Разрешение конфликтов в педагогическом коллективе
методическая разработка на тему
Пути, способы и методы разрешения конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_konfliktov_v_pedagogicheskom_kollektive_dou.doc | 203.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе ДОУ
В повседневной жизни человек имеет дело с самыми разнообразными ситуациями. Их общая совокупность, проявляющаяся и на работе, и дома, образует жизненное пространство человека.
Среди этих ситуаций особо выделяются те, которые требуют от человека поиска новых решений и энергетических затрат. Типичными жизненными ситуациями такого рода и являются конфликты.
Конфликт — это противоречие, воспринимаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность, направленную на его преодоление.
Педагогический коллектив, как и любой другой, имеет свою специфику. Основная специфика коллектива детского сада заключается в том, что основной контингент — женщины. Данный факт оказывает дополнительное влияние на количество и качество конфликтов.
Участниками конфликта могут быть:
- Администрация (заведующая, зам. зав по АХЧ, старший воспитатель).
- Педагоги (воспитатели, воспитатели со специализацией, специалисты (учитель-логопед, инструктор по физической культуре и др.)).
- Родители.
Рассмотрим наиболее часто встречающиеся конфликты в дошкольном учреждении и причины их возникновения:
1. Воспитатель — воспитатель
Причины: личная антипатия, несовпадение точек зрения по профессиональным вопросам, ревность к отношениям с родителями, детьми, ощущение собственной нереализованности.
2. Старший воспитатель — воспитатель
Причины: недостаточная заинтересованность педагога в реализации образовательных программ и в их результатах, игнорирование воспитателем предложений старшего воспитателя, новых разработок. Отсутствие конструктивной модели взаимодействия старший воспитатель — воспитатель.
3. Заведующий — старший воспитатель
Разногласия по поводу внедрения различных программ, игнорирование педагогических принципов и взглядов друг друга.
4. Администрация — воспитатель
Завышенные требования и неадекватная оценка труда. Несоответствие деятельности воспитателя ожиданиям администрации, неудовлетворенность стилем руководства.
5. Воспитатель — родитель
Разногласия по поводу психологических особенностей ребенка, неадекватного поведения ребенка в группе. Завышенные требования к ребенку, неадекватная оценка способностей ребенка, недостаточное внимание к ребенку.
6. Родитель — Администрация
Недостаточная осведомленность родителя о деятельности ДОУ, специалистах и их деятельности. Недостаточная информированность администрации о семье.
Любой из перечисленных конфликтов может оказать положительное влияние на самоорганизацию, достижение цели, развитие педагогического коллектива или, напротив, спровоцировать нестабильность, дезорганизацию, разрушить устоявшиеся взаимоотношения и традиции.
Говоря о прогнозировании конфликтов в ДОУ, следует учитывать личностные особенности воспитателей, разногласия по поводу профессиональной деятельности, наличие стрессовых факторов у воспитателя.
Более эффективный способ профилактики конфликтов в педагогическом коллективе – создание благоприятной атмосферы, повышение психологической культуры администрации и педагогов, овладение приемами саморегуляции эмоциональных состояний в общении.
С целью профилактики возникновения конфликтов в педагогическом коллективе нашего детского сада я использую следующие методы работы:
I. Изучение педагогического коллектива. Использую следующие диагностические методики:
- Методику определения индекса групповой сплоченности коллектива (Сишора).
- Изучение психологического климата коллектива (карта-схема Лутошкина).
- Тест “Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации” (К. Томаса).
- Опросник “Взаимоотношения в педагогическом коллективе”.
- Изучение привлекательности работы .
- Диагностика срабатываемости и совместимости.
- Методику определения стиля руководства трудовым коллективом.
- Диагностику доминирующей стратегии психологической защиты.
Использование данных методик (по мере кадровых изменений педагогического коллектива, при составлении программ развития, программ экспериментальной работы, при подведении итогов работы за определенный период времени) позволяет не только выявить межличностные конфликты, но и провести профилактическую работу по предупреждению конфликтных ситуаций. Обратить внимание членов педагогического коллектива, администрации на возможность возникновения разного рода конфликтов.
По результатам диагностики составляю психологические портреты воспитателей, даю рекомендации по расстановке кадров (таким образом, можно исключить личную антипатию), разрабатываю методические рекомендации (администрации или воспитателю) для коррекции стиля общения с другими сотрудниками ДОУ, администрацией и родителями воспитанников, стиля педагогической деятельности. Для администрации детского сада это облегчает работу по координации действий сотрудников, контролю и делегированию полномочий.
II. В зависимости от полученных результатов совместно со старшим воспитателем, выстраиваем направления дальнейшей деятельности в работе с педагогическим коллективом:
1. Развитие сплоченности коллектива:
- совместные мероприятия;
- мобилизация сил членов коллектива на решение проблемы;
- тренинг.
2. Работа с личностными проблемами:
- направление к специалисту;
- тренинговые занятия (развитие навыков ауторелаксации, коммуникативных навыков и т. д.);
- подключение администрации с разрешения.
В практике работы нашего детского сада используется ряд рекомендаций для сотрудников “Внимание! Конфликт!”
Рекомендации руководителю по снижению конфликтности с подчиненными
- Объективно оценивать труд своих подчиненных.
- Проявлять заботу, по отношению к ним.
- Не злоупотреблять официальной властью.
- Эффективно использовать метод убеждения.
- Совершенствовать стиль своей организации работы с подчиненными.
- Информировать всех педагогов при распределении премий, надбавок к заработной плате (социальная справедливость и гласность).
- Предупреждать и устранять межличностные конфликты.
Эмоциональное благополучие в коллективе определяется стилем руководства данным коллективом со стороны администрации.
Тактика поведения педагогов в ситуации служебного конфликта
В случае служебного конфликта можно пользоваться следующими приемами его разрешения:
1. Уясните ситуацию, ответив себе на вопросы:
- Насколько велика доля субъективных факторов в конфликте, в чем истоки ожесточений одной или обеих сторон?
- Достижению каких целей другой стороны вы, быть может, препятствуете?
- С каким личностным барьером — установки, темперамент, характер, “нервозность” — вы столкнулись?
- Что важнее для дела — возможные последствия конфликта или сама проблема, из-за которой произошло столкновение?
2. Первому сделать шаг к нормализации отношений. Открыто взять на себя долю вины и предложить спокойно отыскать приемлемое для обеих сторон решение.
3. Прибегнуть к мнению третьего, незаинтересованного и авторитетного лица, которое должно рассмотреть деловую, не эмоциональную сторону конфликта.
Реагирование на конфликтное поведение
Человек попадет в различные жизненные ситуации. И конфликты тоже часто становятся нашими сопровождающими в жизни. Как реагировать на такие ситуации?
