Интеллектуальные инновации. Основная общеобразовательная программа МБДОУ «Мишутка» города Сургута ХМАО – Югра.
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
В статье речь идёт, о различных аспектах программы разработанной и реализуемой на базе МБДОУ «Мишутка» города Сургута, ХМАО – Югра. На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 г. «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В которую включены интеллектуальные инновации, которые мы надеемся, дадут старт в будущее дошкольного образования России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_mihaylova_2.docx | 91.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеллектуальные инновации. Основная общеобразовательная программа МБДОУ «Мишутка» города Сургута ХМАО – Югра.
Автор:
Михайлова Наталья Викторовна – заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе МБДОУ «Мишутка» города Сургута, ХМАО – Югра
Контактный телефон: +79226527974
Электронный адрес: echt2008@yandex/ru
Индекс:628 450
Адрес: Тюменская область, Сургутский район, городское поселение Барсово, ул. Кубанская д.28 кв.4
Краткая аннотация.
В статье речь идёт, о различных аспектах программы разработанной и реализуемой на базе МБДОУ «Мишутка» города Сургута, ХМАО – Югра. На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 г. «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В которую включены интеллектуальные инновации, которые мы надеемся, дадут старт в будущее дошкольного образования России.
Сейчас много говорят о том, что в ХХI веке оценивать качество жизни населения нужно не столько по объёму ВВП, сколько по НПС – «национальному показателю счастья». И каждый человек, будет счастлив в том случае, если он будет уверен не только в своём завтрашнем дне, но и благополучии своих потомков. Иными словами, судить о том, насколько государство будет являться мощным и процветающим в будущем, нельзя только по цифрам и производственным показателям и их росту. Необходимо принимать в расчёт и то, что воспитание наших детей, воспитание будущего поколения необходимо положить на «фундамент» развития нашего государства. Представим себе будущее, которое принесет замечательные перемены, преодолев закостенелые традиции и существующее положение вещей. Не обязательно, укоренившиеся традиции разбивать в дребезги и древние предрассудки сметать с лица Земли. Не надо разрушать то, что всё ещё может приносить хоть какую-то пользу. Но то, что сегодня кажется ужасным, пусть постепенно исчезнет за ненадобностью. И если мы сегодня уничтожим реалии невежества, неграмотности, однобокости мышления может быть, это принесёт в свою очередь, уменьшение бедствий, ненависти и преступлений радости и счастья всем людям. Именно эти задачи необходимо ставить перед собой педагогам формирующим процесс воспитания дошкольников, закладывая фундамент нашего государства в будущем. Утверждение федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы для детей дошкольного возраста, по нашему мнению, направлена на систематизацию, усовершенствование и гармонизацию дошкольного образования и подготовке детей к школе. Для нашего педагогического коллектива эти требования не были неожиданными, так как в последние годы дошкольное воспитание нуждалось в реформации и усовершенствовании педагогических процессов в воспитании детей дошкольного возраста и подготовки их к обучению в школе, диктуемые современным временем. Федеральные государственные требования систематизировали и дали определенную направленность в этой области. Хотя не все педагоги понимают, необходимость принятия этих требований и каждый имеет на то свою точку зрения. Но это скорее связано с тем, что новое и не очень понятное всегда вызывает недоверие и много вопросов, на которые приходится искать ответы, изучая документы правительства.
Опираясь на Федеральные государственные требования, которые утверждены приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 23.11.2009 №655. Педагогический коллектив нашего детского сада «Мишутка»» с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому направлению развития детей города Сургута, Ханты-Мансийского автономного округа, при содействии всех участников педагогического процесса детей и родителей разработал, утвердил и реализует основную программу дошкольного образования.
Программа разработана в соответствии с:
международно-правовыми актами:
- Конвенция о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, в СССР вступила в силу 15.09.1990),
- Декларация о правах ребёнка (провозглашена резолюцией 1386 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1959);
законами РФ и документами Правительства РФ:
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.1998 (с изменениями и дополнениями),
- ст. 30 Конституции РФ, ст.ст. 7,9,12,14,17,18,28,32,33 Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями),
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утверждённое постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666,
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условием ее реализации (далее по тексту - ФГТ), утверждённые приказом Министерства образования РФ от 23.11.2009 №655,
- «Национальная доктрина образования» (одобрена постановлением Правительства РФ от 30.06.200 г.),
- Гражданский и трудовой кодекс РФ;
документами Федеральных служб:
- СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в дошкольных организациях» от 22.07.2010 № 18267;
нормативно-правовыми документами Министерства образования РФ:
- «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы» (от 09.08.2000 № 237/23-16),
- «Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального школьного образования» (от 25.03.1994),
- «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных учреждений РФ» (от 24.04.1995 №6/10-15),
- «Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» от 17.06.2003,
- «О статусе образовательных учреждений» (от 08.06.1998 №30),
- «О программно-методическом обеспечении дошкольного образования – в контексте педагогики развития» (от 24.03.1995 №42/19-15),
- «О гигиенических требованиях и максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организационных формах обучения» (от 14.03.2000 № 65/23-16),
- «Об утверждении правил оказания платных услуг в сфере дошкольного и общего образования» (от 05.07.2001 №505),
- Проект «Требования к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования», подготовленный Федеральным государственным учреждением Федеральный государственный институт развития образования,
- «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (от 21.10.2010г №03 – 248);
а также, в соответствии с Уставом МДОУ д/с»Мишутка», лицензией и локальными правовыми актами ДОУ.
