Публичная презентация педагогического опыта «Психологическое сопровождение воспитательного процесса в ДОУ»
статья по теме
В публичной презентации педагогического опыта по теме «Психологическое сопровождение воспитательного процесса в ДОУ» представлена система работы педагога-психолога в детском саду, которая позволяет успешно решать следующие задачи:
· Создание условий для своевременного и полноценного психического развития детей;
· Охрана и укрепление психического здоровья и благополучия детей;
· Обеспечение эффективного развития детей, имеющих особенности в развитии;
· Участие в педагогическом процессе, его анализ и психологизация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_1.doc | 280 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Радуга»
Публичная презентация педагогического опыта «Психологическое сопровождение воспитательного процесса
в ДОУ»
Желонкина
Ольга Викторовна
педагог-психолог
Югорск, 2011
Публичная презентация педагогического опыта
«Психологическое сопровождение воспитательного процесса в ДОУ»
Я приветствую всех, кто пришел на публичную презентацию педагогического опыта по теме: «Психологическое сопровождение воспитательного процесса в ДОУ».
Дети – самое бесценное в жизни, а правильное, и, как следствие, полноценное развитие детей – залог здорового общества.
Исходя из задач программы развития ДОУ, перед психологической службой ставились следующие задачи:
- Создание условий для своевременного и полноценного психического развития детей;
- Охрана и укрепление психического здоровья и благополучия детей;
- Обеспечение эффективного развития детей, имеющих особенности в развитии;
- Участие в педагогическом процессе, его анализ и психологизация.
Решать эти задачи мы начинает с психологического просвещения, под которым понимаем передачу педагогам, родителям, специалистам знаний о психологических и возрастных особенностях детей, о закономерностях их развития, оптимальных путях организации общения и воспитания, принципах организации деятельности детей, а так же формирование потребности в психологических знаниях, внимания к психологическим аспектам работы с детьми.
В процессе реализации поставленных задач использовались следующие формы работы:
- Практикумы «Поможем капризуле», «Как подготовить ребенка к школе?», «Методические рекомендации по организации психолого-педагогического просвещения родителей воспитанников ДОУ».
- Беседы - «Адаптация детей в ДОУ. Этапы, степени, успешность»
- Индивидуальные консультации. Большинство обращений родителей связано с проблемами в общении и взаимопонимании с детьми, педагогов же волнуют отклонения в поведении и личностном развитии детей.
- Распространение психологической литературы, выставки «Готовность к обучению в школе», «Эмоциональное благополучие детей», «Развитие психических функций у детей».
- В рамках популяризация и распространение своего педагогического опыта я участвовала
- во Всероссийском конкурсе «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: 2008 год – Занятие для детей и родителей «4 ошибки в выборе профессии», 2010 год – Цикл занятий для детей 5-6 лет «Тропинка к школе», Цикл лекций«Немного о том, что интересует родителей»
- в региональном этапе конкурса «Детские сады - детям»
- участвовала в региональном этапе конкурса «Детские сады –
детям»
- представляла опыт работы на городском смотре-конкурсе учебно-методических материалов в номинации: «Учебно-методические комплекты по дошкольному воспитанию и образованию»
Опыт работы по подготовке детей к школе представлен как актуальный педагогический опыт «Городской методический центр».
провела
- мастер-класс для педагогов Ханты-Мансийского автономного округа «Педагогические деформации. Профилактика эмоционального выгорания» в рамках прохождения курсов повышения квалификации.
- мастер-класс «Познай себя» на городском методическом объединении педагогов-психологов.
представляла доклады
- «Эмоциональное благополучие ребенка как фактор психического и физического здоровья ребенка» на городском родительском собрании «Мы за здоровый образ жизни»
- «Методические рекомендации по организации психолого-педагогического просвещения родителей воспитанников ДОУ» на городском методическом объединении педагогов-психологов
- «Игры как средство преодоления эмоциональных трудностей» на городском методическом объединении педагогов-психологов
принимала участие в съемках телепередач
- «Школа будущего первоклассника»
- «Осень: хандра или новый этап!?»