- Главное — внутреннее принципиальное отношение.
- Мудрость. Мудрый человек, не зависимо от возраста на все смотрит сверху и широко, агрессивность среди людей - явление естественное и реагировать на каждый выпад будет себе дороже.
- Понимание другого. Почему человек ведет себя конфликтно? Причин может быть множество. Но скорее всего он не может справиться с какой-либо ситуацией. Поймите его, помогите ему или просто пройдите мимо.
- Внутренняя безмятежность и сохранение достоинства. Душевно здоровый человек унижен и оскорблен быть не может. “Здесь могут низке поступить, унизить нас они не могут!”. Если вы знаете себе цену, с чего вы поверите словам другого? И из лимона можно сделать лимонад: обратите внимание на то, как воспринимают вас окружающие, что особо подмечают.
- Ваша ответная агрессия — неконструктивна. Как правило, она вызывает ответную агрессию.
- Миролюбие — ваш союзник.
- Будьте готовы признать свою вину. Пока вы считаете виновным другого, он будет защищаться и видеть виновным только вас.
- Не будьте мстительны. Человек, плохой для вас, абсолютно может не являться таковым для других.
Общие рекомендации по решению конфликтной ситуации
- Признать существование конфликта, т.е. признать наличие противоположных целей, методов у оппонентов, определить самих этих участников. Практически эти вопросы не так просто решить, бывает достаточно сложно сознаться и заявить вслух, что ты находишься в состоянии конфликта с сотрудником по какому-то вопросу. Иногда конфликт существует уже давно, люди страдают, а открытого признания его нет, каждый выбирает свою форму поведения и воздействия на другого, однако совместного обсуждения и выхода из создавшейся ситуации не происходит.
- Определить возможность переговоров. После признания наличия конфликта и невозможности его решить “с ходу” целесообразно договориться о возможности проведения переговоров и уточнить, каких именно переговоров: с посредником или без него и кто может быть посредником, равно устраивающим обе стороны.
- Согласовать процедуру переговоров. Определить, где, когда и как начнутся переговоры, т.е. оговорить сроки, место, процедуру ведения переговоров, время начала совместной деятельности.
- Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта. Основная проблема состоит в том, чтобы определить в совместно используемых терминах, что является предметом конфликта, а что нет. Уже на этом этапе вырабатываются совместные подходы к проблеме, выявляются позиции сторон, определяются точки наибольшего разногласия и точки возможного сближения позиций.
- Разработать варианты решений. Стороны при совместной работе предлагают несколько вариантов решений с расчетом затрат по каждому из них, с учетом возможных последствий.
- Принять согласованное решение. После рассмотрения ряда возможных вариантов, при взаимном обсуждении и при условии, что стороны приходят к соглашению, целесообразно это общее решение представить в письменном виде: коммюнике, резолюции, договоре о сотрудничестве и т.д. В особо сложных или ответственных случаях письменные документы составляются после каждого этапа переговоров.
- Реализовать принятое решение на практике. Если процесс совместных действий заканчивается только принятием проработанного и согласованного решения, а дальше ничего не происходит и не меняется, то такое положение может явиться детонатором других, более сильных и продолжительных конфликтов. Причины, вызвавшие первый конфликт, не исчезли, а только усилились невыполненными обещаниями. Повторные переговоры проводить будет намного сложнее.
Уместно и повышает результативность данной работы использование активных форм работы с коллективом (игры, упражнения и т.д.).
Активные формы работы с педагогическим коллективом по предупреждению конфликтов, используемые в нашем детском саду
- Упражнения, способствующие профилактике и разрешению конфликтов.
- Данные упражнения можно проводить в середине дня, по очереди со всеми воспитателями для профилактики конфликтов и снятия напряжения.
“Толкание”.
Два участника должны поднять руки над головами, взяться за руки, переплетая пальцы, и толкать друг друга таким образом, чтобы заставить противника прикоснуться к стене.
“Хлопнуть руками”.
Человек А протягивает руки ладонями вниз. Человек Б протягивает руки ладонями вверх и помещает их под руками человека А. Цель упражнения: Б старается хлопнуть по ладоням А, быстро передвигая руки в направлении
ладоней А. Как только Б начинает двигаться, А старается отодвинуть руки, перед тем как Б может хлопнуть по ним.
Человека просят свернуться в “упругий мяч”; кто-то из группы, кого он выберет, “разворачивает” его, он может сопротивляться, а может поддаться. Одни участники группы стараются помочь ему сохранить положение, другие “развернуть” его.
Упражнения должны проводиться весело, если кто-то не захочет участвовать, не стоит его принуждать, лучше предложить позже присоединиться к остальным.
Использование метода игрового моделирования проблемных ситуаций. При этом воспитателям чаще всего предлагается конкретная ситуация из практики работы с детьми, в которой педагог должен принять педагогически правильное решение. Данный метод помогает выбрать наиболее обоснованный выход из множества предложенных моделей развития событий. А это возможно только в том случае, если глубоко и всесторонне проанализировать предложенную ситуацию, сравнить различные варианты, обосновать выбранное решение.
- Ролевые и деловые игры.
- Упражнения на групповую сплоченность.
- Одной из распространенных форм профилактики и разрешения конфликтов является форма тренинга.
Конфликтологический тренинг.
Одна из распространенных форм профилактики конфликта – тренинг.
Тренинг – одна из форм активного обучения, результатом которой является освоение участником каких – либо форм поведения. На тренинге участник получит знания о психологической природе конфликта, его структуре и динамике, эффективных способах разрешения. В ходе тренинга педагоги обучаются основным способам разрешения возникающих педагогических конфликтов:
- картографирование ( составление карты конфликта);
- выработка альтернатив конфликтному поведению;
- переговоры;
- посредничество.
Цель тренинга:
предоставление возможности педагогам, участникам занятий получить теоретические знания и практический опыт конструктивного разрешения педагогических конфликтов.
На тренинге моделируются реальные ситуации из педагогического опыта, в ходе обсуждения которых педагоги приобретают навык анализа ситуации, ищут компромиссное решение в конфликте с учениками. Специфика программы данного тренинга в том, что участники обучаются не только умению анализировать конфликт, но навыкам посреднической деятельности при разрешении конфликта, что актуально в школьной жизни. В основе содержания программы лежит проблема взаимоотношений таких субъектов образовательного процесса, как учитель и ученик.
Задачи:
- предоставить теоретическую информацию о конфликтах и их причинах, об особенностях педагогических конфликтов;
- обучать способам анализа и методам нахождения решения в конфликтной ситуации;
- помочь участникам скорректировать свое поведение в сторону снижения его конфликтогенности;
- способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению;
- развивать умения и навыки командного взаимодействия.