Так – же в нашей программе нашли отражение:
- инно вационная разработка - примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой;
- а также некоторые положения программ: «Развитие», под ред. О.М.Дьяченко (авторы - Л. А.Венгер, О.М.Дьяченко).
Во исполнение ФГТ Программа состоит из двух частей;
- обязательной (далее – инвариантная).
- части, формируемой ДОУ (далее – вариативной).
Инвариантная часть разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» и обеспечивает достижение воспитанниками ДОУ готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования.
В нашей статье мы описываем не всю образовательную программу, по которой работает наше МБДОУ, а лишь те части, которые нашли отражение авторские наработки педагогического коллектива.
Общая характеристика МБДОУ «Мишутка» с приоритетным направлением познавательно - речевого развития:
в 2011-2012 учебном году в ДОУ функционирует 13 общеразвивающих групп, из них: 13 групп - для детей дошкольного возраста (с 2 до 7 лет). ПО наполняемости группы соответствуют требованиям Сан ПиНа и Типового положения о ДОУ. Все группы однородны по возрастному составу детей.
Вариативная часть сформирована с учетом приоритетной деятельности ДОУ по познавательно-речевому развитию детей, а также по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования.
В Программе предусмотрено, следующее соотношение между инвариантной и вариативной частями:
- инвариантная часть - не менее 80% от общего нормативного времени, необходимого для реализации Программы. В инвариантной части Программы определено минимальное количество времени для осуществления непосредственно образовательной деятельности, по совокупности образовательных областей, которые обеспечивают разносторонне развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по данным направлениям, определенным ФГТ - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому;
- вариативная часть - не более 20 процентов от общего объема инвариантной части Программы. Эта часть Программы обеспечивает вариативность образования, отражает специфику деятельности ДОУ, а также позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги.
Обе части Программы реализуются посредством:
В первых младших группах (от 2-х до 3-х лет)
Примечание: норматив недельной образовательной нагрузки по СанПиН - 1 ч. 30 мин. | время на реализацию инвариантной части Программы - | 1 час 30 мин. |
время на реализацию вариативной части Программы - | - |
Во вторых младших группах (от 3-х до 4-х лет)
Примечание: норматив недельной образовательной нагрузки по СанПиН - 2 ч. 45 мин. | время на реализацию инвариантной части Программы - | 2 часа 15 мин. |
время на реализацию вариативной части Программы - | 30 мин. |
В средних группах (от 4 до 5 лет)
Примечание: норматив недельной образовательной нагрузки по СанПиН - 4 часа | время на реализацию инвариантной части Программы - | 3 часа 20 мин. |
время на реализацию вариативной части Программы - | 40 мин. |
В старших группах (от 5 до 6 лет)
Примечание: норматив недельной образовательной нагрузки по СанПиН - 6 ч. 15 мин. | время на реализацию инвариантной части Программы - | 5 часов |
время на реализацию вариативной части Программы - | 1 час 15 мин. |
В подготовительных группах
Примечание: норматив недельной образовательной нагрузки по СанПиН - 8 ч. 30 мин. | время на реализацию инвариантной части Программы - | 6 часов 40 мин. |
время на реализацию вариативной части Программы - | 1 час 50 мин. |
- образовательную деятельность, осуществляем в процессе организации различных видов детской деятельности: (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
- образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
- самостоятельную деятельность детей;
- взаимодействие с семьями детей по реализации Программы.
Приоритетные направления деятельности ДОУ по реализации Программы:
• обогащение содержания и среды развития ребёнка по приоритетному направлению деятельности ДОУ - познавательно-речевому развитию детей;
• повышение качества образования дошкольников и совершенствование системы взаимодействия детей и взрослых в воспитательно-образовательном процессе в соответствии с требованиями ФГТ;
• совершенствование психолого-педагогического сопровождения детей, имеющих ярко выраженные способности;
• развитие системы взаимодействия с МОУ СОШ № 32 в соответствии с ФГТ и ФГОС;
• расширение образовательных услуг с новым конкурентоспособным качеством (группа кратковременного пребывания);
• создание условий для совершенствования и развития профессиональной компетентности педагогов;
• совершенствование мотивационного обеспечения инновационной деятельности в ДОУ;
• повышение эффективности использования ресурсов ДОУ.
Цели и задачи деятельности МБДОУ «Мишутка» по реализации Программы
Ведущий целью Программы — является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирования основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.
Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в ДОУ. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги ДОУ совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.
Особенности осуществления образовательного процесса в МБДОУ «Мишутка» города Сургута, ХМАО – Югра.
