ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ПО РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
методическая разработка по теме

Анищенко Наталья Владимировна

 

Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест. Профессиональная компетентность является условием эффективности организации воспитательно-образовательного процесса.

Актуальность данного исследования определяется социальной значимостью проблемы воспитания активной творческой личности. Решение этой важной задачи начинается уже в дошкольном детстве-периоде наиболее синзетивном для усвоения способов творческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty__na_temu.docx53.51 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОУ ВПО «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

ТЕМА:  ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ПО РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Выполнила:

Анищенко Наталья Владимировна, 

старший воспитатель МДОУ ДС № 3 «Тополек» г. Ясный;

Руководитель:

Михеева Елена Владимировна,

к.п.н., старший преподаватель  кафедры педагогики и психологии ИПК и ППРО ОГПУ

г.Оренбург, 2010 г.

ОПЫТ РАБОТЫ  НА ТЕМУ:  ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ПО РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

«Творчество не приходит к детям

по какому-то наитию.

Творчеству надо учить. 

Дети должны жить в мире красоты,

 игры, сказки, музыки, рисунка,

 фантазии, творчества».

(В. А. Сухомлинский) 

Актуальность. Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест. Профессиональная компетентность является условием эффективности организации воспитательно-образовательного процесса.

Актуальность данного исследования определяется социальной значимостью проблемы воспитания активной творческой личности. Решение этой важной задачи начинается уже в дошкольном детстве-периоде наиболее синзетивном для усвоения способов творческой деятельности.

Теоретическое обоснование проблемы. Исследование профессиональной компетентности педагога – одно из ведущих направлений исследовательской деятельности целого ряда учёных.

За последнее время появилось большое количество публикаций, связанных с рассмотрением профессиональной компетентности в образовании. Проблема определения профессиональной компетентности педагога стала объектом спора и разногласий между психологами, педагогами, специалистами – практиками, так как нет единого подхода к определению этого понятия.

Методологическую основу исследования составляют общенаучные положения о профессиональной компетентности педагога в трудах В.А. Сластенина, Л.С.Выгодского, В.В. Давыдова, А.Н.Леонтьева, С.Г.Молчанова, Г.В.Яковлевой и др. В теории педагогического образования понятие “профессиональная компетентность” обозначает совокупность профессионально обусловленных требований к педагогу и употребляется с такими терминами, как “квалификационная характеристика”, “профессиограмма личности”, “профессиональная готовность” (Е.И. Рогов, О.М. Шиян, Н.В.Кузьмин и др.).

В психологии принята точка зрения, согласно которой понятие “компетентность” включает знание, умение, навыки, а также способы осуществления деятельности (А.П.Журавлёв, Н.Ф.Талызина, Р.К. Шакуров, А.И.Щербаков).

Таким образом, при всем разнообразии исследовательских подходов, следует определение профессиональной компетентности как интегративного свойства личности педагога, характеризующего его осведомлённость в психолого-педагогической области знаний, профессиональные умения и навыки, личностный опыт. При этом необходимо, чтобы педагог был нацелен на перспективность в работе, открыт к динамическому обогащению необходимыми знаниями, уверен в себе и способен достигать профессионально значимых результатов.

Эта общая характеристика профессиональной компетентности педагога в литературе конкретизирована различными вариантами и моделями профессионально значимых качеств личности.

На современном этапе воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях происходит усиление внимания к эстетическому воспитанию и формированию художественно-творческих способностей детей. Благодаря своей специфике, заключающейся, прежде всего в средствах разных видов  искусства, художественно-творческих деятельностях, эстетическое воспитание обеспечивает глубокое влияние на всестороннее развитие ребёнка и формирование его личности .... Вопросы теории, методики и практики эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами различных видов искусства, а также формирования художественно-творческих способностей разрабатывались в трудах известных учёных: Л. Г. Арчажниковой, Н. А. Ветлугиной, Т.Н.Дороновой, Б.Т.Лихачёва, Т.С.Комаровой, Н.Н.Ростовцева, Н. П.Сакулиной, К.В.Тарасовой, Р.М.Чумичёвой, С.Т.Шацкого, В.Н.Шацкой и других. Психологическое обоснование роли использования искусства в эстетическом воспитании дошкольников содержится в работах Л.С.Выготского, Е.И.Игнатьева, А.А.Люблинской, Б.М.Теплова, П.Я.Якобсона, Е.А.Флериной.

