Вариативная часть:

Факультативное занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры

1

1

Кружок « Волшебная кисточка»

0,5

Кружок «Петелька»

0,5

Кружок  «Читай-ка»

0,5

Кружок «Ритмическая мозаика»

0,5

Итого:

2

2

Всего:

10

10

11

12

15

17



Предварительный просмотр:

Современный взгляд на  планирование в ДОУ: поиски и решения.

Актуальность.

       Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы – отражает различные формы организации деятельности взрослых и детей. Введение Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 (далее – ФГТ) внесло в действующую структуру планирования значительные изменения.

Нормативно-правовые документы

        - Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении Постановление  Правительства Российской Федерации   от 12 сентября 2008 г. N 666

        - Закон «Об образовании»

        - Приказ от 23 ноября 2009 г № 655 «Об утверждении и введении в   действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного  образования»:

        - Письмо Министерства образования и науки РФ от 21 октября 2010 г. № 03-248 «О разработке основной общеобразовательной программы  дошкольного образования»

Основные  тезисы

Планирование -  главная функция управления процессом реализации основной образовательной программы (наряду с педагогическим анализом, организацией, контролем, регулированием и коррекцией).

Обязательной педагогической документацией воспитателя является план работы с детьми.

Планирование – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно – образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. От того, насколько продумано, грамотно осуществлено планирование, зависит эффективность воспитательно – образовательной работы в целом.

Трудности

отсутствие четкой и одновременно простой концепции (модели) планирования,

 слабая реализация главных принципов воспитания и обучения (систематичности, последовательности и др.),

отсутствие взаимосвязи разных видов деятельности  (игра - труд – обучение), перегруженность (недогруженность) планов,

несбалансированное распределение обязанностей между исполнителями,

неравномерное планирование сроков мероприятий.

Требования к календарному планированию

основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;

комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы

Схема календарного планирования, используемая в доу
( основа  О. Скоролуповой,  Н. Фединой)

Неделя

Тема

День

 

Образовательная деятельность в режимных моментах

Чтение

Игра

НОД

Организация среды для самостоятельной деятельности

Взаимоействие с родителями, социальными партнерами

групповая

индивидуальная

  

  

  

  

  

  

  

  

Эффективность планирования

объективная оценка уровня работы дошкольного учреждения в момент планирования,

четкое представление о тех результатах, уровне работы, которые к концу планируемого периода должны быть достигнуты,

выбор оптимальных путей, средств, методов, которые помогут добиться поставленных целей, а значит, получить планируемый результат.

 



Предварительный просмотр:

Современный взгляд на комплексно-тематическое планирование в ДОУ: проблемы  и находки.

С 1996 года дошкольное учреждение реализует программу развития и воспитания детей в детском саду  «Детство», в которой была заложена идея комплексно-тематического планирования. В соответствии с приказом министерства образования и науки РФ  от 23.11.2009 № 655 утверждены  федеральные государственные требования, в результате чего коллективом  пересмотрены некоторые позиции в комплексно-тематическом планировании.

      Комплексно- тематическое – соединение образовательных областей в единое целое на основе принципа тематического планирования образовательного процесса.  (Комплекс – от лат.complexus – связь, сочетание – совокупность, соединение. Тематическое – посвященное какой-нибудь одной теме. Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю Шведова).

В  примерной основной общеобразовательной программе «Детство» предлагается планирование:

Ситуационное- основной единицей является образовательная ситуация, т.е такая форма совместной деятельности детей и педагога, которая планируется и целенаправленно организуется педагогам с целью решения определенных задач развития и воспитания.

Тематическое- темы определяются исходя из потребностей обогащения детского опыта.

Сюжетно-тематическое- образовательный процесс строится вокруг конкретных игровых персонажей, определяющих в рамках темы на некоторый отрезок времени «сюжет» и содержание детской жизни. ( это планирование эффективно для работы с детьми первой младшей группы).

Комплексно-тематическое- организация содержания по темам и комплексную реализацию каждой темы посредством включения в разные виды деятельности ребенка и решения комплекса задач на содержание каждой темы.

Главная задача  
тематического планирования

сделать жизнь детей интересной;

связать ее с окружающей действительностью;

 постановка цели, которая бы захватила всех детей на длительный срок (подготовка к празднику, оборудовать участок и пр.).

         

           Таким образом, тематическое планирование образовательного процесса в нашем дошкольном учреждении для всех возрастных групп   построили   по «событийному» принципу, а именно  на основе сезонности, праздников, юбилейных дат, традиций, тематических встреч и принципа  возрастной адресности.

Схема комплексно-тематического планирования

Месяц, неделя

Темообразующий фактор

Тема

Развернутое содержание работы

Варианты итогового мероприятия

Информационно-ресурсное обеспечение

Что дает комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса?

«Проживание» ребенком содержания образовательного процесса во всех видах детской деятельности.

Социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности в ходе подготовки и проведения праздников.

Разнообразие форм подготовки и проведения праздников.

2 младшая группа

Месяц

Неделя

Темообразующий фактор

Тема

Развернутое содержание работы

Варианты итогового мероприятия

Информационно-ресурсное обеспечение

Сентябрь

1 неделя

Природные явления

Здравствуй, детский сад!

