Взаимодействие специалистов ДОУ в системе комплексной помощи детям раннего возраста
статья по теме
Необходимым условием адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада является чёткая продуманная работа педагогов, специалистов, медиков, согласованность действий родителей и детского сада, сближение их подходов к ребёнку в семье и детском саду с учётом индивидуальных особенностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_specialistov_dou_v_sisteme_kompleksnoy_pomoshchi_detyam_rannego_vozrasta.docx | 20.97 КБ |
Предварительный просмотр:
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период.
Задача родителей на данном этапе – помочь ребенку адаптироваться к новым социальным условиям, освоить новые социальные отношения.
Задача ДОУ – создать условия для успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению, оказать родителям психолого-педагогическую помощь, направленную на обеспечение единства семейного и общественного воспитания, профилактику дезадаптивных проявлений детей раннего возраста.
Только четкая профессиональная и продуманная работа педагогов ДОУ, участие родителей и создание благоприятного микроклимата – залог оптимального течения адаптации детей раннего возраста в детском саду.
В учреждении разработана целая система мероприятий по предупреждению дезадаптации детей при приеме в ДОУ.
№ | Мероприятия | Ответственный |
1 | Организационная работа:
| Заведующая, ст.воспитатель |
2. | Медико – оздоровительная работа:
| Врач, медсестра |
3. | Психологическое обеспечение адаптационного периода: - разработка рекомендаций для воспитателей по организации адаптационного периода - психологическое просвещение воспитателей и родителей - помощь в организации благоприятной развивающей среды - составление индивидуального режима адаптационного периода для каждого ребенка - коррекционная работа с тяжело адаптирующимися детьми | Педагог – психолог Соц. педагог |
4. | Построение педагогического процесса: - работа с семьей (беседы, анкетирование, учет индивидуальных запросов родителей в отношении ребенка) - реализация индивидуального подхода к ребенку, учет его актуальных потребностей, уровня психического развития - организация благоприятной развивающей среды - создание благоприятного психологического климата в группе - регистрация наблюдения за ребенком в адаптационном листе - организация специальных оздоровительных игр с музыкальным сопровождением | Педагоги Музыкальный руководитель, инструктор по ФК |
Всю работу по адаптации условно можно разделить на две части: работа с родителями и работа с ребенком.
Работа с родителями включает в себя индивидуальные беседы, анкетирование, знакомство с сотрудниками ДОУ, которые будут работать с их ребенком, информирование о режиме дня, режимных моментах, оздоровительных мероприятиях, расписании занятий, об особенностях организации прогулок, а также знакомство с нормами санитарных правил.
Важным является психолого–медико-педагогическое просвещение родителей, повышение их психолого–педагогической культуры по возрастным проблемам обучения, воспитания и развития детей, а также профилактике нарушений личностного развития ребёнка. По запросам родителей даются консультации как индивидуальные, так и групповые, экспресс - выступления педагогов, специалистов и администрации ДОУ на родительских собраниях.
Сведения о ребенке собираются в процессе беседы с родителями, их анкетировании, а также в ходе наблюдений за малышом в первые дни его пребывания в детском саду. Специалисты дошкольного учреждения, решая в качестве основных, задачи раннего выявления, своевременного предупреждения и преодоления недостатков в развитии дошкольников, совместно с проводимыми мероприятиями по адаптации детей, проводят комплексную диагностику каждого ребенка.
Врач и медсестра проводят медицинскую диагностику. Педагог-психолог выявляет личностные и психологические особенности ребенка. Социальный педагог работает в плане объективного уточнения условий семейного воспитания и социально – психологического климата семьи. Учитель – логопед обследует речевое развитие ребенка, воспитатели оценивают нервно-психическое и физическое развитие детей раннего возраста. Анализ и обобщение полученных результатов позволяет педагогам выявить детей с отклонениями в развитии, определить психолого-медико-педагогическое сопровождение каждого ребёнка.
По окончании периода адаптации в дошкольном учреждении собирается психолого-медико-педагогический консилиум ДОУ с расширенным составом. В состав ПМПк входят заведующая, ст. воспитатель, педагог-психолог, узкие специалисты, старшая медсестра, воспитатели групп раннего возраста и воспитатели других групп (по приглашению). На нем обсуждаются результаты проведенной работы в период адаптации, положительные моменты, анализируются итоги, корректируются планы по организации адаптации и намечается дальнейшая работа.
