Организация водного закаливания детского организма как необходимое условие снижения заболеваемости дошкольника
статья (средняя группа) на тему
В статье раскрыты вопросы организации водного закаливания и процесса проведения оздоровительной работы как условий снижения заболеваемости у дошкольников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация водного закаливания детского организма как необходимое условие снижения заболеваемости дошкольника
Актуальность проблемы исследования определяется необходимостью более глубокого изучения путей сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста. По статистике XXI век начался в России с резкого ухудшения такого существенного показателя, как здоровье дошкольников. Основной проблемой ухудшения здоровья детей является низкий уровень знаний о ценности своего здоровья и здоровом образе жизни. Сегодня содружество медицинской и педагогической наук накопило некоторый опыт здравотворчества, формирования здорового образа жизни человека. В методической литературе раскрыт опыт формирования представлений у дошкольников о себе как представителе человеческого рода, опыт формирования основ безопасности детей дошкольного возраста (1,2,3), опыт формирования необходимых знаний и умений дошкольников в организации здорового образа жизни (3,4,5).
Основываясь на анализе научно-методической литературы, мы формируем следующие противоречия: между требованиями, предъявляемыми обществом и государством к здоровью ребёнка и слабостью здоровья современного дошкольника; между потребностями ребёнка и традиционной парадигмой воспитания; между необходимостью воспитания здорового ребёнка и недостаточным методическим обеспечением для осуществления данного процесса в ДОУ; между требованием к обеспечению педагогического процесса, способствующего снижению заболеваемости детей и неготовностью педагогов и родителей к его организации, недостаточностью знаний по данному вопросу.
В связи с этим, возникает проблема: каковы условия, обеспечивающие снижение заболеваемости и укрепление здоровья детей в дошкольном образовательном учреждении? Этот вопрос мы попытались частично решить в нашей исследовательской работе и поставили цель– изучение возможностей закаливания детского организма и разработка конспектов водных закаливающих мероприятий для детей среднего дошкольного возраста.
Нами были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть значение, принципы, содержание и методы закаливания детей дошкольного возраста.
2. Выявить уровень заболеваемости детей средней группы до начала эксперимента.
3. Разработать разработать конспекты водного закаливания с использованием рекомендаций Л.П. Банниковой, М.Н. Кузнецовой, В.П. Празникова, и внедрить их в работу с детьми средней группы ДОУ.
4. Выявить эффективность проведённой экспериментальной работы по закаливанию детей среднего дошкольного возраста с целью снижения заболеваемости детей.
Мы предполагаем, что снизить острую заболеваемость детей средней группы возможно при использовании методов водного закаливания с учётом групп здоровья детей и при условии систематического проведения процедур в течение учебного года. В осуществлении методики закаливания должен участвовать весь коллектив дошкольного учреждения: руководство, медсестра, воспитатели. При этом очень важна поддержка родителей. Главное – придерживаться основных принципов закаливания:
- постепенность: только медленное привыкание обеспечит успех занятий по закаливанию;
- систематичность: только регулярные занятия будут способствовать укреплению организма: каждый перерыв будет подрывать всю ту работу, которая велась по закаливанию раньше;
- учёт индивидуальных особенностей, в том числе и заболеваний ребёнка: перед началом проведения курса закаливания нужен тщательный анализ всех заболеваний, перенесённых ребёнком, и его наследственности, чтобы знать, как маленький организм отреагирует на такие новшества.
Мы запланировали проведение системы водного закаливания, которая осуществляется в течение всего учебного года и надеемся, что контрольный эксперимент покажет эффективность нашей оздоровительной работы. вода - отличное средство для закаливание маленького организма в детском саду, так как водные процедуры легко контролировать и дозировать. В своей работе мы используем следующие водные процедуры: обтирания, полоскание горла холодной водой, ванночки для ног с постепенным снижением температуры воды и увеличением времени. Самой мягкой водной процедурой является обтирание. Обтирание – начальный этап закаливания водой. Спустя 2 недели от начала влажных обтираний мы начинаем местные ножные ванны. К эффективной водной процедуре в целях профилактики заболеваний носоглотки относится полоскание горла холодной водой. Начинаем эти процедуры при температуре воды +36-370. Температуру воды снижаем каждые 2-3 дня на один градус и доводим до комнатной температуры. Процедура такого закаливания может включает в себя игровые составляющие, в результате чего процесс оздоровления приобретает более осмысленный и произвольный характер. Противопоказания к закаливанию водой: инфекционные заболевания, эпилепсия; хронический отит, холодовая аллергия, гипервозбудимость. Перерыв в закаливании на 2-3 недели и более снижает сопротивляемость организма к простудным фактором. Необходим учёт индивидуальных особенностей ребёнка, его возраста, возможности наличия у него повышенной чувствительности к закаливающим мероприятиям. Недопустимо проведение закаливания при наличии у ребёнка отрицательных эмоциональных состояний: таких как страх, беспокойство. Все эти принципы мы обязательно учитываем в своей оздоровительной работе.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий (в частности систематического водного закаливания) повышает результативность учебно-воспитательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Мы считаем, что если в детском саду будет возможность корректировки технологий в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ, если, опираясь на мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, если будет обеспечен индивидуальный подход к каждому ребёнку и сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей, то мы добьёмся снижения острой заболеваемости у детей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Альбицкий В.Ю., Баранов А.А. Часто болеющие дети. – Саратов: Издательство Саратовского университета, 1998. – 125 с.
- Баранов А.А. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических медицинских осмотрах – М.: Академия, 2004. – 83с.
- Банникова Л.П. Программа оздоровления детей в ДОУ. Методическое пособие – М. ТЦ Сфера, 2008. – 41 с.
- Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях: Практическое пособие – АРКТИ, 2012. – 64 с.
- Празников В.П. Закаливание детей дошкольного возраста - М.: Медицина, 2002. - 220с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Закаливание детского организма"
Данная консультация содержит материал, который будет полезен как педагогам, так и родителям....
Консультация для родителей "Закаливание детского организма"
Консультация для родителей "Закаливание детского организма"...
Закаливание детского организма как необходимое условие полноценного физического воспитания детей.
Cистема работы по закаливанию в ДОУ...
Консультация для родителей из цикла: «Оздоровительная работа – Закаливание детей дошкольного возраста» «Закаливание детского организма» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е.
Консультация для родителей из цикла: «Оздоровительная работа – Закаливание детей дошкольного возраста»«Закаливание детского организма» Подготовила и прове...
Консультация для воспитателей и родителей "Плавание как средство закаливания детского организма и приобщение дошкольников к ЗОЖ"
Основные тезисы о закаливании, какие можно применять в ДОУ....
Здоровьесбережение в семье и детском саду как необходимое условие формирования гармонично развитой личности дошкольника
АннотацияВ данной статье раскрываются методы и формы работы воспитателей с родителями и воспитанниками по формированию положительного отношения к здоровому образу жизни. Подчеркивается важность всех а...
Здоровьесбережение в семье и детском саду как необходимое условие формирования гармонично развитой личности дошкольника
АннотацияВ данной статье раскрываются методы и формы работы воспитателей с родителями и воспитанниками по формированию положительного отношения к здоровому образу жизни. Подчеркивается важность всех а...