Модульный принцип организации педагогического процесса в ДОУ.
презентация к занятию по рисованию (подготовительная группа) по теме
Модуль - это логическая нить, объединяющая группу занятий по разным видам деятельности. Отличительная особенность модуля - это наличие сюжета, который объединяет все занятия в единое целое. Сюжет ведет детей к конкретной цели, придает их деятельности определенный смысл и положительную эмоциональную окраску.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modulnyy_printsyp.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Модульный принцип организации педагогического процесса в ДОУ
В настоящее время воспитательно - образовательный процесс в ДОУ характеризуется возрастанием объема интенсивности учебно-познавательной деятельности, в учебный план вводятся дополнительные предметы (компьютерное обучение, экология, валеология, иностранные языки), что неизбежно приводит к снижению и без того недостаточного, по оценке специалистов, уровня двигательной активности детей, отрицательно влияет на их эмоциональное и физическое благополучие. В связи с этим необходимо обеспечивать такие педагогические условия и разрабатывать организационно-методические рекомендации, которые позволят гибко реализовать в режиме дня различные виды деятельности без увеличения количества занятий и их общей продолжительности и будут соответствовать основным требованиям дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.
Содержание дошкольного образования должно быть направлено на сохранение здоровья ребенка, развитие базовых качеств личности, построение образовательного процесса на основе игры как основного вида деятельности.
Магистральной линией в сегодняшней реформе образования является использование здоровье сберегающих технологий. В центре внимания находится личностно- ориентированное отношение к ребенку и связанные с ним педагогика сотрудничества и развития.
Модульный принцип организации педагогического процесса как раз и дает возможность реализовать современные требования к организации работы в ДОУ, опираясь на фундаментальные положения детской психологии и дошкольной педагогики. Структурной единицей педагогического процесса становится модуль занятий, т. е. логическая нить, объединяющая группу занятий по разным видам деятельности. Отличительной особенностью модуля является наличие сюжета, который объединяет все занятия в единое целое. Сюжет ведет детей к конкретной цели, придает их деятельности определенный смысл и положительную эмоциональную окраску. В методическом отношении он интегрирует все виды деятельности и подчиняет их решению намеченных дидактических целей и задач.
Интегрированные занятия позволяют ребенку:
-реализовать свои творческие возможности (он сочиняет, фантазирует, думает, познает законы и специфику родного языка);
- в интересной, игровой форме обогащать словарь устной и письменной речи;
-развивать коммуникативные умения (способность свободно общаться и высказывать свою мысль);
- познавательный интерес и активность (любая тема требует от детей актуализации опыта реальной жизни)
В традиционной системе обучения все занятия разрознены, в модульной - объединены между собой на основе какого-либо сюжета. Этот сюжет делает педагогический процесс интересным для детей и позволяет реализовать принцип обучения в игре. Он же позволяет «вывести из подполья» так называемую предварительную работу педагога. «Центральным звеном», вокруг которого группируются знания, является тематика модуля. Как всякий законченный узел, модуль имеет начало («завязку»), основную часть и завершение - заключительное итоговое мероприятие. Деятельность детей приобретает целесообразность, они усваивают знания не потому, что так запланировал педагог, а потому, что эти знания совершенно реально понадобятся им сегодня или в ближайшем будущем. Стимулом для работы является не доминирующая роль педагога, а собственное желание детей.
Сюжет позволяет сделать цель обучения понятной для детей – они знают, для чего проводится каждое занятие, где и как будут использованы результаты их работы.
Это облегчает формирование целеполагания, деятельность детей приобретает целесообразность. Наметив тему и разработав сюжет, особое внимание уделяется «завязке» модуля. Она позволяет связать процесс обучения с реальной жизнью детей, той ситуацией, которая складывается в группе. Благодаря этому у детей создается впечатление, что их деятельность является не занятием, а игрой или любимым делом. Удачно выбранная завязка придает модулю целостность, а деятельности детей – необходимую целесообразность. Последнее занятие модуля становится заключительным и должно быть наиболее интересным. На нем подводят итоги проделанной работы, и, организуют не в форме опроса, а в виде праздника, игры, конкурса, чаепития, бала – того дела, ради которого задумывался сюжет модуля и на котором все полученные детьми знания реализуются в неформальной обстановке.
Обучение детей на модульной основе имеет ряд преимуществ перед традиционной системой:
1. Модульный принцип позволяет строить педагогический процесс на основе интеграции всех видов деятельности.
2. Педагогический процесс становится более экономичным, позволяет за небольшой отрезок времени решать несколько дидактических целей и задач.
3.Наличие сюжета способствует реализации принципа обучения в игре: играя, дети не замечают, что обучаются.
4. Тот же фактор придает деятельности детей определенную значимость, поскольку знания становятся необходимыми в реальной жизни. Дети четко видят конечную цель обучения.
5.Понимание значимости своей работы и удовлетворение от качества ее конечного результата создает у детей положительный эмоциональный настрой и желание выполнить действия лучшим способом.
6.Обучение на модульной основе способствует формированию оптимальных взаимоотношений детей между собой и с педагогом. Это облегчает переход от учебно - дисциплинарной, к личностно – ориентированной модели обучения.
7. Отсутствие психологического давления на ребенка, его положительные эмоции, повышение эффективности образовательного процесса способствуют сохранению здоровья детей и создают основу для реализации любых здоровье сберегающих технологий.
8. Использование модульного принципа создает условия для реализации фасилитационного(благоприятного) и холистического (цельного) подходов к организации педагогического процесса. Такой подход широко используется в гуманистических моделях обучения, основанных на понимании уникальности и своеобразия каждой личности в качестве главной ценности.
9. Основной акцент смещается с сообщения знаний в готовом виде на стимуляцию собственной познавательной активности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексно-тематический принцип организации педагогического процесса как условие реализации ФГТ.
Одним из положений федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее – ФГТ) является следующее:«Программа должна основываться на ...
Презентация "Модульный принцип организации педагогического процесса"
«Модульный принцип организации педагогического процесса, как способ развития познавательной активности детей»Из опыта работы«Знание — это абсолютная ценность...
Семинар для педагогов «Модульный принцип построения педагогического процесса в ДОУ»
Семинар для педагогов с использованием мульмимедийной презентации...
Презентация к семинару «Модульный принцип построения педагогического процесса в ДОУ»
Презентация разработана для семинара "Модульный принцип построения педагогического процесса в ДОУ" для педагогов. Сам семинар см. в моих публикациях....
«Комплексно-тематический принцип организации педагогического процесса как условие реализации ФГТ»
Для педагогов...
Модульный принцип организации образовательного процесса в ДОУ
Модульный принцип организации образовател ног процесса является неотъемлемой частью обучения и образования детей дошкольного возраста играя, это объединения всех видов деятельности через игру на протя...
Консультация для педагогов ”Модульный принцип организации педагогического процесса в ДОУ”.
Консультация для педагогов”Модульный принцип организации педагогического процесса в ДОУ”. Основной линией в сегодняшней реформе образования является использов...