Климатические особенности края: территория Ханты-Мансийского Автономного Округа - Югры относится к зоне избыточного увлажнения при недостаточной тепло обеспеченности. Основным источником поступления влаги являются осадки. В начале холодного периода (октябрь – ноябрь) идет интенсивная потеря тепла и промерзание грунтов. В январе – феврале происходит миграция влаги сверху вниз, и влагосодержание верхнего (30 см) слоя почвы от декабря к марту возрастает. В мае после схода снега постепенно оттаивает почва, но прогревается очень медленно. Избыточное увлажнение способствует активизации вирусов, грибков, бактерий, что оказывает неблагоприятное воздействие на здоровье детей.
Экологическое состояние края: заслуживает внимания экологическое состояние края: активная вырубка лесов для строительства нефтяных буровых и скважин, бесхозяйственное отношение к лугам, промышленное производство снижает уровень содержания кислорода и повышает содержание в воздушных массах углекислого газа, что отрицательно сказывается на здоровье воспитанников. Результаты маркетинговых исследований: среди родительской общественности было проведены маркетинговые исследования, направленные на формирование общей картины о семье и ее особенностях: выявление социально-экономических условий семьи, интересов, спортивных увлечений, образе жизни. В ходе анкетирования, была сформирована общая картина о семье и ее особенностях: выявлены социально-экономические условия семьи, интересы, спортивные увлечения, образ жизни. Анализ применения физкультурно-оздоровительных мероприятий с детьми дома показал, что 48% родителей систематически их не используют. В основном применяется: босо хождение в домашних условиях, физкультурные игры на свежем воздухе, Выявлено, что родители недостаточно внимания уделяют активному образу жизни: прогулкам на свежем воздухе, закаливающим мероприятиям, использованию спортивного инвентаря. Спортивные секции с детьми лишь 21% семей. Это такие секции как семейное плавание, восточные единоборства. Большую популярность у семей воспитанников пользуется зимний отдых: катание на горных лыжах. Это еще раз подтверждает тот факт, что родителями не уделяется должного внимания формированию у детей сознательного отношения к собственному здоровью. Наряду с этим, наблюдается и социальная занятость родителей, которая проявляется в отсутствии, свободного времени, низкой мотивации, направленной на сохранение и укрепление здоровья своих детей, низкая информированность родителей о средствах укрепления здоровья и использования их в работе с детьми в домашних условиях.
Проектирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их возрастными и индивидуальными особенностями
Воспитательно-образовательный процесс следует строить, учитывая контингент воспитанников, их индивидуальные и возрастные особенности, социальный заказ родителей.
При организации воспитательно-образовательного процесса необходи мо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции об разовательных областей дает возможность достичь этой цели.
Построение всего образовательного процесса вокруг одной централь ной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появ ляются многочисленные возможности для практики, экспериментирова ния, развития основных навыков, понятийного мышления.
Тематический принцип построения образовательного процесса позво ляет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику ДОУ.
Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.
Тематический подход позволяет оптимально организовать образова тельный процесс для детей с особыми потребностями.
Одной теме следует уделять не менее одной недели. Оптимальный пе риод - 2-3 недели.
Тема должна быть отражена в подборе материалов, находящихся в груп пе, и уголках развития.
В Программе для каждой возрастной группы дано комплексно-темати ческое планирование, которое следует рассматривать как примерное. Дошкольное образовательное учреждение для введения регионального и культурного компонентов, для учета особенностей своего дошкольного учреждения вправе по своему усмотрению частично или полностью менять темы или названия тем, содержание работы, временной период.
Отдельно выделена в Программе культурно-досуговая деятельность. Развитие культурно-досуговой деятельности детей по интересам позволяет обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный), эмоциональ ное благополучие, способствует формированию умения занимать себя.
Формы работы и задачи развития культурно - досуговой деятельности, примерные перечни развлечений и праздников даны для каждой возраст ной группы в разделах по возрастам.
Остальные разработки мы вам предлагаем рассмотреть в таблицах.
