Физкультурно - оздоровительная работа в ДОУ
материал по теме
В отчете представлены материалы по организации в МБДОУ детском саду № 15 "Светлячок" города Коломна Московской области физкультурно- оздоровительной работы, раскрыты задачи, содержание работы, перечислены здоровьесберегающие технологии, используемые педагогами при организации воспитательно- образовательного процесса с детьми, отмечены достижения коллектива и воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizkulturno-ozdorovitelnaya_rabota_v_dou.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Мониторинг состояния здоровья наших воспитанников показывает, что в детский сад поступают дети в основном со второй группой здоровья, есть два ребенка-инвалида с 5 группой здоровья.
Из заболеваний преобладают нарушения опорно-двигательного аппарата (38,1%), нарушение речи (29,5%), аллергические заболевания (17,2%).
Учитывая данные мониторинга состояния здоровья воспитанников, в соответствии с программой развития ДОУ, на основании городской программы «Здоровье дошкольника» творческой группой разработана базовая оздоровительная программа «Здоровье дошкольника» нашего учреждения.
Цель программы:
Сохранение, укрепление здоровья детей, обеспечение их гармоничного развития, безопасности жизнедеятельности, эмоционально – психологического благополучия; формирование у родителей, педагогов, воспитанников представлений о здоровом образе жизни, осмысленного отношения к здоровью как важной жизненной ценности.
Задачи программы:
- Создание психолого-педагогических условий развития двигательной сферы и здоровья детей на основе их творческой активности.
- Реализацию комплекса здоровьесберегающих технологий в ходе воспитательно-образовательного процесса.
- Повышение профессиональной компетенции педагогов по организации и проведению физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками.
- Активизация взаимодействия с родителями (законными представителями) по сохранению и укреплению здоровья детей.
- Развитие социального партнерства с МБОУ СОШ № 16 и МБОУ ДЮСШ по сохранению и укреплению здоровья детей, их физическому развитию и формированию основ здорового образа жизни.
Для реализации программы разработана нормативно - правовая база:
- Пересмотрены в соответствии с новыми нормами СанПиН и ФГТ, утверждены:
- Учебный план ДОУ
- Режим пребывания дошкольников в ДОУ в холодный и теплый период года, режим в адаптационный период
- Расписание образовательной деятельности
- 10- дневное меню
- План медицинского обслуживания детей
- Разработаны:
- Двигательный режим в каждой возрастной группе
- Циклограммы работы музыкального и физкультурного залов, бассейна
- Инструкции по охране жизни и здоровья детей
- Определена система физкультурно-оздоровительной работы с детьми
- Заключены договоры о сотрудничестве с МБОУ СОШ № 16, ДЮСШ, музыкальной школой имени А. Алябьева, МУК Коломенской филармонией.
Проведено профессиональное гигиеническое обучение персонала, коллектив ознакомлен с новыми санитарными правилами и нормами СанПиН, с ФГТ, 2 раза в год проводится инструктаж по охране жизни и здоровья детей.
Жизнь и здоровье детей во время пребывания в детском саду зависят от профессиональной компетентности находящихся рядом педагогов. В целях повышения профессионализма ежегодно проводятся педсоветы, затрагивающие вопросы оздоровления воспитанников, семинары, практикумы, открытые занятия, работает «Школа молодого педагога». С целью осознания своей значимости в системе воспитания и развития дошкольников, а также сплочения молодого коллектива проведен конкурс профессионального мастерства «Горжусь своей профессией», на котором педагоги продемонстрировали не только психолого-педагогические знания, но и проявили практические умения и навыки по организации воспитательно - образовательного процесса, внедрению здоровьесберегающих технологий в работу с детьми.
Проведенные смотры - конкурсы по оборудованию групповых физкультурных, природных уголков, оборудованию прогулочных участков к летнему сезону сплотили не только педагогов, но и родителей, помогли раскрыть творческие способности взрослых, активизировали самостоятельную двигательную активность детей, украсили окружающую детей обстановку, что важно для психологического комфорта, как детей, так и взрослых.
Педагогический коллектив молодой, мобильный, креативный, талантливый, легко обучаемый, готовый к решению задач оздоровительной программы.
