отчет по экспериментальной площадке
рабочая программа по теме

 

 

Бюджетное дошкольное образовательное  учреждение муниципальное образование Динской район

«Детский сад № 13»

 

 

                        

 

 

 

 

О Т Ч Е Т

о деятельности муниципальной

экспериментальной площадки, практический  этап экспериментальной работы за 2011 – 2012 гг.

по теме:

 

«ТРИЗ-технологии

в системе воспитания и обучения дошкольников».

 

                                                          Ответственный за составление    отчета:
                                                           заместитель заведующей по ВМР

                                                           Ковалева Ирина Антанасовна                                       

                                                           353 201 ст. Динская ул. Комарова, 2
                                                                                 т. 8 (861 62)5-46-01  
                                                           

 

 

                                                                Заведующая БДОУ № 13:
                                                                 Ромадина Елена Ивановна
                             

 

 

 

 

 

ст. Динская

2012г.

Анализ воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения показал снижение познавательной и творческой активности дошкольников. У детей занижена самооценка, проявляется неуверенность в себе, высокий уровень тревожности, ранимость, боязнь критики в случае неудачи. Диагностирование детского воображения выявило типичные недостатки: вялость, механическое комбинирование образов; буйная неуправляемая фантазия.

Жизнь требует от системы образования воспитать личность с широкими интеллектуальными и творческими возможностями. В мире известно более трехсот эвристик, призванных развить творческую познавательную активность. Но время показало их неэффективность, и только алгоритмическая эвристика ТРИЗ, имеющая педагогический раздел РТВ – развитие творческого воображения и фантазии дошкольников, берется научить творить грамотно, научно. Она обладает самой научно – разработанной и эффективной в мире методикой решения противоречий, и этому нужно учить детей.

Необходимо с детства формировать алгоритмический, точный подход к играм, общению, речи, мышлению. Вследствие этого возникла необходимость совершенствовать воспитательно-образовательный процесс, позволяющий сформировать начало диалектического, системного мышления, развить природные задатки и творческий потенциал ребенка. Изучив технологию ТРИЗ, мы решили использовать ее методы и инструментарии на занятиях с дошкольниками.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Разработать и апробировать данную модель педагогической деятельности по  воспитанию и обучению у дошкольников творческого  воображения,  мышления, связной речи в условиях ДОУ во взаимодействии с семьей. 

ГИПОТЕЗА

Использование ТРИЗ - технологий в различных видах деятельности, предусматривает у детей развитие восприятия, мышления, воображения, речи, а также способов умственной деятельности (умению сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи).

ТРИЗ – технологии помогут обеспечить  как интеллектуальное, так и психическое, эмоциональное  развитие ребенка, его стартовую возможность подготовки к школе, уверенность в себе, чувство, что он ни в чем не отстает от сверстников, а знает и умеет все, что нужно в его дошкольном возрасте.

ЗАДАЧИ ЭКСПЕРИМЕНТА

·   Систематизировать комплекс обучающих игр и творческих заданий по основным составляющим: быстро ориентироваться, обучать самого себя, принимать самостоятельные решения, быстро справляться с массой творческих задач, поддерживать непринужденный разговор.

·   Проводить просветительскую работу среди родителей и детей по технике «фантастических гипотез».

·   Выработать у детей с помощью игровых занятий способности  порождать новые идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации.

 

 

 

УЧАСТНИКИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Заместитель заведующей по ВМР:          Ковалева Ирина Антанасовна.

Музыкальный руководитель:                   Колодина Марина Михайловна.

Воспитатели:                                             Ихно Лариса Ивановна.

                                                                    Никитина Анна Александровна

                                                                    Калмыкова Е.С.

                                                                    Полевая Е.В.

С 2011 года наше ДОУ является  муниципальной экспериментальной площадкой.

