ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ
методическая разработка по теме
Материал представляет собой методические рекомендации по планированию методической работы в дошкольном образовательном учреждении. Планирование в значительной мере предопределяет результат методической работы. Целенаправленное и четкое планирование помогает избежать многих ошибок и отрицательных явлений в организации методической работы.
К сожалению, к плану нередко относятся формально, а процесс планирования ограничивается рамками написания плана и поэтому не мобжет быть ориентиром к деятельности.
В данном материале постаралась остановиться на постоянно встречающихся ошибках методистов при планировании и дать рекомендации и примеры постановки целей и задач работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_planirovaniya.pptx | 273.47 КБ |
kopiya_planirovanie_rmo.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Планирование - заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ. Планирование методической работы - определение системы мер и мероприятий, направленных на реализацию целей района или образовательного учреждения, совершенствование уровня профессионализма педагогов и руководителей учреждения образования, предусматривающее порядок, сроки и ответственных за определенные виды деятельности.
Классификация планов По охвату содержания: комплексный (общий); тематический; предметный (конкретный) По длительности планирования: долгосрочный (перспективный); среднесрочный; краткосрочный; оперативный. В зависимости от субъекта планирования: индивидуальный; коллективный. По масштабу планирования: План методической работы района; План методической работы образовательного учреждения; Планы структурных подразделений (методических объединений, проблемных групп, школы начинающего педагога и т.д.).
Цель методической работы – это прогнозируемый результат.
Грамотное планирование позволяет: Четко осознавать цели и задачи методической работы. Предварительно изучить педагогический коллектив, состояние образовательного процесса, методической работы. Целенаправленно отобрать содержание, организационные формы работы с педагогическими и руководящими кадрами. Проектировать результаты методической работы.
КРИТЕРИИ ПЛАНИРОВАНИЯ Положение о методическом объединении: общее положение, цель РМО, основные задачи направления в содержании деятельности РМО, формы работы, документация РМО, права РМО. Анализ работы за прошлый учебный год. Задачи на новый учебный год. Формы проведения РМО. Формы планирования (заседания, графическая структура)
Основные направления методической работы, которые необходимо учитывать при планировании • работа с нормативными документами; • реализация городской (общешкольной) методической темы, • диагностическая работа; • экспертно-аттестационная работа; • обобщение опыта работы педагогов; • работа с молодыми и начинающими педагогами в форме наставничества; • организация педагогических советов, семинаров, методических совещаний и т.д.; • организация различных конкурсов, смотров; • апробация учебников и УМК нового поколения; • методическое сопровождение опытно-поисковой, экспериментальной, инновационной деятельности; • работа с педагогами, имеющими различный уровень профессионального мастерства; • анализ деятельности методической службы.
Оценочный лист «Анализ работы РМО ____________ за ______учебный год» * Заполняется в случае низкого результата. Предложения:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ № п / п Название мероприятия Степень личного участия в мероприятии (по 10-ти бальной шкале) Оценка полезности (лично для педагога) Примечание * (причины неуспеха) 1 …
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
МОУ ДПО «Центр развития системы образования» г. Перми
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ
РАБОТЫ ДОШКОЛЬНЫХ И РАЙОННЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ
ОБЪЕДИНЕНИЙ
Составитель: Щелконогова Т.В.
Планирование в значительной мере предопределяет результат методической работы. Целенаправленное и четкое планирование помогает избежать многих ошибок и отрицательных явлений в организации методической работы.
К сожалению, к плану нередко относятся формально, а процесс планирования ограничивается рамками написания плана и поэтому не может быть ориентиром к деятельности.
Что же такое план? Какие бывают виды планирования?
Планирование - заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ.
Планирование методической работы - определение системы мер и мероприятий, направленных на реализацию целей района или образовательного учреждения, совершенствование уровня профессионализма педагогов и руководителей учреждения образования, предусматривающее порядок, сроки и ответственных за определенные виды деятельности.
