Методическое сопровождение внедрения ФГТ в практику дошкольного образовательного учреждения
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Методическое сопровождение внедрения ФГТ в практику
дошкольного образовательного учреждения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_1.docx | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
Методическое сопровождение внедрения ФГТ в практику
дошкольного образовательного учреждения
Тип проекта: административный
Паспорт проекта
Наименование проекта | Методическое сопровождение введения ФГТ в ДОУ |
Основания для разработки | 1.Федеральные государственные образовательные стандарты 2. Идеи мотивационного управления, личностно-ориентированного подхода в воспитательно-образовательном процессе, основы саморазвития личности, практические рекомендации по профессиональному развитию кадров Н. В. Немовой |
Цель проекта | Разработка Программы перехода на ФГТ, ориентированной на изменение профессиональной позиции педагога и совершенствование опыта практической деятельности |
Задачи проекта | 1. Проанализировать готовность педагогов к внедрению Федеральных государственных требований и выявить профессиональные затруднения. 2. Организовать методическое сопровождение педагогов, внедряющих ФГТ. 3.Оценить результативность проекта и определить перспективы деятельности по подготовке педагогов к переходу на ФГТ в ДОУ. |
Структура проекта | - Содержание проблемы. - Цели и задачи проекта. - Концепция решения проблемы. - Ресурсное обеспечение проекта. - Анализ возможных рисков и способы их преодоления. - Распределение обязанностей в команде. - Внешние связи методической службы по реализации проекта. - Этапы реализации. - Ожидаемые результаты реализации проекта. - Критерии оценки результата. |
Сроки и этапы реализации | 1 этап. Организационно-подготовительный. (декабрь 2010-январь 2011) 2 этап. Внедренческий. (август 2011 года – май 2012 года) 3 этап. Обобщающий. (июнь-август 2012 года) |
Назначение проекта | Проект является целеполагающим документом деятельности ДОУ №4 на 2010-2012 г. |
Ожидаемый конечный результат реализации проекта | Профессиональная готовность педагогов ДОУ к реализации ФГТ. |
Система организации контроля за исполнением проекта | Контроль в рамках проекта осуществляет заведующая ДОУ. |
Актуальность
В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Нормативно правовые документы федерального уровня последних лет, в первую очередь закон РФ «Об образовании» и приказ Минобрнауки Росии от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введение в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», внесли значительные коррективы в сложившееся представление работников системы дошкольного образования о программном обеспечении деятельности ДОУ.
Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учётом традиций своего народа. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования.
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения. Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни.
1. Проблема, на решение которой направлен проект:
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 утверждены федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Образовательным учреждениям предстоит переход на ФГТ.
ФГТ призваны решать проблемы, связанные с повышением качества образования. Главное - внимание акцентируется на обеспечении надлежащих условий для развития личности дошкольников и активизации инновационных аспектов деятельности. Федеральные государственные требования делают выбор в пользу ребенка.
Анализ помог выявить готовность педагога и образовательного учреждения к переходу на ФГТ.
В нашем детском саду работает 23 педагога. Изучив кадровый состав, мы выявили, что 48% педагогов имеет высшее образование. Стаж педагогической деятельности более 10 лет имеют 61% педагогов, 56% педагогов имеют квалификационную категорию. Абсолютное большинство своевременно проходят курсовую подготовку.
Однако:
- 4 % - среднее профессиональное образование,
- 30 % педагогов не имеют квалификационной категории;
- 26 % педагогов имеют педагогический стаж свыше 25 лет, у них сложился определенный стиль деятельности, им значительно труднее принимать новые требования, переходить на новые подходы;
В результате опроса выявились основные затруднения педагогов на этапе введения ФГТ:
- смутное представление по переходу на ФГТ;
- упрощенное понимание сущности и технологии реализации личностно-ориентированного подхода;
- ранее сложившаяся методика проведения занятий становится препятствием в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы;
- принципиальная новизна вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, развитие базовых способностей личности);
-отсутствие опыта разработки разделов основной образовательной программы ДОУ, части, формируемой участниками образовательного процесса и др.