Организованная образовательная деятельность (инвариантная часть Программы)
Возрастная категория группы | Базовая образовательная область | Периодичность | Примерная интеграция образовательных областей | Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности | |||
непрерывной | итого в неделю | ||||||
I-ая младшая группа (с 2 до 3 лет) | Физическая культура | 3 раза в неделю | «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Музыка», «Труд» | 8-10 мин. | 30 мин. | ||
Познание (формирование целостной картины мира, расширение кругозора) | 1 раз в неделю | «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Труд» | 8 мин. | ||||
Коммуникация | 2 раза в неделю | «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Труд» | 16 мин. | ||||
Художественное творчество: | «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка», «Труд», «Познание» | ||||||
- рисование | 1 раз в неделю | 10 мин. | |||||
- лепка | 1 раз в неделю | 10 мин. | |||||
Музыка | 2 раза в неделю | «Коммуникация», «Художественное творчество», «Познание», «Физическая культура» | 16 мин. | ||||
Примечание: норматив недельной образовательной нагрузки по СанПиН - 1 ч. 30 мин. | время на реализацию инвариантной части Программы - | 1 час 30 мин. | |||||
время на реализацию вариативной части Программы - | - | ||||||
II-ая младшая группа (с 3 до 4 лет) | Физическая культура | 3 раза в неделю | «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Музыка», «Труд» | 10-15 мин. | 45 мин. | ||
Познание (формирование элементарных математических представлений) | 1 раз в неделю | «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Труд» | 15 мин. | ||||
Познание (формирование целостной картины мира, расширение кругозора) | 1 раз в неделю | «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Труд» | 15 мин. | ||||
Коммуникация | 1 раз в неделю | «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Труд» | 10 мин. | ||||
Художественное творчество: | «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка», «Труд», «Познание» | 15 мин. | |||||
- рисование | 1 раз в неделю | ||||||
- лепка | 1 раз в 2 недели | 15 мин. | |||||
- аппликация | 1 раз в 2 недели | ||||||
Музыка | 2 раза в неделю | «Коммуникация», «Художественное творчество», «Познание», «Физическая культура» | 20 мин. | ||||
Примечание: норматив недельной образовательной нагрузки по СанПиН - 2 ч. 45 мин. | время на реализацию инвариантной части Программы - | 2 часа 15 мин. | |||||
время на реализацию вариативной части Программы - | 30 мин. | ||||||
Средняя группа (с 4 до 5 лет) | Физическая культура | 3 раза в неделю | «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Музыка», «Труд» | 15-20 мин. | 1 час | ||
Познание (познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность) | 1 раз в 2 недели | «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Труд» | 10 мин. | ||||
Познание (формирование элементарных математических представлений) | 1 раз в неделю | «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Труд» | 20 мин. | ||||
Познание (формирование целостной картины мира, расширение кругозора) | 1 раз в неделю | «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Труд» | 20 мин. | ||||
Коммуникация | 1 раз в неделю | «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Труд» | 15 мин. | ||||
Художественное творчество: | «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка», «Труд», «Познание» | 20 мин. | |||||
- рисование | 1 раз в неделю | ||||||
- лепка | 1 раз в неделю | 15 мин. | |||||
- аппликация | 1 раз в 2 недели | 10 мин. | |||||
Музыка | 2 раза в неделю | «Коммуникация», «Художественное творчество», «Познание», «Физическая культура» | 30 мин. | ||||
Примечание: норматив недельной образовательной нагрузки по СанПиН - 4 часа | время на реализацию инвариантной части Программы - | 3 часа 20 мин. | |||||
время на реализацию вариативной части Программы - | 40 мин. | ||||||
Старшая группа (с 5 до 6 лет) | Физическая культура | 3 раза в неделю | «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Музыка», «Труд» | 20-25 мин. | 1 час 15 мин. | ||
Познание (познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность) | 1 раз в неделю | «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Труд» | 25 мин. | ||||
Познание (формирование элементарных математических представлений) | 1 раз в неделю | «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Труд» | 25 мин. | ||||
Познание (формирование целостной картины мира, расширение кругозора) | 1 раз в неделю | «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Труд» | 25 мин. | ||||
Коммуникация | 2 раза в неделю | «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Труд» | 40 мин. | ||||
Художественное творчество: | «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка», «Труд», «Познание» | 45 мин. | |||||
- рисование | 2 раза в неделю | ||||||
- лепка | 1 раз в 2 недели | 25 мин. | |||||
- аппликация | 1 раз в 2 недели | ||||||
Музыка | 2 раза в неделю | «Коммуникация», «Художественное творчество», «Познание», «Физическая культура» | 40 мин. | ||||
Примечание: норматив недельной образовательной нагрузки по СанПиН - 6 ч. 15 мин. | время на реализацию инвариантной части Программы - | 5 часов | |||||
время на реализацию вариативной части Программы - | 1 час 15 мин. | ||||||
