Образовательный проект: особенности разработки и реализации в условиях ДОУ.
статья по теме
Ряд радикальных изменений в дошкольном образовании, обусловленных федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, привел к поиску новых форм и методов организации образовательного процесса.
Говоря о своем учреждении МБДОУ «Детский сад № 113» хочу отметить, что наши поиски направлены на решение проблемы планирования воспитательно-образовательной деятельности в детском саду. Это проблема, озвученная в основных нормативных документах, совершенно не имеет конкретных рекомендаций и на сегодняшний день является белым пятном для педагогов-практиков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_obraz_proekt.docx | 27.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательный проект: особенности разработки и реализации в условиях ДОУ.
Маркова В.А., заместитель заведующего МБДОУ № 113 г Краснодара,
кандидат педагогических наук.
Ряд радикальных изменений в дошкольном образовании, обусловленных федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, привел к поиску новых форм и методов организации образовательного процесса.
Говоря о своем учреждении МБДОУ «Детский сад № 113» хочу отметить, что наши поиски направлены на решение проблемы планирования воспитательно-образовательной деятельности в детском саду. Это проблема, озвученная в основных нормативных документах, совершенно не имеет конкретных рекомендаций и на сегодняшний день является белым пятном для педагогов-практиков. Впрочем, она вызревала давно. Единственные рекомендации по организации планирования даны в методических рекомендациях к «программе воспитания и обучения в детском саду» в 1967 году. Остальные годы проблема замалчивалась как в документах, так и авторами большинства программ. В настоящее время с появлением ФГТ к структуре и условиям реализации основной общеобразовательной программы определен принцип планирования: блочно-тематический.
С целью реализации данного принципа нами разработан ряд образовательных проектов. Проект представляет собой содержательное направление деятельности, например «Герои Отечества», «Я-пешеход», «Люди всякие нужны, люди всякие важны» и т.д.. Для реализации проекта содержание деятельности с детьми в разных формах организации привязано к календарным датам, т.е. носит характер событийности.
Некоторые наши коллеги из других регионов тоже ведут поиски оптимальных форм планирования. Так, в публикации «Планирование работы в детском саду по календарю» специалисты детских садов Москвы представили свои разработки планирования работы с детьми, привязанные к основным праздничным датам.
Мы при планировании работы с детьми учитываем не только праздничные даты, но и те, которые значимы в жизни людей. Так, например Международный день глухонемых, день левшей и Международный день инвалида объединены в одном образовательном проекте «Не такие как мы». Этот проект является приоритетным в образовательной области «Социализация», его главная цель – формирование толерантности. Образовательный проект «Люди всякие важны, люди всякие нужны» предполагает знакомство детей с различными профессиями и является приоритетным в образовательной области «Труд». Календарно он привязан к профессиональным праздникам. Проект «Герои Отечества» призван наполнить конкретным содержанием понятие «герой». Его главная цель: сформировать чувство гражданской принадлежности, любви к своей Родине. Реализация проекта во времени привязана к значимым событиям: дням рождения великих людей, датам сражений и побед, полетам в космос и другим значимым событиям в жизни страны.
Сегодня мы находимся на втором этапе экспериментальной деятельности по реализации разработанных проектов. За истекший период мы пришли к следующим выводам:
- Событийность делает ребенка сопричастным к значимым и важным событиям общества. Одно дело, когда об этом говорят только в детском саду, другое, когда они носят массовый характер.
- Образовательные проекты могут выступать в качестве перспективных планов по реализации содержания основной части ООП ДОУ.
- Поиск содержания для реализации проектов позволяет использовать новые интересные материалы, иллюстрации, ИКТ, в противовес методическому обеспечению некоторых программ, которое уже откровенно устарело.