Формировать чувство общности, значимости каждого ребенка для детского сада. Знакомить с традициями детского сада, с правами и обязанностями детей в группе. Вызвать у детей радость от возвращения в детский сад. Продолжать знакомство с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка: профессии сотрудников детского сада (вое питатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, дворник), предметное окружение, правила поведения в детском саду, взаимоотношения со сверстниками. Знакомить детей друг с другом в ходе игр (если дети уже знакомы, помочь вспомнить друг друга). Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми (коллективная художественная работа, песенка о дружбе, совместные игры).

Оформление фотовыставки. Чаепитие.

Картины серии «Детский сад».

2 неделя

Природные явления

Овощи и фрукты.

Формирование  представлений о овощах и фруктах.  Расширение, обобщение активизация и актуализация словаря по теме «Овощи», «Фрукты».

Обучение детей устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.

Развитие умений детей в продуктивной и других видах детской деятельности.

Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и детского сада.

Выставка  «Дары природы». Приготовление яблочного сока.

Центр сюжетно-ролевых игр: создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов.

Использовать натюрморт Кончаловского П. «Клубника», Репин И. «Яблоки», К. Петров-Водкин «Яблоки на красном фоне». Художественно-развивающие игры «Положи красиво яблоки на тарелке»,  «Собери  фрукты в вазу». Чтение стихотворения Н. Егорова «Помидор»,  М. Карпенко «Арбуз». Обучать умению различать грузовой и легковой транспорт.  

3 неделя

События, «специально» смоделированные

Наш  уголок природы.  

Учить узнавать и называть части растений, используя модели,  познакомить с золотой рыбкой (карасик). Закрепить умение выделять и правильно называть части тела животного, его особенности, используя модели (кошка и кролик); обучать процессу полива  комнатных растений.

Выставка детских работ.

Картины серии «Детский сад».

4 неделя

События, «специально» смоделированные

Домашние животные: кошка, собака.  

Формирование первичных ценностных представлений о животных как «меньших братьях» человека

Выставка детских работ.  

Рассматривание картин «Кошка с котятами», «Собака с щенятами».


Октябрь

1 неделя

Праздник

День воспитателя и всех дошкольных работников.

 Формирование первичных представлений и положительного отношения к профессии воспитателя, другим профессиям дошкольных работников, детскому саду как ближайшему социуму. Дать первоначальные представления о хозяйственно-бытовой труде: мытье посуды, учить вычленять компоненты трудовой деятельности.

 День открытых дверей; выставка рисунков («Моя  любимая воспитательница». «Мой любимый детский сад», и др.).

Картины серии «Детский сад».

2 неделя

Природные явления

Здравствуй, осень!  

Первоначальные представления об осени, о составных частях деревьев. Учить видеть красоту осеннего пейзажа.

Выставка детских работ.

Посещение выставки  «Вернисаж».

Фото об осени.

3-4 неделя

Традиция

Колеса, кузов и кабина  собери и вот машина.

     

Уточнять представления о грузовой машине, об основных ее частях.  Давать представления об автобусе, его функциональном назначении. Учить различать цвета, знакомить с элементами элементы дороги: проезжая часть, тротуар, перекресток, отвечать на вопрос «Что это?»,строить дома, гаражи. Знакомство с профессией водителя.

Инсценировка стихотворения А.Барто

Картина «Грузовик»

Картинки с тарнспортом.

Вывод:

В основе  планирования должен лежать комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса.

 Темы, в рамках которых будут решаться образовательные задачи, должны быть социально значимыми для общества, семьи, государства, кроме того, должны вызывать личностный интерес детей, положительное эмоциональное отношение.

Темы должны строится на принципе возрастной адресности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование в подготовительной группе на учебный год на 2012- 2013 учебный год.

Комплексно-тематическое  планирование в  подготовительной группе на учебный год на 2012- 2013 учебный год....

Учебный план на 2012-2013 учебный год с учётом ФГТ. Он содежит пояснительную записку и расчёт времени образовательной деятельность на определённый возраст. С учётом СаНПин и опорой на премерную общеобразовательную программу.

Учебный план на 2012-2013 учебный год с учётом ФГТ. Он содержит пояснительную записку и расчёт времени образовательной деятельность на определённый возраст. С учётом СаНПин и опорой на примерную общео...

Годовой план на 2012-2013 учебный год

Планирование -  главная функция управления процессом реализации основной общеобразовательной программы (наряду с педагогическим анализом, организацией, контролем, регулированием и коррекцие...

Учебный план на 2012-2013

Учебный план МДОУ на 2012-2013 учебный год...

Годовой план работы 2012-2013 год.

Цель: Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей во время пребывания их в детском саду. Помощь в овладении необходимыми знаниями, умениями и навыками для дальнейшего обучени...

учебный план на 2012-2013 уч.год

учебный план МКДОУ...

Годовой план на 2012-2013 уч.год.

Годовой план работы МАДОУ № 25 р.п.Приютово на 2012-2013 уч.год.В настоящее время перед коллективом ДОУ стоит задача повышения качества дошкольного образования в соответствии  с утвержденными и в...