Подготовительная к школе группа (с 6 до 7 лет) | Физическая культура | 3 раза в неделю | «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Музыка», «Труд» | 25-30 мин. | 1 час 30 мин. | ||
Познание (познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность) | 1 раз в неделю | «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Труд» | 30 мин. | ||||
Познание (формирование элементарных математических представлений) | 2 раза в неделю | «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Труд» | 1 час | ||||
Познание (формирование целостной картины мира, расширение кругозора) | 1 раз в неделю | «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Труд» | 25 мин. | ||||
Коммуникация | 2 раза в неделю | «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Труд» | 50 мин. | ||||
Художественное творчество: | «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка», «Труд», «Познание» | 60 мин. | |||||
- рисование | 2 раза в неделю | ||||||
- лепка | 1 раз в 2 недели | 25 мин. | |||||
- аппликация | 1 раз в 2 недели | ||||||
Музыка | 2 раза в неделю | «Коммуникация», «Художественное творчество», «Познание», «Физическая культура» | 60 мин. | ||||
Примечание: норматив недельной образовательной нагрузки по СанПиН - 8 ч. 30 мин. | время на реализацию инвариантной части Программы - | 6 часов 40 мин. | |||||
время на реализацию вариативной части Программы - | 1 час 50 мин. |
Организованная образовательная деятельность (вариативная часть Программы)
Возрастная категория группы | Раздел программы «Развитие» | Периодичность | Примерная интеграция образовательных областей | Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности | |
непрерывной | итого в неделю | ||||
II-ая младшая группа (с 3 до 4 лет) | Сенсорное воспитание | 1 раз в неделю | «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество» | 15 мин. | 15 мин. |
1 раз в 2 недели | 15 мин. | ||||
Введение в грамоту | 1 раз в 2 недели | «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Музыка» | |||
Примечание: норматив недельной образовательной нагрузки по СанПиН - 2 ч. 45 мин. | время на реализацию вариативной части Программы - | 30 мин. | |||
время на реализацию инвариантной части Программы - | 2 час 15 мин. | ||||
Средняя группа (с 4 до 5 лет) | Введение в грамоту | 1 раз в 2 недели | «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка» | 20 мин. | 20 мин. |
Ознакомление с пространственными отношениями | 1 раз в 2 недели | «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество» | |||
1 раз в неделю | 20 мин. | ||||
Примечание: норматив недельной образовательной нагрузки по СанПиН - 4 часа | время на реализацию вариативной части Программы - | 40 мин. | |||
время на реализацию инвариантной части Программы - | 3 часа 20 мин. | ||||
Старшая группа (с 5 до 6 лет) | Основы первоначальной грамоты | 1 раз в неделю | «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка» | 25 мин. | 25 мин. |
Ознакомление с пространственными отношениями | 1 раз в неделю | «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество» | 25 мин. | ||
Развитие элементов логического мышления | 1 раз в неделю | «Познание», «Социализация», «Коммуникация» | 25 мин. | ||
Примечание: норматив недельной образовательной нагрузки по СанПиН - 6 ч. 15 мин. | время на реализацию вариативной части Программы - | 1 час 15 мин. | |||
время на реализацию инвариантной части Программы - | 5 часов | ||||
Подготовительная к школе группа (с 6 до 7 лет) | Основы первоначальной грамоты | 2 раза в неделю | «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка» | 1 час | |
Ознакомление с пространственными отношениями | 1 раз в неделю | «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество» | 25 мин. | ||
Развитие элементов логического мышления | 1 раз в неделю | «Познание», «Социализация», «Коммуникация» | 25 мин. | ||
Примечание: норматив недельной образовательной нагрузки по СанПиН - 8 ч. 30 мин. | время на реализацию вариативной части Программы - | 1 час 50 мин. | |||
время на реализацию инвариантной части Программы - | 6 часов 40 мин. |
Соотношение времени для реализации инвариантной и вариативной частей Программы
Возрастная категория группы | Норматив недельной образовательной нагрузки по СанПиН | Части Программы | Процентное соотношение инвариантной части к вариативной | |
инвариантная | вариативная | |||
I-ая младшая группа (с 2 до 3 лет) | 1 час 30 мин. | 1 час 30 мин. | - | 80% / 20% |
II-ая младшая группа (с 3 до 4 лет) | 2 час 45 мин. | 2 часа 15 мин. | 30 мин. | |
Средняя группа (с 4 до 5 лет) | 4 часа | 3 часа 20 мин. | 40 мин. | |
Старшая группа (с 5 до 6 лет) | 6 час 15 мин. | 5 часов | 1 час 15 мин. | |
Подготовительная к школе группа (с 6 до 7 лет) | 8 час 30 мин. | 6 часов 40 мин. | 1 час 50 мин. | |
Итого: | 23 часа | 18 часов 45 мин. | 4 часа 20 мин. |
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
Возрастная категория группы | Базовый вид деятельности | Периодичность | Примерная интеграция образовательных областей |
Все возрастные категории групп | Утренняя гимнастика | ежедневно | «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Коммуникация», «Социализация», «Музыка» |
Комплексы закаливающих процедур | ежедневно | «Здоровье», «Безопасность», «Коммуникация», «Социализация» | |
Гигиенические процедуры | ежедневно | «Здоровье», «Безопасность», «Коммуникация», «Социализация» | |
Ситуативные беседы при проведении режимных моментов | ежедневно | «Здоровье», «Безопасность», «Коммуникация», «Социализация», «Познание» | |
