Консультация для педагогов_Основные подходы в разрешении конфликтов в детском коллективе
консультация на тему
С конфликтами в сфере взаимодействия детей разного возраста и со сверстниками взрослые сталкиваются довольно рано. Не всегда следует вмешиваться в ссоры между детьми. Необходимо помнить, что все детские ссоры обычно разрешаются сами собой, и поэтому к ним надо относиться как к естественным явлениям в жизни. Вмешательство воспитателя в отношения конфликтующих сторон в качестве посредника оправдано в тех случаях, когда стороны или одна из сторон проявляет агрессивность и жестокость.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 40 «Золотая рыбка»
Старооскольского городского округа
Консультация для педагогов
«Основные подходы в разрешении конфликтов
в детском коллективе»
Педагог-психолог:
Чащина Е.А.
Конфликт – столкновение противоположных интересов, взглядов, целей, позиций, ролей. В настоящее время конфликты понимаются как сложное социальное явление и неизбежный спутник социальных отношений.
Рассмотрим конфликты, которые возникают между детьми в дошкольном детстве. С конфликтами в сфере взаимодействия детей разного возраста и со сверстниками взрослые сталкиваются довольно рано. Их появление ученые относят к возрасту от одного года.
У младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего возраста – из-за ролей, а в более старшем возрасте – из-за правил игры. Детские конфликты могут возникать по поводу ресурсов, дисциплины, трудностей в общении, ценностей и потребностей.
Будучи собственниками по своей природе, дети с трудом расстаются с любимой игрушкой или вещью. Покушение на игрушку, которую ребенок считает своей, является покушением на его безопасность, на его личностное пространство.
В общении детей друг с другом часто возникают ситуации, требующие согласованности действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей. Но в таких ситуациях дети не всегда находят нужные способы поведения, и это часто приводит к конфликту, в котором, с одной стороны, находятся желания и права одних детей, а с другой стороны, — желания и права других.
Конфликтная ситуация между детьми часто сопровождается отсутствием сопереживания другому и взаимных уступок. Это связано, прежде всего, с тем, что дошкольник еще не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения, интересы, поэтому ему трудно представить, что чувствует другой. Он видит только внешнее поведение другого: толкает, кричит, мешает, отбирает игрушки и т.д., но он не понимает, что каждый сверстник – личность, со своим внутренним миром, интересами и желаниями.
Необходимо помнить, что общение дошкольников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения со взрослыми.
Возрастные особенности дошкольников в сфере взаимоотношений, которые могут стать источником конфликта:
- Большое разнообразие и широкий диапазон коммуникативных действий (навязывание своей воли, требования, приказы, обман, спор).
- Чрезмерно яркая эмоциональная насыщенность общения.
- Нестандартность и нерегламентированность действий (неожиданные действия и движения – принятие причудливых поз, кривляние, передразнивание, придумывание новых слов, небылиц и дразнилок).
- Преобладание инициативных действий над ответными (для ребенка важней его собственное высказывание или действие – несогласованность порождает конфликт).
Существуют понятия межличностной совместимости и межличностной несовместимости.
- Совместимость предполагает взаимное принятие партнеров по общению и совместной деятельности.
- Несовместимость — взаимное неприятие (антипатию) партнеров, основанное на несовпадении (противостоянии) интересов, мотивов, характеров, темпераментов, психофизических реакций, индивидуально-психологических характеристик. Межличностная несовместимость может стать причиной эмоционального конфликта у ребенка (психологического антагонизма), который является наиболее сложной и трудноразрешимой формой межличностного противоборства.
Для 5-6 летних детей значимо принятие их сверстниками, очень важна их оценка, одобрение, восхищение. Дети испытывают потребность получить интересную роль и проявить себя, по-разному ведут себя в ситуации успеха и неудачи. Чаще всего в состоянии успеха их переполняет чувство радости, а в ситуации неудачи они огорчаются, чувствуют зависть и досаду. Все эти аспекты взаимоотношений детей могут спровоцировать между ними конфликт.
Трудности дошкольников во взаимоотношениях со сверстниками, чаще всего, возникают на почве уже имеющегося актуального неблагополучия в развитии ребенка. В связи с этим в группе ярко выделяются дети популярные и непопулярные.
