Освоение современных федеральных государственных требований в процессе методической и образовательной работы
статья по теме
Анализ освоения современных ФГТ в процессе методической и образовательной работы МБДОУ «Детский сад № 2» г. Верещагино
Скачать:
Предварительный просмотр:
Освоение современных федеральных государственных требований в процессе методической и образовательной работы
МБДОУ «Детский сад № 2» г. Верещагино
Сегодня все педагоги ДОУ озадачены новой ситуацией в системе дошкольного образования – организацией образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с федеральными государственными требованиями.
Поскольку образовательная стратегия ориентирует дошкольных работников на освоение новых профессиональных компетенций, следовательно, стратегическим направлением работы с педагогическими кадрами должно стать непрерывное совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов. Одним из условий, обеспечивающих исполнение федеральных нормативных документов, является включение интерактивных форм работы с воспитателями и, вместе с тем, осознанная работа самих педагогов над собственным саморазвитием и самообразованием.
Интерактивность – способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Само слово «интерактивность» пришло к нам из латинского языка от слова «interaktio», что подразумевает «inter» – «взаимный, между» и «aktio» – действие. Таким образом, интерактивность – одна из характеристик диалоговых форм процесса познания. (В.А. Межериков).
На данный момент стоит вполне конкретная задача: смоделировать образовательный процесс в соответствии с новыми требованиями, сохранив при этом положительные моменты практики дошкольного образования, и внести изменения в образовательную программу ДОУ.
Прошедший 2010 – 2011 учебный год для дошкольного образования был переходным к работе в условиях новых федеральных требований. Собственно, переходный период и продолжается. Содержание всей работы продиктовано приказами о введении ФГТ всех уровней:
1.Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования";
2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 21 октября 2010 № 03-248 «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
3.Приказ Министерства образования Пермского края «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (СЭД-26-01-21-1641 от 17.11.2010г.)
4.Приказ МДОУ «Детский сад № 2» г. Верещагино «О разработке основной общеобразовательной программе дошкольного образования» № 122/1 от 12.12.2010 г.
3.Приказ управления образования администрации Верещагинского района № 736 от 20.12.2010г. «Об утверждении плана введения ФГТ в дошкольных образовательных учреждениях Верещагинского муниципального района».
В июле 2011 Министерство образования Пермского края уже запустило мониторинг готовности дошкольного образования к реализации ФГТ.
Параметры готовности:
1.Сформированность пакета нормативных актов, регламентирующих переход ДОУ к ФГТ на уровне муниципального органа управления образованием (Приказы РУО, план перехода, положение о творческой группе, план повышения квалификации).
2.Сформированность пакета локальных актов, регламентирующих переход ДОУ к ФГТ на уровне ОУ (Приказы ДОУ, план перехода, положение о творческой группе, план повышения квалификации);
3.Проектирование основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
4.Повышение квалификации.
Введение ФГТ в МБДОУ «Детский сад № 2» г. Верещагино реализуется в проектном режиме, в рамках проекта: «РОСТОК». Разработчик проекта Коновалова О.В.
Цель Проекта определена как повышение профессиональной компетенции педагогов в условиях перехода на новые федеральные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В рамках реализации проекта составлен план перехода на ФГТ.
«Отправной точкой» в освоении ФГТ педагогами ДОУ явилось изучение и осмысление принятых нормативных документов (Приказов МО РФ) и инновационной терминологии через создание «мини-тезауруса».
Определены формы работы, которые способствуют повышению профессионального мастерства педагогов и являются ключевыми в структуре Проекта. Среди них: мастер-классы, группы взаимопосещения и поддержки, практикумы, тренинги, деловые и имитационные игры.
Организованы мастер-классы: «Театротерапия – преодолеваем агрессивность у детей», «Социально-неуверенные дети: их проблемы и пути решения средствами театрализованной игры».
Организована работа творческой группы по сопровождению процесса внедрения федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы в ДОУ. Рассмотрены новые варианты планирования воспитательно-образовательного процесса в соответствии с государственными требованиями.
Группы взаимопосещения и поддержки организованы с целью обмена педагогическим опытом по организации разнообразных вариантов совместной деятельности. В частности, по организации совместной трудовой деятельности дошкольников и по ознакомлению детей с художественной литературой.
Самосовершенствованию педагогов в определенной степени способствует внедрение формы коллективного обсуждения непосредственно образовательной деятельности, разработанной К.Ю.Белой.
Опыт работы педагогов по реализации образовательных областей «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», а так же методического сопровождения перехода на федеральные требования представлен на окружном фестивале «Развитие проектной компетентности педагога как условие реализации системно-деятельностного подхода в образовании», на II краевой проектно-дискуссионной школе «Обучаем действием», на X межрайонной научно-практической конференции «Введение ФГОС и ФГТ: проблемы, тенденции, опыт».
Сейчас проблемы ФГТ обсуждаются на разных уровнях и вызывают массу вопросов. Об этом, открывая научно-практическую конференцию «Новые формы организации педагогического процесса в ДОУ в соответствии с Федеральными государственными требованиями к основной общеобразовательной программе дошкольного образования», говорила Лариса Алексеевна Парамонова (доктор педагогических наук, директор НИИ дошкольного образования им. А.В. Запорожца). Она отметила, что «вначале будут разработаны примерные программы, на основе которых образовательные учреждения создадут свои программы. Другое дело, что 20% своей программы они, безусловно, должны сами наполнить, с учетом своих традиций и направления работы».
