Открытое интегрированное занятие для родителей и педагогического персонала детского сада в подготовительной логопедической группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Тема: «Экскурсия по родному городу»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nravstvenno-patrioticheskoe_vospitanie_doshkolnikov.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Прекрасный мой город,

Россия моя.

Здесь все мне любимо.

Родился здесь я.

            Перчаткина Е.И.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Наш современник, академик Д.С.Лихачев отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость».

Любовь и вера проверяются делами. Как писал знаменитый русский философ Ильин, что духовная культура «есть наше великое задание, наше призвание и предназначение».

В наше время отовсюду несутся жалобы на то, что большая часть нашего юношества дурно воспитана. Сами родители нередко сетуют на неблаговоспитанность своих детей, забывая, что педагогический процесс - это дело не только детского сада, но и семьи. Основы воспитания закладываются в семье, а детский сад призван помогать родителям.

Не забывая о словах Пушкина, что «отсутствие воспитания есть корень всякого зла», современное дошкольное образование стремится восполнить недостаток нравственно-патриотического воспитания нашего юного поколения.

В детском саду комбинированного вида № 100 «Дюймовочка» Люберецкого района с 2007 года ведется экспериментальная площадка (при Академии Повышения Квалификации и Профессиональной Переподготовки Работников Образования Российской Федерации, научный руководитель Дядюнова Ирина Александровна) по духовно-нравственному воспитанию детей через различные виды учебно-воспитательной деятельности.

Патриотическая работа в коррекционных группах имеет важное значение. Ведутся споры, могут ли дети логопедической группы понимать данную тематику, овладевать понятийно-терминологическим словарем и развивать речь на данном лексическом материале.

Работа логопеда в коррекционных группах доказывает, что дети с речевой патологией  с удовольствием включаются в совместный процесс духовного созидания ребенка и преподавателя, что способствует укорененности ребенка на родной земле, сохранению и передаче отечественных традиций и возрождению малой Родины и через нее России.

       Перчаткина Е.И. Учитель-логопед высшей квалификационной категории г. Люберцы, МДОУ №100

МДОУ – детский сад комбинированного вида № 100 «Дюймовочка» Люберецкого района

Открытое интегрированное занятие для родителей и педагогического персонала детского сада в подготовительной логопедической группе

Тема: «Экскурсия по родному городу»

Учителя-логопеда высшей квалификационной категории

 Перчаткиной Е.И.

Программное содержание: формирование лексико-грамматических категорий по теме «Экскурсия по родному городу»

Задачи:

Обучающие:

- учить образовывать и употреблять существительные мужского и женского рода единственного и множественного числа;

- тренировать и закреплять умение детей употреблять слова сложной слоговой структуры;

Развивающие:

- развивать внимание и память;

- продолжать работать над диалогической речью детей;

- расширять кругозор.

Коррекционные:

- расширять пассивный словарь детей (корреспондент, экскурсовод, интервью, патриот);

- ввести в активный словарь детей слова: музей, ветеран, Великая Отечественная Война;

- тренировать умение составлять распространенные предложения;

- закреплять навыки правильного звукопроизношения;

Воспитательные:

- воспитывать в детях любовь к родине, уважение к старшим и патриотизм;

- совершенствовать культуру общения.

Оборудование: макет «вечного огня»; экспонаты музея; цветы; вывеска «Кинотеатр»; ноутбук с видеоотрывками о войне, музыкальным сопровождением и голосом диктора; пилот; удлинитель; магнитофон с дисками песен о Родине, войне и физминуткой; фотографии и карта г. Люберцы; видеокамера; микрофон; фотоаппарат.

Гость: ветеран труда, малолетняя узница концлагеря Освенцим Розенберг Г.П.

Ход занятия

Дети сидят полукругом.

