Педагогический опыт по теме: «Эйдетика как средство развития познавательно-речевых способностей детей дошкольного возраста».
материал
Эйдетика – это специальная методика, которая помогает детям с легкостью запоминать большой объем информации, а также правильно использовать свою память.
Метод эйдетики, используемый мной в образовательной деятельности, позволяет добиваться положительного результата в развитии образного мышления через игру. Вместо скучной зубрёжки информация усваивается через ассоциации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_1.docx | 101.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад № 2 городского округа города Райчихинска
Педагогический опыт по теме:
«Эйдетика как средство развития познавательно-речевых способностей детей дошкольного возраста».
Руденко Виктория Валентиновна, воспитатель
г. Райчихинск
2022г.
Актуальность представленного опыта
Наступившая информационная эпоха внесла в нашу жизнь такое понятие как «информационная перегрузка». Усвоить всю «входящую» информацию невозможно, да и ненужно. А вот научиться, грамотно с ней работать необходимо не только взрослым, но и детям.
Современные дети за время обучения должны усвоить объем знаний в несколько раз больший, чем дети, допустим, еще 30 лет назад. Чтобы успешно справляться с такой нагрузкой уровень познавательных и творческих способностей должен быть достаточно высоким. Для этого существуют современные методики, помогающие детям развивать мышление, речь, память, воображение.
Эйдетика – это специальная методика, которая помогает детям с легкостью запоминать большой объем информации, а также правильно использовать свою память.
Замечали, что рекламу или мультфильм, который был интересен малышу, он легко пересказывает, цитирует наизусть сложные фразы, а короткий стих к утреннику не может запомнить несколько дней. И уже через пару недель этот стих ребенок забывает, а события того мультфильма может помнить в деталях.
Метод эйдетики, используемый мной в образовательной деятельности, позволяет добиваться положительного результата в развитии образного мышления через игру. Вместо скучной зубрёжки информация усваивается через ассоциации.
Данная методика обладает комплексными свойствами: помимо непосредственных способностей быстро запоминать информацию, у детей развивается восприятие, они приобщаются к деятельности, общаются со старшими и сверстниками.
Работа по этой методике способствует выполнению главной задачи предшкольного образования – выравниванию стартовых возможностей детей, благодаря формированию у них универсальных начальных умений, предшествующих учебным действиям.
Поставленная цель направлена на развитие зрительной и тактильной памяти, образного мышления, воображения, слухового и зрительного внимания, активизации ресурсов познавательных процессов.
Задачи, предопределяют направление работы и результат:
-показать влияние активизации памяти на формирование познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста в инновационной деятельности;
- стимулировать инициативу и стремление детей к познанию;
- развить скрытые в каждом ребёнке способности и таланты;
- научить развернутой и осмысленной монологической речи;
- способствовать развитию памяти, воображения, слухового и
зрительного внимания.
Научно - методической почвой является применение методов современных педагогических технологий обучения и развития детей дошкольного возраста: ТРИЗ-педагогика, мнемотехника. Использование при этом опорных схем, таблиц, карт, позволяют мне развивать у детей память, мышление, формировать навыки объяснительной речи, делать выводы, побуждающие детей к размышлению.
Направления моей деятельности связанны напрямую с развитием познавательных способностей детей; развитием речевых способностей, которые реализуются в следующих формах работы: групповых, индивидуальных, подгрупповых занятиях.
Метод эйдетики построен на простом принципе:
Воображение + положительные эмоции = усвоенная информация.
Реализация педагогического опыта состоит из 4 этапов:
I этап –подготовительный:
- изучение методической литературы по данному вопросу;
- определение целей и задач проекта;
- разработка концепции и анализ результатов;
- разработка практического материала для развития словесно-логического мышления старших дошкольников (комплекс игр);
- Подбор методики для определения уровня развития образно-ассоциативного мышления, памяти у воспитанников старшего дошкольного возраста.
II этап- диагностический.
- Определила показатели и критерии оценки уровней развития образно-ассоциативного мышления, памяти у воспитанников старшего дошкольного возраста способом систематизации и классификации методического материала.
- Проанализировала полученные результаты по развитию образно-ассоциативного мышления, памяти у воспитанников.
- Обобщила полученные результаты для определения направлений дальнейшей работы.
III этап –основной.
- апробируется система работы по развитию образно-ассоциативного мышления, памяти методом Эйдетики;
- разрабатываются и реализуются комплексы развивающих игр, основанные на методах эйдетики;
- осуществляется консультирование педагогов и родителей, в вопросах развития образно-ассоциативного мышления, памяти дошкольника.
В группе создан игровой уголок «Умники и умницы» т.к. применение эйдетики невозможно без практического материала.
