ЭФФЕКТИВНАЯ КООРДИНАЦИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА
статья по теме

Панифидникова Ирина Петровна

Статья о способах активизации творческого  потенциала участников воспитательно-образовательного процесса. в детском саду 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_seminar.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЭФФЕКТИВНАЯ КООРДИНАЦИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА.

И.П. ПАНИФИДНИКОВА

Заместитель заведующей по воспитательной работе МБДОУ «ЦРР д/с№18 «Дюймовочка», г. Усть-Илимск

Образование — особый мир со своими законами, жесткой структурой. Видоизменять его в соответствии с требования времени подчас чрезвычайно сложно. Наш Центр развития ребенка работает в режиме развития, реализует программу нового поколения «Сообщество» (под ред. О.Л.Князевой). Безусловно, в таких условиях необходима эффективная координация работы педагогического персонала. Справиться с поставленной задачей можно, только сплотив педагогический коллектив, активизировав творческий потенциал каждого участника воспитательно-образовательного процесса. Поэтому повышенное внимание уделяем работе с кадрами, стремясь создать коллектив единомышленников, увлеченных педагогическим творчеством. В данном докладе мы рассмотрим сложившуюся обстановку с двух сторон, как общую организацию педагогическим персоналом, так и координацию воспитательного процесса самим воспитателем.

Идей было много. Не все удалось воплотить в жизнь, но отдельные находки помогли изменить ситуацию к лучшему, сплотить педагогов и активизировать их творческий потенциал. Далеко не все воспитатели с радостью восприняли предложенный стиль управления и особенности методической помощи. Тяжело вспоминать и тоскливые глаза, и скучающие взгляды, и негативные оценки проведенных мероприятий. Но были и те, для кого наши нововведения оказались глотком свежего воздуха. Эти педагоги смогли самоопределиться, творчески раскрыться, профессионально вырасти. Каким образом? Создавая ситуации, позволяющие человеку двигаться по пути самопознания, мы давали возможность всем желающим почувствовать прелести самовыражения, совместного действа, сотрудничества, вместе с педагогами учились заново смотреть друг другу в глаза, улыбаться, чувствовать, понимать, взаимодействовать.

Детский сад – это искусственно созданные условия для временного содержания детей. Все подчинено жестким условиям и правилам, не всегда позволяющим адекватно реагировать на разные ситуации. Безусловно, основной “слой” воспитания ребенку “наносит” семья. Но, тем не менее, в д/с взрослые неосознанно “дарят” свои жизненные установки, в том числе и деструктивные убеждения,  воспитанникам. Контингент воспитателей, их социальный статус, уровень рефлексии, высокий уровень личностных проблем и т.п. совершенно однозначно не подают пример успешности в жизни и тем самым не способствуют продвижению детей к более высокой ступени развития.

 Но можно посмотреть на это с другой стороны, если воспитатели будут “успешны”, то у детей, к примеру с неблагополучной семейной ситуацией, появится альтернатива.  Как это сделать? Представьте себе – воспитатель, который регулярно работает над снятием своих личностных проблем, разрешает себе по жизни уметь быть и маленьким ребенком, и немножко сумасшедшим, и сексуально привлекательным человеком. Он не использует свой накопленный опыт в качестве аргумента в разрешении новых ситуаций, прежние достижения не имеют значения: окружающая среда меняется, изменяются притязания родителей, требования государства, положения и права детей. Как только воспитатель решает, что ничего нового не произойдет и все можно «измерить» наработанными мерками, он способен дать ребенку только набор стандартов. Задача руководителя  - создать такие условия, чтобы воспитатели могли проявить себя с лучшей стороны, раскрыть свой профессиональный и личностный потенциал.

Можно ли сделать отношения двух лагерей «подчиненные» и «руководители» человечнее? Ведь мы работаем не на конвейере, где установленные правила не обсуждают, а с людьми. Если высокое начальство видит в нас только работников-поставщиков результата, мы видим в воспитателях только исполнителей наших заказов, они, в свою очередь,  воспринимают детей как «некую массу», которую нужно накормить, научить и спать положить. Стержень, конечно, должен быть, по моему глубокому убеждению, на всех уровнях должна виднеться красной строкой надпись «Не навреди!!!». Все остальное – возможно варьировать, иначе жизнь исчерпает сама себя: свежим мыслям вход воспрещен в царство упорядоченности.

Безусловно, мы отдаем себе отчет, что многим воспитателям нужен руководитель, который знает «как правильно», но понимаем, что пока будем указывать «где и что не так»,  и простраивать за них программу самообразования, губим их, как творцов своей работы.