Логопед (стучит в дверь и входит в группу): - Это Поселок Калинина 95? Детский сад № 100? Группа № 5? Правильно, значит, я попала по адресу. Я спец.корреспондент от программы «Звезда». Меня зовут Елена Иосифовна. Мой оператор уже здесь. Это Марина Владимировна. Давайте знакомиться. Как вас зовут – я знаю. Мы снимаем фильм. А о чем этот фильм, вы узнаете позже. У каждого фильма есть название. В конце съемок вы должны придумать название нашему фильму. Вы хотите сниматься в кино? Тогда должны соблюдать дисциплину.

Звучит песня «С чего начинается Родина» в исполнении Марка Бернеса.

- Какое главное слово было в песне?

- О чем эта песня, дети?

- Послушайте, я прочитаю стихотворение про Родину. А вы мне поможете, повторяя хором строчку «Это Родина моя». 

Дети встали, чтобы читать стихотворение.

Логопед: - Слышишь, песню ручья?

Все: - Это – Родина моя.

Логопед: - Слышишь, голос соловья?

Все: - Это – Родина моя.

Логопед: - Видишь, звездочки Кремля?

Все: - Это – Родина моя.

Логопед: - Садик, где твои друзья,

Все: - Это – Родина моя.

Логопед: - Руки матери твоей,

Звон дождей и шум ветвей,

И в саду смородина.

Это тоже – Родина.

Логопед: - Так что же такое Родина?

(Примерные ответы детей: - Это наш детский сад, семья, мама, папа, наш город, наша страна).

Логопед: - А как считает Даниил? Повтори, пожалуйста, что Родина это…

Логопед: - Верно, Родина – это вся наша страна. А как она называется?

 (Примерные ответы детей: - Россия).

 Логопед: - Тогда мы все называемся как?

(Дети отвечают: - Россияне).

Логопед: - Предлагаю поиграть в игру «Россиянин-Россиянка». Встанем все в круг.

Я показываю на себя и говорю: «Я – Россиянка». А к кому поднесу микрофон, тот говорит про себя: мальчик - я Россиянин, девочка - я Россиянка. Мы все - Россияне.

Логопед: - А в какой же город я попала, дети?

(Примерные ответы детей: - Люберцы).

Логопед: - Значит мы все кто?

Дети: - Люберчане.

Логопед: - Устройте мне, пожалуйста, как гостье, экскурсию по городу. А как называется человек, который проводит экскурсию?

 (Примерные ответы детей: - Экскурсовод).

Логопед: - Правильно, экскурсовод это человек, который проводит экскурсию. Повторим хором слово «экскурсовод». А теперь трудное предложение: «Экскурсию проводит экскурсовод». Повторим все хором и даю вам задание на дом: поучите все это предложение вместе с родителями.

Логопед: - Если бы погода позволяла – мы бы с вами провели экскурсию по улицам города. А сейчас проведем экскурсию в помещении, используя карту. Расскажите, что вы знаете о родном городе. Узнаете вы эти места?

(на фотографиях: памятник Гагарину

спорткомплекс «Триумф»

Храм Преображения Господня

кинотеатр «Киномакс»)

(Примерные ответы детей: -  Это памятник космонавту Гагарину.)

Логопед: - Запомните и повторите: Даша, Катя, Саша, повторите, отвечая полными предложениями.

(Примерные ответы детей: -  Это спорткомплекс «Триумф». В этом спортивном комплексе занимаются баскетболом и бывают концерты).

Логопед: - Триумф обозначает победу.

(Примерные ответы детей: - Это храм, в нем ставят свечи и молятся богу.

- В кино смотрят фильмы).

Логопед: - А хотите зайти в кино посмотреть фильм? Но фильм серьезный, про войну. Будем смотреть? (Дети рассаживаются на стульчиках вокруг большого плазменного телевизора).

Логопед: - Внимательно посмотрите фильм, постарайтесь его понять и суметь ответить на вопросы.

Около 70 лет назад фашистская Германия напала на нашу страну. Фашисты хотели истребить наш народ, а остальных сделать рабами. На города сбрасывали бомбы, уничтожая мирных жителей, стреляли из орудий, танков, пушек. Погибло очень много людей. Наш народ дал героический отпор противнику и победил в этой страшной войне, которая длилась целых четыре года. Во многих семьях погибли папы, братья, сыновья, дедушки, а у вашего поколения и прадедушки.