Программа тренинга состоит из 7 занятий. Первое занятие – “ На старте” – вводное, своеобразный фундамент, на котором строится дальнейшая работа группы. Цель этого занятия – создание благоприятных условий для работы в группе: сплочение группы, выработка правил работы, создание атмосферы открытости, доброжелательности, взаимодействия, положительной мотивации и настроя на работу. В ходе занятия могут быть использованы различные игровые методы и упражнения, приемы саморегуляции (релаксационные техники), направленные на достижение заявленной цели.
Последнее занятие – “ Финал” – посвящается обсуждению результатов тренинга, итогов работы группы и рефлексии своего участия. Упражнения, подобранные ведущим, должны быть направлены на завершение групповой работы.
Сценарии остальных занятий представлены в программе. На каждом занятии желательно применять упражнения на релаксацию, обучать педагогов навыкам саморегуляции. Подбирает эти упражнения ведущий.
Программа тренинга может быть скорректирована в зависимости от специфики группы и ее запросов.
Условия для реализации программы
Требования к ведущему тренинга:
Занятия проводит психолог, имеющий:
- психологическое образование;
- опыт проведения тренинговых групп;
- опыт участия в тренинге.
Требования к помещению: это может быть просторная комната , в которой предусмотрено место для работы над письменными заданиями, место для проведения упражнений.
Количественные и качественные характеристики группы: программа рекомендуется в форме групповых встреч в рамках педагогического коллектива детского сада на добровольной основе. Таким образом, участники тренинга – педагоги одного детского сада. Оптимальная численность группы – 10–15 человек.
Временные характеристики: тренинг рассчитан на 7 занятий по 2–2,5 часа (14 часов). Это могут быть встречи 2 раза в неделю в течение месяца.
Если требуется дополнительная проработка какой-либо темы, программа может быть расширена с помощью дополнительных занятий.
Формы работы и принципы:
Для реализации цели используются следующие приемы: игра, упражнение, дискуссия, диалог, диагностика, моделирование ситуаций, мини-лекция, беседа, рефлексия, групповое обсуждение.
Работа организуется в таких формах, как индивидуальная, работа в парах, в малых группах, работа всей группы.
Все это позволяет реализовать принципы тренинга:
- принцип максимальной активности, предполагающий максимальный уровень включенности каждого участника группы. Принцип активности опирается на идею о том, что человек усваивает 10 % того, что слышит; 50 % того, что видит; 70 % того, что проговаривает; 90 % того, что делает сам. Упражнения и задания сконструированы таким образом, что позволяют активно участвовать в их выполнении всем членам группы.
- Принцип максимальной достоверности информации, который обеспечивается тем, что средством извлечения знаний является собственная деятельность участников, предметом обсуждения являются наглядные факты – примеры из реальной жизни.
- Принцип активной исследовательской позиции каждого предполагает, что каждое упражнение и задание – повод для анализа действий и переживаний участников.
Таким образом, в основе принципов тренинга лежит активный исследовательский характер поведения участников.
Основной упор в занятиях делается на работу в малых группах. Основной прием работы – ролевая игра, в игре участники проигрывают роли и ситуации из педагогической практики.
Так как большая часть заданий выполняется в подгруппах, ведущий использует игровые способы деления участников: по дням рождения, по стажу работы и т.д. На каждом занятии используется упражнение – энергизатор, цели у которого могут быть самые разные: снять напряжение, расслабиться, установить дружескую атмосферу, отдохнуть, разогреть группу, настроить на последующую работу, активизировать групповую динамику и др.
Занятия строятся по единой структуре:
- Ритуал приветствия.
- Разминка.
- Основное содержание занятия.
- Рефлексия прошедшего занятия.
- Ритуал прощания.
Оборудование и материалы: стулья (по количеству участников), бумага для записей, ручки, бланки для проведения тестирования, магнитофон с записью релаксационных композиций.
Ожидаемые результаты: умение вырабатывать педагогами адекватные способы поведения в конфликтной ситуации и эффективные способы разрешения конфликтов.
Эффективность программы: оценку эффективности отражают отзывы педагогов о тренинге, результаты анкетирования участников. Участниками тренинг оценивается как дающий реально полезные знания, навыки не только в профессиональной сфере, но и в повседневной жизни. По мнению участников, они получили навыки анализа собственного профессионального поведения и поступков, возможность посмотреть на отношения другими глазами, улучшить отношения с коллегами, администрацией, родителями.
Тема занятия | содержание |
Занятие 1. На старте. | Сплочение группы, выработка правил работы, создание атмосферы открытости, доброжелательности, взаимодействия, положительной мотивации и настроя на работу. |
Занятие 2. Психологическая природа конфликта. | Определение конфликта. Структура, сфера, динамика конфликта. Причины. Модальность долженствования в речи педагога как одна из причин конфликта . |
Занятие 3. Основные виды поведения в конфликте и его разрешение. | Ведущие стратегии поведения в конфликте. Самодиагностика на основе теста Томаса для определения поведения в конфликтной ситуации. |
Занятие 4. Стратегия сотрудничества в педагогическом конфликте. | Стратегия сотрудничества как основа конструктивного общения в конфликте. Искаженное понимание интересов другой стороны в конфликте |
Занятие 5. Посредничество педагога в конфликте. | Роль и функции посредника в конфликте. Особенности общения посредника в конфликте. Правила построения коммуникации посредником. Организация процедуры разрешения конфликта через посредника. |
Занятие 6. Педагогическое манипулирование. | Общие характеристики манипулятивного стиля общения . Причины манипулирования. Педагогическое манипулирование как деструктивный фактор общения . Способы преодоления педагогического манипулирования. |
Занятие 7. Финал. | Завершение групповой работы. Подведение итогов работы группы. Обсуждение результатов тренинга. Рефлексия. |
Занятие 2. Психологическая природа конфликта.
Цели: дать определение конфликта, его структура, сфера, динамика; выявить причины конфликтов; рассмотреть модальность долженствования в общении как возможную причину педагогического конфликта; отработать навыки замены в речи педагога модальности долженствования.
- Ритуал приветсвия.
Цель: формирование доверительных отношений в группе, создание позитивных эмоциональных установок.
Инструкция: любым способом по очереди поприветствовать друг друга.
- Упражнение « Ассоциации».
- Сегодня мы занимаемся конфликтами. Сейчас я предлагаю встать тем, кто ни разу в жизни не был в конфликте, кто не знает и не представляет себе, что такое конфликт…
Никто из нас не встал.
- Пусть каждый скажет, с чем у него ассоциируется слово « конфликт»? Какой образ подскажет ваше воображение? Какие мысли, чувства, ощущения возникают при этом? На что « похож» конфликт?