Содержание опыта.   Руководство изобразительной деятельностью требует от воспитателя знания того, что представляет собой творчество вообще, и особенно детское, знания его специфики, умения тонко, тактично, поддерживая инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками и умениями и развитию творческого потенциала.

Художественно-творческие способности, умения и навыки необходимо начинать развивать как можно раньше, ибо занятия эстетического цикла способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей, естественно при условии правильного руководства их эстетическим развитием, учитывающего не только возрастные, но и индивидуальные особенности. А это означает, что, развивая интерес к изобразительной деятельности, следует придерживаться личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку, помогать ему, поддерживать стремление хорошо выполнять работу, объективно оценивать его старания. Чтобы заинтересовать детей искусством педагогу необходимо самому хорошо его знать и понимать.

Система нашей работы, разработанная на основе концепции эстетического воспитания и развития дошкольников Т.С. Комаровой,  заключаются в следующем:

  1. Тщательный, обусловленный возрастными возможностями детей отбор художественного материала по различным видам народного искусства (музыкальное, художественно-речевое, декоративно-прикладное) при условии их тесной взаимосвязи и между собой, и с классическим искусством.
  2. Интеграция работы на основе народного искусства с другими направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (ознакомление с природой, развитие речи, игры и т.д.).
  3. Активное включение детей в разнообразные художественно-творческие деятельности: музыкальную, изобразительную, игровую, художественно-речевую, театрализованную.
  4. Создание эмоционально-положительного климата на занятиях художественно-творческой деятельностью.
  5. Индивидуальный подход к каждому ребенку, учет предпочтений, склонностей, интересов, уровня развития той или иной художественной деятельности; индивидуальная работа с каждым ребенком в процессе коллективных занятий с детьми.
  6. Широкое включение детских работ в жизнь дошкольного учреждения: создание эстетической среды, оформление и проведение праздников и досугов, выставки.
  7. Бережное и уважительное отношение к детскому творчеству.
  8. Использование разнообразных методов и приемов в работе с детьми, в том числе игровых.

Руководство детской изобразительной деятельностью требует от воспитателя знания специфики творчества ребенка, умения тактично способствовать приобретению необходимых навыков.

Для полноценного эстетического развития и формирования художественно-творческих способностей детей необходимы определенные условия.

  1. Приоритетное внимание должно быть уделено игре, рисованию, лепке аппликации, театрализованной, конструктивной и музыкальной деятельности. Это способствует всестороннему развитию личности ребенка, позволяет создать атмосферу максимального эмоционального благополучия, наполнять жизнь детей интересным содержанием.
  2. Содержательная составляющая образования должна быть интересна для детей, формировать художественно-творческие способности, строиться на основе интеграции видов искусства и использования разнообразных методов и приемов работы с детьми в этом направлении.
  3. В детском саду необходимо создавать художественную эстетическую среду. При этом в оформлении активное участие принимают дети. Они вместе с педагогами украшают помещения, создают элементы декораций и детали костюмов для игр-драматизаций, инсценировок. Рекомендуется широко использовать детские рисунки, лепку, аппликации; систематически организовывать выставки.
  4. Полезно постоянно включать в педагогический процесс разнообразные игры, игровые приемы и ситуации. Такие методы максимально способствуют формированию значимой для каждого ребенка мотивации обучения, овладения деятельностью и развитию творческих способностей у детей 3-7 лет.
  5. Во всем должна присутствовать вариативность. Необходимо разнообразить формы, средства и методы обучения, материалы для работы, предоставляемые детям.
  6. Педагогу следует исключить из занятий формализм, шаблоны, сухость, излишний дидактизм, навязывание своего представления о решении образа, сюжета.
  7. Каждый ребенок заслуживает внимательного, тактичного отношения, уважения к его творчеству и к результатам деятельности. Поэтому следует создавать творческую доброжелательную атмосферу на каждом занятии и формировать такой же подход к детскому творчеству и его результатам у родителей.
  8. Воспитатель должен демонстрировать доверие к ребенку, исключить излишнюю опеку. Все это будет способствовать максимальной активизации опыта, навыков и умений детей.
  9. Рекомендуется региональный подход к отбору содержания изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, игровой и других форм художественной деятельности. Предпочтение отдается ближайшему окружению, как природному, так и созданному человеком; знакомству с людьми, внесшими вклад в отечественную историю, культуру. Учитываются местные традиции, характерное для региона народное искусство.