(По телевизору идет видеоряд с музыкальным сопровождением о войне: песни «Священная война», «Нам нужна одна победа», « Последний бой»).

Логопед: - Вы поняли, о чем этот фильм?

- Кто хочет дать интервью? Отвечайте полными предложениями.

- Что вам больше запомнилось в фильме?

- Кто победил в войне?

- Вам рассказывали родители о Великой Отечественной Войне?

- Как воевали наши солдаты?

 

(Примерные ответы детей: - …)

Логопед: - Давайте выйдем из кинотеатра на улицу в спорткомплекс «Триумф». Как мы рады, что у нас мир. Посмотрите, светит солнце и мирное небо над головой. Возьмем флажки, образуем круг дружбы и проведем зарядку. Повторяйте движения за мной.

(Физминутка под песню Софии Ротару «Родина моя»).

Я, ты, он, она                                                флажки вверх
Вместе - целая страна,.                                флажки в стороны
Вместе - дружная семья,                                флажки вперед

В слове "мы" - сто тысяч "я".                        флажки вниз.

Большеглазых, озорных,                                попеременные махи руками вверх-вниз

Чёрных, рыжих и льняных.
Грустных и весёлых
В городах и сёлах.

Над тобою солнце светит,                                покачивание флажками из стороны в Родина моя.                                                сторону.
Ты прекрасней всех на свете,                        подскоки с флажками вокруг себя
Родина моя.
Я люблю, страна, твои просторы,                        марширование с флажками по кругу
Я люблю твои поля и горы,                                остановка лицом в круг, поднятие и
Сонные озёра                                                опускание флажков вниз в соответствии
И бурлящие моря.                                        Со вдохом и выдохом.

Над полями выгнет спину                                Движения закрепляются.
Радуга-дуга.
Нам откроет сто тропинок
Синяя тайга.
Вновь настанет время спелых ягод,
А потом опять на землю лягут
Белые, огромные,
Роскошные снега,
Как будто праздник.

Логопед: - Давайте продолжим нашу экскурсию. Подходим к музею. Я научу вас быть экскурсоводами. Посмотрите на экспонаты.

Логопед: - Дети, а что это?

Ребенок: - Это флаг.

Логопед: - А что делали с флагом на войне?

Дети: - С флагом шли в бой с врагом наши солдаты.

Логопед: - Посмотрите на эту одежду. Как она называется?

Дети: - Это военная форма. Ее носят в армии.

Дети сочиняют по картинкам и экспонатам предложения.

Дети: - Вечный огонь зажжен в честь воинов-победителей, погибших в Великую Отечественную Войну.

Ребенок: - В танке воевали танкисты.

Логопед: - Кто такие ветераны?

Дети: - Люди, которые завоевали победу.

Логопед: - Посмотрите на другие экспонаты. Что это?

(Примерные ответы детей:

- Это подводная лодка, на  которой воевали в войну.)

Логопед: - Это медали, которыми награждены участники войны и герои, которые трудились для победы. Таких людей называли ветеранами. Дети, вы запомнили, кто такие ветераны?

(Примерные ответы детей:

- Это люди, которые участвовали в войне и имеют медали.)

Логопед: - Дети, если увидите пожилых людей с орденами и медалями, знайте, это ветераны войны и труда. Подойдите к ним и поблагодарите за мирную жизнь и победу, подарите цветы.

На лавочке сидит пожилая женщина с медалями. Логопед с детьми подходят к ней.

Логопед: - Дети, вы хотите что-нибудь сказать бабушке?

(Примерные реплики детей:

- Здравствуйте.

- За что у Вас медали?

- Как Вас зовут?

- Спасибо за победу.

Логопед: - У нас в вазе гвоздики. Возьмите все по одному цветку и подарите ветерану.