Чтение художественной литературы | ежедневно | «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка» | |
Дежурства | ежедневно | «Труд», «Здоровье», «Безопасность», «Коммуникация», «Социализация» | |
Прогулки | ежедневно | «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность», «Коммуникация», «Социализация», «Познание» |
Самостоятельная деятельность детей
Возрастная категория группы | Базовый вид деятельности | Периодичность | Примерная интеграция образовательных областей |
Все возрастные категории групп | Игра | ежедневно | «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность», «Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Труд», «Художественное творчество» |
Самостоятельная деятельность в центрах развития | ежедневно |
Примерная модель организации воспитательно-образовательной деятельности (на день)
Младший дошкольный возраст (I-ые и II-ые младшие группы, с 2 до 4 лет):
Время суток | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Утро | 1.Индивидуальные беседы 2.Рассматривание иллюстраций 3.Рассматривание игрушек 4.Слушание и повторение песенок и потешек | 1.Полоса физического развития 2.Подвижные игры 3.Дыхательная гимнастика 4.Игровой массаж 5.Пальчиковая гимнастика | 1.Дидактические игры 2.Индивидуальные занятия в сенсорной зоне 3.Игры на развитие моторики 4.Игры в Центре воды и песка | 1.Наблюдения за объектами природы 2.Рассматривание иллюстраций (по изучаемым темам) 3.Экологические игры с игрушками и бросовым материалом | 1.Беседы 2.Игровые воспитательные ситуации 3.Подвижные игры коммуникативного направления 4.Совместные игры детей |
1-я половина дня | Утренняя гимнастика с элементами дыхательной и релаксационной гимнастики, игрового массажа | ||||
1.Пальчиковая гимнастика 2.Словесные игры 3.Малые фольклорные жанры 4.Чтение художественной литературы | 1.Разучивание новых подвижных игр 2.Адаптационная гимнастика 3.Прогулка с высокой двигательной активностью | 1.Пальчиковая гимнастика 2.Игры по сенсорному развитию 3.Игры-упражения по самообслуживанию | 1.Занятия на стенде познавательного развития 2.Рассматривание картин и натуральных объектов | 1.Игры-беседы на тему «Познай себя» 2.Игры, этюды (психогимнастика) 3.Совместные игры с предметами | |
2-я половина дня | Гимнастика после сна (адаптационная, дыхательная), игровой массаж и другие оздоровительные мероприятия | ||||
1.Театрализованные и сюжетно-ролевые игры 2.Чтение художественной литературы | 1.Логоритмика 2.Подвижные, имитационные игры 3.Занятия на дорожке здоровья 4.Артикуляционная гимнастика | 1.Пальчикавая гимнастика 2.Конструктивные игры 3.Продуктивная деятельность | 1.Игры в Центре воды и песка 2.Дидактические игры, в том числе, с природным материалом | 1.Развлечения 2.Игровые ситуации с предметами-заместителями 3.Подвижная деятельность | |
Вечер | 1.Наблюдения в природе 2.Настольные игры 3.Разучивание чистоговорок | 1.Имитационные игры 2.Народные игры | 1.Упражнения на развитие мелкой моторики 2.Настольно-печатные игры (сенсорика) | 1.Рассматривание иллюстраций 2.Словесные игры | 1.Настольно-печатные игры (в подгруппах) |
Средний и старший дошкольный возраст (средние, старшие и подготовительные к школе группы, с 4 до 7 лет):
Время суток | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | |
Утро | 1.Дежурство и наблюдения в уголке природы 2.Рассматривание иллюстраций 3.Словесные подвижные игры | 1.Занятия на стендах познавательного развития и в сенсорных уголках 2.Загадки по темам обучения | 1.Занятия в физкультурном уголке 2. Режиссерские игры 3.Сюжетно-ролевые игры | 1.Коммуникативные игры 2. Пальчиковая гимнастика | 1.Организация поручений и дежурства 2. Физкультминутки 3.Дорожка здоровья 4.Занятия в физкультурном уголке | |
4.Знакомство с народными приметами 5.Экологические дидактические игры | 3.Игры, упражнения с элементами психогимнастики 4.Настольно-печатные развивающие игры 5.Индивидуальные занятия в физкультурном уголке | 4. Занятия в уголках творчества 5. Занятия в книжном уголке 6.Самостоятельная деятельность детей | 3.Настольно - печатные групповые игры с правилами 4.Занятия в театральном уголке | |||
1-я половина дня | Утренняя гимнастика с элементами дыхательной и корригирующей гимнастики, игрового массажа | |||||
1.Артикуляционная гимнастика 2.Речевые игры и упражнения. 3.Пальчиковая гимнастика 4.Наблюдения в природе | 1.Подвижные игры (психогимнастика) 2.Опыты и эксперименты во время прогулок 3.Кинезиологическая гимнастика (межполушарные связи) | 1.Имитационные подвижные игры 2.»Шкатулки изобретателей» (бросовый материал) 3.Игры, психогимнастика | 1.ППС (проблемные педагогические ситуации) 2.Релаксационная гимнастика (между занятиями), «правила дружной игры» | 1.Физкультминутки. 2.Подвижные игры и упражнения 3.Элементы логоритмики | ||
2-я половина дня | Гимнастика после сна, игровой массаж, физкультминутки, подвижные игры, закаливание | |||||
1.Сюжетно-ролевая игра 2.Чтение художественной литературы 3.Рассматривание иллюстраций | 1.Дидактические игры 2.Развивающие и логические игры 3.Игры и упражнения на развитие познавательных | 1.Занятия по интересам 2.Кружковая работа 3.Психогимнастика, сказко-игротерапия | 1.Развлечение 2.Театрализованные игры, игры драматизации 3.Работа со сказкой | 1.Труд в группе, на участке, в природе 2.Динамический час 3.Ручной труд 4.Разучивание новых под- |