- «Влияние воды на эмоциональное состояние детей»
- «Школа развития для детей и родителей»
- «Психологическая помощь семье»
в радиопередаче «Двойной эспрессо» на тему: «Осеняя депрессия»
Кроме того, я являюсь руководителем творческой группы педагогов-психологов города по созданию программы организации психолого-педагогического просвещения родителей «Простые ответы на непростые вопросы» (2009-2010г.).
- Занятия с элементами тренинга «Сплочение педагогического коллектива», «Навыки командного взаимодействия», С целью обучения педагогов новым приемам и методам профилактики и коррекции эмоционального напряжения организовала и провела цикл практических занятий с элементами психологического тренинга «Познай себя»
В рамках распространения опыта работы среди образовательных учреждений округа провела открытое занятие по теме: «Познай себя» на курсах «Технология и методика реализации программы «Югорская семья - компетентные родители» (г. Советский, 2010г.).
- Статьи
- на сайт администрации города Югорска: «Познай себя», «Об участии в городском конкурсе вариативных программ. Программа «Тропинка к школе», «Мы многое делаем для развития наших детей», «Как подготовить ребенка к школе»
- в городской газете «Импульс»: «Мы за счастливое детство», «И ребенок может быть нервным …»
- в городскую газету «Югорский вестник»: «Воспитание лидера»
- сотрудничество с городской газетой «Норд» - в рубрику «Вопрос-ответ» за 2009-2011 учебные годы было подготовлено 13 ответов на вопросы родителей.
- Памятки и рекомендации. За 2009 - 2010 учебный год в родительских уголках было представлено более 30. Наиболее востребованными оказались «Если дети балуются», «Как подготовить ребенка к обучению в школе», «И у детей бывают нервы на пределе», «Сколько можно играть. Игры как средство преодоления эмоциональных трудностей», «Можно ли заставить ребенка слушаться – поведение дома и в детском саду», « Надо ли наказывать детей или Если ваше терпение уже на исходе».
- Семинары «Эмоциональное благополучие детей», «Применение и результаты диагностики «Готовность к школьному обучению», в апреле участвовала в городском родительском собрании «Мы за здоровый образ жизни» с докладом на тему: «Эмоциональное благополучие ребенка как фактор психического и физического здоровья ребенка».
- Психологический ринг «Знаем ли мы своих детей?», «Развитие психических функций у детей».
Вся просветительская работа с родителями и педагогами велась согласно перспективному плану работы, зафиксировано ее выполнение, практические материалы вы можете оценить на выставке.
Дошкольный возраст – важный период развития не только познавательных способностей ребенка, но и становление его самосознания, развития личности ребенка, период начальной социализации.
С целью предупреждения возможных отклонений в развитии детей в связи с их переходом на новую возрастную ступень велась психологическая профилактическая работа. Деятельность по данному направлению включает работу по адаптации детей к ДОУ. Успешная адаптация и социализация ребенка раннего возраста зависит от гармоничного сочетания определенных стереотипов поведенческих реакций, и насыщенности жизни ребенка в эмоциональной, социальной сферах. С целью обеспечения легкой адаптации и успешной социализации большое внимание в своей деятельности мы уделяем регулярному проведению разнообразных адаптационных игр
Продуманная совместная работа во всех деталях система работы, построенная на знании возрастных особенностей развития, определяющих поведение ребенка в процессе его привыкания к условиям общественного воспитания позволила получить следующие результаты
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |
1 группа | 36 % | 57 % | 7 % |
5 группа | 28 % | 60 % | 12 % |
6 группа | 54 % | 37 % | 9 % |
Средний показатель | 39 % | 52 % | 9 % |
Деятельность по направлению психологической профилактической работы включает психологический патронаж детей раннего возраста.
В работе адаптационной группы кратковременного пребывания задействованы воспитатели, психолог, логопед, музыкальный руководитель.
В рамках сопровождения адаптационной группы факторами, положительно повлиявшими на результат было: проведение консультаций, диагностирование, наблюдение, изучение каждого ребенка всеми специалистами для установления индивидуальных особенностей и стиля индивидуального общения.
Ур гот-ти к детского сада | Январь 2010 г. | Апрель 2010 г. |
высокий | 16 % | 42 % |
средний | 16 % | 42 % |
слабо готовы | 68 % | 16 % |
Детальный качественный анализ результатов работы адаптационной группы позволяет сделать вывод, что данная форма работы повышает уровень готовности к посещению детского сада на 52%.