Обсуждение: Для чего мы делаем это упражнение?
- Работа с доской.
Ведущий записывает: « Конфликт – это…»
Ответы записываются на доске: положительные и отрицательные формулировки – с разных сторон доски.
Анализ записанного. Вывод делает группа.
- Представление и обсуждение теоретического материала.
Теория: Конфликт имеет структуру, сферу, динамику.
Структура конфликта складывается из внешней и внутренней позиции участников, их взаимодействий и объекта конфликта.
Внутренняя позиция участника конфликта – цели, интересы, мотивы;
Внешняя позиция участника конфликта – речевое поведение, мнение, точка зрения, пожелание.
Сфера конфликта – деловая и личностная.
Динамика конфликта складывается из 3 стадий:
- нарастание
- реализация
- затухание
Решение конфликта можно начать с объединения объектов:
При этом есть одно важное правило:
Нельзя допускать, чтобы конфликт из деловой сферы переходил в личностную.
Успешно блокировать конфликт можно на стадии его возникновения. Один из самых эффективных способов блокировки конфликта – переведение его из плоскости коммуникативных взаимодействий в плоскость предметно-деятельностную. « Отрицательная энергия» израсходуется в деятельности и не выплеснется во взаимоотношениях.
Конфликт разгорелся – стадия реализации. Когда силы и энергия исчерпаны, наступает стадия затухания. Разрядка напряжения произошла и участники конфликта « выплеснули» свои эмоции. Тогда на этой стадии эффективна воспитательная коррекция: беседы, выяснение причин конфликта.
- Работа в группах: участники делятся на 3 группы.
Каждая группа получает задание: приготовить и разыграть конфликтную ситуацию из жизни детского сада.
Представление сценок. Анализ. Рефлексия и обсуждение:
- Что общего во всех сценках?
- Какие чувства вы отметили у себя во время выполнения задания?
- Каково вам было в роли конфликтующих?
- Какими могут быть последствия данных конфликтов?
- Каким может быть положительное воздействие конфликта на его участников?
- Причины конфликтных ситуаций.
- Диагностируйте версию конфликтной ситуации своей группы с точки зрения причины.
Обсуждение.
- Работа в группах.
Задание: даны типичные фразы, которые мы, как правило, произносим. Как можно или необходимо сказать?
Обсуждение.
- Подведение итогов занятия. Рефлексия.
- Ритуал прощания.
Занятие 3. Основные виды поведения в конфликте и его разрешение.
Цели: определить виды поведения в конфликте, отметить определяющие его факторы; отработать выбор определенного стиля поведения в конфликте; определить собственный стиль поведения в ситуации конфликта на основе диагностики ( тест Томаса).
- Ритуал приветствия: молчаливое приветствие друг друга – все молча ходят по кабинету, прикасаются друг к другу, смотрят в глаза, при этом не произнося ни слова.
- « Диалог»
Цель: помочь участникам научиться понимать позицию другого.
Инструкция: работаем в парах: один – говорящий, а другой – его эхо. Говорящий излагает свою позицию по теме « Почему возникают конфликты в детском саду» , эхо перефразирует высказывание говорящего, то есть повторяет его утверждение своими словами. Если говорящий доволен эхом, то говорит дальше, если нет – поправляет его.
Обсуждение. Поделитесь своими впечатлениями.
- Упражнение « Гляделки».
Инструкция: встаньте в круг, посмотрите внимательно друг на друга и опустите глаза вниз. После сигнала (хлопок) все должны поднять голову и указать пальцем на одного из присутствующих. Если выбор совпадает, пара отходит в сторону. Вся группа таким образом разбивается на пары.
Один занимает место на стуле, другой встает перед ним. Ладонями соприкоснуться. Один – давит на ладони, другой – сопротивляется. Затем поменяться местами.
- Что вы чувствуете, когда другой человек давит на вас?
- В каком виде поведения в конфликте партнер «давит»?
- В каком виде поведения в конфликте партнер может почувствовать себя «задавленным»?
- Диагностика ведущей стратегии в конфликте: Тест Томаса
Цель: определить собственный стиль поведения в ситуации разногласий.
Обсуждение: Согласны ли вы с результатом теста?
На доске:
Ведущие стратегии поведения в конфликте
Конкуренция Сотрудничество
Компромисс
Избегание Приспособление
Обсуждение.
- Работа в группах: участники делятся на 4 группы, каждая группа получает задание.
- Конкуренция « Чтобы я победил, ты должен проиграть»
- Приспособление « Чтобы ты выиграл, я должен проиграть»
- Компромисс « Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть»
- Сотрудничество « Чтобы выиграл я, ты тоже должен выиграть»
Группа обсуждает и готовит в театрализованной формеконфликтную ситуацию из жизни детского сада, демонстрирующую данный вид поведения.
Обсуждение: соответствует ли показанная сцена «девизу» и заявленному стилю поведения?
Вывод:
- По каким причинам выбирается стиль поведения в конфликте?
- Какой стиль наиболее конструктивен в конфликте?
- Упражнение « Голова»
Цель: снять неприятные соматические изменения
Инструкция: Встаньте прямо, свободно расправив плечи и откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте, что на вас надет громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, где вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор рукой и выразительно, эмоционально бросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.
- Подведение итогов занятия. Рефлексия.
- Ритуал прощания.
Занятие 4. Стратегия сотрудничества в педагогическом конфликте.
Цели: показать существование искаженных представлений о человеке в эмоционально напряженной ситуации, учиться решать конфликты с учетом интересов всех сторон.
- Ритуал приветствия.
- Упражнение « Если бы …, я стал бы …»
Цель: выработка навыков быстрого реагирования на конфликтную ситуацию.
Инструкция: Упражнение выполняется по кругу: один участник ставит условие, в котором оговорена некоторая конфликтная ситуация ( «Если бы меня обсчитали в магазине …» ), следующий участник заканчивает предложение ( «Я стал бы требовать жалобную книгу» ).
Обсуждение. Рефлексия своих чувств.
- Игра « Договор».
Цель: поиск и выработка предложений, удовлетворяющих потребности другой стороны.
Инструкция: Участники делятся на 3 группы: «педагоги», «воспитанники», «родители» (Вырезать заранее из бумаги квадратики трех цветов, предложить участникам выбрать квадратик понравившегося цвета, при этом не говорить задание).
Ситуация: Воспитатель предлагают в один из выходных дней выехать со всей группой на экскурсию, но при одном условии, что поедут и несколько родителей. Родители отказываются.
В данной ситуации различие интересов сторон может привести к конфликту.
Задание: обсудить сложившуюся ситуацию с точки зрения представителей, чьи интересы вы представляете. Записать в 3 колонки таблицы интересы, проблемы, предложения той группы участников, которую вы представляете.
