Использование ИКТ в музыкальной деятельности детей дошкольного возраста
статья по музыке по теме

Левитина Мария Юрьевна

В статье описаны  некоторые музыкально-дидактические  игры   с применением современных компьютерных программ, а также варианты использования икт в разных видах и формах  музыкальной деятельности дошкольников.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

       Государственное  бюджетное образовательное  учреждение

средняя  общеобразовательная школа № 619

Калининского района Санкт-Петербурга

 «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Левитина Мария Юрьевна,

музыкальный руководитель

дошкольного отделения  

Санкт-Петербург

2013      

                   

       

   Информационно-компьютерные технологии (ИКТ) прочно вошли в современную действительность. Стремительно развивающаяся научно-техническая революция стала основой глобального процесса информатизации во всех сферах деятельности. Развитие общества диктует необходимость использования новейших технологий и в системе образования.

          Бурное развитие новых информационных технологий наложило определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Зачастую дети  быстрее взрослых осваивают  возможности техники  и с удовольствием ею пользуются. В соответствии с этим, использование педагогами мультимедийного оборудования стало естественной и необходимой частью процесса обучения и воспитания детей.

          Для нашей школы компьютеризация - не пустой звук.  Имея в своем распоряжении хорошую техническую базу, ребята посещают компьютерные курсы разной направленности (компьютерная графика, flash-анимация, программирование  и т.д.). Знакомство с  новыми технологиями происходит уже на начальной ступени образования - в дошкольном отделении. Здесь дети занимаются в компьютерном классе, где в играх развивают логику, мышление, память, быстроту реакции. Кроме того, педагоги, наряду с традиционными методами обучения,  с успехом используют мультимедиа на своих занятиях, стремясь организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на занятии.

         Основная цель включения в музыкальные  занятия с дошкольниками компьютерных технологий - это наглядность, разнообразие, привнесение элемента удивления, необычности, современности. Благодаря включению ИКТ в занятие повышается познавательная активность детей, внимательность, эмоциональная отзывчивость,  мотивация к узнаванию нового.  Педагог находится в постоянном контакте с детьми, выполняет задания вместе с ними и  не отвлекается на рисование, расстановку иллюстраций, переключение музыки. Это делает процесс обучения  не только интересным, разнообразным, но и более динамичным.

         Использование ресурсов Интернета дает возможность педагогу найти и наполнить занятия качественными изобразительными, видео- и аудиоматериалами. Просматривая видеозаписи замечательных исполнителей, обсуждая их, у детей расширяется кругозор, пополняется словарный запас, знания о музыкальной культуре, возникает интерес и любовь к музыкальному искусству.

        Сочетание традиционных форм занятий и ИКТ позволяет  детям получать информацию через разные каналы восприятия (т.е., они слышат, видят и двигаются). По данным ученых, человек запоминает 20% услышанного, 30% увиденного и 50 % того, что увидел и услышал одновременно. Еще больше человек запоминает, включив в этот процесс мышечную память.   Благодаря такому многоканальному восприятию, эффективность усвоения знаний значительно повышается.

         В музыкальной деятельности дошкольников ИКТ используются в следующих формах работы:

1) музыкальное занятие (развитие музыкальных способностей);

2) тематические праздники (создание, трансформация фоновой заставки);

3)досуги  (подача  новой и необычной информации,  использование анимации);

   а также при   взаимодействии  с родителями  (показ фильмов о дошкольном отделении, о  жизни детей в детском саду, консультации в социальных сетях, советы и  рекомендации на  сайте школы).

         Подробнее  о тех методах и приемах, которые я использую в  своей  работе.

         Музыкальное занятие, как известно, имеет своей целью развитие музыкальных способностей, которые тренируются многократным повторением. Мультимедиа с успехом могут эти упражнения разнообразить, сделать более яркими и привлекательными для детей.

Вот некоторые примеры заданий.