- Популярные дети – это ловкие, умелые, смышленые, опрятные.
- К непопулярным зачисляют неопрятных, тихих, плаксивых, вредных, агрессивных, тревожных, слабых и плохо владеющих игровыми действиями и речью детей. В число таких детей обычно попадают дети из конфликтных семей с остро неблагоприятной эмоциональной атмосферой, дети из семей с гипо- или гиперопекой, дисгармоничными типами воспитания. У сверстников вызывают раздражение те дети, с которыми трудно договориться, кто нарушает правила, не умеет играть, медлительные, несообразительные, неумелые. Непопулярные дети тяжело переживают свою невключенность в совместные игры сверстников, что, в свою очередь, крайне отрицательно сказывается на формировании у них самооценки и чувства самоуважения в целом.
В межличностных конфликтах организующую роль играет личность, присущие ей коммуникативные и поведенческие особенности. Поэтому при анализе конфликтов важно учитывать характерологические и индивидуально-личностные особенности ребенка, что может помочь воспитателю в понимании возможных скрытых причин возникшей конфликтной ситуации между детьми: тип личности, несхожесть характеров, конфликтогенность и т.п.
Существуют следующие типы личности:
- Демонстративный конфликтный тип — у него резко выражена демонстративная акцентуация, хочет быть постоянно в центре внимания, стремится хорошо выглядеть в лице других, отношения к взрослым и детям определяются взаимной оценкой, очень зависим от оценки окружающих взрослых и детей, рациональное начало выражено слабо, хорошо чувствует себя в поверхностных конфликтах, возникающих по мелким причинам, в стычках отрицает факт того, что является их инициатором и источником.
- Неуправляемый тип — импульсивный, плохо контролируемый, с трудно предсказуемым поведением, часто ведет себя вызывающе, агрессивно, игнорирует общепризнанные нормы поведения, страдает завышенной неадекватной самооценкой, требует подтверждения своей значимости, в конфликтах и своих неудачах виновными считает других (внешнее окружение), плохо социализируемая, конфликтная личность, не умеет планировать свою деятельность, уроков не извлекает, такой ребенок малообучаем, плохо поддается воспитательным воздействиям.
- Целенаправленный конфликтный тип — характерен тем, что использует конфликт как средство достижения своих целей, в конфликте выступает активной стороной. Склонен к манипуляциям и играм, очень рационально ведет себя в конфликтной ситуации» просчитывает варианты по типу: «если я так, то …», знает слабые и сильные стороны соперника, в споре пытается доказать свою правоту, напорист в достижении чего-либо, подавляет более слабых детей.
В детском коллективе межличностные конфликты могут протекать в форме соперничества (стремления к доминированию) и споров (разногласий по поводу нахождения наилучшего варианта решения совместных проблем).
Детские конфликты могут выступать как противоборство открытое (спор, ссора и т.п.) или скрытое (действие исподтишка, демонстрация показного безразличия и т.п.), отражающееся в их возрастном развитии. Так же детский конфликт может быть стихийным, т.е. спонтанно возникшим, и преднамеренным, заранее спланированным или просто спровоцированным.
Детские межличностные конфликты оказываются либо неизбежными, в известной степени закономерными, либо вынужденными, хотя и необходимыми; либо ничем не оправданными, лишенными всякой целесообразности.
Каждый конфликт имеет свою продолжительность, свою протяженность во времени. Между дошкольниками конфликты могут тянуться несколько дней, а могут завершиться за несколько минут. Но всегда их протекание подчинено определенной логике, в ходе взаимодействия участников выделяются следующие этапы:
- Завязка, или конфликтная ситуация (нарастание).
- Этап открытого противоборства, называемый инцидентом (реализация).
- Тот или иной исход, который ведет к завершению конфликта или переходу его на другой уровень (затухание), последующее взаимодействие.
Следует отметить, что успешная блокировка конфликта (переведение его из области коммуникативных взаимодействий в плоскость предметно-деятельностную) возможна лишь на первой стадии его возникновения. Если конфликт разгорелся и подавить его сразу не удалось, то воспитателю следует разрешить конфликт, проведя его разбор (анализ) с выяснением обстоятельств и применением воспитательных действий после того, как произошла разрядка напряжения и обе стороны «выплеснули свои эмоции».