Следовательно, мы видим противоречие между новыми требованиями, предъявляемыми ФГТ и недостаточной подготовленностью педагогов к внедрению ФГТ.
Отсюда вытекает проблема: несоответствие сложившейся профессиональной позиции и практического опыта педагогической деятельности новым требованиям затрудняет переход на ФГТ.
2. Цель проекта:
Разработка Программы перехода на ФГТ, ориентированной на изменение профессиональной позиции педагога и совершенствование опыта практической деятельности в соответствии с новой образовательной программой.
Задачи:
- Проанализировать готовность педагогов к переходу на ФГТ и выявить профессиональные затруднения.
- Разработать систему педагогических мероприятий.
- Оценить результативность проекта и определить перспективы деятельности по подготовке педагогов к переходу на ФГТ в ДОУ.
3. Концепция решения проблемы:
В основу проекта положены:
- Содержание Федеральных Государственных Требований;
- материалы Всероссийского семинара-совещания руководителей органов, осуществляющих управление в сфере образования, и ректоров учреждений дополнительного профессионального педагогического образования субъектов Российской Федерации;
- идеи теории мотивационного управления (Шалаева И.К. Поташника М.М.), деятельностного подхода в образовательном процессе, основы саморазвития личности (Т.И.Шамовой и П.И.Третьякова):
- мотивированности самообразования педагогов;
- повышения профессиональной компетентности в условиях практико-ориентированной деятельности;
- рефлексия собственной деятельности – обязательное условие саморазвития личности.
- практические рекомендации по профессиональному развитию кадров Н. В. Немовой.
Основополагающие идеи:
1. Переход на Федеральные Государственные требования потребует специальных знаний, специальной подготовки и достаточного уровня педагогической квалификации. Поэтому будет необходимость изучения содержания ФГТ. Потребуются изменения в нормативной базе ДОУ - корректировка образовательной программы.
2. Управленческие принципы:
- Начиная новое дело – заботиться о том, чтобы в его основании находился прочный ценностный фундамент.
- Прежде чем приступить к освоению нового, потратить достаточно времени для того, чтобы все его участники понимали смысл вносимых изменений не на уровне отдельных действий, а на глубоком уровне ценностей и целей.
3. Принципы обучения взрослых (по Н. В. Немовой):
- обучение тому, что необходимо в практике;
- обучать через деятельность;
- для того, чтобы освоить содержание, необходимо соблюдение цикла: теоретическая подготовка – практика – самообразование – профессиональное общение.
4. Использование активных форм обучения, для того, чтоб заинтересовать большинство педагогов на участие в методической работе.
5. Принцип сетевого взаимодействия педагогов.
Неподготовленность педагогов к переходу на ФГТ вызвала необходимость разработки специальной программы – системы последовательных мер по их подготовке.
Программа разрабатывалась исходя из реального уровня подготовленности педагогов, их запросов, потребностей, местных условий развития образования. При подготовке программы были использованы теоретические и научные рекомендации, принципы и идеи, предшествующий результативный опыт практической методической работы педагогов ДОУ.
Программа состоит из 3 разделов:
- Информационная поддержка педагогов ДОУ
- Поддержка формирования и развития кадрового потенциала
- Поддержка нормативного обеспечения внедрения ФГТ
Содержание Программы поможет педагогам:
- глубже переосмыслить сущность, цели и задачи дошкольного образования,
-овладеть новыми педагогическими технологиями, обеспечивающими личностно-ориентированный подход;
-проанализировать методическое обеспечение с позиций требований к реализации ФГТ в ДОУ;
- выбрать программы, учебно-дидактические пособия
- расширить возможности личностного саморазвития и самореализации педагогов.
Основные формы, используемые в ходе реализации проекта:
- мастер-классы;
- методические объединения;
- обучающие семинары;
- семинары-практикумы.