Содержание нового воспитательно-образовательного процесса требует от педагога соответствия новым требованиям. Прав В.А. Сухомлинский, утверждавший, что дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества, что этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать, что от того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.

Грамотное и творческое руководство процессом формирования основ художественной культуры детей дошкольного возраста напрямую зависит от уровня профессиональной подготовки педагогов в области художественно- эстетического воспитания.

Руководителю ДОУ, организующему процесс художественно-эстетического воспитания дошкольников необходимо вначале выяснить профессиональную подготовленность педагогов и их затруднения в этом направлении.  С этой целью предлагаем провести  следующие методы: анкетирование,  беседа с воспитателями и детьми, наблюдения за профессиональной деятельностью воспитателей, анализ продуктивной деятельности детей.

Выявив основные затруднения педагогов, мы определили знания, умения и навыки, требующиеся педагогу для осуществления педагогической деятельности в этом направлении.

Необходимо знать:

  1. психофизические и возрастные особенности детей дошкольного возраста;
  2. психологические основы воздействия комплекса искусств на ребенка;
  3. методологические основы диагностики художественно-эстетического развития дошкольников;
  4. основные направления концепции эстетического воспитания дошкольников, содержание программ в области эстетического воспитания дошкольников;
  5. выразительные средства изобразительного искусства;
  6. основы художественного анализа произведений искусства.

Уметь:

  1. определять и конкретизировать художественно-педагогические задачи, содержание и методы с учетом программы, условий, состава детей;
  2. осуществлять отбор художественной информации в соответствии с целью, логикой и возрастом;
  3. организовать коллективную, подгрупповую, индивидуальную и продуктивную деятельность;
  4. установить необходимые взаимоотношения в процессе индивидуальной и коллективной художественно-творческой деятельности.

Владеть:

  1. технологией моделирования педагогических ситуаций, направленных на комплексное освоение различных видов искусства в процессе творческой деятельности;
  2. методами активизации эмоционально-чувственной сферы ребенка;
  3. средствами активизации познавательной деятельности детей;
  4. навыками анализа собственной художественно-педагогической деятельности и планирования путей ее совершенствования.

Разнообразие форм методической работы определяется, прежде всего, сложностью стоящих перед ней целей, многоликостью конкретных условий, в которых находится дошкольное учреждение. Главное в методической работе – оказание реальной действенной помощи воспитателям. Поэтому, развитие системы методической работы с педагогическими кадрами, с целью повышения качества развития художественно-творческих способностей детей, осуществляется в нашем ДОУ в соответствии с рядом важнейших требований. Они вытекают из объективных закономерностей процесса повышения профессиональной квалификации воспитателей, а именно: практическая направленность, системность и систематичность, оперативность и оптимальное сочетание различных форм и методов работы.

Для каждой группы педагогов были определены задачи психологического сопровождения и рекомендуемые формы методической работы, разработана система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов по вопросу художественно-творческого  развития дошкольников.

           Таблица 1.

Система методической работы по повышению педагогической компетентности воспитателей по вопросам развития художественно-творческих способностей дошкольников.

Формы работы

Тема, цель, содержание.

Участники

Ответст венный

Практический

результат

1. Оказание помощи:

Семинар

Тема:          «Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством».

Цель: систематизация знаний педагогов.

Воспитатели всех

возрастных групп.

Воспита тель по ИЗО

Перспективные планы. Конспекты занятий.

Консультации

Тема:          «Продуктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста». Индивидуальные консультации

Цель: оказание помощи (по результатам          изучения работы   воспитателей,   по запросам педагогов).

Воспитатели Воспитатели

Старший воспита тель

Перечень литературы для оказания помощи. Советы        и рекомендации по организации и  проведению работы         с детьми

Открытые просмотры

Занятия по рисованию,

лепке, аппликации,

интегрированные

занятия в разных возрастных

группах.

Цель: использование вариативных форм организации занятий, методы и приемы работы с детьми.