Вместе с тем, с появлением примерных программ дошкольного образования могут возникнуть проблемы интеграции образовательных проектов в базовое содержание программы, но мы надеемся найти пути решения данной проблемы. В качестве иллюстрации мы предлагаем образец проекта «Герои Отечества»
Проект «Герои Отечества»
Физическая культура | Здоровье | Безопасность | Социализация | Труд | Познание | Коммуникация | Чтение художественной литературы | Художественное творчество | Музыка | |
Герои Отечества | Формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств. | Расширение кругозора детей. | Формирование первичных ценностных представлений | Приобщение к изобразительному искусству. | ||||||
7 сентября День Бородинского сражения | Совместно с родителями собрать материал для странички «Бородинское сражение» (репродукций портретов М.Кутузова, Багратиона, картин Верещагина) | Рассказ воспитателя о Бородинском сражении и его героях М.И.Кутузове, Багратионе, Раевском и др. | Создание альбома «Герои Отечества» Оформление странички «Бородинское сражение» | |||||||
8 (21) сентября День Куликовской битвы | Рассказ воспитателя о героях Кликовской битвы: князе Дмитрие Донском, богатырях Пересвете и Ослябле, боярах Владимире Храбром и Дмитрие Боброк-Волынском | Чтение отрывков из «Сказания о Мамаевом побоище» | Рассматривание репродукций О Кипренского «Князь Донской после битвы» и В.М. Васнецова «Поединок Пересвета с Челубеем». Оформление странички Куликовской битвы в альбоме «Герои Отечества» | |||||||
4 ноября День народного единства | Рассказ воспитателя о празднике народного единства | Оформление странички о Минине и Пожарском. Рассматривание фото памятника Минину и Пожарскому в Москве | ||||||||
10ноябяь День рождения М.Т.Калашникова | Рассказ воспитателя об изобретении М.Т.Калашникова | Оформление странички Калашникова | ||||||||
24ноября День рождения М.В.Суворова (1729-1800) | Рассказ воспитателя о А.В.Суворове | Знакомство с поговорками «Тяжело в ученье, легко в бою» и др. | Чтение произведений об А.В.Суворове | Оформление странички А.В.Суворова. Рассматривание репродукций «Переход Суворова через Альпы» и др. | ||||||
27 нобяря День матери в России | Рассказ о матери-героине | Чтение произведений о маме | Оформление странички матери-героини Е.Ф.Степановой и многодетных семей воспитанников ДОУ Рассматривание картин о материнстве | |||||||
9 декабря День героев Отечества | Рассказ воспитателя о героях (кто такой герой, за что его помнят и чтят люди, можно ли стать героем) | Беседа о знакомых детям героях Отечества | Рисование на тему «Подвиг» | |||||||
27 января | Рассказ о дне воинской славы России (блокаде Ленинграда) | Галерея героев воинской славы (мультимедийная презентация) | ||||||||
28 января | Рассказ воспитателя об открытии Антарктиды | Страничка Лазарева и Белинсгаузена | ||||||||
23 февраля День защитника Отечества | Вместе с родителями собрать материал о героях, чьими именами названы улицы, на которых живут воспитанники ДОУ | Беседа «Их именами названы улицы» | Оформление странички героев, имена которых носят улицы микрорайона | |||||||
12 апреля День авиации и космонавтики | Экскурсия в музей летного училища | Беседа о дне космонавтики | Чтение произведений о космосе. Рассматривание иллюстраций и фотоснимков. | Оформление странички «Герои космоса» Рисование на тему космоса. Выставка произведений известных художников | ||||||
9 мая День Победы | Великий «День Победы» Встречи с ветеранами, экскурсии к памятникам героям ВОВ. | Чтение произведений о ВОВ, рассмтривание иллюстраций. | Оформление странички «Герои ВОВ». Выставка плакатов, репродукций картин Грекова, Нестерова, фото военных лет | Музыкально-литературная композиция «Песни военных лет» | ||||||
6 августа Второй в историиполет в космос | Второй полет Г.Титова в космос | Чтение, рассматривание иллюстраций, фото. | Продуктивная деятельность по мотивам полета Белки и стрелки | |||||||
19 августа Полет Белки и Стрелки. | Рассказ воспитателя о полете Белки и Стрелки | Дополнение странички «Герои космоса» материалами о полете Белки и Стрелки |
Содержательное наполнение проекта представляет собой серию конспектов тематических бесед с детьми и полное их методическое обеспечение, включающее подборку иллюстративного материала, мультимедийных презентаций, репродукций картин и произведений художественной литературы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный, образовательный проект «День Победы» для реализации в группе старшего возраста ДС
Данный проект позволяет обобщить и расширить знания детей об истории Великой Отечественной войны....
Презентация образовательного проекта «Особенный ребенок: условия, образовательные потребности, психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС»
Проект разработан для педагогов, работающих с детьми с РАС...
Конкурс. Конкурс образовательных проектов "От идеи - до реализации".
Согласно требованиям ФГОС ДО: необходимо создать условия для участия родителей в образовательных учреждениях; обеспечить поддержку родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья; налади...
Особенности разработки и реализации индивидуальной адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ в группе комбинированной направленности
Актуальная проблема - поиск путей качественной индивидуализации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их образовательными потребностями, позволяя обеспечи...
Статья на тему:"Особенности психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в дошкольной образовательной организации ГБОУ Прогимназии №675“Талант”в условиях реализации ФГОС ДО"
Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье воспитанников, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.И...
Образовательный проект по разработке мини-музея «Коровушка - Бурёнушка»
Название мини-музея: «Коровушка-Бурёнушка».Профиль музея: Познавательный, игровой ,исследовательский.В основу проекта заложили принцип интеграции образовательных областей, что определило т...
Брошюра по теме "Специфика разработки и реализации адаптированных образовательных программ в условиях реализации ФГОС ДОО. Особенности и трудности"
Брошюра по итогам заседания муниципального ресурсного центра «Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью в условиях дошкольных образовательных организаци...