4.Экскурсии и целевые прогулки 5.Изготовление атрибутов 6.Индивидуальная работа по ЗКР 7.Разучивание чистоговорок, скороговорок | психических процессов 4.Опытно - экспериментальная деятельность в мини-лаборатории | 4.Ознакомление с произведениями искусства 5.Самостоятельная деятельность детей 6.Знакомство с разными видами творчества, нетрадиционными направлениями | 4.Викторины, конкурсы 5.Беседы по воспитанию культуры поведения 6.Чтение художественной литературы 7.Правила безопасного поведения (дорожная, социальная, валеологическая, противопожарная безопасность) | вижных игр 5.Дидактические игры и этюды на формирование КГН 6. Беседы, игры на формирование валеологической культуры | ||||
Вечер | 1.Посадка семян или рассады 2.Труд и наблюдения на мини-огородах 3.Игры-занятия в книжных уголках | 1.Конструктивная деятельность 2.Работа с копилкой предметов-заместителей 3.Игры на развитие геометрического мышления | 1.Самостоятельная деятельность детей в зоне творчества 2.Игры с мозаикой 3.Конструктивные игры 4.Рассмотривание иллюстраций | 1.Коллективные творческие дела 2.Игры по социально-эмоциональному воспитанию 3.Игры, упражнения, ситуации на освоение правил поведения | 1.Дежурства в уголке природы 2.Наблюдения за трудом взрослых 3.Дидактические игры, рассматривание иллюстраций о профессиях, спорте |
Примерная модель организации воспитательно-образовательной деятельности (на месяц)
Возрастная категория группы | Неделя месяца | Физическое развитие и здоровье | Социально-личностное развитие | Познавательно-речевое развитие | Художественно-эстетическое развитие |
I-ые и II-ые младшие группы (с 2 до 4 лет) | 1-я | Физкультурный досуг | Совместные игры | Игровые занятия по окружающему миру | Слушание народной музыки |
2-я | Подвижные игры | Игровые упражнения с родителями | Чтение фольклора | Музыкальный досуг | |
3-я | Подвижные игры имитационного характера | Хороводные игры | Познавательный досуг | Театрализованные представления | |
4-я | День здоровья | Игры с элементами движения | Дидактические игры | Заучивание потешек | |
Средние группы (с 4 до 5 лет) | 1-я | Игровые занятия по ОБЖ | Чтение и обсуждение произведений | Рассматривание энциклопедий | Продуктивная деятельность |
2-я | Физкультурный досуг | Беседы нравственного характера | Экскурсия | Выставки рисунков | |
3-я | Спортивные игры на прогулке | Инсценирование и драматизация | Познавательно-исследовательская деятель ность | Музыкальный досуг | |
4-я | День здоровья | Чтение и обсуждение произведений | Познавательный досуг | Продуктивная деятельность | |
Старшие группы (с 5 до 6 лет) | 1-я | Игровое занятие по ОБЖ | Коллективный труд | Познавательный досуг | Музыкальный досуг |
2-я | Спортивные игры на прогулке | Коллективные игры | Викторина | Слушание классической музыки | |
3-я | Физкультурный досуг | Коллективный труд | Познавательно-исследовательская деятель ность | Выставки детского творчества | |
4-я | День здоровья | Чтение и обсуждение художественной литературы | Познавательно-исследовательская деятель ность | Продуктивная деятельность | |
Подготовительные группы ( с 6 до 7 лет) | 1-я | Игровое занятие по ОБЖ | Инсценирование и драматизация | Речевой досуг | Театрализованные представления |
2-я | Спортивные игры на прогулке | Коллективный труд | Познавательный досуг | Народное творчество |
(продолжение)
3-я | Физкультурный досуг | Инсценирование и драматизация | Викторины | Музыкальный досуг | |
4-я | День здоровья | Чтение и обсуждение художественной литературы | Познавательно-исследовательская деятель ность | Танцевальные и плясовые музыкально-ритми ческие движения |
Примерная модель организации воспитательно-образовательного деятельности в 2011-2012 учебном году
Месяц года | Участники воспитательно-образовательного процесса | ||
Дети | Педагоги | Родители | |
Сентябрь | Комплексно - игровое развлечение «Где живёт царица знаний?» Костюмированный бал «Пёстрой Осени наряд» | Праздник «День знаний» Выставка фотоколлажей «Наша летняя сказка» Организационный педсовет Смотр «Готовность групп и кабинетов к новому учебному году» Деловая игра «Планирование образовательной деятельности с учетом ФГТ» | Праздник «День знаний» Общее родительское собрание Анкетирование родителей Тематическая выставка «Чудо огородное» |
Октябрь | Юбилейная концертно – поздравительная программа «Наш любимый детский сад – путешествие в прошлое, настоящее, будущее» Акция «Подари детям радость» | Праздник «День воспитателя» Юбилейная концертно – поздравительная программа «Наш любимый детский сад – путешествие в прошлое, настоящее, будущее» Конкурс коллажей «Правила пожарной безопасности» Практический семинар «Методические пособия и образовательные области по ФГТ» Теоретический семинар «Содержание психолого - педагогической работы по освоению детьми образовательных областей» | Родительские собрания в группах Юбилейная концертно – поздравительная программа «Наш любимый детский сад – путешествие в прошлое, настоящее, будущее» Акция «Подари детям радость» Выпуск поздравительных газет к юбилею ДОУ «Хотим рассказать и пожелать» |
