Организация педагогического процесса в ДОУ
методическая разработка по теме
В данной статье опубликован материал по организации педагогического процесса в ДОУ. Представлены главные ключевые понятия: что такое образовательный процесс, качество образования и многие другие. Дается характеристика педагогического процесса, описываются функции, роль мониторинга, дидактические принципы обучения. Данный материал можно использовать в методической работе, для удобства пользования и распечаток каждый раздел создан на отдельной странице и представлен в виде схем, таблиц. Представленный материал направлен на широкую аудиторию и будет полезен как начинающему педагогу, так и педагогу-стажисту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizaciya_pedagogicheskogo_processa_v_dou.docx | 87.38 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ДОУ
По материалам с курсов АО ИППК РО
Педагогический процесс:
- Специально организованное целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач.
- Направленное и организованное взаимодействие взрослых и детей, реализующее цели образования и воспитания в условиях педагогической системы.
- Целенаправленное, содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и саморазвивающегося ребенка при ведущей и направляющей роли воспитателя.
Аспекты целостного педагогического процесса
Аспект | Содержание аспекта |
Целевой | Единство функций обучения, воспитания и развития |
Содержательный | Знания, умения, навыки, опыт творческой деятельности, эмоционально-целостное отношение к окружающему миру |
Процессуальный /организационный/ | Педагогическое, взаимное, личное взаимодействие |
Операционно-технологический | Целостность компонентов педагогического процесса, единство обучения и учения, умения и других видов деятельности |
Характеристика педагогического процесса
Функции педагогического процесса
Критерии готовности детей к школьному обучению
- Морфологическая зрелость
- Развитие психических процессов, в особенности воображения как интегральной психологической характеристики
- Определенный уровень развития эмоционально-волевой сферы и социальной зрелости
Роль мониторинга в педагогическом процессе
Требования к уровню подготовки выпускника
- Компетентность (принятие собственных решений, сформированность социальных навыков, образа «Я»).
- Креативность (развитие творческих способностей).
- Любознательность (исследовательский интерес).
- Инициативность (самостоятельность).
- Ответственность.
- Произвольность внимания и поведения.
Роль мониторинга в педагогическом процессе
Роль мониторинга в педагогическом процессе
Качество дошкольного образования
- Качество дошкольного образования – это понятие, включающее в себя качество образовательных услуг и качество образовательной подготовки выпускника.
- Качество – это соотношение цели и результата, то есть готовность выпускника к вхождению в школьную жизнь.
Отбор содержания образовательной деятельности
Технологическая карта образовательной деятельности
Критерии определения уровня учебно-познавательной деятельности детей на НОД
Предметно-развивающая среда
Это совокупность условий, окружающих ребенка и взаимодействующих с ним, как с организмом и личностью
Способности педагога
Дидактические принципы обучения
Стили педагогического общения
Методологические подходы к организации образовательной деятельности с детьми
- Образовательная ситуация на НОД конструируется так, чтобы ребенок занимал активную позицию: в процессе деятельности он должен быть то слушающим, то наблюдающим, то действующим.
- На НОД должен главенствовать дух открытия.
- Очередной вид деятельности следует начинать с постановки задачи в общем виде.
- Не принимать ответы детей без обоснования их мнения, и не оставлять без внимания ни одного ответа.
- Помнить о необходимости развития речи в любых видах деятельности.
- Отказаться от судейской роли: когда ребёнок говорит, он обращается к детям, а не к воспитателю.
Методы обучения
Методологические подходы к организации образовательной деятельности с детьми
- Учить детей видеть возможности многовариантности выполнения заданий.
- Статистическая поза ребенка не должна превышать 50% времени всего НОД.
- В процессе руководства детской деятельностью приемлем лишь демократический стиль общения.
- Необходимо поддерживать у детей ощущение успешности.
Средства обучения
Средства обучения
Стили педагогического общения
Стили педагогического общения
Качество дошкольного образования
Содержание дошкольного образования
Модели образования
- Цель: вооружить детей…
- Привить…
- Способы общения: наставления…
- Тактика…
- Взаимодействие…
- Методические указания превращаются в …
- Взгляд на ребенка как на…
- Центром педагогического процесса являются…
- Активность детей подчинена…
- Игра… по времени и …
Ожидаемые результаты:
- Взаимное… взрослых и детей.
- Дети теряют…
- У взрослых возникает иллюзорная…
- Послушание зачастую рассматривается, как умение жить согласно «двойному стандарту»…
Модели образования
Личностно-ориентированная модель
- Принцип – «не рядом», «не над», а …
- Цель: содействовать …
- Педагог не подгоняет развитие ребенка под определенные рамки, а …
- Знания, умения, навыки рассматриваются не как цель, а как…
- Тактика общения - …
- Способы общения предполагают встать на позицию ребенка, учитывая …
- Взгляд педагога на ребенка как на …
- Игре придается исключительное значение, она основывается на …, становясь основным …
- Личностно-ориентированная модель общения ни в какой мере не предполагает отмены.
Ожидаемые результаты:
- В ситуации сотрудничества преодолевается …
- Развиваются … и … способности.
- Воображение и мышление, не скованные страхом перед … раскрепощаются.
Таким образом, личностно-ориентированная модель обладает наиболее здоровьесберегающим потенциалом.
Назначение педагогической диагностики
Назначение педагогического мониторинга
Мониторинг органично включается в педагогический процесс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексно-тематический принцип организации педагогического процесса как условие реализации ФГТ.
Одним из положений федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее – ФГТ) является следующее:«Программа должна основываться на ...
Доклад "Проектный метод в организации педагогического процесса"
Доклад "Проектный метод в организации педагогического процесса"....
Презентация "Модульный принцип организации педагогического процесса"
«Модульный принцип организации педагогического процесса, как способ развития познавательной активности детей»Из опыта работы«Знание — это абсолютная ценность...
Статья на тему:"Педагогическая технология как форма организации педагогического процесса в ДОО"
Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный на...
Проектная деятельность в дошкольной образовательной организации как форма организации педагогического процесса
Проектная деятельность – это совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, т.е. осуществление замысла от моме...
Организационно-педагогические условия, способствующие эффективной организации педагогического процесса по подготовке дошкольников к безопасному поведению на дорогах.
Актуальность проблемы подтверждается едиными Федеральными государственными требованиями к содержанию образовательной области «Безопасность», которые направлены на достижение целей фо...
Игровая технология – это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр, формы взаимодействия педагога и детей через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакля).
Технология организации сюжетно-ролевой игры. Игра ребенка дошкольника развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретения знаний и умений, от воспитания интересов....