Разрешение конфликта – это:
- элиминация или минимизация проблем, разделяющих стороны, обычно осуществляемая через поиск компромисса, достижения согласия;
- устранение полностью или частично причин, породивших конфликт, либо изменение целей участников конфликта (Васильев В. Л., 1977);
- достижение соглашения по спорному вопросу между участниками (Дмитриев А. и др., 1993).
В конфликтных ситуациях воспитателю отводится роль наблюдателя-посредника. В связи с этим - его главная цель: целенаправленное воздействие по устранению (минимизации) причин, породивших конфликт; коррекция поведения участников конфликта; обеспечение нормального (максимально возможно хорошего) обмена преимущественно вербальными действиями участников конфликта, чтобы они слушали и слышали друг друга посредством того, кто между ними; обучение социально приемлемым нормам поведения и общения.
При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого или более сильного партнера. Поэтому главная задача взрослых — помочь детям увидеть в каждом человека, имеющего свои желания и переживания, вместе найти выход из сложной ситуации, предлагая им варианты решения конфликта. Не следует приуменьшать способности детей в этом отношении, уже в раннем возрасте вполне возможно совместное принятие решения.
Для воспитателя в конфликте важен не сам предмет и материал конфликта, а формальная сторона взаимодействия, т.е. его организованность. Деятельность воспитателя должна быть направлена на переориентацию действий сторон для создания атмосферы позитивного внимания, которое, в свою очередь, является условием возможного соглашения сторон конфликта как предпосылки его разрешения. Профессиональная компетентность воспитателя состоит в том, чтобы тщательно различать материал втянутого в конфликт противоречия и форму его удержания, которая вполне может в сознании участников конфликта трансформироваться в самостоятельный (часто замещающий действительный) предмет конфликта.
Становясь посредником в разрешении детских конфликтов, воспитатель должен учитывать характерные особенности данных конфликтов:
- При разрешении конфликтной ситуации воспитатель, педагог несет профессиональную ответственность за правильное разрешение ситуации конфликта: детский сад — модель общества, где воспитанники усваивают социальные нормы отношений между людьми.
- Взрослые и дети имеют различный социальный статус (чем и определяется их разное поведение в конфликте и при его разрешении).
- Разница в возрасте и жизненном опыте разводит позиции взрослого и ребенка, порождает разную степень ответственности за ошибки.
- Различное понимание событий и их причин участниками, конфликт глазами воспитателя и детей видится по-разному.
- Присутствие других детей при конфликте превращает их из свидетелей в участников, а конфликт приобретает воспитательный смысл.
- Профессиональная позиция воспитателя (педагога) — взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы формирующейся личности.
- Детские конфликты легче предупредить, чем успешно разрешить.
В самостоятельных попытках детей разобраться, кто прав, кто виноват, часто выбор способа разрешения конфликта диктуется личным восприятием соперника (что он собой представляет, что можно от него ожидать) и властью одного ребенка по отношению к другому. Соотношение ребенком данных факторов и определяет его выбор наиболее эффективного, с точки зрения «выигрыша» в конфликте, способа поведения.
Наблюдения за детьми в конфликтной ситуации свидетельствуют о том, что часто ее участники по-разному разрешают возникшие проблемы. Одни пытаются разрешить спор силовыми методами для достижения своих целей, другие же, хорошо владеющие коммуникативными методами, улаживают свои споры и разногласия более мирным ненасильственным способом.
Два основных способа разрешения конфликтной ситуации детьми:
- деструктивный;
- конструктивный.
- Деструктивные способы предполагают:
- либо уход от ситуации («Уйду и не буду с ними играть», «Сам буду играть»);
- либо агрессивное ее разрешение («Всех побью и заставлю играть»);
- либо привлечение внешних средств для разрешения конфликта («Позову воспитателя, она всех заставит играть»).