интересы | проблемы | Предложения |
- Как договориться всем участникам, исходя из своих интересов?
- Что поможет достичь договоренности?
- Что мешает?
Обсуждение. Рефлексия.
- Упражнение « Контакт».
Инструкция: Соприкоснитесь указательными пальцами с партнером, выполняйте вместе одновременно круговые движения. Старайтесь не нарушать контакт.
Рефлексия своих ощущений и чувств.
- Подведение итогов занятия. Рефлексия.
9. Ритуал прощания.
Занятие 5. Посредничество педагога в конфликте.
Цели: показать посредничество как способ разрешения конфликта, роль педагога как посредника между конфликтующими сторонами.
- Ритуал приветствия.
- Упражнение «Аукцион скульптур».
Цель: выразить важные аспекты конфликта без слов, с помощью тела.
Инструкция: Работа в парах. Один из партнеров выполняет роль скульптора, другой – «материал». Скульптор из обоих «лепит» скульптуру на тему «Взаимоотношения в конфликте» молча, используя только руки. «Материал» пассивен. Скульптура запоминает окончательный вариант, чтобы продемонстрировать. Затем партнеры меняются ролями.
Обсуждение. Рефлексия: Податлив ли материал? Каков характер прикосновений скульптора? Что чувствовали в процессе изготовления скульптуры? Какие мысли приходили в голову?
- Ролевая игра « Сглаживание конфликта».
Цель: отработка умений и навыков сглаживания конфликта.
Инструкция: Участники разбиваются на «тройки». Каждая «тройка» придумывает сценарий, по которому два участника представляют конфликтные стороны, а третий играет роль арбитра, миротворца.
Обсуждение:
- Какие методы сглаживания конфликтов были продемонстрированы?
- Какие, на ваш взляд, интересные находки использовались?
- Как стоило повести себя тем участникам, кому не удалось сгладить конфликт?
Рефлексия своей роли.
- Методика посредничества по улаживанию конфликта.
Методика состоит из 4-х шагов:
- « Найдите время, чтобы поговорить». (посредник помогает участникам договориться о времени и месте переговоров)
- « Спланируйте организацию» ( посредник « запускает» разговор)
- «Выговорись» ( участники должны выговориться полностью, высказать свою точку зрения и выслушать позицию другого).
- «Соглашение». ( переговоры должны закончиться решением и описанием того, что, как и когда каждая конфликтующая сторона будет делать для реализации принятого решения)
Обсуждение методики.
- Упражнение Восточный базар».
Цель: отработать навыки конструктивного взаимодействия.
Инструкция: каждый участник получает несколько (по количеству участников) бумажек, на которых он пишет свое тренинговое имя. Затем все бумажки сворачиваются и собираются. Это так называемые «именные деньги». Каждый участник, не глядя, берет из общей кучи столько денег, сколько отдал. Когда все деньги разобраны, можно посмотреть кому чьи достались. Задание: любым способом вернуть себе свои «именные деньги».
Обсуждение. Рефлексия своих чувств.
- Упражнение « Скульптура»: перед зеркалом вылепите из себя самого скульптуру под названием
« Бодрость, уверенность, жизнерадостность, сила».Запомните позу и мимику. Надевайте и носите эту позу три раза в день.
- Подведение итогов занятия. Рефлексия.
10. Ритуал прощания.
Занятие 6. Педагогическое манипулирование.
Цель: показать манипулятивный стиль общения педагога как деструктивный, ответственность педагога за использование власти в конфликте с воспитанниками.
- Ритуал приветствия.
- Упражнение « Приветствие королеве».
Цель: почувствовать себя в необычной роли.
Инструкция: на стол ставится стул, на стуле сидит королева, остальные – ее подданные. Подданные должны приветствовать королеву.
Обсуждение. Рефлексия: Каковы ваши ощущения от своей роли?
- Работа в группах: участники делятся на две группы.
Задание: 1 группа – найдите причины, по которым человеку бывает выгодно преувеличивать и демонстрировать свою силу; 2 группа – найдите причины, по которым человеку выгодно преувеличивать и демонстрировать свою слабость. Проиллюстрируйте случаями из жизни.
Обсуждение выполненного задания.
Вывод: Манипулятивный стиль общения предполагает наличие скрытой цели собеседника, для достижения которой используются индивидуальные особенности характера человека, его личностные установки. Манипулирование – это управление другим человеком за счет преувеличения или преуменьшения собственных личностных особенностей или черт характера.
Педагогическое манипулирование – это однонаправленное воздействие, где субъект воздействия – воспитатель, а объект воздействия – воспитанник. Суть педагогического манипулирования можно охарактеризовать словами, сказанными однажды педагогом: « Дети делают, что хотят , а хотят они … то, что нужно мне».
- Работа в группах. Каждая группа получает карточку с ситуацией педагогического манипулирования. Задание: предложите варианты решения конфликта.
Вывод: Назовите способы, с помощью которых можно преодолеть привычку к педагогическому манипулированию и быть в детском саду «меньше воспитателем – больше человеком»? ( быть с детьми откровенным, « на равных», обращаться чаще по имени, поддерживать ребят шуткой и т. д.).
5. Упражнение – релаксация.
6. Подведение итогов работы. Рефлексия.
7. Ритуал прощания.
Об успешности работы по данному направлению свидетельствует гармонизация психологического климата в педагогическом коллективе нашего детского сада.
Тренинговое занятие «Я - само совершенство»
Цель:
- Активизация процесса самопознания у педагогов;
- Формирование адекватной самооценки профессиональных качеств и уровня притязаний; развитие коммуникативных навыков. групповой сплоченности.
- Использование технологии ТРИЗ и РТВ в работе с педагогами.
План:
1. Информация к размышлению
2. Ищем свои достоинства
3.Сказка «Деревья – характеры»
4. Идеальный педагог
5.Динамическая пауза
6. Упражнение «Говорящие вещи»
7. Пальчиковая гимнастика
8. «Я вам пишу»
7. Упражнение « Музей обидных воспоминаний»
8.«Все дело в шляпе»
9. Завершение занятия . «Моя личная вселенная»
Настрой : Упражнение « Туфелька»
Все разуваются , обувь перемешивается и раскладывается в разных углах зала. Участники берутся за руки. Их задача- обуться, не разрывая рук. Если руки разомкнутся , все начинаем сначала.
Ведущий. –«Информация»
Здравствуйте дорогие коллеги!
Несколько лет назад, остановив свой выбор на профессии педагога , вы вступили в удивительную страну маленьких детей, тем самым согласившись окунуться надолго в необычный мир восхитительного детства. Этот мир- как космос ,но расположен он более во времени, чем в пространстве. Как и космос, он всегда близок и далек, и тот, кто смел, мудр ,удачлив, да будет вхож в него!