На наш взгляд, главная задача руководителя - увлечь сотрудников достойной и убедительной целью. Совместно с коллективом разработали миссию и девиз учреждения, обозначили перспективы стратегического развития. С помощью таких методов как  «Дерево целей» и «Паутинка», педагоги ставят свои личные задачи, как для саморазвития, так и для реализации поставленной цели учреждения.

 Собеседование с педагогами по планированию и результатах деятельности проводим с помощью STAR-технологии. Это позволяет воспитателям конкретизировать свои достижения и увидеть проблемы, потому что вопросы сформулированы таким образом, что побуждают педагогов к рефлексии своей деятельности, указывают пути для самообразования и помогают распланировать дальнейшую работу.

 Реализуем личностно-ориентированный стиль руководства, выстроили индивидуальную систему мотивации для каждого педагога, применяем такие методы как активное слушание, искренние вознаграждения, благодарственные открытки,  «сундук сокровищ». Индивидуальная система мотивации способствует формированию личностно-ориентированного стиля взаимодействия с детьми: индивидуальные воспитательно-образовательные маршруты, секретные слова поддержки, персональные портфолио способствуют установлению доверительных отношений с детьми и как следствие, усиливают эффективность образовательного процесса в дошкольном учреждении.

 Мы создаем условия, чтобы каждый сотрудник ощутил свою ценность в коллективе. Включаем в стратегию управления персоналом такие формы как тематические вечера, клубы по интересам, корпоративные праздники, педагогический круиз, арт-терапевтические сессии. Подбирая сотрудников в рабочие и творческие группы, используем, помимо всего прочего, систему DISK.

 Образование – уникальная структура, через него проходят все представители других профессий. В рамках Клуба встречи с интересными людьми мы общаемся с лучшими мастерами разных специальностей, это помогает нам ориентироваться в реалиях сегодняшнего дня. Программа развития МДОУ была написана в открытом режиме, в сотрудничестве с родителями, представителями общественности, деятелями науки, культуры и спорта, и прошла успешную защиту на межрегиональном семинаре. Действующий попечительский совет принимает активное участие в реализации миссии учреждения.

Мы  обеспечили оптимальные условия для реализации миссии учреждения: это и современное техническое оборудование, постоянно обновляемый информационный банк, эффективная система оценки и обучения персонала. Документооборот осуществляется в электронном формате. С помощью компьютерных программ педагоги сами разрабатывают красочные методические пособия, альманахи, сертификаты, дипломы и поздравительные открытки. Также воспитатели создают учебные фильмы, задания для детей, кроссворды и викторины, обучающие презентации. Свой  опыт обобщают в форме видеороликов, буклетов, сетевых игр и брошюр. Все это позволяет наглядно и доступно осветить профессиональную деятельность наших педагогов и эффективно обменяться друг с другом полезными и интересными материалами.

Для конструктивного решения конфликтных ситуаций применяем методы коммуникативной песочницы и ситуативной театрализации. С целью повышения мотивации, профессиональной и творческой активности сотрудников мы прибегаем к супервизии с видеоанализом, ретимингу, ассесмент-центру и др.

Текущий контроль в нашем детском саду осуществляется в основном с использованием видеокамеры, вместе с педагогом мы просматриваем видеозапись и анализируем ход деятельности, отмечаем удачные находки, продумываем пути преобразования отрицательных моментов в положительные. Широко распространен взаимоконтроль: на год к каждому воспитателю прикрепляются два человека: тот, кто наблюдает за профессиональной деятельностью воспитателя, оценивает его работу, вносит предложения по ее совершенствованию, и тот, за деятельностью которого предстоит вести наблюдение самому воспитателю. На наш взгляд, педагогический стаж, образование и опыт большого значения здесь не имеют.

Названные формы и методы координации деятельности педагогического коллектива дошкольного учреждения представляются нам наиболее результативными. С их помощью нам удалось организовать эффективное сотрудничество участников воспитательно-образовательного процесса, сплотить коллектив, помочь педагогам самоопределиться, творчески раскрыться, профессионально вырасти.

Теперь рассмотрим ситуацию с позиции воспитателей, работающих по программе «Сообщество». На сегодняшний момент, их деятельность включает в себя  следующие компоненты:

  1. осуществляют руководство координационным советом дошкольного учреждения своей группы;
  2. создает условия   в группе,  обеспечивающие   комфортность  состояния психической сферы ребенка;
  3. обеспечивает максимально  благоприятные условия развития возможностей каждого ребенка и снятие психологических проблем при переходе в школу;
  4. налаживает плодотворное сотрудничество с родителями.