Приступая к инновационной работе, мы понимали, что прежнее содержание образования, педагогические технологии необходимо изменить, искать новые подходы, дающие новые результаты. Определена и сформулирована тема эксперимента “Формирование творческого воображение детей дошкольного возраста через включение в воспитательно-образовательный процесс технологии ТРИЗ”. Поэтапно обозначены цели работы в экспериментальном режиме:

  • научно-методическая – разработка и внедрение комплексной системы воспитания и обучения детей с учетом индивидуальных способностей;
  • практическая – повышение функциональных возможностей детей в проявлении творческих способностей.

Мы понимали, что только при наличии надлежащих условий можно выполнить поставленную цель. Определили план действий по преобразованию развивающегося пространства: наряду с имеющимся музыкальным залом, групповыми комнатами оборудованы в групповых ячейках мастерская творчества, экологическая гостиная, театрализованная зона, оформлено межгрупповое пространство. Произошли изменения в предметно – пространственной среде групповых помещений.

Создав надлежащие условия, необходимо было изучить возможности дошкольников, и следующей ступенью управленческой деятельности стала информационно – аналитическая работа. Информация о возможностях детей, посещающих ДОУ, легла в основу всей последующей работы коллектива. Проводилась диагностика развития дошкольников, выявлялись способности, определялись зоны актуального и ближайшего развития.

Правильно спланировать работу, спрогнозировать результат – одна из задач, которую предстояло решить на первом этапе экспериментальной работы. На основе диагностических данных мы разработали комплексную систему воспитательно-образовательного процесса. В составление плана работы включились педагоги. Сложилась единая образовательная программа, которая вобрала в себя необходимые компоненты деятельности учреждения в экспериментальном режиме.

В процессе инновационной деятельности произошли изменения в организационной, исполнительской функции персонала. От коллектива требуется высокая активность в решении многих вопросов, в подготовке, принятия и реализации управленческих решений. Ведущее место стала занимать стимулирующая, мотивационная деятельность педагогов. Наряду с моральными, применяются материальные методы (надбавки к зарплате за инновационную деятельность).

 

Механизм введения технологии ТРИЗ-РТВ в воспитательно-образовательный процесс

  1. Апробирование авторской программы А.В. Лиморенко “Лучик” и принятие решения о переходе на экспериментальную работу по включению технологии ТРИЗ в воспитательно-образовательный процесс во второй половине дня.
  2. Планирование процесса освоения технологии.
  3. Подготовка базы эксперимента, осуществление научно-методического обеспечения: обучение на семинаре-практикуме на базе детского сада;
  4. Параллельно проведение индивидуальной работы с педагогами, консультирование.
  5. Объединение опытных педагогов в творческую группу (по проблеме включения технологии ТРИЗ-РТВ воспитательно-образовательный процесс)
  6. Организация группы взаимопосещения – это совместная работа педагогов и заместителя заведующей по ВМР по подготовке к занятиям и анализу состояния процесса, оценка результатов, внесение коррективов.
  7. Для вновь принятых и начинающих педагогов создается группа наставничества с целью совместной подготовки занятий, освоения новой технологии.

Особую значимость методической службе придает создание системы накопления, хранения, стимулирования, осмысления и использования педагогического опыта по включению технологии ТРИЗ-РТВ воспитательно-образовательный процесс через:

  • Проведение семинаров для работников ДОУ и учителей начальной школы (преемственность с МОСОШ № 1);
  • Работу консультационного пункта на базе детского сада;
  • Участие в работе районных методических объединений;
  • Смотры-конкурсы, педагогические чтения;
  • Издание брошюры творческих рассказов детей и основных приемов ТРИЗ “Сочинялки на “Полянке”.

В результате проведенной работы отмечено:

  • повышение уровня профессиональной деятельности педагогов;
  • значительное повышение образовательного уровня;
  • повышение качества образования.