Работа по формированию представления и навыков здорового образа жизни реализуется через все виды деятельности детей. С учетом этого была разработана модель организации физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.
Система физкультурно-оздоровительной работы включает несколько блоков:
- Лечебно- профилактические мероприятия (витамино-, аэрофито-, фитонцидотерапия, закаливание и другие мероприятия по медицинскому обслуживанию дошкольников). Для ее проведения оснащен медицинский блок, включающий медицинский кабинет, прививочный кабинет, изолятор на 2 места, второй медицинский кабинет находится в помещении бассейна.
- Обеспечение психологической безопасности личности ребенка (психологически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, доброжелательный стиль общения взрослого с детьми, использование приемов релаксации в режиме дня, психогимнастика, музыкотерапия, сказкотерапия, организация адаптационного режима детей, индивидуальная и подгрупповая работа с детьми педагога - психолога). В ДОУ оборудованы театральная студия «В гостях у сказки», изостудия «Мастерская чудес», сенсорная комната («комната сказок», как зовут ее дети), кабинет педагога - психолога с библиотекой для детей. В просторном холле среди растений, струящегося водопада, аквариумных рыбок дети и взрослые могут отдохнуть, переключиться на другой вид деятельности. Общение с природными объектами тоже способствует психическому здоровью, психологической разгрузке. Все помещения многофункциональны и помогают в решении оздоровительных задач.
Для создания эмоционально - благополучной обстановки в ДОУ, ситуации успеха каждого ребенка и взрослого работает мини - радиостанция «Светлячок»: музыка встречает детей и взрослых с порога детского сада, звучат поздравления с Днем рождения, с праздниками.
Традиционными стали праздники «Всемирный день спасибо», «Международный день объятий», 14 февраля работает почта признаний, дети разносят свои признания по адресатам (родителям, сверстникам и сотрудникам детского сада), в декабре – почта Деда Мороза.
Совместно с Коломенской филармонией, детской музыкальной школой проводятся музыкальные вечера.
- Оздоровительная направленность воспитательно - образовательного процесса (ВОП) (учет требований к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения, валеологизация образовательного пространства для детей, использование современных физкультурно-оздоровительных, здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий, бережное отношение к нервной системе: учет индивидуальных особенностей и интересов, предоставление свободы выбора, создание условий для самореализации; ориентация на зону ближайшего развития ребенка, личностно- ориентированный, деятельностный подход к организации ВОП).
Внедрены в ВОП здоровьесберегающие технологии:
1) Технологии сохранения и стимулирования здоровья: ритмика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, стопотерапия,
2) Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, занятия по валеологии, самомассаж, точечный самомассаж, массаж с Су-Джоку.
3) Коррекционные технологии: музыкотерапия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.
Работает в ДОУ логопункт. В 2009-2010 учебном году с учителем - логопедом занимались 30 детей в течение года. Результативность работы логопункта: с чистой речью – 60% детей, с улучшениями- 40% . В 2010-2011 учебном году из занимавшихся 34 детей вышли с чистой речью- 53%, с улучшением речи- 47%.
- Формирование валеологической культуры ребенка, основ валеологического сознания (знания о здоровье, умения сберегать, поддерживать и сохранять его, формирование осознанного отношения к здоровью и жизни через организацию бесед, занятий, реализацию различных тематических проектов).
Особенно нужно отметить работу коллектива по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и формированию основ безопасного поведения на дорогах и улицах города, за которую детский сад стал лауреатом областного конкурса «Зеленый огонек», награжден почетной грамотой Министерства образования Московской области.
В рамках этой работы проводятся Дни и недели ПДД в ДОУ в начале учебного года, в зимние каникулы и в летне - оздоровительный период, традиционными стали спортивные праздники «В гостях у светофора», совместный с родителями - «Знатоки дорожных правил». В ДОУ оборудован кабинет ОБЖ, «автоплощадка» во внутреннем дворике. В проведении праздников и занятий участвуют члены отряда ЮИД МБОУ СОШ № 16, инспекторы ГИБДД.