Дети вручают ветерану цветы.

Бабушка: - Дети, почему у вас видеокамера?

Дети: - Мы снимаем фильм.

Бабушка: - А о чем ваш фильм?

Логопед: - Ребята, а как мы назовем наш фильм?

(Используя наводящие вопросы, логопед подводит детей к итогам занятия и придумыванию названия фильма:

- Что вам запомнилось на сегодняшней экскурсии?

- Что вы хотите рассказать дома?

- Что такое Родина?

- О чем смотрели кино?

- О чем слушали песни?

- Кто такие ветераны?)

Дети предлагают назвать фильм «Наша Родина».

Логопед: - У нас продолжается экскурсия по Люберцам. Галина Павловна, предлагаем Вам пойти вместе с нами к Вечному огню.

Логопед с детьми и ветераном подходят к макету вечного огня.

Логопед: - Вы видели Вечный огонь по телевизору?

- Вы знаете, что это такое?

- Кто ходил к Вечному огню в Люберцах?

- Видели Вечный огонь на картинках или в кино?

- Почему он называется Вечным?

(Примерные ответы детей: - Называется вечным, потому что никогда не гаснет, а горит в честь памяти о погибших солдатах).

Логопед: - Давайте почтим память героев минутой молчания (звучит песня «На братских могилах» в исполнении Владимира Высоцкого).

Логопед: - Мы почтили память павших воинов. Это был макет вечного огня, а здесь у нас фотография. Но и в Люберцах, и в Москве есть настоящий вечный огонь. Когда будет праздник День Победы 9 Мая – а в этом году исполняется 65 лет победы нашего народа над фашистской Германией; сходите с родителями к настоящему вечному огню и возложите цветы. Наш музей уже начал работу. Дарим вам часть экспонатов и предлагаем продолжить собирать музей. Расспросите своих пап, дедушек и прадедушек про войну. Им будет приятно, если вы проявите к ним интерес и уважение, соберете письма и медали. А эти флажки я дарю вам за то, как вы замечательно снимались в кино. Когда будет готов фильм, я покажу его вам.

Конец.

К статье прилагаются фото №1 и фото №2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого интегрированного занятия для родителей в подготовительной группе « В дружбе наша сила».

Конспект открытого интегрированного занятия для родителей  в подготовительной группе « В дружбе наша сила».     Занятие проходит в игровой форме (викторина). Дети показыывают свои...

Конспект интегрированного занятия по познавательно-речевому развитию и художественному творчеству в подготовительной логопедической группе

Тема:"МАЙСКИЙ ДЕНЬ 45 ГОДА- СТАЛ ПОСЛЕДНЕЮ ТОЧКОЙ В ВОЙНЕ"Задачи:-познакомить детей с исторически значимой для страны датой и событиями;-прививать интерес к истории;-формировать патриотические позиции...

Открытое интегрированное занятие по ознакомлению с природой в детском саду для детей старшего дошкольного возраста, тема "Морской конек"

Познакомить детей с морским коньком (внешний вид, образ жизни, особенности поведения).Расширить знания детей о Красной книге.Воспитывать бережное отношение к природе....

Конспект открытого занятия по развитию речи "Буратино идет в школу" для подготовительной (логопедической) группы

Цель: автоматизация звуков [л] - [л\'], [р] - [р\']. Использование методы театрализации с активным участием детей как современной образовательной технологии....

Конспект открытого интегрированного занятия для родителей в старшей логопедической группе № 2 на лексическую тему: «Насекомые»

Провели: воспитатели Рыкова М.В., Новожилова Ж.В., учитель-логопед Колесникова В.Д.Цели: -расширение и активизация словаря по теме: «Насекомые»;  -совершенствование граммати...

Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому и речевому развитию детей в подготовительной логопедической группе с использованием головоломки танграм. Аппликация «Заяц».

Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому и речевому развитию детей в подготовительной логопедической группе с использованием головоломки танграм. Аппликация «Заяц»....