Включение элементов технологии ТРИЗ-РТВ воспитательно-образовательный процесс во второй половине дня привело к развитию у дошкольников умений выявлять и грамотно разрешать противоречия в любой игровой и жизненной ситуации, принимать новые решения; повышению уровня креативности мышления, фантазии, гибкости ума.

Обобщая сказанное, можно определить основополагающие требования к развивающему и развивающемуся дошкольному учреждению. Это детский сад, в котором ребенок реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии со своими потребностями и возможностями, где его, прежде всего любят, уважают, стараются помочь, терпимо и терпеливо относятся к каждому ребенку, где весело и интересно! Это детский сад, где педагог развивает свои профессиональные и личностные качества; руководитель обеспечивает успех деятельности детей и педагогов; коллектив работает в творческом поисковом режиме, где уважение и доверие становится нормой коллектива.

 

Профессиональные навыки воспитателей:

Воспитатели экспериментальных групп грамотно руководят поисковой деятельностью детей, очень редко пытаются "подтянуть" детей к контрольным ответам и запланированным выводам, проявляют больше инициативы при разработке новых форм работы.

Воспитатели ощущают уверенность в своих знаниях и педагогической позиции, могут оказать методическую помощь коллегам по вопросам применения элементов ТРИЗ и РТВ - технологий в работе с дошкольниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet_po_eksperimentalnoy_ploshchadke.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное дошкольное образовательное  учреждение муниципальное образование Динской район

«Детский сад № 13»

                         

О Т Ч Е Т

о деятельности муниципальной

экспериментальной площадки, практический  этап экспериментальной работы за 2011 – 2012 гг.

по теме:

«ТРИЗ-технологии

в системе воспитания и обучения дошкольников».

                                                          Ответственный за составление    отчета:
                                                          заместитель заведующей по ВМР

                                                           Ковалева Ирина Антанасовна                                        

                                                           353 201 ст. Динская ул. Комарова, 2
                                                                                т. 8 (861 62)5-46-01  
                                                           

                                                                Заведующая БДОУ № 13:
                                                                Ромадина Елена Ивановна
                            

ст. Динская

2012г.

Анализ воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения показал снижение познавательной и творческой активности дошкольников. У детей занижена самооценка, проявляется неуверенность в себе, высокий уровень тревожности, ранимость, боязнь критики в случае неудачи. Диагностирование детского воображения выявило типичные недостатки: вялость, механическое комбинирование образов; буйная неуправляемая фантазия.

Жизнь требует от системы образования воспитать личность с широкими интеллектуальными и творческими возможностями. В мире известно более трехсот эвристик, призванных развить творческую познавательную активность. Но время показало их неэффективность, и только алгоритмическая эвристика ТРИЗ, имеющая педагогический раздел РТВ – развитие творческого воображения и фантазии дошкольников, берется научить творить грамотно, научно. Она обладает самой научно – разработанной и эффективной в мире методикой решения противоречий, и этому нужно учить детей.

Необходимо с детства формировать алгоритмический, точный подход к играм, общению, речи, мышлению. Вследствие этого возникла необходимость совершенствовать воспитательно-образовательный процесс, позволяющий сформировать начало диалектического, системного мышления, развить природные задатки и творческий потенциал ребенка. Изучив технологию ТРИЗ, мы решили использовать ее методы и инструментарии на занятиях с дошкольниками.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Разработать и апробировать данную модель педагогической деятельности по  воспитанию и обучению у дошкольников творческого  воображения,  мышления, связной речи в условиях ДОУ во взаимодействии с семьей.  

ГИПОТЕЗА

Использование ТРИЗ - технологий в различных видах деятельности, предусматривает у детей развитие восприятия, мышления, воображения, речи, а также способов умственной деятельности (умению сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи).

ТРИЗ – технологии помогут обеспечить  как интеллектуальное, так и психическое, эмоциональное  развитие ребенка, его стартовую возможность подготовки к школе, уверенность в себе, чувство, что он ни в чем не отстает от сверстников, а знает и умеет все, что нужно в его дошкольном возрасте.