Воспитатели

Старший воспитатель

Конспекты занятий.

Самообразо вание

Темы:               «Рисование

нетрадиционными

способами».

«Декоративное рисование в детском саду». «Ознакомление    детей    с народно-прикладным искусством».

Цель:    расширить   знания педагогов,   познакомить   с новинками литературы.

По выбору

воспитате-

лей

Заведующая,

Старший

воспитатель

Библиогафия по теме. Аннатированный каталог.

2.

Тематический контроль

Тема:        «Художественно-эстетическое      воспитание детей в старших группах» Цель: эффективность работы по развитию художественно-творческих

способностей детей в ДОУ

План                проведения тематической проверки

Группы старшего дошкольного

возраста

Заведующая,

Старший

воспитатель

Справка      по итогам тематической проверки.

3. Педсовет

Тема: «Художественно-эстетическое воспитание детей и создание комфортной обстановки в ДОУ»

Итоги тематической проверки

О    создании    комфортной обстановки в ДОУ

Решение задач эстетического воспитания

в музыкальной деятельности Деловая игра «Педагогический пробег»

Все педагоги

Заведующая,

Старший

воспитатель

Решение педсовета

4. Изучение, обобщение, распростране ние и внедре ние передово го опыта.

Изучить опыт работы МДОУ Д/с № 2 по развитию творческих способностей детей в процессе конструирования из бумаги. Обобщение                     и распространение        опыта работы Гуляевой М.И. по нетрадиционным   техникам рисования.

Воспитатели

Старший Воспитатель

Старший Воспитатель

Итоги изучения.

Обобщенный опыт работы.

5. Создание условий.

Приобретение пособий, методической литературы в методический        кабинет, изостудию, группы.

Дооборудовать уголки по художественно-продуктивной деятельности в группах

в соответствии с возрастом детей.

Заведующая,

старший

воспитатель

Воспитатели

Заведующая,

старший

воспитатель

Старший воспитатель

Выставка

справочных

материалов,

методической

литературы,

пособий.

6. Формы работы с родителями.

Выставка творческих работ «Что нам осень принесла» (Поделки   из   природного материала и овощей)

Участие   в   конкурсах   на оформление     группы     к праздникам.

Анкетирование родителей «Развитие творческих способностей детей» Консультация для родителей «Устроим картинную галерею»

Цель: добиться взаимодействия детского сада и семьи по проблеме

Родители Дети

Воспитатели

Воспитатели Родители

Старший Воспитатель

Старший Воспитатель

Старший Воспитатель

Выставка

творческих

работ.

Наглядный материал   для родителей.

7. Формы работы со школой и другими организация ми

Круглый стол «Преемственность в художественном образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста».

Совместная выставка рисунков «Зимушка-хрустальная»

Цель:    взаимодействие    и преемственность   в  работе детского сада и школы по проблеме

Посещение выставок в ДЮЦ Экскурсии    в    городской музей, школу искусств.

Учителя начальных классов Воспитатели

Старший Воспитатель

План работы со школой       по направлению преемствен-

ность.

Выставка рисунков      в ДОУ.

8. Другие

формы

работы

Работа творческой группы по проблеме «Художестве нно-речевая   и театрально-игровая деятельность детей»

Цель: разработка новых подходов к развитию художественно-творческих способностей детей, взаимосвязь с другими видами деятельности.

Воспитатели

творческой

группы

Руководитель

творческой группы

Методические

Рекомендации,

перспективные

планы

совместной

работы

воспитателей

групп           и

специалистов

Результативность. Чтобы оценить систему методической работы в ДОУ, необходимо выделить критерии оценки. Их количество может быть разным и зависит от конкретного детского сада. Мы использовали критерии, предложенные Ю.К.Бабанским.

Первый критерий результативности методической работы можно считать достигнутым, если результаты развития детей растут, достигая оптимального уровня для каждого ребёнка или приближаясь к нему, за отведённое время без перегрузки детей.

Второй критерий рациональных затрат времени, экономичности методической работы достигается там, где рост мастерства воспитателей происходит при разумных затратах времени и усилий на методическую работу и самообразование.

Третий критерий стимулирующей роли методической работы заключается в том, что в коллективе наблюдается улучшение психологического климата, рост творческой активности педагогов и их удовлетворение результатами своего труда.