В ДОУ оказываются услуги дополнительного образования:
- Ритмика
- Логоритмика (посещают 23 ребенка)
- Корригирующая гимнастика (для детей с нарушениями осанки и стопы)
- Индивидуальные занятия на тренажерах
- Фитбол- аэробика
- «Школа мяча и скакалки»
- Катание на велосипедах и самокатах
- Кружок «Азбука дорожного движения»
- Плавание в бассейне (200 детей). С детьми работают квалифицированный инструктор по плаванию, медсестра бассейна. Дети 3-4 лет посещают бассейн 1 раз в неделю, со среднего дошкольного возраста - 2 раза в неделю.
- Обучение катанию на роликовых коньках для детей 5-7 лет проводит инструктор по физкультуре 1 раз в неделю в теплое время года во внутреннем дворике, имеющем специализированное покрытие.
Традиционно проводятся 1 раз в месяц физкультурные досуги и День здоровья, в которых участвуют все воспитанники МБДОУ, праздники «Зимние забавы», «Здравствуй, лето звонкое», «Праздник мяча и скакалки», «С папой мы сильнее всех», «Знатоки дорожных правил».
Условия нашего детского сада в связи с наличием двух внутренних двориков с навесами («автоплощадка» и «роллердром») позволяют проводить прогулку даже в непогоду. Площадки используются также для проведения подвижных игр, физкультурных занятий, соревнований, праздников и развлечений, катанию на роликовых коньках, велосипедах и самокатах.
Такое же специализированное (из каучуковой крошки), безопасное для детей покрытие имеет физкультурная площадка на территории детского сада. На площадке дети играют, занимаются, танцуют, соревнуются.
Для организации физкультурно - оздоровительных мероприятий используется и наш «летний амфитеатр», в котором проводятся летние праздники и детские «дискотеки».
Эффективность работы по укреплению здоровья детей зависит от четкой слаженной работы с родителями. Опыт показывает, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети - родители - педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.
Родители - активные участники оснащения предметно - развивающей среды, спортивных праздников, практикумов, консультаций, проводимых в «Школе для заботливых родителей». Открыта в 2011 году также Гостиная для родителей, где дети и взрослые вместе проводят досуги, в том числе и оздоровительные, целью которых является гармонизация детско-родительских отношений.
Интересен опыт совместной работы с Детско – юношеской спортивной школой. На базе детского сада проводились дополнительные занятия по ОФП тренером спортивной школы, охвачены подготовкой 65 детей от 5-7 лет, занятия проводились 2 раза в неделю. В результате такой совместной работы дети показали хороший уровень физической подготовленности, продемонстрировали свои умения в спортивных соревнованиях, проведенных в стенах ДЮСШ.
Коллектив делился опытом работы с коллегами ДОУ города:
- Мастер-класс для педагогов ДОУ города «Деятельностный подход в развитии мышления и творческого воображения детей дошкольного возраста».
- ГМО для музыкальных руководителей ДОУ «Музыкально-ритмическое воспитание детей».
- ГМО для воспитателей групп раннего возраста «Речь на кончиках пальцев» - пальчиковая гимнастика и игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук как средство формирования активной речи».
- Проведена консультация для педагогов «Деятельностный подход к организации образовательной деятельности дошкольников», материал которой был опубликован на сайте ММЦ УО, сайте www.nsportal.ru (социальной сети работников образования).
- Методическая разработка ««Двигательная активность дошкольников в режиме дня» опубликована на сайтеwww.nsportal.ru.
- Материал об участии детского сада в областном конкурсе «Зеленый огонек» был размещен на сайте Министерства образования Московской области, в газете «ВИП Юго-Восток» («Ваш Информационный Партнер –Юго-Восток»), на сайте Управления образования администрации г.о. Коломна.
- На Коломенском телевидении:
– репортаж о работе ДОУ по обучению детей правилам дорожного движения и формированию основ безопасного поведения;
- репортаж об участии в областном конкурсе «Зеленый огонек».
- На телеканале ТВ-Центр показан репортаж из опыта работы ДОУ «Вырастить из ребенка «здоровую личность».
- Участвовали в городском проекте «Земля - наш общий дом».
Наши воспитанники принимают участие во всех городских праздниках и конкурсах. Результативность работы по здоровьесбережению детей подтверждают полученные грамоты и дипломы.