«Любая инновация – по словам Ксении Юрьевны Белой (кандидата педагогических наук, профессора кафедры дошкольного образования Московского института открытого образования) – не может совершиться в одночасье. Вчера работали так, а с 1 сентября все по-новому – переписываем, переделываем. Даже само министерство взяло время для разбега. Сначала вышли Федеральные требования к основной образовательной программе. Позднее будут опубликованы требования к условиям реализации образовательной программы».
На переходный период разработана образовательная программа ДОУ. Содержание образовательного процесса осуществляется в соответствии с образовательной программой, разработанной на основе примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайловой (2011г. издания) и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации.
Проведен внутренний аудит программы «Детство» на соответствие ФГТ. Скомплексировано методобеспечение. Разработан режим дня. Разрабатывается вариативная часть основной образовательной программы ДОУ.
Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 20 июля 2011г. № 2151) включают семь групп требований, в том числе, к кадровому обеспечению и уровню их квалификации. Переход на ФГТ требует переобучения большинства кадров. Курсовую переподготовку (ПКИПКРО, ПГПУ) прошли 3 человека. Поэтому особую актуальность в переходный период на новые федеральные требования приобретает целенаправленная методическая работа в ДОУ. За 2010 – 2012 учебные года были проанализированы 3 образовательные области в образовательном процессе ДОУ («Коммуникация», «Труд», «Художественная литература»). Разработаны материалы мониторинга реализации данных образовательных областей в практике работы ДОУ.
Одно из основных направлений методической работы с педкадрами сегодня – осмысление того, что дает замена термина «занятие» на «НОД». Главное – помочь педагогам осознать, как решать образовательные задачи не только на занятиях.
Принципиальное отличие модели организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ от «старой» модели: увеличение объема блока совместной деятельности взрослого и детей, в который, входит уже не только образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, но и непосредственно образовательная деятельность. Организация НОД в форме совместной деятельности остается пока нерешенной первоочередной задачей. Не мудрствуя лукаво, скажем честно: имеется лишь отдельный опыт по проведению интегрированных занятий и вариативных форм организации совместной деятельности.
А это значит, что одно из основных направлений методической работы в ДОУ на новый учебный год – разработка материалов и обмен позитивным опытом по проблеме: «Особенности организации совместной деятельности как основного компонента образовательного процесса, представленного в ФГТ».
Особо хотелось бы отметить, что принятый документ (ФГТ) дает педагогам ориентир конечной цели их деятельности. В ФГТ указано, что одним из обязательных разделов программы любого ДОУ является раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В нем описаны такие интегративные качества (качества! а не ЗУНы: знания, умения, навыки), которые ребенок может приобрести в результате освоения программы: например, физически развитый, любознательный, активный, эмоционально-отзывчивый, общительный и др.
Хорошо это или плохо? Вероятнее всего, хорошо. Вместе с тем, ФГТ повышают ответственность ДОУ за качество и конечный результат образовательной работы.
На сегодня добрым подспорьем является подкрепление нормативного документа (ФГТ) диагностическим инструментарием. Это комплект книг «Результаты мониторинга образовательного процесса (уровни овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям)», С-П, «Детство-пресс», 2011г., «Результаты мониторинга образовательного процесса (уровни развития интегративных качеств)», С-П, «Детство-пресс», 2011г. и «Мониторинг в детском саду», С-П, «Детство-пресс», 2010г. Остается осмыслить и реализовать в практике технологию формирования интегративных качеств. КАК?
Новшеством будет построение учебного процесса в другой модели. Эта модель построена в логике деятельностного подхода. Другие новшества связаны с принципами, лежащими в основе ООПДО. Они перечислены в пояснительной записке: интеграции образовательных областей, решение программных образовательных задач при проведении режимных моментов, комплексно-тематический принцип.
Вопросов много, как у руководителей, так и у воспитателей.
Работа предстоит большая. Деятельность творческой группы на уровне детского сада и всей методической службы ДОУ по освоению ФГТ будет продолжена.
Всем желаю интересной, творческой работы и успехов! Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый просмотр занятия на городском семинаре-практикуме «Внедрение федеральных государственных требований в воспитательно-образовательный процесс ДОУ»
Тематическое итоговое игра - занятие "В мире животных", позволяющее выявить уровень усвоения знаний детьми по определенной теме с использованием игровых приемов... ...
«Организация воспитательно - образовательного процесса в дошкольном учреждении в условиях реализации Федеральных государственных требований».
Методические рекомендации на тему: «Организация воспитательно - образовательного процесса в дошкольном учреждении в условиях ре...
МОДЕЛЬ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ДОУ, ПРИ ВВЕДЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ
Презентация опыта работы по использованию в методической работе интерактивных форм работы с кадрами...
«Направления методической работы в процессе освоения федеральных государственных требований к образовательной программе ДОУ»
Презентация о направлениях работы ОУ по внедрению ФГТ....
Методическое сопровождение педагогического процесса с учетом введения Федеральных государственных требований к структуре основной программы дошкольного образования
Целью проекта является Создание условий для развития профессиональной компетентности педагога; обеспечение информационного и организационно-методического сопровождения педагогического процесса в...
Сравнительный анализ федеральных государственных требований и федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Для использование на педсовете...
Методические рекомендации по организации воспитательно-образовательного процесса в подготовительной группе дошкольного учреждения в соответствии с федеральными государственными требованиями
Методические рекомендации по организации воспитательно-образовательного процесса в подготовительной группе дошкольного учреждения в соответствии с федеральными государ...