 Развитие  чувства ритма

  1. Игры, в которых сюжет строится на перечислении существительных (по типу «Кого встретил колобок»). Тематика  может быть самой разнообразной, она зависит от возраста и увлечений детей - мои игрушки, на бабушкином дворе, имена, звезды, насекомые, животные и т.д. В компьютерном варианте эти задания  выглядят более динамично, а включение анимации придает им красочности.  

    На экране  дети видят картинку и запись палочками, кружочками и т.п. (МИШКА  I I ), а позже- четвертями и восьмыми. Ритм ребята  проговаривают и исполняют звучащими жестами (хлопки, шлепки, топот). Основная цель этих упражнений - научить правильно соотносить длинные и короткие звуки, «читать» и понимать  графическую запись ритмических последовательностей.

  1. Ритмические игры с музыкой, которая должна быть вставлена в ролик или презентацию (обязательное условие—смена слайда «подгоняется» под темпоритм музыки!).  Сюжет может быть более  абстрактный (например, звезды собрались в разные ритмы).

     На экране дети  видят картинки, ритм (или ритм из картинок) и одновременно слышат музыку, под которую этот ритм «читают», хлопают и т.д.  

  1. Ритмические последовательности для игры на  музыкальных инструментах.

      На экране появляется значок, обозначающий группы инструментов, которые должны исполнить этот ритм («сказки с музыкальными инструментами»).

        Рассматривать картину, следить за сюжетом, слышать музыку и одновременно «читать» ритм—очень сложная задача для дошкольника, развивающая не только музыкальные способности, но и внимание, слуховую сосредоточенность, координацию.   Поэтому помощь педагога  в выполнении этого вида  заданий обязательна.

        Конечный  вариант самого сложного вида исполнения - «сказки с музыкальными инструментами» - формируется постепенно:

-- рассматривание иллюстраций, обсуждение сюжета. Чем эмоциональнее

     пройдет этот этап, тем легче детям будет дальше;

-- озвучивание ритма. Если есть возможность распечатать слайды, то лучше этот этап провести без экрана, традиционно, чтобы была возможность  ритмические формулы повторить несколько раз  в разных вариантах (в разном порядке, звучащими жестами, игрой на инструментах, индивидуально и группами);

-- соединение ритма и музыки. Если дети приучены  слышать музыку во время исполнения песен, танцев,  в игре на инструментах,  чувствуют музыкальную фразу, то здесь  обычно не возникает трудностей;

-- выполнение задания полностью – дети смотрят, слушают, хлопают или играют на инструментах.

        По своему опыту хочу сказать, что подобные задания приносят ощутимую пользу и вызывают радость и восторг у детей только в том случае, если  ребята имеют определенный опыт  ощущения(!) и чтения ритмических последовательностей, а также уверенные навыки игры на детских музыкальных инструментах.  

  Развитие ладового чувства

        Слуховая тренировка ладового чувства происходит в компьютерных играх - загадках. Здесь уместно использование анимации, которая  всегда создает эмоциональный подъем у детей (игры «Угадай, чья музыка звучит», «Настроение»).

  Развитие звуковысотного слуха

        В работе над звуковысотными соотношениями нет лучшего помощника для педагога, чем собственный голос и «вживую»  звучащий инструмент. Однако, для повышения интереса, развития слуховой сосредоточенности   используются  возможности flash- анимации и доски Мимио:

1)  дети угадывают, чей голосок звучит,

2) поют мелодию песенки, которую «играют» на разноцветном пианино или ксилофоне (или играет сказочный персонаж),

3) «складывают»  и поют гамму (лесенку) из разных звучащих пластинок или на нотном стане.

       Подобные игры  есть в готовом варианте на детских музыкальных сайтах.

       Большим подспорьем в развитии музыкального мышления, памяти, тембрового слуха является наличие Интернет- ресурсов.   Познакомившись на занятии с каким-либо музыкальным  фрагментом, дети  слушают, часто в  другом исполнении, и узнают  его при просмотре мультфильма (например, «Детский альбом» Чайковского, «Танцы кукол» Шостаковича, «В пещере горного короля» Грига).