Реализация проекта является приоритетным направлением в деятельности коллектива ДОУ №4 на переходный период в 2010-2012 году.
4. Ресурсное обеспечение проекта:
Ресурсы | Наличие | Способ получения ресурса |
1. Материально-техническое обеспечение проекта | -Наличие нормативных документов ФГТ -Отсутствие текстовых сборников ФГТ затрудняет работу методистов и педагогов по изучению документа. | --- |
2. Трудовые ресурсы | 1. Имеющийся опыт, мотивированность и теоретическая подготовка педагогов - на основе которого и будет выстроена работа. 2. Привлечения специалистов, занимающихся повышением квалификации кадров. | - В пределах имеющейся сметы расходов, предусмотренных на организацию курсовой подготовки проведение семинара для педагогов ДОУ; -Обучение на бюджетной основе пройдут 4 педагога (1 старший воспитатель. 3 воспитателя). Выступление педагогов о полученных знаний в ДОУ - Возможно обучение отдельных педагогов на вебсеминарах и организация трансляции их опыта. |
3.Информационные ресурсы | - Имеется выход в Интернет, стационарная и сотовая телефонная связь, электронная почта. - официальный сайт ДОУ (dou4@inbox.ru) - сетевое взаимодействие с ГОУ ДПО (ПК)С, Министерством образования и науки РМЭ | Введение в стимулирующие показатели оплаты труда директора ОУ регулярности работы с сайтом, электронной почтой. |
5. Анализ возможных рисков и способы их преодоления:
Планируемый риск | Возможный способ преодоления |
Сопротивление отдельных педагогов нововведениям | Использовать возможности по стимулированию педагогов, вовлечению их в инновационную практику |
- часть педагогов формально принимают стандарты, но на деятельность это не выходит; - часть не вникают в суть предстоящих изменений | Практическая реализация основных мероприятий, заложенных программой. |
Увеличение временных затрат на самообразовательную деятельность педагогов | возможность предоставления методических дней педагогам ДОУ |
Образовательные потребности педагогов могут превышать возможности методического сопровождения | Привлечение специалистов извне за счет образовательных учреждений |
Широкий спектр деятельности для педагогов может снизить качество предъявляемых образовательных услуг | Рациональное распределение обязанностей |
6. Распределение обязанностей в команде
Заведующая:
- руководит реализацией проекта, координирует деятельность сотрудников по реализации проекта; осуществляет контроль за ходом реализации проекта;
- осуществляет оперативную связь со структурой, осуществляющей функции управления введения ФГТ на республиканском уровне (Министерство образования и науки РМЭ) и муниципальном уровне (МУОО администрации ГО «Город Волжск»))
Старший воспитатель:
- являются основными участниками реализации проекта;
-выполняют функции методической поддержки и консультирования по своему направлению работы; функции информационно-аналитической деятельности
-организуют работу методической работы в ДОУ: методических объединений, повышения педагогического мастерства, семинаров, мастер-классов, круглых столов и др. ;
- занимается информационным сопровождением проекта:
поиск и подбор информационных ресурсов в сети Интернет, периодической печати, литературе;
- обеспечивает систематическую связь с электронной почтой, сайтом ДОУ
- осуществляют регистрацию педагогов в сетевых сообществах.
7. Внешние связи методической службы по реализации проекта
Министерство образования и науки РМЭ, МЦАКО | нормативно-правовая, информационная база |
МУОО администрации ГО «Город Волжск» | |
ПГУ, ГОУ ДПО (ПК)С | Новые технологии |
Интернет-сообщества festival.nic-snail.ru nsportal.ru | Обмен опытом |
ДОУ г. Волжска | информация о состоянии |
8. Этапы реализации проекта:
1 этап. Организационно-подготовительный. (август 2010-октябрь 2010)
Содержание этапа:
1.1. Анализ состояния готовности ДОУ и педагогов к внедрению ФГТ:
- анкетирование педагогов ДОУ;
- изучение опыта работы,
- создание банка данных по внедрению ФГТ
- определение путей совершенствования методической работы с педагогами.