Основной целью педагогической работы является воспитание физически и психически здоровой личности. Полноценное воспитания детей мы видим в развитии психических, личностных и социальных качеств каждого ребенка; в формировании механизмов социально-личностной адаптации ребенка к окружающему миру. Процесс формирования и развития личности малыша многогранен и сложен. Без регулярного мониторинга не возможно оценить успешность работы в данном направлении.
Работа по внедрению единой комплексной системы исследования и развития эмоционально – личностной сферы детей в воспитательно – образовательный процесс была начата Ефимовой Татьяной Александровной. Цель работы по развитию эмоционально – личностной сферы детей в формировании механизмов эмоционально – личностной адаптации ребенка к окружающему миру.
Для реализации данной цели необходимо решение следующих задач:
- Развивать самосознание и самооценку ребенка, формировать позитивное отношение к своему "Я".
- Расширять общие представления детей об окружающем мире, мире людей; ввести ребенка в сложный мир человеческих отношений, развивать коммуникативные навыки.
- Развивать навыки социального поведения ребенка, умение понимать окружающих людей, проявлять к ним позитивное отношение, развивать способность ребенка к эмпатии и сопереживанию.
- Развивать эмоциональную сферу ребенка, повышать уровень самооценки и самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния.
5.Формирование активной позиции, оптимистического мироощущения, способности к творчеству.
Важнейшее значение в этом процессе имеет развитие способности ребенка к самовыражению, саморегуляции, самоутверждению, самоопределению
Придя в детский сад я закончила работу Татьяны Алексанжровны по внедрению системы исследование и развитие эмоционально – личностной сферы детей в воспитательно – образовательный процесс, продолжив мониторинг уровня развития эмоционально-волевой сферы воспитанников и адаптировав программу «Развитие эмоционального восприятия».
Анализ развивающей и коррекционной работы показал, что у многих детей выработались положительные черты характера (уверенность в себе и своих силах, самоуважение, доброта, симпатии и сочувствие к сверстника), им стало легче общаться, они понимают чувства других и легче выражают свои. У детей постепенно исчезают неуверенность, страхи, агрессивность, замкнутость.
Можно с уверенностью сказать, что поставленные цели и задачи реализованы и проделанная работа принесла свои результаты. Важным моментом является и то, что данная деятельность решает одну из задач программы развития нашего ДОУ, а именно – реализация личностно - ориентированного подхода в дошкольном учреждении.
В последнее время в ДОУ отмечается рост количества детей с нарушениями в развитии основных психических процессов, мыслительных операций и мышления, в основе которых лежат особенности и заболевания нервной системы, психические расстройства, нарушения мозговой деятельности, педагогическая запущенность. Определяется острая необходимость содействия полноценному интеллектуальному развитию детей на каждом возрастном этапе.
Сейчас мы находимся на этапе внедрения в работу комплексной системы исследование и интеллектуальное развитие детей.
Для диагностики используем следующие методики
№ | Возраст | Методика | Цель, показатели |
1 | 4-5 лет | «Включение в ряд» «Свободная классификация» «Недостающие детали» «Перцептивное моделирование» «Схематизация» «Систематизация» «10 слов», «10 предметов» «Конструирование по по образцу», «Спичка» «Абстрактные символы» | - выявление умения устанавливать отношения между предметами; - исследование уровня логического мышления; - изучение уровня развития образного мышления; - изучение уровня схематического мышления; - изучение уровня наглядно-образного мышления; - изучение уровня логического мышления; - изучение уровня зрительной и слуховой памяти, объемы и точности памяти; - изучение уровня пространственного восприятия; - изучение уровня зрительного и слухового восприятия. |
2 | 6-7 лет | «Методика определения готовности к школе» Л.А. Ясюковой. | Особенность методики в том, что она состоит из тестов, которые позволяют проанализировать особенности интеллектуального развития ребенка (как общий уровень, так и операционную структуру) и оценить степень сформированности социальных навыков (как одного из компонентов необходимых для успешного обучения и дальнейшего полноценного развития ребенка в школе). |
Одной из важнейших задач обучения в дошкольном возрасте является не столько сообщение новых знаний, сколько формирование способности самостоятельно получать информацию, систематизировать и преобразовывать ее в собственные знания, формирование умений свободного использования информации в процессе решения проблем в различных областях деятельности. Данную задачу я реализую через формирование и развитие познавательных способностей детей.