        Некоторые компьютерные задания помогают в игровой форме закрепить понятия жанров, вспомнить прослушанные пьески и соотнести их с изображением.  Возможность  показа качественного и разнообразного иллюстративного материала создает замечательный эмоционально-эстетический фон восприятия музыкальных произведений.

        Дети просматривают видеозаписи, где  поют и танцуют  артисты балета, оперы, кино. Но  неизменно живым интересом пользуются выступления других детей. Эти показы являются  сильной мотивацией для преодоления трудностей у детей и желания петь и танцевать также хорошо.

        На музыкальных занятиях, как мне кажется, целесообразно использовать компьютерные задания в каком-то одном виде деятельности и не более 10 мин. (на одном занятии -  игры с ритмом, на другом - игры с тембрами музыкальных инструментов, на третьем - слушание музыкальных фрагментов) для того, чтобы не потерялся эффект новизны и неожиданности.

        В то же время досуг, развлечение можно полностью построить на теме, в которой эффективность восприятия информации будет зависеть от яркости, увлекательности  и информативности видеоряда.

        В нашем дошкольном отделении для детей и их родителей вот уже несколько лет существует клуб «Всезнайка». Участники делятся друг с другом разнообразной информацией на определенную тему, подготовленную заранее, читают стихи, инсценируют сказки, рисуют, танцуют и поют. С помощью ИКТ такие встречи стали более красочными и интересными.  Вот темы клуба, вызвавшие наибольшие отклики как у детей, так и у родителей: «Откуда музыка пришла», «Сказки Пушкина», «Дедушка вспомнил о войне», «Путешествие в город музыкальных знаков».

        Неотъемлемой частью жизни детского сада являются  праздники.    Огромное значение  здесь имеют декорации, они создают приподнятое   настроение, красочность, необычность  действа и, конечно, атмосферу, соответствующую тематике праздника. Мы с удовольствием «переключаем телевизор», «путешествуем» по странам, «гуляем» по лесу, совершаем «морское путешествие», «летаем» на воздушном шаре над нашим городом Санкт-Петербургом и т.п. Однако не всегда есть возможность  быстро сменить декорацию. Использование фона, слайд-шоу на экране в глубине сцены значительно облегчает  эту задачу и экономит время на «переодевание» сцены.

        Несмотря на то, что утренники продумываются до мелочей,  все же иногда возникают непредвиденные задержки (например, дети не успели переодеться). Чтобы не возникло   паузы, которая создает дискомфорт как зрителям, так и музыкальному руководителю,  мы показываем небольшие  ролики или слайд-шоу о детях, их жизни в детском саду.  

   

         Таким образом, компьютерные технологии с успехом используются мной практически во всех формах и видах музыкальной деятельности и  в сочетании с непосредственным общением ребенка со взрослым приносят  большую пользу, вызывая  детский интерес, удивление, восторг, доставляя радость  при встрече с музыкой.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование метода моделирования в музыкальной деятельности детей дошкольного возраста"

В статье раскрывается проблема целенаправленного использования метода моделирования в системе музыкального образования дошкольников; активизизация познавательной деятельности детей, способствующая акт...

Использование мультимедийных технологий в музыкальной деятельности детей дошкольного возраста

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ Выступление из опыта работы....

Доклад: "Особенности использования ИКТ в различных видах музыкальной деятельности детей дошкольного возраста"

Использование современных информационно-коммуникационных технологий в   учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – это одна из самых новых и актуальных пр...

Статья :«Особенности использования ИКТ в различных видах музыкальной деятельности детей дошкольного возраста»

Музыкальные занятия в детском саду имеют свою специфику. Педагогу необходимо учитывать возрастные особенности детей и помнить, что ведущей формой деятельности дошкольников является игра. Поэтому занят...

Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности детей дошкольного возраста

В статье предложены здоровьесберегающие технологии, которые можно использовать на музыкальных занятиях...

Доклад: "Особенности использования ИКТ в различных видах музыкальной деятельности детей дошкольного возраста"

Доклад: "Особенности использования ИКТ в различных видах музыкальной деятельности детей дошкольного возраста"...