Роль воспитателя в деятельности экспериментальной площадки “Сохранение и укрепление здоровья дошкольника психолого-педагогическими средствами”
рабочая программа по музыке (подготовительная группа) по теме

 

Цель, поставленная перед всем коллективом – это сохранение и укрепление здоровья дошкольника, достижение оптимального функционального состояния ребенка, той степени функциональности и физиологической зрелости, которая позволит ребенку активно учувствовать в учебном процессе, обладать творческим потенциалом и устойчивой работоспособностью и будет способствовать проявлению успешности детей в деятельности, поведении, жизни.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Роль воспитателя в деятельности экспериментальной площадки “Сохранение и укрепление здоровья дошкольника психолого-педагогическими средствами”

Цель, поставленная перед всем коллективом – это сохранение и укрепление здоровья дошкольника, достижение оптимального функционального состояния ребенка, той степени функциональности и физиологической зрелости, которая позволит ребенку активно учувствовать в учебном процессе, обладать творческим потенциалом и устойчивой работоспособностью и будет способствовать проявлению успешности детей в деятельности, поведении, жизни.

Развитие научно-практических технологий в настоящее время неизбежно сближает различные науки, создает благоприятные условия для объединения специалистов на основе комплексного подхода к решению возникающих проблем. На стыке областей знаний и начала сегодня развиваться наука о здоровье человека.

Особенность эксперимента – привлечение в дошкольное учреждение специалистов из смежных областей – психоневролога, психофизиолога, педагога по сольфеджио, педагога по вокалу.  

Это определило необходимость отхода от традиционных выстраивания своей деятельности и воспитателю. Потребовалось творчество, поиск новых подходов в решении многих вопросов, необходимость самосовершенствования, при этом свой уровень знаний не только в области педагогики.

Все участники эксперимента, в том числе и воспитатели, должны были сместить свое внимание с болезни на здоровье, познать отдельные разделы учения о здоровье, учиться оценивать уровень здоровья и управлять здоровьем.

Функционал воспитателя – планировать и осуществлять образовательно-воспитательную работу в соответствии с экспериментальной программой, в тесном контакте с другими специалистами дошкольного учреждения, изучать индивидуальные особенности, интересы и склонности детей.

В содержание программы включено два блока деятельности: диагностический блок и блок восстановления и сохранения здоровья.

КОРРЕКЦИОННЫЙ БЛОК ПРОГРАММЫ

   

Системообразующими и организующими компонентами программы являются система оздоровительных упражнений и музыкальные занятия, включающие хоровое пение, сольфеджио, слушание музыкальных произведений, ритмопластику, логоритмику.

Система оздоровительных упражнений, выполняемых в группе

Можно часто видеть как в процессе рисования, письма, занятий ребенок помогает себе разнообразными движениями тела. Он может напрягать мышцы лица, покачивать ногой, двигаться всем телом на стол и т.д. Он находится в состоянии постоянного приспособления положения своего тела в комфортную для его организма позу. Понимаем, что эти движения излишни, никакого смысла для деятельности не имеют. В результате такой активной работы разных групп мышц ребенок быстро устает и физически и психологически, эффективность его работы снижается. Ребенок испытывает определенные трудности, его действия будут энергозатратны, внимание удержать сложно, рука при письме быстро устает, темп деятельности упадет, ребенок будет не успевать выполнять задания.

Перед тем как начнутся занятия в группе, воспитатель с детьми (выборочно) проводит 5-10 минутный комплекс занятий, для того чтобы ребенок ощутил свое тело, осознанно ощутил каждую группу мышц и мог ими управлять, помочь ребенку почувствовать свое тело, сбросил ненужные напряжения.

Комплекс (система) физических упражнений (автор научный руководитель Архипов Б.А.) способствует оптимизации  пространственных представлений ребенка по отношению к собственной структуре и схеме тела, повышению чувствительности к собственным ощущениям, формированию образа своего тела, восстановлению и замещению функциональных нарушений, возникших в раннем возрасте (замещающий онтогенез). Упражнения представляют собой функционально насыщенные сочетания статических и динамических движений и всегда выполняются в медленном темпе на вдохе и определённом ритме.

Цель: формирование произвольного удержания мышечного тонуса, способствующего пластичному движению верхних и нижних конечностей.

Упражнения помогают наращиванию всего психического потенциала, а так же развивают способности к обучению , координируют движения разных частей тела: рук, ног, языка, глаз, что способствует снятию телесного напряжения и снижению энергозатрат при выполнении различных действий. Регулярные занятия по программе активизируют психологические и физиологические системы: иммунитет, эндокринную систему, эмоции, речь, снимают проблемы пространственной ориентации.    

Комплекс упражнений рекомендуется детям от 3 до 6 лет. Как норма – в 3-4 года. Как коррекция – в 5-6 лет.

Задачи:

  1. Тренировка устойчивой позы
  2. Тренировка координации синхронных и асинхронных движений.
  3. Тренировка произвольного внимания направленного на удержание языка.
  4. Координация одновременных движений рук и ног.
  5. Формирование представлений о теле.

Взаимодействие с педагогом по сольфеджио

Воспитатель должен быть знаком с разработками автора и с учебными  пособиями (обучающие мифы-сказки, музыкальные спектакли по мотивам мифов-сказок аудиокассеты, песни-правила, специальные мелодии, иллюстрированный материал).

Для закрепления материала, для формирования эмоционального настроя, в группе прослушивают сказки (чтение, аудиокассеты с музыкальными спектаклями по мотивам сказок), обсуждают с эмоционально-образным анализом, развивают эмоционально-образный язык, знакомят с иллюстрированным материалом, создают словесный портрет героев сказок-мифов.

Работа с эмоциональным словарем. Обогащается словарь образными словами и выражениями, характеризующими настроение, чувства, ощущения.

Закрепление знаний по музыкальной грамоте. На занятиях в группах прослушиваются сказки. Разбираются эмоциональные характеристики героев музыкальных терминов. Знакомство с музыкальными премудростями происходит в форме сказки, персонажами которой являются элементы музыкального языка, наделенные характером, манерой поведения. Их взаимоотношение в сказке моделируют внутренние закономерности музыкальной организации. Такая методика подачи превращает сложный материал в доступный и увлекательный.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Двигательный режим детского сада. как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников"

Выступление на педсовете. в котором даны рекомендации для воспитатетелей об организации двигательного режима детей в ДОУ....

«Сохранение и укрепление здоровья дошкольников средствами физической культуры»

Введение1. Понятие здоровья. Задачи физического воспитания дошкольников2. Формы работы с детьми по укреплению здоровья:2.1 Утренняя гимнастика2.2 Физкультурные занятия2.3 Физминутки2.4 Гимнастика посл...

«Двигательная активность детей как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников»

Забота о здоровье ребёнка взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Сегодня важно...

Двигательная активность как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников

Двигательная активность как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников...

"Дыхательная гимнастика как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников" (презентация на категорию)

Предлагаю вашему вниманию презентацию на 1 квалификационную категорию "Дыхательная гимнастика как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников"...

Семинар-практикум для воспитателей "Спортивные игры, как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников"

Семинар-практикум «Спортивные игры как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников».Темой нашего семинара-практикума является «Спортивные игры как средство сохранения и ук...