Классификация планов
По охвату содержания:
Комплексный (общий) – планируется методическая деятельность во всех ее
направлениях и видах1;
Тематический – подробно планируется одно направление или вид
деятельности (например, план работы с начинающими
педагогами);
Предметный (конкретный) – планируется одно конкретное мероприятие
(план проведения семинара, деловой игры и т.д.)
По длительности планирования:
Долгосрочный (перспективный) – от 3 до 5 лет – наименее конкретный вид плана
Среднесрочный – 1-3 года – самый распространенный годовой план
методической работы
Краткосрочный –план ближайшей перспективы, когда планируется достаточно короткий период времени (четверть, месяц). Такие планы содержат конкретную деятельность по подготовке текущего мероприятия;
Оперативный – планируются самые ближайшие действия (на день, на неделю)2
В зависимости от субъекта планирования:
Индивидуальный план работы педагога (руководителя, методиста и т.д.);
Коллективный – к планированию привлекается весь педагогический коллектив учреждения образования (методический актив района). Одно из самых распространенных противоречий в организации методической работы – это несоответствие между теми, кто планирует, и теми, кто будет участвовать в реализации плана. Поэтому, планирование должно носить коллективный характер.
По масштабу планирования:
План методической работы района;
План методической работы образовательного учреждения;
Планы структурных подразделений (методических объединений, проблемных групп, школы начинающего педагога и т.д.).
Любое планирование начинается с определения цели (целей), т.е. результата, который необходимо получить. Однако далеко не каждый ожидаемый результат может быть отнесен к понятию цели. Ожидания могут быть мечтами, фантазиями и намерениями, которым никогда не суждено сбыться.
Цель методической работы – это прогнозируемый результат, который соответствует потребностям и возможностям педагогического коллектива, определен по времени и задан конкретно. Любая цель должна соответствовать критериям достижимости, конкретности и измеримости (диагностируемости).
Если цель реальна, она вызывает у педагогов активность, мотивирует, побуждает к деятельности.
Грамотное планирование позволяет:
Четко осознавать цели и задачи методической работы.
Предварительно изучить педагогический коллектив, состояние образовательного процесса, методической работы.
Целенаправленно отобрать содержание, организационные формы работы с педагогическими и руководящими кадрами.
Проектировать результаты методической работы.
Наиболее распространенные ошибки при планировании:
- отсутствие четко определенной цели работы, сформулированной на основе глубокого анализа, знания изменившейся социально-педагогической ситуации и требований к современному педагогу;
- ожидание инструкций, указаний, рекомендаций свыше и как следствие – безынициативность;
- примитивность планирования;
- неумение привлекать к планированию педагогов и методический актив;
- неконкретность и неопределенность спланированных дел;
- не учитываются результаты диагностики интересов и запросов учителей;
- редко проводится работа по обобщению и распространению передового педагогического опыта;
- не обсуждаются результаты курсовой подготовки педагогов;
- форма проведения занятий, его практическая часть не соответствуют теме.
КРИТЕРИИ ПЛАНИРОВАНИЯ
- Положение о методическом объединении: общее положение, цель РМО, основные задачи направления в содержании деятельности РМО, формы работы, документация РМО, права РМО.
- Анализ работы за прошлый учебный год.
- Задачи на новый учебный год.
- Формы проведения РМО.
- Формы планирования (заседания, графическая структура)
Основные направления методической работы, которые необходимо учитывать при планировании
• работа с нормативными документами;
• реализация городской (общешкольной) методической темы,
• диагностическая работа;
• экспертно-аттестационная работа;
• обобщение опыта работы педагогов;
• работа с молодыми и начинающими педагогами в форме наставничества;
• организация педагогических советов, семинаров, методических совещаний и т.д.;
• организация различных конкурсов, смотров;
• апробация учебников и УМК нового поколения;
• методическое сопровождение опытно-поисковой, экспериментальной, инновационной деятельности;
• работа с педагогами, имеющими различный уровень профессионального мастерства;
• анализ деятельности методической службы.
Примерные цели деятельности методического объединения:
Повышение теоретического, методического, профессионального мастерства учителя.
Вооружение педагогов эффективными методами, приемами и технологиями организации урочной и внеурочной деятельности.