ЗАДАЧИ ЭКСПЕРИМЕНТА

  1.  Систематизировать комплекс обучающих игр и творческих заданий по основным составляющим: быстро ориентироваться, обучать самого себя, принимать самостоятельные решения, быстро справляться с массой творческих задач, поддерживать непринужденный разговор.
  2.  Проводить просветительскую работу среди родителей и детей по технике «фантастических гипотез».
  3.  Выработать у детей с помощью игровых занятий способности  порождать новые идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации.

УЧАСТНИКИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Заместитель заведующей по ВМР:          Ковалева Ирина Антанасовна.

Музыкальный руководитель:                   Колодина Марина Михайловна.

Воспитатели:                                             Ихно Лариса Ивановна.

                                                                    Никитина Анна Александровна

                                                                    Калмыкова Е.С.

                                                                    Полевая Е.В.

С 2011 года наше ДОУ является  муниципальной экспериментальной площадкой.

Приступая к инновационной работе, мы понимали, что прежнее содержание образования, педагогические технологии необходимо изменить, искать новые подходы, дающие новые результаты. Определена и сформулирована тема эксперимента “Формирование творческого воображение детей дошкольного возраста через включение в воспитательно-образовательный процесс технологии ТРИЗ”. Поэтапно обозначены цели работы в экспериментальном режиме:

  1. научно-методическая – разработка и внедрение комплексной системы воспитания и обучения детей с учетом индивидуальных способностей;
  2. практическая – повышение функциональных возможностей детей в проявлении творческих способностей.

Мы понимали, что только при наличии надлежащих условий можно выполнить поставленную цель. Определили план действий по преобразованию развивающегося пространства: наряду с имеющимся музыкальным залом, групповыми комнатами оборудованы в групповых ячейках мастерская творчества, экологическая гостиная, театрализованная зона, оформлено межгрупповое пространство. Произошли изменения в предметно – пространственной среде групповых помещений.

Создав надлежащие условия, необходимо было изучить возможности дошкольников, и следующей ступенью управленческой деятельности стала информационно – аналитическая работа. Информация о возможностях детей, посещающих ДОУ, легла в основу всей последующей работы коллектива. Проводилась диагностика развития дошкольников, выявлялись способности, определялись зоны актуального и ближайшего развития.

Правильно спланировать работу, спрогнозировать результат – одна из задач, которую предстояло решить на первом этапе экспериментальной работы. На основе диагностических данных мы разработали комплексную систему воспитательно-образовательного процесса. В составление плана работы включились педагоги. Сложилась единая образовательная программа, которая вобрала в себя необходимые компоненты деятельности учреждения в экспериментальном режиме.

В процессе инновационной деятельности произошли изменения в организационной, исполнительской функции персонала. От коллектива требуется высокая активность в решении многих вопросов, в подготовке, принятия и реализации управленческих решений. Ведущее место стала занимать стимулирующая, мотивационная деятельность педагогов. Наряду с моральными, применяются материальные методы (надбавки к зарплате за инновационную деятельность).

Механизм введения технологии ТРИЗ-РТВ в воспитательно-образовательный процесс

  1. Апробирование авторской программы А.В. Лиморенко “Лучик” и принятие решения о переходе на экспериментальную работу по включению технологии ТРИЗ в воспитательно-образовательный процесс во второй половине дня.
  2. Планирование процесса освоения технологии.
  3. Подготовка базы эксперимента, осуществление научно-методического обеспечения: обучение на семинаре-практикуме на базе детского сада;
  4. Параллельно проведение индивидуальной работы с педагогами, консультирование.
  5. Объединение опытных педагогов в творческую группу (по проблеме включения технологии ТРИЗ-РТВ воспитательно-образовательный процесс)
  6. Организация группы взаимопосещения – это совместная работа педагогов и заместителя заведующей по ВМР по подготовке к занятиям и анализу состояния процесса, оценка результатов, внесение коррективов.
  7. Для вновь принятых и начинающих педагогов создается группа наставничества с целью совместной подготовки занятий, освоения новой технологии.

