Информационные технологии в методической работе
статья по теме
статья в журнале "Детский сад от А до Я"
Варианты применения информационных технологий в пространстве детского сада
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informacionnye_tehnologii.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационные технологии в методической работе
«Компьютерные технологии включены в управленческий процесс» — все чаще мы слышим эту красивую фразу. Но на практике внедрение новых информационных технологий в рутинный процесс методической работы в дошкольном учреждении, прямо скажем, затянулся. В лучшем случае методисты переводят бумажную документацию в электронный формат и таким образом облегчают себе жизнь. Однако возможности использования информационных технологий в методической работе в дошкольном учреждении несравненно шире. О некоторых из них мы расскажем в данной статье, обратившись к собственному опыту.
В нашем детском саду при приеме на работу воспитатели проходят компьютерное тестирование, результаты которого позволяют выстроить систему индивидуального сопровождения педагога и оказывать ему своевременную методическую помощь и психологическую поддержку. В детском саду создана электронная база данных на каждого педагога, которая включает в себя информацию о самообразовании, курсах повышения квалификации, проведенных мероприятиях, данных анкетирования родителей, результатах контрольных мероприятий, рейтинговых исследований, сведения о наградах и др.
В детском саду имеется локальная сеть: в группах и кабинетах специалистов установлены компьютеры. У каждой группы есть своя страничка в локальной сети, где размещается вся интересующая педагогов и родителей информация о той или иной возрастной группе, в том числе ежедневные планы воспитательно-образовательной работы. Планы-паутинки
возрастных групп открыты для специалистов, могут варьироваться, дополнятся, корректироваться. К примеру, специалист по английскому языку видит, что старшая группа работает на этой неделе по теме «Солнце» (программа «Сообщество» под редакцией О.Л. Князевой) и включает в программу своих занятия песню и игру по этой теме, а театральный педагог, готовясь к занятию, учитывает интересы детей средней группы и готовит спектакль «Муха-Цокотуха», так как они изучают тему «Насекомые».
Большой популярностью у педагогов пользуются тематические базы данных (Microsoft Access) по сказкам и стихотворениям, играм, планам-паутинкам. В любой момент с помощью программы UniChat они могут сделать запрос и получить интересующую информацию.
Благодаря выделенной Интернет-линии, воспитатели имеют возможность осуществлять подбор необходимых методических и наглядных материалов для проведения занятий, консультаций, семинаров в Internet Explorer. В помощь педагогам мы создали каталог наиболее востребованных сайтов.
С помощью программ Adobe Photoshop и Corel DRAW воспитатели сами создают красочные методические пособия, альманахи, сертификаты, дипломы, поздравительные открытки.
Программа Power Point позволяет педагогам выгодно представлять свою профессиональную деятельность. В этой программе наши сотрудники создают учебные фильмы, задания для детей, кроссворды и викторины, а также обучающие презентации, над которыми каждый из них работает в течение года, участвуя в реализации единой методической темы.
Воспитатели, которые аттестуются на первую или высшую категорию, обобщают свой опыт в форме видеоролика в программе Adobe Premium.
Все созданные педагогами с помощью компьютерных программ презентации, видеоролики, пособия пополняют методическую копилку дошкольного учреждения, систематизируются, записываются на диски, так что получаются оригинальные методические пособия в электронном
формате, раскрывающие ту или иную актуальную для практики дошкольного образования тему.
Информационные технологии помогают нам также расширить и разнообразить работу с родителями. Не секрет, что не все они проявляют интерес к жизни дошкольного учреждения. Один из способов сближения с родителями — информационные буклеты, включающие различные зарисовки из жизни ребятишек, идеи и советы по поводу того, чем заняться с детьми дома, и др. Подобные буклеты воспитатели и специалисты создают в программе Microsoft Office Publisher. Почти все специалисты имеют оригинальные буклеты для родителей различных возрастных групп, а некоторые энтузиасты и вовсе по каждой изучаемой теме готовят буклет-новинку. Кстати, это позволяет методисту еще и осуществлять контроль за деятельностью педагогов. Познакомившись с буклетом, он видит, на каком уровне каждый из воспитателей отработал отчетный период.
Для родителей создана компьютерная версия ежедневного отчета «Добрый день»: воспитатели и специалисты вносят в электронную форму информацию о том, что происходило с детьми в течение дня, высказывания ребятишек, благодарности родителям. Также для родителей ежеквартально выпускается газета о наиболее важных событиях детского сада.
У каждого ребенка есть свое электронное портфолио, над созданием которого воспитатели кропотливо трудятся в течение нескольких лет его пребывания в дошкольном учреждении: сканируют рисунки и аппликации, записывают интересные высказывания, рассуждения, вопросы, делают фотографии ребенка и его творческих работ, аудио- и видеозаписи, собирают рассказы родителей о достижениях малыша, анкеты, дневники наблюдения и др.
Сами родители с помощью педагогов в программе Power Point создают две компьютерные презентации. В одной из них — «Это обо мне» —рассказывают о достижениях, мечтах и привычках своего ребенка, в другой
— «Ты у меня один такой» — говорят малышу о своей любви к нему, поддержке и вере в его успешность.
Информационные технологии — неотъемлемая часть нашей жизни. Их умелое использование в методической работе — одно из условий повышения эффективности взаимодействия всех участников образовательного процесса и повышения качества образовательных услуг населению.
В наше время, когда информационные технологии завоёвывают всё большую и большую аудиторию, а каждый третий из нас уже не мыслит своей жизни без компьютера, сайт становится одним из наиболее востребованных способов передачи и обмена информацией.