Изучение нормативно-правовых документов по организации образовательного процесса в начальной школе.
Эффективное использование в деятельности МО программных документов.
Изучение достижений положительного педагогического опыта и достижений педагогической науки и практики.
Развитие творческого потенциала педагогов средствами …
Развитие у педагогов способности к рефлексивной оценке своих достижений.
Формирование потребности педагогов в повышении своей профессиональной культуры.
Развитие положительной профессиональной мотивации учителя в стремлении к профессиональному росту.
Развитие коммуникативной культуры педагога.
Организация работы педагогов по развитию индивидуальных умений учащихся на всех этапах урока.
Формирование рефлексивной культуры учителя.
Формирование культуры качественного использования информационных технологий на уроке.
Повышение эффективности урока на всех этапах обучения в школе.
Примерные задачи методической работы:
- повысить профессиональный и культурный уровень преподавателей;
- стимулировать их служебную и общественную активность;
- обновить и совершенствовать знания в области преподаваемой дисциплины;
- совершенствовать педагогическое и методическое мастерство на основе идей педагогов-новаторов и творчески работающих преподавателей;
- совершенствовать методы и стиль взаимодействия на принципах гуманизации, демократизации и гласности;
- совершенствовать деятельность по организации и содействию творческой, активной, самостоятельной работы педагогов, как на уроках, так и во вне учебное время;
- формировать умения и навыки анализа образовательного процесса в целом и самоанализа своей учебно-воспитательной деятельности в частности;
- выявлять, обобщать и внедрять передовой педагогический опыт;
- приобщать преподавателей к исследовательской деятельности и др.
Чтобы план был рабочим, чтобы для большинства педагогов его исполнение не было тяжелой нагрузкой, необходимо включать такие формы работы, темы для обсуждения, которые актуальны для членов коллектива. Правильно их выбрать поможет грамотный анализ, педагогическая диагностика, привлечение к составлению плана различных категорий руководителей и педагогов.
Следующий залог успеха плана - включение в систему методической работы активных форм и методов. Чем выше активность педагогов, тем успешнее идет формирование знаний. Это приводит нс только к лучшему пониманию, запоминанию и воспроизведению новой информации, но и вырабатывает умение применять полученные знания на практике.
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО на заседании РМО учителей начальных классов прот. № ___ от «____»______20___г.
План работы районного методического объединения учителей начальных классов на 200_/200_ учебный год Цель: Задачи: |
План работы:
№ | Тема мероприятия | Форма организации, форма проведения | Срок и место реализации | Ответственные | Результат |
1. | Особенности организации образовательного процесса в начальной школе | Инструктивно-методическая секция | 26.08.10г. | ||
2. | Технология работы с текстом | Семинар - практикум | 10.11.10г.(если не знаем даты, пишем месяц) | ||
3. | Обобщение опыта работы | Групповая консультация | |||
Руководитель РМО подпись Ф.И.О.
В конце учебного года целесообразно проанализировать план работы. Одним из возможных вариантов анализа может служить методика оценочного листа (см. приложение).
Каждый педагог получает таблицу проведенных дел, в которой отмечается степень личного участия, оценка полезности (лично для педагога) по 10-балльной шкале, предложения. Колонка «примечание» заполняется в случае низких оценок, где указываются причины неуспеха.
После обработки данных можно сделать выводы о полезности проведенного мероприятия, необходимости использовать данную форму в дальнейшем, оценить личное участие каждого педагога, проанализировать предложения.
Каждое заседание РМО учителей должно быть спланировано. Повестки заседаний РМО должны включать вопросы, раскрывающие тему (цели) работы на данный учебный год.
Образец
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАСЕДАНИЯ
РМО УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
ТЕМА:
ЦЕЛЬ:
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ:
ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ:
УЧАСТНИКИ ЗАСЕДАНИЯ:
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
Научно-методический блок
Учебно-методический блок
Практическая часть
Выводы. Предложения.
Рекомендации.