Вы еще сами недавно были детьми, и казалось с легкостью найдете общий язык с теми, кого так хорошо понимали. Но встав по другую ступеньку ,вдруг осознали, что уже выросли и слегка подзабыли особенности детского языка .Возможно вы растерялись .Но пусть вас не пугают первые шаги по тернистой дороге педагогики. У вас все получится.
На нашем занятии мы будем говорить о вас самих, о вашем отношении с другими людьми, о целях, которые вы перед собой ставите. Вы узнаете свои сильные и слабые стороны, научитесь лучше понимать себя и разберетесь, почему вы поступаете так, а не иначе, и что вы можете сделать ,чтобы стать лучше.
Педагог-профессия творческая, а чтобы быть человеком творческим, необходимо совершенствовать все свои самые лучшие качества.
Что же такое совершенство? - ответы участников (идеал, образец, что-то прекрасное и т.д.)
Упражнение «Ищем свои достоинства»
На сегодняшней встрече хотелось бы приблизиться к осознанию этого понятия с профессиональной точки зрения.
В толковом словаре Ожегова есть определение: совершенство- это « полнота всех достоинств, высшая степень какого-нибудь положительного качества (довести до совершенства, верх совершенства)».
Сейчас мы поищем у самих себя какие-либо достоинства, пусть несовершенные, но ярко выраженные положительные качества. Каждый по очереди называет свое имя и несколько положительных качеств характера, которые помогают вам в работе, в жизни. ( помогает словарик качеств личности) на ту же букву, что и имя.
Сказка о деревьях-характерах
В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких и неприступных гор, в волшебном лесу, где поют дивные песни удивительные птицы, росли…Деревья-Характеры. Это были необычные деревья. Их внешний вид был отражением характеров людей, живших далеко-далеко за горами.
У каждого Дерева-Характера от ствола отходили четыре главные ветви, а от них - множество маленьких. Эти четыре ветви имели свои названия: Отношение к людям; Отношение к делу; Отношение к себе: Отношение к вещам. У каждого Дерева-характера эти ветви имели свою, непохожую на других форму, свою характерную особенность.
На одном дереве-Характере ветвь Отношения к людям была пряма и устремлена вверх, потому что была ветвью Правдивости, а на другом была скручена кольцом Лжи;
Где-то ветвь Отношения к себе вызывающе торчала Самовлюбленностью, где-то прогибалась до земли от своей Приниженности. А где-то спокойно и уверенно поднималась к солнцу как воплощение Достоинства. Ветви Отношения к вещам на некоторых Деревьях-характерах скрючились от Жадности, а на других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость.
Очень разные Деревья-Характеры росли в этом волшебном лесу. Под некоторыми характерами трескалась земля - такими они были тяжелыми, зато легкие Характеры буквально парили в воздухе, едва цепляясь корнями за почву.
Встречались характеры ,сплошь - от корней до кроны -покрытые иголками, и потому они были очень колючими. А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками - это были прямые характеры.
Даже бензопила не смогла бы распилить твердые Характеры, а мягкие характеры были настолько податливы, что их стволы можно было запросто мять, как глину.
Были среди них очень красивые и безобразные, высокие и низкие, стройные и стелющиеся по земле.
Так непохожи были Деревья- Характеры, потому что росли они на разных почвах, неодинаково согревало их солнце, иначе обдувал ветер, не поровну давал влаги дождь. А ведь у каждого человека в жизни складывается все по-разному, верно?
Порой налетала в волшебную долину свирепая буря, яростно бросалась она на Деревья-Характеры: иные ломала или вырывала с корнем, другие гнула до земли, но сломать не могла. Были и такие, что не склонялись даже под самым сильным ураганом и лишь гордо распрямляли свои могучие ветви- ветви Отношения к себе, Отношения к людям, Отношения к делу, Отношения к вещам.
У каждого человека в этом лесу есть свое Дерево- Характер, которое своим видом отражает присущий ему характер. Многие люди хотели бы побывать там, посмотреть, как выглядит их Дерево- Характер. Но попасть в этот волшебный лес не может никто.
Ведущий. «Идеальный педагог»
Первые черты совершенного педагога у нас уже есть. Делимся на две подгруппы. У одной из групп - кружки красного цвета, у другой - синего. Группа педагогов с кружками синего цвета - наши дети младшего возраста Группа с кружками красного цвета - дети старшего возраста.
Сядьте удобно, расслабьтесь, руки свободно лежат на коленях, почувствуйте под ногами опору. Закройте глаза «Малыши» представьте, каким бы вы хотели видеть своего педагога;
«Старшие дети» представьте, каким должен быть ваш педагог.
По истечение 1 минуты, каждая группа обсуждает необходимые качества и приходит к общей характеристике, записав те качества, которые должны быть присущи педагогу. (Мы запишем их на доске.)
Ведущий.
На следующем этапе вы уже не дети, вы снова стали собой- взрослыми людьми, опытными педагогами. Сейчас вы объединитесь в одну группу и уже с вашей позиции предложите 4 качества совершенного педагога. (Мы их запишем )-обсуждение-2 мин.
-Ну и какие получились результаты идеального педагога?
(зачитываем)
Ведущий.
1. Основным качеством совершенного педагога должна быть постоянная готовность к игре и умение превращать в игру самое скучное и серьезное занятие. Давайте попробуем на практике это доказать:
Дети живут в мире образов, они очень любят разные «превращения»:
- Если нам нужно создать тишину в группе, в кого можно «превратить» детей?
( рыбки, бабочки, цветы камни)
Вы можете придумать вместе с детьми для этого специальные слова-заклинания (лучше рифмованные
- Если вам необходимо ускорить наведение порядка или сборы на прогулку, можно?…..
(ввести соревновательный момент: кто быстрее, лучше, точнее, аккуратнее -уложит игрушки, наденет одежду и т.д.)
- Чтобы собрать внимание детей и подготовить их к серьезному занятию ,не помешают «превращения» их в художников, артистов, математиков и т.д.
- Можно начать занятие с определенного звука, мелодии, стихотворения и т.д.
- Творческий подход к работе предполагает постоянный поиск новой формы, новых материалов, новой методики.
Необходимо помнить:
Творчески можно обращаться только с теми знаниями, которые прочно вошли в ваш педагогический опыт.
2. Наличие умения фантазировать является обязательной составляющей творческого педагога:
Такая игра может начаться в любой момент и с помощью любого предмета.