Изучение методики, позволило мне разработать серию асоциальных и имитационных игр на развитие образного мышления, такие как: «Образы в картинках», «Запоминание слов по цепочке», «Придумаем сказку», «Запомни фигуру и найди такую-же» и так далее.
Каждая разработанная игра – это комплекс задач, которые ребенок выполняет с помощью картинок, игрушек, тактильных карточек, кубиков, кирпичиков. Задания предлагаю в разных формах организации: в виде моделей, схем, плоскостного рисунка, устных инструкций.
«Эйдетика» предлагает строить работу с детьми на основе:
- свободных ассоциаций, связанных с предметными образами;
- цветовых ассоциаций;
- ассоциаций, связанных с геометрическими формами;
- тактильных ассоциаций;
- предметных ассоциаций;
- звуковых ассоциаций;
- вкусовых ассоциаций;
- обонятельных ассоциаций;
- графических ассоциаций;
Главный вопрос во время тренировки ассоциативного мышления звучит так: «О чем ты подумал?»
Стараюсь использовать методику эйдетики в любой образовательной деятельности. Например, ОД по развитию речи «Узнай сказку по схеме». Другой пример – квест-игра «В поисках королевы математики». Дети любят разгадывать тайны, идти к цели выполняя задания и получить в результате желанный приз.
Во время проведения прогулок у детей возникает желание сравнивать объекты, находить предметы определенной формы в окружении, узнавать запахи, сравнивать тактильные ассоциации.
Программные задачи выполняются в порядке нарастания сложности игры, то есть от простого к сложному. Важно позволить детям составлять новые варианты заданий, заниматься творческой деятельностью.
Особое внимание уделяю работе с родителями. Для совместного развития образного мышления, воображения, слухового и зрительного внимания, активизации ресурсов познавательных процессов подготавливаю консультации и рекомендации по организации совместных игр в домашних условиях. Проведен семинар-практикум для родителей «Значение эйдетики в развитии ребенка», где родители на практике упражнялись в применении игровых приемов и знакомились с применением мнемотаблиц.
IV. этап - диагностико – аналитический включает в себя:
- оценку качества и устойчивости результатов;
- обобщение и распространение опыта.
Промежуточные результаты применения данного опыта показали, что у детей формируется ряд важных и востребованных способностей, умений и качеств личности – а именно:
• способность восприятия и запоминания разных видов информации;
• устойчивость внимания;
• способность к самообучению и быстрому освоению новых знаний;
• свобода и выразительность речи;
• навыки продуктивного общения;
• кругозор и общая культура;
• уверенность в своих силах.
Использование метода эйдетики в работе с детьми облегчает любое усвоение материала.
Таким образом, детский возраст – наиболее плодотворный период
проявления эйдетических способностей. Следовательно, развитие ребенка
средствами эйдетики будет иметь наивысшие результаты, если начать заниматься эйдетикой с детьми дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме: «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра в изобразительной деятельности.Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, ...
Педагогический опыт на тему :" Современные подходы в работе по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста"
Родина, Отчизна, Отечество, Отчий край. Так мы называем землю, на которой родились. И нет ничего дороже у человека. Родина, красота которой открылась ему однажды, как чудо. И перед нами, педагогами, с...
Мастер – класс на тему «Развивающее дидактическое пособие «Занимательная карусель» как средство развития интеллектуально-творческих способностей детей дошкольного возраста»
Создание педагогических условий для освоения детьми мыслительных операций преобразования признаков и их значений при познании окружающего мира и для решения проблемных ситуаций.Дидактическое развивающ...
Выступление воспитателя приюта из опыта работы кружка "Легоконструирование"" с детьми дошкольного возраста (3-7 лет) на тему: "LEGO- конструирование как средство развития познавательно-исследовательских способностей детей дошкольного возраста"
Выступление воспитателя приюта из опыта работы кружка "Легоконструирование" с детьми дошкольного возраста (3-7 лет) на тему: "LEGO- конструирование как средство развития познавательно-и...
Педагогический опыт на тему: «Современные подходы в работе по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста».
Родина, Отчизна, Отечество, Отчий край. Так мы называем землю, на которой родились. И нет ничего дороже у человека. Родина, красота которой открылась ему однажды, как чудо. И перед нами, педагогами, с...
План самообразовательной работы по теме "Применение активных форм обучения как средство развития познавательно-творческих способностей детей дошкольного возраста"
Цель: Раскрыть значение активных форм и методов обучения в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. развитие у дошкольников любознательности...
Семинар практикум"Эйдетика,как средство развития ассоциативно-образного мышления детей дошкольного возраста"
Семинар практикум"Эйдетика,как средство развития ассоциативно-образного мышления детей дошкольного возраста"...