- Грамота за участие в городском спортивном празднике «Праздник мяча и скакалки»
- Грамота за оригинальность и творческий подход в городском конкурсе по безопасности дорожного движения «Подарок юному пешеходу»
- Диплом за участие в городском конкурсе детских рисунков «Чистота - залог здоровья», организованном группой компаний «Прогресс сервис»
- Грамота за участие в городском спортивном празднике «Зимние забавы»
- Грамота за первое место в соревнованиях по горнолыжному спорту «Пингвиньи старты» на призы Фирмы «ЮНАЙК» (Канышева Олеся)
- Грамота за первое место в 4 традиционном детском марафоне на коньках среди мальчиков старшей группы детского сада (Шепелев Иван).
- Грамоты ДЮСШ УО за призовые места в спортивной эстафете.
- Дипломы за первое место в «Предновогодних стартах СДЮСШОР «Комета» (Шепелев Иван)
- Диплом и благодарность за участие в городском проекте «Земля - наш общий дом».
Итак, результаты работы коллектива МБДОУ по реализации оздоровительной программы:
- Сформирована нормативно - правовая база по вопросам оздоровления детей.
- Разработана система физкультурно - оздоровительной работы.
- Повышена активность участия родителей в жизни ДОУ.
- Повысился теоретический уровень владения педагогами валеологическими знаниями.
- Пополнилась и обогатилась предметно - развивающая среда ДОУ.
- Банк педагогической информации пополнился тематическими папками, картотеками, методическими рекомендациями по организации здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности в ДОУ.
- Созданы личные сайты 6 педагогов, публикуются статьи, что позволяет делиться опытом работы с коллегами ДОУ на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
- Показатели заболеваемости детей ниже среднегородских показателей.
- Вновь поступающие в ДОУ малыши быстро адаптируются к условиям детского сада.
- Показатели состояния здоровья выпускников за время посещения детского сада улучшились. Дети показывают высокий уровень развития физических качеств, достаточный уровень развития основных движений.
- Число дней, пропущенных педагогами по болезни стабильно- 5,4 дня.
- Стабильные показатели результативности работы логопункта.
Данные результаты подтверждают, что созданная в детском саду система по здоровьюсбережению позволяет качественно решать цель развития физически развитой, социально-активной, творческой личности.
Таким образом, целостная система образования, оздоровления, психолого-педагогического сопровождения, основанная на классических образцах и педагогических инновациях способствует гармоничному физическому развитию детей нашего дошкольного учреждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СООБЩЕНИЕ "Физкультурные минутки как одна из форм физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками" из опыта работы Бралиевой Яны Тулегеновны
Физкультурные минутки проводятся на занятиях как необходимый кратковременный отдых, который снимает застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой. Перерыв в работе необходим д...
Физкультурно-оздоровительная работа ДОУ в летне-оздоровительный период
Краткая презентация физкультурно-оздоровительной работы ДОУ в летний период...
Опыт работы на тему "Повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ через использование здоровьесберегающих технологий с применением нетрадиционного физкультурного оборудования"
Опыт работы на тему"Повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ через использование здоровьесберегающих технологий с применением нетрадиционного физкультурного оборудования...
Использование массажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.сажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.
Ходьба по массажным дорожкам – это прекрасное средство тренировки мышц стопы. Ребенок ставит ножку по-разному, при этом по-разному работают различные мышцы, а нервные окончания по...
«Волшебные хлопки» или «Аплодисменты здоровья» - китайская хлопково – ударная гимнастика, как одна из нетрадиционных оздоровительных технологий физкультурно – оздоровительной работы в детском саду.
Профилактическая и оздоровительная деятельность в детском саду является чрезвычайно важной и первостепенной задачей. Для достижения основных цели и задач используются различные традиционные и нетрадиц...
«Использование малых фольклорных форм в оздоровительной деятельности как один из факторов модернизации системы физкультурно-оздоровительной работы в детском саду».
Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной. В ДОУ приходят дет...
Использование малых фольклорных форм в оздоровительной деятельности как один из факторов модернизации системы физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.
Использование малых фольклорных форм в оздоровительной деятельности как один из факторов модернизации системы физкультурно-оздоровительной работы в детском саду....
Комментарии
Физкультурно - оздоровительная работа в ДОУ