1.2. Разработка программы методического сопровождения внедрения ФГТ дошкольного образования в практику ДОУ.
2 этап. Внедренческий. (ноябрь 2010 года – май 2011 года)
Содержание этапа:
2.1. Реализация программы внедрения ФГТ.
2.2. Контроль за соблюдением графика проведения мероприятий программы.
3 этап. Обобщающий. (июнь-август 2012 года)
Содержание этапа:
3.1. Оценка эффективности реализации Программы по всем направлениям.
3.2. Выявление, обобщение педагогического опыта в условиях внедрения ФГТ в практику ДОУ.
3.3. Определение путей совершенствования методической работы, обеспечивающей сопровождение внедрения ФГТ в ДОУ
9. Ожидаемые результаты реализации проекта:
- Определены необходимые изменения в образовательных целях, в содержании образовательных программ, в технологиях обучения и воспитания, в способах и механизмах оценки результатов образовательного процесса; подготовленность педагогов к выбору программ, и учебно-методических пособий
- Обеспечена информационная, методическая, технологическая готовность педагогов для работы с детьми по ФГТ.
- Повышен уровень сформированности мотивационно- профессиональной компетентности педагогов ДОУ: выработаны новые ценности, принципы взаимодействия и общения с дошкольниками.
- Доведены требования к условиям, обеспечивающих реализацию основной образовательной программы дошкольного образования согласно ФГТ.
- Педагоги ознакомлены с технологиями разработки рабочих программ с учетом образовательных областей:
- Расширены возможности и потребности педагогов в повышении своей профессиональной компетентности за счет использования разных форм повышения квалификации.
- Повышение качества образования.
10. Критерии оценки результата.
Критерии | Показатели |
1. Знание программ и технологии разработки программ | 1) создание педагогом программ , на основе образовательной программы ; 2) создание администрацией образовательного учреждения программ «Здоровье» |
2. Готовность педагогов использовать технологии, отвечающие требованиям ФГТ. | 1) все педагоги прошли обучение на курсах, семинарах, ГМО обучение по формированию технологической компетентности; 2) составление педагогами технологической карты освоения образовательных областей, соответствующей требованиям к результатам основной образовательной программы. |
3. Решение проблемы выбора программ, учебно-методических пособий с учетом интересов всех субъектов образовательного процесса | Определен список учебно-методических пособий, которые будут использоваться в образовательном процессе в соответствии с ФГТ. |
4. Уровень профессиональной компетентности педагогов | 1) 100% педагогов, прошли курсовую подготовку на курсах повышения квалификации или обучение на семинарах. 2) повышение уровня сформированности мотивационно- профессиональной компетентности педагогов . |
Приложение
Программа методического сопровождения введения ФГТ в практику ДОУ
Цель: методическое сопровождение при переходе ДОУ на федеральные государственные требования.
Задачи:
- Создать единое информационное пространство, обеспечивающее переход на ФГТ.
- Включить педагогов в процесс освоения личностно-ориентированного подхода, оценивания достижений планируемых результатов образования.
- Привести нормативно-правовую базу в соответствие с требованиями ФГТ.