В практике нашего детского сада распространены два подхода к адаптации детей раннего возраста. Первый – ребёнок приходит в детский сад и остаётся без мамы. Оставшись в новой социальной ситуации, дети включают все возможные защитные механизмы, что через некоторое время приводит к истощению организма и заболеваемости. На психологическом уровне ребёнок может переживать ситуацию отрыва от мамы как предательство человека, к которому было сформировано безусловное доверие. Было отмечено, что более успешно адаптацию таким способом проходят дети с нарушенным или несформированным базовым доверием к матери.
Второй подход – ребёнок посещает группу некоторое время вместе с мамой. При таком подходе в процессе адаптации ребёнок испытывает меньше тревоги, осваивает пространство группы, но в отношениях «человек-среда» формируется больше наблюдательная, неактивная позиция в социальной коммуникации. И новое социальное окружение не становится для него значимым, что также затрудняет адаптацию к детскому саду.
На основе практического опыта мы остановились на 3 подходе - группа совместного пребывания детей, поступающих в ДОУ и их мам, функционирующая на основе психолого-медико-педагогического сопровождения семьи специалистами. Данный подход отличается от предыдущих тем, что при его реализации существует возможность формирования совместного опыта социализации в новой среде детей, находящихся в равной по психологической защищённости позиции.
Воспитатели и педагог-психолог присутствуют в группе для свободной игровой деятельности, где ребёнок играет, общается с другими детьми и родителями, и проводят целенаправленное наблюдение за процессом межличностного взаимодействия, результаты которого включаются в индивидуальные консультации с целью совершенствования психолого-педагогической компетентности родителей.
Дети осваивают пространство группы и простые правила взаимодействия, устанавливают эмоционально-положительный контакт с «новым» взрослым (педагогом), развивают игровые умения и навыки. Создаются условия для приобретения детьми навыков, необходимых для успешной социализации: игры «рядом и вместе» со взрослыми и сверстниками, общение, следование простым правилам.
В условиях функционирования такого совместного пребывания в ДОУ родителям предоставляется возможность общаться между собой, получать необходимую информацию об особенностях развития, воспитания малышей с учетом выявленных нарушений, укреплять собственные родительские позиции.
В завершение каждого рабочего дня адаптационной группы, сотрудники собираются в круг для эмоционально обмена и анализа проделанной работы и планирования взаимодействия с детьми и родителями на следующий день.
Таким образом, обеспечиваются условия успешной адаптации ребёнка в дошкольном учреждении:
- совместное освоение пространства группы с мамой удовлетворяет потребность ребенка в безопасности;
- совместные игры с мамой, взрослыми и сверстниками, общение, следование простым правилам удовлетворяет потребности в признании;
- нетравмирующее отделение от мамы, плавное вхождение в социум удовлетворяет потребность в независимости, саморазвитии и самоактуализации.
Анализ работы ДОУ за последние несколько лет показывает, что процесс привыкания детей к условия детского сада проходит успешно. Степень адаптации в основном легкая и средняя. Это позволяет судить о правильно построенной работе педагогического коллектива по организации и проведению адаптации детей к условиям детского сада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Создание системы комплексной помощи детям с ОВЗ в освоении Основной образовательной программы дошкольного образования»
В статье представлены основные направления и этапы работы по реализации системы комплексной помощи детям с ОВЗ. Система комплексной помощи детям с ОВЗ в освоении ООП ДО в МБДОУ «Детский сад № 65 – ЦРР...
Проект. Тема: Создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы в образовательной области «Речевое развитие».
Проект.Тема: Создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы в образовательной области «Речевое развитие». Актуально...
Методические материалы с 1 заседания ГМО " Развитие детей раннего возраста"«Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения детей раннего возраста»
Тема : «Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения детей раннего возраста»...
КОРРЕКЦИОННАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОРГАНИЧЕСКИМ ПОРАЖЕНИЕМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ В ГРУППАХ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ Под ред. Е.А. Стребелевой
КОРРЕКЦИОННАЯ ПОМОЩЬДЕТЯМ РАННЕГО ВОЗРАСТАС ОРГАНИЧЕСКИМ ПОРАЖЕНИЕМЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫВ ГРУППАХ КРАТКОВРЕМЕННОГОПРЕБЫВАНИЯ ...
Статья "Комплексная помощь детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями и семьям, их воспитывающим"
Проблема ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья....
Комплексная помощь детям раннего возраста с нарушениями в речевом развитии: диагностика, программа раннего вмешательства
Основной формой воздействия на маленького ребёнка являются организованные игры, ведущая роль в которых принадлежит взрослым. Они могут быть использованы при условиях любого программного материала ...
Доклад на тему «Комплексная помощь детям раннего возраста с нарушениями в речевом развитии»
Период раннего детства (от рождения и до 3 лет) в жизни ребёнка является наиболее ответственным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, р...