Ноябрь | Конкурс игр «Правила дорожные знать каждому положено» Литературно – речевое развлечение ко дню матери « Первое слово ребёнок сказал мама…» | Конкурс игр «Правила дорожные знать каждому положено» Выставка детских работ ко дню матери: «Самая добрая, самая милая – это моя мама» Выпуск групповых стенгазет «Осторожно, грипп!!!» Литературно – речевое развлечение ко дню матери «Первое слово ребёнок сказал мама…» Круглый стол «Оформление спальных комнат групп, способствующее засыпанию воспитанников» Педсовет №2 «Обновление содержания образовательного процесса в рамках реализации ФГТ» Мониторинг детского развития | Литературно – речевое развлечение ко дню матери «Первое слово ребёнок сказал мама» Выставка детских работ ко дню матери: «Самая добрая, самая милая – это моя мама» |
Декабрь | Конкурсное развлечение «Огонь – друг или враг?» Новогодние утренники «У всех Новый год!» | Смотр-конкурс «Уголок безопасности для детей» Тематическая выставка поделок «Зимние забавы» Новогодние утренники «У всех Новый год!» | Новогодние утренники «У всех Новый год!» Конкурсное развлечение «Огонь – друг или враг?» Выпуск газеты «Ребёнок познаёт мир» (выпуск №1) |
Январь | Театрализованное представление для малышей «Рождественская сказка» Развлекательно - игровая программа «Коляда» | Театрализованное представление для малышей «Рождественская сказка» Развлекательно - игровая программа «Коляда» Конкурс поделок из бросового материала «Умелые руки не знают скуки» Тематическая фотовыставка «Светофорик» Конкурс педагогических идей «Новые подходы в работе с родителями воспитанников» | Тематическая фотовыставка «Светофорик» Конкурс поделок из бросового материала «Умелые руки не знают скуки» |
Февраль | Речевой праздник – развлечение интеллектуальная игра «Счастливый случай» Народно – игровые соревнования «Богатыри» | Речевой праздник – развлечение интеллектуальная игра «Счастливый случай» Народно – игровые соревнования «Богатыри» Выпуск поздравительных стенгазет ко дню защитника отечества Практический семинар: «Познавательно-речевое развитие - методические рекомендации» | Конкурс стенгазет: «Лучше папы - друга нет» |
Март | Концертно – поздравительная программа «Женский праздник весны» Конкурсная программа «Мисс Дюймовочка» Конкурс инсценировок в старших дошкольных «Ценности здорового образа жизни» | Педсовет №3 «Познавательно-речевое развитие дошкольника» Организация и проведение тематических занятий Выпуск поздравительных стенгазет к празднику 8 марта. | Концертно – поздравительная программа «Женский праздник весны» Конкурс семейных стенгазет «Мама, мамочка, мамуля» |
Апрель | Развлекательный аукцион смешных и безумных идей «Первоапрельская шутка» Фестиваль шумовых инструментов «Весёлые нотки» | Фестиваль шумовых инструментов «Весёлые нотки» Выставка детских рисунков «Родина наша – нет её краше» День открытых дверей Субботник по благоустройству территории ДОУ Презентация «Мой педагогический рейтинг» Мониторинг детского развития | Конкурс родительских фоторепортажей «Наш ребёнок с пелёнок» День открытых дверей Субботник по благоустройству территории ДОУ |
Май | Литературно-художественная композиция «Этот день Победы…» (слайд-шоу) Праздник выпускников «До свиданья, детский сад» | Итоговый педсовет Родительские собрания в группах Выпуск поздравительных газет к празднику Победы Тематическая фотовыставка «До свидания, детский сад» Круглый стол «Формирование благоприятного имиджа ДОУ» | Праздник выпускников «До свиданья, детский сад» Родительские собрания в группах |
В одной статье невозможно описать всю прграмму нашего дошкольного учереждения, но мы постарались, дать небольшие разработки прогрммы на основании которой строится образовательный процесс нашего МБДОУ «Мишутка». При помощи которой, мы стремимся внедрить интеллектуальные инновации и дать старт в будущее дошкольного образования в России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа психологического сопровождения образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет «Через игру к познанию» в ходе освоения основной общеобразовательной программы МБДОУ ДС №7 «Жар-птица» на 2020-2021 уч.г.
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС ДО....
Рабочая программа для детей младшего возраста разработана на основе основной общеобразовательной программы МБДОУ «Детский сад «Аистёнок»
Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психич...
Рабочая программа для детей 3 - 4 лет на 2020 -2021 учебный год , на основе примерной основной общеобразовательной программы МБДОУ №14 " Теремок".
Рабочая программа для детей 3-4 лет...
Рабочая программа для детей 2 - 3 лет на 2019 -2020 учебный год , на основе примерной основной общеобразовательной программы МБДОУ №14 " Теремок".
Рабочая программа для детей 2-3 лет...
Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы МБДОУ ДС №7 "Жар-птица" для детей от 2 до 7 лет на 2020-2021 учебный год
Настоящая учебная рабочая программа является приложением к основной образовательной программе дошкольного образования МБДОУ ДС №7 «Жар-птица» (далее - Программа), является нормативным доку...
Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы МБДОУ «Наушкинский детский сад», для детей средней группы
Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы МБДОУ «Наушкинский детский сад», для детей средней группы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Младшей группы на 2022/ 23 учебный год Составлена на основе Основной общеобразовательной программы МБДОУ № 17 «Земляничка», комплексной программы «Теремок».
Рабочая программа первой группы раннего возраста (1,6 -2 года) разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми документами:...
Комментарии
Интеллектуальные инновации. Основная общеобразовательная програм