Рефлексия
Список литературы по теме заседания
Выставка периодических изданий
Образец программы проведения заседания методического объединения
Цель: совершенствование профессионально- методических навыков и умений по проблеме проведения анализа и самоанализа урока на основе теоретических знаний.
Форма проведения: семинар
Дата, время: 31января 2010, 14.00
Состав участников: учителя начальных классов
Иванова И.А., руководитель районного (школьного) методического объединения;
приглашенные (пишем все должности); педагог-психолог, педагог- дефектолог
Методическое обеспечение: медиапроектор, мультимедийные презентации, дидактические материалы и т. п.
Пишется либо план, либо проблемное поле (пояснение смотри ниже).
ТЕМА : Технология системного подхода к педагогическому анализу и самоанализу урока
1 вариант – не дискуссионного характера
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ :
1. Открытие семинара
Иванова И.А., руководитель районного (школьного) методического объединения;
2. Методические основы урока: структурное многообразие, общие вопросы посещения
Петров В.А., учитель начальных классов
3. Практическая часть
4. Подведение итогов работы семинара. Выработка рекомендаций.
. Рефлексия.
Предполагаемый результат: методические рекомендации
2 вариант - разрабатывается при использовании различных форм дискуссий: круглый стол, дебаты и т. п.
ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ :
Формулируем обозначенный круг проблем в виде темы, при этом не указываем Ф.И.О. выступающих, как в Плане проведения, так как все принимают участие в обсуждении.
В конце (в 1 и 2 вариантах) пишем РЕКОМЕНДАЦИИ по итогам работы семинара.
Указываем список литературы:
Литература
Педагогический поиск. Научно-практический журнал «Завуч», 2002, №2
и т. д.
Изучение и обобщение опыта работы учителей школы.
В основе организации работы по изучению и обобщению опы та должны лежать два основных принципа: целесообразности и добровольности.
Принцип целесообразности предполагает изучение вопроса о необходимости, значимости опыта работы того или иного учителя для данного учебного заведения.
Принцип добровольности основывается на осознанном жела нии педагога принимать участие в данном виде работы. Живая за интересованность самого учителя — это уже половина успеха ор ганизуемого дела.
При изучении и обобщении опыта рекомендуется использовать следующие формы работы: открытые уроки, консультации, твор ческие отчеты, презентации, недели педагогического мастерства, конференции, выставки, практикумы по разработке методики изу чения и обобщения опыта.
Также изучается деятельность учителя, его вклад в работу ме тодического формирования, педагогическая продукция учителя, внеклассная работа по предмету. Изучается его деятельность как руководителя (если он таковым является) РМО, школы, мастер-класса. И, конечно же, уровень знаний учащихся по преподавае мому учителем предмету.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности планирования работы с учетом ФГТ.
Особенности планирования работы с учетом ФГТ. Пименова С. В., воспитатель МБДОУ «Федосеевский детский сад общеразвивающего вида «Яблочко» Планирование образовательной работы в дошкольн...
Семинар «Особенности планирования образовательного процесса с учетом ФГТ»
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме разработки и реализации комплексно-тематического планирования образовательного процесса в соответствии с ФГТ....
Выпускная квалификационная работа на тему: ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСВОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»
Выпускная квалификационная работа посвящена изучению особенностей и условий развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.Отдельное ...
Круглый стол «Принципы построения и особенности планирования воспитательно-образовательного процесса с учетом ФГОС»
Материал содержит практические рекомендаци по планированию воспитательно-образовательного процесса с учетом ФГОС....
Особенности планирования ознакомления детей дошкольного возраста с литературным наследием Кубани
Планирование работы по ознакомлению с художественной литературой осуществляется в процессе основной образовательной деятельности, в процессе подготовки к пра...
Особенности планирования образовательного процесса в дошкольном учреждении
В работе рассматриваются особенности организации образовательного процесса, в том числе с детьми разного возраста....
Особенности планирования национально-регионального содержания в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Чувашская Республика – один из многонациональных регионов Российской Федерации. В Законе «Об образовании» четко определена необходимость обеспечения гуманистического, развивающего, н...