- Разработать основную образовательную программу ДОУ
Раздел | Содержание | Формы | Планируемый результат |
Профессиональная педагогов ДОУ к реализации ФГТ | |||
Информационная поддержка педагогов и руководителей ОУ. | 1.Организация обучения педагогов ДОУ по вопросам, связанным с введением ФГТ., повышения квалификации. | - информационно коммуникационные технологии, позволяющие провести обучение педагогов ДОУ - Курсы повышения квалификации - семинары - Дистанционное обучение, - Очно-заочное обучение, | На уровне ДОУ - Наличие единых подходов при переходе на ФГТ. - Повышение эффективности управления ДОУ, готовности к обновлению На уровне педагогов - Знание содержания и структуры ФГТ - Принятие идеологии ФГТ дошкольного образования; |
2.Подготовка банка информационных материалов, обеспечивающих введение ФГТ и реализацию воспитательно-образовательного процесса ДОУ | -Совещания - Семинары - Круглые столы - Интернет сообщества - сайт | ||
Поддержка формирования и развития кадрового потенциала | 1.Освоение нового опыта работы, направленного на развитие личностно-ориентированного подхода. | - постоянно-действующий семинар «Внедрение ФГТ в воспитательно-образовательный процесс» - заседания МО ДОУ | - способность педагогов ДОУ к мотивации на саморазвитие -Освоение педагогами новых подходов, методов и технологий обучения и воспитания; - Повышение качества инновационных проектов и рабочих учебных программ педагогов; - Использование комплексного подхода к оценке достижений планируемых результатов |
2. Совершенствование методического инструментария основной деятельности педагогов. | 1. Обучающие семинары: - «Проектный метод в реализации ФГТ» - «Современные педагогические технологии в воспитательно-образовательном процессе ДОУ » 3.Консультирование по внедрению ФГТ | ||
4. Разработка и внедрение в практику работы ДОУ мониторинга планируемых результатов по всем возрастным группам | - консультации | ||
Поддержка нормативного обеспечения введения ФГТ | 1. Оказание методической помощи ДОУ в приведении нормативной базы в соответствие с ФГТ; | - МО | - Наличие пакета документов, регламентирующих деятельностьДОУ по переходу на ФГТ |
2. Оказание методической помощи в определении методического обеспечения в соответствии с ФГТ | - индивидуальная консультационная работа -подготовка методических рекомендаций | Определен список методических пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГТ ДОУ | |
2.Оказание методической помощи педагогам в разработке рабочих учебных программ, в определении задач вариативной части, обеспечивающей организацию национально-регионального компонента | -Семинар – практикум «Выполнение ФГТ в реализации образовательной программы ДОУ» -Курсы повышения квалификации - подготовка методических рекомендаций | - разработана основная образовательная программа ДОУ - определена модель организации образовательного процесса, обеспечивающей организацию НРК |
Литература
1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ №655 от 23.11.2009 года)
2. Методические рекомендации МИОО и МГППУ к составлению Образовательной программы дошкольного образовательного учреждения
3. Гризик Т. О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. //Дошкольное воспитание. 2010. № 5
4. Скоролупова О., Федина Н. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования. //Дошкольное воспитание. 2010. № 7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект теоретико-методической деятельности. Методическое сопровождение инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении
Введение ……………………………………………………………....................31 .Теоретические основы методического сопровождения инновационной деятельности в ДОУ1.1 Основные понятия ………………………………...
презентация Методическое сопровождение внедрения ФГТ в практику дошкольного образовательного учреждения
Внедрение ФГТ в ДОУ - материалы к семинару...
Итоговая аттестационная работа "Методическое сопровождение инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении"
Итоговая аттестационная работа "Методическое сопровождение инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении"...
Организационно-методическое сопровождение внедрения фитбол-гимнастики в образовательный процесс детского сада.
Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор. Этим можно объяснить высокую эффективность самых разнообразных методик и форм провед...
Доклад "Методическое сопровождение воспитателя в условиях дошкольного образовательного учреждения"
Доклад "Методическое сопровождение воспитателя в условиях дошкольного образовательного учреждения"...
Методическое сопровождение внедрения модели социального развития детей дошкольного возраста в медиаобразовательной среде ДОУ в практику дошкольного образовательного учреждения
В данном методическом пособии собраны методические материалы по внедрению областного инновационного проекта «Модель социального развития детей дошкольного возраста в медиаобразовательной среде Д...
Методическое сопровождение внедрения ФГОС ДО в образовательную деятельность ДОУ
Проект содержит в себе педагогический практикум по введению интерактивного бучения в педагогический процесс детского сада...