На координационном совете воспитатели знакомят всех специалистов с темой проекта, над которой работает группа и с задачами, которые ставятся на определенный период времени. На основании полученных данных специалисты планируют свою деятельность. К примеру, педагог по английскому языку включает в программу своих занятия песню и игру по этой теме, а воспитатель по театральный деятельности, готовясь к занятию, учитывает интересы детей и готовит тематический спектакль. Далее специалисты изучают Сводную карту задач развития воспитанников, Журналы наблюдения и оценки развития ребенка, далее совместно составляется план индивидуальной работы с ребенком, специалисты прописывают стратегии действия с этими детьми на своих занятиях. Воспитатели регулируют обсуждение, обращают внимание на достижение детей за предыдущий период,  предлагают те мероприятия, который на их взгляд, необходимо провести в группе. Ведется тетрадь взаимодействия, в которой специалисты прописывают свои рекомендации, игры, консультации. У воспитателей сосредоточена вся информация о детях, об их интересах, ситуативном настроении, состоянии здоровья.

Технологии программы «Сообщество» позволяет воспитателям активно включать в образовательный процесс родителей: предлагают им ассистировать в Центрах Активности, участвовать в оценке и прогнозировании развития детей. Это позволяет воспитателю иметь разностороннюю информацию о характере взаимоотношений ребенка с близкими, дает возможность конструктивного разговора о достижениях, проблемах ребенка, возможность регулярного обсуждения с родителями динамики и тенденций его развития. Для родителей ведется письменный ежедневный отчет «Добрый день»: воспитатели и специалисты вносят в электронную форму информацию о том, что происходило с детьми в течение дня, высказывания ребятишек, благодарности родителям.

Таким образом, воспитатели, реализующие программу «Сообщество» выступают как менеджеры, которые, с одной стороны владеют полной информацией о детях своей группы, могут координировать деятельность специалистов в нужном для воспитанников направлении, а также гибко ориентируются на образовательный запрос родителей.  

Список литературы.

  1. Агеева И.А. Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы. – СПб.: Речь, 2006.
  2. Азаров Ю.П. Тайны педагогического мастерства: Учеб. пособие. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2004.  
  3. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. М.: Просвещение, 1996.
  4. Куликовская И.Э. Педагогические условия становления целостной картины мира у дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2002. ди в ребенке волшебника: Кн.                                                                                
  5. Норбеков М. Опыт дурака, или Ключ к прозрению. СПб.: Весь, 2001.
  6. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Под ред. М.Р. Битяновой. СПб.: Питер, 2003.
  7. Савкин А. Данилова М. Коучинг по-русски: смелость желать. СПб.: Речь, 2004.
  8. Шарма Р. Уроки лидерства от Монаха, который продал свой «феррари»: Пер. с англ. Киев: София, 2004.
  9. Щуркова Н.Е. Нежная педагогика. М.: Педагогический поиск, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность учителя – логопеда с педагогами ДОУ и родителями как результат эффективной коррекционной работы ( педагогический проект)

Своим проектом нам хотелось бы вовлечь все эти категории педагогов в коррекционно-развивающую работу. И для того, чтобы работа была более успешной, мы решили скоординировать свои действия ...

Совместная деятельность учителя – логопеда с педагогами ДОУ и родителями как результат эффективной коррекционной работы ( педагогический проект)

Разработка схемы взаимодействия и координации коррекционной работы с распределением функций между всеми участниками коррекционно-педагогической работы и привлечением необходимой помощи не ...

Система управления адаптацией педагогического персонала организации

Материал, который сможет раскрыть цели и задачи системы управления персонала....

Технологии управления развитием педагогического персонала ДОО посредством повышения квалификации педагогов.

В статье рассказывается о технологии управленческого развития, системе управления персонала, направления, функциях и формах повышения квалификации как одной из системы методической работы в ДОО....

Обучение педагогического персонала. Внедрение Федеральной образовательной программы дошкольного образования: требования и особенности организации образовательного процесса

Цель: подготовка педагогов ДОУ к переходу на новую федеральную образовательную программу. Формируемые знания и компетенции: Знание специфики, структуры и порядка перехода на ФОП.Навыки постр...

Технологии управления развитием педагогического персонала дошкольной образовательной организации

Любая управленческая деятельность, к которой относится и деятельность старшего воспитателя дошкольной образовательной организации, строится на основе определенных закономерностей, выработанных наукой ...