Для работы были использованы следующие программы:
- «Программа комплексного развития и коррек ции различных сторон психики детей» Автор программы Н.Г. Яковлева
- Программа «Ступеньки к школе» Автор программы М.М. Безруких и Т.А. Филипова
Динамика уровня развития познавательных процессов воспитанников старших и средних групп в 2010-2011 учебном году
Динамика уровня развития познавательных процессов
воспитанников подготовительных групп в 2010-2011 учебном году
Только оптимальное сочетание различные форм и методов коррекционного воздействия может привести к положительной динамике качественного и количественного изменения психических процессов, мышления и речи, и поможет сформировать достаточно высокий уровень интеллектуального и познавательного развития ребенка, создаст условия для его дальнейшего развития.
Работа психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ продолжает обеспечивать создание всех условий для эффективного развития детей, имеющих особенности в развитии.
Психолого–медико–педагогический консилиум (ПМПк) является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Строится процесс сопровождения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
В рамках реализации данной цели решались следующие задачи: выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии, профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок, выявление резервных возможностей развития, определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в детском саду возможностей.
Специалисты, включенные в ПМПк, после обследования детей с согласия родителей (законных представителей) на основании договора между образовательным учреждением и родителями составляли индивидуальный план работы, координационный план коррекционной деятельности и взаимодействия специалистов (воспитатель, педагог – психолог, учитель – логопед, воспитатель по изобразительной деятельности, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель).
В течение учебного года регулярно (1 раз в квартал) проводились заседания ПМПк, на которых проходило всестороннее обсуждение проблем детей с ограниченными возможностями здоровья, представлялись заключения на ребенка и рекомендации. Коллегиальное заключение ПМПк содержит обобщенную характеристику структуры психофизического и речевого развития ребенка и программу специальной (коррекционной) помощи, обобщающую рекомендацию специалистов родителям, так же решались вопросы дальнейшей коррекции и развития. В течение учебного года систематически проводилось коррекционно-развивающее обучение и индивидуальная коррекционная работа. Педагог – психолог отслеживает динамику развития каждого ребенка и эффективность оказываемой ему помощи.
В 2010-2011 учебном году психолого – медико – педагогическое сопровождение было оказано 5 воспитанникам в возрасте от 3 до 6 лет.
Наблюдается положительная динамика развития психических процессов, мышления и речи.
Закончить презентацию педагогического опыта, я бы хотела словами Масару Ибука: главное - развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему:«Психологическое сопровождение процесса подготовки детей к школьному обучению»
1...
Программа "Комплексное психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в ДОУ"
Наше время предъявляет к детским садам высокие требования, в соответствии с которыми в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психологическое сопровождение всех участников ...
Психологическое сопровождение образовательного процесса по формированию психологической готовности детей к обучению в школе в условиях реализации ФГОС
Сейчас в свете ФГОС ДО особое внимание уделяется вопросам психологизации педагогической деятельности, как повышения качества дошкольного образова...
Презентация на тему: Применение современных педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе ДОУ"
Обнавление содержания образования требует от педагогов развитие таких компетенций, которые помогли бы ему строить весь образовательный процесс в соответствии с требованиями. А значит, использовать в с...
Совершенствование форм психологического сопровождения воспитательной работы в современном дошкольном учреждении
Консультация...
Совершенствование форм психологического сопровождения воспитательной работы в современном дошкольном учреждении.
Автор: Панькова Л.А., педагог-психолог...
Методическая разработка .Публичное представление педагогического опыта «Формы, методы и средства в работе по ознакомлению с окружающим миром с детьми с задержкой психического развития»
laquo;Формы, методы и средства в работе по ознакомлению с окружающим миром с детьми с задержкой психического развития»Актуальность. Земля – это часть нашего маленького, красивого и единст...