Динамическая пауза
Упражнение «Говорящие вещи»
-Сегодня мы узнаем нечто новое о себе и других участниках группы. Для этой цели можно применять различные средства. Я воспользуюсь - волшебством. Я хочу попросить вас вспомнить, есть ли у вас какая-либо вещь, которая достаточно давно находится с вами и которую вы любите.
Через несколько секунд я произнесу заклинание, и эти вещи оживут. Люди исчезнут, а останутся только вещи. Они смогут рассказать о себе, о своей судьбе, своей истории ,может поведают о своем хозяине, об отношениях ,которые складываются между ними. Итак, внимание…
Шорох- морох ,в серых норах
Слово вспыхнуло ,как порох!
До небес огонь горит
Вещи могут говорить
А теперь ,тот человек, до которого я дотронусь говорит от имени своей вещи. Когда вещь закончит свой рассказ , все остальные могут задавать ей вопросы.
Если она сочтет нужным, она ответит, если нет - она ответит:- «Это знает только мисс Марпл!»
Шорох – морох, шелест трав,
Шепот затихает,
Успокоен шумный нрав.
Вещи замолкают!
Вещи снова стали вещами, они не говорят. Однако они остаются с вами, а значит, только от вас зависит, смогут ли они в какой-то момент вашей жизни подать свой голос, и, может быть, даже что-то посоветовать вам.
Пальчиковая гимнастика
«Я вам пишу»
Сейчас мы с вами займемся эпистолярным жанром.
«Дружественная ладошка»
Участникам раздаются листы бумаги и фломастеры.
-Обведите контур своей ладони и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по группе, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки, в любом свободном месте.
Эти пожелания вы можете взять с собой домой
Музей обидных воспоминаний
Наибольшей силой в плане изменения человеком самого себя обладает воображение.
Каждый из нас обижался и не один раз. Но одни люди умеют быстро расстаться с обидами ,потому что обида это ни что иное , как «ржавчина, разъедающая душу». Другие относятся к своим обидам как к большой ценности. Они их прячут, берегут, накапливают. А в конфликте предъявляют, усиливая, как им кажется, свою позицию. Результат такого собирательства - болезни. Попробуйте дома написать все свои обиды на листок , внимательно на них посмотрите и скажите им :
«Обиды, вы простите меня, но я отправляю вас в музей обидных воспоминаний. Вы остаетесь в прошлом, а я живу в настоящем и будущем. Лишняя тяжесть мне ни к чему! Прощайте!» И порвите этот лист, или сожгите. В душе должны быть всегда уют и комфорт, спокойствие и мудрость. «Человек сам загораживает себе свет» сказал Эмерсон. Постарайтесь этого не делать.
«Все дело в шляпе»
Ах, как хотелось бы каждому из нас быть всегда здравомыслящим ,дальновидным, бепристрастным , владеющим полной ти этот воистину волшебный дар нам, простым смертным.
Эдвард де Боно, один из известнейших исследователей механизмов творчества, разработал метод, помогающий в обучении детей и взрослых эффективному мышлению. " Шесть шляп мышления"»
назвал он
свой труд. Шесть шляп- это шесть различных способов мышления.
Белая – На Вас белая шляпа. С помощью ее постарайтесь зафиксировать все произошедшие события по – порядку и беспристрастно.
Сначала…
…Затем…
И тогда…
И наконец..
Красная - - рассмотрите схему происшедших событий и зафиксируйте все чувства, которые вы испытывали когда все это происходило?»
Черная - проанализируйте ,что в данной ситуации самое плохое для Вас. самое неприятное. Попробуйте посмотреть в будущее и сказать какие отрицательные последствия могут Вас ожидать.
Желтая - не бывает ситуаций только плохих или только хороших. Даже когда все вокруг темно, нужно вспомнить о желтой шляпе и быстро ее надеть. Поверьте ,в любой ситуации есть что-то хорошее.
Зеленая - шляпа творчества. Даже неприятность может вызвать вдохновение. Не теряйте чувства юмора
Синяя - шляпа мудрости. Каждая ситуация нас чему-то учит. Синяя шляпа поможет Вам узнать ,какой жизненный урок преподнесла вам эта ситуация, и почему для Вас важен этот опыт.
Порядок примерки шляп
В первую очередь мы называем всегда белую шляпу. Последней должна быть синяя. Вслед за черной всегда должна быть желтая, а в остальном порядок свободный!
Ведущий.
Наше занятие подошло к концу. Если вернуться к теме, то ведь понятие «совершенство» – это что-то законченное, свершившееся, завершенное. Но ведь наш с вами путь не завершен, мы - то с вами в движении. Достижение какой-то цели открывает впереди новые горизонты. Совершенству нет предела! Я желаю вам успехов на вашем жизненном пути!
-Человек, имеющий доброе сердце
Может говорить о своем совершенстве.
Пусть он маленький будет, или большой,
Но он человек с красивой душой
Он может любить, он может помочь,
Он ласковый сын или нежная дочь
И все что узнает, и все что создаст
С добром и любовью он людям отдаст
Испытывать будет при этом блаженство
Да! Доброе сердце – верх совершенства!
«Моя личная Вселенная»
Упражнение «Моя вселенная»
-Вспомните, пожалуйста , все ,что вы считаете для себя очень нужным и дорогим.
Ваше любимое занятие
Ваш любимый цвет
Ваш лучший друг
Ваше любимое животное
Ваше любимое время года
Ваши любимые родные и близкие
Ваша любимая музыка
Это и будет вашей любимой планетой, планетой счастья.
По желанию зачитывают ,что их окружает. Рисунок «Моя планета»
Игра «Поведение в конфликте»
Цели игры:
- сформировать понятие о видах поведения в конфликте;
- показать основные психологические факторы, определяющие конфликт;
- учиться выбирать адекватные стили поведения в конфликте в поведенческой системе межличностного взаимодействия.
Ведущий делит всех участников на пять групп, в каждой выбирается ее представитель, которому ведущий дает одну из пяти карточек с названием определенного стиля поведения в конфликте с соответствующим девизом:
- Стиль «Конкуренция»: «Чтобы я победил, ты должен проиграть».
- Стиль «Приспособление»: «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».
- Стиль «Компромисс»: «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть».
- Стиль «Сотрудничество»: «Чтобы выиграл я, ты тоже должен выиграть».
- Стиль «Избегание»: «Мне все равно, выиграешь ты или проиграешь, но я знаю, что в этом участия не принимаю».
Каждая группа обсуждает и готовит сценку, в которой демонстрируется предложенный ей вид поведения в конфликте.
Обсуждение: проводится в форме ответов на вопросы:
- Как данный вид поведения в конфликте повлиял на эмоциональное состояние, на чувства его участников?
- Могли ли другие виды поведения в этой ситуации быть более полезными для участников?