Силовой способ разрешения конфликта используют дети, у которых наблюдаются трудности в общении, непонимание друг друга, отсутствие доверия, агрессивность, которая порождает различные ответные реакции противостоящей стороны. Чаще всего доминируют силовые методы воздействия на партнера у детей с признаками агрессии, с нарушениями в эмоционально-личностной сфере. Проба силовых методов проявляется у них не только в попытке настоять на своем, уговорить, доказать приоритет своей позиции, но и в жестком давлении, угрозах, шантаже, а иногда и в применении физического насилия.
Деструктивное разрешение конфликта может явиться детонатором других, более сильных и продолжительных конфликтов, и уже с участием взрослых.
- Конструктивные выходы из конфликта предполагают продвижение в ситуации и ее разрешение («Предложу другую игру», «Спрошу у ребят, во что лучше поиграть, и мы договоримся»).
Дети, предпочитающие разрешать конфликты конструктивным способом, более общительны, и у них, как правило, устанавливаются благополучные взаимоотношения со сверстниками. Они понимают суть ненасильственного разрешения конфликта, которая состоит в том, чтобы найти путь, который приведет к «выигрышу» обоих участников конфликта, и понимают, что вместо двусторонней борьбы лучше сообща анализировать проблему и стараться достичь согласия, которое обогащает отношения.
В ходе длительного наблюдая за детьми воспитатель может самостоятельно определить используемые способы разрешения конфликта детьми в каждом конкретном случае и тем самым эффективно урегулировать конфликты, способствовать гармонизации отношений между детьми и созданию благоприятного микроклимата в группе.
Примерная программа наблюдения за ребенком:
1) наблюдение в режимные моменты, на занятиях и во время свободной активной деятельности (эмоциональное состояние хорошее, спокойное, равнодушное, тревожное, тягостное и т. п.);
2) типичные ситуации, при которых ребенок испытывает неуверенность в себе и беспокойство (неожиданные вопросы в ходе занятий, участие в играх соревновательного характера и т. п.);
3) участие в конфликтных ситуациях (никогда ни с кем не конфликтует, является инициатором предметных конфликтов, создает беспочвенные конфликтные ситуации и т. п.);
4) объект конфликта, в котором участвует ребенок (несправедливые действия со стороны сверстника; проявление соперником агрессии, грубости, жестокости, оскорблений; проявление неприязни к сверстнику и т. п.);
5) эмоции, сопровождающие конфликтное поведение (нетерпение, гнев, злость, раздражение, обида, воодушевление от предвкушения борьбы, живой интерес к оппоненту, надежда на успех, удовольствие от точно найденной и принятой соперником аргументации);
6) формы конфликтного поведения:
- молчание, демонстративный уход, затаенный гнев, игнорирование обидчика;
- продолжает действовать, как будто ничего не произошло;
- стремится доказать, что другой ребенок не прав, ссорится;
- применяет физическое насилие;
- призывает на помощь союзников для поддержки;
- уступает, ищет справедливого исхода;
- предпочитает выяснять отношения с глазу на глаз;
- использует разные стратегии в зависимости от условий и т. п.
7) виды конфликтных ситуаций, в которых принимает участие ребенок (ситуации по поводу поведения, отношений, предметной деятельности).
Психологический анализ конфликтной ситуации воспитатель может провести по предлагаемым схемам.
Первый вариант:
- Описание ситуации конфликта (участники, место возникновения, обстоятельства, деятельность участников конфликта).
- Что предшествовало возникновению ситуации?
- Определение в ситуации момента, когда воспитатель мог бы определить переход конфликтной ситуации в конфликт.
- Что помешало воспитателю это сделать (эмоциональное состояние, присутствие свидетелей, растерянность, неожиданность и т.д.)?
- Какие возрастные, индивидуальные особенности участников конфликта, проявились в их поведении, поступке, ситуации?
- Ситуация глазами детей и самого воспитателя.
- Личностная позиция воспитателя в возникновении конфликтной ситуации (отношение ее к детям).
- Какие приемы воспитательного воздействия мог бы использовать воспитатель в конфликтной ситуации и как он их использовал в реальности? Оценка этих приемов.
- Что нового узнал воспитатель о своих воспитанниках, их поступках, поведении в конфликтной ситуации?
- Основные причины возникновения конфликта и его содержание (конфликт поведения, отношений)?
- Варианты погашения, предупреждения и разрешения, корректировка поведения воспитанников?
- Вывод и рекомендации по выбору средств воспитательных воздействий и определение участников реализации поставленных целей на ближайшее время и на перспективу.
Второй вариант:
- Описание конфликтной ситуации или конфликта.
- Причины возникновения конфликтной ситуации (внутренние и внешние условия ее возникновения).
- Повод (инцидент) перехода конфликтной ситуации в конфликт и его динамика (возможно, любое случайное событие).
- Смысловое содержание конфликта для каждого из его участников.
- Психологический анализ отношений между участниками конфликтной ситуации (личные симпатии или антипатии).
- Определение дальнейших перспектив воспитания и познавательных целей при разных вариантах разрешения ситуации.
В психологическом анализе конфликтной ситуации весьма информативными являются результаты наблюдения взаимоотношений детей в игре.
Воспитатель в ходе наблюдений отмечает следующие аспекты:
- ребенок проявляет в игре лидерство или он ведомый;
- конфликтует в игре со сверстниками;
- подчиняется правилам игры, согласовывает действия;
- готов радоваться успеху другого ребенка;
- готов делиться игрушками;
- оказывает помощь другим детям;
- переживает свой успех в игре: чувствует превосходство над другими;
- переживает неудачи в игре: обижается (огорчается), плачет, теряет интерес, отказывается от игры, проявляет агрессию.
Осуществляя анализ взаимоотношений детей, воспитатель должен:
- стараться определить причины их объединения (или разъединения);
- направлять эти взаимоотношения (при определяющей инициативе);
- оценивать действия детей, помня об их обостренной чувствительности;
- помогать им анализировать собственную личность;
- обращать внимание на выбор игрушек, имея в виду половую идентификацию;
- осуществлять общение с детьми с учетом их пола;
- при общении придерживаться личностноориентированной модели общения, так как именно она дает оптимальный результат;
- приучать детей к общению в таком стиле, который необходим именно в этом возрасте;
- прививать детям коммуникативные навыки и обучать способам ненасильственного разрешения конфликтов, возникающих в ходе игры.
При разрешении конфликтной ситуации, возникшей между детьми, воспитателям следует помнить следующие правила:
Правило № 1. Не всегда следует вмешиваться в ссоры между детьми. Необходимо помнить, что все детские ссоры обычно разрешаются сами собой, и поэтому к ним надо относиться как к естественным явлениям в жизни. Небольшие ссоры и стычки можно расценить как первые жизненные уроки взаимодействия с людьми одного круга (равными), момент взаимодействия с окружающим миром, этап обучения методом проб и ошибок, без которого ребенок не может обойтись. Поэтому взрослым без особой необходимости не стоит вступать в ссоры детей. Надо чтобы они научились самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты.
Правило 2. Вмешиваясь в детский конфликт, никогда не занимать сразу позицию одного из ребят, даже если кажется очевидным, кто здесь прав, а кто виноват. Ведь для ребенка, ведущего себя неправильно, это совсем не так просто. Поэтому скорый суд он воспримет как несправедливость и пристрастность, а значит, не станет продолжать общение, в котором воспитатель выступает арбитром. Постараться объективно разобраться в причинах конфликта и его течении, тем более что обычно взрослые видят лишь часть "айсберга", а эта надводная часть далеко не всегда позволяет судить об истинных проблемах и вкладе детей в конфликт.
Правило 3. Разбирая конкретную ситуацию ссоры, не стремится выступать верховным судьей, определяя правых и виноватых и выбирая меру наказания. Лучше не делать из личных конфликтов аналог юридического разбирательства. Попробовать приучить детей к мысли, что, кто бы ни начал ссору, ответственность за дальнейшее развитие событий несут всегда двое. Поэтому, вмешиваясь в общение детей, нужно стараться показать им, как можно найти способ выхода из трудной ситуации, который устроил бы их обоих. Делать акцент не на "кто виноват?", а на "что делать?". Направить в это русло внимание поссорившихся и жаждущих отмщения ребят часто помогает чувство юмора. Если воспитатель пошутит и покажет ситуацию в забавном свете, то сразу можно заметить, как вместе со смехом у детей постепенно меняется их эмоциональное состояние.
Правило 4. Помогая детям выйти из конфликта и освободиться от накопившейся обиды и злости, следить за тем, чтобы они не переходили на личности. Говоря о том, что их огорчило или возмутило, они должны описывать именно действия и слова партнера, а не его физические или личностные недостатки. То есть допустимо, когда ребенок жалуется на то, что другой наступил ему на ногу или грубо ответил, но старайтесь не допускать выражений типа: "Да он медведь косолапый!" или "Он всегда такой нервный и грубиян!".
При разрешении детских конфликтов воспитатели так же не должны забывать о творческом подходе к решению проблемы, т.е. о превращении конфликтной ситуации в проблемную, а саму проблему — в возможность открыть для себя и для других нечто новое.
Вмешательство воспитателя в отношения конфликтующих сторон в качестве посредника оправдано, особенно в тех случаях, когда стороны или одна из сторон проявляет агрессивность и жестокость.
В опасных конфликтных ситуациях воспитатель должен:
- вмешаться в конфликт, прервать акт насилия (здесь можно прокомментировать происходящее, попытаться отвлечь ссорящихся, разнять противников);
- оценить обстановку, выяснить, кто участвует в конфликте, и кто знает, что произошло;
- оказать помощь пострадавшему;
- сообщить виновнику, если его вина не подлежит сомнению, о своем неудовольствии его поведением, решить вопрос — сразу же предпринять в отношении его какие-нибудь действия (например: успокоить, отвести к заведующей и т.п.) или лучше обстоятельно заняться им позже; позаботиться о поддержке, если она нужна со стороны, обратиться конкретно к кому-нибудь из детей и дать указания, что делать;
- избавиться от «зрителей», если присутствие других детей осложняет ситуацию, велеть им разойтись или самому уйти с участниками конфликта в другое место;
- успокоить участников конфликта, например: велеть им несколько раз глубоко вдохнуть и выдохнуть; развести их в разные стороны, посоветовав «охладить пыл»; устроить так, чтобы они не видели или не могли коснуться друг друга, пока не придут в себя; дать возможность выразить свои эмоции — обиду, злость; расспросить их, что случилось и как они себя чувствуют;
- разрешить конфликт: когда дети успокоятся, провести с ними совместное обсуждение происшествия (разбор конфликта) или в отдельности провести беседу;
- сделать выводы: какие последствия влечет за собой поведение участников конфликта, должно ли последовать наказание, играет ли наказание какую-нибудь роль для виновника, какие уроки он извлечет, какие внушения должны получить участники конфликта, если их поведение не имело серьезных последствий или если оно привело к каким-либо нежелательным осложнениям.
Взаимодействие воспитателя с детьми предполагает переориентацию поведения ребенка в конфликтной ситуации. Это целесообразно делать не посредством простого запрета, окрика или замечания, а с помощью позитивных сообщений, особенно в ситуациях, когда последствия конфликта являются результатом сознательных действий ребенка, связанных с опасностью для него самого или других детей, а также асоциального поведения, проявляющегося во вспышках агрессии, актах насилия, требующих немедленной реакции воспитателя на эти действия. Этот вид сообщений не должен включать простую критику этих действий и их запрет.
Позитивное сообщение, призванное изменить поведение ребенка, должно включать следующие компоненты:
- описание произведенного им действия;
- описание возможного или (неизбежного) результата этого действия;
- предложение альтернативного варианта поведения.
Необходимо, чтобы в структуру такого сообщения входили все три звена. Особенно важно не ограничиваться одним объяснением, почему так делать нельзя, а предложить детям другой вариант поведения в этой ситуации.
Схема позитивного сообщения, которое предлагает ребенку изменить свое поведение, может выглядеть, например, следующим образом (доктор Дж.И.Кларк): 1. Когда ты … 2. Может случиться, что … 3. Лучше …
В решении конфликтных ситуаций воспитатель должен владеть техникой «активного слушания». Это умение слушать и слышать ребенка. Активно слушать – это значит возвращать ему в беседе то, что он поведал, при этом обозначив его чувство.
