Консультация для педагогов_Основные подходы в разрешении конфликтов в детском коллективе
консультация на тему

Чащина Евгения Александровна

С конфликтами в сфере взаимодействия детей разного возраста и со сверстниками взрослые сталкиваются довольно рано. Не всегда следует вмешиваться в ссоры между детьми. Необходимо помнить, что все детские ссоры обычно разрешаются сами собой, и поэтому к ним надо относиться как к естественным явлениям в жизни. Вмешательство воспитателя в отношения конфликтующих сторон в качестве посредника оправдано в тех случаях, когда стороны или одна из сторон проявляет агрессивность и жестокость.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 40 «Золотая рыбка»

Старооскольского городского округа

Консультация для педагогов

 «Основные подходы в разрешении конфликтов

в детском коллективе»

                                                                        Педагог-психолог:

                                                                        Чащина Е.А.


Конфликт – столкновение противоположных интересов, взглядов, целей, позиций, ролей. В настоящее время конфликты понимаются как сложное социальное явление и неизбежный спутник социальных отношений.

Рассмотрим конфликты, которые возникают между детьми в дошкольном детстве. С конфликтами в сфере взаимодействия детей разного возраста и со сверстниками взрослые сталкиваются довольно рано. Их появление ученые относят к возрасту от одного года.

У младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего возраста – из-за ролей, а в более старшем возрасте – из-за правил игры. Детские конфликты могут возникать по поводу ресурсов, дисциплины, трудностей в общении, ценностей и потребностей.

Будучи собственниками по своей природе, дети с трудом расстаются с любимой игрушкой или вещью. Покушение на игрушку, которую ребенок считает своей, является покушением на его безопасность, на его личностное пространство.

В общении детей друг с другом часто возникают ситуации, требующие согласованности действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей. Но в таких ситуациях дети не всегда находят нужные способы поведения, и это часто приводит к конфликту, в котором, с одной стороны, находятся желания и права одних детей, а с другой стороны, — желания и права других.

Конфликтная ситуация между детьми часто сопровождается отсутствием сопереживания другому и взаимных уступок. Это связано, прежде всего, с тем, что дошкольник еще не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения, интересы, поэтому ему трудно представить, что чувствует другой. Он видит только внешнее поведение другого: толкает, кричит, мешает, отбирает игрушки и т.д., но он не понимает, что каждый сверстник – личность, со своим внутренним миром, интересами и желаниями.

Необходимо помнить, что общение дошкольников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения со взрослыми.

Возрастные особенности дошкольников в сфере взаимоотношений, которые могут стать источником конфликта:

  1. Большое разнообразие и широкий диапазон коммуникативных действий (навязывание своей воли, требования, приказы, обман, спор).

  1. Чрезмерно яркая эмоциональная насыщенность общения.

  1. Нестандартность и нерегламентированность действий (неожиданные действия и движения – принятие причудливых поз, кривляние, передразнивание, придумывание новых слов, небылиц и дразнилок).

  1. Преобладание инициативных действий над ответными (для ребенка важней его собственное высказывание или действие – несогласованность порождает конфликт).

Существуют понятия межличностной совместимости и межличностной несовместимости.

  • Совместимость предполагает взаимное принятие партнеров по общению и совместной деятельности.
  • Несовместимость — взаимное неприятие (антипатию) партнеров, основанное на несовпадении (противостоянии) интересов, мотивов, характеров, темпераментов, психофизических реакций, индивидуально-психологических характеристик. Межличностная несовместимость может стать причиной эмоционального конфликта у ребенка (психологического антагонизма), который является наиболее сложной и трудноразрешимой формой межличностного противоборства.

Для 5-6 летних детей значимо принятие их сверстниками, очень важна их оценка, одобрение, восхищение. Дети испытывают потребность получить интересную роль и проявить себя, по-разному ведут себя в ситуации успеха и неудачи. Чаще всего в состоянии успеха их переполняет чувство радости, а в ситуации неудачи они огорчаются, чувствуют зависть и досаду. Все эти аспекты взаимоотношений детей могут спровоцировать между ними конфликт.

Трудности дошкольников во взаимоотношениях со сверстниками, чаще всего, возникают на почве уже имеющегося актуального неблагополучия в развитии ребенка. В связи с этим в группе ярко выделяются дети популярные и непопулярные.

  • Популярные дети – это ловкие, умелые, смышленые, опрятные.
  • К непопулярным зачисляют неопрятных, тихих, плаксивых, вредных, агрессивных, тревожных, слабых и плохо владеющих игровыми действиями и речью детей. В число таких детей обычно попадают дети из конфликтных семей с остро неблагоприятной эмоциональной атмосферой, дети из семей с гипо- или гиперопекой, дисгармоничными типами воспитания. У сверстников вызывают раздражение те дети, с которыми трудно договориться, кто нарушает правила, не умеет играть, медлительные, несообразительные, неумелые. Непопулярные дети тяжело переживают свою невключенность в совместные игры сверстников, что, в свою очередь, крайне отрицательно сказывается на формировании у них самооценки и чувства самоуважения в целом.

В межличностных конфликтах организующую роль играет личность, присущие ей коммуникативные и поведенческие особенности. Поэтому при анализе конфликтов важно учитывать характерологические и индивидуально-личностные особенности ребенка, что может помочь воспитателю в понимании возможных скрытых причин возникшей конфликтной ситуации между детьми: тип личности, несхожесть характеров, конфликтогенность и т.п.

Существуют следующие типы личности:

  • Демонстративный конфликтный тип  у него резко выражена демонстративная акцентуация, хочет быть постоянно в центре внимания, стремится хорошо выглядеть в лице других, отношения к взрослым и детям определяются взаимной оценкой, очень зависим от оценки окружающих взрослых и детей, рациональное начало выражено слабо, хорошо чувствует себя в поверхностных конфликтах, возникающих по мелким причинам, в стычках отрицает факт того, что является их инициатором и источником.

  • Неуправляемый тип — импульсивный, плохо контролируемый, с трудно предсказуемым поведением, часто ведет себя вызывающе, агрессивно, игнорирует общепризнанные нормы поведения, страдает завышенной неадекватной самооценкой, требует подтверждения своей значимости, в конфликтах и своих неудачах виновными считает других (внешнее окружение), плохо социализируемая, конфликтная личность, не умеет планировать свою деятельность, уроков не извлекает, такой ребенок малообучаем, плохо поддается воспитательным воздействиям.

  • Целенаправленный конфликтный тип — характерен тем, что использует конфликт как средство достижения своих целей, в конфликте выступает активной стороной. Склонен к манипуляциям и играм, очень рационально ведет себя в конфликтной ситуации» просчитывает варианты по типу: «если я так, то …», знает слабые и сильные стороны соперника, в споре пытается доказать свою правоту, напорист в достижении чего-либо, подавляет более слабых детей.

В детском коллективе межличностные конфликты могут протекать в форме соперничества (стремления к доминированию) и споров (разногласий по поводу нахождения наилучшего варианта решения совместных проблем).

Детские конфликты могут выступать как противоборство открытое (спор, ссора и т.п.) или скрытое (действие исподтишка, демонстрация показного безразличия и т.п.), отражающееся в их возрастном развитии. Так же детский конфликт может быть стихийным, т.е. спонтанно возникшим, и преднамеренным, заранее спланированным или просто спровоцированным.

Детские межличностные конфликты оказываются либо неизбежными, в известной степени закономерными, либо вынужденными, хотя и необходимыми; либо ничем не оправданными, лишенными всякой целесообразности.

Каждый конфликт имеет свою продолжительность, свою протяженность во времени. Между дошкольниками конфликты могут тянуться несколько дней, а могут завершиться за несколько минут. Но всегда их протекание подчинено определенной логике, в ходе взаимодействия участников выделяются следующие этапы:

  1. Завязка, или конфликтная ситуация (нарастание).
  2. Этап открытого противоборства, называемый инцидентом (реализация).
  3. Тот или иной исход, который ведет к завершению конфликта или переходу его на другой уровень (затухание), последующее взаимодействие.

Следует отметить, что успешная блокировка конфликта (переведение его из области коммуникативных взаимодействий в плоскость предметно-деятельностную) возможна лишь на первой стадии его возникновения. Если конфликт разгорелся и подавить его сразу не удалось, то воспитателю следует разрешить конфликт, проведя его разбор (анализ) с выяснением обстоятельств и применением воспитательных действий после того, как произошла разрядка напряжения и обе стороны «выплеснули свои эмоции».

Разрешение конфликта – это:

  • элиминация или минимизация проблем, разделяющих стороны, обычно осуществляемая через поиск компромисса, достижения согласия;
  • устранение полностью или частично причин, породивших конфликт, либо изменение целей участников конфликта (Васильев В. Л., 1977);

  • достижение соглашения по спорному вопросу между участниками (Дмитриев А. и др., 1993).  

В конфликтных ситуациях воспитателю отводится роль наблюдателя-посредника. В связи с этим - его главная цель: целенаправленное воздействие по устранению (минимизации) причин, породивших конфликт; коррекция поведения участников конфликта; обеспечение нормального (максимально возможно хорошего) обмена преимущественно вербальными действиями участников конфликта, чтобы они слушали и слышали друг друга посредством того, кто между ними; обучение социально приемлемым нормам поведения и общения.

При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого или более сильного партнера. Поэтому главная задача взрослых — помочь детям увидеть в каждом человека, имеющего свои желания и переживания, вместе найти выход из сложной ситуации, предлагая им варианты решения конфликта. Не следует приуменьшать способности детей в этом отношении, уже в раннем возрасте вполне возможно совместное принятие решения.

Для воспитателя в конфликте важен не сам предмет и материал конфликта, а формальная сторона взаимодействия, т.е. его организованность. Деятельность воспитателя должна быть направлена на переориентацию действий сторон для создания атмосферы позитивного внимания, которое, в свою очередь, является условием возможного соглашения сторон конфликта как предпосылки его разрешения. Профессиональная компетентность воспитателя состоит в том, чтобы тщательно различать материал втянутого в конфликт противоречия и форму его удержания, которая вполне может в сознании участников конфликта трансформироваться в самостоятельный (часто замещающий действительный) предмет конфликта.

Становясь посредником в разрешении детских конфликтов, воспитатель должен учитывать характерные особенности данных конфликтов:

  1. При разрешении конфликтной ситуации воспитатель, педагог несет профессиональную ответственность за правильное разрешение ситуации конфликта: детский сад — модель общества, где воспитанники усваивают социальные нормы отношений между людьми.

  1. Взрослые и дети имеют различный социальный статус (чем и определяется их разное поведение в конфликте и при его разрешении).

  1. Разница в возрасте и жизненном опыте разводит позиции взрослого и ребенка, порождает разную степень ответственности за ошибки.

  1. Различное понимание событий и их причин участниками, конфликт глазами воспитателя и детей видится по-разному.

  1. Присутствие других детей при конфликте превращает их из свидетелей в участников, а конфликт приобретает воспитательный смысл.

  1. Профессиональная позиция воспитателя (педагога) — взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы формирующейся личности.

  1. Детские конфликты легче предупредить, чем успешно разрешить.

В самостоятельных попытках детей разобраться, кто прав, кто виноват, часто выбор способа разрешения конфликта диктуется личным восприятием соперника (что он собой представляет, что можно от него ожидать) и властью одного ребенка по отношению к другому. Соотношение ребенком данных факторов и определяет его выбор наиболее эффективного, с точки зрения «выигрыша» в конфликте, способа поведения.

Наблюдения за детьми в конфликтной ситуации свидетельствуют о том, что часто ее участники по-разному разрешают возникшие проблемы. Одни пытаются разрешить спор силовыми методами для достижения своих целей, другие же, хорошо владеющие коммуникативными методами, улаживают свои споры и разногласия более мирным ненасильственным способом.

Два основных способа разрешения конфликтной ситуации детьми:

  • деструктивный;
  • конструктивный.

  • Деструктивные способы предполагают:

  • либо уход от ситуации («Уйду и не буду с ними играть», «Сам буду играть»);
  • либо агрессивное ее разрешение («Всех побью и заставлю играть»);
  • либо привлечение внешних средств для разрешения конфликта («Позову воспитателя, она всех заставит играть»).

Силовой способ разрешения конфликта используют дети, у которых наблюдаются трудности в общении, непонимание друг друга, отсутствие доверия, агрессивность, которая порождает различные ответные реакции противостоящей стороны. Чаще всего доминируют силовые методы воздействия на партнера у детей с признаками агрессии, с нарушениями в эмоционально-личностной сфере. Проба силовых методов проявляется у них не только в попытке настоять на своем, уговорить, доказать приоритет своей позиции, но и в жестком давлении, угрозах, шантаже, а иногда и в применении физического насилия.

Деструктивное разрешение конфликта может явиться детонатором других, более сильных и продолжительных конфликтов, и уже с участием взрослых.

  • Конструктивные выходы из конфликта предполагают продвижение в ситуации и ее разрешение («Предложу другую игру», «Спрошу у ребят, во что лучше поиграть, и мы договоримся»).

Дети, предпочитающие разрешать конфликты конструктивным способом, более общительны, и у них, как правило, устанавливаются благополучные взаимоотношения со сверстниками. Они понимают суть ненасильственного разрешения конфликта, которая состоит в том, чтобы найти путь, который приведет к «выигрышу» обоих участников конфликта, и понимают, что вместо двусторонней борьбы лучше сообща анализировать проблему и стараться достичь согласия, которое обогащает отношения.

В ходе длительного наблюдая за детьми воспитатель может самостоятельно определить используемые способы разрешения конфликта детьми в каждом конкретном случае и тем самым эффективно урегулировать конфликты, способствовать гармонизации отношений между детьми и созданию благоприятного микроклимата в группе.

Примерная программа наблюдения за ребенком:

1)    наблюдение в режимные моменты, на занятиях и во время свободной активной деятельности (эмоциональное состояние хорошее, спокойное, равнодушное, тревожное, тягостное и т. п.);

2)    типичные ситуации, при которых ребенок испытывает неуверенность в себе и беспокойство (неожиданные вопросы в ходе занятий, участие в играх соревновательного характера и т. п.);

3)    участие в конфликтных ситуациях (никогда ни с кем не конфликтует, является инициатором предметных конфликтов, создает беспочвенные конфликтные ситуации и т. п.);

4)    объект конфликта, в котором участвует ребенок (несправедливые действия со стороны сверстника; проявление соперником агрессии, грубости, жестокости, оскорблений; проявление неприязни к сверстнику и т. п.);

5)    эмоции, сопровождающие конфликтное поведение (нетерпение, гнев, злость, раздражение, обида, воодушевление от предвкушения борьбы, живой интерес к оппоненту, надежда на успех, удовольствие от точно найденной и принятой соперником аргументации);

6)    формы конфликтного поведения:

  • молчание, демонстративный уход, затаенный гнев, игнорирование обидчика;
  • продолжает действовать, как будто ничего не произошло;
  • стремится доказать, что другой ребенок не прав, ссорится;
  • применяет физическое насилие;
  • призывает на помощь союзников для поддержки;
  • уступает, ищет справедливого исхода;
  • предпочитает выяснять отношения с глазу на глаз;
  • использует разные стратегии в зависимости от условий и т. п.

7)    виды конфликтных ситуаций, в которых принимает участие ребенок (ситуации по поводу поведения, отношений, предметной деятельности).

Психологический анализ конфликтной ситуации воспитатель может провести по предлагаемым схемам.

Первый вариант:

  1. Описание ситуации конфликта (участники, место возникновения, обстоятельства, деятельность участников конфликта).

  1. Что предшествовало возникновению ситуации?

  1. Определение в ситуации момента, когда воспитатель мог бы определить переход конфликтной ситуации в конфликт.

  1. Что помешало воспитателю это сделать (эмоциональное состояние, присутствие свидетелей, растерянность, неожиданность и т.д.)?

  1. Какие возрастные, индивидуальные особенности участников конфликта, проявились в их поведении, поступке, ситуации?

  1. Ситуация глазами детей и самого воспитателя.

  1. Личностная позиция воспитателя в возникновении конфликтной ситуации (отношение ее к детям).

  1. Какие приемы воспитательного воздействия мог бы использовать воспитатель в конфликтной ситуации и как он их использовал в реальности? Оценка этих приемов.

  1. Что нового узнал воспитатель о своих воспитанниках, их поступках, поведении в конфликтной ситуации?

  1.  Основные причины возникновения конфликта и его содержание (конфликт поведения, отношений)?

  1.  Варианты погашения, предупреждения и разрешения, корректировка поведения воспитанников?

  1.  Вывод и рекомендации по выбору средств воспитательных воздействий и определение участников реализации поставленных целей на ближайшее время и на перспективу.

Второй вариант:

  1. Описание конфликтной ситуации или конфликта.

  1. Причины возникновения конфликтной ситуации (внутренние и внешние условия ее возникновения).

  1. Повод (инцидент) перехода конфликтной ситуации в конфликт и его динамика (возможно, любое случайное событие).

  1. Смысловое содержание конфликта для каждого из его участников.

  1. Психологический анализ отношений между участниками конфликтной ситуации (личные симпатии или антипатии).

  1. Определение дальнейших перспектив воспитания и познавательных целей при разных вариантах разрешения ситуации.

В психологическом анализе конфликтной ситуации весьма информативными являются результаты наблюдения взаимоотношений детей в игре.

Воспитатель в ходе наблюдений отмечает следующие аспекты:

  • ребенок проявляет в игре лидерство или он ведомый;
  • конфликтует в игре со сверстниками;
  • подчиняется правилам игры, согласовывает действия;
  • готов радоваться успеху другого ребенка;
  • готов делиться игрушками;
  • оказывает помощь другим детям;
  • переживает свой успех в игре: чувствует превосходство над другими;
  • переживает неудачи в игре: обижается (огорчается), плачет, теряет интерес, отказывается от игры, проявляет агрессию.

Осуществляя анализ взаимоотношений детей, воспитатель должен:

  • стараться определить причины их объединения (или разъединения);
  • направлять эти взаимоотношения (при определяющей инициативе);
  • оценивать действия детей, помня об их обостренной чувствительности;
  • помогать им анализировать собственную личность;
  • обращать внимание на выбор игрушек, имея в виду половую идентификацию;
  • осуществлять общение с детьми с учетом их пола;
  • при общении придерживаться личностноориентированной модели общения, так как именно она дает оптимальный результат;
  • приучать детей к общению в таком стиле, который необходим именно в этом возрасте;
  • прививать детям коммуникативные навыки и обучать способам ненасильственного разрешения конфликтов, возникающих в ходе игры.

При разрешении конфликтной ситуации, возникшей между детьми, воспитателям следует помнить следующие правила:

Правило № 1. Не всегда следует вмешиваться в ссоры между детьми. Необходимо помнить, что все детские ссоры обычно разрешаются сами собой, и поэтому к ним надо относиться как к естественным явлениям в жизни. Небольшие ссоры и стычки можно расценить как первые жизненные уроки взаимодействия с людьми одного круга (равными), момент взаимодействия с окружающим миром, этап обучения методом проб и ошибок, без которого ребенок не может обойтись. Поэтому взрослым без особой необходимости не стоит вступать в ссоры детей. Надо чтобы они научились самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты.

Правило 2. Вмешиваясь в детский конфликт, никогда не занимать сразу позицию одного из ребят, даже если кажется очевидным, кто здесь прав, а кто виноват. Ведь для ребенка, ведущего себя неправильно, это совсем не так просто. Поэтому скорый суд он воспримет как несправедливость и пристрастность, а значит, не станет продолжать общение, в котором воспитатель выступает арбитром. Постараться объективно разобраться в причинах конфликта и его течении, тем более что обычно взрослые видят лишь часть "айсберга", а эта надводная часть далеко не всегда позволяет судить об истинных проблемах и вкладе детей в конфликт.

Правило 3. Разбирая конкретную ситуацию ссоры, не стремится выступать верховным судьей, определяя правых и виноватых и выбирая меру наказания. Лучше не делать из личных конфликтов аналог юридического разбирательства. Попробовать приучить детей к мысли, что, кто бы ни начал ссору, ответственность за дальнейшее развитие событий несут всегда двое. Поэтому, вмешиваясь в общение детей, нужно стараться показать им, как можно найти способ выхода из трудной ситуации, который устроил бы их обоих. Делать акцент не на "кто виноват?", а на "что делать?". Направить в это русло внимание поссорившихся и жаждущих отмщения ребят часто помогает чувство юмора. Если воспитатель пошутит и покажет ситуацию в забавном свете, то сразу можно заметить, как вместе со смехом у детей постепенно меняется их эмоциональное состояние.

Правило 4. Помогая детям выйти из конфликта и освободиться от накопившейся обиды и злости, следить за тем, чтобы они не переходили на личности. Говоря о том, что их огорчило или возмутило, они должны описывать именно действия и слова партнера, а не его физические или личностные недостатки. То есть допустимо, когда ребенок жалуется на то, что другой наступил ему на ногу или грубо ответил, но старайтесь не допускать выражений типа: "Да он медведь косолапый!" или "Он всегда такой нервный и грубиян!".

При разрешении детских конфликтов воспитатели так же не должны забывать о  творческом подходе к решению проблемы, т.е. о превращении конфликтной ситуации в проблемную, а саму проблему — в возможность открыть для себя и для других нечто новое.

Вмешательство воспитателя в отношения конфликтующих сторон в качестве посредника оправдано, особенно в тех случаях, когда стороны или одна из сторон проявляет агрессивность и жестокость.

В опасных конфликтных ситуациях воспитатель должен:

  • вмешаться в конфликт, прервать акт насилия (здесь можно прокомментировать происходящее, попытаться отвлечь ссорящихся, разнять противников);

  • оценить обстановку, выяснить, кто участвует в конфликте, и кто знает, что произошло;

  • оказать помощь пострадавшему;

  • сообщить виновнику, если его вина не подлежит сомнению, о своем неудовольствии его поведением, решить вопрос — сразу же предпринять в отношении его какие-нибудь действия (например: успокоить, отвести к заведующей и т.п.) или лучше обстоятельно заняться им позже; позаботиться о поддержке, если она нужна со стороны, обратиться конкретно к кому-нибудь из детей и дать указания, что делать;

  • избавиться от «зрителей», если присутствие других детей осложняет ситуацию, велеть им разойтись или самому уйти с участниками конфликта в другое место;

  • успокоить участников конфликта, например: велеть им несколько раз глубоко вдохнуть и выдохнуть; развести их в разные стороны, посоветовав «охладить пыл»; устроить так, чтобы они не видели или не могли коснуться друг друга, пока не придут в себя; дать возможность выразить свои эмоции — обиду, злость; расспросить их, что случилось и как они себя чувствуют;

  • разрешить конфликт: когда дети успокоятся, провести с ними совместное обсуждение происшествия (разбор конфликта) или в отдельности провести беседу;

  • сделать выводы: какие последствия влечет за собой поведение участников конфликта, должно ли последовать наказание, играет ли наказание какую-нибудь роль для виновника, какие уроки он извлечет, какие внушения должны получить участники конфликта, если их поведение не имело серьезных последствий или если оно привело к каким-либо нежелательным осложнениям.

Взаимодействие воспитателя с детьми предполагает переориентацию поведения ребенка в конфликтной ситуации. Это целесообразно делать не посредством простого запрета, окрика или замечания, а с помощью позитивных сообщений, особенно в ситуациях, когда последствия конфликта являются результатом сознательных действий ребенка, связанных с опасностью для него самого или других детей, а также асоциального поведения, проявляющегося во вспышках агрессии, актах насилия, требующих немедленной реакции воспитателя на эти действия. Этот вид сообщений не должен включать простую критику этих действий и их запрет.

Позитивное сообщение, призванное изменить поведение ребенка, должно включать следующие компоненты:

  • описание произведенного им действия;
  • описание возможного или (неизбежного) результата этого действия;
  • предложение альтернативного варианта поведения.

Необходимо, чтобы в структуру такого сообщения входили все три звена. Особенно важно не ограничиваться одним объяснением, почему так делать нельзя, а предложить детям другой вариант поведения в этой ситуации.

Схема позитивного сообщения, которое предлагает ребенку изменить свое поведение, может выглядеть, например, следующим образом (доктор Дж.И.Кларк): 1. Когда ты … 2. Может случиться, что … 3. Лучше …

В решении конфликтных ситуаций воспитатель должен владеть техникой «активного слушания». Это умение слушать и слышать ребенка. Активно слушать – это значит возвращать ему в беседе то, что он поведал, при этом обозначив его чувство.

Воспитатель принимает позу «глаза в глаза» (садится на маленький стульчик лицом к ребенку). Воспитатель настраивается на ребенка, слушает с сочувствием, использует в разговоре поддержку, прояснения, уточнения, повторяет наиболее важные мысли и чувства, т.е. подтверждает, отражает содержание информации и чувств ребенка, показывает принятие и понимание ребенка тоном голоса, мимикой, жестами, взглядом, позой, не перебивает и не дает советов, не приводит примеров, остается нейтральным, не принимая ничью сторону, получает интересующую его информацию, старается поставить себя на его место. Важно в беседе держать паузу – это время принадлежит ребенку, пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании. Не нужно торопиться с выводами, проверить свои предположения и удостовериться, что правильно понял ребенка. Помолчать нужно и после ответа ребенка – может он что-то добавит. Беседа проходит в непринужденной, спокойной обстановке. Воспитатель не доминирует в беседе, он посредник, помощник. Узнать о том, что ребенок не готов услышать реплику взрослого, можно по его внешнему виду: если его глаза смотрят в сторону, «внутрь» или вдаль, то надо продолжать молчать, т.к. в ребенке происходит очень важная и нужная внутренняя работа. Воспитателю иногда полезно повторить, как он понял что произошло с ребенком, целесообразно использовать другие слова с тем же смыслом.

Выслушиваются обе стороны: если в данный момент слушается один из участников конфликта, и он начинает понимать, что в его проблему вникают, то необходимо каким-нибудь образом дать понять другому участнику, что и он будет столь же внимательно выслушан. Ребенок должен сам сделать выводы из своих собственных слов, постепенно усиливая их эмоциональный накал. Воспитатель не должен приводить к эффекту «самонакручивания».

Обсуждать нужно следующее:

  1. Что произошло? (сформулировать суть конфликта)
  2. Что привело к конфликту? Почему это произошло? (выяснить причины)
  3. Какие чувства вызвал конфликт у участников столкновения? (определить, назвать чувства)
  4. Как быть в этой ситуации? (найти решение)

Если показать ребенку, что его действительно слушают, понимают и сочувствуют, то тем самым снижается острота конфликта: ребенку важно почувствовать себя услышанным и понятым.

Эффективная коммуникация - решающий инструмент конструктивного управления конфликтами.

Посещение ребенком дошкольного учреждения далеко не всегда гарантирует полноценное формирование у ребенка мотивации общения и коммуникативных навыков. Напротив, серьезные нарушения в сфере общения со сверстниками могут обрести стойкий характер в результате рано сложившихся неблагоприятных взаимоотношений с детьми в группе детского сада. Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении, может привести к психическому заболеванию.

На протяжении всего детства дети учатся понимать и уважать друг друга, но хорошо, если такой опыт они начнут приобретать уже на самой первой ступеньке общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разрешение конфликтов в педагогическом коллективе

Пути, способы и методы разрешения конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе....

Консультация для родителей "Толерантность - путь к разрешению конфликтов"

В материале консультации рассказывается о значении термина "Толерантность", дана сравнительнительная характеристика толерантного и интолерантного человека....

Методы разрешения конфликтов в детских взаимоотношениях.

 В детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из них порой бывает трудно разобраться. Все детские ссоры обычно разрешаются сами собой, и поэтому к ним надо относиться как к е...

Консультация «МЕТОДЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ДЕТСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ».

Консультация для родителей и педагогов о том,как правильно можно разрешить конфликт между детьми....

Консультация для педагогов "Конфликты в детском коллективе"

Консультация для педагогов "Конфликты в детском коллективе"...

Методические рекомендации «Методы разрешения конфликтов в детских взаимоотношениях»

В детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из них порой бывает трудно разобраться. Все детские ссоры обычно разрешаются сами собой, и поэтому к ним надо относиться как к ест...

Выступление педагога-психолога Гамиловой М.Г. на педагогическом совете «Детский сад №163 ОАО «РЖД» по теме: Причины возникновения конфликтов в детском коллективе.

Непосредственные причины возникновения конфликтов между детьми носят эмоционально-личностный характер, они связаны, как правило, с личностным восприятием происходящего вокруг, с чувственной реакцией н...