На нашем сайте представлен информационный портрет детского сада (www.sad-detstva.ru ). Сайт мобильный, постоянно пополняющийся и обновляющийся, отвечающий требованиям к официальному сайту учреждения. На нем располагается вся необходимая информация, позволяющая представителям общественности, сотрудникам вышестоящих организаций, родителям получить полную информацию о работе МБДОУ. Хороший сайт — это сайт для людей. Но прежде чем он стал именно таким, пришлось немало потрудиться.
В практике образовательных учреждений отсутствует пространство, где бы в равной степени учитывались потребности и педагога и родителя. На первоначальном этапе существует своеобразное пространство договоренности между взрослыми субъектами: администрация дошкольных учреждений изучает запрос родителей на дополнительные услуги, родители выбирают детский сад, сообразуясь со своими представлениями о дошкольном образовании, На этом сотрудничество заканчивается, в дальнейшем ведется практика периодичных встреч, где администрация отчитывается за свою работу. Мы решили обеспечить содержательное сотрудничество между педагогами и родителями с помощью сайта дошкольного учреждения.
Данная версия сайта дошкольного учреждения начала функционировать в августе 2011года. В связи с техническим сложностями обновления главной страницы сайта стало востребовано пространство Форума на сайте. Воспитатели были обучены в рамках семинара-практикума регистрации, созданию сообщений на форуме, размещению фотоматериалов. Также обсудили значимость актуальной информации, приемы привлечения родителей для общения на форуме дошкольного учреждения. Самым эффективным приемом стала тема «Предновогодняя премия педагогам». Было объявлено, что тому педагогу, про которого родители пришлют больше всех сообщений на форум, получит Большую новогоднюю премию.
На данный момент (28.06.2012г) на сайте зарегистрировано 198 человек. Обычно ежедневно сайт посещают 15-30 пользователей и гостей, появляется 5-20 новых сообщений. Результаты анкетирования свидетельствует, что родители считают форум нашего детского сада нужным и важным, так как благодаря представленной информации они знают, что происходит в детском саду, видят успехи своего ребенка, используют фотоматериалы для побуждения малыша рассказать о том, чем он занимался, что ему понравилось, а может быть и что он не очень хорошо понял. Зная тему проекта, реализуемого в детском саду, родители имеют возможность побеседовать об этом с ребенком, порисовать или сделать поделку, найти интересные сведения и подготовить сообщение-презентацию. Также родители отмечают возможность быстрого обмена информацией не только с воспитателями, специалистами и администрацией, но и с родителями других воспитанников. Мы стремимся чутко реагировать на запрос родителей. К примеру, когда назрел вопрос об организации питания в детском саду, мы открыли соответствующий раздел и ежедневно размещали меню и фотографии детей с завтрака, обеда, полдника и ужина в течение 2 месяцев. Затем, когда эта тема перестала быть востребованной ее закрыли. На данный момент мы открыли раздел «Приглашаем к диалогу» - «ФГТ: выпускники. Родители. Педагоги» - «Взгляд родителей». Судя по количеству просмотров, тема пользуется популярностью, хоть вопросов и предложений поступило не очень много, мы понимаем, что данная информация актуальна.
Хочется отметить еще одну особенность нашего форума: он способствует повышению профессионального мастерства педагогов. Все мы знаем, насколько сложен сейчас переходный период в дошкольном образовании. При этом, достаточно много теории и мало практических материалов. Наши педагоги осуществляют планирование воспитательно-образовательного процесса в электронном виде. Мы решили создать раздел «Тематические проекты», в который размещаем материал по проекту: игры, художественное слово, конспекты. Информацию и сами печатаем и находим в сети Интернет. То, что вся информация находится в одном месте, позволяет педагогам оперативно включать материалы в свою работу. Администрация при этом имеет возможность четко проследить, как Фотографии, размещенные в разделе «Предметно-развивающая среда» позволяют увидеть каким образом отразился реализуемый проект в среде группы, а также дают возможность обмена идеями. Знаем, что представленные разделы пользуются популярностью не только у педагогов нашего детского сада, но и воспитатели города и района являются частыми посетителями нашего форума. В книге отзывов зафиксированы слова благодарности и пожеланий работать в том же темпе.
Считаем, что наш форум способствует продвижению дошкольного образования в целом, а также обеспечивает открытое информационное пространство для участников воспитательно-образовательного процесса в нашем детском саду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Информационные технологии в коррекционной работе ДОУ
Актуальность и эффективности применения компьютерных технологий в ДОУ сегодня отмечается во многих выступлениях. Компьютерные технологии используются в дошкольном образовании с целью совершенств...
Использование информационных технологий в коррекционной работе
В данной работе описывается система использования информационных авторских технологий в образовательном процессе....
Информационные и коммуникационные технологии в методической работе ДОУ
В статье рассматриваются возможности использования информационных и коммуникационных технологий в методической работе дошкольного учреждения....
Методическая разработка на тему "Использование информационных технологий в практике работы с дошкольниками"
Данная разработка представляет собой педагогический опыт использования ЭОР в практике работы с детьми дошкольного возраста. Презентация обогащает впечатления детей, развивает фантазию, пробуждает твор...
Использование информационно-коммуникативных технологий в методической работе в ДОУ
Современные Информационные Технологии (ИТ) в дошкольном образовании позволяют не только узнавать много нового, но и выявить и укрепить интерес детей к обсуждаемой теме. Они изменяю методы представлени...
Использование информационно-коммуникативных технологий в методической работе в ДОУ
Современные Информационные Технологии (ИТ) в дошкольном образовании позволяют не только узнавать много нового, но и выявить и укрепить интерес детей к обсуждаемой теме. Они изменяю методы представлени...
Методическая разработка на тему "Использование информационных технологий в практике работы с дошкольниками на уроках по изобразительной деятельности"
Методическая разработка на тему "Использование информационных технологий в практике работы с дошкольниками на уроках по изобразительной деятельности"...