Статья "Комплексная помощь детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями и семьям, их воспитывающим"
статья
Проблема ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_kompleksnaya_pomoshch_detyam_s_ovz.docx | 17.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
«Комплексная помощь детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями и семьям, их воспитывающим».
Проблема ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их социальной адаптации в общество является в настоящее время чрезвычайно актуальной в области образования и здравоохранения. Ранняя комплексная помощь детям с ОВЗ – это совокупность системы социальной поддержки, охраны здоровья и специального образования. Ранняя помощь предполагает широкий спектр долгосрочных услуг, ориентированных на всю семью ребенка с проблемами в развитии и осуществляемых в процессе согласованной деятельности «команды» специалистов разного профиля. Необходимо объединение усилий всех специалистов (медиков, специальных педагогов, психологов, социальных работников), которые должны быть направлены не на подмену семьи, а на развитие ее собственного потенциала. Система ранней помощи реализуется в различных формах: службах ранней помощи, центрах игровой поддержки ребенка, лекотеках, группах кратковременного пребывания, группах коррекционной направленности, инклюзивных группах и т. п.
Основными направлениями работы служб ранней помощи (как основной формы организации раннего комплексного сопровождения) являются:
• Детальное обследование новорожденных неонатологом, неврологом, генетиком с регистрацией всех факторов риска в паспорте новорожденного.
• Обнаружение ребенка первых месяцев или лет жизни с отставанием или риском отставания в развитии.
• Направление в соответствующую территориальную службу ранней помощи.
• Ранняя диагностика отклонений по основным «линиям развития» (двигательному, познавательному, речевому, социальному); определение актуального уровня развития. Определение возможного прогноза развития.
• Разработка индивидуальной программы развития.
• Медицинская реабилитация (неврологическая, психоневрологическая, физиотерапевтическая, ортопедическая и др.).
• Психолого-педагогическая работа в условиях семьи и специально организованной среды, отвечающая особым образовательным потребностям ребенка.
• Психологическая поддержка семьи; периодическое консультирование семьи. Координация деятельности всех социальных служб в оказании полного комплекса услуг ребенку и семье при реализации индивидуальной программы развития.
• Динамическое наблюдение за ходом дальнейшего психофизического и речевого развития (не реже одного раза в шесть месяцев). Корректировка индивидуальных программ развития.
Основными задачами комплексного сопровождения детей с отклонениями в развитии являются:
• организация психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с отклонениями в развитии в целях формирования возрастных психологических новообразований, ведущей и типичных видов деятельности;
• разработка содержания психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с отклонениями в развитии;
• психолого-педагогическое сопровождение семьи;
• организация взаимодействия разных специалистов, оказывающих комплексную психолого-педагогическую помощь детям в первые годы жизни с отклонениями в развитии.
Важным аспектом современной системы образования является преемственность образовательного процесса на разных возрастных этапах. Механизм реализации преемственности раннего и дошкольного образования состоит в обеспечении плавного перехода от одного этапа образования к другому, это непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка при его переходе от раннего к дошкольному возрасту. Обеспечение преемственности в воспитании и развитии детей раннего и дошкольного возраста – реализация идей непрерывного образования в жизни человека. В раннем и дошкольном возрасте общая цель воспитания: психическое и личностное развитие ребёнка. Безусловно, применительно к детям раннего возраста речь идёт о предпосылках развития личности. Базис личностной культуры, все качества личности, формирующиеся в дошкольный период, зарождаются еще в младенчестве. Для детей с ограниченными возможностями здоровья на разных возрастных этапах должно быть организовано непрерывное психолого-педагогическое сопровождение специалистами разного профиля.
В настоящее время в практику все больше входит ранняя диагностика отклонений развития у детей, но к сожалению, на деле коррекция нарушений познавательной и речевой деятельности у детей в большинстве случаев начинается только в дошкольном возрасте (после 3–5 лет), когда уже сформирован стойкий патологический стереотип психических и речевых нарушений. При этом оказывается упущенным сензитивный (наиболее благоприятный) период развития психики и речи, который приходится на первые три года жизни ребенка.
Инклюзивное образование в ДОУ.
Включение ребенка с особыми образовательными потребностями в общеобразовательный процесс начинается с дошкольных образовательных организаций. Это первая ступень в непрерывной системе инклюзивного образования. Организация инклюзивного процесса в дошкольной образовательной организации является очень важным этапом для заложения основы инклюзивного общества.
В новом «Законе об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012, поддерживаемое Президентом России и только начинающее свой путь в нашей стране инклюзивное образование встречает немало трудностей, связанных с условиями его организации. Реализация идей инклюзивного образования требует значительной подготовки в образовательных организациях как материально-технической, так и психолого - педагогической базы. В первую очередь, образовательные организации должны быть оборудованы и адаптированы к возможностям и потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья (Федеральная Государственная программа «Доступная среда»: пандусы, поручни, тактильные дорожки, цветовая разметка, специально оборудованные санузлы и т.д.). Кроме того, педагоги должны обладать хотя бы базовыми знаниями в области специальной психологии и коррекционной педагогики. Чрезвычайно важным представляется необходимость психолого - педагогического сопровождения развития всех участников инклюзивного обучения – не только ребенка с особыми образовательными потребностями, но и его родителей, а также педагогов образовательной организации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
В данной статье рассматриваются основные направления в работе с детьми раннего возраста с ДЦП в сочетании с ЗПРР в условиях Лекотеки....
Выступление на конференции 2013 г: "Адаптация и педагогическая помощь детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья".
Адаптация и педагогическая помощь детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья...
Центр оказания при дошкольном образовательном учреждении диагностической, консультативной и коррекционной помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, не посещающим образовательное учреждение - «Росток».
Реализация проекта позволяет осуществлять реальную помощь детям со сложными дефектами развития и их семьям в условиях дошкольного образовательного учреждения....
Загадка как возможность ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Данный материал может быть интересен воспитателям, методистам дошкольных образовательных учреждений, а также специалистам: логопедам, дефектолам, взаимодействующим с детьми, имеющим ограниченные возмо...
Инновационный подход в организации психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
В статье раскрываются элементы современных технологий формирования коммуникативного подхода к организации и содержанию психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста с тяжелыми...
"Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья с помощью нетрадиционных игр и упражнений" (консультация для родителей)
Представлены игры по развитию мелкой моторики, в которые можно поиграть с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в домашних условиях....
РАСШИРЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Полякова И.С.
Статья посвящена актуальной проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья....