Взаимодействие педагога с агрессивными детьми
консультация
В консультации рассматривается проблема детской агрессивности у детей дошкольного возраста с ОВЗ, выделены основные направления работы для снятия агрессивного поведения. Материал консультации поможет практикующим педагогам научить детей адекватно реагировать на жизненные ситуации, снимать эмоциональное и мышечное напряжение в моменты агрессивного состояния.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_vzaimodeystvie_pedagoga_s_agressivnymi_detmi.docx | 703.9 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Тополек» г. Волгодонска
Взаимодействие педагога с агрессивными детьми
(консультация для педагогов)
Подготовила:
воспитатель Филинкова Н.Н.
Аннотация
В консультации рассматривается проблема детской агрессивности у детей дошкольного возраста с ОВЗ, выделены основные направления работы для снятия агрессивного поведения. Материал консультации поможет практикующим педагогам научить детей адекватно реагировать на жизненные ситуации, снимать эмоциональное и мышечное напряжение в моменты агрессивного состояния.
Проблема агрессии и агрессивности в настоящее время является достаточно современной, потому что увеличивается количество детей, склонных к агрессии. Агрессия – это отражение внутреннего дискомфорта, внутреннего неблагополучия, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг человека события или неправильная форма защиты[2], что особенно характеризует ребенка с особыми возможностями здоровья (ОВЗ). Агрессивное поведение — одна из форм реагирования человека на разнообразные негативные в физическом и психологическом отношении жизненные ситуации [2]. Важно понимать, что неадекватное агрессивное поведение ребенка — это отражение того, как относятся к нему взрослые. Агрессивный ребенок часто ощущает себя лишним, забытым, никому не нужным. Безразличие, жестокость и бездушие родителей разрывает детско - родительские отношения и поселяет в душе ребенка утверждение в том, что его не любят. «Как стать любимым и нужным» - важная сторона вопроса, возникающая перед маленьким человечком. И он начинает искать выход из создавшейся ситуации, новый способ привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти попытки поиска не приносят желаемого успеха, не помогают адекватно и спокойно, без конфликтов разрешить спорный вопрос именно так, как хотелось бы нам и ребенку. Но найти выход, как сделать правильно, лучше – он не знает. Вот как характеризует Кряжева Н.Л. поведение таких детей: «Агрессивный ребенок, используя любую возможность, ...стремится разозлить маму, воспитателя, сверстников. Он «не успокаивается» до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку» [1].
Иногда сложно понять, чего добивается ребенок, показывая свою агрессию, почему он ведет себя озлобленно и неадекватно. В действительности, с его точки зрения, это отчаянное желание завоевать свое «место под солнцем» [1]. Так представляют свое положение многие дети с особыми возможностями здоровья. Агрессивные дети очень часто подозрительны и настороженны, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Они не могут сами оценить степень агрессии, зачастую не понимают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Детям, напротив, кажется, что внешний мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, отгораживаются и боятся их.
Наиболее встречающиеся виды агрессии:
-Физическая агрессия - использование физической силы против другого человека или объекта через непосредственные физические действия.
-Вербальная - действия словами (угрозы, крики, ругательства, обзывания). Вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозы сверстнику путем различных высказываний - это жалобы, демонстративные угрозы. Вербальная агрессия характеризуется различными действиями: топанье ногами, взрывы ярости, битьё кулаками по столу и др.
-Косвенная агрессия - действия, которые обходным путем направлены на другое лицо (сплетни, злобные шутки).
-Аутоагрессия. Она проявляется в самообвинении, самоуничтожении, в нанесении вреда и телесных повреждений самому себе (2). Одна из причин аутоагрессии – строгий запрет на проявление агрессии по отношению к другим людям.
Главными причинами проявлений детской агрессивности являются:
-желание привлечь к себе внимание либо защититься от неблагоприятного воздействия окружающего мира, а также показать недоверие или отомстить окружающим людям;
-быть главным в группе сверстников, желание любым способом подчинить себе другого ребенка, подчеркивая свое превосходство в игровой деятельности;
-удовлетворение потребности в чем-либо, стремление получить задуманный результат любым путем [3].
Среди агрессивных детей довольно четко выделяются три группы, которые различаются по частоте и жестокости агрессивных действий.
В первую группу входят дети, которые используют агрессию в качестве средства для привлечения внимания сверстников – клоуны. Они, всегда чрезвычайно ярко демонстрируют свои агрессивные эмоции: кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи. Такие дети чем-то напоминают клоунов на арене, которым нужно повеселить других, обратив на себя внимание при помощи получения эмоционального отклика от других. Их агрессивные действия кратковременные, быстро проходящие, подчинены ситуации, не отличаются особой агрессивностью, наиболее яркие эмоции наблюдаются в момент самих действий и быстро угасают. У таких детей отмечается низкий уровень интеллекта, неразвитая произвольность, низкий уровень игровой деятельности.
Во вторую группу входят дети, представляющие себе агрессивные действия как норму поведения – деды. В любой деятельности они добиваются лидирующих позиций, пытаются во что бы то ни стало подчинить и подавить инициативу других детей. Агрессивность выступает здесь как средство достижения какой-либо конкретной цели, при этом игнорируются переживания и обиды сверстников. На первое место выходят исключительно собственные желания. Эти дети обладают высоким уровнем интеллекта, у них развита произвольность, они умеют организовать любую игровую ситуацию, оцениваются достаточно высоким социальным статусом в группе сверстников.
В третью группу входят дети, для которых жестокость представлена как самоцель – садисты. Они получают удовольствие от своих действий, наслаждаются своей агрессивностью. Дети этого типа применяют прямую физическую агрессию. Их действия поражают окружающих своей жестокостью и бездушием. Они получают своеобразное удовольствие от страданий другого. Эта категория детей имеет низкий социальный статус среди сверстников – их боятся и избегают. Это самый тяжелый вид детской агрессии. Его можно назвать целенаправленно-враждебным.
Чтобы избежать детскую агрессию, нужно направить эту достаточно сильную эмоцию в мирное русло. Для педагога важно уловить момент, когда агрессия ребенка переходит ему в норму, помочь ребенку выразить свой гнев в социально-приемлемой форме и открыто. Поведенческий репертуар агрессивного ребенка с ОВЗ довольно скуден, необходимо предоставить ему возможность выбора способов поведения, тогда общение с агрессивным ребенком станет более эффективным и приятным. Ведь у злости есть и свои плюсы. Эта эмоция упрощает для нас возможность сказать «нет». Она помогает нам заявлять о своих правах и намерениях, прокладывать себе дорогу в жизни.
Что же сделать, чтобы ребёнку просто не захотелось быть агрессивным? Существуют различные способы выплескивания агрессии:
1.Обучение агрессивных детей доступным и наиболее приемлемым для данного возраста способам выражения гневных эмоций. Чувство гнева чаще всего возникает в результате ограничения свободы, и в момент наивысшего «накала страстей» необходимо разрешить ребенку доступным способом выразить гнев, а педагогу снять его агрессивное состояние при помощи «Мешочка для криков», Стаканчика для криков, Волшебной трубы “Крик”, Коврика злости, Подушечки эмоций. [4].
Снять агрессивность можно с помощью спортивных соревнований по бегу, прыжкам, метанию мячей. Хорошо воспользоваться дополнительными пособиями: легкими мячиками, которые ребенок может швырять в мишень; мягкими подушечками - их можно пинать, колотить; резиновыми молоточками - бить по стене и по полу; газетами, которые можно комкать, бросать, швырять, не опасаясь что-либо разрушить или разбить [4].
2.Обучение детей навыкам распознавания и контроля негативных эмоций. Детей необходимо знакомить с эмоциями людей, определять положительные и отрицательные стороны каждой эмоции. Важно научить ребенка самому показывать эмоции, знать, какие чувства они выражают: Покажи эмоцию, как ты себя чувствуешь при этом? Какая эмоция тебе неприятна? В какой эмоции ты чувствуешь себя свободно и комфортно? [5]. Существует еще один важный способ понимания ребенком своего эмоционального состояния, которое развивает потребность говорить и анализировать - это рисование на темы: «Когда я сержусь», «Когда я радуюсь», «Когда я счастлив» и т.д.
3.Формирование у детей способности доверять, сочувствовать, сопереживать, развивать эмпатию. Эмпатия – это способность чувствовать эмоциональное состояние другого человека, умение вставать на его позицию. У агрессивных детей чаще всего низкий уровень эмпатии, Их не волнуют чувства и переживания находящихся рядом людей. Они даже представить себе не могут, что окружающим может быть плохо и некомфортно в данной ситуации. 4.Использование педагогических ситуаций. Во время их обсуждения можно с детьми ответить на вопросы: как реагировать, что делать, как поступить? Общее рассматривание и анализ проблемы поможет сплотить детский коллектив, найти адекватный выход из сложившейся ситуации, сгладить конфликт, установить положительный психологический климат в детском коллективе.
5.Для коррекции агрессивности полезно использовать игровую деятельность в ее различных вариантах. В игровой форме ребенок сможет легко научиться поведению в сложных жизненных моментах, оценить себя со стороны.
6.Использование в работе телесно – ориентированных техник. Для того, чтобы дети смогли оценивать свое состояние и управлять им, важно объяснить, что наше тело подскажет выход из конфликтной ситуации, только нужно правильно понять его ощущения, уметь вовремя расслабиться и сбросить негативные эмоции [4].
Используя предложенные направления работы, педагог поможет агрессивному ребенку с особыми возможностями здоровья избавиться от подозрительности и мнительности, доставляющие так много неприятностей и самому «агрессору», и тем, кто находится рядом с ним. В общении с детьми необходимо постоянно огибать крайности: чрезмерную опеку и полнейшее равнодушие. Другими словами - находить золотую середину. Ведь и в том, и в другом случае реакцией ребенка будет агрессия. Задача взрослых — понять те обстоятельства, которые вынуждают ребенка проявлять агрессивность. Важно помочь маленькому человеку одолеть ее наиболее приемлемым способом, а также воспитать в ребенке здоровые отношения с собственной злостью, чтобы он мог использовать ее для своих целей и при этом не ранить окружающих и не разрушить мир отношений.
Библиографический список
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. Академия развития, 1996
- Справочник педагога-психолога. Детский сад. №8-2013., стр. 37. Статья под ред. Тупахиной Т.В.
- Фотель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: в 4-х томах. Т-М.: Генезис, 1998
- Чистякова М.И. Психогимнастика.- М.: Просвещение, 1990
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми"
Содержание семинара - практикума "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми" направлено на повышение коммуникативной компетентности педагогов детского сада по проблеме детской а...
Рекомендации "Правила взаимодействия родителей с агрессивными детьми" , "Стили родительского воспитания"
Рекомендации "Правила взаимодействия с агрессивными детьми" адресованы родителям детей дошкольного возраста. Целью данных рекомендаций является информирование родителей воспитанников ДОУ ...
Семинар-практикум для педагогов на тему «Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми» (в 3-х частях)
Семинар -практикум для педагогов «Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми» состоит из 3 частей. Разработан на основе:1. Бреслав Г.Э. Психологическая кор...
Семинар-практикум «Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми»
Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности педагогов детского сада по проблеме детской агрессивности у дошкольников.Задачи:познакомить педагогов с понятием «агрессивность», групп...
Семинар-практикум «Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми»
Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности педагогов детского сада по проблеме детской агрессивности у дошкольников.Задачи:познакомить педагогов с понятием «агрессивность», группами д...
Взаимодействие педагога с агрессивными детьми
В консультации рассматривается проблема детской агрессивности, основные направления работы с детьми ОВЗ для снятия агрессивного поведения....
Семинар-практикум для педагогов «Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми»
Проблема агрессивности на сегодняшний день является очень актуальной, поскольку увеличилось количество детей, характеризующихся агрессивным поведением. Но только последовательное следование устан...