Воспитатель принимает позу «глаза в глаза» (садится на маленький стульчик лицом к ребенку). Воспитатель настраивается на ребенка, слушает с сочувствием, использует в разговоре поддержку, прояснения, уточнения, повторяет наиболее важные мысли и чувства, т.е. подтверждает, отражает содержание информации и чувств ребенка, показывает принятие и понимание ребенка тоном голоса, мимикой, жестами, взглядом, позой, не перебивает и не дает советов, не приводит примеров, остается нейтральным, не принимая ничью сторону, получает интересующую его информацию, старается поставить себя на его место. Важно в беседе держать паузу – это время принадлежит ребенку, пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании. Не нужно торопиться с выводами, проверить свои предположения и удостовериться, что правильно понял ребенка. Помолчать нужно и после ответа ребенка – может он что-то добавит. Беседа проходит в непринужденной, спокойной обстановке. Воспитатель не доминирует в беседе, он посредник, помощник. Узнать о том, что ребенок не готов услышать реплику взрослого, можно по его внешнему виду: если его глаза смотрят в сторону, «внутрь» или вдаль, то надо продолжать молчать, т.к. в ребенке происходит очень важная и нужная внутренняя работа. Воспитателю иногда полезно повторить, как он понял что произошло с ребенком, целесообразно использовать другие слова с тем же смыслом.
Выслушиваются обе стороны: если в данный момент слушается один из участников конфликта, и он начинает понимать, что в его проблему вникают, то необходимо каким-нибудь образом дать понять другому участнику, что и он будет столь же внимательно выслушан. Ребенок должен сам сделать выводы из своих собственных слов, постепенно усиливая их эмоциональный накал. Воспитатель не должен приводить к эффекту «самонакручивания».
Обсуждать нужно следующее:
- Что произошло? (сформулировать суть конфликта)
- Что привело к конфликту? Почему это произошло? (выяснить причины)
- Какие чувства вызвал конфликт у участников столкновения? (определить, назвать чувства)
- Как быть в этой ситуации? (найти решение)
Если показать ребенку, что его действительно слушают, понимают и сочувствуют, то тем самым снижается острота конфликта: ребенку важно почувствовать себя услышанным и понятым.
Эффективная коммуникация - решающий инструмент конструктивного управления конфликтами.
Посещение ребенком дошкольного учреждения далеко не всегда гарантирует полноценное формирование у ребенка мотивации общения и коммуникативных навыков. Напротив, серьезные нарушения в сфере общения со сверстниками могут обрести стойкий характер в результате рано сложившихся неблагоприятных взаимоотношений с детьми в группе детского сада. Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении, может привести к психическому заболеванию.
На протяжении всего детства дети учатся понимать и уважать друг друга, но хорошо, если такой опыт они начнут приобретать уже на самой первой ступеньке общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разрешение конфликтов в педагогическом коллективе
Пути, способы и методы разрешения конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе....
Консультация для родителей "Толерантность - путь к разрешению конфликтов"
В материале консультации рассказывается о значении термина "Толерантность", дана сравнительнительная характеристика толерантного и интолерантного человека....
Методы разрешения конфликтов в детских взаимоотношениях.
В детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из них порой бывает трудно разобраться. Все детские ссоры обычно разрешаются сами собой, и поэтому к ним надо относиться как к е...
Консультация «МЕТОДЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ДЕТСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ».
Консультация для родителей и педагогов о том,как правильно можно разрешить конфликт между детьми....
Консультация для педагогов "Конфликты в детском коллективе"
Консультация для педагогов "Конфликты в детском коллективе"...
Методические рекомендации «Методы разрешения конфликтов в детских взаимоотношениях»
В детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из них порой бывает трудно разобраться. Все детские ссоры обычно разрешаются сами собой, и поэтому к ним надо относиться как к ест...
Выступление педагога-психолога Гамиловой М.Г. на педагогическом совете «Детский сад №163 ОАО «РЖД» по теме: Причины возникновения конфликтов в детском коллективе.
Непосредственные причины возникновения конфликтов между детьми носят эмоционально-личностный характер, они связаны, как правило, с личностным восприятием происходящего вокруг, с чувственной реакцией н...