Особую значимость методической службе придает создание системы накопления, хранения, стимулирования, осмысления и использования педагогического опыта по включению технологии ТРИЗ-РТВ воспитательно-образовательный процесс через:

  1. Проведение семинаров для работников ДОУ и учителей начальной школы (преемственность с МОСОШ № 1);
  2. Работу консультационного пункта на базе детского сада;
  3. Участие в работе районных методических объединений;
  4. Смотры-конкурсы, педагогические чтения;
  5. Издание брошюры творческих рассказов детей и основных приемов ТРИЗ “Сочинялки на “Полянке”.

В результате проведенной работы отмечено:

  1. повышение уровня профессиональной деятельности педагогов;
  2. значительное повышение образовательного уровня;
  3. повышение качества образования.

Включение элементов технологии ТРИЗ-РТВ воспитательно-образовательный процесс во второй половине дня привело к развитию у дошкольников умений выявлять и грамотно разрешать противоречия в любой игровой и жизненной ситуации, принимать новые решения; повышению уровня креативности мышления, фантазии, гибкости ума.

Обобщая сказанное, можно определить основополагающие требования к развивающему и развивающемуся дошкольному учреждению. Это детский сад, в котором ребенок реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии со своими потребностями и возможностями, где его, прежде всего любят, уважают, стараются помочь, терпимо и терпеливо относятся к каждому ребенку, где весело и интересно! Это детский сад, где педагог развивает свои профессиональные и личностные качества; руководитель обеспечивает успех деятельности детей и педагогов; коллектив работает в творческом поисковом режиме, где уважение и доверие становится нормой коллектива.

Профессиональные навыки воспитателей:

Воспитатели экспериментальных групп грамотно руководят поисковой деятельностью детей, очень редко пытаются "подтянуть" детей к контрольным ответам и запланированным выводам, проявляют больше инициативы при разработке новых форм работы.

Воспитатели ощущают уверенность в своих знаниях и педагогической позиции, могут оказать методическую помощь коллегам по вопросам применения элементов ТРИЗ и РТВ - технологий в работе с дошкольниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль воспитателя в деятельности экспериментальной площадки “Сохранение и укрепление здоровья дошкольника психолого-педагогическими средствами”

Цель, поставленная перед всем коллективом – это сохранение и укрепление здоровья дошкольника, достижение оптимального функционального состояния ребенка, той степени функциональности и физиологич...

ОТЧЕТ о работе опорной (экспериментальной) площадки на базе структурного подразделения детский сад «Ромашка» ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины в 2013-2014 учебном году

Название экспериментальной площадки  «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа»...

Отчет о функционировании федеральной экспериментальной площадки за 2013-2014 учебный год

quot; Социальное партнерство семьи и ДОУ как ресурс социокультурного развития личности ребенка"Модернизация дошкольного образования как института социального развития личности ребёнка с введение...

Отчет о функционировании федеральной экспериментальной площадки за 2014-2015 учебный год

quot;Социальное партнерство семьи и ДОУ как ресурс социокультурного раазвития личности ребенка"...

ОТЧЕТ О деятельности муниципальной экспериментальной площадки «Внедрение регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс ДОО» за 2017-2018 год.

ОТЧЕТ О деятельности муниципальной экспериментальной площадки на базе МАДОУ № 38 «Внедрение регионального компонента  в  воспитательно-образовательный процесс ДОО» за 2017-2018 г...

Отчет по работе экспериментальной площадки «Этнопедагогика народов Приамурья и Дальнего Востока в физическом воспитании дошкольников».

Главная идея  работы площадки - сохранить, возродить и развивать национальные игры и спорт, этническую воспитательную культуру Народов Приамурья и Дальнего Востока....