- Что заставляет людей выбирать тот или иной стиль поведения в конфликте?
- Какой стиль самый конструктивный для взаимоотношений людей?
Упражнение "Зеркало" (развитие психологического климата)
Участники разбиваются на пары, становятся лицом друг к другу. Один из играющих делает замедленные движения руками, головой, всем телом. Задача другого - в точности копировать все движения напарника, быть его "зеркальным отражением". В каждой паре участники самостоятельно подбирают нужную сложность движений и их темп.
В ходе игры участники, работающие за "отражение", довольно быстро научаются чувствовать тело партнера, и схватывают логику его движений. От раза к разу следить за "оригиналом" и копировать его движения становится все легче, и все чаще возникают ситуации не только предвосхищения, но и опережения его движений. Освоив навыки двигательного подражания, участники могут попробовать свои силы и в более сложной игре: задача та же, но роли "отражения" и "оригинала", ведомого и лидера, не определены. Гибко подстраиваясь друг под друга, играющие стремятся двигаться в унисон.
Это упражнение - очень хорошее средство развития психологического контакта. Наблюдая за ходом его выполнения, тренер может выявить "естественного" лидера в каждой паре. Трудности в достижении двигательного согласия нередко бывают связаны с наличием напряженных отношений между партнерами.
Упражнение "Мнение обо мне"
Каждый участник сможет услышать мнение других о себе. Это "социальное эхо" помогает сориентироваться в группе.
Вам понадобятся бумага и карандаши по числу участников.
1. Каждый участник пишет свое имя сверху на листе бумаги. Затем листы складываются вместе в стопку, перемешиваются и раздаются членам группы.
2. Все пишут короткие комментарии под именем на том листе, который им достался. Это может быть комплимент, вопрос или же личное мнение о данном человеке.
3. Все листы снова складываются в стопку, перемешиваются и заново раздаются участникам, которые опять пишут свои комментарии.
4. Те же действия повторяют еще раз.
5. Теперь на каждом листе написано по три комментария. Ведущий собирает все листы и по одному зачитывает их вслух. После каждого прочтения упомянутый участник может высказать свое мнение по следующим вопросам:
Удивил ли меня чей-либо отзыв?
Считаю ли я данные высказывания в мой адрес корректными?
Хочу ли я ответить на заданный вопрос?
Как я обычно чувствую себя, попадая в новый коллектив?
Как я хочу выглядеть в группе?
Моя восприимчивость - это, скорее, достоинство или недостаток?
Вы можете прочитать комментарии, написанные на всех листах, а затем пригласить участников к обсуждению игры.
Упражнение "Поставь себя на место другого"
Вспомните свой недавний конфликт с коллегой по работе, в котором вы начали общение с позиции "над". А теперь расслабьтесь, закройте глаза и представьте себя на место того педагога, с кем вы разговаривали. Представили? Внутренне, про себя спросите у него, какие впечатления он получил от общения с вами? Подумайте, что бы мог о вас сказать ваш бывший собеседник. Затем проиграйте в своем воображении вашу беседу таким образом, чтобы оставить у вашего партнера приятные воспоминания о себе. Что изменилось? Вы поняли, что изменилась прежде всего ваша внутренняя позиция? Если раньше осознанно или неосознанно вы начинали беседу с коллегой по работе так же, как вы говорите с вашими воспитанниками в группе, то сейчас вы подходите к человеку, внутренне готовясь к равноправному контакту с ним. Эта психологическая подготовка связана со сменой вашей позиции, вашим внутренним стремлением к полноценному диалогу.
Упражнение "Коллега - образ"
Вспомните одного из своих коллег. Какое определение из предложенных здесь могло бы подойти для характеристики его личности (отметьте несколько качеств):
тревожный - спокойный
разбросанный - целеустремленный
замкнутый - общительный
легкомысленный - серьезный
возбудимый - уравновешенный
уступчивый - принципиальный
"выскочка" - скромный
вспыльчивый - сдержанный
лицемерный - искренний
пессимист - оптимист
безвольный - волевой
глупый - умный
агрессивный - миролюбивый
ранимый - невозмутимый
грубоватый - тактичный
ленивый - трудолюбивый
черствый - отзывчивый
злой - добрый
пассивный - активный
самовлюбленный – самокритичный
Если вы не можете оценить коллегу только при помощи двухфакторной оценки ("глупый - умный"), тогда напротив каждой характеристики поставьте определенный балл, исходя из шестибалльной системы. Попробуйте оценить таким образом 5-7 своих коллег.
Упражнение "Второй план" (осознание своей позиции в общении)
В общении с коллегой по работе старайтесь выработать для себя "второй план" беседы: как ваш собеседник вас воспринимает, что он о вас думает, что он говорит и что не говорит, что чувствует.
Стройте беседу с другим педагогом так, чтобы представленный вами "второй план" был одним из ведущих факторов вашего общения. Не говорите того, что было бы неприятно вашему собеседнику, старайтесь оставить о себе хорошее впечатление, думайте о последствиях своих слов.
Упражнение развивает способность осознавать свою позицию в общении.
Список использованной литературы
- Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ. Психологическое сопровождение. ООО “ТЦ Сфера”, 2005.
- Микляева Н.В. и Ю.В. Работа педагога-психолога в ДОУ. Методическое пособие. Айрис - пресс. М., 2005.
- ОзеринаН.П., Савельева Е.Ю. «Технология менеджмента конфликтов», журнал «Управление ДОУ»,№5, 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конфликты в педагогическом коллективе как условие повышения качества образования в дошкольном учреждении
Как влияют конфликты на деятельность того или иного коллектива? Являются ли препятствием на пути к достижению общих целей или, наоборот, стимулируют его участников?...
Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе детского сада
Конфликт- это противоречие, воспринимаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность, направленную на его преодоление.Основная специ...
Консультация для педагогов_Основные подходы в разрешении конфликтов в детском коллективе
С конфликтами в сфере взаимодействия детей разного возраста и со сверстниками взрослые сталкиваются довольно рано. Не всегда следует вмешиваться в ссоры между детьми. Необходимо помнить, что все детск...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ: "Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе"
Представление о конфликтах, возникающих в педагогическом коллективе, способствовать сплочению коллектива, снятию эмоционального напряжения....
Презентация "Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе детского сада"
Презентация "Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе детского сада"...
Семинар-практикум "Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе ДОУ"
Семинар-практикум "Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе ДОУ" Цель: Дать представление о конфликтах, возникающих в педагогическом коллективе, его причинах, осо...
Рекомендации «Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе ДОУ».
В повседневной жизни человек имеет дело с самыми разнообразными ситуациями. Их общая совокупность, проявляющаяся и на работе, и дома, образует жизненное пространство человека.Среди этих ситуаций особо...