Разработанная система методической работы по данной проблеме позволила воспитателям значительно повысить свою педагогическую культуру, расширить область собственных знаний и умений, а педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения приобрел ряд инновационных изменений.

В ДОУ созданы все необходимые условия для развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста. Любая деятельность детей, а особенно художественная, требует соответствующей организации предметно-развивающей среды, эстетически обдуманной, так как эстетическое оснащение, чувство прекрасного проявляются в тесном контакте с деятельностью и материальным окружением. Во всех возрастных группах оборудованы уголки по художественно-продуктивной деятельности, где имеются все необходимые материалы для развития художественно-творческих способностей детей.

Изостудия - особая среда, способствующая развитию эмоционально-чувственного мира ребенка, где он ощущает себя защищенным и свободным в своих суждениях.

Приходя на занятия в изостудию, дети попадают в атмосферу искусства: звучит музыка, на стенах размещены репродукции картин художников, произведения декоративно-прикладного искусства, скульптура малых форм, а также выставки детских работ, ведь дети полноценные участники организации предметно-развивающей среды.

Наблюдения показывают, что дети охотно занимаются на занятиях по изобразительной деятельности, им нравится заниматься, а педагоги стали работать более творчески. Самой продуктивной формой работы являются занятия по декоративному рисованию, аппликации, лепке, где дети на основе конкретного вида создают узоры, лепят народную игрушку. Периодически проводятся занятия творческого характера, на которых детям предлагается придумать узор для новых предметов, вещей. Например, нарисовать для Снежной Королевы ткань на платье, украсить кокошник, придумать сказочный букет, сказочный лес и т.д. На этих занятиях дети используют полученные знания о закономерностях декоративной деятельности, составляют новые элементы узора, выбирают цветовые сочетания в соответствии с образом, решают композиционные задачи.

В течение года ДОУ принимает активное участие в различных районных и областных конкурсах («Пусть всегда будет солнце»,    «Подарок городу», конкурс рисунков на противопожарную тематику), где работы наших воспитанников занимают призовые места. Все это является показателем эффективности работы по развитию художественно-творческих способностей детей.

Главный показатель эффективности работы по развитию художественно-творческих способностей детей - это данные диагностического обследования изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста. В начале учебного года (2009-2010) после проведения диагностического обследования изобразительной деятельности детей старшей и подготовительной группы мы получили следующие результаты:

Уровень развития изобразительной деятельности детей

старшего дошкольного возраста

                                                                            Диаграмма 1.

                                                                               

                                                                                 Диаграмма 2.

Мы считаем, что такая положительная динамика является результатом эффективной работы детского сада по развитию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.

Таким образом, из результатов работы видно значительные позитивные изменения по всем наблюдаемым показателям, что свидетельствует об эффективности реализованной нами системы методической работы по проблеме развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.

Перечисленные успехи - это результат деятельности всех воспитателей ДОУ. Методическая работа сыграла значительную роль в их профессиональном росте и развитии, повышении профессиональной компетентности.  Методическая работа, направленная на обучение педагогов современным подходам к воспитательной деятельности, способствовала повышению качества образования, выбору перспективных форм и содержания работы с детьми, но главное - актуализировала их потребность в профессиональном росте и саморазвитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы по теме "Повышение профессиональной компетентности педагогов по развитию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ "ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ПО РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"....

педагогический опыт "Развитие детских творческих способностей детей дошкольного возраста через художественно-эстетическую деятельность."

В истории дошкольной педагогики проблема творчества и творческой активности была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс челове...

«Развитие творческих изобразительных способностей детей дошкольного возраста, через нетрадиционные техники». Опыт работы.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так - как оно связано с самостоятельной практической  деятельностью  ребенка.  По...

Педагогический опыт по теме: «Эйдетика как средство развития познавательно-речевых способностей детей дошкольного возраста».

Эйдетика – это специальная методика, которая помогает детям с легкостью запоминать большой объем информации, а также правильно использовать свою память.Метод эйдетики, используемый мной в образо...

Выступление на ММО педагогов-психологов, тема: «Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов-психологов по вопросам организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ»

В настоящее время  в России, в силу целого ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Категория таких детей кра...